Сноска. В заголовок приказа внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 30.10.2018 № 34 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 471 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11807, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 11 сентября 2015 года).
3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнений мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
национальной экономики | |
Республики Казахстан | Е. Досаев |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
9 марта 2016 год
Приложение 1 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128 |
Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
Сноска. Критерии в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 30.10.2018 № 34 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371) для отнесения субъектов контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах к степеням риска.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) незначительные нарушения – нарушения, связанные с непредставлением ежемесячного отчета по гарантийному и страховому фондам по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи; отсутствием необходимой квалификации у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности и не занимающих руководящие должности; отсутствием структурных подразделений по организации торговли и работе с клиентами; отсутствием утвержденных размеров утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок;
2) значительные нарушения – нарушения, связанные с невыполнением товарной биржей обязанности по опубликованию результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе не позднее рабочего дня, следующего за торговым днем; непредставлением ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам; отсутствием собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов; отсутствием клирингового центра, либо договора о клиринговом обслуживании клирингового центра; отсутствием на товарной бирже биржевого арбитража; невыполнением товарной биржей обязанности по опубликованию котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе; наличием двух и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены;
3) грубые нарушения – нарушения, связанные с отсутствием электронной торговой системы товарной биржи; отсутствием структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях; отсутствием Правил биржевой торговли; отсутствием гарантийного и страхового фондов; несоблюдением требования о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли; несоблюдением требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, а также использования коммерческой информации в собственных интересах; несоблюдением требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи; с отсутствием правил внутреннего контроля и программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; несоблюдением требования по уставному капиталу товарной биржи;
4) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, государства с учетом степени тяжести его последствий;
5) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимых органом контроля с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
8) субъекты контроля – юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере товарных бирж;
9) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Критерии оценки степени риска формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. По объективным критериям к высокой степени риска относятся товарные биржи.
5. Отнесение субъектов контроля к высокой степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанной с обеспечением сохранности коммерческой тайны на товарной бирже, защиты прав участников биржевой торговли и добросовестной конкуренции между ними, которое может привести к незаконному распространению коммерческой тайны и повлечь нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию товарного рынка.
6. В отношении товарных бирж, проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
В отношении субъектов контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Глава 3. Субъективные критерии
7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
2) результаты профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. При этом степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
3) наличие и количество жалоб и обращений.
8. На основании источников информации, определенных в пункте 7 настоящих Критериев, определяются субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению к настоящим Критериям.
9. Субъективные критерии подразделяются на три степени тяжести нарушений: грубые, значительные, незначительные.
10. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
По показателям степени риска субъект контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
Глава 4. Заключительные положения
11. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.
12. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.
13. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Приложение к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах |
Субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
Приложение 2 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128 |
Проверочный лист за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах
Сноска. Проверочный лист в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 30.10.2018 № 34 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
в сфере/в области/за ______________________________________________________________
в соответствии со статьей 138
________________________________________________________________________________
Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении товарных бирж _______________________________________________________
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
№, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля __________________________________________
________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Должностное (ые) лицо (а) ____________________________________________ ____________
должность подпись
________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля _______________________________________ ____________
должность подпись
________________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)