Оглавление

Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 471. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 июля 2015 года № 11807. Утратил силу приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 марта 2016 года № 128

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом Министра национальной экономики РК от 05.03.2016 № 128 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые:
      1) критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 1 к настоящему приказу;
      2) проверочный лист за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах согласно приложению 2 к настоящему приказу.
      2. Признать утратившими силу:
      1) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 ноября 2014 года № 78 «Об утверждении Критериев оценки степени риска в сфере частного предпринимательства за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 12 декабря 2014 года № 9969);
      2) приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 ноября 2014 года № 77 «Об утверждении формы проверочного листа при осуществлении государственного контроля в сфере частного предпринимательства за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 12 декабря 2014 года № 9970).
      3. Департаменту регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
      национальной экономики
      Республики Казахстан                       Е. Досаев

      «СОГЛАСОВАН»
      Председатель Комитета по правовой
      статистике и специальным учетам
      Генеральной прокуратуры
      Республики Казахстан
      _____________________ С. Айтпаева
      26 июня 2015 год

Приложение 1   
к приказу Министра 
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 июня 2015 года
№ 471       

Критерии оценки
степени риска за соблюдением законодательства Республики
Казахстан о товарных биржах

      1. Критерии оценки степени риска за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах (далее – Критерии) разработаны в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (далее – Закон).
      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
      1) субъекты (объекты) контроля – юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере товарных бирж;
      2) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности в сфере товарных бирж законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
      3) система оценки рисков – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения и проведения проверок;
      4) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта).
      3. По объективным критериям все субъекты (объекты) контроля относятся к высокой степени риска.
      4. Субъективные критерии определяются на основании следующих информационных источников:
      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
      2) результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений (грубое, значительное, незначительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах);
      3) наличие и количество жалоб и обращений;
      4) анализ электронных торговых систем товарных бирж.
      5. На основании информационных источников, определенных в пункте 4 настоящих Критериев определяются субъективные критерии, изложенные в приложении к настоящим Критериям.
      6. При расчете показателя степени риска определяется удельный вес не выполненных требований (индикаторов).
      Одно невыполненное требование грубой степени приравнивается к показателю 100.
      В случае если требований (индикаторов) грубой степени не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель требований (индикаторов) значительной и незначительной степени.
      При определении показателя нарушений значительной степени применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
      Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
      где:
      Рз – показатель нарушений значительной степени;
      Р1 – общее количество индикаторов значительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
      Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) значительной степени.
      При определении показателя нарушений незначительной степени применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
      Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
      где:
      Рн – показатель нарушений незначительной степени;
      Р1 – общее количество индикаторов незначительной степени, предъявленных к проверке (анализу) проверяемому субъекту (объекту);
      Р2 – количество нарушенных требований (индикаторов) незначительной степени.
      Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей по следующей формуле:
      Р = Рз + Рн
      где:
      Р – общий показатель степени риска;
      Рз – показатель нарушений значительной степени;
      Рн – показатель нарушений незначительной степени.
      По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
      2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него проводятся только внеплановые проверки и иные формы контроля.
      7. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
      8. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска, применяются выборочные, внеплановые проверки и иные формы контроля.
      9. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к незначительной степени риска, применяются внеплановые проверки и иные формы контроля.
      10. Выборочные проверки в отношении проверяемых субъектов (объектов) высокой степени риска проводятся не чаще одного раза в год.
      11. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на квартал по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода и публикуются на интернет-ресурсах органа контроля.
      12. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
      1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
      2) нагрузки на должностных лиц, осуществляющих проверки, государственного органа.

Приложение         
к Критериям оценки степени риска
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан    
о товарных биржах      

                Субъективные критерии оценки
        степени риска за соблюдением законодательства
           Республики Казахстан о товарных биржах

Субъективные критерии

Степень нарушения

1. Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями

1.1

Непредставление ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам

Грубое

1.2

Представление неполной формы ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам

Значительное

1.3

Нарушение срока представления ежеквартальной отчетности по проведенным биржевым торгам (предоставление отчета в течение 30 календарных дней после окончательного срока представления отчетности)

Незначительное

1.4

Непредставление ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фондов по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи

Грубое

1.5

Нарушение срока представления ежемесячного отчета о размере гарантийного и страхового фондов по состоянию на последнюю дату отчетного месяца с приложением к нему банковской выписки, подтверждающей указанные денежные остатки на банковском счете товарной биржи (предоставление отчета в течение 7 календарных дней после окончательного срока представления отчетности)

Незначительное

1.6

Непредставление ежедневных электронных форм отчетности товарных бирж (не представление отчетности свыше 50% дней за квартал)

Значительное

2. Результаты предыдущих проверок (степень тяжести нарушений устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований)

2.1

Наличие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж»

Грубое

2.2

Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях

Незначительное

2.3

Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли»

Значительное

2.4

Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности:
высшего образования;
стажа работы в сфере товарных бирж и (или) в финансовых организациях не менее трех лет
У сотрудников товарной биржи, не занимающих руководящие должности:
высшего или послесреднего образования

Незначительное

2.5

Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами

Незначительное

2.6

Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра

Значительное

2.7

Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами

Значительное

2.8

Наличие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов

Значительное

2.9

Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством

Незначительное

2.10

Наличие на товарной бирже биржевого арбитража

Значительное

2.11

Наличие гарантийного и страхового фонда

Значительное

2.12

Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли

Грубое

2.13

Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах

Значительное

2.14

Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи

Значительное

2.15

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации

Значительное

2.16

Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Незначительное

3. Наличие и количество жалоб и обращений

3.1

Наличие 3 и более подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены

Значительное

3.2

Наличие 1-2 подтвержденных жалоб и обращений от физических и юридических лиц, права которых нарушены

Незначительное

4. Анализ электронных торговых систем товарных бирж

4.1

Отсутствие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж»

Грубое

4.2

Отсутствие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов

Значительное

4.3

Отсутствие публикации на интернет-ресурсе товарной биржи информации о результатах биржевых торгов, по итогам каждого торгового дня (не публикация результатов биржевых торгов свыше 50% дней за квартал)

Значительное

Приложение 2     
к приказу Министра  
национальной экономики
Республики Казахстан 
от 30 июня 2015 года № 471

Проверочный лист
за соблюдением законодательства
Республики Казахстан о товарных биржах

Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
                                         (№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
(ИИН), БИН проверяемого субъекта (объекта) __________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

Наличие электронной торговой системы товарной биржи, отвечающей общим требованиям к электронным торговым системам товарных бирж, установленным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 февраля 2015 года № 141 «Об утверждении обязательных требований к электронной торговой системе товарных бирж» (в соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к деятельности товарных бирж, биржевых брокеров и дилеров и перечня документов, подтверждающих соответствие им, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 171, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10259 (далее – Приказ)





2

Наличие структурного подразделения, оснащенного необходимыми средствами по обеспечению
режима секретности (конфиденциальности), а также сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну на товарной бирже, в том числе на электронных носителях (в соответствии с пунктом 2 Приказа)





3

Наличие Правил биржевой торговли, разработанных на основе типовых правил биржевой торговли, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 марта 2015 года № 280 «Об утверждении Типовых правил биржевой торговли» (в соответствии с пунктом 3 Приказа)





4

Наличие у сотрудников товарной биржи, занимающих руководящие должности:
высшего образования;
стажа работы в сфере товарных бирж и (или) в финансовых организациях не менее трех лет
У сотрудников товарной биржи, не занимающих руководящие должности:
высшего или послесреднего образования (в соответствии с пунктом 4 Приказа)





5

Наличие структурных подразделений по организации торговли и по работе с клиентами (в соответствии с пунктом 5 Приказа)





6

Наличие клирингового центра, либо договора об использовании услуг клирингового центра (в соответствии с пунктом 6 Приказа)





7

Наличие договоров намерения о сотрудничестве или оказании услуг не менее чем с семью биржевыми брокерами и (или) биржевыми дилерами (в соответствии с пунктом 7 Приказа)





8

Наличие собственного интернет-ресурса на государственном и русском языках, содержащего информацию о товарной бирже и порядке проведения ею торгов, а также специальный раздел для размещения результатов биржевых торгов (в соответствии с пунктом 8 Приказа)





9

Наличие утвержденных размеров платежей: вступительных и ежегодных взносов членов товарной биржи, за пользование имуществом биржи, а также регистрацию и оформление биржевых сделок, других поступлений, не запрещенных законодательством (в соответствии с пунктом 9 Приказа)





10

Наличие на товарной бирже биржевого арбитража (в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»)





11

Наличие гарантийного и страхового фонда (в соответствии со статьей 16-1 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах», а также Правил формирования и использования, размеров гарантийного и страхового фондов, утвержденных приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 251, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10994)





12

Соблюдение требований о запрете осуществления товарной биржей торговой и иной деятельности, не связанной с организацией биржевой торговли (в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»).





13

Соблюдение требований о запрете участия работников товарной биржи в биржевых сделках или использования коммерческой информации в собственных интересах (в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»)





14

Соблюдение требований о запрете совершения биржевых сделок от имени и за счет товарной биржи (в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»)





15

Выполнение товарной биржей обязанности по опубликованию ежедневных котировок на биржевые товары в средствах массовой информации (в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах»)





16

Наличие правил внутреннего контроля и программы его осуществления, разработанные в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»)





Должностное (ые) лицо (а):
________________ __________ _________________________________________
   (должность)   (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
________________ __________ _________________________________________
   (должность)   (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель
проверяемого субъекта:
_________________________________________________________ ___________
  (фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)     (подпись)