Оглавление

О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 "Об утверждении Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан" и от 6 января 2023 года № 10 "О Регламенте Правительства

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2024 года № 822

Действующий

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:

      1) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 "Об утверждении Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан":

      в Правилах законотворческой работы Правительства Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:

      в пункте 4:

      подпункт 4) изложить в следующей редакции:

      "4) размещение консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для публичного обсуждения, получения позиций членов Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности (далее – Комиссия), в том числе заключения Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – Министерство юстиции), заключений общественных советов, экспертных советов по вопросам предпринимательства (далее – экспертные советы), Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан (далее – НПП) в порядке, определенном в настоящих Правилах;";

      подпункты 5) и 15) исключить;

      подпункт 23) изложить в следующей редакции:

      "23) осуществление правового мониторинга нормативного правового акта, включая оценку эффективности закона и достижения отраженных в консультативном документе целевых индикаторов, в порядке, установленном Правилами проведения правового мониторинга, утвержденными приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 33069).";

      часть третью пункта 14 изложить в следующей редакции:

      "В случае поступления более 100 (сто) комментариев к размещенному консультативному документу органом-разработчиком в обязательном порядке проводятся публичные слушания и (или) дебаты.";

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. НПП, экспертные советы, общественные советы, РГП на ПХВ "Институт законодательства и правовой информации" (далее – ИЗПИ), члены Комиссии уведомляются о размещении консультативного документа на интернет-портале открытых НПА для получения позиций, экспертных заключений, рекомендаций, в том числе при каждом последующем их согласовании с заинтересованными государственными органами.

      Уведомление членам Комиссии направляется органом-разработчиком не позднее 2 (два) рабочих дней. При этом НПП, экспертные советы, общественные советы и ИЗПИ уведомляются посредством портала открытых НПА автоматически.

      Экспертные заключения представляют собой письменную позицию НПП или члена экспертного совета, носят рекомендательный характер и являются обязательными приложениями к проекту нормативного правового акта до его принятия, в том числе при каждом последующем согласовании данного проекта с заинтересованными государственными органами.

      Срок, устанавливаемый для представления экспертных заключений, заключений, рекомендаций по консультативному документу, не может быть менее пятнадцати рабочих дней с момента поступления уведомления о его размещении на интернет-портале открытых НПА в НПП, членам экспертного совета, общественного совета, ИЗПИ.";

      в части четвертой пункта 17 слова "5 (пять)" заменить словами "10 (десять)";

      пункт 41 изложить в следующей редакции:

      "41. Разработчиком обеспечивается направление проекта закона на проведение научной правовой, экономической, антикоррупционной и других экспертиз по проекту закона, за исключением проекта закона о республиканском бюджете, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, и по проекту закона о внесении в них изменений и дополнений.

      При этом направление проекта закона на проведение научной правовой, экономической и антикоррупционной экспертиз обеспечивается посредством его размещения на интернет-портале открытых НПА.

      Заключения данных научных экспертиз носят рекомендательный характер.

      В случае несогласия с заключениями научных экспертиз разработчик проекта закона в установленные законодательством сроки опубликовывает на интернет-портале открытых НПА письменные аргументированные обоснования причин несогласия с соответствующими заключениями.";

      пункт 45 изложить в следующей редакции:

      "45. После завершения работы рабочей группы проект закона вместе со сравнительной таблицей к нему (в случаях внесения изменений и (или) дополнений в законы) по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам, пояснительной запиской по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам и пресс-релизом до направления на согласование в заинтересованные государственные органы размещается для публичного обсуждения на интернет-портале открытых НПА в порядке, регламентированном настоящими Правилами, и на интернет-ресурсе государственного органа.

      В целях облегчения понимания положений проекта закона к нему прилагаются презентации, схемы с описанием модели бизнес-процесса регулирования и раскрытием конкретных механизмов его реализации, наглядно и доступно показывающие суть и содержание разработанного проекта закона.

      Обсуждение на интернет-портале открытых НПА и (или) публичные слушания по проектам законов проводятся после публикации соответствующего проекта закона на интернет-портале открытых НПА и в соответствии с главой 3 настоящих Правил.

      Представители целевых групп, члены общественного совета, экспертных советов, НПП и ИЗПИ уведомляются о размещении проекта закона на интернет-портале открытых НПА и приглашаются к даче рекомендаций, замечаний, предложений или (экспертных) заключений.

      Данные требования распространяются на каждое последующее размещение и согласование проекта закона с заинтересованными государственными органами.";

      часть первую пункта 46 изложить в следующей редакции:

      "46. По проекту закона, имеющему социальное значение, разработчик может провести публичные слушания в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.";

      часть вторую пункта 66 изложить в следующей редакции:

      "Оценка эффективности принятого закона осуществляется в рамках правового мониторинга нормативного правового акта в порядке, установленном Правилами проведения правового мониторинга, утвержденными приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 33069).";

      приложение 2 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

      приложение 8 к Правилам законотворческой работы Правительства Республики Казахстан изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

      2) в постановлении Правительства Республики Казахстан" от 6 января 2023 года № 10 "О Регламенте Правительства Республики Казахстан":

      в Регламенте Правительства Республики Казахстан, утвержденном указанным постановлением:

      пункт 39 дополнить частью второй следующего содержания:

      "Ответственность за соблюдение процедур разработки и согласования проектов несут заместители первых руководителей либо руководители аппаратов государственных органов, непосредственно ответственные за проект.";

      подпункт 3) пункта 40 изложить в следующей редакции:

      "3) Министерством национальной экономики Республики Казахстан (далее – Министерство национальной экономики).";

      пункт 86 дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Персональную ответственность за соблюдение процедур разработки и согласования проектов законов несут заместители первых руководителей либо руководители аппаратов государственных органов, непосредственно ответственные за проект.";

      пункт 124 изложить в следующей редакции:

      "124. Во исполнение поручений Президента и Премьер-Министра, требующих незамедлительного внесения изменений в законодательные акты, первые руководители уполномоченных государственных органов могут направить на имя Премьер-Министра предложения о внесении поправок в проекты законов в виде сравнительной таблицы, включающей предварительную позицию разработчика (далее – таблица).

      В случае, если поправки в проект закона затрагивают интересы субъектов предпринимательства, прилагаются заключения Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и членов экспертных советов субъектов предпринимательства.

      Таблица резолюцией Премьер-Министра, его заместителей или Руководителя Аппарата Правительства направляется министерствам юстиции, национальной экономики, финансов, а также другим прямо заинтересованным государственным органам для выработки предварительной позиции Правительства.

      Государственные органы, определенные в качестве соисполнителей, а также Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан и члены экспертных советов субъектов предпринимательства направляют свои предложения или возражения на вносимые в проект закона поправки разработчику в течение 7 (семь) календарных дней, если иной срок не указан в поручении.

      При необходимости разработчик проекта закона или заинтересованный государственный орган для формирования согласованной позиции государственных органов самостоятельно направляют соответствующие изменения и дополнения на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии либо консультативно-совещательных органов при Правительстве.

      Разработчик проекта закона или заинтересованный государственный орган в течение 5 (пять) календарных дней, если иной срок не указан в поручении, по всем изменениям и дополнениям в проект закона формируют согласованную первыми руководителями позицию государственных органов, проект письма в адрес Парламента и вносят их в Аппарат Правительства.

      Согласованная позиция государственных органов письмом за подписью Руководителя Аппарата Правительства направляется на согласование в Администрацию Президента по форме согласно приложению 10 к настоящему Регламенту.

      Сформированная после согласования с Администрацией Президента согласованная позиция государственных органов выносится на презентацию, а затем на заседание для последующего голосования либо на заочное голосование членов Правительства.

      На основе сформированной единой позиции в адрес Парламента направляется соответствующее письмо за подписью Премьер-Министра.

      Запрещается вносить письма в адрес Парламента с предложениями о внесении поправок в проекты законов за подписью первых руководителей государственных органов и иных должностных лиц.

      Уполномоченные государственные органы обязаны неукоснительно соблюдать выработанную Правительством единую позицию в палатах Парламента.";

      пункт 125 изложить в следующей редакции:

      "125. В случае внесения депутатами Парламента поправок в инициированный Правительством проект закона, а также в проект закона, инициированный депутатами Парламента (в том числе предполагающих сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда), проект заключения Правительства по поручению Руководителя Аппарата Правительства разрабатывается разработчиком проекта закона по форме согласно приложению 11 к настоящему Регламенту.

      В случае, если поправки в проект закона затрагивают интересы субъектов предпринимательства, то такие поправки направляются в Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан и членам экспертных советов субъектов предпринимательства для получения заключений, которые носят рекомендательный характер. Экспертные заключения направляются разработчику в течение 5 (пять) рабочих дней.

      Государственные органы-соисполнители (в обязательном порядке министерства юстиции, национальной экономики, финансов) в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней со дня поступления поручения согласовывают проект заключения Правительства путем направления разработчику соответствующих писем за подписью первого руководителя или уполномоченного им должностного лица.

      В случае, если проект заключения Правительства находится на согласовании в государственном органе более 5 (пять) рабочих дней и ответ по нему не представлен, то такой проект считается по умолчанию "согласованным". При этом государственный орган, осуществляющий свод, в обязательном порядке указывает в своем сопроводительном письме о согласовании представленной информации с государственным органом "по умолчанию".

      При отсутствии единой позиции в срок не более 2 (два) рабочих дней проводится межведомственное совещание, на котором вырабатывается единая позиция либо оформляются замечания с аргументированными обоснованиями, которые вместе с проектом заключения вносятся в Аппарат Правительства. В случае внесения проекта заключения Правительства с разногласиями вопрос рассматривается на совещании у Премьер-Министра или его заместителей, или Руководителя Аппарата Правительства для принятия решений.

      Разработчик в срок не более чем 10 (десять) рабочих дней, если иной срок не указан в поручении, вносит в Аппарат Правительства проект заключения Правительства.

      При необходимости к проекту заключения также прикладываются: финансово-экономические расчеты в части возможного сокращения поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда, протоколы консультативно-совещательных органов при Правительстве, Республиканской бюджетной комиссии.

      Проект заключения Правительства письмом за подписью Руководителя Аппарата Правительства направляется на согласование в Администрацию Президента.

      Проект заключения Правительства после согласования его с Администрацией Президента подлежит обязательной презентации и рассмотрению на заседании в порядке, предусмотренном положениями настоящего Регламента.

      Одобренный на заседании проект заключения Правительства вносится на подпись Премьер-Министру в течение 1 (один) рабочего дня.".

      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
О. Бектенов

  Приложение 1
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 4 октября 2024 года № 822

  Приложение 2
к Правилам законотворческой
работы Правительства
Республики Казахстан

Отчет по итогам публичных обсуждений консультативного документа регуляторной политики
"______________________________"

      Дата опубликования консультативного документа регуляторной политики на интернет-портале открытых нормативных правовых актов _______

      Дата (ы) проведения публичных обсуждений:

      Публичные обсуждения на портале открытых НПА ______

      Всего поступило замечаний и предложений _____

      Из них принято ____

      Не принято (основания непринятия) _____

      Дата (ы) окончания публичных обсуждений:

      Публичные слушания ______

      Дебаты ______

      Форма (ы) проведения публичных обсуждений _______

      Таблица поступивших замечаний и предложений

№ п/п

Автор

Предложение/замечание

Позиция ГО

Примечание

1. Поступившие замечания и (или) предложения на интернет-портал открытых нормативных правовых актов

1.1. Поступившие в процессе публичных обсуждений (на интернет-портал открытых нормативных правовых актов), за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета

1.





2.





1.2. Поступившие непосредственно на дебатах или публичных слушаниях, за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета

1.





2.





2. Поступившие от членов общественного совета

1.





2.





3. Поступившие от членов экспертного совета

1.





2.





4. Поступившие от НПП

1.





2.





5. Поступившие от аккредитованных некоммерческих организаций

1.





2.





3.





6. Поступившие от Института законодательства и правовой информации

1.





2.





3.





      При этом органом-разработчиком в отчете могут быть описаны и другие работы, проведенные в рамках публичного обсуждения.

      * Формирование разделов 1.1, 2-6 отчета осуществляется автоматически на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

      Раздел 1.2 формируется разработчиком и включается в данный отчет.

      ___________________

  Приложение 2
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 4 октября 2024 года № 822

  Приложение 8
к Правилам законотворческой
работы Правительства
Республики Казахстан

Отчет по итогам публичных обсуждений проекта закона
"________________________________________________"

      Дата опубликования проекта закона на интернет-портале открытых нормативных правовых актов _______

      Всего поступило замечаний и предложений _____

      Из них принято ____

      Не принято (основания непринятия) _____

      Дата (ы) проведения публичных обсуждений (при проведении) ______

      Таблица поступивших замечаний и предложений

№ п/п

Автор

Предложение/замечание

Позиция ГО

Примечание

1. Поступившие замечания и (или) предложения на интернет-портал открытых нормативных правовых актов

1.1. Поступившие в процессе публичных обсуждений (на интернет-портал открытых нормативных правовых актов), за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета

1.





2.





1.2. Поступившие непосредственно на публичных слушаниях, за исключением субъектов, указанных в других разделах настоящего отчета

1.





2.





2. Поступившие от членов общественного совета

1.





2.





3. Поступившие от членов экспертного совета

1.





2.





4. Поступившие от НПП

1.





2.





5. Поступившие от аккредитованных некоммерческих организаций

1.





2.





3.





6. Поступившие от Института законодательства и правовой информации

1.





2.





3.





7. Поступившие от уполномоченной организации научной правовой экспертизы

1.





2.





3.





8. Поступившие от координатора научной антикоррупционной экспертизы

1.





2.





3.





9. Поступившие от уполномоченной организации научной экономической экспертизы

1.





2.





3.





      При этом органом-разработчиком в отчете могут быть описаны и другие работы, проведенные в рамках публичного обсуждения.

      * Формирование разделов 1.1, 2-9 отчета осуществляется автоматически на интернет-портале открытых нормативных правовых актов.

      Раздел 1.2 формируется органом-разработчиком и включается в данный отчет.

      ___________________