О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. N 19

Обновленный

ОГЛАВЛЕНИЕ

       Сноска. В тексте после слова "Глава" цифры "I - XI" заменены соответственно цифрами "1 - 11" - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.). 

      Защита населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими, является одной из приоритетных областей проведения государственной политики.
      Настоящий закон регулирует общественные отношения на территории Республики Казахстан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Основные понятия

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения;

      ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА - чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясениями, селями, лавинами, наводнениями и другими), природными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельскохозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями;

      ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА - чрезвычайные ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных сооружениях;

      ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - определенная территория, на
которой возникла чрезвычайная ситуация.
      По масштабу распространения и объему причиненного ущерба чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на объектовые, местные, региональные и глобальные.

      АВАРИЯ - нарушение технологического процесса, повреждение
механизмов, оборудования и сооружений;

      БЕДСТВИЕ - разрушительное явление, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;

      СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ - бедствие, вследствие которого возникла чрезвычайная ситуация;

      КАТАСТРОФА - разрушительное явление, повлекшее чрезвычайную
ситуацию регионального или глобального масштаба; 

      ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья и жизни людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь.

      ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций.

       Декларация безопасности промышленного объекта - документ, информирующий о характере и масштабах возможных чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и объявляющий о принятых собственником мерах по их предупреждению и ликвидации на этапах ввода в эксплуатацию, его функционирования и вывода из эксплуатации.
      Сноска. В статью 1 внесены изменения - Законом РК от 12 марта 1999 г. N  347 от 15 июня 2004 года  N 563 .

        Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в
                области чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      Законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Настоящий Закон не регулирует правовые отношения при чрезвычайных ситуациях социального и экологического характера.

        Статья 3. Основные принципы защиты населения, 
                окружающей среды и объектов хозяйствования 
                при чрезвычайных ситуациях природного и 
                техногенного характера 

      Основными принципами защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера являются: 
      - гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, мерах по их предупреждению и ликвидации; 
      - заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; 
      - обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, оказание экстренной медицинской помощи, социальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования. 

       Статья 4. Участие сил гражданской обороны в
               мероприятиях по предупреждению и ликвидации
               чрезвычайных ситуаций природного и
               техногенного характера

      Силы гражданской обороны (воинские части, территориальные и ведомственные невоенизированные формирования, специализированные аварийно-спасательные службы) в соответствии с законодательством участвуют в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 

        Статья 5. Обязанности организаций в области
                чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: 
      - планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости своего функционирования и обеспечению безопасности работников и населения; 
      - предоставлять в установленном порядке информацию, оповещать работников и население об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; 
      - обучать работников методам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований, создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; 
      - проводить защитные мероприятия, спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с утвержденными планами; 
      - в случаях, предусмотренных законодательством, обеспечивать возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций работникам и другим гражданам, проводить после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. 
      Организации, деятельность которых имеет повышенный риск возникновения чрезвычайных ситуаций по перечню, определенному Правительством Республики Казахстан, обязаны формировать резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 
      Организации также представляют в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и в местные исполнительные органы декларации безопасности промышленных объектов, находящихся в их ведении, в порядке и по форме, утвержденными Правительством Республики Казахстан. 
      Перечень сведений, содержащихся в декларации безопасности промышленного объекта, и порядок ее оформления определяются центральным исполнительным органом Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям. 
      Руководители организаций несут персональную ответственность за выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предписаний специально уполномоченных государственных органов, имеющих обязательную силу. 
      Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 12 марта 1999 г.  N 347  . 

       Статья 6. Участие общественных объединений в
               предупреждении и ликвидации чрезвычайных
               ситуаций природного и техногенного характера

      Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защите от них населения, окружающей среды и объектов хозяйствования в соответствии с законодательством Республики Казахстан и их уставами. 
      Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь специальную подготовку, подтвержденную государственной аттестацией. 

   Глава 2
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        Статья 7. Права граждан Республики Казахстан в области
                чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера 

      Граждане Республики Казахстан имеют право в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: 
      - быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности; 
      - обращаться лично, направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций и последствий, вызванных ими; 
      - участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество, предназначенное для защиты граждан; 
      - на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; 
      - на обязательное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, если они произошли вследствие выполнения обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. 

        Статья 8. Обязанности граждан Республики Казахстан в 
                области чрезвычайных ситуаций природного 
                и техногенного характера

      Граждане Республики Казахстан обязаны в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: 
      - соблюдать законодательство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций и защиты от них граждан, окружающей среды и объектов хозяйствования; 
      - информировать соответствующие органы об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; 
      - соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой и хозяйственной деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; 
      - знать сигналы гражданской обороны, установленные правила поведения и порядок действий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать эти свои знания и практические навыки; 
      - принимать участие в проводимых учениях и тренировках по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бережно относиться к средствам защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования. 

         Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и
                 лиц без гражданства в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

   Глава 3
ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА  <*>

      Сноска. В заголовок внесены изменения   - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 10. Полномочия Правительства Республики
                 Казахстан в области чрезвычайных ситуаций
                 природного и техногенного характера

      Правительство Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: 
      - разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; 
      - организует разработку программ в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;      
      - руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов;     
      - рассматривает и утверждает государственные доклады о состоянии защиты населения, природной среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; 
      - утверждает положение о центральном исполнительном органе Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; 
      - образует межведомственные государственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждает положения о них; 
      - устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций; 
      - организует службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, экстренной медицинской помощи, аварийно-спасательные службы, республиканскую автоматизированную информационно-управляющую систему по чрезвычайным ситуациям; 
      - определяет порядок информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; 
      - организует государственную экспертизу и государственную инспекцию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определяет порядок их деятельности и государственного учета в области чрезвычайных ситуаций; 
      - определяет порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания государственных резервов, запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов и выделяет их для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - выделяет средства резерва Правительства Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - принимает решения о ликвидации последствий глобальных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
      - определяет систему и условия социального обеспечения граждан и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования;
      - осуществляет международное сотрудничество и определяет порядок деятельности иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан;
      - создает аварийно-спасательные службы (в том числе аэромобильные отряды).
      Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 19 мая 2000 г.  N 51  ; от 15 июня 2004 года  N 563  ; от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 11. Полномочия центрального исполнительного
                 органа Республики Казахстан по чрезвычайным
                 ситуациям

      Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям является специально уполномоченным государственным органом в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеет подведомственные ему территориальные органы. 
      Центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям: 
      - координирует работу центральных и местных исполнительных органов и научных организаций в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      - утверждает или согласовывает нормативы, стандарты и правила, ведет государственный учет в области чрезвычайных ситуаций, подготавливает и вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан государственные доклады о состоянии защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций; 
      - руководит участием сил гражданской обороны в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящимися в его ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, республиканской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям; 
      - руководит государственной противопожарной службой, координирует мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров; 
      - руководит государственной экспертизой в области чрезвычайных ситуаций и в необходимых случаях организует независимую экспертизу с привлечением международных экспертных организаций; 
      - обеспечивает открытость и гласность информации в области чрезвычайных ситуаций; 
      - осуществляет финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственных и мобилизационных резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, а также об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - организует научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; 
      - осуществляет государственный контроль и руководит государственной инспекцией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - проводит аттестации и выдает лицензии субъектов, осуществляющих деятельность по проведению спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - выдает государственным органам, организациям и гражданам предписания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие обязательную силу; 
      - организует расследование аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передает материалы в установленном порядке для привлечения к ответственности должностных лиц, граждан и организаций; 
      - по решениям Правительства Республики Казахстан осуществляет непосредственное руководство ликвидацией региональных и глобальных чрезвычайных ситуаций; 
      - при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с действующим законодательством; 
      - осуществляет международное сотрудничество, обеспечивает деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан, организует проведение гуманитарных акций;
      - разрабатывает программы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      - обеспечивает деятельность аварийно-спасательных служб (в том числе аэромобильных отрядов).
      Сноска. Статья 11 - с дополнениями, внесенными Законом РК от 9.12.98г.  N 307  . Внесены изменения - Законами РК от 12 марта 1999 г.  N 347  ; от 19 мая 2000 г.  N 51  ; от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).  

        Статья 12.  Полномочия центральных государственных
                  органов в области чрезвычайных ситуаций
                  природного и техногенного характера

      
      Центральные государственные органы в пределах своей компетенции:
      - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - утверждают или согласовывают нормативы, стандарты и правила, ведут государственный учет в области чрезвычайных ситуаций и представляют его данные в центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям; 
      - образуют отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям и осуществляют обеспечение их работы; 
      - руководят находящимися в их ведении службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; 
      - проводят отраслевую государственную экспертизу, организуют научные исследования, пропаганду знаний, обучение населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций; 
      - организуют отраслевой государственный контроль и надзор, выдают в соответствии со своими задачами предписания местным исполнительным органам, организациям и гражданам, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации; 
      - участвуют в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций.  <*>
      Сноска. В статью 12 внесены изменения   - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 13. Полномочия местных представительных и
                  исполнительных органов областей (города
                  республиканского значения, столицы) в области
                  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
                  характера

      Местные представительные и исполнительные органы ответственны за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории. 
      Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей (подведомственной) территории:
      - заслушивают отчеты руководителей местных исполнительных органов и организаций о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - принимают решения об объемах резерва местного исполнительного органа в составе местного бюджета для финансирования непредвиденных расходов в части, касающейся предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также о создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов; 
      - вправе принимать обязательные правила по обеспечению общественного порядка и безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обязательные правила не должны противоречить законодательству Республики Казахстан и вступают в силу незамедлительно. 
      Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) и районов (городов областного значения) в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: 
      - организуют мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций местного масштаба; 
      - осуществляют государственный контроль, участвуют в расследовании аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, привлекают в установленном порядке к ответственности должностных лиц, граждан и организации; 
      - информируют население и организации о необходимой безопасности, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 
      - обеспечивают в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями исполнение местного бюджета по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов; 
      - создают и используют местные запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов;
      - обеспечивают в пределах своей компетенции социальную защиту населения и работников, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; 
      - осуществляют после ликвидации чрезвычайных ситуаций мероприятия по оздоровлению окружающей среды, восстановлению хозяйственной деятельности организаций и граждан. 
      К исключительному ведению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) относится организация водно-спасательных служб.
      На территории Республики Казахстан допускается участие местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом. 
      Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 19 мая 2000 г.  N 51  ; от 15 июня 2004 года  N 563  ; от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

   Глава 4
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        Статья 14. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных 
                 ситуаций природного и техногенного характера  

      К мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся: 
      - научные исследования, наблюдения, контроль обстановки, прогнозирование и оповещение об угрозе аварий, бедствий и катастроф, могущих привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; 
      - пропаганда знаний, обучение населения и специалистов, защитные мероприятия в области чрезвычайных ситуаций. 

        Статья 15. Научные исследования, наблюдения, контроль
                 обстановки и прогнозирование чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      В основные задачи научных исследований в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит разработка методов мониторинга и создание банка данных чрезвычайных ситуаций, методов прогноза, предупреждения, мер контроля и средств защиты, целевых и научно-технических программ по прогнозированию, оценке последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 
      Служба наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмологическая служба, системы селевого оповещения, контроля за радиационной безопасностью и другие) создаются при специально уполномоченных государственных органах и включаются в государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

       Статья 16. Гласность и информация в области
                чрезвычайных ситуаций природного и
                техногенного характера

      Информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляют сведения о степени риска и вредности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является открытой и гласной, подлежит опубликованию через средства массовой информации, системы связи и оповещения. 
      Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 
      В целях информационно-технического обеспечения государственных органов создается республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям. 

        Статья 17. Пропаганда знаний, обучение населения и 
                 специалистов в области чрезвычайных ситуаций 
                 природного и техногенного характера

      Пропаганда знаний в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами и общественными объединениями. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации. 
      Обучение населения ведется в учреждениях дошкольного и общего среднего образования, организациях по месту работы и жительства, а специалистов - в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, центрах по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации и гражданской обороне, организациях по месту работы. 

       Статья 18. Защитные мероприятия в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Для максимально возможного снижения риска, потерь и ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должны осуществляться защитные мероприятия: 
      - сейсмостойкое строительство и сейсмоусиление зданий и сооружений; 
      - гидротехнические и инженерно-геологические защитные мероприятия; 
      - усовершенствование систем коммуникаций для обеспечения безопасности транспорта и предотвращения чрезвычайных ситуаций на транспорте;
      - защитные мероприятия по опасным производственным объектам;
      - мероприятия по предотвращению пожаров (взрывов), эпидемий и
эпизоотий, поражений сельскохозяйственных растений и лесов болезнями
и вредителями;
      - другие мероприятия, предусмотренные предписаниями специально
уполномоченных органов, имеющими обязательную силу.
      Деятельность организаций и граждан, связанная с риском
возникновения чрезвычайных ситуаций, подлежит обязательному страхованию.

  Глава 5
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

       Статья 19. Объявление чрезвычайных ситуаций природного
                 и техногенного характера  <*>
      Сноска. Статья 19 с исключена - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года  N 563 .

       Статья 20. Первоочередные действия по ликвидации 
                 чрезвычайных ситуаций природного и 
                 техногенного характера 

      Первоочередные действия по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуют в соответствии с ранее утвержденными планами местные исполнительные органы и руководители организаций с привлечением сил и средств аварийно-спасательных служб, дислоцированных в зоне чрезвычайной ситуации. 
      При первоочередных действиях может проводиться временная эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации, мобилизация необходимых материально-технических ресурсов организаций, прекращается или приостанавливается работа объекта, на котором произошли авария, бедствие или катастрофа, изменяется режим работы в организациях, вводятся ограничения (карантин) на передвижение людей и грузов, осуществляются возможные спасательные и аварийно-восстановительные работы, обеспечиваются общественный порядок и охрана объектов. 
      Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначенными в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Статья 20 с дополнениями - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года  N 563 .

        Статья 21. Экстренная медицинская помощь при
                 ликвидации чрезвычайных ситуаций природного
                 и техногенного характера

      При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно вводится в действие служба экстренной медицинской помощи, а при недостаточности включаются медицинские силы и средства центральных государственных органов и организаций.  <*>
      Сноска. В статью 21 внесены изменения   - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 22. Аварийно-спасательные службы

      Аварийно-спасательные службы оснащаются техникой, специальным оборудованием, инструментами и приборами, необходимыми для спасательных и аварийно-восстановительных работ. 
      В связи с повышенной опасностью труда спасатели наделяются особым статусом в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

       Статья 23. Введение режима чрезвычайного положения 
                в зонах чрезвычайных ситуаций природного и 
                техногенного характера

      В целях скорейшей стабилизации обстановки, обеспечения законности и правопорядка, создания условий для проведения необходимых спасательных и аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может вводиться режим чрезвычайного положения. 
      При введении режима чрезвычайного положения могут устанавливаться особые формы управления, ограничиваться отдельные права и свободы граждан, применяться другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 

       Статья 24. Прекращение работ по ликвидации
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера и проведение
                 мероприятий по оздоровлению окружающей
                 среды, восстановлению хозяйственной
                 деятельности организаций и граждан  <*>
      Сноска. Статья 24 с исключена - Законом Республики Казахстан от 15 июня 2004 года  N 563 .  

       Статья 24-1. Создание запасов материально-технических,
                    продовольственных, медицинских и других
                    ресурсов, обеспечение транспортными
                    средствами при ликвидации чрезвычайных
                    ситуаций природного и техногенного характера

      
      Для обеспечения гарантированной защиты населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера заблаговременно создается государственный резерв материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов.
      Для ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизуются материально-технические ресурсы и транспортные средства организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а силы и средства экстренной медицинской помощи и аварийно-спасательных служб доставляются в зоны чрезвычайных ситуаций и возвращаются обратно в первоочередном порядке согласно заранее утвержденным планам.  <*>
      Сноска. Дополнен статьей 24-1 внесены изменения   - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

   Глава 6
ЭКСПЕРТИЗА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ В ОБЛАСТИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО
ХАРАКТЕРА

        Статья 25. Задачи и объекты экспертизы в области 
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Задачами экспертизы являются исследования нормативов, стандартов и правил, полноты и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 
      Экспертизе в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат: 
      - нормативная, техническая, предплановая, предпроектная и проектная документация; 
      - определение степени риска и вредности деятельности организаций и граждан, если она представляет потенциальную опасность; 
      - выполнение мероприятий по наблюдению, контролю обстановки и прогнозированию чрезвычайных ситуаций; 
      - пропаганда знаний, обучение населения и специалистов; 
      - осуществление защитных мероприятий и работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

       Статья 26. Проведение экспертизы и государственного
                учета в области чрезвычайных ситуаций
                природного и техногенного характера

      Государственная экспертиза в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется специально уполномоченными государственными органами, а общественная экспертиза - общественными объединениями в соответствии с их уставами.
      Государственная экспертиза по отдельным видам предпроектной, а также проектной (проектно-сметной) документации на строительство (расширение, модернизацию, техническое перевооружение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт) зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций в части предупреждения чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
      Организации, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, представляют отчетность об авариях, бедствиях и
катастрофах, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, а
специально уполномоченные государственные органы осуществляют
государственный учет чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
      Сноска. В статью 26 внесены дополнения - Законом РК от 2 июня 2003 года  N 454  .

  Глава 7  (Исключена   - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  
вводится в действие с 1 января 2005 г.)
 

  Глава 8
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        Статья 30. Задачи контроля и надзора в области
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Контроль и надзор имеют своими задачами проверку полного и эффективного выполнения планов и мероприятий, соблюдения требований установленных нормативов, стандартов и правил, готовности должностных лиц, сил и средств, их действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Статья 31. Государственный контроль и надзор в области
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Государственный контроль и надзор в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляют центральный исполнительный орган Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и местные исполнительные органы в пределах их компетенции.  <*>
      Сноска. В статью 31 внесены изменения   - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

        Статья 32. Ведомственный, производственный и
                 общественный контроль в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      В области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера осуществляют ведомственный контроль центральные государственные органы, производственный контроль - организации, общественный контроль -
общественные объединения и органы местного самоуправления.  <*>
      Сноска. В статью 32 внесены изменения   - Законом РК   от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

  Глава 9
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        Статья 33. Расследование аварий, бедствий и катастроф,
                 приведших к возникновению чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Аварии, бедствия и катастрофы, приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подлежат расследованию в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. 
      В случае выявления противоправных действий или бездействия должностных лиц и граждан материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы для привлечения виновных к ответственности. 

       Статья 34. Виды ответственности за нарушение
                 законодательных и иных нормативных правовых
                 актов в области чрезвычайных ситуаций
                 природного и техногенного характера

      Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении установленных нормативов, стандартов и правил, создании условий и предпосылок к возникновению аварий, бедствий и катастроф, непринятии мер по защите населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и других противоправных действиях, несут дисциплинарную, административную, имущественную и уголовную ответственность, а организации - имущественную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

        Статья 35. Возмещение ущерба, причиненного вследствие
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Ущерб, причиненный здоровью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера, подлежит возмещению за счет причинителя ущерба в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, ухода за больным, назначенных единовременных государственных пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Организации и граждане, вправе требовать от причинителей ущерба полного возмещения имущественных убытков в связи с причинением ущерба их здоровью и имуществу, а также смертью из-за чрезвычайных ситуаций техногенного характера, вызванных деятельностью организаций и граждан, и расходов организациям, независимо от формы собственности, частным лицам, участвующим в аварийно-спасательных работах и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
      Возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций природного характера здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Организации и граждане, по вине которых возникли чрезвычайные
ситуации техногенного характера, обязаны возместить причиненный ущерб земле, воде, растительному и животному миру (территории), включая затраты на рекультивацию земель и по восстановлению естественного плодородия земли.

   Глава 10
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        Статья 36. Разрешение споров в области чрезвычайных
                 ситуаций природного и техногенного характера

      Споры в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разрешают суды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  Глава 11
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

        Статья 37. Международное сотрудничество в области
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Республика Казахстан участвует в международном сотрудничестве в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь принципами обеспечения всеобщей и региональной безопасности, своевременного и полного информирования зарубежных государств о чрезвычайных ситуациях, которые могут иметь для них значение с точки зрения безопасности, предотвращения трансграничного ущерба населению, окружающей среде и объектам хозяйствования, взаимопомощи государств и мирного разрешения возникших между ними споров.

        Статья 38. Деятельность иностранных организаций и
                 граждан по предупреждению и ликвидации
                 чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера на территории
                 Республики Казахстан

      Допускается деятельность иностранных организаций и граждан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Казахстан, если она не противоречит законодательству Республики Казахстан или регламентируется международными договорами, ратифицированными Республикой.

        Статья 39. Международные договоры Республики Казахстан
                 в области чрезвычайных ситуаций природного и
                 техногенного характера

      Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.

      Президент
      Республики Казахстан