О транспорте в Республике Казахстан

Закон Республики Казахстан от 21 сентябpя 1994 года

Действующий
      Настоящий Закон определяет основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.

                  Раздел 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, принятые в Законе

      Транспорт Республики Казахстан - это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт.
      Транспортное предприятие - это юридическое лицо, занятое хозяйственно-коммерческой деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Перевозчик - это юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение или лицензию, выданную в установленном порядке.
      Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтовщик, фрахтователь) - это юридическое или физическое лицо или государство (в лице органов исполнительной власти), пользующиеся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком.

      Статья 2. Законодательство о транспорте

      Отношения, связанные с деятельностью транспорта Республики Казахстан, регулируются настоящим Законом, транспортными кодексами, другими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан.
      Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан.
      Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, противопожарной безопасности, технико-технологических и санитарных норм определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений.

      Статья 3. О собственности на средства транспорта

      Транспорт в Республике Казахстан основывается на многообразных формах собственности.
      Все собственники транспорта равны и пользуются одинаковой защитой закона.
      Железные и автомобильные дороги общего пользования, включая инженерные сооружения на них, судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, аэронавигационные устройства системы управления воздушным движением, сети телекоммуникаций, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также метрополитен являются государственной собственностью.

       Статья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления
                 земель и вод для нужд транспорта

       Землями транспорта в республике признаются:
       - земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта;
       - земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, дорожным и другим организациям, осуществляющим их строительство и эксплуатацию.
      Земельные и водные отношения, возникающие при отводе земель транспорту и предоставлении вод водному транспорту, порядок их пользования регулируются Земельным и Водным кодексами Республики Казахстан и издаваемыми в соответствии с ними другими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан.
      В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и другим опасным природным воздействиям, могут устанавливаться охранные зоны.
      Пользование землями, предоставленными для нужд транспорта, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельными кодексом Республики Казахстан, транспортными кодексами, с учетом норм и проектно-технической документации.
      Транспортные предприятия и перевозчики обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, применять природоохранные технологии производства и не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности.

        Раздел II. Система государственного регулирования
                   и управления деятельностью транспорта

       Статья 5.Государственное регулирование деятельности
                 транспорта

      Государственное регулирование деятельности транспорта осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, налогообложения, кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля за исполнением транспортными предприятиями законодательства Республики Казахстан.
      Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал транспортных предприятий на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      Статья 6. Государственное управление транспортом

      Управление транспортом осуществляется органом государственного управления, образуемым по решению Президента Республики Казахстан и действующим в соответствии с Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Казахстан.
      Основными задачами органа государственного управления являются:
      защита интересов Республики Казахстан в области транспорта;
      осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта;
      разработка проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм, определяющих правовой и нормативный порядок функционирования всех видов транспорта, независимо от форм собственности;
      разработка концепций и государственных национальных программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики, а также обучение и подготовка кадров;
      создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения республики в перевозках и связанных с ними услугах;
      контроль за соблюдением прав потребителей транспортных услуг;
      разработка прогнозов и своевременное качественное обеспечение потребностей государственных нужд республики и населения в перевозках;
      координация работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.
     Статья 7. Лицензирование транспортной
               деятельности



      Коммерческо-предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением транспортного процесса, производится на основе специального разрешения (лицензии).
      Перечень видов деятельности на транспорте, подлежащий лицензированию, устанавливается законодательными актами Республики Казахстан.
      Порядок получения и отзыва лицензии определяется Кабинетом Министров Республики Казахстан.

      Статья 8. Полномочия местных представительных
                и исполнительных органов в сфере транспорта

      Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" и другими законодательными и нормативными актами.

             Раздел III. Основные положения деятельности
                         транспорта

      Статья 9. Основы экономической и хозяйственной
                деятельности

      Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте формирует рынок спроса и предложений транспортных услуг.
      Транспортные предприятия и перевозчики осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.
      Транспортные предприятия и перевозчики самостоятельно разрабатывают планы, заключают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребностями клиента.
      Пассажирские перевозки, рентабельность которых не обеспечивается действующими регулируемыми тарифами, дотируются соответственно из республиканского и местного бюджетов.
      Строительство вокзалов, станций, метрополитенов, портов, пристаней, аэропортов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и иных объектов по транспортному обслуживанию населения осуществляется за счет средств республиканского и местного бюджетов, транспортных и других предприятий, а также добровольных взносов юридических и физических лиц.
      Содержание судоходных путей, шлюзов, инспекции по безопасности судоходства осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
      За пользование государственными портами, водными путями, а также за управление полетами и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Республики Казахстан юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, уплачиваются платежи в порядке и размерах, определяемых Кабинетом Министров Республики Казахстан и межправительственными соглашениями.

      Статья 10. Тарифы

      На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных частью 4 статьи 9 настоящего Закона), обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся транспортной деятельностью.
      По отдельным видам транспортных услуг как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Казахстан.

      Статья 11. Перевозка грузов, пассажиров, багажа,
                 почты, осуществление транспортно-экспедиционных
                 услуг

      При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почты и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан:
      - иметь лицензию, обеспечивающую право на перевозку;
      - предоставлять транспортные средства, имеющие сертификат;
      - возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте;
      - обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа;
      - обеспечивать безопасность движения;
      - обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг;
      - получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату;
      - выполнять требования государственных и местных представительных и исполнительных органов на осуществление социально-важных и оборонных перевозок (в случае, если цены на эти перевозки не покрывают транспортные расходы, должна быть осуществлена соответствующая компенсационная дотация).
      Перевозчик имеет право свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением регулируемых перевозок.
      Перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных транспортными кодексами Республики Казахстан.
      При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почты и при

осуществлении транспортно-экспедиционных услуг клиент имеет
право:
     - требовать выполнения договора, заключенного между ним и
перевозчиком;
     - оспаривать в установленном порядке соответствие уровня
качества перевозки ее сертификату;
     - требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и
потерь времени в денежном эквиваленте.
     Клиент обязан:
     - соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком;
     - выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие 
груза его сертификату;
     - выполнять правила перевозок;
     - представлять грузы и багаж в подготовленном для
транспортирования виде.


      Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, осуществления транспортно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экспедиционным операциям определяются Гражданским кодексом Казахской ССР, настоящим Законом, транспортными кодексами и иными законодательными актами, издаваемыми в установленном порядке, а также договорами перевозки.

      Статья 12. Прямое смешанное сообщение с участием
                 различных видов транспорта

      Железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и автомобильный транспорт организует систему прямых смешанных сообщений.
      Порядок организации перевозок грузов в прямом смешанном сообщении устанавливается органом государственного управления на транспорте.

      Статья 13.Права пассажиров. Льготы по оплате
                 проезда отдельных категорий пассажиров

      Пассажир имеет право:
      - приобрести билет на любой вид транспорта и по любому маршруту, открытому для пассажирских перевозок;
      - получить место согласно приобретенному билету;
      - провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет, а на международных перевозках - до 5 лет, без права предоставления ему отдельного места на воздушном, железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, на междугородных автобусах, а также на городском и пригородном транспорте, кроме такси;
      - приобрести билеты на детей в возрасте от 5 до 12 лет на международных перевозках с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета;
      - приобрести билеты на детей в возрасте от 7 до 15 лет с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета при перевозке, осуществляемой перевозчиком Республики Казахстан.
      Если перевозка осуществляется несколькими перевозчиками разных государств с участием перевозчика Республики Казахстан данное право предоставляется пассажирам при перевозке их перевозчиком Республики Казахстан;
      - продлить действие билета при остановке в пути на срок не более 10 суток на всех видах транспорта, кроме городского и пригородного транспорта. Перевозчик вправе увеличить срок действия билета при остановке в пути;
      - сдать билет до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в любом учреждении перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. Размер возвращаемой перевозчиком суммы и порядок возврата определяются транспортными кодексами.
      На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг.
      На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг.
      Перевозчики вправе увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа.
      Перевозчик, отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора.
      В случаях, установленных законами Республики Казахстан, решениями Кабинета Министров Республики Казахстан, а также решениями местных представительных и исполнительных органов льгот, перевозчики обязаны осуществлять бесплатный провоз отдельной категории пассажиров или предоставлять им иные льготы по оплате проезда.
      Верховным Советом Республики Казахстан, Кабинетом Министров Республики Казахстан, а также местными представительными и исполнительными органами при установлении отдельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на бесплатный проезд, определяется источник финансирования.

      Статья 14. Транзитные перевозки грузов и пассажиров

      Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Республики Казахстан осуществляются:
      железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, международными соглашениями и договорами.

          Раздел IV. Безопасность и ответственность на
                             транспорте

      Статья 15. Требования к транспортным средствам

      Транспортные средства должны иметь сертификат, определяющий соответствие требованиям безопасности, медико-санитарным нормам, нормам охраны труда и экологии, международным и государственным стандартам и техническим условиям, а также быть зарегистрированными в установленном законодательством порядке.
      Транспортные средства, не прошедшие сертификацию и не зарегистрированные в установленном порядке, к эксплуатации не допускаются.
      Порядок сертификации определяется законодательством Республики Казахстан.

      Статья 16. Право управления транспортными
                  средствами

      Право управления транспортным средством предоставляется лицу, имеющему соответствующую квалификацию и прошедшему медицинское освидетельствование о состоянии здоровья с выдачей документов установленного образца.
      Квалификационные требования по управлению транспортным средством определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Казахстан.
      Критерии оценки пригодности состояния здоровья для управления транспортным средством осуществляются медицинскими работниками в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Казахстан.

      Статья 17. Ответственность перевозчика

      Соглашения перевозчика с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении ответственности, установленной законодательством, недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными кодексами и правилами.
      Перевозчик обеспечивает сохранность грузов, багажа и почты с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю.
      Перевозчик несет полную ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, произошедшую по его вине, если законодательством Республики Казахстан не установлено иное.
      Если в результате повреждения, за которое перевозчик отвечает, качество груза или багажа изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза или багажа вправе от него отказаться и потребовать возмещения за его утрату.
      В случае утраты или недостачи груза или багажа перевозчик вместе с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку утраченного груза или багажа.
      Зарегистрированный багаж или груз считается утраченным, если это признано перевозчиком или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течение 7 дней по истечении срока доставки.
      Однако, если груз прибыл по истечении указанного срока, получатель вправе принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату багажа или груза.
      Транспортными кодексами и другими законодательными актами могут предусматриваться и иные виды ответственности.

      Статья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа
                  и ответственность за просрочку

      Перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, установленный транспортными кодексами или изданными в установленном порядке правилами. Если срок доставки в указанном порядке не установлен, стороны вправе установить этот срок в договоре.
      При задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место.
      Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета.
      За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.
      За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.
      Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по его вине.
      Перевозчик несет ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место.
      Транспортными кодексами и изданными в установленном порядке правилами и договорами могут быть установлены и иные сроки просрочки доставки и ответственность.
      Перевозчик обязан при задержке рейсов на 10 часов и более предоставлять за свой счет пассажирам места в гостинице и питание.
      По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причине задержки перевозки.
      Размер предусмотренных настоящей статьей убытков и порядок их определения устанавливаются транспортными кодексами и изданными в установленном порядке правилами.

      Статья 19. Ответственность пассажира, отправителя и
                 получателя груза или багажа

      Пассажиры, отправитель и получатель груза или багажа несут ответственность за ущерб, причиненный по их вине другим лицам, имуществу перевозчика и имуществу других лиц, за которое несет ответственность перевозчик.
      Отправитель несет ответственность за ущерб, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым перевозчик несет ответственность в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой указанных в транспортных документах сведений.
      Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неточностью, неполнотой или неправильностью сведений, указанных в транспортных документах.

      Статья 20. Ответственность перевозчика за причинение
                 смерти или повреждение здоровья пассажира

      Перевозчик несет имущественную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажиру при перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего или непреодолимой силы.
     Ответственность перевозчика по обязательствам, возникающим вследствие причинения смерти или повреждения здоровья, определяется по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом Казахской ССР.

      Статья 21. Охрана грузов и объектов на транспорте

      Охрана грузов и объектов транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы и ликвидация последствий пожаров на железнодорожном и воздушном транспорте осуществляется специальными службами военизированной охраны в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Казахстан.
      Подразделения службы военизированной охраны обеспечиваются огнестрельным оружием и специальными средствами.
      Порядок применения оружия и специальных средств производится в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      Охрана наиболее важных объектов транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан, специальными подразделениями Министерства обороны Республики Казахстан и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также специальными службами военизированной охраны. Перечни таких объектов и специальных грузов устанавливаются Кабинетом Министров Республики Казахстан.

      Статья 22. Организация работы транспорта при
                  чрезвычайных обстоятельствах

      При возникновении чрезвычайных обстоятельств (землетрясений, наводнений, пожаров, заносов, эпидемий и других стихийных бедствий) договорные отношения транспортных предприятий на это время могут быть приостановлены по решению Кабинета Министров Республики Казахстан, местных исполнительных органов для принятия мер по ликвидации бедствий и их последствий.
      Затраты транспортных предприятий при чрезвычайных обстоятельствах по осуществлению перевозок, связанных с обеспечением мобилизационной готовности, мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательным работам в республике возмещаются из бюджета.
      Транспортные предприятия обязаны незамедлительно принимать меры по устранению последствий стихийных бедствий и аварий, а также иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.

      Статья 23. Обеспечение безопасности и экологических
                 норм на транспорте

      Перевозчики обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность движения транспортных средств, судоходства и полетов, а также охрану окружающей среды.
      Территории станций, портов, пристаней, аэропортов, автотранспортных предприятий и железнодорожных линий, а также водные пути, на которых осуществляются движение транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности. Правила нахождения в зоне повышенной опасности и проведения в ней работ устанавливаются Кабинетом Министров Республики Казахстан. Нарушение указанных правил влечет за собой ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
      Охрана и сопровождение опасных грузов по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Казахстан, обеспечиваются отправителями или получателями грузов на всем пути следования.
      Клиенты, отправляющие и получающие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для предупреждения аварийных ситуаций при перевозке грузов, а также ликвидации последствий аварий.
      В процессе деятельности транспорта должны соблюдаться нормативы качества окружающей природной среды, гарантирующие экологическую безопасность населения, обеспечивающие охрану от загрязнения атмосферного воздуха, земель, растительного и животного мира, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
      Запрещается проектирование и строительство транспортных предприятий на площадях залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений. В исключительных случаях они допускаются по разрешениям специально уполномоченных органов геологии и охраны недр.
      Транспортные предприятия и перевозчики обязаны планировать, осуществлять организацию и финансирование природоохранных мероприятий, вести производственный и ведомственный контроль в области охраны окружающей природной среды и недр.
      Перевозчики обязаны осуществлять все необходимые меры по охране окружающей среды, воздушного бассейна, водоемов, земель и рациональному использованию природных ресурсов. За ущерб, причиненный окружающей среде, перевозчики несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 24. Страхование

      Обязательному страхованию подлежит ответственность перевозчика перед пассажирами при совершении ими поездок на железнодорожном, воздушном, морском, водном, межгосударственном и межобластном автомобильном транспорте и гражданско-правовая ответственность владельцев автотранспортных средств. <*>
      Сноска. Статья 24 - в редакции Указа Президента РК, имеющего силу Закона, от 27 января 1996 г. N 2832.

               Раздел V. Заключительные положения

      Статья 25. Контроль за работой транспорта

      Контроль за выполнением предприятиями, независимо от их принадлежности и форм собственности, транспортного законодательства, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется органом государственного управления на транспорте и другими, предусмотренными законодательством Республики Казахстан, органами государственного управления.
      Досмотр транспортных средств осуществляется только в случае, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 26. Межгосударственные отношения в области
                 транспорта

      Орган государственного управления на транспорте представляет интересы республики в межгосударственных отношениях в области транспорта с правом заключения соглашений и договоров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      Перевозчики могут в соответствии с действующим законодательством

Республики Казахстан развивать внешнеэкономическое сотрудничество с 
юридическими и физическими лицами других государств и осуществлять 
экспорт (импорт) продукции (работ, услуг).
     Если международным договором, заключенным Республикой Казахстан, 
установлены иные правила чем те, которые содержатся в настоящем Законе, 
то применяются правила соответствующего договора.

      Президент
Республики Казахстан