Сноска. В заголовок приказа внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 30.10.2018 № 34 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 3 к настоящему приказу.
Сноска. Пункт 1 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 471 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11807, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 11 сентября 2015 года).
3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнений мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | |
национальной экономики | |
Республики Казахстан | Е. Досаев |
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
9 марта 2016 год
Приложение 1 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128 |
Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
Сноска. Приложение 1 - в редакции cовместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан "О товарных биржах", приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
3) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
4) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля и (или) проверок на соответствие квалификационным требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта контроля и (или) освобождения такого субъекта контроля от профилактического контроля с посещением субъекта контроля;
5) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;
6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты контроля к различным степеням риска;
7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;
8) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства;
9) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов, относимых к однородной группе субъектов контроля в конкретной сфере государственного контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
Глава 2. Способы проведения профилактического контроля с посещением субъектов контроля и проверок на соответствие квалификационным требованиям
3. Управление рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).
На первом этапе по объективным критериям субъекты контроля распределяются к высокой степени риска.
Для сфер деятельности субъектов контроля, отнесенных к степени риска проводится проверка на соответствие квалификационным требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта контроля, профилактический контроль без посещения субъекта контроля и внеплановая проверка.
На втором этапе по субъективным критериям субъекты контроля товарной биржи относятся к следующей степени риска:
высокий риск.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект контроля относится к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно.
4. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.
Глава 3. Объективные критерии
5. По объективным критериям к высокой степени риска относятся товарные биржи.
6. Отнесение субъектов контроля к высокой степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанной с обеспечением сохранности коммерческой тайны на товарной бирже, защиты прав участников биржевой торговли и добросовестной конкуренции между ними, которое может привести к незаконному распространению коммерческой тайны и повлечь нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию товарного рынка.
7. Для деятельности субъектов контроля, отнесенных к высокой степени риска, проводятся проверка на соответствие квалификационным требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта контроля, профилактический контроль без посещения субъекта контроля и внеплановая проверка.
8. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
9. При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта контроля и (или) на соответствие квалификационным требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Глава 4. Субъективные критерии
10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
11. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан о товарных биржах.
Для оценки степени рисков в целях осуществления профилактического контроля с посещением субъекта контроля используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля;
2) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
Для оценки степени рисков в целях осуществления проверки на соответствие квалификационным требованиям, используются следующие источники информации:
1) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля;
2) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
12. На основании источников информации, определенных в пункте 11 настоящих Критериев, определяются субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящим Критериям.
Глава 5. Управление рисками
13. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов (объектов) контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям на период, определяемый субъективными критериями оценки степени риска.
14. Субъекты (объекты) контроля по субъективным критериям переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов (объектов) контроля в случаях:
1) если такие субъекты (объекты) заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска регулирующих государственных органов определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на соответствие квалификационным требованиям;
3) если субъекты (объекты) являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
15. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие квалификационным требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.
Глава 6. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
16. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту контроля однородной группы субъектов контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов контроля, относимых к однородной группе субъектов контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
17. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 11 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
18. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 11 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 11 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
19. Рассчитанные по субъектам значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта контроля,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам, входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев.
Приложение к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах |
Степени нарушений требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля
Сноска. Приложение – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 30.05.2024 № 234-нқ и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 10.06.2024 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Требования | Степень нарушений |
Для профилактического контроля с посещением | ||
1 | Наличие утвержденных размеров вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, платежей за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок | Значительное |
2 | Соблюдение товарной биржей обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж | Грубое |
3 | Своевременное предоставление товарной биржей ежемесячного отчета по проведенным биржевым торгам антимонопольному органу (не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом) | Значительное |
4 | Размещение товарной биржей в специальном разделе собственного интернет-ресурса котировок на стандартизированные товары в установленный срок | Значительное |
5 | Опубликование товарной биржей информации о текущем размере гарантийного и страхового фондов на собственном интернет-ресурсе товарной биржи | Значительное |
6 | Размещение актуального перечня аккредитованных членов товарной биржи в специальном разделе собственного интернет-ресурса | Значительное |
7 | Проведение товарной биржей биржевых торгов с учетом особенностей режимов торговли | Грубое |
8 | Соблюдение товарной биржей требования о реализации биржевых товаров, указанных в перечне биржевых товаров, исключительно в режиме двойного встречного аукциона | Грубое |
9 | Не предоставление товарной биржей отказа в принятии заявки на продажу (покупку) биржевого товара, при наличии оснований для предоставления отказа в ее принятии | Грубое |
10 | Обеспечение товарной биржей всем участникам биржевой торговли равных условий по заключению биржевых сделок | Грубое |
11 | Своевременное размещение товарной биржей результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе (не позднее следующего рабочего дня по итогам каждого торгового дня) | Грубое |
12 | Ведение товарной биржей отдельного учета совершаемых сделок по нестандартизированным товарам | Значительное |
13 | Соблюдение товарной биржей требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, также использования коммерческой информации в собственных интересах | Грубое |
14 | Соблюдение товарной биржей требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи | Грубое |
15 | Размещение товарной биржей утвержденных внутренних документов на своем интернет-ресурсе | Значительное |
16 | Своевременное размещение товарной биржей графика проведения биржевых торгов на своем интернет-ресурсе (не менее чем за пять рабочих дней до начала торгов) | Грубое |
17 | Своевременное принятие товарной биржей решения об аккредитации претендента (в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления и соответствующих документов) | Грубое |
18 | Соблюдение товарной биржей оснований при отказе в аккредитации претендента | Грубое |
19 | Соблюдение товарной биржей оснований при приостановлении аккредитации члена товарной биржи | Грубое |
20 | Соблюдение товарной биржей оснований при прекращении аккредитации в товарной бирже | Грубое |
21 | Принятие обоснованного решения об аннулировании брокерской и дилерской аккредитации на товарной бирже | Грубое |
22 | Соблюдение товарной биржей требования о запрете осуществления иной деятельности, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли | Грубое |
23 | Размещение товарной биржей котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе | Значительное |
24 | Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу | Значительное |
25 | Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения) | Грубое |
26 | Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной) | Грубое |
27 | Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса) | Грубое |
28 | Соблюдение требований по принятию мер в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов | Грубое |
29 | Наличие разработанной товарной биржей программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения | Значительное |
30 | Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях) | Значительное |
31 | Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения | Грубое |
32 | Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения | Грубое |
33 | Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ его осуществления законодательству Республики Казахстан в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Грубое |
Для проверок на соответствие квалификационным требованиям | ||
1 | Наличие фирменного наименования товарной биржи, включающее в себя наименование "акционерное общество" товарная биржа" и название общества | Грубое |
2 | Наличие электронной торговой системы товарной биржи, обеспечивающий автоматизацию процесса заключения биржевых сделок, а также сбора, хранения, обработки и раскрытия информации | Грубое |
3 | Наличие собственного интернет-ресурса товарной биржи, имеющего уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующего в Интернете | Грубое |
4 | Наличие клирингового центра товарной биржи, имеющего аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процесса клиринговой деятельности | Грубое |
5 | Наличие уставного капитала в размере не менее трехсоттысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете у товарной биржи, которая организует торги только нестандартизированными товарами | Грубое |
6 | Наличие уставного капитала в размере не менее шестисоттысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете у товарной биржи, которая организует торги биржевыми товарами | Грубое |
7 | Наличие квалифицированного состава работников товарной биржи, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя) | Грубое |
8 | Наличие внутренних документов товарной биржи, согласованных с уполномоченным органом (если такое согласование является обязательным) и утвержденных (принятых) товарной биржей, регулирующих условия и порядок деятельности участников на товарной бирже, работу товарной биржи, ее органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже, а также постоянно действующего биржевого арбитража | Грубое |
Приложение 1 к Критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | ||
условие 1/значение | условие 2/значение | условие 3/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Для проверок на соответствие квалификационным требованиям | ||||||
1 | Отсутствие фирменного наименования товарной биржи, включающее в себя наименование "акционерное общество "товарная биржа" и название общества | Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 100 | 0 | 1 | 0 |
0% | 100% | 0% |
Приложение 2 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128 |
Проверочный лист
Сноска. Приложение 2 - в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 30.05.2024 № 234-нқ и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 10.06.2024 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении товарной биржи
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль
с посещением субъекта контроля _______________________________________
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля
_____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
____________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наличие утвержденных размеров вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, платежей за пользование имуществом биржи, регистрацию и оформление биржевых сделок | ||
2 | Соблюдение товарной биржей обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж | ||
3 | Своевременное предоставление товарной биржей ежемесячного отчета по проведенным биржевым торгам антимонопольному органу (не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным периодом) | ||
4 | Размещение товарной биржей в специальном разделе собственного интернет-ресурса котировок на стандартизированные товары в установленный срок | ||
5 | Опубликование товарной биржей информации о текущем размере гарантийного и страхового фондов на собственном интернет-ресурсе товарной биржи | ||
6 | Размещение актуального перечня аккредитованных членов товарной биржи в специальном разделе собственного интернет-ресурса | ||
7 | Проведение товарной биржей биржевых торгов с учетом особенностей режимов торговли | ||
8 | Соблюдение товарной биржей требования о реализации биржевых товаров, указанных в перечне биржевых товаров, исключительно в режиме двойного встречного аукциона | ||
9 | Не предоставление товарной биржей отказа в принятии заявки на продажу (покупку) биржевого товара, при наличии оснований для предоставления отказа в ее принятии | ||
10 | Обеспечение товарной биржей всем участникам биржевой торговли равных условий по заключению биржевых сделок | ||
11 | Своевременное размещение товарной биржей результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе (не позднее следующего рабочего дня по итогам каждого торгового дня) | ||
12 | Ведение товарной биржей отдельного учета совершаемых сделок по нестандартизированным товарам | ||
13 | Соблюдение товарной биржей требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, также использования коммерческой информации в собственных интересах | ||
14 | Соблюдение товарной биржей требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи | ||
15 | Размещение товарной биржей утвержденных внутренних документов на своем интернет-ресурсе | ||
16 | Своевременное размещение товарной биржей графика проведения биржевых торгов на своем интернет-ресурсе (не менее чем за пять рабочих дней до начала торгов) | ||
17 | Своевременное принятие товарной биржей решения об аккредитации претендента (в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления и соответствующих документов) | ||
18 | Соблюдение товарной биржей оснований при отказе в аккредитации претендента | ||
19 | Соблюдение товарной биржей оснований при приостановлении аккредитации члена товарной биржи | ||
20 | Соблюдение товарной биржей оснований при прекращении аккредитации в товарной бирже | ||
21 | Принятие обоснованного решения об аннулировании брокерской и дилерской аккредитации на товарной бирже | ||
22 | Соблюдение товарной биржей требования о запрете осуществления иной деятельности, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли | ||
23 | Размещение товарной биржей котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе | ||
24 | Своевременное предоставление уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг (не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения) сведения и информацию об операциях с деньгами и (или) имуществом, подлежащих финансовому мониторингу | ||
25 | Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (при признании операции в качестве подозрительной незамедлительно сообщить в уполномоченный орган о такой операции до ее проведения) | ||
26 | Своевременное предоставление информации уполномоченному органу, осуществляющему финансовый мониторинг о подозрительных операциях (которые не были признаны подозрительными до их проведения, представляются не позднее двадцати четырех часов после признания операции подозрительной) | ||
27 | Своевременное предоставление информации, сведений и документов по запросу уполномоченного органа, осуществляющего финансовый мониторинг (по запросу, связанному с анализом подозрительной операции, субъект контроля предоставляет необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса) | ||
28 | Соблюдение требований по принятию мер в части фиксирования сведений, хранения сведений и документов, защиты документов | ||
29 | Наличие разработанной товарной биржей программы подготовки и обучения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения | ||
30 | Соблюдение требований по принятию мер по надлежащей проверке клиентов (их представителей) и бенефициарных собственников (Программа идентификации клиента его представителя и бенефициарного собственника заключается в проведении субъектами финансового мониторинга мероприятий по фиксированию и проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе), выявлению бенефициарного собственника и фиксированию сведений о нем, обновлению ранее полученных сведений о клиенте (его представителе), установлению и фиксированию предполагаемой цели деловых отношений, сведений о клиенте и их представителях) | ||
31 | Исполнение субъектами контроля обязанностей по отказу клиенту в проведении операций с деньгами и (или) имуществом и (или) прекратить деловые отношения | ||
32 | Наличие правил внутреннего контроля, содержащие требования в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения | ||
33 | Соответствие принятых правил внутреннего контроля и программ его осуществления законодательству Республики Казахстан в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма |
Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Приложение 3 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128 |
Проверочный лист
Сноска. Приказ дополнен приложением 3 в соответствии с совместным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 04.05.2023 № 156-НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 04.05.2023 № 59 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции РК от 30.05.2024 № 234-нқ и Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК от 10.06.2024 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
За соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
в отношении товарной биржи
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
Государственный орган, назначивший проверку ___________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки _____________________________________________
______________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта контроля
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
бизнес-идентификационный номер субъекта контроля
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения _______________________________________________
_____________________________________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Наличие фирменного наименования товарной биржи, включающее в себя наименование "акционерное общество" товарная биржа" и название общества | ||
2 | Наличие электронной торговой системы товарной биржи, обеспечивающий автоматизацию процесса заключения биржевых сделок, а также сбора, хранения, обработки и раскрытия информации | ||
3 | Наличие собственного интернет-ресурса товарной биржи, имеющего уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующего в Интернете | ||
4 | Наличие клирингового центра товарной биржи, имеющего аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процесса клиринговой деятельности | ||
5 | Наличие уставного капитала в размере не менее трехсоттысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете у товарной биржи, которая организует торги только нестандартизированными товарами | ||
6 | Наличие уставного капитала в размере не менее шестисоттысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом Республики Казахстан о республиканском бюджете у товарной биржи, которая организует торги биржевыми товарами | ||
7 | Наличие квалифицированного состава работников товарной биржи, соответствующего образовательному уровню (для первого руководителя – высшее образование, для работников, не занимающих руководящие должности – высшее и (или) послесреднее образование) и опыту практической деятельности (для первого руководителя – стаж работы в сфере биржевой деятельности и (или) в финансовых организациях не менее трех лет) и отсутствия неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлений (для первого руководителя) | ||
8 | Наличие внутренних документов товарной биржи, согласованных с уполномоченным органом (если такое согласование является обязательным) и утвержденных (принятых) товарной биржей, регулирующих условия и порядок деятельности участников на товарной бирже, работу товарной биржи, ее органов, структурных подразделений, оказание, порядок и размер оплаты услуг, коммерческую тайну на товарной бирже, а также постоянно действующего биржевого арбитража |
Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________ ____________
должность подпись
_______________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при наличии)