Сноска. Заголовок - в редакции постановления Правительства РК от 23.07.2021 № 511 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17-1 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Сноска. Преамбула - в редакции постановления Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Сноска. Преамбула – в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2022 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемые Правила законотворческой работы Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 1 - в редакции постановления Правительства РК от 23.07.2021 № 511 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр | |
Республики Казахстан | Б. Сагинтаев |
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 |
Правила законотворческой работы Правительства Республики Казахстан
Сноска. Правила - в редакции постановления Правительства РК от 23.07.2021 № 511 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила законотворческой работы Правительства Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 19 Закона Республики Казахстан "Об органах юстиции", пунктом 4 статьи 17-1 Закона Республики Казахстан "О правовых актах" (далее – Закон) и определяют порядок разработки, размещения, публичного обсуждения, согласования консультативных документов регуляторной политики, а также проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы Правительства Республики Казахстан (далее – Правительство), а также проектов нормативных правовых актов, разработанных в соответствии с пунктом 15 статьи 17-1 Закона.
Сноска. Пункт 1 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) программа информационного сопровождения и разъяснения – перечень мероприятий по информированию граждан об изменениях в законодательстве Республики Казахстан, затрагивающих их права и законные интересы, и их разъяснению, а также обеспечению эффективной реализации принятого закона;
2) интернет-портал открытых нормативных правовых актов (далее – интернет-портал открытых НПА) – компонент веб-портала "электронного правительства", обеспечивающий размещение проектов нормативных правовых актов и иной информации в соответствии с Законом Республики Казахстан "О доступе к информации" для проведения процедуры публичного обсуждения;
3) автоматизированное рабочее место интернет-портала открытых НПА (далее – АРМ) – предоставляемое оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" приложение, предназначенное для управления настройками и контентом, который размещается на интернет-портале открытых НПА;
4) информационная система "Е-заңнама" – единая правовая система, предназначенная для проведения анализа (мониторинга) законодательства Республики Казахстан, а также автоматизации отдельных процессов нормотворчества;
5) исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);6) исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
7) целевая группа – лицо, группа лиц, права и интересы которых будут затрагиваться предлагаемым регулированием (проектом нормативного правового акта);
8) пилотный проект – процедура, проводимая государственным органом в целях выявления результата от вводимого регулирования;
9) субъекты регулирования – лица, на которых распространяется действие нормативных правовых актов;
10) регуляторная нагрузка – финансовое бремя субъектов регулирования в связи с установлением законодательством Республики Казахстан требований, обязательных для исполнения, включая затраты времени и человеческих ресурсов;
11) регуляторная политика – государственное регулирование общественных отношений посредством нормативных правовых актов;
12) консультативный документ регуляторной политики (далее – консультативный документ) – документ установленной формы, в котором должны содержаться проблемы государственного регулирования в конкретной сфере, пути их решения, обоснование необходимости разработки проекта закона и иные положения, определяемые Правительством Республики Казахстан;
13) пояснительная записка к проекту закона – обязательный документ, прилагаемый к проекту закона, содержащий обоснование необходимости принятия проекта закона с развернутой характеристикой целей, задач и основных положений проекта закона, изложенный в форме, позволяющей получить общие сведения о проекте закона и способствующей повышению уровня информированности общественности о будущей регуляторной политике;
14) оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства" (далее – оператор) – юридическое лицо, определяемое Правительством, на которое возложено обеспечение функционирования закрепленной за ним информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства".
Сноска. Пункт 2 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Правила направлены на обеспечение реализации регуляторной политики и формирование единых механизмов реализации законодательной инициативы Правительства посредством последовательного соблюдения предусмотренных процедур, включая процедуры прогнозирования последствий от проектируемого регулирования, процедуры публичного обсуждения проектов законов и другие процедуры регуляторной политики.
4. Законотворческая работа Правительства осуществляется центральными исполнительными органами, а также иными государственными органами по согласованию с ними и включает:
1) разработку консультативного документа, его обсуждение с заинтересованными органами, организациями и целевыми группами;
2) исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);3) исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
4) размещение консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, получения позиций членов Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности (далее – Комиссия), заключений общественных советов, экспертных советов по вопросам предпринимательства (далее – экспертные советы), Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан (далее – НПП) в порядке, определенном в настоящих Правилах;
5) направление консультативного документа в Министерство юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство юстиции) для получения предварительного заключения о возможности его вынесения на заседание Комиссии;
6) рассмотрение консультативного документа на заседании Комиссии;
7) в случае одобрения консультативного документа Комиссией создание рабочей группы по разработке проекта закона;
8) разработка проекта закона, в том числе подзаконных нормативных правовых актов, если соответствующим проектом закона предусмотрено их принятие, необходимых для внесения на согласование сопутствующих к проекту закона материалов;
9) исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);10) проведение анализа регуляторного воздействия проекта закона, предусматривающего введение регуляторного инструмента или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства в порядке, определяемом уполномоченным органом по предпринимательству, в случаях, когда необходимость его проведения предусмотрена Предпринимательским кодексом;
11) размещение проекта закона на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, получения заключений научных экспертиз (за исключением лингвистической экспертизы), общественных советов, экспертных советов и НПП в порядке, определенном в настоящих Правилах;
12) проведение публичных слушаний по проекту закона по решению первого руководителя государственного органа либо лица, исполняющего его обязанности;
13) согласование проекта закона с заинтересованными государственными органами и организациями в соответствии с Законом и Регламентом Правительства Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 января 2023 года № 10 (далее – Регламент Правительства);
14) исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);15) размещение проекта закона на интернет-портале открытых НПА;
16) внесение проекта закона в Аппарат Правительства Республики Казахстан (далее – Аппарат Правительства) и его рассмотрение в соответствии с Регламентом Правительства;
17) согласование проекта закона с Администрацией Президента Республики Казахстан (далее – Администрация Президента) в соответствии с Правилами согласования с Президентом Республики Казахстан планов законопроектных работ Правительства Республики Казахстан и с Администрацией Президента Республики Казахстан проектов законов, вносимых Правительством в Мажилис Парламента Республики Казахстан, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2002 года № 873 (далее – Правила согласования с Президентом Республики Казахстан проектов законов);
18) проведение научной лингвистической экспертизы проекта закона после согласования проекта закона с Администрацией Президента, Аппаратом Правительства до их внесения на рассмотрение Парламента;
19) внесение проекта закона в Мажилис Парламента Республики Казахстан (далее – Мажилис Парламента);
20) представление и сопровождение проекта закона при его рассмотрении в палатах Парламента Республики Казахстан (далее – Парламент);
21) обеспечение в соответствии с Регламентом Правительства реализации принятого закона, в том числе путем своевременного утверждения подзаконных нормативных правовых актов, если соответствующим проектом закона предусмотрено их принятие;
22) направление программы информационного сопровождения и разъяснения по принятому закону на согласование Министерства юстиции и уполномоченного органа в области СМИ в порядке, определяемом настоящими Правилами;
23) осуществление правового мониторинга нормативного правового акта, включая оценку эффективности закона и достижения отраженных в консультативном документе целевых индикаторов, в порядке, установленном Правилами проведения правового мониторинга, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2016 года № 486.
Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Требования по разработке консультативного документа, а также программы информационного сопровождения и разъяснения по проекту закона и по принятому закону не распространяются на проекты законов о республиканском бюджете, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы и на проекты законов о внесении в них изменений и дополнений.
Сноска. Пункт 5 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5-1. Проекты законов, проекты временных постановлений Правительства Республики Казахстан, имеющие силу закона, подготовленные в соответствии с пунктом 15 статьи 17-1 Закона, а также проекты подзаконных нормативных правовых актов, в реализацию указанных проектов, могут быть разработаны только при наличии согласования Премьер-Министра Республики Казахстан по инициативе государственного органа.
Срок разработки указанных проектов нормативных правовых актов не должен превышать 5 (пять) календарных дней с момента получения согласования Премьер-Министра Республики Казахстан.
По указанным проектам нормативных правовых актов сроки публичного обсуждения, а также представления рекомендаций общественного совета, экспертных заключений, на портале открытых НПА составляют 5 (пять) календарных дней.
Срок рассмотрения консультативного документа Комиссией со дня окончания срока публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов на портале открытых НПА должен составлять не более 3 (три) календарных дней.
Срок согласования государственными органами проектов нормативных правовых актов не должен превышать 5 (пять) календарных дней.
Проекты подзаконных нормативных правовых актов разрабатываются, подлежат согласованию, публичному обсуждению, экспертизам, одновременно и в те же сроки с проектами законов и проектами временных постановлений Правительства Республики Казахстан, имеющих силу закона, в реализацию которых они разработаны.
Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Разработка консультативного документа
6. Органами-разработчиками консультативного документа являются центральные исполнительные органы, а также иные государственные органы по согласованию с ними.
Иные органы, организации и граждане вправе вносить предложения по решению существующих проблем государственного регулирования, которые передаются на рассмотрение органов-разработчиков и отражаются в консультативном документе.
К подготовке консультативного документа при необходимости могут быть привлечены научно-исследовательские и другие организации, ученые соответствующих отраслей науки, специалисты различных областей знаний.
7. Разработке консультативного документа может предшествовать проведение исследований, социологических опросов, получение рекомендаций международных и иных организаций. Отчетные материалы, полученные в ходе исследований, являются обязательными приложениями к консультативному документу.
8. Разработка консультативного документа осуществляется с учетом Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана, положений ежегодного послания Конституционного Суда Республики Казахстан, нормативных постановлений Конституционного Суда Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан, документов Системы государственного планирования и планов мероприятий по их реализации, решений Правительства, результатов правового мониторинга нормативных правовых актов, анализа эффективности законодательства, практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни, материалов научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, обращений физических и юридических лиц, материалов, предоставляемых неправительственными организациями, информации, содержащейся в СМИ.
Сноска. Пункт 8 – в редакции постановления Правительства РК от 09.02.2023 № 103 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Разработка консультативного документа осуществляется по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам и включает в себя:
1) проведение анализа действующего законодательства и практики в соответствующей области правового регулирования, определение проблем и причин недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), в том числе выявление наличия множественности актов, регулирующих сходные общественные отношения;
2) изучение, обобщение и анализ экономической, социологической, статистической и иной необходимой информации;
3) осуществление исследования и прогноза социальных, финансово-экономических, экологических, правовых и иных последствий принятия предлагаемых решений (положительных/отрицательных), в том числе анализ возможных социальных рисков, а также тенденций и вариантов развития общественных отношений в определенной сфере в связи с такими решениями;
4) изучение международного опыта и проведение сравнительно-правового анализа;
5) определение (целевых) индикаторов, ожидаемых результатов, которые будут достигнуты в регулируемой сфере общественных отношений в связи с принятием проекта закона в течение последующих пяти лет.
Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия законодательного акта, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно эффективным действующим законодательством. В качестве аргументации необходимо приводить примеры из правоприменительной практики с указанием краткой фабулы имевшихся ситуаций, выводы и предложения.
При прогнозировании социальных последствий принятия предлагаемых решений проводится анализ их воздействия как на развитие общества в целом, так и на его отдельные социальные группы, на повышение уровня и качества жизни: влияние на уровень образования и занятости населения, социальную структуру общества, доступность услуг здравоохранения, улучшение жилищных условий, развитие институтов гражданского общества, оцениваются возможные риски социального характера и другие последствия.
При прогнозировании финансово-экономических последствий принятия предлагаемых решений оцениваются связанные с их принятием:
1) прямые и косвенные доходы и расходы республиканского и местного бюджетов, включая привлечение грантового финансирования и займов;
2) доходы и расходы правоприменителей и иных субъектов реализации норм законодательного акта;
3) иные расходы и доходы, а также иной экономический эффект (влияние на развитие конкуренции, доступность кредитных ресурсов, создание новых рабочих мест и другие последствия).
При прогнозировании экологических последствий принятия предлагаемых решений оцениваются направление, характер и степень воздействия, которое будет оказываться на окружающую среду в результате принятия законодательного акта.
В рамках прогнозирования правовых последствий оцениваются предполагаемое влияние предлагаемых решений на существующий механизм правового регулирования общественных отношений в определенной сфере, в том числе на установление, конкретизацию прав и обязанностей, устранение правовых пробелов, исключение дефектных, неэффективных и декларативных норм.
К консультативному документу должны в обязательном порядке прилагаться соответствующие материалы, показывающие обоснованность и достоверность указанных в нем сведений.
10. Определение целевых групп осуществляется органом-разработчиком исходя из результатов анализа недостаточной эффективности существующих правовых механизмов и последствий принятия предлагаемых решений в соответствующей области правового регулирования.
11. Исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. По консультативным документам, которые затрагивают интересы субъектов частного предпринимательства, в обязательном порядке опубликовываются (распространяются) анонсы (информационные сообщения) в СМИ, включая размещение на интернет-ресурсах, не позднее 2 (два) рабочих дней до их рассмотрения НПП и экспертным советом.
Сноска. Пункт 12 – в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2022 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. Орган-разработчик после выполнения условий, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил, должен обеспечить процедуры публикации и обсуждения консультативного документа путем размещения консультативного документа на интернет-портале открытых НПА и интернет-ресурсе государственного органа на государственном и русском языках.
Обсуждение консультативного документа с общественностью включает в себя его размещение на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, а также публичные слушания и дебаты.
В зависимости от особенностей общественных отношений, планируемых к регулированию, обсуждения могут проводиться с использованием одного или нескольких вышеуказанных способов.
Последовательность проведения публичных слушаний, дебатов определяется органом-разработчиком самостоятельно.
Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14. Размещение консультативного документа, проекта закона производится посредством АРМ сотрудниками органов-разработчиков. Доступ к АРМ сотрудникам органов-разработчиков предоставляется оператором на основании заявок государственных органов-разработчиков.
Срок обсуждения консультативного документа на интернет-портале открытых НПА определяется государственными органами-разработчиками самостоятельно, но такой срок не должен быть менее 15 (пятнадцать) рабочих дней.
В случае поступления более 100 (сто) комментариев к размещенному консультативному документу, срок размещения консультативного документа на интернет-портале открытых НПА продлевается автоматически на 10 (десять) рабочих дней.
Сноска. Пункт 14 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Консультативный документ, затрагивающий интересы субъектов предпринимательства, подлежит обязательному обсуждению с НПП и экспертными советами.
Консультативный документ, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, подлежит обязательному обсуждению с общественными советами, за исключением случаев, когда создание общественного совета в государственном органе Законом Республики Казахстан "Об общественных советах" не предусмотрено.
16. Органы-разработчики направляют в НПП, экспертные советы, общественные советы, РГП на ПХВ "Институт законодательства и правовой информации" (далее – ИЗПИ), членам Комиссии уведомление о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения позиций, экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами, не позднее 2 (два) рабочих дней.
Экспертные заключения представляют собой письменную позицию НПП или члена экспертного совета, носят рекомендательный характер и являются обязательными приложениями к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
Срок, устанавливаемый для представления экспертных заключений, заключений, рекомендаций по консультативному документу, не может быть менее пятнадцати рабочих дней с момента поступления уведомления о его размещении на интернет-портале открытых НПА в НПП, членам экспертного совета, общественного совета, ИЗПИ.
Сноска. Пункт 16 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. НПП, экспертные советы, общественные советы, ИЗПИ, члены Комиссии размещают свои позиции, экспертные заключения, заключения, рекомендации к консультативному документу на интернет-портале открытых НПА на государственном и русском языках.
Экспертные заключения, заключения, рекомендации общественных советов носят рекомендательный характер и являются обязательными приложениями к консультативному документу, проекту закона до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
В случае непредставления экспертных заключений, заключения, рекомендаций общественных советов в установленный срок, консультативный документ считается согласованным без замечаний.
В случае несогласия с экспертными заключениями, заключением, рекомендациями, орган-разработчик формирует обоснование причин несогласия не позднее 5 (пять) рабочих дней и размещает его на портале открытых НПА.
Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 3. Проведение публичных обсуждений
18. Разработчик должен уведомить определенные консультативным документом целевые группы о их возможности принять участие в публичных обсуждениях на интернет-портале открытых НПА, публичных слушаниях и (или) дебатах, раскрыв следующие сведения:
1) наименование государственного органа, организатора публичных слушаний;
2) дату, способ (дебаты/публичные слушания) проведения обсуждений, для публичных слушаний указывается также место и время проведения;
3) краткое описание проблемы (проблем), изложенной в консультативном документе;
4) контактную информацию (адреса, электронная почта, телефоны) ответственных за организацию лиц государственного органа – организатора обсуждений;
5) ссылку на интернет-портал открытых НПА, где размещен консультативный документ, с указанием на возможность его комментирования.
Разработчик за 20 (двадцать) рабочих дней до проведения публичных слушаний должен разместить в СМИ, включая интернет-портал открытых НПА, сайт разработчика, объявление с указанием сведений, указанных в части первой настоящего пункта.
Целевые группы уведомляются о предстоящем проведении публичных обсуждений одним или несколькими следующими способами:
1) адресной рассылкой приглашений почтовой связью, нарочно или посредством электронной почты конкретным субъектам – представителям целевой группы;
2) публикацией объявления на интернет-ресурсе государственного органа – организатора обсуждения;
3) публикацией объявления в СМИ;
4) СМС-уведомления в форме короткого текстового сообщения на абонентский номер сотовой связи представителей целевых групп;
5) иными способами, указанными в консультативном документе.
О предстоящем проведении публичных слушаний и (или) дебатов также уведомляются члены общественного и экспертного советов, НПП, ИЗПИ.
19. Публичное обсуждение на интернет-портале открытых НПА осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) принимать замечания и (или) предложения с краткими обоснованиями от зарегистрированных на веб-портале "электронного правительства" пользователей без удостоверения электронной цифровой подписью;
2) не допускать использование нецензурной лексики, оскорбительных выражений, рекламы, а также иной информации, не относящейся к консультативному документу, проекту концепции или проекту закона;
3) при направлении замечаний и (или) предложений по консультативному документу или проекту закона указывать конкретный структурный элемент проекта (раздел, статью, пункт, подпункт).
Замечания и (или) предложения пользователей информации, поступившие после окончания срока для публичного обсуждения проектов, установленного государственным органом-разработчиком, не рассматриваются.
Разработчики рассматривают замечания и предложения пользователей информации в течение 3 (три) рабочих дней после их опубликования в виде комментария на интернет-портале открытых НПА. Решение разработчика о принятии либо отклонении замечания и (или) предложения пользователя информации должно быть мотивированным, конкретным, без общих обоснований, положений декларативного характера и опубликованным под поступившим комментарием.
Сноска. Пункт 19 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).20. Оператор в рамках осуществления информационного наполнения веб-портала "электронного правительства" осуществляет мониторинг соблюдения установленных настоящими Правилами условий к публичному обсуждению размещенных проектов.
Оператор в течение 1 (один) рабочего дня осуществляет проверку на соответствие замечаний и (или) предложений пользователей информации требованиям настоящих Правил и принимает решение об их публикации или отказывает в публикации с указанием обоснований.
21. Публичные слушания проводятся в открытом формате на государственном и русском языках, с обеспечением онлайн-трансляций, в помещении, позволяющем вместить желающих участвовать на публичных слушаниях, либо с использованием доступных информационно-коммуникационных технологий.
Государственный орган обеспечивает привлечение СМИ и освещение проводимых публичных слушаний, в том числе на площадках социальных сетей.
Для обеспечения необходимым помещением лицам, желающим участвовать на публичных слушаниях, проводимых в помещении, необходимо зарегистрироваться на веб-портале "электронного правительства" или интернет-ресурсе разработчика (организатора обсуждений) в срок не менее чем за 7 (семь) рабочих дней.
Лицам, желающим участвовать на публичных слушаниях, проводимых с использованием доступных информационно-коммуникационных технологий, необходимо зарегистрироваться на веб-портале "электронного правительства" или интернет-ресурсе разработчика (организатора обсуждений) в срок не менее чем за 5 (пять) рабочих дней.
На публичные слушания, проводимые в помещении, допускаются зарегистрированные лица при предъявлении ими документа, удостоверяющего личность.
На публичные слушания, проводимые с использованием доступных информационно-коммуникационных технологий, допускаются все зарегистрированные лица.
На публичных слушаниях граждане могут выступить с отдельным докладом, длительность которого определеяется организатором.
Для выступления с докладом желающим в срок не менее чем за 7 (семь) рабочих дней до проведения обсуждений необходимо зарегистрироваться на веб-портале "электронного правительства" или интернет-ресурсе разработчика (организатора обсуждений) и представить тезисы своего выступления.
В докладе необходимо представить аргументированные предложения по решению проблем, указанных в консультативном документе, и (или) имеющимся замечаниям и (или) предложения по решению проблем, предлагаемых разработчиком.
На самом публичном обсуждении представители разработчика делают краткую презентацию консультативного документа, докладывают о поступивших замечаниях и предложениях, поддержанных и отклоненных. По отклоненным приводятся позиции разработчика.
Предложения и замечания, поступившие в процессе проведения публичных слушаний, заносятся в протокол и по ним также формируется позиция государственного органа. При невозможности сформировать позицию на месте проведения обсуждений такая позиция формируется в срок не более 3 (три) рабочих дней с момента проведения публичных обсуждений и размещается на интернет-ресурсе государственного органа и интернет-портале открытых НПА.
Предложения и замечания, поступившие по итогам выступления с докладом заинтересованных лиц, также заносятся в протокол публичных слушаний.
22. Дебаты проводятся в открытом формате на государственном и русском языках, с обеспечением онлайн-трансляций и привлечением СМИ.
Дебаты проводятся при участии не менее 2 (два) участников, представляющих различные позиции по решению проблем государственного регулирования в конкретной сфере.
Орган-разработчик за 20 (двадцать) рабочих дней до проведения дебатов публикует объявление на интернет-портале открытых НПА и официальном сайте государственного органа.
Для участия в дебатах необходимо оставить заявку на интернет-портале открытых НПА.
За 10 (десять) рабочих дней до проведения дебатов прием заявок по участию в них прекращается.
Длительность, формат и другие особенности проведения дебатов определяются организаторами и должны обеспечивать полноценное обсуждение консультативного документа. При этом время, предоставляемое для выступлений, не должно создавать преимущества тому или иному участнику дебатов.
Отбор участников дебатов осуществляется организатором из числа лиц, подавших заявки. По согласию лиц, подавших заявки, организатор должен сгруппировать участников на основе представленных ими тезисов по решению проблем, указанных в консультативном документе.
За 5 (пять) дней до проведения дебатов организаторы опубликовывают список участников, допущенных к дебатам.
23. По итогам публичных обсуждений (публичных обсуждений на интернет-портале открытых НПА, публичных слушаний, дебатов) разработчиком подготавливается отчет по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. В последующем отчет является обязательным приложением к проекту закона на всех стадиях его рассмотрения.
Отчет подлежит размещению на интернет-портале открытых НПА и интернет-ресурсе государственного органа.
Сноска. Пункт 23 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Вынесение консультативного документа на рассмотрение Комиссии
Сноска. Заголовок главы 4 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
24. По итогам публичного обсуждения консультативного документа разработчиком принимается решение о необходимости законодательных изменений или отсутствии таковых.
Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия законодательного акта, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно эффективным действующим законодательством. В качестве аргументации необходимо приводить примеры из правоприменительной практики с указанием краткой фабулы имевшихся ситуаций, выводов и предложений.
Сноска. Пункт 24 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).25. Исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
26. Исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
27. Члены Комиссии, включая Министерство юстиции, в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней, за исключением срочных поручений, поступивших с поручениями руководства Администрации Президента или Правительства, рассматривают консультативный документ и дают официальные замечания разработчику посредством интернет-портала открытых НПА.
Сноска. Пункт 27 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. Исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
29. При отсутствии каких-либо замечаний и (или) предложений членов Комиссии государственный орган направляет консультативный документ в Министерство юстиции для организации его рассмотрения на заседании Комиссии.
При наличии у членов Комиссии замечаний и (или) предложений разработчик в течение месячного срока отрабатывает такие замечания с целью обеспечения максимального их снятия.
По неснятым замечаниям составляются протоколы разногласий, которые должны быть подписаны членами Комиссии, давшими замечания, в срок не более 2 (два) рабочих дней с момента его внесения разработчиками.
Сноска. Пункт 29 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30. По итогам отработки доработанный консультативный документ с протоколами разногласий повторно размещается на интернет-портале открытых НПА, о чем разработчиком в течение 2 (два) рабочих дней уведомляются члены Комиссии.
После этого члены Комиссии, включая Министерство юстиции, в течение 7 (семь) рабочих дней рассматривают доработанный консультативный документ и могут дать замечания только в части не устраненных ранее данных ими замечаний или новых положений, появившихся после отработки с другими членами Комиссии.
Позиции членов Комиссии повторно отражаются на интернет-портале открытых НПА.
Сноска. Пункт 30 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).31. Разработчик может согласиться с замечаниями членов Комиссии, доработать консультативный документ и внести на повторное рассмотрение в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил либо составить дополнительные протоколы разногласий и внести консультативный документ с протоколами разногласий в Министерство юстиции для организации его рассмотрения на заседании Комиссии.
Министерство юстиции выносит консультативный документ, а в случае наличия протоколов разногласий – вместе с такими протоколами на рассмотрение членов Комиссии.
Консультативный документ, поступивший для рассмотрения на заседании Комиссии без замечаний и (или) предложений, после краткой презентации выносится на голосование.
В ходе заседания Комиссии замечания и (или) предложения в голос не принимаются.
Голосование по консультативному документу, поступившему с протоколами разногласий, осуществляется по каждому замечанию, включенному в протоколы разногласий. Консультативный документ может быть одобрен только при условии отсутствия неснятых таким образом замечаний.
Сноска. Пункт 31 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).32. Не могут быть одобрены Комиссией консультативные документы:
1) предусматривающие регламентацию общественных отношений, которые уже достаточно урегулированы действующим законодательством;
2) противоречащие основополагающим принципам права (приоритета прав человека, законности, равноправия, справедливости и др.);
3) предмет регулирования которых не соответствует пункту 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 32 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).33. После одобрения на заседании Комиссии консультативный документ подлежит размещению на официальном интернет-ресурсе разработчика.
Сноска. Пункт 33 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).34. Исключен постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 5. Разработка проекта закона
35. Разработка проектов законов осуществляется только на основании и в строгом соответствии с их консультативными документами.
В проект закона могут вноситься концептуальные изменения и дополнения только по поручению Президента Республики Казахстан в рамках специальных и ежегодных посланий Главы государства народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики.
В иных случаях, если в процессе разработки проекта закона возникнет необходимость внесения изменений в консультативный документ, такой вопрос выносится по обращению государственного органа-разработчика на заседание Комиссии.
Комиссия большинством голосов принимает одно из следующих решений:
1) если изменения носят концептуальный характер, направить консультативный документ на доработку с проведением процедур, установленных настоящими Правилами;
2) если изменения не меняют выработанные подходы по регулированию правоотношения значительно, а также не направлены на решение не рассмотренных ранее проблемных вопросов, одобрить внесение изменений в консультативный документ.
Сноска. Пункт 35 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).36. Для подготовки проекта закона приказом руководителя государственного органа-разработчика либо лица, исполняющего его обязанности, создается рабочая группа или выносится поручение соответствующим подразделениям.
37. В рабочей группе обязательно участие представителей целевых групп, работников юридического подразделения разработчика, ответственного за подготовку проекта закона, представителей государственных органов, в компетенцию которых входит разработка проектов подзаконных актов, принимаемых в реализацию проекта закона, и сотрудников ИЗПИ.
В разработке проектов законов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, обязательно участие представителей НПП и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства.
38. К подготовке проектов законов могут привлекаться специалисты различных областей знаний, научные учреждения и иные организации, научные работники, представители некоммерческих и иных организаций.
Депутаты Парламента вправе на любой стадии принимать участие в работе рабочей группы по подготовке проекта закона.
Разработчик при разработке проектов законов вправе использовать научные концепции развития законодательства Республики Казахстан, результаты проведенных фундаментальных и прикладных научных исследований уполномоченной организации, определяемой Правительством Республики Казахстан, в области правового обеспечения деятельности государства и другие материалы.
39. Количественный состав, частота заседаний и формат работы рабочей группы определяются разработчиком.
Заседания рабочей группы могут быть организованы посредством доступных информационно-коммуникационных средств связи (в онлайн-режиме, посредством видеоконференцсвязи и др.).
40. Вместе с текстом проекта закона ведется разработка проектов подзаконных актов, принимаемых в реализацию проекта закона, и формируются сопутствующие материалы, перечень которых указан в пункте 51 настоящих Правил.
В случае если разработка проекта подзаконного нормативного правового акта относится к компетенции другого государственного органа, то данный государственный орган представляет соответствующий проект подзаконного нормативного правового акта органу-разработчику.
При этом государственные органы, в компетенцию которых относится разработка проекта подзаконного нормативного правового акта, должны предоставить проекты подзаконных нормативных правовых актов в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
В целях своевременного внесения проектов законов государственный орган-разработчик при направлении проекта закона на согласование в заинтересованные государственные органы в обязательном порядке должен запросить у них сведения (информацию) о целесообразности разработки нового подзаконного нормативного правового акта либо внесения изменений и дополнений в действующий подзаконный нормативный правовой акт в сфере регулируемых ими общественных правоотношений.
В случае если разработка проектов подзаконных нормативных правовых актов не требуется, государственные органы, в компетенцию которых относится разработка таких проектов подзаконных нормативных правовых актов, должны в течение 5 (пять) рабочих дней направить соответствующий ответ на поступивший запрос от органа-разработчика.
В проектах законов не допускаются отсылочные нормы на подзаконные нормативные правовые акты в случае отсутствия их проектов.
К проекту закона, предусматривающего сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, разрабатываются финансово-экономические расчеты.
Пояснительная записка к проекту закона, затрагивающего интересы субъектов предпринимательства, должна содержать результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов предпринимательства в связи с введением в действие закона.
41. Разработчиком обеспечивается направление проекта законам на проведение научной правовой, экономической, антикоррупционной и других экспертиз по проекту закона, за исключением проекта закона о республиканском бюджете, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, и по проекту закона о внесении в них изменений и дополнений.
Заключения данных научных экспертиз носят рекомендательный характер.
42. В отношении проекта закона, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, проводится анализ регуляторного воздействия в случаях и порядке, установленных Предпринимательским кодексом.
Результаты анализа регуляторного воздействия размещаются на общедоступных интернет-ресурсах регулирующих государственных органов.
43. Проект закона, реализация которого может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, подлежит обязательной государственной экологической экспертизе в порядке, определяемом экологическим законодательством Республики Казахстан.
Заключения государственной экологической экспертизы носят обязательный характер.
44. По проекту закона, реализация которого повлечет сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда, требуется получить положительное заключение Республиканской бюджетной комиссии.
45. После завершения работы рабочей группы проект закона вместе со сравнительной таблицей к нему (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законы) по форме согласно приложению 6 настоящих Правил и пояснительной запиской для обсуждения к нему по форме согласно приложению 7 настоящих Правил до направления на согласование в заинтересованные государственные органы размещаются для публичного обсуждения на интернет-портале открытых НПА в порядке, регламентированном настоящими Правилами, и на интернет-ресурсе государственного органа.
К пояснительной записке прилагаются презентации, схемы, наглядно и доступно показывающие суть и содержание разработанного проекта закона.
Обсуждение на интернет-портале открытых НПА и (или) публичные слушания по проектам законов проводятся после публикации соответствующего проекта закона на интернет-портале открытых НПА и в соответствии с главой 3 настоящих Правил.
Представители целевых групп, члены общественного совета, экспертных советов, НПП и ИЗПИ уведомляются разработчиком о размещении проекта закона на интернет-портале открытых НПА и приглашаются к даче рекомендаций, замечаний, предложений или (экспертных) заключений.
Данные требования распространяются на каждое последующее размещение и согласование проекта закона с заинтересованными государственными органами.
46. Разработчик со дня разработки проекта закона, имеющего социальное значение, размещает на своем интернет-ресурсе (веб-сайте) пресс-релиз на государственном и русском языках и может провести публичные слушания в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Под проектом закона, имеющим социальное значение, следует понимать проект закона, который прямо или косвенно затрагивает права и интересы человека и общества в целом.
47. Проекты законов, которые затрагивают интересы субъектов частного предпринимательства, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в СМИ, включая размещение на интернет-ресурсах до их рассмотрения НПП и экспертным советом.
Срок, устанавливаемый разработчиками для представления рекомендаций общественным советом, экспертных заключений НПП и экспертных советов, заключений ИЗПИ, не может быть менее 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента поступления к ним уведомления.
Общественный совет, экспертные советы, НПП и ИЗПИ размещают свои рекомендации, (экспертные) заключения к проекту закона на государственном и русском языках на интернет-портале открытых НПА.
Рекомендации общественного совета, экспертные заключения НПП, экспертного совета, заключения ИЗПИ носят рекомендательный характер и являются обязательными приложениями к проекту закона до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.
В случае непредставления общественным советом рекомендаций, НПП и членами экспертного совета экспертных заключений в установленный разработчиком срок, проект закона считается согласованным без замечаний.
Разработчик при согласии с рекомендациями, (экспертным) заключением вносит в проект закона соответствующие изменения и (или) дополнения.
В случае несогласия с рекомендациями, (экспертными) заключениями орган-разработчик формирует позицию с обоснованием причин несогласия. В течение десяти рабочих дней разработчик размещает интернет-портале открытых НПА соответствующее письмо в общественный совет, НПП, ИЗПИ, экспертному совету.
48. По итогам публичных обсуждений проекта закона (публичных обсуждений на интернет-портале открытых НПА, публичных слушаний) разработчиком готовится отчет по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам. В последующем отчет является обязательным приложением к проекту закона на всех стадиях его рассмотрения.
Отчет подлежит размещению на интернет-портале открытых НПА.
49. При разработке проекта закона разработчик в обязательном порядке разрабатывает проект программы информационного сопровождения и разъяснения по проекту закона.
Задача программы информационного сопровождения и разъяснения по проекту закона заключается в широком освещении готовящихся основных изменений в законодательстве Республики Казахстан, затрагивающих права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц.
Программа информационного сопровождения и разъяснения по проекту закона должны предусматривать полный перечень мероприятий, позволяющих обеспечить информирование и разъяснение вводимых или изменяемых прав, обязанностей и ответственности субъектов регулирования, иных нововведений (апробации нововведений в ограниченном формате), нормативно-правовой, финансово-экономической, инфраструктурной обеспеченности предлагаемых инициатив, информационно-методическое сопровождение и скоординированную работу лиц, вовлеченных в реализацию выдвигаемых инициатив.
Перечень мероприятий по информированию граждан, предусмотренный в приложении 5 к настоящим Правилам, является типовой программой информационного сопровождения и разъяснения. Требования типовой программы информационного сопровождения и разъяснения должны реализовываться в полной мере согласно определенным в ней индикаторам, при этом государственные органы в своих программах информационного сопровождения и разъяснения наряду с обязательными могут предусмотреть дополнительные мероприятия по информированию граждан.
50. Проект программы информационного сопровождения и разъяснения по проекту закона утверждается первым руководителем органа-разработчика после согласования его с Министерством юстиции и уполномоченным органом в области СМИ при согласовании проекта закона.
Отчет о реализации программы информационного сопровождения и разъяснения по проекту закона представляется в Министерство юстиции и уполномоченный орган в области СМИ. Министерство юстиции анализирует и обобщает представленную информацию и до 25 января года, следующего за отчетным периодом, направляет в Аппарат Правительства.
Сноска. Пункт 50 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).51. Подготовленный проект закона с сопутствующими документами направляется на согласование заинтересованным государственным органам и организациям.
Под сопутствующими документами понимаются следующие документы, подготовленные на государственном и русском языках:
1) проект постановления Правительства Республики Казахстан о внесении проекта закона в Мажилис Парламента;
2) пояснительная записка к проекту постановления Правительства, подготовленная согласно требованиям Регламента Правительства;
3) проект пояснительной записки к проекту закона с обоснованием необходимости принятия проекта с развернутой характеристикой целей, задач и основных положений проекта закона;
4) к проекту закона, предусматривающему внесение изменений и (или) дополнений в действующие законодательные акты, прикладывается сравнительная таблица действующей и предлагаемой редакций статей с соответствующим обоснованием вносимых изменений и дополнений по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
При этом в обоснованиях обязательно приводится ссылка на конкретный пункт или положение консультативного документа, одобренного на заседании Комиссии;
5) одобренный консультативный документ;
6) справка о результатах обсуждения проекта закона в СМИ, в том числе в сети Интернет, и учета общественного мнения при их доработке.
К справке прилагаются программа информационного сопровождения и разъяснения и отчеты по итогам публичных обсуждений консультативного документа и проекта закона;
7) финансово-экономические расчеты, если реализация проекта закона повлечет сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда, привлечение грантов, займов или спонсирование из международных источников;
8) заключения по результатам научной (правовой, экономической, антикоррупционной и других) экспертиз в зависимости от правоотношений, регулируемых проектом закона.
В случае несогласия с заключением научной экспертизы разработчик проекта закона должен приложить письменные аргументированные обоснования причин несогласия с соответствующим заключением, которые были направлены в экспертную, уполномоченную организации;
9) заключения ИЗПИ по консультативному документу и проекту закона;
10) в случае, если проект закона затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства, к проекту закона прикладываются экспертные заключения НПП и аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства;
11) в случае, если проект закона касается прав, свобод и обязанностей граждан, к нему прилагаются рекомендации обсуждения проекта закона с общественными советами, за исключением случаев, когда создание общественного совета в государственном органе Законом Республики Казахстан "Об общественных советах" не предусмотрено;
12) копию положительного решения Республиканской бюджетной комиссии в отношении проектов законов, предусматривающих сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и (или) местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан;
13) перечень законодательных актов, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием соответствующего законодательного акта;
14) проекты подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта закона, если для обеспечения его действия необходимо принятие подзаконного нормативного правового акта;
15) к проекту закона, предусматривающему введение регуляторного инструмента или осуществление ужесточения регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства, прилагаются заключение уполномоченного органа по предпринимательству о соблюдении регулирующими государственными органами установленных процедур, а также результаты анализа регуляторного воздействия в случаях, когда необходимость проведения анализа регуляторного воздействия предусмотрена Предпринимательским кодексом;
16) проект программы информационного сопровождения и разъяснения.
Сноска. Пункт 51 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).52. Государственные органы и организации, которым проект закона направлен на согласование, должны подготовить свои замечания и (или) предложения по проекту закона или сообщить об их отсутствии органу-разработчику, разработавшему проект закона.
Замечания государственного органа, организации по проекту закона должны содержать предложения по устранению недостатков, быть обоснованными и исчерпывающими.
При согласовании проекта закона, разработанного в порядке законодательной инициативы Правительства, Министерство юстиции дает заключение по проекту закона, включающее установление факта всесторонней проработки проекта закона и раскрытия предмета регулирования по проекту подзаконного нормативного правового акта.
Проекты законодательных актов, за исключением проектов кодексов, согласовываются государственными органами в течение 5 (пять) рабочих дней (Министерством юстиции в течение 7 (семь) рабочих дней).
Проекты кодексов Республики Казахстан государственными органами согласовываются в течение 7 (семь) рабочих дней (Министерством юстиции в течение 10 (десять) рабочих дней).
Сноска. Пункт 52 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).53. По полученным замечаниям и (или) предложениям проект закона дорабатывается. По отклоненным замечаниям и (или) предложениям разработчиком представляется мотивированное обоснование.
Вносимые в проект закона изменения и (или) дополнения должны быть обсуждены с рабочей группой.
При повторном согласовании проекта закона согласующими государственными органами замечания и (или) предложения могут быть даны только по новым и (или) доработанным положениям проекта закона.
54. После согласования проекта закона с государственными органами и организациями и до его внесения в Аппарат Правительства проект закона размещается на интернет-портале открытых НПА.
Сноска. Пункт 54 - в редакции постановления Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).55. Порядок внесения проекта закона в Аппарат Правительства устанавливается Регламентом Правительства.
Сноска. Пункт 55 - в редакции постановления Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 6. Пилотный проект
56. Пилотный проект проводится в целях апробирования и определения уровня эффективности предлагаемой нормы в проекте закона.
57. В случае если предлагаемая в проекте закона норма права предварительно требует апробирования, то данная норма права ограничивается законом, в котором она содержится, определенными сроками ее действия.
В период действия апробируемой нормы уполномоченный орган проводит оценку эффективности апробируемой нормы, в ходе которой определяются позитивные и негативные последствия, социальные и иные факторы, оказавшие влияние на применение такого регулирования, произведенные расходы и полученные доходы в связи с проведением пилотного проекта.
58. Анализ практики применения апробируемой нормы права включает:
1) определение сферы действия апробируемой нормы;
2) определение уровня эффективности апробируемой нормы в правоприменительной практике путем направления запросов, проведения опросов, сбора отзывов и др.;
3) анализ положительных и отрицательных последствий после введения в действие апробируемой нормы;
4) анализ обращений граждан, юридических лиц в государственные органы по апробируемой норме;
5) анализ актов прокурорского надзора относительно практики применения апробируемой нормы;
6) анализ судебных актов с учетом частоты обращений и принятых решений;
7) анализ информации, содержащейся в СМИ и на интернет-ресурсах в общедоступных сетях телекоммуникаций, в том числе в социальных сетях;
8) сбор статистических данных по правоприменительной практике апробируемой нормы и др.
59. По итогам анализа разработчиком составляется отчет об уровне эффективности апробируемой нормы, к которому прилагаются все необходимые материалы, собранные в ходе проведения соответствующего анализа.
Отчет также согласовывается с НПП и (или) общественными советами, в случае если апробируемая норма затрагивает права и свободы граждан и (или) интересы субъектов предпринимательства.
60. При отрицательном результате анализа апробируемая норма прекращает свое действие после истечения срока, на который он был принят, в рамках пилотного проекта.
При положительном результате анализа органом-разработчиком разрабатывается проект закона о принятии апробированной нормы, к которому в обязательном порядке прилагается отчет об уровне эффективности апробируемой нормы.
Глава 7. Упрощенный порядок разработки проектов законов
61. На проекты законов, разрабатываемые в упрощенном порядке, не распространяются требования по разработке консультативного документа.
Упрощенный порядок подготовки проектов законов применяется в отношении норм законов, признанных неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.
Сноска. Пункт 61 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).62. Упрощенный порядок разработки проектов законов включает:
1) подготовку проекта закона;
2) размещение проекта закона на интернет-портале открытых НПА и согласование проекта закона с заинтересованными государственными органами и организациями в соответствии с настоящими Правилами;
3) внесение проекта закона в Правительство и его рассмотрение в соответствии с Регламентом Правительства;
4) согласование проектов законов с Администрацией Президента в соответствии с Правилами согласования с Президентом Республики Казахстан проектов законов;
5) проведение лингвистической экспертизы проектов законов;
6) внесение проекта закона в Мажилис Парламента;
7) представление и сопровождение проектов законов при их рассмотрении в палатах Парламента.
Сноска. Пункт 62 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).63. Проект закона, разрабатываемый в упрощенном порядке в отношении норм законов, признанных неконституционными, в том числе ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, должен содержать только нормы, направленные на реализацию решения Конституционного Суда.
Сноска. Приложение 1 – в редакции постановления Правительства РК от 09.02.2023 № 103 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 8. Сопровождение принятого закона
64. Не позднее семи рабочих дней после принятия закона Парламентом, органом-разработчиком утверждается программа информационного сопровождения и разъяснения принятого закона, которая в обязательном порядке согласовывается с Министерством юстиции и уполномоченным органом в области СМИ.
Программа информационного сопровождения и разъяснения по принятому закону должна предусматривать полный перечень мероприятий, позволяющих обеспечить информирование и разъяснение конкретных сроков введения новых (измененных) подходов регулирования, о новых (измененных) правах, обязанностях и ответственности субъектов регулирования, ожидаемых последствиях для целевых групп, экономики и общества, иных нововведениях (апробации нововведений в ограниченном формате), нормативно-правовой, финансово-экономической, инфраструктурной обеспеченности принятых подходах, информационно-методическое сопровождение и скоординированную работу лиц, вовлеченных в реализацию принятых законодательных изменений.
Перечень мероприятий по информированию граждан, предусмотренный в приложении 9 к настоящим Правилам, является типовой программой информационного сопровождения и разъяснения. Требования типовой программы информационного сопровождения и разъяснения должны реализовываться в полной мере согласно определенным в ней индикаторам, при этом государственные органы в своих программах информационного сопровождения и разъяснения наряду с обязательными могут предусмотреть дополнительные мероприятия по информированию граждан.
65. Отчет о реализации программы информационного сопровождения и разъяснения принятого закона представляется в Министерство юстиции и уполномоченный орган в области СМИ. Министерство юстиции анализирует и обобщает представленную информацию и до 25 января года, следующего за отчетным, направляет в Аппарат Правительства.
Сноска. Пункт 65 - в редакции постановления Правительства РК от 17.03.2023 № 236 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).66. В целях обеспечения оценки эффективности принятого закона ежегодно, в течение последующих пяти лет после принятия закона, разработчик представляет в Министерство юстиции отчет об уровне достижения отраженных в консультативном документе целевых индикаторов.
Оценка эффективности принятого закона осуществляется в рамках правового мониторинга нормативного правового акта в порядке, установленном Правилами проведения правового мониторинга, утвержденными постановлением Правительства от 29 августа 2016 года № 486.
Приложение 1 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Консультативный документ регуляторной политики
"______________________________________________
_________________________________"
Сноска. Приложение 1 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Описание проблемы:
№ №п/п | Проблемный вопрос | Основные причины возникшей проблемы | Аналитические сведения, показывающие уровень и значимость описываемой проблемы | Способы измерения проблемы |
1 | ||||
2 |
2. Анализ текущей ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:
№ № п/п | Текущая ситуация | Международный опыт |
1. | ||
2. |
3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:
№ № п/п | Решение | Плюсы | Минусы |
1. | |||
2. |
4. Влияние предлагаемых путей решения на:
Плюсы | Минусы | |
1. Социальное развитие (уровень измерения человеческого капитала) | ||
2. Развитие предпринимательства | ||
3. Органы государственной власти | ||
4. Экономическую систему | ||
5. Экологическую среду | ||
6. Объемы доходов и расходов государственного бюджета | ||
7. Иные |
5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:
№№ п/п | Текущие показатели | Результат | Срок (обоснование) |
1 | |||
2 |
6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):
Мероприятия | Сроки | Ответственный государственный орган (должностное лицо) | Бюджет |
7. Возможные риски:
Возможные риски (в том числе социальные риски) | Причины возможных рисков | Система управления рисками |
8. Целевые группы для публичного обсуждения:
Список
9. Способ публичного обсуждения:
Список (1 обязательный и 2 не обязательный)
10. Результаты публичного обсуждения
(текст)
№ | Предлагаемое решение | Отношение общественности (целевых групп) |
1 | ||
2 |
11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта)
(текст)
12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра
(текст)
Приложение 2 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Отчет по итогам публичных обсуждений консультативного документа регуляторной политики
"______________________________"
Дата опубликования консультативного документа регуляторной политики на интернет-портале открытых нормативных правовых актов _______
Дата (ы) проведения публичных обсуждений:
Публичные обсуждения на портале открытых НПА ______
Публичные слушания ______
Дебаты_____
Дата (ы) окончания публичных обсуждений:
Публичные обсуждения на портале открытых НПА ______
Публичные слушания ______
Дебаты_____
Форма (ы) проведения публичных обсуждений _______
Публичные обсуждения на портале открытых НПА ______
Публичные слушания ______
Дебаты_____
Всего поступило замечаний и предложений _____
Из них принято ____
Не принято (основания непринятия) _____
Таблица поступивших замечаний и предложений
При этом органом-разработчиком в отчете могут быть описаны и другие работы, проведенные в рамках публичного обсуждения.
* Формирование разделов 1.1, 2-5 отчета осуществляется автоматически на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
Раздел 1.2 формируется разработчиком и включается в данный отчет.
Приложение 3 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Проект концепции проекта закона
Сноска. Приложение 3 исключено постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 4 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Отчет по итогам публичных обсуждений проекта концепции проекта закона
Сноска. Приложение 4 исключено постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Приложение 5 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Типовая программа информационного сопровождения и разъяснения проекта закона
Приложение 6 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Сравнительная таблица к проекту закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Сноска. Приложение 6 - в редакции постановления Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Структурный элемент | Действующая редакция | Предлагаемая редакция | Обоснование (включая ссылки на поручения, конкретный пункт/положение консультативного документа, суть поправки; четкое и разграниченное обоснование к каждой вносимой поправке) |
1. | ||||
2. |
Приложение 7 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Пояснительная записка по обсуждению проекта закона
"________________________________________________"
Наименование государственного органа-разработчика;
основания для принятия проекта закона со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты, нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, решения международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, протокольные и иные поручения Президента Республики Казахстан, руководства Правительства и/или другие обоснования необходимости его принятия;
цели, задачи и основные положения проекта закона;
предполагаемые последствия в случае принятия проекта;
сроки ожидаемых результатов;
необходимость финансовых затрат по проекту и его финансовая обеспеченность, в том числе источник финансирования, а также в случае необходимости – решение Республиканской бюджетной комиссии;
результаты расчетов, подтверждающих снижение и (или) увеличение затрат субъектов предпринимательства в связи с введением в действие закона, в случаях если проект закона затрагивает интересы субъектов предпринимательства.
* Пояснительная записка к проекту закона для обсуждения должна излагаться в предельно краткой, четкой и простой форме, позволяющей получить общие сведения обо всех основных положениях проекта закона и способствовать информированности общественности о будущей регуляторной политике.
Не допускается включение положений декларативного характера, не несущих смысловой нагрузки, употребление сложных для восприятия слов и выражений, метафор.
Приложение 8 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Отчет по итогам публичных обсуждений проекта закона
"________________________________________________"
Дата опубликования проекта закона на интернет-портале открытых нормативных правовых актов _______
Всего поступило замечаний и предложений _____
Из них принято ____
Не принято (основания непринятия) _____
Дата (ы) проведения публичных обсуждений (при проведении) ______
Таблица поступивших замечаний и предложений
При этом органом-разработчиком в отчете могут быть описаны и другие работы, проведенные в рамках публичного обсуждения.
* Формирование разделов 1.1, 2-5 отчета осуществляется автоматически на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.
Раздел 1.2 формируется органом-разработчиком и включается в данный отчет.
Приложение № 9 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан |
Типовая программа информационного сопровождения принятого закона
Сноска. Приложение 9 – в редакции постановления Правительства РК от 11.04.2022 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Срок | Целевой индикатор | Ответственные исполнители |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организационная работа | |||||
1. | Обеспечение бесперебойной и эффективной работы между разработчиками закона, пресс-службой и иными структурными подразделениями | внутренний приказ/правила/ алгоритм | орган-разработчик | ||
2. | Подготовка и направление в уполномоченный орган по СМИ принятого закона, пояснительной записки, перечня подзаконных актов, перечня отсроченных норм с указанием даты введения в силу, которые вводятся в действие позднее официального опубликования | пакет документов | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | орган-разработчик | |
3. | Подготовка и направление в уполномоченный орган по СМИ списка разработчиков с указанием Ф.И.О., контактов и сферы деятельности (в особенности это касается межведомственных законов) | список должностных лиц, ответственных за разработку закона | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | орган-разработчик | |
4. | Подготовка и направление в уполномоченный орган по СМИ списка спикеров (с указанием Ф.И.О., контактов, сферы деятельности, предпочитаемого языка). Список спикеров должен состоять из числа разработчиков, целевой группы, экспертов в данной области, общественников | список спикеров | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | орган-разработчик | |
5. | Подготовка и направление в уполномоченный орган по СМИ возможных рисков (организационные, юридические, социальные), связанных с реализацией закона | анализ рисков | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | не менее 1 аналитической записки | орган-разработчик |
6. | Проведение постоянного мониторинга информационного поля | мониторинговая деятельность | в течение 1 (один) календарного месяца со дня официального опубликования | информационно-справочные материалы | орган-разработчик |
7. | Подготовка и направление в уполномоченный орган по СМИ по мере необходимости медиа-продуктов по продвижению и разъяснению основных аспектов принятого закона (инфографик, телеграфик, видеороликов и т.д.) | медиа-продукты | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | не менее 2 инфографик и 1 видеоролика (по необходимости) на государственном и русском языках | орган-разработчик, МИОР |
Информационная работа | |||||
1. | Разработка и передача координатору консолидированной системы сайтов государственных органов перечня ключевых слов для поиска в браузерах по закону | перечень ключевых слов | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | не менее 1 перечня | орган-разработчик |
2. | Размещение на собственных ресурсах органа-разработчика закона, пояснительной записки, перечня подзаконных актов, перечня отсроченных норм с указанием даты введения в силу | публикация на собственных ресурсах органа-разработчика | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | весь перечень под одной ссылкой с возможностью поиска по сайту и в поисковиках Google, Yandex, Mail, Explorer | орган-разработчик |
3. | Размещение на личных страницах и в социальных сетях первых руководителей органа-разработчика типового сообщения на государственном и русском языках. Пример: "С сегодняшнего дня вступает в силу Закон "О ........". Этот Закон направлен на…. Для детального ознакомления можете пройти по ссылке (ссылка на сайт ведомства)" | публикация сообщения на личных страницах в социальных сетях первых руководителей ведомств | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | охват не менее 2 разновидностей социальных сетей первых руководителей | орган-разработчик |
4. | Подготовка и направление в СЦК подписанного закона, пояснительной записки, перечня подзаконных актов, анализа рисков, анализа информационного поля, перечня отсроченных норм для принятия решения о целесообразности проведения пресс-конференции | письмо в адрес СЦК с пакетом документов | при необходимости | пресс-конференция | орган-разработчик, СЦК (по согласованию) |
5. | Размещение разработанных инфографик и видеороликов на личных страницах в социальных сетях первых руководителей | публикация инфографик и видеороликов | в течение 3 (три) рабочих дней после официального опубликования | не менее 2 публикаций на не менее 2 ресурсах | орган-разработчик |
6. | Организация выхода статей в СМИ и на интернет-ресурсах на государственном и русском языках | статьи в СМИ и на интернет-порталах | в течение 1 (один) календарного месяца с момента официального опубликования | не менее 2 статей на государственном и русском языках | орган-разработчик, МИОР |
7. | Организация размещения инфографик и видеороликов, переданных органом-разработчиком, в СМИ и социальных сетях (при необходимости) | публикации в СМИ и социальных сетях | в течение 1 (один) календарного месяца с момента официального опубликования | не менее 2 публикаций в СМИ и социальных сетях с охватом не менее 5 тысяч пользователей | орган-разработчик |
8. | Информационное сопровождение брифингов СЦК по разъяснению принятого закона | сюжеты в новостных блоках государственных СМИ | после проведения брифинга | не менее 2 сюжетов | орган-разработчик, СЦК (по согласованию) |
9. | Организация обсуждения и выхода интервью по принятому закону в программах республиканских и региональных телеканалов (по мере необходимости) | информационно-аналитические программы | весь период обсуждения принятого закона | не менее 3 программ | орган-разработчик, МИОР, СЦК (по согласованию) |
10. | Организация экспертного сопровождения принятого закона | привлечение экспертов | после официального опубликования | не менее 2 публикаций в печатных изданиях | орган-разработчик |
11. | Обеспечение выхода специализированных программ по обсуждению и разъяснению принятого закона на республиканских и региональных телеканалах (при необходимости) | информационно-аналитические программы | весь период обсуждения принятого закона | не менее 3 программ | МИОР, СЦК (по согласованию) |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИОР – Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан
СМИ – средства массовой информации
СЦК – Служба центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан
Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 |
Перечень утративших силу некоторых решений Правительства
Республики Казахстан
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 года № 840 "Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 34, ст. 344).
2. Пункт 8 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2006 года № 99 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 5, ст. 99).
3. Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2007 года № 217 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 9, ст. 105).
4. Пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2009 года № 822 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 29, ст. 255).
5. Пункт 4 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 декабря 2009 года № 2206 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 2, ст. 16).
6. Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июня 2010 года № 632 "О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., № 39, ст. 347).
7. Подпункт 3) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2011 года № 359 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 29, ст. 364).
8. Пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 2011 года № 590 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 40, ст. 506).
9. Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 2011 года № 1067 "О внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 54, ст. 767).
10. Подпункт 2) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 5 марта 2013 года № 213 "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300 "О Регламенте Правительства Республики Казахстан" и от 21 августа 2003 года № 840 "Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 19, ст. 326).
11. Пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2013 года № 541 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 35, ст. 521).
12. Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1524 "О внесении изменений и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 78, ст. 1037).
13. Пункт 6 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 15-р "О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 1401 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 15-р "О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности" (САПП Республики Казахстан, 2014 г., № 83-84, ст. 722).
14. Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 288 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2015 г., № 24-25, ст. 149).
15. Пункт 2 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1088 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2015 г., № 72-73-74, ст. 545).