В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 471 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11807, опубликованный в информационно-правовой системе «Әділет» 11 сентября 2015 года).
3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему «Әділет» в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа для включения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнений мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр
национальной экономики
Республики Казахстан Е. Досаев
«СОГЛАСОВАН»
Председатель Комитета по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
_____________________ С. Айтпаева
9 марта 2016 год
Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128
Критерии оценки
степени риска за соблюдением законодательства Республики
Казахстан о товарных биржах
1. Настоящие критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, Законом Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах» и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 722 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389) для отнесения проверяемых субъектов за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах к степеням риска.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) незначительные нарушения – нарушения, связанные с отсутствием структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях; отсутствием необходимой квалификации у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности и не занимающих руководящие должности; отсутствием структурных подразделений по организации торговли и работе с клиентами; отсутствием утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством; отсутствием правил внутреннего контроля и программы его осуществления; наличием до двух подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены;
2) значительные нарушения – нарушения, связанные с представлением неполной формы ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам; непредставлением ежедневных электронных форм отчетности товарных бирж (непредставлением отчетности свыше 50% дней за квартал); отсутствием Правил биржевой торговли; отсутствием клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра; отсутствием договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами; отсутствием на товарной бирже биржевого арбитража; несоблюдением требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах; несоблюдением требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи; невыполнением товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации; наличием трех и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены; отсутствием собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов; отсутствием публикации на интернет-ресурсе товарной биржи информации о результатах биржевых торгов, по итогам каждого торгового дня (не публикации результатов биржевых торгов свыше 50% дней за квартал);
3) грубые нарушения – нарушения, связанные с непредставлением ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам; непредставлением ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фонда по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи; отсутствием гарантийного и страхового фонда; несоблюдением требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли; отсутствием электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж;
4) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности в сфере товарных бирж законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
5) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения и проведения проверок;
6) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
7) проверяемые субъекты – юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере товарных бирж.
3. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах формируются посредством субъективных критериев.
4. Субъективные критерии определяются на основании следующих информационных источников:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
2) результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах);
3) наличие и количество жалоб и обращений;
4) анализ электронных торговых систем товарных бирж.
5. На основании информационных источников, определенных в пункте 4 настоящих Критериев определяются субъективные критерии, изложенные в приложении к настоящим Критериям.
Субъективные критерии подразделяются на три степени тяжести нарушений: грубые, значительные, незначительные.
6. Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
где:
Рз – показатель значительных нарушений;
Р1 – общее количество значительных нарушений;
Р2 - количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн – показатель незначительных нарушений;
Р1 – общее количество незначительных нарушений;
Р2 - количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
Р = Рз + Рн
где:
Р - общий показатель степени риска;
Рз - показатель значительных нарушений;
Рн - показатель незначительных нарушений.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него проводятся только внеплановые проверки и иные формы контроля.
7. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
8. В отношении проверяемых субъектов, отнесенных к высокой степени риска, применяются выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля.
9. В отношении проверяемых субъектов, не отнесенных к высокой степени риска, применяются внеплановые проверки и иные формы контроля.
10. Кратность проведения выборочной проверки не чаще одного раза в год.
11. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа, формируемых на квартал по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода и публикуются на интернет-ресурсах органа контроля.
12. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.
Приложение
к Критериям оценки степени
риска за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах
Субъективные критерии оценки степени риска за соблюдением
законодательства Республики Казахстан о товарных биржах
№ |
Субъективные критерии |
Степень нарушения |
1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями |
||
1. |
Непредставление ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам |
Грубое |
2. |
Представление неполной формы ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам |
Значительное |
3. |
Непредставление ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фонда по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи |
Грубое |
4. |
Непредставление ежедневных электронных форм отчетности товарных бирж (непредставление отчетности свыше 50% дней за квартал) |
Значительное |
2. Результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований) |
||
1. |
Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях |
Незначительное |
2. |
Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли», зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 мая 2015 года № 10993 |
Значительное |
3. |
Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности: |
Незначительное |
4. |
Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами |
Незначительное |
5. |
Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра |
Значительное |
6. |
Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами |
Значительное |
7. |
Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством |
Незначительное |
8. |
Наличие на товарной бирже биржевого арбитража |
Значительное |
9. |
Наличие гарантийного и страхового фонда |
Грубое |
10. |
Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли |
Грубое |
11. |
Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах |
Значительное |
12. |
Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи |
Значительное |
13. |
Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации |
Значительное |
14. |
Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные на основе Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для товарной биржи, утвержденных совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 532 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 119, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 декабря 2014 года № 9964 |
Незначительное |
3. Наличие и количество жалоб и обращений |
||
1. |
Наличие трех и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены |
Значительное |
2. |
Наличие до двух подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены |
Незначительное |
4. Анализ электронных торговых систем товарных бирж |
||
1. |
Отсутствие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж», зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 апреля 2015 года № 10695 |
Грубое |
2. |
Отсутствие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов |
Значительное |
3. |
Отсутствие публикации на интернет-ресурсе товарной биржи информации о результатах биржевых торгов, по итогам каждого торгового дня (не публикация результатов биржевых торгов свыше 50% дней за квартал) |
Значительное |
Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 5 марта 2016 года № 128
Проверочный лист за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
(№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
№ |
Перечень требований |
Требуется |
Не требуется |
Соответствует требованиям |
Не соответствует требованиям |
1 |
Наличие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж» (в соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к деятельности товарных бирж, биржевых брокеров и дилеров и перечня документов, подтверждающих соответствие им, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 171, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10259 (далее – Приказ) |
||||
2 |
Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях (в соответствии с пунктом 2 Приказа) |
||||
3 |
Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли» (в соответствии с пунктом 3 Приказа) |
||||
4 |
Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности: |
||||
5 |
Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами (в соответствии с пунктом 5 Приказа) |
||||
6 |
Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра (в соответствии с пунктом 6 Приказа) |
||||
7 |
Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами (в соответствии с пунктом 7 Приказа) |
||||
8 |
Наличие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов (в соответствии с пунктом 8 Приказа) |
||||
9 |
Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством (в соответствии с пунктом 9 Приказа) |
||||
10 |
Наличие на товарной бирже биржевого арбитража (в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»). |
||||
11 |
Наличие гарантийного и страхового фонда (в соответствии со статьей 16-1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах», а также Правил формирования и использования, размеров гарантийного и страхового фондов, утвержденных приказом и.о Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 251, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10994). |
||||
12 |
Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли (в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»). |
||||
13 |
Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»). |
||||
14 |
Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи (в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»). |
||||
15 |
Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации (в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»). |
||||
16 |
Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). |
Должностное (ые) лицо (а):
________________ __________ _________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________ __________ _________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель
проверяемого субъекта:
_________________________________________________________ ___________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность) (подпись)