Оглавление

О транспорте в Республике Казахстан

Закон Республики Казахстан от 21 сентябpя 1994 года N 156.

Обновленный

      Сноска. В тексте Закона заменены и исключены слова - Законами РК от 28 декабря 1998 г. № 338; от 9 июля 2004 г. № 596.
      В тексте после слова "Раздел" цифры "I - V" заменены соответственно цифрами "1 - 5" - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Настоящий Закон определяет основы правовой, экономической и организационной деятельности транспорта Республики Казахстан.

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) легкорельсовый транспорт – вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по отдельно выделенным путям и характеризующегося меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъемностью и скоростью сообщения;

      1-1) социально значимые пассажирские перевозки – перевозки пассажиров, организуемые в целях обеспечения доступного уровня тарифов и возможности свободного передвижения населения по территории Республики Казахстан;

      1-2) смешанная перевозка – перевозка двумя или более видами транспорта по единой товарно-транспортной накладной (единому коносаменту);

      1-3) договор взаимодействия при смешанных перевозках – договор, заключенный между оператором смешанных перевозок и перевозчиками различных видов транспорта;

      1-4) оператор смешанных перевозок – физическое или юридическое лицо, осуществляющее организацию смешанной перевозки;

      1-5) договор смешанных перевозок – договор, заключенный между оператором смешанных перевозок и клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем) для осуществления смешанной перевозки;

      1-6) исключен Законом РК от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      1-7) воинские пассажиры – военнослужащие и члены их семей, а также лица, определенные перечнем первого руководителя соответствующего государственного органа;

      1-8) воинские грузы – все виды вооружения, военной техники, боеприпасов и другого материально-технического имущества, перевозимые в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом;

      1-9) воинский тариф – тариф, применяемый на внутриреспубликанские перевозки воинских грузов, утверждаемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      1-10) воинские перевозки – перевозки войск, воинских грузов и воинских пассажиров, выполняемые перевозчиками независимо от формы собственности в порядке, определяемом уполномоченным государственным органом;

      1-11) единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент) – документ, удостоверяющий принятие груза оператором смешанных перевозок в свое ведение для доставки груза до пункта назначения;

      2) клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) – физическое или юридическое лицо, пользующееся транспортом в соответствии с заключенным договором с перевозчиком, а при смешанных перевозках в соответствии с заключенным договором смешанных перевозок;

      3) объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные, легкорельсовые, монорельсовые и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы и станции, пункты обслуживания пассажиров, линии метрополитена, порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, транспортно-логистические центры, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, магистральный трубопровод, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования;

      4) транспортное предприятие – юридическое лицо, занятое деятельностью по перевозке грузов, пассажиров, багажа, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, действующее в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      5) транспортная логистика – совокупность взаимосвязанных действий участников перевозочного процесса по планированию и управлению транспортировкой (перевозкой) грузов от грузоотправителя (производителя) до грузополучателя по оптимальному маршруту с использованием различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного), включающих мониторинг за движением грузов на каждом этапе транспортировки (перевозки);

      5-1) транспортно-логистический центр – это объект транспортной инфраструктуры, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем сооружениями, предназначенный для выполнения сопутствующих перевозке подготовительных, распределительных и заключительных технологических операций с грузами и транспортными средствами, в том числе осмотра, включая таможенные и пограничные операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      6) транспорт Республики Казахстан – зарегистрированный на территории Республики Казахстан железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской рельсовый, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт;

      7) городской рельсовый транспорт – вид транспорта (метрополитен, трамвай, легкорельсовый, монорельсовый транспорт), предназначенный для перевозки пассажиров по путям в границах города и пригородной зоне;

      8) метрополитен – вид городского рельсового транспорта, осуществляющего регулярные социально значимые перевозки пассажиров и багажа по путям, изолированным (отделенным, не имеющим одноуровневых пересечений) от линий иных видов транспорта и прохода пешеходов к ним;

      9) перевозчик – физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке;

      10) исключен Законом РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      11) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 10.11.2014 № 249-V (вводится в действие по истечении девяноста календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.10.2015 № 364-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство о транспорте

      Законодательство Республики Казахстан о транспорте основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Отношения, связанные с деятельностью трубопроводного транспорта, регулируются соответствующим законодательством Республики Казахстан.

      Условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность) транспортных средств и процессов их жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений.

      Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 2-1. Принципы транспортной логистики

      Принципами транспортной логистики являются:

      1) законность;

      2) ориентированность на потребности клиентов;

      3) безопасность;

      4) сохранность;

      5) единство процедур;

      6) равный доступ;

      7) интегрированность в глобальную транспортно-логистическую систему.

      Сноска. Раздел 1 дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 3. О собственности на средства транспорта

      Автомобильные дороги общего пользования (за исключением проданных государственной исламской специальной финансовой компании по решению Правительства Республики Казахстан), судоходные водные пути, маяки, устройства и навигационные знаки, регулирующие и гарантирующие безопасность судоходства, шлюзы, аэронавигационные устройства органов управления воздушным движением, инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов, а также метрополитен являются государственной собственностью и не подлежат отчуждению.

      Аэронавигационные устройства органов обслуживания воздушного движения являются государственной собственностью, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, могут находиться в частной собственности.

      Магистральная железнодорожная сеть не подлежит приватизации и передается национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры.

      Магистральные, станционные пути и иные объекты магистральной железнодорожной сети, находящиеся в государственной собственности, передаются национальному управляющему холдингу на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан, для передачи Национальной железнодорожной компании с последующей передачей Национальному оператору инфраструктуры.

      Морские порты, имеющие статус международного значения, не подлежат приватизации и могут передаваться в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании на условиях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.

      Подъездные пути и узкоколейные линии, а также автомобильные дороги, за исключением указанных в части первой настоящей статьи, могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.

      Сноска. Статья 3 в редакции Закона РК от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 12.01.2012 № 538-IV (вводится в действие по истечении 10 календарных дней со дня его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 35-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 24.11.2015 № 422-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 4. Земли транспорта. Порядок предоставления земель и вод для нужд транспорта

      Землями транспорта в республике признаются:

      - земли, отведенные землепользователям под объекты транспорта;

      - земли для транспортных дорог и путей, отводимые транспортным, дорожным и другим организациям, осуществляющим их строительство и эксплуатацию.

      Земельные и водные отношения, возникающие при отводе земель транспорту и предоставлении вод водному транспорту, порядок их пользования регулируются земельным, водным и транспортным законодательством.

      В целях обеспечения надежной эксплуатации сооружений и других объектов транспорта в районах, подверженных обвалам, оползням, размывам, селям и другим опасным природным воздействиям, устанавливаются охранные зоны.

      Транспортные предприятия и перевозчики обязаны использовать предоставленные им земли в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, применять природоохранные технологии производства и не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей деятельности.

      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными Законом РК от 28.12.1998 № 338.

Раздел 2. Система государственного регулирования
и управления деятельностью транспорта

Статья 5. Государственное регулирование деятельности транспорта

      Государственное регулирование деятельности транспорта осуществляется путем правового обеспечения, лицензирования, технического регулирования, налогообложения, кредитования, финансирования и ценообразования, осуществления инвестиционной, единой социальной и научно-технической политики, контроля и надзора за исполнением транспортными предприятиями законодательства Республики Казахстан.

      Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность транспортных предприятий, а также отвлекать эксплуатационный персонал транспортных предприятий на другие работы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      В целях устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей, государственные органы в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам использования железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, находящегося в ведении государственных органов.

      Уполномоченный государственный орган разрабатывает и утверждает правила выполнения и оформления воинских перевозок перевозчиками независимо от формы собственности, в том числе порядок применения воинских тарифов на видах транспорта.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 08.01.2013 № 63-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Государственное управление транспортом

      Государственное управление транспортом осуществляется уполномоченным государственным органом, образуемым по решению Президента Республики Казахстан и действующим в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

      Основными задачами уполномоченного государственного органа являются:

      защита интересов Республики Казахстан в области транспорта;

      осуществление международного сотрудничества в области транспорта;

      разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность транспорта в Республике Казахстан, и участие в разработке национальных стандартов;

      формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики;

      создание условий для обеспечения потребностей экономики и населения республики в перевозках, в том числе социально значимых пассажирских перевозках, и связанных с ними услугах;

      использование новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность устройств и технологий, адаптированных для инвалидов, при осуществлении пассажирских перевозок;

      обучение работников транспорта, осуществляющих пассажирские перевозки, навыкам общения и предоставления услуг инвалидам, в том числе обучение жестовому языку;

      контроль и надзор за соблюдением прав потребителей транспортных услуг;

      разработка прогнозов нужд государства и населения в перевозках;

      координация работы и осуществление функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 09.07.2004 № 596; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 31 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 7. Лицензирование транспортной деятельности

      Перечень видов деятельности на транспорте, подлежащий лицензированию, устанавливается законодательными актами.

      Сноска. Статья 7 в редакции Закона РК от 28.12.1998 № 338; с изменениями, внесенными законами РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 10.07.2012 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 8. Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта

      Полномочия местных представительных и исполнительных органов в сфере транспорта осуществляются в соответствии с Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      При организации перевозок пассажиров на регулярных внутриреспубликанских маршрутах пассажирского транспорта перевозчики должны заключать договоры на обслуживание данных маршрутов с местными исполнительными органами или уполномоченными ими органами, организовавшими соответствующие перевозки, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

      Организация регулярных социально значимых перевозок пассажиров городским рельсовым транспортом осуществляется местным исполнительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, в которой располагается городской рельсовый транспорт.

      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 28.12.2010 № 369-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Раздел 3. Основные положения деятельности транспорта

Статья 9. Основы экономической и хозяйственной деятельности

      Основу экономических и хозяйственных отношений на транспорте формирует рынок спроса и предложений транспортных услуг.

      Транспортные предприятия и перевозчики осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

      Транспортные предприятия и перевозчики самостоятельно разрабатывают планы, заключают договоры на выполнение работ и услуг в соответствии с потребностями клиента.

      Государственные органы, принявшие решения об организации пассажирских перевозок, рентабельность которых не обеспечивается действующими регулируемыми тарифами, обеспечивают субсидирование убытков или расходов перевозчиков за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      При наличии городского рельсового транспорта местный исполнительный орган утверждает Правила субсидирования пассажирских перевозок городским рельсовым транспортом.

      Предоставление услуг по пассажирским перевозкам легкорельсовым транспортом может осуществляться на основе договора между местным исполнительным органом и компанией, осуществляющей функции управления объектами транспортной инфраструктуры столицы.

      Содержание судоходных путей, шлюзов, инспекции по безопасности судоходства осуществляется за счет бюджетных средств.

      За пользование магистральной железнодорожной сетью, государственными портами, за управление полетами и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Республики Казахстан юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными, уплачиваются платежи в порядке и размерах, определяемых законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 15.12.2001 № 272 (вводится в действие с 01.01.2002); от 24.12.2001 № 276 (вводится в действие с 01.01.2002); от 09.07.2004 № 596; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 28.12.2010 № 369-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 02.07.2014 № 225-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 09.04.2016 № 494-V (вводится в действие с 01.01.2017); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018).

Статья 10. Тарифы

      На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, в том числе при смешанных перевозках, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 9 настоящего Закона), обеспечивающие деятельность перевозчиков и транспортных предприятий.

      По отдельным видам транспортных услуг как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

      На внутриреспубликанские перевозки воинских грузов применяются воинские тарифы, а на перевозки воинских грузов за пределами Республики Казахстан применяются тарифы в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

      Перевозки воинских пассажиров и воинских грузов, перевозимых багажом и грузобагажом, на видах транспорта выполняются по тарифам, применяемым на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.

      Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.06.2017 № 69-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Перевозка грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществление транспортно-экспедиционных услуг

      При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг перевозчик обязан:

      - иметь разрешение, предусмотренное Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях";

      - заключать договор (контракт) с клиентом в установленной форме;

      - предоставлять транспортные средства, имеющие документы в сфере подтверждения соответствия;

      - возмещать ущерб, нанесенный клиенту и третьему лицу, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте;

      - обеспечивать безопасность пассажира, создание ему необходимых удобств и условий обслуживания, а в случае сдачи пассажиром багажа, также своевременную перевозку и сохранность его багажа;

      - обеспечивать безопасность движения;

      - обеспечивать клиенту свободу выбора транспорта на рынке транспортных услуг;

      - получать документы, подтверждающие соответствие отправляемого груза его сертификату;

      - выполнять требования государственных органов в пределах их компетенции на осуществление специальных и воинских перевозок (расходы на осуществление этих перевозок возмещаются за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством Республики Казахстан);

      - застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед пассажирами в порядке, определенном законодательными актами Республики Казахстан об обязательном страховании;

      обеспечивать инвалидам доступность пассажирских перевозок, услуг перевозчиков, информации по обслуживанию, создавать необходимые удобства и условия при оказании им услуг по перевозке.

      Перевозчик имеет право свободно назначать цены на перевозки в соответствии с правилами ценообразования, за исключением случаев, когда установлены регулируемые тарифы.

      Перевозчик не вправе отказывать юридическим и физическим лицам в перевозке, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами о транспорте Республики Казахстан.

      При перевозке грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг клиент имеет право:

      - требовать выполнения договора, заключенного между ним и перевозчиком;

      - оспаривать в установленном порядке соответствие уровня качества перевозки ее сертификату;

      - требовать возмещения нанесенного ущерба, в том числе и потерь времени в денежном эквиваленте.

      Клиент обязан:

      - соблюдать условия договора, заключенного с перевозчиком;

      - выдавать перевозчику документ, подтверждающий соответствие груза его сертификату;

      - выполнять правила перевозок;

      - представлять грузы и багаж в подготовленном для транспортирования виде.

      Пассажир обязан прибыть в пункт отправления до начала перевозки не позднее времени, установленного правилами перевозок. Время прибытия в пункт отправления указывается в билете.

      Отдельные права и обязанности клиента и перевозчика определяются соглашением сторон в договоре перевозки.

      Условия перевозки грузов, пассажиров, багажа, почтовых отправлений, осуществления транспортно-экспедиционных операций и ответственность сторон по перевозкам и транспортно-экспедиционным операциям определяются нормативными правовыми актами, а также договорами перевозки.

      При наличии городского рельсового транспорта местный исполнительный орган утверждает Правила перевозок пассажиров городским рельсовым транспортом.

      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 08.05.2003 № 414; от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 04.07.2013 № 132-V (порядок введения в действие см. ст. 2); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 09.04.2016 № 494-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12. Смешанная перевозка

      Железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и автомобильный транспорт организует систему смешанных перевозок с применением принципов транспортной логистики и использованием транспортной инфраструктуры.

      Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь), оператор смешанных перевозок и перевозчики различных видов транспорта являются участниками смешанных перевозок.

      Порядок и условия осуществления смешанных перевозок, основные положения и порядок заключения договоров смешанных перевозок и взаимодействия при смешанных перевозках устанавливаются правилами смешанных перевозок, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.

      Сноска. Статья 12 в редакции Закона РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12-1. Договор смешанных перевозок

      1. Договор смешанных перевозок должен содержать:

      1) права и обязанности клиента (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, фрахтователя) и оператора смешанных перевозок;

      2) ответственность клиента (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, фрахтователя) и оператора смешанных перевозок;

      3) порядок заполнения единой товарно-транспортной накладной (единого коносамента);

      4) сроки и условия доставки;

      5) пункты назначения;

      6) объемы грузов;

      7) стоимость и порядок оплаты.

      Договор смешанных перевозок может содержать иные условия организации смешанной перевозки, не предусмотренные настоящим Законом и правилами смешанных перевозок.

      2. Оператор смешанных перевозок имеет право:

      1) отказаться от смешанной перевозки груза, который по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствует данным о грузе, указанным в договоре смешанной перевозки;

      2) в случае, когда нет возможности доставить груз вследствие непреодолимой силы в новый пункт назначения, указанный клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем), отказаться от смешанной перевозки и возвратить груз грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом. При этом дополнительные расходы оператора смешанных перевозок оплачиваются грузоотправителем (грузополучателем), если иное не предусмотрено договором;

      3) требовать от клиента (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, фрахтователя) надлежащего исполнения обязательств по договору смешанных перевозок.

      Оператор смешанных перевозок имеет и иные права, установленные законами Республики Казахстан и договором смешанных перевозок.

      3. Оператор смешанных перевозок обязан:

      1) в установленные сроки принять груз;

      2) организовать перевозку груза с использованием различных видов транспорта из пункта отправления в пункт назначения;

      3) обеспечить мониторинг за движением груза на каждом этапе перевозки;

      4) обеспечить сохранность груза на всем пути следования;

      5) обеспечить доставку груза в установленные сроки;

      6) обеспечить выдачу груза уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю).

      Оператор смешанных перевозок несет и иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан и договором смешанных перевозок.

      4. Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) имеет право:

      1) получить информацию о маршруте следования, составе и видах транспорта для перевозки заявленного груза;

      2) требовать от оператора смешанных перевозок надлежащего исполнения обязательств по договору смешанных перевозок;

      3) требовать возмещения ущерба, причиненного при смешанной перевозке, при предъявлении письменных документальных доказательств.

      Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) имеет и иные права в соответствии с законами Республики Казахстан и договором смешанных перевозок.

      5. Клиент (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир, фрахтователь) обязан:

      1) предоставить груз оператору смешанных перевозок согласно сроку, указанному в договоре смешанной перевозки;

      2) оплатить оператору смешанных перевозок все причитающиеся выплаты, оговоренные в договоре смешанной перевозки.

      Сноска. Раздел 3 дополнен статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12-2. Договор взаимодействия при смешанных перевозках

      1. Договор взаимодействия при смешанных перевозках должен содержать:

      1) права и обязанности оператора смешанных перевозок и перевозчиков, задействованных при смешанной перевозке;

      2) условия и порядок осуществления смешанной перевозки;

      3) стоимость и порядок оплаты;

      4) порядок взаимодействия перевозчиков и перевалки груза с одного вида транспортного средства на другой;

      5) порядок заполнения единой товарно-транспортной накладной (единого коносамента);

      6) сроки и условия доставки.

      Договор взаимодействия при смешанных перевозках может содержать иные условия организации смешанной перевозки, не предусмотренные настоящим Законом и правилами смешанных перевозок.

      2. Оператор смешанных перевозок имеет право:

      1) отказать перевозчику в смешанной перевозке груза, если транспортное средство перевозчика по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствует параметрам груза, указанным в договоре взаимодействия при смешанных перевозках;

      2) в случае, когда нет возможности доставить груз вследствие непреодолимой силы в новый пункт назначения, указанный клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем), отказаться от смешанной перевозки и обеспечить возврат груза грузоотправителю, предварительно уведомив его об этом. Дополнительные расходы перевозчика возмещаются оператором смешанных перевозок, если иное не предусмотрено договором;

      3) требовать от перевозчика надлежащего исполнения обязательств по договору взаимодействия при смешанных перевозках;

      4) требовать возмещения ущерба, причиненного при смешанной перевозке, при предъявлении письменных документальных доказательств.

      Оператор смешанных перевозок имеет и иные права, установленные законами Республики Казахстан и договором взаимодействия при смешанных перевозках.

      3. Оператор смешанных перевозок обязан в установленные сроки передать груз перевозчику.

      Оператор смешанных перевозок несет и иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан и договором взаимодействия при смешанных перевозках.

      4. Перевозчик смешанной перевозки имеет право:

      1) отказаться от смешанной перевозки груза, который по своим свойствам, весовым и габаритным параметрам не соответствует данным о грузе, указанным в договоре взаимодействия при смешанных перевозках;

      2) произвести разгрузку груза, если дальнейшая перевозка груза угрожает безопасности перевозки и сохранности груза.

      Перевозчик смешанной перевозки имеет и иные права, установленные законами Республики Казахстан и договором взаимодействия при смешанных перевозках.

      5. Перевозчик смешанной перевозки обязан:

      1) незамедлительно уведомить оператора смешанных перевозок о возникшей угрозе безопасности перевозки и сохранности грузов на своем отрезке следования, соблюдать полученные при этом указания оператора смешанных перевозок, а также произведенных им действиях по обеспечению безопасности перевозки и сохранности грузов;

      2) при принятии груза проверить точность записей в единой товарно-транспортной накладной (едином коносаменте) относительно груза и его упаковки;

      3) контролировать укладку и крепление груза в целях соблюдения установленных норм загрузки транспортного средства, обеспечения безопасности выполнения перевозки и сохранности груза;

      4) предоставить оператору смешанных перевозок информацию о маршруте следования, составе и видах транспорта для перевозки заявленного груза;

      5) предоставить оператору возможность отслеживания места нахождения груза на соответствующем участке перевозки;

      6) передать груз следующему перевозчику смешанной перевозки в установленный договором взаимодействия при смешанной перевозке срок или уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю).

      Перевозчик смешанной перевозки несет и иные обязанности, установленные законами Республики Казахстан и договором взаимодействия при смешанных перевозках.

      Сноска. Раздел 3 дополнен статьей 12-2 в соответствии с Законом РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12-3. Единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент)

      Оказание услуг и выполнение условий договора смешанных перевозок удостоверяются единой товарно-транспортной накладной (единым коносаментом), которой подтверждается принятие оператором смешанных перевозок и перевозчиками груза в свое ведение для доставки груза до пункта назначения в соответствии с условиями договора смешанных перевозок и договора взаимодействия при смешанных перевозках.

      Форма и порядок заполнения единой товарно-транспортной накладной (единого коносамента) устанавливаются правилами смешанных перевозок, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.

      При международных смешанных перевозках применяется единая товарно-транспортная накладная (единый коносамент) международного образца, принятого международными организациями.

      Сноска. Раздел 3 дополнен статьей 12-3 в соответствии с Законом РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 13. Права пассажиров. Льготы по оплате проезда отдельных категорий пассажиров

      Пассажир имеет право:

      - приобрести билет на любой вид транспорта и по любому маршруту, открытому для пассажирских перевозок;

      - получить место согласно приобретенному билету;

      - провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет, а на международных перевозках - до 5 лет на всех видах транспорта, за исключением воздушного, без права предоставления ему отдельного места на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, на междугородных автобусах, а также на городском и пригородном транспорте, кроме такси;

      - приобрести билеты на детей в возрасте от 5 до 12 лет на международных перевозках с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета на всех видах транспорта, за исключением воздушного;

      - приобрести билеты на детей в возрасте от 7 до 15 лет с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета при перевозке, осуществляемой перевозчиком Республики Казахстан на всех видах транспорта, за исключением воздушного;

      - провезти с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 2 лет на воздушном транспорте без права предоставления ему отдельного места;

      - приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 15 лет на воздушном транспорте с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета, за исключением международных перевозок;

      - приобрести билеты на детей в возрасте от 2 до 12 лет на международных перевозках, осуществляемых перевозчиком Республики Казахстан на воздушном транспорте, с оплатой 50 процентов от полной стоимости билета.

      Если перевозка осуществляется несколькими перевозчиками разных государств с участием перевозчика Республики Казахстан данное право предоставляется пассажирам при перевозке их перевозчиком Республики Казахстан:

      - продлить действие билета при остановке в пути на срок не более 10 суток на всех видах транспорта, кроме городского и пригородного транспорта. Перевозчик вправе увеличить срок действия билета при остановке в пути;

      - сдать билет до начала перевозки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в любом учреждении перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. Порядок возврата определяется уполномоченным государственным органом.

      На воздушном транспорте, городских и пригородных автобусных перевозках устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 20 кг. Общий вес ручной клади, вносимой в салон воздушного судна, и его предельные габариты устанавливаются перевозчиком.

      На железнодорожном, морском, внутреннем водном транспорте, а также в междугородных автобусах устанавливается бесплатный провоз ручной клади и багажа весом не более 35 кг.

      Перевозчики вправе увеличивать вес бесплатно перевозимого на всех видах транспорта багажа и устанавливать другие льготы.

      Перевозчик, отказавшийся от продолжения перевозки, обязан за свой счет доставить пассажира в пункт назначения или возместить все убытки, причиненные пассажиру расторжением договора.

      В случаях, установленных законами Республики Казахстан, постановлениями Правительства Республики Казахстан, решениями местных представительных и исполнительных органов льгот, перевозчики обязаны осуществлять бесплатный провоз отдельной категории пассажиров или предоставлять им иные льготы по оплате проезда.

      Правительством Республики Казахстан, а также местными представительными и исполнительными органами при установлении отдельным категориям лиц льгот на транспортные услуги, включая право на бесплатный проезд, определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 29.09.2005 № 77 (вводится в действие с 01.01.2006); от 15.07.2010 № 340-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 14. Транзитные перевозки грузов и пассажиров

      Транзитные перевозки грузов и пассажиров через территорию Республики Казахстан осуществляются:

      железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, международными соглашениями и договорами.

Раздел 4. Безопасность, энергоэффективность и
ответственность на транспорте

      Сноска. Заголовок раздела 4 в редакции Закона РК от 13.01.2012 № 542-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).

Статья 15. Требования к транспортным средствам

      Транспортные средства должны соответствовать требованиям по энергоэффективности, безопасности жизни и здоровья человека, окружающей среды, установленным техническими регламентами в сфере транспорта, иметь документ в сфере подтверждения соответствия, а также быть зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Порядок подтверждения соответствия транспортных средств определяется законодательством Республики Казахстан.

      Не подлежат ввозу, реализации и эксплуатации транспортные средства, не соответствующие требованиям безопасности, установленным в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

      Сноска. Статья 15 в редакции Закона РК от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными законами РК от 13.01.2012 № 542-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 15-1. Государственная регистрация транспортных средств городского рельсового транспорта

      Порядок государственной регистрации транспортных средств городского рельсового транспорта определяется уполномоченным государственным органом.

      За государственную регистрацию транспортных средств городского рельсового транспорта взимается сбор в порядке и размере, определяемых Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).

      Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 15-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15-2. Транспортно-логистические центры

      1. На территории Республики Казахстан в зависимости от выполняемых операций могут создаваться международные и региональные транспортно-логистические центры.

      Международные транспортно-логистические центры предназначены для выполнения операций с грузами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе осмотра, включая таможенные и пограничные операции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Региональные транспортно-логистические центры предназначены для выполнения операций с грузами и транспортными средствами в пределах Евразийского экономического союза.

      2. Уполномоченный государственный орган разрабатывает и утверждает типовые требования по обустройству и техническому оснащению транспортно-логистических центров.

      Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 15-2 в соответствии с Законом РК от 10.11.2014 № 249-V (вводится в действие по истечении девяноста календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции Закона РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 16. Право управления транспортными средствами

      Право управления транспортным средством предоставляется лицу, имеющему соответствующую квалификацию и прошедшему медицинское освидетельствование о состоянии здоровья с выдачей документов установленного образца.

      Квалификационные требования по управлению транспортным средством и критерии оценки пригодности состояния здоровья для управления им определяются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Законом РК от 28.12.1998 № 338.

Статья 17. Ответственность перевозчика и участников смешанных перевозок

      Соглашения перевозчика с пассажирами и грузовладельцами, а при смешанных перевозках оператора смешанных перевозок с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем), перевозчика с оператором смешанных перевозок об ограничении или устранении ответственности, установленной законами Республики Казахстан, недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена ими.

      Перевозчик обеспечивает сохранность грузов, багажа и почтовых отправлений с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю.

      Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли не по его вине.

      При смешанных перевозках оператор смешанных перевозок несет ответственность перед клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем) за утрату, недостачу или повреждение груза, просрочку в доставке, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза, а также просрочка доставки груза произошли не по его вине, а также за действия и упущения своих работников или третьих лиц, привлеченных к исполнению договора согласно законодательству Республики Казахстан.

      Перевозчик, участвующий в смешанной перевозке, несет ответственность перед оператором смешанных перевозок за утрату, недостачу или повреждение груза, просрочку в доставке, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза, а также просрочка доставки груза произошли не по его вине, с момента приема груза к перевозке и до момента его передачи другому перевозчику или выдачи клиенту (грузоотправителю, грузополучателю, пассажиру, фрахтователю).

      Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается:

      1) в случаях утраты или недостачи – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

      2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере их стоимости;

      3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

      Стоимость груза или багажа определяется исходя из их цены, которая устанавливается в зависимости от видов перевозки и транспорта по правилам (методике), утверждаемым уполномоченным государственным органом, или на основании принципов соответствующих международных договоров, заключенных Республикой Казахстан.

      Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и иные документы), составленные перевозчиком, а при смешанных перевозках – оператором смешанных перевозок или перевозчиком, участвующим в смешанных перевозках, в одностороннем порядке, в случае спора, подлежат оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

      Если в результате повреждения, за которое отвечает перевозчик, а при смешанных перевозках – оператор смешанных перевозок и перевозчик, участвующий в смешанных перевозках, качество груза или багажа изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, получатель груза или багажа вправе от него отказаться и потребовать возмещения за его утрату.

      В случаях утраты или недостачи груза или багажа перевозчик, а при смешанных перевозках – оператор смешанных перевозок клиенту (грузоотправителю, грузополучателю, пассажиру, фрахтователю) и перевозчик, участвующий в смешанных перевозках, оператору смешанных перевозок вместе с выплатой возмещения возвращает плату за перевозку утраченного груза или багажа.

      Зарегистрированный багаж или груз считается утраченным, если это признано перевозчиком, а при смешанных перевозках оператором смешанных перевозок и перевозчиком, участвующим в смешанных перевозках, или если этот багаж или груз не прибыл в пункт назначения перевозки в течение семи дней по истечении срока доставки.

      Однако, если багаж или груз прибыл по истечении указанного срока, получатель вправе принять груз и возвратить уплаченную перевозчиком сумму за утрату багажа или груза, а при смешанных перевозках сумма за утрату багажа или груза может быть возвращена клиентом (грузоотправителем, грузополучателем, пассажиром, фрахтователем) оператору смешанных перевозок, оператором смешанных перевозок – перевозчику.

      Законами Республики Казахстан могут предусматриваться и иные виды ответственности перевозчика и участников смешанных перевозок.

      Сноска. Статья 17 в редакции Закона РК от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 17-1. Претензии и иски по перевозкам грузов и пассажиров

      До предъявления к перевозчику, а при смешанных перевозках – к оператору смешанных перевозок или перевозчику, участвующему в смешанных перевозках, иска по спорам, связанным с перевозкой, обязательно предъявление ему претензии.

      Претензии могут предъявляться в течение трех месяцев, а претензии об уплате штрафов и пени - в течение одного месяца.

      Если претензия отклонена или ответ не получен в срок, установленный настоящей статьей, у заявителя возникает право на предъявление иска.

      Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза и (или) пассажиров, регулируется в порядке, установленном законодательством.

      Сроки исковой давности и порядок предъявления исков по спорам, связанным с международными перевозками, устанавливаются международными договорами, соглашениями или конвенциями.

      Сноска. Статья 17-1 введена Законом РК от 28 декабря 1998 г. № 338; с изменениями, внесенными законами РК от 06.12.2001 № 260; от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Срок доставки пассажира, груза и багажа и ответственность за просрочку

      Перевозчик обязан доставить груз или багаж в пункт назначения в срок, установленный Правилами перевозки грузов и багажа, утверждаемыми уполномоченным государственным органом. Если срок доставки в указанном порядке не установлен, стороны вправе установить этот срок в договоре.

      При смешанных перевозках оператор смешанных перевозок и перевозчик, участвующий в смешанных перевозках, обязаны доставить груз в пункт назначения в срок, установленный договорами смешанной перевозки и взаимодействия при смешанной перевозке.

      При задержке перевозки пассажира по вине перевозчика последний уплачивает пассажиру штраф в размере 3 процентов от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место.

      Сумма взысканного пассажиром штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета.

      За просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает получателю багажа штраф в размере 10 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.

      За просрочку в доставке груза перевозчик уплачивает получателю штраф в размере 5 процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше 50 процентов платы за перевозку.

      За просрочку в доставке груза при смешанной перевозке перевозчик уплачивает оператору смешанных перевозок, а оператор смешанных перевозок клиенту (грузоотправителю, грузополучателю, пассажиру, фрахтователю) штраф в размере пяти процентов платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не свыше пятидесяти процентов платы за перевозку.

      Перевозчик, а при смешанных перевозках оператор смешанных перевозок и перевозчик, участвующий в смешанных перевозках, освобождаются от ответственности за просрочку в доставке груза или багажа, если просрочка произошла не по их вине.

      Перевозчик, а при смешанных перевозках оператор смешанной перевозки несут ответственность за убытки, возникшие у отправителя или получателя багажа или груза в связи с задержкой перевозки, если последние имели место.

      Перевозчик обязан при задержке рейсов на десять и более часов предоставлять за свой счет пассажирам места в гостинице и питание, в том числе с учетом нуждаемости инвалидов.

      По запросу пассажира ему выдается официальный документ или производится отметка в билете о причине задержки перевозки.

      Размер предусмотренных настоящей статьей убытков и порядок их определения устанавливаются правилами перевозки грузов и багажа и правилами смешанных перевозок, утверждаемыми уполномоченным государственным органом.

      Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 27.10.2015 № 363-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 19. Ответственность пассажира, отправителя и получателя груза или багажа

      Пассажиры, отправитель и получатель груза или багажа несут ответственность за ущерб, причиненный по их вине другим лицам, имуществу перевозчика и имуществу других лиц, за которое несет ответственность перевозчик.

      Отправитель несет ответственность за ущерб, причиненный перевозчику или другому лицу, перед которым перевозчик несет ответственность в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой указанных в транспортных документах сведений.

      Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за все убытки, которые могут возникнуть в связи с неточностью, неполнотой или неправильностью сведений, указанных в транспортных документах.

Статья 20. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира

      Перевозчик несет имущественную ответственность за вред, возникший вследствие причинения смерти или повреждения здоровья пассажиру при перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего или непреодолимой силы.

      Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

Статья 21. Охрана грузов и объектов транспорта

      Сноска. Заголовок статьи 21 в редакции Закона РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Охрана грузов и объектов транспорта на железнодорожном, воздушном транспорте осуществляется службами военизированной охраны.

      Подразделения службы военизированной охраны обеспечиваются огнестрельным оружием и специальными средствами.

      Порядок применения оружия и специальных средств производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Охрана наиболее важных объектов транспорта и специальных грузов осуществляется подразделениями Национальной гвардии Республики Казахстан, специальными подразделениями Министерства обороны Республики Казахстан и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также специальными службами военизированной охраны.

      Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 10.01.2015 № 275-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 22. Организация работы транспорта при чрезвычайных ситуациях

      При возникновении чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введении чрезвычайного положения договорные отношения транспортных предприятий могут быть приостановлены по решению Правительства Республики Казахстан, уполномоченного органа в области транспорта, местного исполнительного органа для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

      Транспортные предприятия обязаны принять необходимые меры по первоочередному оказанию услуг владельцам транспортных средств для организации работы транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, режима чрезвычайного положения.

      В условиях чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера, введения чрезвычайного положения расходы транспортных предприятий по осуществлению перевозок, связанных с обеспечением мероприятий мобилизационной готовности, мероприятий по гражданской обороне и аварийно-спасательным и неотложным работам, возмещаются из бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

      Транспортные предприятия обязаны незамедлительно принимать меры по устранению последствий стихийных бедствий и аварий, а также иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.

      Сноска. Статья 22 в редакции Конституционного Закона РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 11.04.2014 № 189-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 22-1. Обязанность предоставления транспорта правоохранительным и специальным государственным органам

      Физические и юридические лица обязаны исполнять законные требования должностных лиц правоохранительных и специальных государственных органов по использованию транспорта (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) для проезда к местам происшествий, чрезвычайных ситуаций и доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.

      Владельцам транспортных средств возмещаются расходы за использование транспорта в случаях, предусмотренных настоящей статьей, а также причиненный ущерб за счет государственного бюджета в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 22-1 в соответствии с Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 23. Обеспечение безопасности и экологических норм на транспорте

      Перевозчики обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность движения транспортных средств, судоходства и полетов, а также охрану окружающей среды.

      Территории метрополитена, станций, портов, пристаней, аэропортов, транспортных предприятий и железнодорожных линий, а также водные пути, на которых осуществляются движение транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы, являются зонами повышенной опасности. Правила нахождения в зоне повышенной опасности и проведения в ней работ утверждаются уполномоченным государственным органом.

      Охрана и сопровождение опасных грузов по перечню, утверждаемому уполномоченным государственным органом, обеспечиваются отправителями или получателями грузов на всем пути следования.

      Клиенты, отправляющие и получающие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные, ядовитые и другие опасные грузы, обязаны гарантировать безопасность их перевозки, иметь средства и мобильные подразделения, необходимые для предупреждения аварийных ситуаций при перевозке грузов, а также ликвидации последствий аварий.

      В процессе деятельности транспорта, в том числе транспорта и транспортных средств зарубежных стран, дислоцирующихся на территории Республики Казахстан или пересекающих ее, должны соблюдаться установленные законодательством Республики Казахстан требования, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды.

      Запрещается проектирование и строительство транспортных предприятий на площадях залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений. В исключительных случаях они допускаются по разрешению уполномоченного государственного органа геологии и охраны недр.

      Транспортные предприятия и перевозчики обязаны планировать, осуществлять организацию и финансирование природоохранных мероприятий, вести производственный и ведомственный контроль в области охраны окружающей природной среды и недр.

      Перевозчики обязаны обеспечить соблюдение установленных норм по охране окружающей среды, воздушного бассейна, водоемов, земель и рациональному использованию природных ресурсов. За ущерб, причиненный окружающей среде, перевозчики несут ответственность в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

      Правила нахождения в зоне повышенной опасности метрополитена и проведения в ней работ утверждаются местным исполнительным органом.

      Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными законами РК от 28.12.1998 № 338; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 24. (Исключена - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

Статья 24-1. Досмотр

      1. В зависимости от уровня угрозы, установленного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о противодействии терроризму, пассажиры и лица, посещающие объекты транспортной инфраструктуры, вещи, находящиеся при них, в том числе ручная кладь и багаж, подлежат досмотру.

      Порядок и требования к проведению досмотра пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, определяются Правительством Республики Казахстан.

      1-1. Досмотр пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры в сфере гражданской авиации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации.

      2. Досмотр пассажиров и лиц, посещающих объекты транспортной инфраструктуры (далее – посетители), вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, проводится работниками субъекта транспортной деятельности либо работниками субъекта охранной деятельности при заключении договора по оказанию охранных услуг.

      Для целей настоящей статьи под субъектами транспортной деятельности понимаются физические и юридические лица, на праве собственности или ином законном основании которых находятся объекты транспортной инфраструктуры.

      3. При досмотре применяются технические средства, требования к которым устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

      4. Досмотру пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа, предшествует обязательное предложение предъявить возможно имеющиеся вещества и предметы, запрещенные к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.

      5. При обнаружении техническими средствами досмотра контуров и иных признаков возможного нахождения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, производится личный досмотр пассажиров и посетителей, включая досмотр вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа.

      Личный досмотр осуществляется в пределах, необходимых для обнаружения веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры.

      Личный досмотр производится лицами одного пола с досматриваемым лицом в специально выделенных помещениях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм.

      Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких лиц.

      Результаты личного досмотра оформляются актом, подписываемым лицом, производящим досмотр, и лицом, в отношении которого производился личный досмотр.

      6. Лица, уклоняющиеся от досмотра, личного досмотра, не допускаются на объект транспортной инфраструктуры, о чем составляется соответствующий акт.

      7. Если при досмотре пассажира и вещей, находящихся при нем, в том числе ручной клади и багажа, не были обнаружены вещества и предметы, запрещенные к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, администрация объекта транспортной инфраструктуры, на котором производится такой досмотр, обязана принять необходимые меры, обеспечивающие отправку пассажира тем сообщением, на который у него имеется билет, или очередным таким сообщением, а в случае отказа пассажира от перевозки возместить стоимость билета или его неиспользованной части в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      8. Лица, производящие досмотр, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и посетителей и не допускать действий, унижающих их достоинство.

      9. Исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Перечни объектов транспортной инфраструктуры, на которых производится досмотр, лиц, в отношении которых не производится досмотр, а также веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

      Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 24-1 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие с 01.07.2014); с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 10.05.2017 № 64-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 24-2. Информационное обеспечение

      1. Перевозчиками, в том числе иностранными перевозчиками, осуществляющими перевозки пассажиров железнодорожным (кроме пригородного сообщения и случаев посадки пассажира в местах, не оборудованных билетными кассами), воздушным и морским транспортом, прибывающих на территорию Республики Казахстан (убывающих с ее территории) или следующих транзитом, с пересадкой на территории Республики Казахстан, а также эксплуатантами аэропортов обеспечивается предоставление в уполномоченный государственный орган и (или) правоохранительные и специальные государственные органы сведений об оформленных и (или) забронированных билетах, а также через автоматизированные системы и базы данных в режиме реального времени.

      2. Порядок передачи сведений в уполномоченный государственный орган и (или) правоохранительные и специальные государственные органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяется уполномоченным государственным органом.

      3. При оформлении билетов на перевозки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, перевозчик или иное лицо, осуществляющие продажу билетов, обеспечивает запись следующих данных:

      1) фамилия, имя, отчество (при его наличии);

      2) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет);

      3) место и дата отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный);

      4) с согласия пассажира контактные данные (адрес электронной почты и (или) номер телефона), посредством которых перевозчик или иное лицо, осуществляющие продажу билетов, может связаться с данным пассажиром.

      4. Физические и юридические лица, осуществляющие продажу билетов, при их оформлении обязаны обеспечить заполнение сведений на казахском и русском языках, а при осуществлении международных перевозок дополнительно на английском языке.

      Сноска. Раздел 4 дополнен статьей 24-2 в соответствии с Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие с 01.07.2014); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Раздел 5. Заключительные положения

Статья 25. Транспортный контроль и надзор

      Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Транспортный контроль и надзор за соблюдением законодательства Республики Казахстан о транспорте, требований по безопасности движения и экологии при эксплуатации транспортных средств осуществляется уполномоченным органом и иными государственными органами в пределах их компетенции, установленной законами Республики Казахстан.

      Транспортный контроль, осуществляемый уполномоченным государственным органом, включает в себя:

      1) контроль за соблюдением правил перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов;

      1-1) контроль за обеспечением инвалидам доступности пассажирских перевозок, услуг перевозчиков, информации по обслуживанию, созданием необходимых удобств и условий при оказании им услуг по перевозке;

      2) контроль за обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте, в том числе на магистральных, станционных и подъездных железнодорожных путях;

      3) контроль за государственной регистрацией железнодорожного подвижного состава;

      4) контроль и надзор за обеспечением безопасности судоходства и мореплавания;

      4-1) контроль и надзор за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования водного транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений;

      5) контроль за соблюдением требований разрешительной системы при осуществлении международных автомобильных перевозок;

      6) разрешительный контроль;

      7) исключен Законом РК от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
      8) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      9) контроль и надзор за соблюдением правил плавания на внутренних водных путях;

      10) контроль и надзор за соблюдением правил технической эксплуатации и устава службы на судах;

      11) контроль и надзор за лоцманской службой и иными морскими службами;

      12) контроль и надзор за заключением перевозчиком договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;

      13) исключен Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012);

      14) контроль за проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

      15) контроль за соблюдением водителями автотранспортных средств установленного режима труда и отдыха при осуществлении перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных грузов;

      16) контроль за соблюдением допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан;

      17) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      Должностные лица уполномоченного государственного органа при осуществлении транспортного контроля и надзора должны носить форменную одежду (без погон) и предъявлять по требованию служебные удостоверения.

      Образцы форменной одежды (без погон) и порядок ее ношения утверждаются уполномоченным государственным органом.

      Натуральные нормы обеспечения форменной одеждой (без погон) утверждаются уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.

      Уполномоченный государственный орган взаимодействует с центральными и местными исполнительными органами, принимает совместные меры контроля и надзора, обеспечивает взаимный обмен информацией.

      Государственные органы обязаны оказывать содействие уполномоченному государственному органу в выполнении задач по осуществлению транспортного контроля и надзора за обеспечением безопасности в области транспорта в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      18) контроль и надзор за выполнением полетов воздушными судами физических и юридических лиц, относящихся к сфере гражданской авиации, в соответствии с основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан;

      19) контроль и надзор за обеспечением организациями гражданской авиации установленных требований и норм по вопросам профессиональной подготовки и состояния здоровья авиационного персонала;

      20) контроль и надзор за поддержанием норм летной годности гражданских воздушных судов организациями гражданской авиации;

      21) контроль и надзор за соответствием требованиям летной и технической эксплуатации авиационной техники и средств ее наземного обслуживания;

      22) контроль за содержанием объектов аэродромов (вертодромов) и взлетно-посадочных площадок;

      23) контроль и надзор за осуществлением маркировки объектов в районе аэродрома гражданской авиации;

      24) контроль и надзор за осуществлением международных воздушных перевозок;

      25) контроль и надзор за обеспечением авиационной безопасности;

      26) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      27) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      28) контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов, международных договоров Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования железнодорожного транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений;

      29) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      30) контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами требований нормативных правовых актов Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования городского рельсового транспорта, выявление и принятие мер по пресечению их нарушений.

      Уполномоченный государственный орган при осуществлении контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами требований нормативных правовых актов Республики Казахстан, определяющих порядок функционирования городского рельсового транспорта, приостанавливает эксплуатацию объектов городского рельсового транспорта, состояние которых не отвечает требованиям безопасности движения и охраны окружающей среды.

      Порядок содержания, технического обслуживания и ремонта городского рельсового транспорта определяется уполномоченным государственным органом.

      Сноска. Статья 25 в редакции Закона РК от 31.01.2006 № 125; с изменениями, внесенными законами РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 379-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 10.07.2012 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 04.07.2013 № 132-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 05.05.2017 № 59-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 25-1. Государственный контроль в сфере транспорта

      1. Государственный контроль в сфере транспорта осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      2. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом и законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 25-1 в редакции Закона РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 25-2. Сроки проведения проверок

      Сноска. Статья 25-2 исключена Законом РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).

Статья 26. Международные отношения в области транспорта

      Уполномоченный государственный орган представляет интересы республики в межгосударственных отношениях в области транспорта с правом заключения соглашений и договоров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Перевозчики могут в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан развивать внешнеэкономическое сотрудничество с юридическими и физическими лицами других государств и осуществлять экспорт (импорт) продукции (работ, услуг).

      Сноска. Статья 26 с изменениями, внесенными Законом РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005).

     
      Президент
Республики Казахстан