О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 сентября 2000 года N 1376

Обновленный

      В целях совершенствования законопроектной деятельности Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Создать Межведомственную комиссию по вопросам законопроектной деятельности в следующем составе:

Мухамеджанов            - заместитель Премьер-Министра Республики
Бауржан Алимович          Казахстан, председатель Комиссии;

Ким                     - Министр юстиции Республики Казахстан,
Георгий Владимирович      заместитель председателя Комиссии;

Ушуров                  - заведующий Юридическим отделом Канцелярии
Игорь Арлиевич            Премьер-Министр Республики Казахстан;

Даулбаев                - заместитель Генерального Прокурора
Асхат Кайзуллаевич        Республики Казахстан (по согласованию);

Елубаев                 - заместитель Председателя Комитета
Бауыржан Ыскакович        национальной безопасности Республики
                          Казахстан (по согласованию);

Кабденова               - заместитель Руководителя Аппарата Мажилиса
Мариям Нурумовна          Парламента Республики Казахстан (по
                          согласованию);

Амрин                   - вице-Министр обороны Республики Казахстан;
Госман Каримович

Коржова                 - вице-Министр финансов Республики
Наталья Артемовна         Казахстан;

Амрин                   - заместитель Председателя Агентства
Аскар Кеменгерович        Республики Казахстан по регулированию
                          естественных монополий, защите
                          конкуренции и поддержке малого бизнеса;

Таджияков               - заместитель Председателя Национального
Бисенгали Шамгалиевич     Банка Республики Казахстан (по
                          согласованию);

Котлов                  - заместитель Руководителя Канцелярии
Андрей Николаевич         Премьер-Министра Республики Казахстан;

Андрющенко              - первый вице-Министр экономики и торговли
Александр Иванович        Республики Казахстан;    

Нургалиева Енлик        - заведующая Отделом правовой экспертизы
Нургалиевна               Аппарата Сената Парламента Республики
                          Казахстан (по согласованию), член
                          Комиссии;

Байжанов Улан Сапарович - вице-Министр государственных доходов
                          Республики Казахстан, член Комиссии;    

Нефедов Петр Петрович   - вице-Министр энергетики и минеральных
                          ресурсов Республики Казахстан, член
                          Комиссии    

Мутанов                 - первый вице-Министр образования и науки
Галымкаир Мутанович       Республики Казахстан    

Мерзадинов              - вице-Министр внутренних дел Республики
Ергали Серикпаевич        Казахстан.

      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 2 апреля 2001 г. N 430 ; от 27 сентября 2001 г. N 1256 ; от 20 февраля 2002 г. N 231 ; от 3 апреля 2002 г. N 397 .

      2. Утвердить прилагаемые:
      1) Положение о Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности;
      2) Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан.
      3. Возложить на Министерство юстиции Республики Казахстан общий контроль за выполнением текущих и перспективных планов законопроектных работ.
      4. Уполномоченным государственным органам в срок не позднее 25 числа каждого месяца представлять Министерству юстиции Республики Казахстан информацию о прохождении законопроектов в Правительстве и Парламенте Республики Казахстан, а также отчет о ходе выполнения планов законопроектных работ.
      5. Министерству юстиции Республики Казахстан:
      ежемесячно обобщать ход законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан, готовить и направлять в Правительство Республики Казахстан обзоры состояния подготовки важнейших социально-экономических законов;
      оперативно информировать Правительство Республики Казахстан о нарушениях уполномоченными государственными органами сроков разработки законопроектов и предлагать меры по устранению выявленных нарушений.
      6. Уполномоченным государственным органам обеспечить строгое выполнение требований пункта 69 Регламента Правительства Республики Казахстан в целях предотвращения включения, без согласования с Правительством, в тексты внесенных Правительством в Парламент законопроектов изменений и дополнений, связанных с концепцией закона, изменением его правового содержания и предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. <*>

      Сноска. В пункт 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .
      7. Представительству Правительства в Парламенте Республики Казахстан регулярно информировать Премьер-Министра, его заместителей и Руководителя Канцелярии Премьер-Министра о процессе прохождения законопроектов, вносимых Правительством Республики Казахстан, и других вопросов, рассматриваемых Парламентом, имеющих отношение к деятельности Правительства Республики Казахстан.
      8. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Утверждено           
постановлением Правительства  
Республики Казахстан      
от 11 сентября 2000 года N 1376

Положение
о Межведомственной комиссии по вопросам
законопроектной деятельности

1. Общие положения

      1. Межведомственная комиссия по вопросам законопроектной деятельности (далее - Комиссия) является консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан.
      2. Главная цель деятельности Комиссии состоит в выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства Республики, а также законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан.
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 24 июня 2002 г. N 690 .
      3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией  Республики Казахстан, Законом  Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

2. Задачи Комиссии

      4. Основными задачами Комиссии являются:
      анализ законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан;
      выработка рекомендаций по формированию текущих и перспективных планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан с учетом Программы действий Правительства, поручений Главы государства, а также проводимых в стране реформ;
      внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложений о приоритетных направлениях законопроектной деятельности;
      подготовка предложений по урегулированию разногласий между государственными органами, возникающих в процессе разработки и прохождения законопроектов в Правительстве и Парламенте Республики Казахстан;
      рассмотрение по ходатайству государственного органа вопросов о переносе сроков и о внесении изменений и дополнений в План законопроектных работ на соответствующий год;
      предварительная выработка рекомендаций по вопросам отзыва Правительством законопроектов из Мажилиса Парламента;
      рассмотрение в 15-дневный срок со дня поступления в Правительство законопроектов, инициированных депутатами Парламента, с целью выработки по ним предложений по их положительной либо иной оценке;
      согласование норм проектов государственных и иных программ, концепций, мероприятий Правительства в части законопроектного обеспечения;
      определение текущих оперативных сроков передачи подготовленных законопроектов в Правительство разработчиками проектов законов в целях выполнения экспертизы проектов;
      предварительное рассмотрение предложений о разработке законопроектов по отношениям, уже урегулированным законодательным актом;
      выработка рекомендаций о направлении законопроектов на научную, криминологическую и иную экспертизу;
      анализ действующего законодательства Республики Казахстан и выработка рекомендации по его систематизации;
      внесение в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложений по определению приоритетных направлений работы по кодификации законодательства;
      внесение предложений по разработке проектов кодифицированных и
консолидированных актов.
      Сноска. В пункт 4 внесены изменения - постановлениями Правительства РК от 27 сентября 2001 г. N 1256 ; от 24 июня 2002 г. N 690   ; от 10 декабря 2002 г . N 1300 .

3. Основные права Комиссии

      5. В соответствии со своими задачами Комиссия имеет право:
      1) взаимодействовать с центральными исполнительными и другими государственными органами и организациями;
      2) вырабатывать рекомендации и вносить предложения по вопросам, входящим в ее компетенцию;
      3) в установленном законодательством порядке запрашивать и получать от государственных и других организаций материалы, необходимые для реализации задач Комиссии;
      4) приглашать на заседания Комиссии и заслушивать представителей государственных органов и организаций по вопросам, связанным с реализацией задач Комиссии;
      5) организовывать временно и постоянно действующие экспертные и рабочие группы.

4. Организация деятельности Комиссии

      6. Комиссию возглавляет председатель.
      7. Организацию работы, подготовку соответствующих материалов, рекомендаций Комиссии осуществляет секретарь Комиссии, который избирается ее членами.
      8. Секретарь Комиссии:
      1) готовит предложения по повестке дня заседания Комиссии, обеспечивает и контролирует выполнение решений Комиссии;
      2) координирует работу членов Комиссии и привлеченных к ее деятельности специалистов.
      9. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
      10. Повестка дня заседаний, а также место и время их проведения определяются и уточняются председателем Комиссии по согласованию с членами Комиссии.
      11. Решения Комиссии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколом и носят рекомендательный характер.
      12. Члены Комиссии обладают равными голосами при принятии решения. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель.
      13. Предложения Комиссии выносятся на рассмотрение Правительства Республики Казахстан от имени Комиссии председателем или секретарем Комиссии по устному или письменному согласованию с не менее чем половиной состава Комиссии.
      14. Для разработки необходимых материалов, относящихся к компетенции Комиссии, могут привлекаться организации, высшие учебные заведения, а также ученые и высококвалифицированные специалисты.
      15. Рабочим органом Комиссии является Министерство юстиции Республики Казахстан.

Утверждены            
постановлением Правительства  
Республики Казахстан       
от 11 сентября 2000 года N 1376 

Правила
организации законопроектной работы
в уполномоченных органах Республики Казахстан

      1. Настоящие Правила, в соответствии с Законом  Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" и Регламентом Правительства Республики Казахстан, определяют порядок организации законопроектной работы в уполномоченных органах - разработчиках законопроектов (далее - Уполномоченные органы).
      2. Уполномоченные органы разрабатывают законопроекты, как правило, в соответствии с текущими и перспективными планами законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, а также в соответствии с отдельными поручениями Главы государства и Правительства Республики Казахстан.
      В необходимых случаях разработка законопроектов осуществляется Уполномоченными органами по собственной инициативе в соответствии с их установленной компетенцией.
      3. Уполномоченный орган, разрабатывающий законопроект, создает рабочую группу по подготовке проекта или поручает его подготовку одному из своих подразделений, которое выполняет функции рабочей группы. В подготовке проекта обязательно участие работников юридического подразделения органа, подготавливающего проект.
      Для участия в рабочей группе могут быть приглашены депутаты Парламента Республики Казахстан, а также специалисты и ученые в области правоотношений, предлагаемых к урегулированию.
      4. Уполномоченный орган, если иное не установлено планом законопроектных работ или поручением о разработке законопроекта, может поручить подготовку законопроекта подведомственным государственным организациям или на договорной основе специалистам, научным учреждениям, отдельным ученым или их коллективам, в том числе зарубежным.
       Уполномоченный орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов одному или нескольким лицам. Персональную ответственность за качество, своевременность разработки и представления законопроектов несут первые руководители Уполномоченных органов.
      5. Общий контроль за выполнением Уполномоченными органами планов законопроектных работ и отдельных поручений по разработке законопроектов, методическое руководство их деятельностью в этом направлении и необходимое для этого информационное обеспечение осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан.
      6. Текст законопроекта должен быть разработан с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии, требований юридической техники и иных установленных законодательством требований.
      7. Разработка законопроекта осуществляется с учетом практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни, Послания Главы государства народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Совета и разъяснений судебной практики Верховного Суда.
      8. По законопроектам, вносимым Правительством на рассмотрение Парламента обязательно проведение соответствующей научной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в зависимости от правоотношений, регулируемых законопроектом, согласно Правилам проведения научной экспертизы законопроектов, утвержденным постановлением  Правительства от 30 мая 2002 года N 598 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности". При этом обязательной экологической экспертизе подлежат проекты законодательных актов, предполагаемые последствия от принятия которых могут создать угрозу экологической, в том числе радиационной, безопасности, охране окружающей среды. Разработчик законопроекта до согласования его с заинтересованными государственными органами обеспечивает проведение соответствующей экспертизы проекта, заключение по результатам которой представляются на государственном и русском языках вместе с другими материалами к законопроекту. <*>

      Сноска. Пункт 8 - в редакции постановления Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .
      9-10 (исключены - постановлением Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 )
     11. Согласование законопроекта государственными органами осуществляется в порядке и сроки, установленные Регламентом Правительства Республики Казахстан.  <*>

      Сноска. Пункт 11- в редакции постановления Правительства РК от 10 декабря 2002 г . N 1300 .
      12. Если при согласовании законопроекта согласовывающим государственным органом сделаны замечания, с которыми Уполномоченный орган не согласен, протокол разногласия по законопроекту рассматривается Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан.
      Окончательное решение выносится Правительством Республики Казахстан на основе рекомендаций, подготовленных Межведомственной комиссией.
      13. Порядок внесения законопроекта на рассмотрение Правительства устанавливается Регламентом Правительства Республики Казахстан.