Оглавление

О внесении изменений в некоторые приказы Министра национальной экономики Республики Казахстан

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 34. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 октября 2018 года № 17653

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в некоторые приказы Министра национальной экономики Республики Казахстан следующие изменения:

      1) в приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 февраля 2016 года № 49 "Об утверждении проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13417, опубликован 24 марта 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, утвержденный указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) в приказе Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128 "Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13584, опубликован 19 апреля 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет"):

      в заголовок приказа вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;

      критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах, утвержденные указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу;

      проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах, утвержденный указанным приказом, изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему приказу.

      3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа его направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после его официального опубликования;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 октября 2018 года № 34
  Утвержден
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 1 февраля 2016 года № 49

      Проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан
                        о регулировании торговой деятельности

      в сфере/в области/за ______________________________________________________________
                        в соответствии со статьей 138
________________________________________________________________________________
                  Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении торговых объектов ____________________________________________________
                  наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
                                    №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля _________________________________________
_______________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

Соблюдение установленного размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары





      Должностное (ые) лицо (а) ___________________________________________ ____________
                                    должность                               подпись
_______________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля ______________________________________ ____________
                                    должность                               подпись
_______________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при его наличии)

  Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 октября 2018 года № 34
  Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года "О товарных биржах" и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 17371) для отнесения субъектов контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах к степеням риска.

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) незначительные нарушения – нарушения, связанные с непредставлением ежемесячного отчета по гарантийному и страховому фондам по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи; отсутствием необходимой квалификации у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности и не занимающих руководящие должности; отсутствием структурных подразделений по организации торговли и работе с клиентами; отсутствием утвержденных размеров утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок;

      2) значительные нарушения – нарушения, связанные с невыполнением товарной биржей обязанности по опубликованию результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе не позднее рабочего дня, следующего за торговым днем; непредставлением ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам; отсутствием собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов; отсутствием клирингового центра, либо договора о клиринговом обслуживании клирингового центра; отсутствием на товарной бирже биржевого арбитража; невыполнением товарной биржей обязанности по опубликованию котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе; наличием двух и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены;

      3) грубые нарушения – нарушения, связанные с отсутствием электронной торговой системы товарной биржи; отсутствием структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях; отсутствием Правил биржевой торговли; отсутствием гарантийного и страхового фондов; несоблюдением требования о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли; несоблюдением требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, а также использования коммерческой информации в собственных интересах; несоблюдением требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи; с отсутствием правил внутреннего контроля и программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; несоблюдением требования по уставному капиталу товарной биржи;

      4) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, государства с учетом степени тяжести его последствий;

      5) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимых органом контроля с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

      6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      8) субъекты контроля – юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере товарных бирж;

      9) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.

      3. Критерии оценки степени риска формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

      4. По объективным критериям к высокой степени риска относятся товарные биржи.

      5. Отнесение субъектов контроля к высокой степени риска осуществляется в зависимости от вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, интересам государства в результате деятельности субъектов контроля, связанной с обеспечением сохранности коммерческой тайны на товарной бирже, защиты прав участников биржевой торговли и добросовестной конкуренции между ними, которое может привести к незаконному распространению коммерческой тайны и повлечь нарушение естественного ценообразования и дестабилизацию товарного рынка.

      6. В отношении товарных бирж, проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      В отношении субъектов контроля, отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

Глава 3. Субъективные критерии

      7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;

      2) результаты профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля. При этом степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;

      3) наличие и количество жалоб и обращений.

      8. На основании источников информации, определенных в пункте 7 настоящих Критериев, определяются субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению к настоящим Критериям.

      9. Субъективные критерии подразделяются на три степени тяжести нарушений: грубые, значительные, незначительные.

      10. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      По показателям степени риска субъект контроля относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;

      2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

Глава 4. Заключительные положения

      11. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год.

      12. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.

      13. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

  Приложение
к Критериям оценки степени
риска за соблюдением
законодательства Республики Казахстан
о товарных биржах

Субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

Субъективные критерии

Степень нарушения

1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями

1

Непредставление ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам

Значительное

2

Непредставление ежемесячного отчета по гарантийному и страховому фондам по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи

Незначительное

3

Отсутствие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов

Значительное

2. Результаты профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (степень тяжести нарушений устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

1

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе не позднее рабочего дня, следующего за торговым днем

Значительное

2

Наличие электронной торговой системы товарной биржи

Грубое

3

Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях

Грубое

4

Наличие Правил биржевой торговли

Грубое

5

Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности:
высшего образования;
стажа работы в сфере товарных бирж и (или) в финансовых организациях не менее трех лет.
У сотрудников товарной биржи, не занимающих руководящие должности:
высшего или послесреднего образования

Незначительное

6

Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами

Незначительное

7

Наличие клирингового центра, либо договора о клиринговом обслуживании клирингового центра

Значительное

8

Наличие требования по уставному капиталу товарной биржи

Грубое

9

Наличие на товарной бирже биржевого арбитража

Значительное

10

Наличие гарантийного и страхового фонда

Грубое

11

Соблюдение требования о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли

Грубое

12

Соблюдение требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, а также использования коммерческой информации в собственных интересах

Грубое

13

Соблюдение требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи

Грубое

14

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе

Значительное

15

Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Грубое

16

Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок

Незначительное

3. Наличие и количество жалоб и обращений

1

Наличие двух и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены

Значительное

  Приложение 3
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 октября 2018 года № 34
  Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128

                  Проверочный лист за соблюдением законодательства
                        Республики Казахстан о товарных биржах

      в сфере/в области/за ______________________________________________________________
                              в соответствии со статьей 138
________________________________________________________________________________
                  Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
в отношении товарных бирж _______________________________________________________
                  наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Государственный орган, назначивший проверку ______________________________________
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
                                    №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля __________________________________________
________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Адрес места нахождения __________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию результатов биржевых торгов на собственном интернет-ресурсе не позднее рабочего дня, следующего за торговым днем





2

Наличие электронной торговой системы товарной биржи





3

Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях





4

Наличие Правил биржевой торговли





5

Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности:
высшего образования;
стажа работы в сфере товарных бирж и (или) в финансовых организациях не менее трех лет.
У сотрудников товарной биржи, не занимающих руководящие должности:
высшего или послесреднего образования





6

Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами





7

Наличие клирингового центра, либо договора о клиринговом обслуживании клирингового центра





8

Наличие требования по уставному капиталу товарной биржи





9

Наличие на товарной бирже биржевого арбитража





10

Наличие гарантийного и страхового фондов





11

Соблюдение требования о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли





12

Соблюдение требования о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках, а также использования коммерческой информации в собственных интересах





13

Соблюдение требования о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи





14

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию котировок на биржевые товары на собственном интернет-ресурсе





15

Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма





16

Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок





      Должностное (ые) лицо (а) ____________________________________________ ____________
                                          должность                         подпись
________________________________________________________________________________
                        фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля _______________________________________ ____________
                                          должность                         подпись
________________________________________________________________________________
                              фамилия, имя, отчество (при его наличии)