Об органах юстиции

Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года N 304

Обновленный

  Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Статус органов юстиции Республики Казахстан

      Органы юстиции Республики Казахстан (в дальнейшем - органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

       Статья 2. Правовая основа деятельности органов юстиции

      Правовую основу деятельности органов юстиции составляют  Конституция  Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Республики Казахстан.

       Статья 3. Задачи органов юстиции

      Задачами органов юстиции являются:
      1) участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
      2) правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;
      3) осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними;
      4) организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды;
      5) организация и осуществление судебно-экспертной деятельности;
      6) исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      6-1) организация исправления осужденных;
      6-2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также граждан в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
      7) осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности;
      8)  (исключен - N 25 от 29 декабря 2004 г.)
      9) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом;
      9-1) осуществление документирования и выдачи гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;
      9-2) осуществление учета и регистрации граждан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
      10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 3 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

       Статья 4. Принципы деятельности органов юстиции

      Деятельность органов юстиции строится на принципах:
      1) законности;
      2) обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
      3) гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами;
      4) независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений;
      5) гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием;
      6) единства системы органов юстиции.

  Глава 2. Система и организация деятельности 
органов юстиции

       Статья 5. Система органов юстиции

      1. Единую систему органов юстиции составляют:
      1) органы юстиции, включающие:
      Министерство юстиции Республики Казахстан;
      комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан;
      территориальные органы юстиции;
      органы уголовно-исполнительной системы;
      2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации.
      2. Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляются Министерством юстиции, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством Республики Казахстан.
      3. Структура, штатная численность, условия материально-технического обеспечения органов юстиции определяются Министром юстиции Республики Казахстан в пределах лимитов штатной численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов юстиции.

       Статья 6. Министерство юстиции Республики Казахстан

      1. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.
      2. Министерство юстиции возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.

       Статья 7. Полномочия Министра юстиции
               Республики Казахстан

      1. Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач.
      2. Министр:
      1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей;
      2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными;
      3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
      4) представляет Министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания;
      6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

       Статья 8. Территориальные органы юстиции

      1. Территориальными органами юстиции являются областные, города республиканского значения и столицы, районные и городские подразделения юстиции.
      2. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.  <*>
      Сноска. В статью 8 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

       Статья 9. Организации системы юстиции

      Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при Министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации.

       Статья 10. Уголовно-исполнительная система 
                органов юстиции

      Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан (далее - уголовно-исполнительная система) - система органов и учреждений, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, назначенных судами, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
      Уголовно-исполнительная система имеет свои знамя и символ.
      Описание знамени и символа уголовно-исполнительной системы утверждается Президентом Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

       Статья 11. Структура уголовно-исполнительной системы

            
      1. Структуру уголовно-исполнительной системы образуют:
      1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа);
      2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
      3) учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания:
      уголовно-исполнительные инспекции;
      исправительные учреждения;
      4) следственные изоляторы;
      5) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования;
      6) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения;
      7) центры реабилитации - организации уголовно-исполнительной системы, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения, предназначаемые для оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве, правовой и психологической помощи освобожденным из мест лишения свободы в течение шести месяцев после освобождения.
      2. Порядок организации деятельности, права и обязанности органов, администрации учреждений уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 11 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 12. Взаимодействие органов юстиции с
                 государственными органами, организациями
                 и должностными лицами

      1. Органы юстиции при решении возложенных на них задач взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, в том числе с правоохранительными и контролирующими, а также с должностными лицами.
      2. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органам юстиции в выполнении функциональных задач и защите прав, свобод человека и гражданина, юридических лиц и интересов государства.
      3. Сотрудничество органов юстиции с государственными органами и организациями иностранных государств, в том числе с органами юстиции, осуществляется на основе международных договоров.
      4. Местные исполнительные органы образуют консультативно-совещательный орган по содействию деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового воздействия, а также по организации социальной и иной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания.
      Деятельность консультативно-совещательного органа регламентируется типовым положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.  <*>  (Прим. РЦПИ: см.  P990247  )
      Сноска. В статью 12 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  . 

        Статья 12-1. Общественный контроль за обеспечением
                   прав и законных интересов лиц,
                   содержащихся в учреждениях
                   уголовно-исполнительной системы

      
      1. Общественный контроль за обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - общественный контроль), осуществляется членами общественных наблюдательных комиссий в порядке, установленном уголовно-исполнительным законодательством Республики Казахстан.  (Прим. РЦПИ: см.  V043228  (гл. 15, 16)
      2. Общественные наблюдательные комиссии вправе оказывать содействие деятельности администрации учреждений уголовно-исполнительной системы в целях:
      1) улучшения условий содержания и медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;  (Прим. РЦПИ: см.  V011755  ;  V011713  )
      2) участия в организации труда, досуга, обучения осужденных;  (Прим. РЦПИ: см.  V043228 )
      3) оказания помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации.
      3. Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы оказывает содействие членам общественной наблюдательной комиссии при осуществлении ими мероприятий общественного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. По результатам общественного контроля члены общественной наблюдательной комиссии вправе направить администрации учреждения уголовно-исполнительной системы либо уполномоченному органу уголовно-исполнительной системы предложения по улучшению деятельности указанных учреждений.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 12-1 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

       Статья 13. Акты органов юстиции

      1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам деятельности органов юстиции, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также вносит представления.
      2. Руководители ведомств и территориальных органов Министерства юстиции в пределах своей компетенции издают приказы и вносят представления.
      3. Акты органов юстиции, принятые в пределах их компетенции и прошедшие в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию, обязательны к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства.

       Статья 14. Представление органов юстиции

      1. Органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона:
      1) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, но не прошедших ее;
      2) в отношении нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, применяемых ими, но не опубликованных в установленном порядке, опубликование которых обязательно в соответствии со  статьей 4  Конституции Республики Казахстан;
      3) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, противоречащих законодательству Республики Казахстан;
      4) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Представление вносится в соответствующий государственный орган (должностному лицу) либо в вышестоящий орган (должностному лицу).
      3. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок.
      Органы юстиции вправе участвовать в рассмотрении представления.
      4. Государственный орган либо должностное лицо обязаны устранить нарушения и о принятых мерах сообщить в органы юстиции.

  Глава 3. Основные функции, права и обязанности 
органов юстиции

        Статья 15. Функции органов юстиции в сфере ведения
                 законопроектной работы, совершенствования
                 законодательства

      В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов;
      2) юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов;
      3) привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств;
      4) официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе;
      5) правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации;
      6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства.

        Статья 16. Функции органов юстиции в сфере правового
                 обеспечения международных договоров,
                 координации иностранной правовой помощи

      В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами;
      2) юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан;
      3) исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами;
      4) проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан;
      5) участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров;
      6) юридическую экспертизу проектов международных договоров.

        Статья 17. Функции органов юстиции в сфере
                 судебно-экспертной деятельности,
                 дознания и административного
                 производства

      В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) подбор и расстановку кадров судебных экспертов;
      2) организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан  о лицензировании (Прим. РЦПИ: см.  P981021_ )
      3) материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций;
      4) координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы;
      5) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции;
      6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений;
      7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом.
      Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК   от 15 апреля 2005 г.  N 45  .

       Статья 18. Функции органов юстиции в сфере
                   осуществления государственной регистрации

      В сфере государственной регистрации органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) государственную регистрацию нормативных правовых актов центральных государственных органов, государственную регистрацию нормативных правовых актов маслихатов, акиматов и акимов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      2) государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, за исключением участников регионального финансового центра города Алматы, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;
      3) государственную регистрацию актов гражданского состояния, документирование, изготовление и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов, учет и регистрацию граждан;
      4) опубликование для всеобщего сведения перечня зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов;
      5) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества.
      Сноска. В статью 18 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  ; от 5 июня 2006 года  N 146  (порядок введения в действие см.  ст.2 ).

        Статья 19. Функции органов юстиции в сферах организации
                 правовой помощи и оказания юридических услуг,
                 правовой пропаганды

      1. В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, отзыв, приостановление и прекращение лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан  о лицензировании  ;  (Прим. РЦПИ: см.  P971262   Р011235   Р020254  ,  V042881  )
      2) руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами;
      3) лицензирование нотариальной и адвокатской деятельности, лицензирование деятельности по оценке имущества;
      4) обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния, документирование и выдачу гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;
      5) координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы;
      6) контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;
      7) аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, документирования, организационное, методическое руководство этими органами, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности;
      8) проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов.
      2. В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства;
      2) предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации;
      3) заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды.  <*>
      Сноска. В статью 19 внесены изменения - Законами Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  ; от 15 апреля 2005 г.  N 45  .

        Статья 20. Функции органов юстиции в сфере
                 уголовно-исполнительной деятельности

      
      В сфере уголовно-исполнительной деятельности органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение соблюдения установленных законодательством порядка и условий отбывания наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
      2) содержание подозреваемых и обвиняемых;
      3) организацию размещения осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов;
      4) организацию осуществления исправительного воздействия на осужденных, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;
      5) организацию трудовой занятости осужденных;
      6) охрану органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, контроль за оперативной обстановкой в них, обеспечение безопасности персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных, конвоирование;
      7) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;
      8) организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности и дознания в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      9) организацию общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;
      10) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
      11) организацию и осуществление социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания;
      12) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;
      13) привлечение общественных и религиозных объединений к деятельности уголовно-исполнительной системы;
      14) обеспечение профессиональной подготовленности, правовой и социальной защиты персонала;
      15) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере уголовно-исполнительной деятельности.  <*>
      Сноска. Статья 20 - в редакции Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 21. Функции органов юстиции в сфере обеспечения
                 прав интеллектуальной собственности

      В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области;
      2) обеспечение организации и проведения научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
      3) международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
      4) государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;
      5) контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
      6) регистрацию авторского права в официальных реестрах;
      7) регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;
      8) содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений;
      9) обеспечение регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;
      10) организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе;
      11) контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;
      12) обеспечение регистрации лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов;
      13)  (исключен - N 13 от 20 декабря 2004 г.)   <*>
      Сноска. В статью 21 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

       Статья 22.  (Статья 22 исключена   - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  ) 

        Статья 22-1. Порядок организации проверок в области
                   защиты прав интеллектуальной собственности

      1. Организация проведения проверок в области защиты прав интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
      2. Порядок проведения и сроки проверок регулируются законом Республики Казахстан о частном предпринимательстве.
      3. Виды проверок:
      плановая - заранее запланированная органами юстиции проверка, проводимая с учетом установленных законодательством Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;
      внеплановая - проверка, проводимая органами юстиции по обращениям и иной информации о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства, в связи с непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки;
      рейдовая - проверка, охватывающая одновременно деятельность нескольких субъектов предпринимательства по вопросам соблюдения ими отдельных требований нормативных правовых актов в области защиты прав интеллектуальной собственности;
      встречная - проверка, проводимая органами юстиции во внеплановом порядке в целях перепроверки достоверности предоставленной либо получения дополнительной информации в отношении физического или юридического лица, с которым проверяемый субъект имел договорные обязательства либо иные правовые отношения.
      Запрещается проведение иных видов проверок, не установленных настоящим Законом.
      4. Основаниями для проведения проверок являются:
      1) непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом органов юстиции факта совершения правонарушения;
      2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов;
      3) обращения физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
      4) план работы органов юстиции в области защиты прав интеллектуальной собственности. 
      5. В случаях обнаружения уполномоченным должностным лицом нарушений непосредственно в момент их совершения и необходимости проведения неотложных действий для закрепления доказательств акт о назначении проверки представляется в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, в течение следующего рабочего дня.  
      Сноска. Глава 3 дополнена статьей 22-1 -  Законом  Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.   

       Статья 23. Иные функции органов юстиции

      
      1. Органы юстиции, помимо перечисленных в статьях 15 - 22, осуществляют следующие функции:
      1) соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций и государства;
      2) обеспечение защиты переданных им другими государственными органами и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими;
      3) принятие, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции органов юстиции, и сообщение заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан;
      4) анализ и обобщение практики применения законодательства Республики Казахстан в сфере своей деятельности и внесение соответствующих предложений по его совершенствованию, устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства Республики Казахстан;
      5) обеспечение реализации стратегий и программ;
      6) обеспечение законности и правопорядка в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      7) оказание научно-методической и правовой помощи государственным органам в пределах своей компетенции;
      8) осуществление проверки физических и юридических лиц на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности;
      9) осуществление проверки деятельности лиц, осуществляющих последующее опубликование текстов нормативных правовых актов, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан в области последующего официального опубликования текстов нормативных правовых актов.
      2. В случаях, предусмотренных  Законом  Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах", органы юстиции устанавливают размер вознаграждения и условия его выплаты. 
       3. Государственные учреждения уголовно-исполнительной системы реализуют работы и услуги, не относящиеся к основной деятельности.
      К перечню работ и услуг, не относящихся к основной деятельности государственных учреждений уголовно-исполнительной системы, относятся работы и услуги, предоставляемые при организации деятельности по обеспечению законных интересов подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в них, на дополнительное приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, газет, журналов, литературы, медикаментов и иных средств медицинского назначения для оказания дополнительной лечебно-профилактической помощи, на предоставление длительных свиданий и дополнительные лечебно-профилактические и иные определяемые нормативными правовыми актами Республики Казахстан услуги, а также для подозреваемых и обвиняемых создание дополнительных платных бытовых услуг.  <*>
      Сноска. Статья 23 - в редакции Закона Республики Казахстан от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.); с дополнениями -  Законом  Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125; внесены изменения Законом РК от 5 июля 2006 года N  165  (порядок введения в действие см.  ст.2 ).

         Статья 24. Права органов юстиции и их
                  должностных лиц

      Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе:
      1) издавать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению центральными и местными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
      2) осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию;
      3) запрашивать и получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;
      4) осуществлять в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах проверку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
      5) обращаться с иском в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, а также общественных или государственных интересов в порядке, установленном  статьей 56  Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан;
      6) осуществлять управление переданным им имуществом;
      7) осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований;
      8) вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;
      8-1) оказывать электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации;
      9) осуществлять издательскую деятельность;
      10)  (исключен - N 25 от 29 декабря 2004 г.)
      11)  (исключен - N 25 от 29 декабря 2004 г.)
      12) в установленных законом случаях и порядке составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания в пределах своей компетенции;
      13)  (исключен - N 25 от 29 декабря 2004 г.)
      14) осуществлять иные полномочия, предоставленные законодательными актами Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законами РК от 29 декабря 2004 г.  N 25 ; от 11 января 2007 года N  218  (вводится в действие со дня официального опубликования).

        Статья 24-1. Права и обязанности сотрудников органов
                   (учреждений) уголовно-исполнительной
                   системы 

      
      1. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы вправе:
      1) проводить исследования индивидуально-психологических особенностей личности осужденного и оказывать исправительное воздействие, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;
      2) привлекать осужденных к труду на предприятиях исправительного учреждения или в других организациях, а также к работам без оплаты труда в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждения и прилегающей к нему территории, на которой установлены режимные требования, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Республики Казахстан;    V011720     
      4) временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать граждан на территорию учреждения, а также на прилегающую к нему территорию или обязывать их остаться либо покинуть ее при введении режима особых условий;
      5) в целях обеспечения наблюдения и контроля за лицами, состоящими на учете в уголовно-исполнительной инспекции, беспрепятственно входить в жилые помещения, где они проживают, на принадлежащие им земельные участки, в производственные и иные помещения организаций любых форм собственности по месту их работы или учебы;
      6) осуществлять привод лиц, состоящих на учете, в уголовно-исполнительную инспекцию;
      7) использовать средства массовой информации для освещения деятельности уголовно-исполнительной системы и розыска лиц, совершивших побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи;
      8) обращаться в суды, прокуратуру и иные органы и организации для решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной деятельностью.
      2. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы в пределах своей компетенции обязаны:
      1) осуществлять контроль и надзор за поведением лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и граждан, находящихся на их территории, а также на прилегающей к ним территории;
      2) требовать от лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполнения обязанностей, возложенных на них законодательством Республики Казахстан и приговором суда;
      3) осуществлять регистрацию лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также их дактилоскопирование, фотографирование, видеосъемку, звукозапись в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      4) привлекать осужденных к обязательному участию в проводимых воспитательных мероприятиях;
      5) проводить в соответствии с законодательством Республики Казахстан освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью выявления фактов употребления алкогольных напитков, токсичных, наркотических и иных психотропных средств;
      6) задерживать на территории, прилегающей к учреждению уголовно-исполнительной системы, и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших деяния, подпадающие под действие административного или уголовного законодательства, осуществлять их личный досмотр;
      7) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
      8) проводить служебные расследования случаев чрезвычайных происшествий в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливать и анализировать их причины, принимать меры по предотвращению подобных случаев;
      9) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществлять дознание.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 24-1 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 24-2. Виды и порядок осуществления
                   государственного контроля в области
                   последующего опубликования официальных
                   текстов нормативных правовых актов

      1. Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов осуществляется органами юстиции путем проведения проверок деятельности лиц, осуществляющих последующее опубликование официальных текстов нормативных правовых актов.
      2. Порядок проведения и сроки проверок субъектов частного предпринимательства регулируются законами Республики Казахстан.
      3. Виды проверок:
      плановая - заранее запланированная органами юстиции проверка, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам; 
      внеплановая - проверка, проводимая органами юстиции по обращениям и иной информации о нарушениях законодательства Республики Казахстан в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов, в связи с непосредственным выявлением признаков нарушений законодательства Республики Казахстан, а также в целях контроля исполнения требований об устранении выявленных нарушений в результате плановой проверки.
      4. В отношении одного проверяемого субъекта плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в год.
      Планы работ органов юстиции по проведению плановых проверок утверждаются Министром юстиции. План должен содержать перечень лиц, осуществляющих последующее опубликование официальных текстов нормативных правовых актов, в отношении которых предполагаются проведение проверок и период их проведения. 
      5. В случае выявления нарушения законодательства Республики Казахстан в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов органы юстиции возбуждают дело об административном правонарушении.
      Сноска. Глава 3 дополнена статьей 24-2 -  Законом  Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.   

  Глава 4. Кадры органов юстиции и их правовое 
положение

       Статья 25. Кадры органов юстиции

      
      Кадры органов юстиции составляют работники органов юстиции, являющиеся государственными служащими, сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, обладающие в соответствии с настоящим Законом иным правовым статусом, а также иные лица, трудовые отношения с которыми регулируются законодательством Республики Казахстан о труде.  <*>
      Сноска. Статья 25 - в редакции Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 25-1. Персонал уголовно-исполнительной
                   системы

      
      Персонал уголовно-исполнительной системы составляют:
      1) сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания;
      2) государственные служащие, занимающие должности в органах (учреждениях) уголовно-исполнительной системы;
      3) работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в трудовых отношениях с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 25-1 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 25-2. Прием на службу в органы (учреждения)
                   уголовно-исполнительной системы

      
      1. На службу в органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы принимаются граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
      2. На учебу в организации образования уголовно-исполнительной системы могут зачисляться лица, имеющие среднее образование, по состоянию здоровья годные к прохождению службы в органах (учреждениях) уголовно-исполнительной системы. Время обучения на очных отделениях организаций образования уголовно-исполнительной системы приравнивается к прохождению военной службы. При этом с лицами, поступившими на учебу в организации образования уголовно-исполнительной системы, заключается договор, в котором предусматриваются условия и сроки дальнейшего прохождения службы в органах (учреждениях) уголовно-исполнительной системы после окончания организации образования.
      3. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы принимаются лица в возрасте не старше тридцати двух лет, среднего и старшего начальствующего состава - не старше сорока лет. В индивидуальных случаях этот возрастной ценз может быть изменен решением Министра юстиции Республики Казахстан.
      4. Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры уголовно-исполнительной системы, включая слушателей организаций образования уголовно-исполнительной системы, снимаются в установленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете уголовно-исполнительной системы.
      5. Лица, впервые поступающие на службу в органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы, в обязательном порядке проходят специальное первоначальное обучение и стажировку, для них может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия прохождения испытательного срока и стажировки определяются уполномоченным органом.
      6. Граждане, поступившие на службу в органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы, принимают присягу, текст которой утверждается Президентом Республики Казахстан.
      7. Не могут быть приняты на службу в органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы лица, не годные по состоянию здоровья, ранее судимые и освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы, из правоохранительных органов, судов и органов юстиции.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 25-2 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 25-3. Предельный возраст службы в органах
                   (учреждениях) уголовно-исполнительной
                   системы

      
      1. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы  могут находиться на службе до предельных возрастов состояния на воинской службе , установленных законодательством Республики Казахстан. Отдельным категориям сотрудников органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы срок службы может быть продлен решением Министра юстиции Республики Казахстан.
      2. Продление службы не исключает возможности увольнения сотрудника органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 25-3 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 25-4. Увольнение со службы в органах
                   (учреждениях) уголовно-исполнительной
                   системы

      
      Сотрудник органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы увольняется со службы по следующим основаниям:
      1) по выслуге лет (срока службы) или достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, дающим право на пенсию;
      2) по состоянию здоровья на основании заключения (постановления) военно-врачебной комиссии о непригодности или ограниченной пригодности к военной службе;
      3) в связи с сокращением штатов или реорганизацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случае невозможности использования в другой должности;
      4) по собственному желанию;
      5) в случае непригодности к службе в течение испытательного срока;
      6) по служебному несоответствию, выявившемуся по итогам аттестации;
      7) за систематическое нарушение служебной дисциплины;
      8) за совершение дискредитирующего проступка;
      9) при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда или при прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
      10) в случае прекращения гражданства Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 25-4 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 26. Правовое положение сотрудников органов
                 (учреждений) уголовно-исполнительной
                 системы

      
      1. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
      2. Законные требования сотрудника органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами.
      3. Невыполнение законных требований сотрудника органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, оскорбление, сопротивление, угроза насилием или иное посягательство на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество сотрудника или его близких родственников в связи с выполнением им служебного долга влекут установленную законом ответственность.
      4. Порядок приема на службу, прохождения службы и увольнения со службы сотрудников органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы регулируется настоящим Законом, Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
      5. Сотрудникам органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы в подтверждение их личности и полномочий выдаются служебное удостоверение и жетон установленного образца.
      6. Сотрудник органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы в знак признания заслуг за плодотворную трудовую деятельность и подвиги может быть представлен к государственной награде.
      За достигнутые успехи сотрудник органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы может быть награжден ведомственными наградами. Описание ведомственных наград уголовно-исполнительной системы и порядок их присвоения устанавливаются нормативными правовыми актами.  <*>
      Сноска. Статья 26 - в редакции Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 26-1. Ограничения, связанные с пребыванием лица
                   на службе в органах (учреждениях)
                   уголовно-исполнительной системы

      
      1. Должность сотрудника органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы не совместима с депутатским мандатом, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
      2. Сотруднику органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы запрещаются организация забастовок и участие в их проведении.
      3. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы не должны состоять в каких-либо политических партиях и выступать в их поддержку.
      4. Сотрудник органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы не вправе использовать, распространять сведения о частной жизни, личной и семейной тайне или имеющие отношение к коммерческой, банковской или иной тайне, охраняемой законом, ставшие ему известными в ходе выполнения служебного долга.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 26-1 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 27. Специальные звания сотрудников органов
                 (учреждений) уголовно-исполнительной
                 системы

      
      1. Сотрудникам органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и выслугой лет в установленном порядке присваиваются следующие специальные звания:
      1) рядовой состав:
      рядовой юстиции;
      2) младший начальствующий состав:
      младший сержант юстиции,
      сержант юстиции,
      старший сержант юстиции,
      старшина юстиции,
      прапорщик юстиции, 
      старший прапорщик юстиции;
      3) средний начальствующий состав:
      младший лейтенант юстиции,
      лейтенант юстиции,
      старший лейтенант юстиции,
      капитан юстиции;
      4) старший начальствующий состав:
      майор юстиции,
      подполковник юстиции,
      полковник юстиции;
      5) высший начальствующий состав:
      генерал-майор юстиции. 
      Порядок присвоения специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы определяется законодательством.
      2.  (исключен - N 25 от 29 декабря 2004 г.)
      3.  (исключен - N 25 от 29 декабря 2004 г.)   <*>
      Сноска. В статью 27 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

       Статья 28. Правовое регулирование труда

      Трудовые отношения сотрудников органов юстиции регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а в части, не урегулированной настоящим Законом и  Законом  Республики Казахстан "О государственной службе", законодательными актами о труде.
      Нормативы нагрузки для сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы устанавливаются Правительством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 28 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 28-1. Оплата труда, пенсионное и иное
                   обеспечение сотрудников органов
                   (учреждений) уголовно-исполнительной
                   системы

      1. Денежное довольствие сотрудников органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы устанавливается на основании единой системы оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета, утверждаемой Президентом Республики Казахстан, и включает в себя денежное содержание и надбавки за особые условия прохождения службы.
      2. Денежное содержание сотрудников органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы состоит из должностного оклада и доплаты за специальное звание.
      3. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы обеспечиваются бесплатно форменным обмундированием, образцы и нормы положенности которого устанавливаются Правительством Республики Казахстан.  (Прим. РЦПИ: см.  P021380  )
      4. Пенсионное обеспечение сотрудников органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, выплата государственных социальных пособий по инвалидности осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.  <*> (Прим. РЦПИ: см. Z970126 ( ст. 11  ;  ст. 12  ); Z970136 ( ст. 8  ;  Раздел 4  );  P980803  ;  P030634  )
      Сноска. Закон дополнен статьей 28-1 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .  

        Статья 28-2. Особые условия несения службы в
                   уголовно-исполнительной системе

      
      1. Под особыми условиями несения службы в уголовно-исполнительной системе понимается работа персонала учреждений при введении режима чрезвычайного или военного положения, побеге подозреваемого, обвиняемого и осужденного, захвате заложника, массовых беспорядках, групповых неповиновениях либо при угрозе возникновения таковых в течение срока, необходимого для их устранения.
      2. Работа сотрудников органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы в режиме особых условий несения службы не должна превышать три месяца и компенсируется днями отдыха. Порядок и предельная длительность привлечения сотрудников к работе в особых условиях несения службы определяются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 28-2 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 29. Материальное и социальное обеспечение
                 работников органов юстиции

      1. Оплата труда работников органов юстиции осуществляется в соответствии с единой системой оплаты труда, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.
      2. Работникам органов юстиции предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью тридцать календарных дней.
      3. Материальное обеспечение и социальная защита работников органов юстиции, имеющих правовой статус, отличающийся от статуса государственных служащих, предусмотренного  Законом  Республики Казахстан "О государственной службе", устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

        Статья 29-1. Отпуска сотрудников органов (учреждений)
                   уголовно-исполнительной системы

      
      1. Сотрудникам органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы предоставляются отпуска продолжительностью тридцать суток без учета времени, затраченного на проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также иные отпуска, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
      2. Дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от выслуги лет (в календарном исчислении) сотрудникам органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы предоставляется:
      1) имеющим выслугу более десяти лет, - продолжительностью пять суток;
      2) имеющим выслугу более пятнадцати лет, - продолжительностью десять суток;
      3) имеющим выслугу более двадцати лет, - продолжительностью пятнадцать суток, но не более сорока пяти суток.
      3. Сотрудникам органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в высокогорных местностях, местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан, очередной отпуск предоставляется продолжительностью сорок пять суток независимо от выслуги лет.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 29-1 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .  

        Статья 29-2. Гарантии в случае гибели (смерти),
                   увечья или заболевания сотрудников органов
                   (учреждений) уголовно-исполнительной
                   системы

      1. Сотрудникам органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы при получении увечья в период исполнения служебных обязанностей или служебного долга производится выплата единовременной компенсации, а в случае его гибели (смерти) - лицам, имеющим право на ее получение в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      2. Порядок выплаты единовременной компенсации устанавливается Правительством Республики Казахстан.  (Прим. РЦПИ: см.  P980803  (п. 13)
      3. В случае гибели (смерти) сотрудника органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей или служебного долга либо в течение года после увольнения со службы вследствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей или служебного долга, семье погибшего выплачивается единовременная компенсация в размере шестидесятимесячного денежного содержания по последней занимаемой должности.
      4. При установлении сотрудникам органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы инвалидности, наступившей в результате травмы, ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей или служебного долга, им выплачивается единовременная компенсация в размерах:
      1) инвалиду I группы - тридцатимесячного денежного содержания;
      2) инвалиду II группы - восемнадцатимесячного денежного содержания;
      3) инвалиду III группы - шестимесячного денежного содержания.
      5. В случае получения сотрудниками органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей или служебного долга тяжелого увечья (травмы, ранения, контузии), не повлекшего инвалидности, им выплачивается единовременная компенсация в размере полуторамесячного денежного содержания, среднего увечья - в размере месячного денежного содержания, легкого увечья или заболевания - половины месячного денежного содержания.
      6. Единовременная компенсация не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), травма, ранение (увечье), заболевание сотрудника органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей или служебного долга.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 29-2 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .  

       Статья 29-3. Компенсация расходов на погребение
 
 
      Для погребения умерших или погибших сотрудников и пенсионеров органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячного денежного содержания.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 29-3 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .  

        Статья 29-4. Жилищные права сотрудников и
                   пенсионеров органов (учреждений)
                   уголовно-исполнительной системы
 
 
      1. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы пользуются правом первоочередного обеспечения жилой площадью из служебного жилищного фонда.
      2. Сотрудники, состоящие на службе в органах (учреждениях) уголовно-исполнительной системы более десяти календарных лет, могут приватизировать занимаемое ими жилище, приравненное к служебному, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Сотрудники и пенсионеры органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, а также семья погибшего сотрудника органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы не подлежат выселению из служебного жилища или жилища, приравненного к служебному, без предоставления другого жилища.
      4. Сотрудники и пенсионеры органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы могут обеспечиваться жилищем из жилищного фонда государственных предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях.  (Прим. РЦПИ: см. Z970094 ( Раздел 4  ;  ст. 100 );  P000483  (п. 9)
      5. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы по перечню, установленному Правительством Республики Казахстан, имеют право на денежную компенсацию в размере, определяемом законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 29-4 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 29-5. Иные меры социальной защиты сотрудников и
                   пенсионеров органов (учреждений)
                   уголовно-исполнительной системы и членов
                   их семей

      1. На сотрудников, проходящих службу в органах (учреждениях) уголовно-исполнительной системы, дислоцирующихся в отдаленных местностях, в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, распространяются льготы и преимущества, установленные законодательством Республики Казахстан.
      2. На сотрудников органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы, несущих службу в туберкулезных учреждениях и других специализированных участках и учреждениях уголовно-исполнительной системы, распространяются льготы, устанавливаемые законодательством для данной категории медицинских работников.
      3. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы и члены их семей, проживающие совместно с ними, а также пенсионеры органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы пользуются в установленном Правительством Республики Казахстан порядке медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения органов внутренних дел.  <*> (Прим. РЦПИ: см.  P020053  )
      Сноска. Закон дополнен статьей 29-5 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

       Статья 30. Применение мер принуждения

      1. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, для выполнения возложенных задач отдельные категории должностных лиц органов юстиции имеют право применять меры принуждения, в том числе специальные средства, физическую силу и огнестрельное оружие.
      2. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы имеют право на ношение и хранение специальных средств, огнестрельного оружия и боеприпасов.  <*>
      Сноска. В статью 30 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

        Статья 31. Применение специальных средств и 
                 физической силы

      1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять физическую силу и специальные средства, в том числе боевые приемы борьбы, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, водометы, служебных животных, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, перечень которых определяется Правительством, для:
      1) отражения нападений на граждан, находящихся на территории исправительных учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
      2) освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях;
      3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие исправительным учреждениям, организациям и органам уголовно-исполнительной системы, а равно для освобождения их от захвата;
      4) конвоирования и охраны осужденных, если имеется достаточно оснований полагать, что они могут совершить побег;
      5) задержания осужденных, если они оказывают неповиновение или сопротивление персоналу исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, злостное неповиновение их законным требованиям, проявляют буйство, участвуют в массовых беспорядках, захвате заложников, нападают на граждан или совершают иные подобные действия;
      6) пресечения противоправных действий при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных;
      7) предотвращения причинения задержанными и осужденными лицами вреда окружающим или самим себе;
      8) пресечения противоправных действий лиц, умышленно препятствующих сотрудникам уголовно-исполнительной системы в осуществлении возложенных на них законом обязанностей.
      2. Запрещается применять специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

       Статья 32. Применение огнестрельного оружия

      1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять огнестрельное оружие для:
      1) защиты граждан от преступного посягательства, а равно освобождения заложников;
      2) отражения нападения на сотрудников органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы и членов их семей, лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
      3) отражения нападения на служебный наряд, помещения органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, на охраняемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы объекты; 
      4) задержания лиц, осужденных, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из исправительного учреждения;
      5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия;
      6) защиты от нападения животных;
      7) подачи сигналов тревоги или вызова помощи;
      8) а также во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
      2. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.
      3. В случаях применения оружия, специальных средств работник органа юстиции обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и информирования вышестоящих органов юстиции и прокурора.
      4. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы не несут ответственности за вред, причиненный применением специальных средств и приемов, оружия, если их действия осуществлены в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Сотрудники органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы обеспечиваются оружием, боеприпасами, военной техникой и специальными средствами, перечень и нормы которых устанавливаются Правительством Республики Казахстан.  (Прим. РЦПИ: см.  P001006  )<*>
      Сноска. В статью 32 внесены изменения - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

  Глава 5. Иные вопросы организации и деятельности
органов юстиции

        Статья 33. Финансирование, материально-техническое
                 обеспечение органов юстиции

      Финансирование, материально-техническое обеспечение органов юстиции осуществляются за счет бюджетных средств.      
      Порядок и нормы материально-технического обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы устанавливаются Правительством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Статья 33 - в редакции Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25 ; внесены изменения Законом РК от 5 июля 2006 года N  165  (порядок введения в действие см.  ст.2 ).

       Статья 34. Заключительные и переходные положения

      
      1. Положения настоящего Закона в части осуществления документирования и выдачи гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов вводятся в действие с 1 января 2005 года.
      2. Положения настоящего Закона в части исполнения задач по охране учреждений уголовно-исполнительной системы, а также организации деятельности центров реабилитации вводятся в действие по мере создания необходимых условий, но не позднее 1 января 2007 года.  <*>
      Сноска. Закон дополнен статьей 34 - Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г.  N 25  .

      Президент
      Республики Казахстан