Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности в области защиты растений от вредителей, сорняков и болезней растений и направлен на сохранение урожая, его качества и предотвращение вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду при осуществлении фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан.
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальные хранилища (могильники) - хранилища, предназначенные для безопасного хранения с последующей утилизацией или уничтожением запрещенных или пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов), а также тары из-под них;
2) специальная техника - устройство и (или) оборудование, предназначенные для применения пестицидов (ядохимикатов);
3) объекты сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные и иные угодья, зернохранилища, овощехранилища, склады, открытые площадки, производственные и иные помещения, предназначенные для производства, хранения и переработки растениеводческой продукции;
4) особо опасные вредные организмы - вредители и болезни растений, способные к периодическому массовому размножению и распространению, причиняющие экономический, экологический ущерб и внесенные в перечень особо опасных вредных организмов, утверждаемый уполномоченным органом;
5) вредные организмы - вредители, сорняки и болезни растений, отрицательно действующие на почву, растительность и сельскохозяйственную продукцию;
6) экономический порог вредоносности - численность вредных и особо опасных вредных организмов, вызывающая потери растениеводческой продукции, при которой необходимо проведение фитосанитарных мероприятий;
7) государственный контроль в области защиты растений (государственный фитосанитарный контроль) – деятельность уполномоченного органа в пределах его компетенции, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами требований законодательства Республики Казахстан;
8) защита растений - сфера деятельности, направленная на разработку и практическое применение методов фитосанитарного мониторинга, фитосанитарных мероприятий в целях предотвращения потерь растениеводческой продукции от вредных и особо опасных вредных организмов;
9) растениеводческая продукция - продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, животноводства - в кормах и промышленности - в сырье;
10) пестициды (ядохимикаты) - химические, биологические и другие вещества, используемые против вредных и особо опасных вредных организмов, а также для предуборочного просушивания, удаления листьев и регулирования роста растений;
11) обезвреживание пестицидов (ядохимикатов) - мероприятия, направленные на утилизацию, уничтожение запрещенных или пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов), а также тары из-под них в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
12) государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов) - процедура, завершающая процесс биологической, токсикологической, гигиенической и экологической оценки препаратов, по результатам которой выдается физическим и юридическим лицам регистрационное удостоверение на право их применения на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о защите растений;
13) исходные компоненты пестицидов (ядохимикатов) - химические и другие вещества, предназначенные для производства пестицидов (ядохимикатов);
14) остаточное количество пестицидов (ядохимикатов) - количественный показатель содержания пестицидов (ядохимикатов) в растениеводческой продукции и объектах окружающей среды, с помощью которого оценивается их безопасность для человека и животных;
15) производство (формуляция) пестицидов (ядохимикатов) - технологический процесс изготовления пестицидов (ядохимикатов) на основе исходных компонентов;
15-1) временная регистрация пестицидов (ядохимикатов) – временная государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов);
16) список пестицидов (ядохимикатов) - перечень зарегистрированных пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан;
16-1) регистрационные испытания пестицидов (ядохимикатов) – процедура подтверждения целесообразности и безопасности использования пестицидов (ядохимикатов), включающая биологическую, хозяйственную, токсикологическую, гигиеническую и экологическую оценки;
17) уполномоченный орган в области защиты растений (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области защиты растений, а также в пределах своих полномочий межотраслевую координацию;
18) фитосанитарная обстановка - сложившееся состояние объектов сельскохозяйственного назначения, определяемое численностью и вредоносностью вредных и особо опасных вредных организмов;
19) фитосанитарный прогноз - предварительное определение возможного распространения и степени развития вредных и особо опасных вредных организмов в целях планирования сроков и объемов проведения фитосанитарных мероприятий;
20) фитосанитарный мониторинг - система мероприятий, включающая обследование, наблюдение, учет развития и распространения вредных и особо опасных вредных организмов, а также разработку на их основе фитосанитарного прогноза;
21) фитосанитарные нормативы - установленные параметры величин, используемые для определения объемов фитосанитарных мероприятий;
22) фитосанитарные мероприятия - комплекс мер, обеспечивающих снижение численности и вредоносности вредных и особо опасных вредных организмов.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите растений
1. Законодательство Республики Казахстан о защите растений основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные задачи государственной политики в области защиты растений
Основными задачами государственной политики в области защиты растений являются:
1) обеспечение продовольственной безопасности государства;
2) обеспечение благоприятной фитосанитарной обстановки;
3) предупреждение и предотвращение вредного влияния пестицидов (ядохимикатов) на здоровье людей, загрязнения сельскохозяйственной продукции, окружающей среды при проведении фитосанитарных мероприятий.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2). Глава 2.
Государственное регулирование в области
защиты растений
Статья 4. Государственная система защиты растений Республики Казахстан
В государственную систему защиты растений Республики Казахстан входят:
1) Правительство Республики Казахстан;
2) уполномоченный орган и его территориальные подразделения;
3) местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы);
4) государственные организации, осуществляющие деятельность в области защиты растений;
5) физические и юридические лица, использующие объекты, подлежащие государственному фитосанитарному контролю.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области защиты растений
В компетенцию Правительства Республики Казахстан в области защиты растений входят:
1) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
2) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
3) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
4) международное сотрудничество в области защиты растений;
5) (исключен);6) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
7) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
8) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
9) выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 29.12.2006 № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
1. К компетенции уполномоченного органа относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в области защиты растений;
2) разработка и утверждение в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области защиты растений;
3) осуществление координации и методического руководства местных исполнительных органов в области защиты растений;
4) разработка и утверждение перечня особо опасных вредных организмов;
5) разработка и утверждение технических регламентов в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов);
5-1) выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз отдельных видов товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденный решением уполномоченного органа Евразийского экономического союза;
6) разработка и утверждение квалификационных требований, предъявляемых к следующим подвидам деятельности по:
производству (формуляции) пестицидов (ядохимикатов);
реализации пестицидов (ядохимикатов);
применению пестицидов (ядохимикатов) аэрозольным и фумигационным способами;
7) утверждение правил проведения регистрационных, производственных испытаний и государственной регистрации пестицидов (ядохимикатов);
8) государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов) и выдача регистрационных удостоверений на право применения пестицидов (ядохимикатов) на территории Республики Казахстан;
9) разработка, утверждение и ведение списка пестицидов (ядохимикатов);
10) разработка и утверждение рекомендаций и методических указаний по осуществлению фитосанитарных мероприятий;
11) разработка и утверждение форм протоколов и предписаний, а также порядка их составления и вынесения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
12) организация фитосанитарных мероприятий;
13) координация деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в проведении фитосанитарных мероприятий;
14) организация и проведение государственных закупок пестицидов (ядохимикатов), работ и услуг по их хранению, транспортировке, применению, а также создание запаса пестицидов (ядохимикатов) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
15) разработка и утверждение фитосанитарных нормативов, форм фитосанитарного учета, а также порядка их представления;
16) организация фитосанитарного мониторинга по вредным и особо опасным вредным организмам;
17) организация регистрационных, производственных испытаний и государственной регистрации пестицидов (ядохимикатов);
18) организация и координация, осуществление заказов на прикладные научные исследования в области защиты растений;
19) распределение пестицидов (ядохимикатов), приобретенных за счет бюджетных средств, по территории Республики Казахстан в зависимости от данных фитосанитарного мониторинга и складывающейся фитосанитарной обстановки;
20) осуществление сотрудничества с международными организациями и государственными органами и участие в реализации международных программ в области защиты растений;
21) установление норматива запаса по видам пестицидов (ядохимикатов) и порядка его использования;
22) организация и осуществление государственного фитосанитарного контроля;
23) осуществление контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области защиты растений местными исполнительными органами, включая беспрепятственное посещение всех объектов контроля, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты растений;
24) определение порядка обезвреживания пестицидов (ядохимикатов) по согласованию с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и здравоохранения;
25) утверждение методов, методик, рекомендаций, регламентирующих порядок, способы осуществления фитосанитарных мероприятий, организация, координация и контроль за проведением прикладных научных исследований в области защиты растений, а также согласование программ обучения (учебных программ) по подготовке и повышению квалификации специалистов по защите растений;
26) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);
27) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).Статья 7. Компетенция государственных инспекторов по защите растений
1. Руководитель ведомства является Главным государственным инспектором по защите растений Республики Казахстан.
Руководители соответствующих территориальных подразделений ведомства являются главными государственными инспекторами по защите растений соответствующих административно-территориальных единиц Республики Казахстан.
Иные должностные лица ведомства, непосредственно выполняющие государственный фитосанитарный контроль, являются государственными инспекторами по защите растений.
2. В компетенцию Главного государственного инспектора по защите растений Республики Казахстан входят:
1) организация и осуществление государственного фитосанитарного контроля на территории Республики Казахстан;
2) вынесение физическим и юридическим лицам предписаний по осуществлению фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан и контроль за их исполнением;
3) организация ведения фитосанитарных учета и отчетности;
4) контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан;
5) (исключен)3. В компетенцию Главного государственного инспектора по защите растений соответствующей административно-территориальной единицы входят:
1) организация и осуществление государственного фитосанитарного контроля на соответствующей территории;
2) вынесение физическим и юридическим лицам предписаний по осуществлению фитосанитарных мероприятий на соответствующей территории и контроль за их исполнением;
3) организация, ведение фитосанитарных учета и отчетности на соответствующей территории и представление отчета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий на соответствующей территории;
5) (исключен)4. В компетенцию государственного инспектора по защите растений входят:
1) осуществление государственного фитосанитарного контроля на соответствующей территории;
2) ведение фитосанитарных учета и отчетности по установленной форме и представление их уполномоченному органу;
3) контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий на соответствующей территории;
4) (исключен)
Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 125; от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 8. Права государственных инспекторов по защите растений
1. Государственные инспекторы по защите растений имеют право:
Внимание пользователей!В отношении изменений в подпункт 1) см. Законы РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2) и от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
1) с целью государственного фитосанитарного контроля посещать объекты государственного государственного фитосанитарного контроля;
2) выносить предписания физическим и юридическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан о защите растений;
3) приостанавливать или запрещать деятельность или отдельных ее видов без судебного решения в случаях, предусмотренных статьей 48 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, с обязательным предъявлением в течение трех суток материалов по делу об административном правонарушении в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности действует до вынесения судебного решения;
4) привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц в случае нарушения законодательства Республики Казахстан о защите растений в соответствии с законами Республики Казахстан.
2. Действия государственных инспекторов по защите растений могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2014 № 236-V (вводится в действие с 01.01.2015).Статья 9. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области защиты растений
В компетенцию местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области защиты растений входят:
1) организация работ по обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов) по согласованию с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и здравоохранения;
1-1) реализация государственной политики в области защиты растений;
2) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
3) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
4) строительство, содержание и поддержание в надлежащем состоянии специальных хранилищ (могильников);
5) лицензирование деятельности по:
производству (формуляции) пестицидов (ядохимикатов);
реализации пестицидов (ядохимикатов);
применению пестицидов (ядохимикатов) аэрозольным и фумигационным способами;
6) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 в редакции Закона РК от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона № 116); с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).Статья 10. Государственные организации, осуществляющие деятельность в области защиты растений
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
1. Государственные организации, осуществляющие деятельность в области защиты растений, создаются Правительством Республики Казахстан с целью выполнения следующих видов деятельности:
1) фитосанитарный мониторинг вредных и особо опасных вредных организмов;
1-1) составление фитосанитарного прогноза;
2) производственные испытания рекомендуемых к регистрации пестицидов ядохимикатов для их апробации в производственных условиях;
3) анализ и экспертиза сельскохозяйственной продукции на содержание остаточных количеств пестицидов (ядохимикатов), нитратов, нитритов и солей тяжелых металлов.
2. Исключен Законом РК от 10.07.2012 № 34-V (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
3. Государственные организации, осуществляющие деятельность в области защиты растений, ведут фитосанитарный учет и представляют отчетность уполномоченному органу в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 09.07.2004 № 584; от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.07.2012 № 34-V (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).Глава 3. Требования по защите растений
Сноска. Глава 3 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 125.
Статья 11. Фитосанитарный мониторинг и фитосанитарные мероприятия
В целях обеспечения благоприятной фитосанитарной обстановки физические и юридические лица, деятельность которых связана с объектами государственного фитосанитарного контроля, должны осуществлять на своих территориях фитосанитарный мониторинг и в случае выявления вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности проводить фитосанитарные мероприятия.
Статья 12. Хранение, транспортировка и применение пестицидов (ядохимикатов)
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
1. Хранение, транспортировка и применение пестицидов (ядохимикатов) должны осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия пестицидов (ядохимикатов) на здоровье человека и окружающую среду.
2. Обязательные требования к условиям хранения, транспортировки и применения пестицидов (ядохимикатов) устанавливаются техническими регламентами в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов).
3. Количество пестицидов (ядохимикатов), ввозимых для регистрационных, производственных испытаний и научных исследований, определяется уполномоченным органом.
Сноска. В статью 12 внесены изменения Законами РК от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. ст.2); от 12 января 2007 года № 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 13. Фитосанитарный учет и отчетность
1. Физические и юридические лица, деятельность которых связана с объектами государственного фитосанитарного контроля, ведут фитосанитарный учет и представляют уполномоченному органу фитосанитарную отчетность.
2. Виды фитосанитарной отчетности, формы и сроки их представления определяются уполномоченным органом.
Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 14. Лицензирование деятельности в области защиты растений
Лицензирование деятельности в области защиты растений осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.
Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).Статья 14-1. Обезвреживание пестицидов (ядохимикатов)
1. Запрещенные, пришедшие в негодность пестициды (ядохимикаты) и тара из-под пестицидов (ядохимикатов) подлежат обезвреживанию. Порядок обезвреживания пестицидов (ядохимикатов) определяется уполномоченным органом по согласованию с уполномоченными государственными органами в области окружающей среды и водных ресурсов и здравоохранения.
2. Для обезвреживания пестицидов (ядохимикатов) используются специальные хранилища (могильники).
3. Разрешение на строительство специальных хранилищ (могильников), а также на обезвреживание пестицидов (ядохимикатов) выдается уполномоченным государственным органом в области окружающей среды и водных ресурсов.
4. Целесообразность размещения в регионах специальных хранилищ (могильников) и их количество определяются местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы по согласованию с уполномоченными государственными органами в области окружающей среды и водных ресурсов и здравоохранения.
Сноска. Статья 14-1 в редакции Закона РК от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).Статья 14-2. Запас пестицидов (ядохимикатов)
1. Запас пестицидов (ядохимикатов) представляет собой определенный объем регулярно обновляемых пестицидов (ядохимикатов) и является государственной собственностью, находящейся в ведении (распоряжении) уполномоченного органа.
2. Запас пестицидов (ядохимикатов) предназначен для ликвидации непредвиденного массового распространения особо опасных вредных организмов и формируется из объема пестицидов (ядохимикатов), закупленных за счет бюджетных средств, на основе фитосанитарного мониторинга с учетом складывающейся фитосанитарной обстановки.
3. Норматив запаса по видам пестицидов (ядохимикатов) и порядок их использования устанавливаются уполномоченным органом.
Статья 14-3. Фитосанитарные нормативы
1. Фитосанитарные нормативы определяют допустимые количественное и (или) качественное значения показателей, характеризующих фитосанитарную обстановку с точки зрения ее безопасности для растениеводческой продукции, объектов сельскохозяйственного назначения.
2. Фитосанитарные нормативы устанавливаются на основе исследований, проводимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Фитосанитарные нормативы являются основой для проведения объективного и обоснованного планирования объема фитосанитарных мероприятий, а также прогнозирования возможности массового размножения, распространения и ликвидации вредных и особо опасных вредных организмов.
4. Фитосанитарные нормативы являются основой для проведения государственного фитосанитарного контроля государственными инспекторами по защите растений.
Статья 14-4. Координация научных исследований в области защиты растений и деятельности по подготовке и повышению квалификации специалистов по защите растений
1. Уполномоченный орган организует, координирует и контролирует проведение прикладных научных исследований в области защиты растений, утверждает разработанные в результате исследований методы, методики, рекомендации, регламентирующие порядок и способы осуществления фитосанитарных мероприятий.
2. Учебные программы по подготовке и повышению квалификации специалистов по защите растений подлежат согласованию с уполномоченным органом.
Сноска. Статья 14-4 с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 14-5. Обязанности физических и юридических лиц, деятельность которых связана с объектами государственного фитосанитарного контроля
Физические и юридические лица, деятельность которых связана с объектами государственного фитосанитарного контроля, обязаны:
1) проводить фитосанитарный мониторинг и фитосанитарные мероприятия и не допускать развития и распространения вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности;
2) соблюдать требования безопасности в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов), установленные техническими регламентами;
3) вести фитосанитарный учет и представлять отчетность уполномоченному органу;
4) проводить регистрационные и производственные испытания пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с правилами;
5) обезвреживать пестициды (ядохимикаты) и содержать специальные хранилища (могильники) в надлежащем состоянии;
6) соблюдать требования, предъявляемые к лицензируемым видам деятельности;
7) выполнять предписания государственных инспекторов по защите растений в соответствии с законодательством Республики Казахстан о защите растений;
8) оказывать содействие государственным инспекторам по защите растений в выполнении ими законодательства Республики Казахстан о защите растений.
Сноска. В статью 14-5 внесены изменения - Законом РК от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 14-6. Государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов)
1. Государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов) проводится по итогам регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом.
Основаниями для мотивированного отказа в государственной регистрации пестицидов (ядохимикатов) являются:
1) несоответствие химического состава, рецептуры и технологии производства пестицидов (ядохимикатов), заявленных для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний, химическому составу, рецептуре и технологии производства пестицидов (ядохимикатов), представленных на государственную регистрацию пестицидов (ядохимикатов);
2) нарушение прав патентообладателей на изобретения, относящиеся к пестицидам (ядохимикатам).
Пестициды (ядохимикаты), прошедшие государственную регистрацию, разрешаются к применению и вносятся уполномоченным органом в список пестицидов (ядохимикатов).
Допускается в порядке, определенном уполномоченным органом, временная регистрация пестицидов (ядохимикатов) на срок не более двух лет для борьбы с отдельными вредными и особо опасными вредными организмами, а также впервые выявленными на территории Республики Казахстан карантинными объектами, распространение которых может привести к причинению значительного вреда растениям и растениеводческой продукции, ухудшению фитосанитарной обстановки
2. Запрещаются производство (формуляция), ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов (ядохимикатов), не прошедших государственную регистрацию, а также исходных компонентов для производства незарегистрированных пестицидов (ядохимикатов), за исключением опытных образцов, ввозимых для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований на основании заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии. Количество пестицидов (ядохимикатов), ввозимых для регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований, определяется уполномоченным органом.
Основанием для мотивированного отказа на ввоз незарегистрированных образцов пестицидов (ядохимикатов), предназначенных для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований, является отсутствие незарегистрированных пестицидов (ядохимикатов) в планах проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний пестицидов (ядохимикатов).
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 14-6 в соответствии с Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2); в редакции Закона РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 4. Государственный фитосанитарный контроль
Сноска. Глава 4 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 125.
Статья 15. Объекты, подлежащие государственному фитосанитарному контролю
Объектами, подлежащими государственному фитосанитарному контролю, являются:
1) объекты сельскохозяйственного назначения, полосы отвода и охранные зоны автомобильных, железных дорог и иные территории, являющиеся местами обитания вредных и особо опасных вредных организмов, а также растениеводческая продукция;
2) вредные и особо опасные вредные организмы;
3) специальная техника и пестициды (ядохимикаты), используемые для проведения фитосанитарных мероприятий;
4) специальные хранилища (могильники).
Статья 15-1. Государственный контроль в области защиты растений (государственный фитосанитарный контроль)
1. Государственный контроль в области защиты растений (государственный фитосанитарный контроль) осуществляется в форме проверки и иных формах.
2. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
Сноска. Закон дополнен статьей 15-1 в соответствии с Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); с изменениями, внесенными Законом РК от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016).Статья 16. Должностные лица, осуществляющие государственный фитосанитарный контроль
Сноска. Статья 16 исключена Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 17. Задачи государственного фитосанитарного контроля
Государственный фитосанитарный контроль включает контроль за:
1) проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий;
2) хранением, транспортировкой и применением пестицидов (ядохимикатов);
3) ведением и представлением фитосанитарного учета и отчетности;
4) проведением регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов);
5) обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов) и состоянием специальных хранилищ (могильников);
6) соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.
Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).Статья 18. Контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий
1. Контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий осуществляется на предмет наличия вредных и особо опасных вредных организмов на объектах сельскохозяйственного назначения, полосах отвода и охранных зонах автомобильных, железных дорог и иных территориях, являющихся местами обитания вредных и особо опасных вредных организмов, а также растениеводческой продукции.
2. Контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий проводится в период наступления оптимальных сроков развития и распространения вредных и особо опасных вредных организмов периодичностью не более трех раз в год и продолжительностью не более двух дней.
Статья 19. Контроль за хранением, транспортировкой и применением пестицидов (ядохимикатов)
Контроль за хранением, транспортировкой и применением пестицидов (ядохимикатов) осуществляется в период их проведения на предмет соответствия условий хранения, транспортировки и применения пестицидов (ядохимикатов) обязательным требованиям технологии и безопасности.
Статья 19-1. Контроль за ведением и представлением фитосанитарного учета и отчетности
1. Контроль за ведением и представлением фитосанитарного учета и отчетности осуществляется постоянно на предмет полноты и своевременности представления фитосанитарной отчетности.
2. Контроль за ведением и представлением фитосанитарного учета и отчетности осуществляется в установленные сроки представления отчетности, периодичностью не более трех раз и продолжительностью не более двух дней.
Статья 19-2. Контроль за проведением регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов)
1. Контроль за проведением регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов) осуществляется на предмет методической выдержанности.
2. Порядок проведения регистрационных и производственных испытаний устанавливается уполномоченным органом по согласованию с уполномоченными государственными органами в области окружающей среды и водных ресурсов и здравоохранения.
3. Контроль за проведением регистрационных и производственных испытаний осуществляется в период их проведения периодичностью не более двух раз и продолжительностью не более двух дней.
Сноска. Статья 19-2 с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).Статья 19-3. Контроль за обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов) и состоянием специальных хранилищ (могильников)
1. Контроль за обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов) осуществляется на объектах, подлежащих государственному фитосанитарному контролю, на предмет выявления запрещенных, пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов) и тары из-под пестицидов (ядохимикатов), подлежащих обезвреживанию, а также оценки состояния специальных хранилищ (могильников).
2. Порядок обезвреживания пестицидов (ядохимикатов), а также условия содержания специальных хранилищ (могильников) в надлежащем состоянии определяются уполномоченным органом по согласованию с уполномоченными государственными органами в области окружающей среды, водных ресурсов и здравоохранения.
3. Контроль за обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов) осуществляется после завершения полевых работ периодичностью не более двух раз в год и продолжительностью не более двух дней.
Сноска. Статья 19-3 с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).Статья 19-4. Контроль за соблюдением лицензионных правил
Сноска. Статью 19-4 исключена Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012).
Статья 19-5. Форма завершения государственного фитосанитарного контроля
1. По результатам осуществления государственного фитосанитарного контроля государственным инспектором по защите растений составляется акт проверки.
2. Акт проверки составляется в трех (в случае обнаружения нарушений законодательства Республики Казахстан о защите растений - в четырех) экземплярах и подписывается государственным инспектором по защите растений соответствующей административно-территориальной единицы, проводившим проверку.
Первый экземпляр акта сдается в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр передается под роспись проверяемому физическому или юридическому лицу, третий остается у проверяющего государственного инспектора по защите растений, а четвертый направляется главному государственному инспектору по защите растений соответствующей административно-территориальной единицы для предъявления иска в суд в случае невыполнения предписаний государственного инспектора.
При отказе проверяемого субъекта от принятия акта проверки акт направляется заказным письмом с уведомлением.
3. Акт проверки регистрируется в специальном журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью уполномоченного органа или его территориальных подразделений.
4. В случае обнаружения нарушений законодательства Республики Казахстан о защите растений государственный инспектор по защите растений по результатам проверки в пределах своей компетенции в зависимости от характера установленных нарушений составляет предписание по устранению нарушений, выносит постановление о наложении административного взыскания или составляет протокол об административном правонарушении и направляет иск в суд.
5. При отсутствии выявленных нарушений в акте проверки делается соответствующая отметка.
Глава 4-1. Общие требования безопасности в сфере оборота
пестицидов (ядохимикатов)
Сноска. Глава 4-1 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 19-6. Требования по упаковке и таре пестицидов (ядохимикатов)
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
1. Упаковка и тара, предназначенные для пестицидов (ядохимикатов), должны обеспечивать безопасность при их хранении, перевозке и реализации продукции.
2. Материалы, используемые для упаковки и тары, должны быть специально приспособлены для защиты человека, окружающей среды от опасных свойств пестицидов (ядохимикатов).
3. Материалы, используемые для упаковки и тары, должны быть устойчивы к разрушающему или иному вредному воздействию составных веществ пестицидов (ядохимикатов) и не взаимодействовать с ними, вступая в реакцию, вызывающую:
1) возгорание и (или) выделение значительного количества тепла;
2) выделение легковоспламеняющихся, токсичных или удушающих газов;
3) образование других химически активных и опасных веществ.
Статья 19-7. Требования безопасности при применении пестицидов (ядохимикатов)
1. Применение пестицидов (ядохимикатов) осуществляется с соблюдением технологии эффективного и безопасного применения, установленной в списке пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан.
2. Применение пестицидов (ядохимикатов) с нарушением требований технических регламентов запрещается.
3. Запрещается оставление неиспользованных пестицидов (ядохимикатов) на месте работы, кроме специально предназначенных для временного хранения мест.
Статья 19-8. Требования по маркировке упаковки пестицидов (ядохимикатов)
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
1. Маркировка упаковки пестицидов (ядохимикатов) должна включать:
1) наименование и полный адрес заявителя (поставщика, изготовителя, дистрибьютора или импортера), включая номера телефона, факса, телекса, и электронный адрес;
2) наименование пестицида (ядохимиката) и его целевое назначение;
3) номинальное количество (массу или объем) пестицида (ядохимиката);
4) обозначение номера партии выпуска;
5) дату изготовления (выпуска);
6) знаки (пиктограммы) свойств опасности и классов воздействия на человека, окружающую среду и имущество;
7) рекомендации по безопасному хранению, перевозке, реализации, применению и утилизации продукции.
2. Маркировка упаковки наносится четкими несмываемыми буквами или символами.
Сноска. Статья 19-8 с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 19-9. Требования безопасности при хранении пестицидов (ядохимикатов)
1. Хранение пестицидов (ядохимикатов) должно осуществляться в специально предназначенных для этого складских помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил, экологическим требованиям, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
2. Склады оборудуются приточной и вытяжной вентиляцией. Вытяжная вентиляция должна оборудоваться сухими фильтрующими элементами.
3. Хранение пестицидов (ядохимикатов) на складе допускается только после того, как помещение будет обследовано органами санитарно-эпидемиологической и пожарной службы с последующим составлением санитарного паспорта на право получения и хранения пестицидов (ядохимикатов).
4. Количество хранимых пестицидов (ядохимикатов) не должно превышать емкость склада, предусмотренную проектной документацией склада.
5. Разработка требований к условиям и порядку хранения пестицидов (ядохимикатов), а также контроль за соблюдением указанных требований осуществляются органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля.
Сноска. Статья 19-9 с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).Статья 19-10. Требования безопасности при транспортировке пестицидов (ядохимикатов)
1. Транспортировка пестицидов (ядохимикатов) осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами по вопросам перевозки опасных грузов транспортными средствами.
2. Категорически запрещается перевозка совместно с пестицидами (ядохимикатами) или в транспортных средствах, ранее использованных для перевозки пестицидов (ядохимикатов), пищевых продуктов, фуража и питьевой воды.
3. Транспорт, использованный для перевозки пестицидов (ядохимикатов), не может быть использован для перевозки других непищевых грузов без предварительной очистки и обеззараживания транспортного средства.
Глава 5. Источники финансирования мероприятий
по защите растений и ответственность за нарушение
законодательства Республики Казахстан о защите растений
Сноска. Заголовок с изменениями, внесенными Законом РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 20. Источники финансирования мероприятий по защите растений
1. Мероприятия, осуществляемые за счет бюджетных средств, включают в себя:
1) проведение фитосанитарного мониторинга по выявлению мест заселения вредными и особо опасными вредными организмами;
2) закуп пестицидов (ядохимикатов) для проведения химических обработок против особо опасных вредных организмов, а также формирование, хранение и обновление запаса пестицидов (ядохимикатов);
3) таможенное декларирование, хранение и доставку пестицидов (ядохимикатов) до мест выполнения работ;
4) проведение химической обработки мест заселения особо опасными вредными организмами выше экономического порога вредоносности;
5) проведение обезвреживания пестицидов (ядохимикатов), приобретенных за счет бюджетных средств;
6) проведение прикладных научных исследований в области защиты растений;
7) содержание, строительство и ремонт специальных хранилищ (могильников).
2. (исключен)3. За счет средств владельцев объектов, подлежащих государственному фитосанитарному контролю в порядке, установленном уполномоченным органом, проводятся следующие фитосанитарные мероприятия:
1) обезвреживание пестицидов (ядохимикатов), приобретенных за счет собственных средств, по предписанию государственных инспекторов по защите растений;
2) проведение фитосанитарных мероприятий с вредными организмами;
3) анализ и экспертиза сельскохозяйственной продукции на содержание остаточного количества пестицидов (ядохимикатов).
4. Регистрационные, производственные испытания пестицидов (ядохимикатов) проводятся за счет средств производителей пестицидов (ядохимикатов) в порядке, установленном уполномоченным органом Республики Казахстан.
Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными законами РК от 09.07.2004 № 584; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 17.07.2009 № 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 30.06.2010 № 297-IV (вводится в действие с 01.07.2010); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите растений
Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите растений влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 21 в редакции Закона РК от 17.07.2009 № 189-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Президент |