Сноска. В тексте Закона заменены и исключены слова - Законами РК от 28 декабря 1998 г. № 338; от 9 июля 2004 г. № 596.
В тексте после слова "Раздел" цифры "I - V" заменены соответственно цифрами "1 - 5" - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Настоящий Закон определяет основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) социально значимые пассажирские перевозки – перевозки пассажиров, организуемые в целях обеспечения доступного уровня тарифов и возможности свободного передвижения населения по территории Республики Казахстан;
2) клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) – физическое или юридическое лицо или государство (в лице органов исполнительной власти), пользующееся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком;
3) объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные, легкорельсовые, монорельсовые и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы и станции, пункты обслуживания пассажиров, линии метрополитена, порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, транспортно-логистические центры, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, магистральный трубопровод, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования;
4) транспортное предприятие – юридическое лицо, занятое деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) транспортная логистика – совокупность взаимосвязанных действий участников перевозочного процесса по планированию и управлению транспортировкой (перевозкой) грузов от грузоотправителя (производителя) до грузополучателя по оптимальному маршруту с использованием различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного), включающих мониторинг за движением грузов на каждом этапе транспортировки (перевозки);
5-1) транспортно-логистический центр – это объект транспортной инфраструктуры, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем сооружениями, предназначенный для выполнения сопутствующих перевозке подготовительных, распределительных и заключительных технологических операций с грузами и транспортными средствами, в том числе осмотра, включая таможенные и пограничные операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) транспорт Республики Казахстан – зарегистрированный на территории Республики Казахстан железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской рельсовый, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт;
7) городской рельсовый транспорт – вид транспорта (метрополитен, трамвай, легкорельсовый, монорельсовый транспорт), предназначенный для перевозки пассажиров по рельсам в границах города и пригородной зоне;
8) метрополитен – вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по путям, изолированным (отделенным, не имеющим одноуровневых пересечений) от линий иных видов транспорта и прохода пешеходов к ним;
9) перевозчик – физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке;
10) прямое смешанное сообщение – перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу;
11) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 10.11.2014 № 249-V (вводится в действие по истечении девяноста календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 2. Законодательство о транспорте
Законодательство Республики Казахстан о транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан.
Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность) транспортных средств и процессов их жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений.
Сноска. В статью 2 внесены изменения - Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338; от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 2-1. Принципы транспортной логистики
Принципами транспортной логистики являются:
1) законность;
2) ориентированность на потребности клиентов;
3) безопасность;
4) сохранность;
5) единство процедур;
6) равный доступ;
7) интегрированность в глобальную транспортно-логистическую систему.
Сноска. Раздел 1 дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 3. О собственности на средства транспорта
Автомобильные дороги общего пользования, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, шлюзы, аэронавигационные устройства органов управления воздушным движением, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также метрополитен являются государственной собственностью и не подлежат отчуждению.
Аэронавигационные устройства органов обслуживания воздушного движения являются государственной собственностью, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, могут находиться в частной собственности.
Магистральная железнодорожная сеть не подлежит приватизации и передается национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры.
Магистральные, станционные пути и иные объекты магистральной железнодорожной сети, находящиеся в государственной собственности, передаются национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры.
Морские порты, имеющие статус международного значения, не подлежат приватизации и могут передаваться в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.
Подъездные пути и узкоколейные линии, а также автомобильные дороги, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.
Сноска. Статья 3 в редакции Закона РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 12.01.2012 № 538-IV (вводится в действие по истечении 10 календарных дней со дня его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 35-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления
земель и вод для нужд транспорта
Землями транспорта в республике признаются:
- земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта;
- земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, дорожным и другим организациям, осуществляющим их строительство и эксплуатацию.
Земельные и водные отношения, возникающие при отводе земель транспорту и предоставлении вод водному транспорту, порядок их пользования регулируются земельным, водным и транспортным законодательством.
В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и другим опасным природным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.
Транспортные предприятия и перевозчики обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, применять природоохранные технологии производства и не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности.
Сноска. В статью 4 внесены изменения - Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338.
Раздел 2. Система государственного регулирования
и управления деятельностью транспорта
Статья 5. Государственное регулирование
деятельности транспорта
Государственное регулирование деятельности транспорта осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, технического регулирования, налогообложения, кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля и надзора за исполнением транспортными предприятиями законодательства Республики Казахстан.
Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал транспортных предприятий на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
В целях устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей, государственные органы в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам использования железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, находящегося в ведении государственных органов.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 08.01.2013 № 63-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 6. Государственное управление транспортом
Государственное управление транспортом осуществляется уполномоченным государственным органом, образуемым по решению Президента Республики Казахстан и действующим в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
Основными задачами уполномоченного государственного органа являются:
защита интересов Республики Казахстан в области транспорта;
осуществление международного сотрудничества в области транспорта;
разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность транспорта в Республике Казахстан, и участие в разработке национальных стандартов;
формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики;
создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения республики в перевозках, в том числе социально значимых пассажирских перевозках, и связанных с ними услугах;
контроль и надзор за соблюдением прав потребителей транспортных услуг;
разработка прогнозов нужд государства и населения в перевозках;
координация работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 09.07.2004 № 596; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 7. Лицензирование транспортной деятельности
Перечень видов деятельности на транспорте, подлежащий лицензированию, устанавливается законодательными актами.
Сноска. Статья 7 в редакции Закона РК от 28.12.1998 № 338; с изменениями, внесенными законами РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 10.07.2012 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 8. Полномочия местных представительных
и исполнительных органов в сфере
транспорта
Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
При организации перевозок пассажиров на регулярных внутриреспубликанских маршрутах пассажирского транспорта перевозчики должны заключать договоры на обслуживание данных маршрутов с местными исполнительными органами или уполномоченными ими органами, организовавшими соответствующие перевозки, если иное не установлено законами Республики Казахстан.
Организация регулярных социально значимых перевозок пассажиров метрополитеном осуществляется местным исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, в которой располагается метрополитен.
Контроль за обеспечением безопасности движения и содержанием технических средств на метрополитене осуществляется местным исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, в которой располагается метрополитен.
Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 28.12.2010 № 369-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Раздел 3. Основные положения деятельности транспорта
Статья 9. Основы экономической и хозяйственной
деятельности
Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте формирует рынок спроса и предложений транспортных услуг.
Транспортные предприятия и перевозчики осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.
Транспортные предприятия и перевозчики самостоятельно разрабатывают планы, заключают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребностями клиента.
Государственные органы, принявшие решения по организации пассажирских перевозок, рентабельность которых не обеспечивается действующими регулируемыми тарифами, обеспечивают субсидирование убытков перевозчиков за счет бюджетных средств.
Правила субсидирования пассажирских перевозок метрополитеном определяются местным исполнительным органом.
Содержание судоходных путей, шлюзов, инспекции по безопасности судоходства осуществляется за счет бюджетных средств.
За пользование магистральной железнодорожной сетью, государственными портами, за управление полетами и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Республики Казахстан юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, уплачиваются платежи в порядке и размерах, определяемых законодательством Республики Казахстан.
Пользование судоходными водными путями Республики Казахстан осуществляется на платной основе.
Ставки, порядок исчисления и уплаты в бюджет платы за пользование судоходными водными путями определяются в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 15.12.2001 № 272 (вводится в действие с 01.01.2002); от 24.12.2001 № 276 (вводится в действие с 01.01.2002); от 09.07.2004 № 596; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 28.12.2010 № 369-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 02.07.2014 № 225-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 10. Тарифы
На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Закона), обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся транспортной деятельностью.
По отдельным видам транспортных услуг как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338.
Статья 11. Перевозка грузов, пассажиров, багажа,
почтовых отправлений, осуществление
транспортно-экспедиционных услуг
При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан:
- иметь разрешение, предусмотренное Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
- заключать договор (контракт) с клиентом в установленной форме;
- предоставлять транспортные средства, имеющие документы в сфере подтверждения соответствия;
- возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте;
- обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа;
- обеспечивать безопасность движения;
- обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг;
- получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату;
- выполнять требования государственных органов в пределах их компетенции на осуществление специальных и воинских перевозок (расходы на осуществление этих перевозок возмещаются за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан);
- застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании.
Перевозчик имеет право свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением регулируемых перевозок.
Перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами о транспорте Республики Казахстан.
При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг клиент имеет право:
- требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком;
- оспаривать в установленном порядке соответствие уровня качества перевозки ее сертификату;
- требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте.
Клиент обязан:
- соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком;
- выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату;
- выполнять правила перевозок;
- представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортирования виде.
Пассажир обязан прибыть в пункт отправления до начала перевозки не позднее времени, установленного правилами перевозок. Время прибытия в пункт отправления указывается в билете.
Отдельные права и обязанности клиента и перевозчика определяются соглашением сторон в договоре перевозки.
Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществления транспортно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экспедиционным операциям определяются нормативными правовыми актами, а также договорами перевозки.
Правила перевозок пассажиров метрополитеном утверждаются местным исполнительным органом.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 08.05.2003 № 414; от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 04.07.2013 № 132-V (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 12. Прямое смешанное сообщение с участием
различных видов транспорта
Железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и автомобильный транспорт организует систему прямых смешанных сообщений с применением принципов транспортной логистики и использованием транспортной инфраструктуры.
Взаимоотношения транспортных организаций при прямом смешанном сообщении, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с утверждаемыми уполномоченным государственным органом правилами о прямых смешанных перевозках .
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 13. Права пассажиров. Льготы по оплате
проезда отдельных категорий пассажиров
Пассажир имеет право:
- приобрести билет на любой вид транспорта и по любому маршруту, открытому для пассажирских перевозок;
- получить место согласно приобретенному билету;
- провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет, а на международных перевозках - до 5 лет на всех видах транспорта, за исключением воздушного, без права предоставления ему отдельного места на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, на междугородных автобусах, а также на городском и пригородном транспорте, кроме такси;
- приобрести билеты на детей в возрасте от 5 до 12 лет на международных перевозках с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета на всех видах транспорта, за исключением воздушного;
- приобрести билеты на детей в возрасте от 7 до 15 лет с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета при перевозке, осуществляемой перевозчиком Республики Казахстан на всех видах транспорта, за исключением воздушного;
- провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 2 лет на воздушном транспорте без права предоставления ему отдельного места;
- приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 15 лет на воздушном транспорте с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета, за исключением международных перевозок;
- приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 12 лет на международных перевозках, осуществляемых перевозчиком Республики Казахстан на воздушном транспорте, с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета.
Если перевозка осуществляется несколькими перевозчиками разных государств с участием перевозчика Республики Казахстан данное право предоставляется пассажирам при перевозке их перевозчиком Республики Казахстан:
- продлить действие билета при остановке в пути на срок не более 10 суток на всех видах транспорта, кроме городского и пригородного транспорта. Перевозчик вправе увеличить срок действия билета при остановке в пути;
- сдать билет до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в любом учреждении перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. Порядок возврата определяется уполномоченным государственным органом.
На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. Общий вес ручной клади, вносимой в салон воздушного судна, и его предельные габариты устанавливаются перевозчиком.
На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг.
Перевозчики вправе увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа и устанавливать другие льготы.
Перевозчик, отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора.
В случаях, установленных законами Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, решениями местных представительных и исполнительных органов льгот, перевозчики обязаны осуществлять бесплатный провоз отдельной категории пассажиров или предоставлять им иные льготы по оплате проезда.
Правительством Республики Казахстан, а также местными представительными и исполнительными органами при установлении отдельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на бесплатный проезд, определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками.
Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 29.09.2005 № 77 (вводится в действие с 01.01.2006); от 15.07.2010 № 340-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 14. Транзитные перевозки грузов и
пассажиров
Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Республики Казахстан осуществляются:
железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, международными соглашениями и договорами.
Раздел 4. Безопасность, энергоэффективность и
ответственность на транспорте
Сноска. Заголовок раздела 4 в редакции Закона РК от 13.01.2012 № 542-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 15. Требования к транспортным средствам
Транспортные средства должны соответствовать требованиям по энергоэффективности, безопасности жизни и здоровья человека, окружающей среды, установленным техническими регламентами в сфере транспорта, иметь документ в сфере подтверждения соответствия, а также быть зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Порядок подтверждения соответствия транспортных средств определяется законодательством Республики Казахстан.
Не подлежат ввозу, реализации и эксплуатации транспортные средства, не соответствующие требованиям безопасности, установленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.
Сноска. Статья 15 в редакции Закона РК от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными законами РК от 13.01.2012 № 542-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 15-1. Государственная регистрация транспортных
средств городского рельсового транспорта
Порядок государственной регистрации транспортных средств городского рельсового транспорта определяется уполномоченным государственным органом.
За государственную регистрацию транспортных средств городского рельсового транспорта взимается сбор в порядке и размере, определяемых Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 15-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 15-2. Требования к транспортно-логистическим центрам
Уполномоченный государственный орган разрабатывает и утверждает типовые требования по обустройству и техническому оснащению транспортно-логистических центров.
Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 15-2 в соответствии с Законом РК от 10.11.2014 № 249-V (вводится в действие по истечении девяноста календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 16. Право управления транспортными
средствами
Право управления транспортным средством предоставляется лицу, имеющему соответствующую квалификацию и прошедшему медицинское освидетельствование о состоянии здоровья с выдачей документов установленного образца.
Квалификационные требования по управлению транспортным средством и критерии оценки пригодности состояния здоровья для управления им определяются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338.
Статья 17. Ответственность перевозчика
Соглашения перевозчика с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности, установленной законодательством, недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена законодательными актами.
Перевозчик обеспечивает сохранность грузов, багажа и почтовых отправлений с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю.
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли не по его вине.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
- в случае утраты или недостачи - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
- в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
- в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, которая устанавливается в зависимости от видов перевозки и транспорта по правилам (методике), утверждаемым уполномоченным государственным органом или на основании принципов соответствующих международных конвенций, к которым присоединилась Республика Казахстан.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, в случае спора, подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Если в результате повреждения, за которое перевозчик отвечает, качество груза или багажа изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза или багажа вправе от него отказаться и потребовать возмещения за его утрату.
В случае утраты или недостачи груза или багажа перевозчик вместе с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку утраченного груза или багажа.
Зарегистрированный багаж или груз считается утраченным, если это признано перевозчиком или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течение 7 дней по истечении срока доставки.
Однако, если груз прибыл по истечении указанного срока, получатель вправе принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату багажа или груза.
Законодательными актами могут предусматриваться и иные виды ответственности.
Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338.
Статья 17-1. Претензии и иски по перевозкам грузов
и пассажиров
До предъявления к перевозчику иска по спорам, связанным с перевозкой, обязательно предъявление ему претензии.
Претензии могут предъявляться в течение трех месяцев, а претензии об уплате штрафов и пени - в течение одного месяца.
Если претензия отклонена или ответ не получен в срок, установленный настоящей статьей, у заявителя возникает право на предъявление иска.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза и (или) пассажиров, регулируется в порядке, установленном законодательством.
Сроки исковой давности и порядок предъявления исков по спорам, связанным с международными перевозками, устанавливаются международными договорами, соглашениями или конвенциями.
Сноска. Статья 17-1 введена Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338. Внесены изменения - Законом РК от 6 декабря 2001 г. № 260.
Статья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа
и ответственность за просрочку
Перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, установленный Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом. Если срок доставки в указанном порядке не установлен, стороны вправе установить этот срок в договоре.
При задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место.
Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета.
За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.
За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.
Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине.
Перевозчик несет ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место.
Перевозчик обязан при задержке рейсов на 10 часов и более предоставлять за свой счет пассажирам места в гостинице и питание.
По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причине задержки перевозки.
Размер предусмотренных настоящей статьей убытков и порядок их определения устанавливаются Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.
Сноска. В статью 18 внесены изменения - Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338.
Статья 19. Ответственность пассажира, отправителя и
получателя груза или багажа
Пассажиры, отправитель и получатель груза или багажа несут ответственность за ущерб, причиненный по их вине другим лицам, имуществу перевозчика и имуществу других лиц, за которое несет ответственность перевозчик.
Отправитель несет ответственность за ущерб, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым перевозчик несет ответственность в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой указанных в транспортных документах сведений.
Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неточностью, неполнотой или неправильностью сведений, указанных в транспортных документах.
Статья 20. Ответственность перевозчика за
причинение смерти или повреждение
здоровья пассажира
Перевозчик несет имущественную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажиру при перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего или непреодолимой силы.
Сноска. В статью 20 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 21. Охрана грузов и объектов на транспорте
Охрана грузов и объектов транспорта, а также проведение профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидация последствий пожаров на железнодорожном, воздушном транспорте осуществляются службами военизированной охраны и подразделениями противопожарной службы в порядке, определенном уполномоченным государственным органом в области пожарной безопасности.
Подразделения службы военизированной охраны обеспечиваются огнестрельным оружием и специальными средствами.
Порядок применения оружия и специальных средств производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Охрана наиболее важных объектов транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями Национальной гвардии Республики Казахстан, специальными подразделениями Министерства обороны Республики Казахстан и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также специальными службами военизированной охраны.
Проведение профилактических работ по пожарной безопасности и ликвидация последствий пожаров на метрополитене осуществляются подразделениями противопожарной службы в порядке, определенном уполномоченным государственным органом в области пожарной безопасности по согласованию с местными исполнительными органами.
Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 10.01.2015 № 275-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 22. Организация работы транспорта при
чрезвычайных ситуациях
При возникновении чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения договорные отношения транспортных предприятий могут быть приостановлены по решению Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа в области транспорта, местного исполнительного органа для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Транспортные предприятия обязаны принять необходимые меры по первоочередному оказанию услуг владельцам транспортных средств для организации работы транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, режима чрезвычайного положения.
В условиях чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введения чрезвычайного положения расходы транспортных предприятий по осуществлению перевозок, связанных с обеспечением мероприятий мобилизационной готовности, мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательным и неотложным работам, возмещаются из бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан.
Транспортные предприятия обязаны незамедлительно принимать меры по устранению последствий стихийных бедствий и аварий, а также иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.
Сноска. Статья 22 в редакции Конституционного Закона РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 11.04.2014 № 189-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 22-1. Обязанность предоставления транспорта
правоохранительным и специальным
государственным органам
Физические и юридические лица обязаны исполнять законные требования должностных лиц правоохранительных и специальных государственных органов по использованию транспорта (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для проезда к местам происшествий, чрезвычайных ситуаций и доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.
Владельцам транспортных средств возмещаются расходы за использование транспорта в случаях, предусмотренных настоящей статьей, а также причиненный ущерб за счет государственного бюджета в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 23. Обеспечение безопасности и экологических
норм на транспорте
Перевозчики обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность движения транспортных средств, судоходства и полетов, а также охрану окружающей среды.
Территории метрополитена, станций, портов, пристаней, аэропортов, транспортных предприятий и железнодорожных линий, а также водные пути, на которых осуществляются движение транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности. Правила нахождения в зоне повышенной опасности и проведения в ней работ утверждаются уполномоченным государственным органом.
Охрана и сопровождение опасных грузов по перечню, утверждаемому уполномоченным государственным органом, обеспечиваются отправителями или получателями грузов на всем пути следования.
Клиенты, отправляющие и получающие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для предупреждения аварийных ситуаций при перевозке грузов, а также ликвидации последствий аварий.
В процессе деятельности транспорта, в том числе транспорта и транспортных средств зарубежных стран, дислоцирующихся на территории Республики Казахстан или пересекающих ее, должны соблюдаться установленные законодательством Республики Казахстан требования, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Запрещается проектирование и строительство транспортных предприятий на площадях залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений. В исключительных случаях они допускаются по разрешению уполномоченного государственного органа геологии и охраны недр.
Транспортные предприятия и перевозчики обязаны планировать, осуществлять организацию и финансирование природоохранных мероприятий, вести производственный и ведомственный контроль в области охраны окружающей природной среды и недр.
Перевозчики обязаны обеспечить соблюдение установленных норм по охране окружающей среды, воздушного бассейна, водоемов, земель и рациональному использованию природных ресурсов. За ущерб, причиненный окружающей среде, перевозчики несут ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.
Правила нахождения в зоне повышенной опасности метрополитена и проведения в ней работ утверждаются местным исполнительным органом.
Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 24. (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 24-1. Досмотр
1. В зависимости от уровня угрозы, установленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии терроризму, пассажиры и лица, посещающие объекты транспортной инфраструктуры, вещи, находящиеся при них, в том числе ручная кладь и багаж, подлежат досмотру.
Порядок и требования к проведению досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, определяются Правительством Республики Казахстан.
2. Досмотр пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры (далее – посетители), вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, проводится работниками субъекта транспортной деятельности либо работниками субъекта охранной деятельности при заключении договора по оказанию охранных услуг.
Для целей настоящей статьи под субъектами транспортной деятельности понимаются физические и юридические лица, на праве собственности или ином законном основании которых находятся объекты транспортной инфраструктуры.
3. При досмотре применяются технические средства, требования к которым устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
4. Досмотру пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, предшествует обязательное предложение предъявить возможно имеющиеся вещества и предметы, запрещенные к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.
5. При обнаружении техническими средствами досмотра контуров и иных признаков возможного нахождения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, производится личный досмотр пассажиров и посетителей, включая досмотр вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.
Личный досмотр осуществляется в пределах, необходимых для обнаружения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.
Личный досмотр производится лицами одного пола с досматриваемым лицом в специально выделенных помещениях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.
Результаты личного досмотра оформляются актом, подписываемым лицом, производящим досмотр, и лицом, в отношении которого производился личный досмотр.
6. Лица, уклоняющиеся от досмотра, личного досмотра, не допускаются на объект транспортной инфраструктуры, о чем составляется соответствующий акт.
7. Если при досмотре пассажира и вещей, находящихся при нем, в том числе ручной клади и багажа, не были обнаружены вещества и предметы, запрещенные к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, администрация объекта транспортной инфраструктуры, на котором производится такой досмотр, обязана принять необходимые меры, обеспечивающие отправку пассажира тем сообщением, на который у него имеется билет, или очередным таким сообщением, а в случае отказа пассажира от перевозки возместить стоимость билета или его неиспользованной части в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
8. Лица, производящие досмотр, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и посетителей и не допускать действий, унижающих их достоинство.
9. Субъекты транспортной деятельности подлежат аттестации на соответствие порядку и требованиям по проведению досмотра пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.
Аттестацию субъектов транспортной деятельности проводит местный исполнительный орган в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
10. Перечни объектов транспортной инфраструктуры, на которых производится досмотр, лиц, в отношении которых не производится досмотр, а также веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 24-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие с 01.07.2014); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 24-2. Информационное обеспечение
1. Перевозчиками, в том числе иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров железнодорожным (кроме пригородного сообщения и случаев посадки пассажира в местах, не оборудованных билетными кассами), воздушным и морским транспортом, прибывающих на территорию Республики Казахстан (убывающих с ее территории) или следующих транзитом, с пересадкой на территории Республики Казахстан, а также эксплуатантами аэропортов обеспечивается предоставление в уполномоченный государственный орган и (или) правоохранительные и специальные государственные органы сведений об оформленных и (или) забронированных билетах, а также через автоматизированные системы и базы данных в режиме реального времени.
2. Порядок передачи сведений в уполномоченный государственный орган и (или) правоохранительные и специальные государственные органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется уполномоченным государственным органом.
3. При оформлении билетов на перевозки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, перевозчик или иное лицо, осуществляющие продажу билетов, обеспечивает запись следующих данных:
1) фамилия, имя, отчество (при его наличии);
2) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);
3) место и дата отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);
4) с согласия пассажира контактные данные (адрес электронной почты и (или) номер телефона), посредством которых перевозчик или иное лицо, осуществляющие продажу билетов, может связаться с данным пассажиром.
4. Физические и юридические лица, осуществляющие продажу билетов, при их оформлении обязаны обеспечить заполнение сведений на казахском и русском языках, а при осуществлении международных перевозок дополнительно на английском языке.
Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 24-2 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие с 01.07.2014); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Раздел 5. Заключительные положения
Статья 25. Транспортный контроль и надзор
Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Транспортный контроль и надзор за соблюдением законодательства Республики Казахстан о транспорте, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется уполномоченным органом и иными государственными органами в пределах их компетенции, установленной законами Республики Казахстан.
Транспортный контроль, осуществляемый уполномоченным государственным органом, включает в себя:
1) контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов;
2) контроль за обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте, в том числе на магистральных, станционных и подъездных железнодорожных путях;
3) контроль за государственной регистрацией железнодорожного подвижного состава;
4) контроль и надзор за обеспечением безопасности судоходства и мореплавания;
4-1) контроль и надзор за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования водного транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений;
5) контроль за соблюдением требований разрешительной системы при осуществлении международных автомобильных перевозок;
6) разрешительный контроль;
7) исключен Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
8) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
9) контроль и надзор за соблюдением правил плавания на внутренних водных путях;
10) контроль и надзор за соблюдением правил технической эксплуатации и устава службы на судах;
11) контроль и надзор за лоцманской службой и иными морскими службами;
12) контроль и надзор за заключением перевозчиком договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;
13) исключен Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012).
14) контроль за проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
15) контроль за соблюдением водителями автотранспортных средств установленного режима труда и отдыха при осуществлении перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов;
16) контроль за соблюдением допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан;
17) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Должностные лица уполномоченного государственного органа при осуществлении транспортного контроля и надзора должны носить форменную одежду (без погон) и предъявлять по требованию служебные удостоверения.
Образцы форменной одежды (без погон) и порядок ее ношения утверждаются уполномоченным государственным органом.
Натуральные нормы обеспечения форменной одеждой (без погон) утверждаются уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Уполномоченный государственный орган взаимодействует с центральными и местными исполнительными органами, принимает совместные меры контроля и надзора, обеспечивает взаимный обмен информацией.
Государственные органы обязаны оказывать содействие уполномоченному государственному органу в выполнении задач по осуществлению транспортного контроля и надзора за обеспечением безопасности в области транспорта в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
18) контроль и надзор за выполнением полетов воздушными судами физических и юридических лиц, относящихся к сфере гражданской авиации, в соответствии с основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан;
19) контроль и надзор за обеспечением организациями гражданской авиации установленных требований и норм по вопросам профессиональной подготовки и состояния здоровья авиационного персонала;
20) контроль и надзор за поддержанием норм летной годности гражданских воздушных судов организациями гражданской авиации;
21) контроль и надзор за соответствием требованиям летной и технической эксплуатации авиационной техники и средств ее наземного обслуживания;
22) контроль за содержанием объектов аэродромов (вертодромов) и взлетно-посадочных площадок;
23) контроль и надзор за осуществлением маркировки объектов в районе аэродрома гражданской авиации;
24) контроль и надзор за осуществлением международных воздушных перевозок;
25) контроль и надзор за обеспечением авиационной безопасности;
26) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
27) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
28) контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов, международных договоров Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений;
29) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 25 в редакции Закона РК от 31.01.2006 № 125; с изменениями, внесенными законами РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 10.07.2012 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 25-1. Государственный контроль и надзор в
области транспорта
Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
1. Государственный контроль и надзор в области транспорта осуществляется в форме проверки и иных формах.
2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
Сноска. Статья 25-1 в редакции Закона РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 25-2. Сроки проведения проверок
Сноска. Статья 25-2 исключена Законом РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 26. Международные отношения в области
транспорта
Уполномоченный государственный орган представляет интересы республики в межгосударственных отношениях в области транспорта с правом заключения соглашений и договоров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Перевозчики могут в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан развивать внешнеэкономическое сотрудничество с юридическими и физическими лицами других государств и осуществлять экспорт (импорт) продукции (работ, услуг).
Сноска. В статью 26 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Президент
Республики Казахстан