О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года N 836

Обновленный

      В целях реализации  Закона  Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" Правительство Республики Казахстан постановляет: 
      1. Утвердить прилагаемые: 
      1) Правила определения квоты, условия и порядок и выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан; 
      2) Правила организации и финансирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных; 
      3) Правила организации и финансирования общественных работ.  <*>
      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 17 марта 2004 г.  N 322  .
      2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить Типовое положение об уполномоченном органе по вопросам занятости. 
      3. Акимам областей, городов Астаны и Алматы в месячный срок: 
      1) обеспечить формирование единой информационной базы данных рынка труда Республики Казахстан, предусмотрев подключение уполномоченных органов по вопросам занятости городов и районов к WЕВ-сайту Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в сети Интернет; 
      2) утвердить перечень организаций, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования. 
      4. Внести в  постановление  Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1999 года N 862 "Об утверждении Правил по вопросам лицензирования привлечения иностранной рабочей силы и вывоза рабочей силы из Республики Казахстан за границу" (САПП Республики Казахстан, 1999 год, N 29, ст. 280) следующее изменение: 
      абзац третий пункта 1 исключить. 
      5. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению. 
      6. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит опубликованию. 

 

      Премьер-Министр
     Республики Казахстан

 

                                              Утверждены
                                              постановлением Правительства 
                                              Республики Казахстан 
                                              от 19 июня 2001 года N 836

      

Правила определения квоты,
условия и порядок выдачи разрешений работодателям
на привлечение иностранной рабочей силы
в Республику Казахстан <*>

      

       Сноска. Правила - в редакции постановления Правительства РК от 20 января 2003 г.  N 55  . Новая редакция - от 17 марта 2004 г.  N 322  .      

  Глава 1.
Общие положения

      1. Настоящие Правила (далее - Правила) разработаны в соответствии с  Законом  Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О занятости населения" и устанавливают порядок определения и распределения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан.
      2. Понятия, используемые в настоящих Правилах:
      1) иностранная рабочая сила (иностранные работники) - иностранные граждане и лица без гражданства, нанимаемые работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории республики;
      2) квота на привлечение иностранной рабочей силы (далее - квота) - устанавливаемая ежегодно Правительством Республики Казахстан доля иностранной рабочей силы в процентном отношении к численности экономически активного населения республики;
      3) работодатель - юридическое или физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
      4) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее - разрешение) - документ установленной формы, выдаваемый уполномоченным органом работодателю, определяющий количество иностранной рабочей силы для привлечения в Республику Казахстан в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом;
      5) центральный исполнительный орган - государственный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения;
      6) уполномоченный орган - местные исполнительные органы областей, городов Астаны и Алматы;
      7) сезонные сельскохозяйственные работы - сельскохозяйственные работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются в течение определенного периода (сезона).
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      3. Действие настоящих Правил не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства:
      1) работающих первыми руководителями иностранных юридических лиц, их филиалов или представительств;
      2) находящихся в командировке, срок которой не превышает суммарно 60 календарных дней в течение одного календарного года.
      Прикомандирование иностранных граждан к юридическому лицу Республики Казахстан на срок более 60 календарных дней согласно заверенному уполномоченным органом списку допускается при условии прикомандирования казахстанского персонала к иностранному юридическому лицу, из которого направляются иностранные специалисты на аналогичный срок и в том же количестве. Срок прикомандирования не должен превышать 180 календарных дней;
      3) работающих первыми руководителями организаций, заключивших с Правительством Республики Казахстан контракты на сумму инвестиций в денежном эквиваленте свыше 50 миллионов долларов США, и первыми руководителями юридических лиц Республики Казахстан, осуществляющих инвестиционную деятельность в приоритетных видах деятельности и заключивших контракт с уполномоченным органом по инвестициям;
      4) работающих первыми руководителями банковских, страховых (перестраховочных) организаций;
      5) работающих первыми руководителями исполнительных органов акционерных обществ Республики Казахстан, в которых не менее 50 % акций принадлежит государству;
      6) являющихся сотрудниками дипломатических представительств и международных организаций, работниками консульских учреждений, аккредитованных в Республике Казахстан;
      7) прибывающих с целью оказания благотворительной и гуманитарной помощи;
      8) являющихся представителями иностранных средств массовой информации, аккредитованных в Республике Казахстан;
      9) являющихся членами экипажей морских и речных судов, воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта, принадлежащих иностранным организациям;
      10) работающих артистами и спортсменами;
      11) являющихся индивидуальными предпринимателями;
      12) постоянно проживающих в Республике Казахстан;
      13) получивших статус беженца или политическое убежище на территории Республики Казахстан;
      14) осуществляющих педагогическую деятельность в организациях среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования Республики Казахстан, в соответствии с международными договорами Республики Казахстан о сотрудничестве в сфере образования, но не более 25 процентов от штата организации;
      15) оралманов.
      16) являющихся специалистами по созданию космического ракетного комплекса и эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, привлекаемых в рамках международных соглашений Республики Казахстан о сотрудничестве в сфере аэрокосмической деятельности.
      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 ; от 8 июня 2006 года N  529

  Глава 2. Порядок определения квоты

       4. Уполномоченные органы ежегодно в срок до первого октября на основании анализа внутреннего рынка труда и заявок работодателей представляют в центральный исполнительный орган обоснование привлечения работодателем иностранной рабочей силы на предстоящий год по форме, установленной центральным исполнительным органом.  <*>
      Сноска. В пункт 4 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      5. Заинтересованные центральные исполнительные органы могут вносить предложения по определению квоты на привлечение иностранной рабочей силы в центральный исполнительный орган.
      6. Центральный исполнительный орган на основании предложений уполномоченных органов и заинтересованных центральных исполнительных органов ежегодно до первого декабря вносит проект нормативного правового акта об установлении квоты на предстоящий год в Правительство Республики Казахстан.

  Глава 3. Распределение квоты

       7. Центральный исполнительный орган в течение пятнадцати дней после принятия Правительством Республики Казахстан решения об установлении квоты распределяет ее между областями, городами Астана и Алматы с учетом ситуации на рынке труда и потребностей экономики соответствующей области, городов Астана и Алматы в рабочей силе для развития производства и реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, а также внедрения прогрессивных зарубежных технологий.  <*>
      Сноска. В пункт 7 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      8. Центральный исполнительный орган может осуществлять перераспределение утвержденной квоты между областями, городами Астана и Алматы в пределах квоты, установленной Правительством Республики Казахстан.

  Глава 4. Условия выдачи разрешений

       9. Уполномоченный орган выдает разрешение при наличии свободных рабочих мест и отсутствии возможности удовлетворить спрос на рабочую силу за счет внутреннего рынка труда в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом.
      10. Уполномоченный орган при выдаче разрешений может ограничивать численность привлекаемой иностранной рабочей силы при наличии соответствующих предложений на внутреннем рынке труда.
      11. Поиск на внутреннем рынке труда не осуществляется при привлечении иностранной рабочей силы из числа:
      1) руководителей структурных подразделений иностранных банковских, страховых организаций;
      2) занятых на сезонных сельскохозяйственных работах в соответствии с соглашениями о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
      12. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдается на следующие категории работников:
      1) первая категория - на привлечение руководящего состава организации;
      2) вторая категория - на привлечение специалистов с высшим и средним профессиональным образованием с подтвержденными в установленном порядке документами;
      3) третья категория - на привлечение квалифицированных рабочих;
      4) четвертая категория - на привлечение рабочих, занятых на сезонных сельскохозяйственных работах в соответствии с соглашениями о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
      13. Уполномоченный орган при выдаче разрешений возлагает на работодателя по предварительному письменному согласованию с ним исполнение любого из следующих особых условий:
      1) подготовка, переподготовка и повышение квалификации казахстанских граждан по специальностям, на которые привлекается иностранная рабочая сила;
      2) замена иностранной рабочей силы казахстанскими кадрами;
      3) создание дополнительных рабочих мест для казахстанских граждан. 
      Количество казахстанских граждан, подлежащих подготовке, переподготовке и повышению квалификации, иностранной рабочей силы, подлежащей замене местными кадрами, а также сроки выполнения особых условий указываются в разрешении.
      Условия настоящего пункта не распространяются на работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу на сезонные сельскохозяйственные работы.  <*>
     Сноска. Пункт 13 в редакции - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .

  Глава 5. Порядок выдачи разрешений

       14. Работодатель для получения разрешения представляет в уполномоченный орган по месту осуществления трудовой деятельности иностранной рабочей силы следующие документы:
      1) заявление на выдачу разрешений на государственном или русском языках с указанием количества, категории привлекаемой иностранной рабочей силы по отдельным профессиям и квалификациям;
      2) квалификационные требования, установленные для каждой должности в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (КС), Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утверждаемых центральным исполнительным органом;
      3) обоснование необходимости знания иностранного языка и международных стандартов, опыта работы за рубежом, если они установлены дополнительно работодателем по данной должности и профессии;
      4) справку о наличии предложений по вакантным должностям из региональной базы данных уполномоченного органа, в срок не более чем за месяц со дня подачи заявления;
      5) оригиналы республиканских и местных периодических изданий с объявлениями об имеющихся вакансиях с указанием квалификационных требований к должности на государственном и русском языках, опубликованных не менее чем за один и не более чем за три месяца до подачи заявления в уполномоченный орган;
      6) результаты поиска по республиканской базе данных рынка труда через web-сайт центрального исполнительного органа;
      7) информацию о выполнении особых условий разрешений, выданных за предыдущий и текущий календарные годы, срок исполнения которых наступил (при их наличии);
      8) мотивированный отказ работодателя казахстанским гражданам на занятие вакантной должности в письменной форме;
      9) обоснование количества привлекаемой иностранной рабочей силы.  <*>
      Сноска. В пункт 14 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
       14-1. Для получения разрешения на сезонные сельскохозяйственные работы работодатель представляет только заявление на выдачу разрешения на государственном или русском языке с обоснованием количества привлекаемой иностранной рабочей силы. <*>
      Сноска. Глава дополнена пунктом 14-1 - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      15. Уполномоченный орган:
      1) рассмотрев документы, представленные работодателем в течение десяти рабочих дней с даты их представления, принимает решение о выдаче (невыдаче) разрешения по рекомендациям Комиссии по выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы (далее - Комиссия).
      Положение о Комиссии разрабатывается и утверждается уполномоченным органом по согласованию с центральным исполнительным органом. В состав Комиссии включаются представители территориальных органов центрального исполнительного органа и Министерства внутренних дел. На заседании Комиссии могут участвовать представители работодателя;
      2) уведомляет работодателя о принятом решении в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.  <*>
      Сноска. В пункт 15 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      16. Форма разрешения утверждается центральным исполнительным органом.
      Работодателю следует получить разрешение в уполномоченном органе в течение одного месяца со дня письменного уведомления о выдаче разрешения.
      Разрешение действует с момента заверения уполномоченным органом списков ввозимой иностранной рабочей силы.
      17. Выданное уполномоченным органом разрешение действует только на территории соответствующей области, городов Астаны или Алматы и не подлежит передаче другим работодателям.
      18. В случае необходимости использования иностранной рабочей силы работодателями в нескольких областях и (или) городах Астане и (или) Алматы уполномоченный орган по согласованию с центральным исполнительным органом может выдавать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности в двух и более областях, а также городах Астане и (или) Алматы.  <*>
      Сноска. В пункт 18 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      19. Разрешение не выдается в следующих случаях:
      1) неполного и ненадлежащего оформления документов, предусмотренных настоящими Правилами;
      2) невыполнения особых условий разрешений, выданных за предыдущий и текущий календарные годы, срок исполнения которых наступил (при их наличии);
      3) превышения распределенной квоты.  <*>
      Сноска. В пункт 19 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      20. При несогласии с решением уполномоченного органа работодатель может обратиться в центральный исполнительный орган на предмет обоснованности принятого решения.
      Центральный исполнительный орган рассматривает обращение работодателя, изучает необходимые материалы, запрашиваемые у уполномоченного органа, и по результатам направляет заключение для рассмотрения в соответствующий уполномоченный орган, о чем уведомляет
работодателя.

  Глава 6.
Порядок заверения списков привлекаемой 
      иностранной рабочей силы

      21. Работодатель при наличии разрешения заключает с иностранными работниками трудовые договоры в соответствии с законодательством о труде Республики Казахстан.
      22. Не позднее трех месяцев со дня получения разрешения работодатель формирует списки привлекаемой иностранной рабочей силы 
и представляет их в уполномоченный орган.
      Списки могут представляться полностью либо частями.  <*>
      Сноска. В пункт 22 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      23. Списки привлекаемой иностранной рабочей силы составляются работодателем в пяти экземплярах с указанием: фамилии, имени, отчества, даты и года рождения, гражданства, страны постоянного проживания, страны выезда, специальности и образования, наименования профессий и должностей в соответствии с применяемыми в Республике Казахстан Единым тарифно-
квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих и Государственным Классификатором Республики Казахстан 01-99 "Классификатор занятий", утверждаемых центральным исполнительным органом.
      24. К списку привлекаемой иностранной рабочей силы прилагаются:
      по первой - третьей категориям:
      1) нотариально заверенные переводы документов об образовании;
      2) документы, подтверждающие трудовую деятельность работника, заверенные работодателем (при установлении квалификационных требований по стажу работы);
      3) копия заключенного трудового договора с работником за исключением первых руководителей, являющихся одновременно учредителями;
      4) документы, гарантирующие выезд иностранной рабочей силы к месту постоянного проживания по истечении срока действия разрешений (копия договора между банком и работодателем, квитанция о внесении гарантийных и залоговых взносов на банковский счет работодателя);
      по четвертой категории:
      1) копия трудового договора.  <*>
      Сноска. Пункт 24 в редакции - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      25. Уполномоченный орган после рассмотрения документов на соответствие установленным настоящими Правилами требованиям в течение пяти рабочих дней со дня их подачи заверяет списки, представленные работодателем.
      В течение пяти рабочих дней со дня заверения списков уполномоченный орган представляет их в территориальные органы центрального исполнительного органа, Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Пункт 25 в редакции - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      26. В случае расторжения трудового договора с иностранным работником до окончания срока действия разрешения работодатель может привлекать иностранную рабочую силу по той же категории и квалификации на основе измененного списка привлекаемой иностранной рабочей силы, заверенного уполномоченным органом.
      В течение пяти рабочих дней со дня заверения измененных списков привлекаемой иностранной рабочей силы уполномоченный орган представляет список иностранных работников, с которыми расторгнут трудовой договор, в территориальные органы центрального исполнительного органа и Министерства внутренних дел Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. Пункт 26 в редакции - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      27. В случае отсутствия необходимости дальнейшего привлечения иностранной рабочей силы работодатель обязан уведомить уполномоченный орган в течение десяти календарных дней.  <*>
      Сноска. Пункт 27 в редакции - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      28. Заверение списков не осуществляется в случаях:
      1) неполного и ненадлежащего представления документов в соответствии с пунктами 22-24 настоящих Правил;
      2) несоответствия привлекаемой иностранной рабочей силы требуемой категории и квалификации;
      3)  (исключен - от 14 марта 2006 года N  161 ).
      29. Визовая поддержка для привлекаемой иностранной рабочей силы осуществляется при наличии у работодателя разрешения с приложением списков, заверенных уполномоченным органом.
      30. Работодатель обеспечивает выезд иностранной рабочей силы за пределы Республики Казахстан по истечении срока разрешения.

  Глава 7. Продление срока разрешений

      31. Продление срока разрешений осуществляется по заявлению работодателя уполномоченным органом в пределах распределенной квоты для соответствующей области, городов Астаны и Алматы.
      Продление срока разрешений осуществляется для первой категории - двукратно, для второй категории - однократно. Для третьей и четвертой категории продление срока разрешения не осуществляется.
      32. Для продления срока разрешений работодатель направляет в уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до окончания срока действия разрешений следующие документы:
      1) заявление;
      2) оригинал разрешения;
      3) заверенные уполномоченным органом списки иностранной рабочей силы;
      4) списки иностранной рабочей силы для продления сроков разрешения;
      5) информацию о выполнении особых условий разрешений, выданных за предыдущий и текущий календарные годы, срок исполнения которых наступил (при их наличии);
      6) обоснование продления срока разрешений.  <*>
      Сноска. В пункт 32 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      33. Уполномоченный орган на основании представленных документов в течение десяти рабочих дней со дня подачи документов принимает решение о продлении срока разрешения и уведомляет работодателя и центральный исполнительный орган о принятом решении в течение пяти рабочих дней в письменном виде с указанием причины в случае отказа.
      34. Продление срока разрешения не осуществляется в случаях:
      1) неполного и ненадлежащего оформления документов, предусмотренного настоящими Правилами;
      2) невыполнения особых условий выданных за предыдущий календарный и текущий годы разрешений, срок выполнения которых наступил (при их наличии);
      3)  (исключен - от 14 марта 2006 года N  161 ) <*>
      Сноска. В пункт 34 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .

  Глава 8. Приостановление и отзыв разрешения

       35. Уполномоченный орган вправе приостановить действие разрешения на срок до трех месяцев или отозвать разрешение письменным уведомлением работодателя с указанием причины.  <*>
      Сноска. В пункт 35 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .
      36. Приостановление разрешения производится в случаях:
      1) невыполнения работодателем особых условий выдачи разрешений, предусмотренных настоящими Правилами;
      2) привлечения иностранной рабочей силы, превышающей количество, предусмотренное разрешением;
      3) привлечения иностранных рабочих и специалистов, не указанных в списках привлекаемой рабочей силы.
      37. Действие приостановленного разрешения возобновляется по решению уполномоченного органа после устранения выявленных нарушений, о чем сообщается работодателю в письменном виде в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о возобновлении.
      38. Отзыв разрешения уполномоченным органом производится в случаях:
      1) неустранения работодателем причин, по которым уполномоченным органом приостановлено действие разрешения;
      2) непредставления работодателем в течение трех месяцев списков привлекаемой иностранной рабочей силы.  <*>
      Сноска. Пункт 38 в редакции - постановлением Правительства РК от 14 марта 2006 года N  161 .

  Глава 9. Отчетность

      39. Работодатель после получения разрешения ежемесячно представляет в уполномоченный орган информацию о привлечении иностранной рабочей силы и выполнении особых условий в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
      40. Уполномоченный орган ежемесячно представляет в центральный исполнительный орган отчет по привлечению иностранной рабочей силы, выполнению работодателем особых условий разрешений по форме, устанавливаемой центральным исполнительным органом.

  Глава 10. Контроль за выполнением настоящих Правил
и условий разрешений

       41. Контроль за выполнением условий настоящих Правил осуществляется центральным исполнительным органом и его территориальными органами, уполномоченным органом, в пределах их компетенции.
      42. Центральный исполнительный орган контролирует соблюдение распределенной квоты по регионам.
      43. Уполномоченный орган и территориальный орган центрального исполнительного органа контролируют выполнение работодателем особых условий выдачи разрешений и исполнение законодательства о занятости.

  Глава 11. Ответственность

       44. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.       

                                                    Утверждены
                                              постановлением Правительства 
                                              Республики Казахстан 
                                              от 19 июня 2001 г. N 836

  Правила
организации и финансирования профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки безработных

      Настоящие Правила определяют порядок организации и финансирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность. 

1. Общие положения

      1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных являются мерами социальной защиты безработных и направлены на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. 
      2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных включают в себя: 
      1) подготовку (начальное профессиональное образование) безработных, не имеющих профессии, желающих приобрести профессию и работать по этой профессии; 
      2) повышение квалификации безработных (дополнительное образование) в целях совершенствования профессионального мастерства, получения более высоких разрядов (классов, категорий), изучения и освоения прогрессивной техники и технологии с учетом производственной потребности; 
      3) переподготовку (переобучение) безработных в целях получения новых профессий (специальностей), если им не может быть предложена подходящая работа по профессии (специальности) либо ими утрачена способность к выполнению работы по определенным профессиям (специальностям). 
      Цели, задачи и особенности организации обучения различных видов и форм определяются в рамках законов Республики Казахстан  Z010149_  "О занятости населения",  Z990389_  "Об образовании" и других нормативных правовых актов. 

  2. Организация и проведение профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки безработных

      3. Уполномоченный орган по вопросам занятости (далее - уполномоченный орган) оказывает бесплатные услуги безработным в профессиональной ориентации и осуществляет направление на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в соответствии с региональной программой занятости населения. 
      4. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее - организации). 
      5. Отбор организаций для проведения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных производится уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 
      При отборе организаций для осуществления профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных уполномоченным органом учитываются: 
      1) осуществление организациями образовательной деятельности в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов; 
      2) соответствие требованиям, предъявляемым работодателем к качеству рабочей силы, а также к профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных; 
      3) участие в организации производственной практики; 
      4) наличие лицензии на образовательную деятельность. 
      6. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются на основе договора, за исключением случаев подготовки безработных, направляемых уполномоченным органом, в государственных учреждениях образования. Форма типового договора на оказание услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных утверждается центральным исполнительным органом по вопросам занятости. 
      7. Направление безработных на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку осуществляется в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации. Форма типового договора уполномоченного органа с безработным, направляемым на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, утверждается центральным исполнительным органом по вопросам занятости. 
      8. Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные, входящие в целевые группы в соответствии с Законом Республики Казахстан  Z010149_  "О занятости населения". 
      9. Продолжительность профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных, права и обязанности сторон договора устанавливаются в зависимости от учебной программы в соответствии с договором и не должны превышать: 
      1) при проведении первоначальной подготовки и переподготовки безработных - шести месяцев; 
      2) при повышении квалификации безработных - трех месяцев. 
      10. Организация имеет право отчислять безработных в случаях: 
      - прогулов без уважительных причин; 
      - неуспеваемости; 
      - нарушения внутреннего порядка учебного заведения; 
      - других нарушений, предусмотренных законодательством. 
      11. В случае отчисления безработных, проходящих профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, организация предварительно уведомляет уполномоченный орган. При отчислении безработного организация производит перерасчет по оплате, при этом к оплате подлежит только фактически выполненный объем предоставленных услуг. 
      12. При прекращении профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки без уважительных причин, а также отчислении из организации безработный повторно направляется на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе. 
      13. Работодатель в целях комплектования рабочих мест (вакансий) квалифицированными кадрами и повышения уровня квалификации работников осуществляет меры по развитию системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала за счет собственных средств. 
      14. Иностранные инвесторы в целях замещения иностранных специалистов безработными осуществляют их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку на основе утвержденной программы подготовки кадров, представляемой ежегодно в уполномоченный орган в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. 

  3. Финансирование профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки безработных

      15. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных по направлению уполномоченного органа производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет средств республиканского и местных бюджетов. 
      Выделение средств на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных из средств местного бюджета осуществляется на основании региональной программы занятости. 
      В стоимость профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработного, кроме затрат, связанных непосредственно с обучением, включаются затраты на проживание, на питание, на медицинское освидетельствование и на проезд к месту обучения в пределах региона. 
      С целью замещения иностранных специалистов казахстанскими кадрами иностранные инвесторы предусматривают средства на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в заключаемых контрактах на недропользование с компетентным органом, определяемым Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 
      16. Расходы на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных, направленных уполномоченными органами в организации образования или на предприятия (за исключением обучения в государственных учреждениях образования), финансируются в установленном порядке согласно договорам на оказание услуг по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных в рамках местной бюджетной программы занятости. 
      Расходы, связанные с начальной профессиональной подготовкой безработных, направляемых уполномоченным органом в государственные учреждения образования, учитываются в сметах расходов на содержание данных государственных учреждений. 

  4. Контроль и отчетность

      17. Центральный исполнительный орган и уполномоченные органы по вопросам занятости осуществляют контроль за соблюдением организациями сроков обучения и конкурсных условий. Местные органы управления образованием осуществляют контроль за выполнением организациями учебных планов и программ, проводят анализ работы по организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и представляют информацию в уполномоченные органы по вопросам занятости. 
      18. Уполномоченный орган при организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки: 
      1) осуществляет учет безработных, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку; 
      2) ведет статистическую месячную, квартальную, полугодовую, годовую отчетности по установленной форме; 
      3) представляет в установленные сроки статистическую отчетность по организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки в центральный исполнительный орган по вопросам занятости. 

 

                                              Утверждены
                                              постановлением Правительства 
                                              Республики Казахстан         
                                              от 19 июня 2001 года N 836

  Правила организации и финансирования общественных работ

      

      Настоящие Правила определяют порядок организации и финансирования общественных работ для безработных. 

  1. Общие положения

      1. Под общественными работами понимаются виды трудовой деятельности, организуемые центральным и местными исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально полезную направленность и выполняемые гражданами по направлению уполномоченных органов по вопросам занятости для обеспечения их временной занятости. 
      2. На безработных, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяются законодательные акты Республики Казахстан о труде, пенсионном обеспечении и страховании. 
      3. Правилами не регулируются правоотношения по привлечению к общественным работам, предусмотренные уголовным и административным законодательствами. 
      4. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. 
      5. Уполномоченные органы по вопросам занятости направляют безработных на общественные работы с их согласия. 

  2. Организация общественных работ

      6. Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами в организациях и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам. 
      7. В соответствии с региональными программами занятости населения местные исполнительные органы принимают решения об организации и объемах общественных работ за счет средств местного бюджета. 
      8. В решениях местных исполнительных органов: 
      определяются спрос и предложение на общественные работы; 
      утверждаются перечень организаций, в которых будут проводиться общественные работы, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования. 
      9. По решению местных исполнительных органов уполномоченные органы по вопросам занятости заключают с работодателем типовой договор на выполнение общественных работ. 
      Форма типового договора на выполнение общественных работ между уполномоченным органом по вопросам занятости и работодателем утверждается центральным исполнительным органом. 
      10. Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности: 
      1) предназначены специально для безработных; 
      2) количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии; 
      3) возможность организовать работы на условиях неполного рабочего дня и по гибкому графику; 
      4) экономическая, социальная и экологическая полезность для региона; 
      5) предоставляется возможность временного трудоустройства лицам, не имеющим специального образования. 
      11. Центральными исполнительными органами, являющимися администраторами республиканских бюджетных программ, организуются общественные работы, финансируемые за счет средств республиканского бюджета, в порядке, установленном законодательством при осуществлении государственных закупок работ и услуг. 
      При финансировании общественных работ за счет средств местных бюджетов порядок и условия финансирования определяются местными исполнительными органами. 
      При проведении государственных закупок работ и услуг, не связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ведением научных разработок и экспериментов, в конкурсную документацию включаются требования о привлечении безработных к общественным работам, не требующим предварительной профессиональной подготовки работника и перечень таких работ. 
      Участник конкурса в своей конкурсной заявке в обязательном порядке указывает объем (количество) работ, не требующих предварительной профессиональной подготовки и количество безработных, привлекаемых к общественным работам. 
      Стоимость общественных работ при заключении договора с победителем конкурса организатор конкурса указывает в договоре отдельной строкой. 
      Организатор конкурса в течение пяти рабочих дней со дня регистрации договора информирует уполномоченный орган по вопросам занятости области (города), на территории которого будут выполняться работы, о заключенных договорах, с указанием стоимости общественных работ, наименования подрядчика (ов), перечня работ, отнесенных к общественным, количества безработных, привлекаемых подрядчиком. 
      Победитель конкурса - подрядчик, обязан довести до уполномоченных органов по вопросам занятости сведения о перечне общественных работ, не требующих предварительной профессиональной подготовки, сумме средств, выделяемых на их организацию, потребности в безработных и заключить типовой договор на выполнение общественных работ. 
      Уполномоченный орган по вопросам занятости направляет безработных подрядчику в соответствии с потребностью, указанной в информации организатора конкурса и подрядчика. 
      12. Работодатели, желающие организовать у себя общественные работы за счет собственных средств, подают заявки в местные исполнительные органы. 

          3. Направление безработных на общественные работы 

      13. Направление безработных на общественные работы осуществляется уполномоченным органом по вопросам занятости в организации по решению местных исполнительных органов. 
      14. Направление безработных на общественные работы осуществляется уполномоченным органом по вопросам занятости в порядке очередности согласно дате регистрации. 
      15. Приоритетное право участия в общественных работах имеют безработные, входящие в целевые группы. 
      16. Между работодателем и безработным, участвующим в общественных работах, заключается индивидуальный трудовой договор в соответствии с законодательством о труде. 
      17. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации в уполномоченном органе по вопросам занятости. 

4. Оплата труда безработных, занятых на
общественных работах

 
      18. Оплата труда безработных, участвующих в общественных работах, регулируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан на основании индивидуального трудового договора и зависит от количества, качества и сложности выполняемой работы. 
      19. Заработная плата, начисленная безработным за участие в общественных работах, облагается налогами в установленном законодательством порядке. 
      20. Выплата социального пособия по временной нетрудоспособности, возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, безработным, участвующим в общественных работах, производятся работодателем в соответствии с действующим законодательством.

5. Контроль за порядком организации и финансирования
общественных работ

      21. Контроль за порядком организации и финансирования общественных работ осуществляется государственными органами в установленном законодательством порядке. 

6. Учет и отчетность по общественным работам

      22. Уполномоченный орган по вопросам занятости при организации общественных работ: 
      1) осуществляет учет безработных, участвующих в общественных работах; 
      2) ведет статистическую месячную, квартальную, полугодовую, годовую отчетности по общественным работам по форме, установленной соответствующим государственным органом по статистике; 
      3) представляет в установленные сроки статистическую отчетность по организации общественных работ в центральный исполнительный орган по вопросам занятости.

 

                                                Приложение к
                                                постановлению Правительства
                                                Республики Казахстан
                                                от 19 июня 2001 г. N 836

Перечень
некоторых решений Правительства
Республики Казахстан, утративших силу

      1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1998 года N 1242  P981242_  "Об утверждении Правил об организации общественных работ" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 45, ст. 409; N 17, ст. 171; N 28, ст. 269). 
      2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июня 1999 года N 836  P990836_  "Об утверждении Правил организации профессиональной подготовки безработных и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Казахской ССР от 19 июня 1991 года N 383" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., N 28, ст. 271; N 19, ст. 203). 
      3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1999 года N 855  P990855_  "Вопросы установления организациями минимального количества рабочих мест (квоты) для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., N 28, ст. 279; N 55, ст. 610). 
      4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2000 года N 444  P000444_  "Об утверждении Правил регистрации и учета безработных" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 17, ст. 172).