Оглавление

Об утверждении Правил проведения правового мониторинга

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 июля 2023 года № 33069.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 264) пункта 14 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120 "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения правового мониторинга.

      2. Департаменту правовой политики Министерства юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства юстиции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра юстиции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Министр юстиции
Республики Казахстан
А. Ескараев

  Утверждены приказом
Министр юстиции
Республики Казахстан
от 11 июля 2023 года № 471

Правила проведения правового мониторинга

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения правового мониторинга (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 264) пункта 14 Положения о Министерстве юстиции Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1120 "Вопросы Министерства юстиции Республики Казахстан" и определяют порядок проведения государственными органами правового мониторинга нормативных правовых актов, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции.

      2. Правовой мониторинг проводится с целью выявления в принятых нормативных правовых актах противоречий законодательству Республики Казахстан, дублирований, пробелов, неэффективно реализуемых, устаревших и коррупциогенных норм права и выработки предложений по их совершенствованию путем прогнозирования, анализа, оценки эффективности реализации принятых нормативных правовых актов.

      3. Объектом правового мониторинга выступают:

      1) новые конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы;

      2) иные нормативные правовые акты.

      В целях проведения правового мониторинга в данных Правилах конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, принятые в новой редакции, а также вновь принятые конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, законы о внесении изменений и дополнений в законодательные акты в течение пяти лет со дня их принятия считаются новыми.

      Под иными нормативными правовыми актами, подлежащими проведению правового мониторинга, понимаются следующие:

      3) конституционные законы, кодексы, консолидированные законы, законы, за исключением новых конституционных законов, кодексов, консолидированных законов, законов;

      4) нормативные правовые указы Президента Республики Казахстан;

      5) нормативные правовые постановления Правительства Республики Казахстан;

      6) нормативные правовые постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов Республики Казахстан, нормативные правовые приказы руководителей ведомств центральных государственных органов Республики Казахстан;

      7) нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов и нормативные правовые постановления ревизионных комиссий.

      4. Правовой мониторинг не проводится по следующим нормативным правовым актам:

      1) нормативные правовые акты, утратившие силу в установленном законом порядке;

      2) нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений, за исключением законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, правовой мониторинг по которым проводится в течение пяти лет со дня введения их в действие;

      3) нормативные правовые акты, регулирующие внутриведомственную деятельность государственных органов и организаций, находящихся в их ведении, субъектов квазигосударственного сектора, органов местного самоуправления, национальных операторов, и не затрагивающие интересы третьих лиц;

      4) нормативные постановления Конституционного Суда Республики Казахстан, Верховного Суда Республики Казахстан;

      5) нормативные правовые акты об утверждении республиканского бюджета, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и/или дополнений в них;

      6) нормативные правовые акты о ратификации и денонсации международных договоров;

      7) нормативные правовые акты об амнистии;

      8) нормативные правовые акты органов местного государственного управления по вопросам административно-территориального устройства.

      Правовой мониторинг по нормативным правовым актам, содержащим государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также нормативным правовым актам, имеющим пометки "Для служебного пользования", "Без опубликования в печати", "Не для печати", проводится по решению и в порядке, определяемыми первым руководителем государственного органа.

      5. Мониторинг нормативных правовых указов Президента Республики Казахстан ведется на постоянной основе государственными органами, являющимися их разработчиками, в порядке, установленном Правилами подготовки и реализации послания, работы с актами и поручениями Президента Республики Казахстан и осуществления контроля за их исполнением, проведения мониторинга нормативных правовых указов, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 27 апреля 2010 года № 976.

      6. Правовой мониторинг проводится структурными подразделениями государственных органов в отношении нормативных правовых актов, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции.

      При проведении правового мониторинга государственные органы имеют право привлекать общественные и научные организации, граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      7. В государственных органах координацию деятельности подразделений по правовому мониторингу осуществляют юридические службы, в случае их отсутствия – структурные подразделения, определяемые руководителем государственного органа (далее – юридические службы).

      8. Координацию деятельности государственных органов по правовому мониторингу осуществляют органы юстиции Республики Казахстан.

      9. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих правовому мониторингу, и ответственный государственный орган по ним, а также сроки проведения правового мониторинга устанавливаются согласно регистрам нормативных правовых актов в соответствии со сроками, установленными настоящими Правилами.

      10. В целях оценки эффективности реализации принятых нормативных правовых актов, государственными органами осуществляется анализ степени стабильности законов.

      11. При проведении правового мониторинга по нормативным правовым актам государственными органами-разработчиками используются:

      1) информация, содержащаяся в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, ежегодных посланиях Конституционного Суда Республики Казахстан Парламенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране, нормативных постановлениях Конституционного Суда и Верховного Суда Республики Казахстан, иных актах в области системы государственного планирования;

      2) обзоры практики применения нормативных правовых актов, подготовленные государственными органами;

      3) результаты анализа эффективности законодательства (анализ нормативных правовых актов), проведенного уполномоченной организацией (обеспечивающей научную правовую экспертизу проектов законов), определяемой Правительством Республики Казахстан;

      4) результаты анализа и обобщений обращений граждан, юридических лиц в государственные органы;

      5) акты прокурорского надзора относительно практики применения нормативных правовых актов;

      6) результаты анализа, обобщений судебной практики;

      7) результаты государственного аудита (аудиторское заключение органов государственного аудита и финансового контроля);

      8) материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, проводимых по проблемам действующего законодательства, а также представляемые неправительственными организациями;

      9) заключения (рекомендации) общественного мониторинга применения норм законодательства, проводимого общественными советами, а также некоммерческими организациями, гражданами по поручению общественных советов;

      10) результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан;

      11) информация, содержащаяся в средствах массовой информации и на интернет-ресурсах в общедоступных сетях телекоммуникаций, в том числе социальных сетях;

      12) результаты социологических исследований по вопросам правоприменения нормативных правовых актов;

      13) статистические данные по правоприменительной практике;

      14) аналитические материалы по совершенствованию законодательства;

      15) предложения и замечания Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, объединений субъектов частного предпринимательства по совершенствованию действующего законодательства Республики Казахстан, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства;

      16) рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, выявленных по результатам внешнего и внутреннего анализов коррупционных рисков.

      Сноска. Пункт 11 с изменением, внесенным приказом Министра юстиции РК от 26.01.2024 № 68 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. Порядок ведения регистров нормативных правовых актов

      12. В целях сбора, учета и хранения информации о нормативных правовых актах юридические службы государственных органов ведут регистры нормативных правовых актов, подлежащие правовому мониторингу (далее – регистры), отдельно в отношении:

      1) законодательных актов Республики Казахстан (за исключением нормативных правовых актов, указанных в пункте 4 настоящих Правил);

      2) нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан (за исключением постановлений об утверждении, принятии международных договоров и присоединении к ним);

      3) нормативных правовых постановлений Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, Национального Банка и иных центральных государственных органов;

      4) нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов;

      5) нормативных правовых приказов руководителей ведомств центральных государственных органов;

      6) нормативных правовых решений маслихатов, нормативных правовых постановлений акиматов, нормативных правовых решений акимов, нормативных правовых постановлений ревизионных комиссий согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

      13. Центральные государственные органы ведут регистры по разработанным ими либо относящимся к их компетенции законодательным актам Республики Казахстан, нормативным правовым постановлениям Правительства Республики Казахстан, принятым ими актам центральных государственных органов в электронном виде на казахском и русском языках.

      Маслихаты, акиматы и ревизионные комиссии ведут регистры по актам органов местного государственного управления в электронном виде на казахском и русском языках.

      Внесение сведений в регистры государственными органами осуществляется не позднее десяти рабочих дней после введения в действие нормативных правовых актов.

      14. По законодательным актам Республики Казахстан и нормативным правовым постановлениям Правительства Республики Казахстан, подлежащим правовому мониторингу, Министерство юстиции ведет единые регистры в электронном виде (далее – единые регистры) с закреплением ответственных государственных органов по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      Ведение единых регистров осуществляется структурными подразделениями Министерства юстиции Республики Казахстан.

      15. В целях обеспечения полноты проведения правового мониторинга государственные органы два раза в год до 10 числа месяца (по итогам первого полугодия до 10 июля текущего года и года до 10 января года, следующего за отчетным), следующего за отчетным периодом, направляют в Министерство юстиции Республики Казахстан информацию о внесенных сведениях в регистры отдельно по каждой форме нормативного правового акта для сверки с едиными регистрами (за исключением нормативных правовых актов, прошедших государственную регистрацию в органах юстиции).

Глава 3. Порядок проведения правового мониторинга по новым законам

      16. По новым законам государственный орган-разработчик проводит правовой мониторинг в течение пяти лет на ежегодной основе.

      Течение срока проведения правового мониторинга по новому закону начинается со дня даты введения в действие закона.

      При проведении правового мониторинга по новым законам государственным органом-разработчиком оценивается уровень достижения целевых индикаторов, указанных в Консультативном документе регуляторной политики, эффективность принятых норм, а также иные последствия, наступившие после принятия закона.

      17. Правовой мониторинг по новым законам проводится структурным подразделением государственного органа, разработавшим закон, либо структурным подразделением, к компетенции которого относится данный закон.

      В случаях, когда в разработке закона участвовали несколько уполномоченных государственных органов либо закон содержит компетенцию нескольких государственных органов, соответствующие государственные органы проводят правовой мониторинг каждый в пределах своей компетенции, содержащейся в данном нормативном правовом акте, и направляют соответствующую отчетную информацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      18. Структурные подразделения государственного органа анализируют результаты проведенного правового мониторинга и не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, в случае выявления недостатков в нормативных правовых актах, принимают меры по разработке проектов соответствующих нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      19. Отчет по итогам проведенного правового мониторинга по новому закону на казахском и русском языках направляется в Министерство юстиции Республики Казахстан ежегодно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (до 10 января года, следующего за отчетным), согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

      К отчету по правовому мониторингу должны в обязательном порядке прилагаться соответствующие материалы, показывающие обоснованность и достоверность сведений, указанных в отчете.

      20. В целях проверки достоверности сведений, представленных государственными органами в период проведения правового мониторинга по новым законам, Министерство юстиции проводит дополнительное изучение результатов проведенного правового мониторинга.

      По истечении пяти лет проведение правового мониторинга по новым законам продолжается в порядке, определенном в главе 4 настоящих Правил, за исключением законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, по которым проведение правового мониторинга прекращается.

Глава 4. Порядок проведения правового мониторинга по иным нормативным правовым актам

      21. Правовой мониторинг по иным нормативным правовым актам проводится государственными органами на постоянной основе.

      При проведении правового мониторинга по иным нормативным правовым актам уполномоченными государственными органами оцениваются эффективность действующего регулирования, а также иные обстоятельства согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

      Сведения, используемые государственными органами при проведении правового мониторинга, по иным нормативным правовым актам, а также сроки, в которые должны быть приняты соответствующие меры, содержатся в пункте 18 настоящих Правил.

      22. Принятыми мерами по результатам проведенного правового мониторинга по итогам года являются:

      по законодательным актам Республики Казахстан – разработка Консультативного документа регуляторной политики, включение соответствующих законопроектов в План законопроектных работ, внесение законопроекта в Мажилис Парламента Республики Казахстан либо внесение поправок в другие законопроекты;

      по нормативным правовым постановлениям Правительства Республики Казахстан – внесение проекта постановления Правительства в Аппарат Правительства Республики Казахстан;

      по актам центральных государственных органов, органов местного государственного управления – внесение нормативного правового акта на государственную регистрацию в органы юстиции Республики Казахстан;

      по нормативным правовым актам, не подлежащим государственной регистрации в органах юстиции – внесение в них изменений и (или) дополнений или признание их утратившими силу.

      23. Структурные подразделения государственного органа представляют юридическим службам аналитические справки по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам и/или перечень нормативных правовых актов, в которых отсутствуют недостатки норм права, ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, посредством системы электронного документооборота.

      24. По итогам проведенного правового мониторинга центральные и местные государственные органы, а также ревизионные комиссии по итогам года в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (до 10 января года, следующего за отчетным), направляют в органы юстиции Республики Казахстан отчеты на казахском и русском языках по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

      В целях проверки достоверности сведений, представленных государственными органами в период проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, органы юстиции проводят дополнительное изучение результатов проведенного правового мониторинга нормативного правового акта.

      Центральные государственные органы направляют итоговую информацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      Местные представительные и исполнительные органы, а также ревизионные комиссии направляют информацию в территориальные органы юстиции областей, городов республиканского значения, столицы.

      Территориальные органы юстиции областей, городов республиканского значения, столицы до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (15 января года, следующего за отчетным периодом) направляют обобщенную информацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.

      25. Для обеспечения полноты проведения правового мониторинга государственные органы два раза в год направляют в органы юстиции Республики Казахстан перечни принятых актов центральных государственных органов и органов местного государственного управления по итогам первого полугодия (до 10 июля текущего года) и года (до 10 января года, следующего за отчетным), по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, за исключением правовых актов по кадровым и хозяйственным вопросам.

      Органы юстиции запрашивают соответствующие акты для решения вопроса о необходимости их государственной регистрации.

      26. Один раз в год, органы юстиции совместно с государственными органами рассматривают результаты мониторинга государственных органов с целью выработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

      27. Государственные органы при выявлении в нормативных правовых актах противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных, неэффективно реализуемых норм права составляют аналитические справки на казахском и русском языках по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам.

      В случае выявления в нормативных правовых актах, входящих в компетенцию государственных органов, разработчиком которых они не являются, противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, государственные органы направляют в течение десяти рабочих дней с момента составления аналитической справки уведомления в государственный орган, принявший данный нормативный правовой акт, либо являющийся его разработчиком, либо к компетенции которого относится данный вопрос.

Глава 5. Альтернативный правовой мониторинг

      28. Уполномоченной организацией, определенной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2019 года № 149 "О некоторых вопросах нормотворческой деятельности в Республике Казахстан", проводится анализ эффективности законодательства.

      Результаты проведенного анализа эффективности законодательства используются государственными органами при проведении правового мониторинга.

      В случае несогласия с результатами проведенного анализа эффективности законодательства государственный орган в течение тридцати рабочих дней после получения результатов анализа эффективности направляет в уполномоченную организацию письменное мотивированное и аргументированное обоснование причин несогласия с соответствующими результатами.

      Сноска. Пункт 28 - в редакции приказа Министра юстиции РК от 26.01.2024 № 68 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      29. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан проводит общественный мониторинг нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан".

      30. Общественные советы вправе проводить общественный мониторинг нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан.

      Порядок организации и проведения общественного мониторинга определяется Правилами организации и проведения общественного контроля, утвержденных Приказом Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 73 "Об утверждении Правил организации и проведения общественного контроля".

      Результаты общественного мониторинга ежегодно размещаются на официальных интернет-ресурсах соответствующего государственного органа и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан.

      31. Общественный мониторинг нормативных правовых актов может проводиться иными заинтересованными лицами.

      При проведении общественного мониторинга иными заинтересованными лицами могут направляться запросы в государственные органы и их должностным лицам, а также субъектам квазигосударственного сектора о предоставлении необходимой информации, отнесенной к предмету мониторинга, в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан в области доступа к информации за исключением сведений, составляющих налоговую и иную охраняемую законом тайну, а также являющихся конфиденциальной.

      Результаты общественного мониторинга нормативных правовых актов оформляются в виде соответствующего письма в адрес уполномоченного государственного органа.

      32. Результаты общественного мониторинга используются уполномоченными государственными органами при проведении правового мониторинга.

Глава 6. Определение степени стабильности законов

      33. Степень стабильности законов определяется путем проведения государственными органами анализа степени стабильности законов (далее – анализ) по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам и является неотъемлемой частью отчета по итогам проведенного правового мониторинга нормативных правовых актов.

      Анализ степени стабильности законов проводится структурными подразделениями государственных органов, разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции.

      34. Государственные органы обеспечивают своевременное направление в Министерство юстиции Республики Казахстан результатов анализа в срок до 10 января каждого года совместно с итогами правового мониторинга.

      35. Под стабильными нормативными правовыми актами понимаются:

      законы, конституционные законы, консолидированные законы и кодексы, которые не подвергались изменениям в течение года;

      кодексы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами не более 3 раз за год.

      Под относительно стабильными нормативными правовыми актами понимаются:

      законы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами не более 2 раз за год, за исключением поправок редакционного характера, а также касающихся юридической техники;

      кодексы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами от 4, но не более 6 раз за год.

      Под нестабильными нормативными правовыми актами понимаются:

      законы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами более 2 раз за год, за исключением поправок редакционного характера, а также касающихся юридической техники;

      кодексы, в которые были внесены изменения нормативными правовыми актами более 6 раз за год.

      36. Координацию деятельности государственных органов по определению стабильности законов осуществляет Министерство юстиции Республики Казахстан.

      37. В целях обеспечения достоверности сведений, представленных государственными органами, Министерство юстиции Республики Казахстан в качестве дополнительного контроля проводит выборочную перепроверку данных, содержащихся в результатах анализа.

      38. Объектом определения стабильности законов выступают:

      1) конституционные законы Республики Казахстан;

      2) кодексы Республики Казахстан;

      3) консолидированные законы;

      4) законы Республики Казахстан.

      39. Объектом определения стабильности законов не являются:

      1) нормативные правовые акты о внесении изменений и/или дополнений в действующие нормативные правовые акты;

      2) нормативные правовые акты о ратификации и денонсации международных договоров;

      3) законы Республики Казахстан о республиканском бюджете, гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан, объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и/или дополнений в них;

      4) принятые законы в течение первого года после введения их в действие;

      5) нормативные правовые акты об амнистии;

      6) нормативные правовые акты, утратившие силу в установленном законом порядке.

Глава 7. Итоговая информация по результатам правового мониторинга

      40. Поступившие отчеты по итогам проведенного правового мониторинга по новым законам анализируются Министерством юстиции Республики Казахстан в течение пятнадцати рабочих дней после отчетного периода.

      41. Министерство юстиции Республики Казахстан анализирует и обобщает представленную в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил информацию, по итогам года до 15 февраля года, следующего за отчетным, размещает на общедоступном государственном объекте информатизации итоговую информацию (за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, а также нормативных правовых актов, имеющих пометки "Для служебного пользования", "Без опубликования в печати", "Не для печати") с внесением рекомендаций о принятии мер по повышению качества проведения государственными органами правового мониторинга.

      Результаты анализа степени стабильности законов размещаются один раз в год совместно с годовыми итогами правового мониторинга в срок до 15 февраля, года следующего за отчетным.

  Приложение 1
к Правилам проведения
правового мониторинга

Регистр нормативных правовых актов, подлежащих правовому мониторингу

      ________________________________________________________
(наименование государственного органа) за __________ 20___ года

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Вид нормативного правового акта

Дата принятия нормативного правового акта

Регистрационный номер нормативного правового акта

Основание принятия нормативного правового акта (компетенция органа) со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта

Дата государственной регистрации нормативного правового акта

Номер государственной регистрации нормативного правового акта

1

2

3

4

5

6

7

8









      продолжение таблицы

Дата введения в действие нормативного правового акта

Сведения о внесении изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт

Сведения о приостановлении действия нормативного правового акта

Сведения о прекращении действия нормативного правового акта (или отдельных его частей) в связи с истечением срока действия или принятия нового нормативного правового акта, которому противоречат положения ранее изданного нормативного правового акта, его части (часть), или который поглощает ранее изданный акт или его часть (части)

Сведения об отмене нормативного правового акта

9

10

11

12

13






  Приложение 2
к Правилам проведения
правового мониторинга

Единый регистр по ________________________________________
(указание формы нормативного(-ых) правового(-ых) акта(-ов),
подлежащего правовому мониторингу за __________ 20__ года

№ п/п

Наименование нормативного правового акта

Вид нормативного правового акта

Дата принятия нормативного правового акта

Регистрационный номер нормативного правового акта

Основание принятия нормативного правового акта (компетенция органа) со ссылкой на соответствующую норму нормативного правового акта

Дата государственной регистрации нормативного правового акта

1

2

3

4

5

6

7








      продолжение таблицы

Номер государственной регистрации нормативного правового акта

Дата введения в действие нормативного правового акта

Сведения о внесении изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт

Ответственный государственный орган по проведению правового мониторинга

8

9

10

11





  Приложение 3
к Правилам проведения
правового мониторинга

Результаты правового мониторинга
Отчет по результатам проведенного правового мониторинга
по принятому Закону Республики Казахстан
"___________________________________________________"
(наименование государственного органа-разработчика)

I РАЗДЕЛ

      1. Наименование закона

      2. Уровень достижения индикаторов, указанных в Консультативном документе регуляторной политики (преимущественно должны подаваться цифровым расчетам)

№ п/п

Оцениваемый индикатор

Уровень достижения поставленных индикаторов







      3. Положительные последствия принятия закона

      4. Отрицательные последствия принятия закона

      5. Отношение общественности к принятому закону (с указанием полученных данных по результатам анализа судебных решений, обращений физических и юридических лиц (анализ информации в интернет-ресурсах, социальных сетях).

      * При описании положительных и отрицательных последствий принятия закона необходимо указать данные, полученные по результатам анализа практики применения нового закона (в частности, с учетом анализа поступивших обращений, имеющихся судебных актов)

II РАЗДЕЛ

№ п/п

Виды недостатков норм права

Вид, дата принятия, номер и наименование нормативного правового акта, выявленного в ходе проведения правового мониторинга

Часть, абзац, пункт, статья, вид, дата принятия, номер и наименование акта, которому не соответствуют нормативный правовой акт / дата составления аналитической справки

Предпринимаемые меры по устранению выявленных недостатков (наименование проекта нормативного правового акта, стадия разработки либо согласования)

Сведения о приведенном нормативном правовом акте, выявленном в ходе проведения правового мониторинга

1

2

3

4

5

6

1.

Неэффективно реализуемые нормы





2.

Противоречащие нормы





3.

Устаревшие нормы





4.

Коррупциогенные нормы





5.

Дублирующие нормы





6.

Пробелы норм права





7.

Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм





8.

Иное (в случае наличия)






Итого:











      ________________________________________________________
(Руководитель аппарата государственного (Ф.И.О., при наличии)
органа либо иное должностное лицо, курирующее вопросы юридической службы)
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись

  Приложение 4
к Правилам проведения
правового мониторинга

Результаты правового мониторинга
Отчет по результатам проведенного правового мониторинга
по иным нормативным правовым актам
_______________________________________________________
(наименование государственного органа)

I РАЗДЕЛ

      1. Наименование нормативного правового акта

      2. Неэффективно реализуемые нормы

№ п/п

Конкретные неэффективно реализуемые нормы

Возникающие на практике проблемы

Предлагаемые пути решения









II РАЗДЕЛ

№ п/п

Виды недостатков норм права

Вид, дата принятия, номер и наименование нормативного правового акта, выявленного в ходе проведения правового мониторинга

Часть, абзац, пункт, статья, вид, дата принятия, номер и наименование акта, которому не соответствуют нормативный правовой акт / дата составления аналитической справки

Предпринимаемые меры по устранению выявленных недостатков (наименование проекта нормативного правового акта, стадия разработки либо согласования)

Сведения о приведенном нормативном правовом акте, выявленном в ходе проведения правового мониторинга

1

2

3

4

5

6

1.

Противоречащие нормы





2.

Устаревшие нормы





3.

Коррупциогенные нормы





4.

Дублирующие нормы





5.

Пробелы норм права





6.

Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм





7.

Иное (в случае наличия)






Итого:





      ________________________________________________________
(Руководитель аппарата государственного (Ф.И.О., при наличии)
органа либо иное должностное лицо, курирующее вопросы юридической службы)
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись

  Приложение 5
к Правилам проведения
правового мониторинга

Перечень принятых актов
_______________________________________________
(наименование государственного органа)

№ п/п

дата принятия акта (число, месяц, год)

номер акта

полное наименование акта (в случае внесения изменений и (или) дополнений в основной акт, полное наименование основного акта)

примечание

не направлен на государственную регистрацию

направлен на государственную регистрацию (дата и номер сопроводительного письма)

зарегистрирован (дата и номер государственной регистрации)

отказано в государственной регистрации (дата и номер письма органов юстиции)

принятые меры после получения отказа в государственной регистрации (дата и номер акта об отмене)

отмена государственной регистрации (дата и номер решения суда)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











  Приложение 6
к Правилам проведения
правового мониторинга

Aналитическая справка по результатам проведенного правового мониторинга
________________________________ от "___" _____________ года № ____
(форма нормативного правового акта)
"_________________________________________________________"
(наименование нормативного правового акта)

№ п/п

Виды недостатков норм права

Действующая редакция

Выявленный недостаток нормы (норм) и (или) примеры практики их применения

Предлагаемая редакция (предложения)

1.

Противоречащие нормы




2.

Устаревшие нормы




3.

Коррупциогенные нормы




4.

Неэффективно реализуемые нормы




5.

Дублирующие нормы




6.

Пробелы норм права




7.

Наличие излишних бланкетных и отсылочных норм




8.

Иное (в случае наличия)




      Ответственный исполнитель государственного органа
(с указанием Ф.И.О, при наличии), должности, наименования структурного
подразделения, рабочего телефона, адреса электронной почты)
Дата составления аналитической справки: ______ 20__ года

  Приложение 7
к Правилам проведения
правового мониторинга

Анализ степени стабильности законов
______________________________________________
(наименование законодательного акта)

      Введение

      1. Предмет правового регулирования.

      2. Отрасль законодательства.

      Общая часть

      Состоит из информации о законодательном акте.

Таблица 1. Общая информация

№ п/п

Сведения о внесении изменений и (или) дополнений в законодательный акт

Ответственный государственный орган

Основания внесения изменения и/ или дополнения в законодательный акт

1

2

3

4





      В общей части указывается динамика изменений в разрезе по годам и ежемесячным показателям, количественного изменения.

Таблица 2. Количество законодательных актов, которыми внесены изменения
и/или дополнения в законодательный акт в разрезе по годам и месяцам.

Год/месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого

Год














Год














Год














Итого














      Структурный анализ

      Состоит из количества структурных элементов нормативного правового акта, количества норм, которые не подвергались изменениям, и количества норм, в которые были внесены изменения (в том числе исключенные и добавленные новые структурные элементы).

      Структурный анализ также состоит из исследования динамики количественного изменения отдельных структурных элементов законодательного акта (главы, параграфы, раздела, подраздела, статьи, пункта, подпункта, части).

Таблица 3. Постатейный сравнительный анализ

№ п/п

Номер структурного элемента, в который внесены изменения с указанием заголовка

Количество

Смысл/содержание измененного положения

Наименование законодательных актов, которыми внесены изменения и/ или дополнения в законодательный акт и дата принятия

Основания внесения изменения и/ или дополнения в законодательный акт

1.

Статья 1.





2.

Статья 2.





3.

Статья 3.





4.

Глава 2.











Итого





      Анализ стабильности законов

      Указывается максимальный и минимальный период стабильности с момента принятия акта и за отчетный период.

      * период стабильности нормативных правовых актов – это период времени, в течение которого не осуществлялось внесение изменений и/ или дополнений в нормативный правовой акт;

      * максимальный период стабильности нормативных правовых актов – наибольший период времени, в течение которого не осуществлялось внесение изменений и/ или дополнений в нормативный правовой акт (наибольший период времени между изменениями в нормативных правовых актах);

      * минимальный период стабильности нормативных правовых актов - наименьший период времени между изменениями и/ или дополнениями в нормативных правовых актах.

      Основные выводы

      Анализ стабильности законов состоит из исследования динамики изменений законов, количества изменений отдельных норм, а также установления обоснованности нестабильности законов.

      Раздел "основные выводы" определяет стабильность, относительную стабильность и нестабильность нормативного правового акта, а также обоснованность нестабильности законов.

      Анализ стабильности законов состоит также из результатов, полученных в разный период времени (сравнения стабильности нормативного правового акта с момента принятия, в разрезе по годам и за отчетный период), показателей повышения или понижения интенсивности изменений нормативного правового акта.

      ___________________ (Руководитель аппарата государственного органа либо иное
(Ф.И.О., при наличии) должностное лицо, курирующее вопросы юридической службы)
"___" ___________ 20__ года _____________ подпись