Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности в области защиты растений от вредителей, сорняков и болезней растений и направлен на сохранение урожая, его качества и предотвращение вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду при осуществлении фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальные хранилища (могильники) - хранилища, предназначенные для захоронения запрещенных или пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов), а также тары из-под них;
2) специальная техника - устройство и (или) оборудование, предназначенные для применения пестицидов (ядохимикатов);
3) объекты сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные и иные угодья, зернохранилища, овощехранилища, склады, открытые площадки, производственные и иные помещения, предназначенные для производства, хранения и переработки растениеводческой продукции;
4) особо опасные вредные организмы - вредители и болезни растений, способные к периодическому массовому размножению и распространению, причиняющие экономический, экологический ущерб и внесенные в перечень особо опасных вредных организмов, утверждаемый Правительством Республики Казахстан;
5) вредные организмы - вредители, сорняки и болезни растений, отрицательно действующие на почву, растительность и сельскохозяйственную продукцию;
6) экономический порог вредоносности - численность вредных и особо опасных вредных организмов, вызывающая потери растениеводческой продукции, при которой необходимо проведение фитосанитарных мероприятий;
7) государственный фитосанитарный контроль - деятельность уполномоченного органа и его территориальных подразделений, направленная на соблюдение физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан о защите растений;
8) защита растений - сфера деятельности, направленная на разработку и практическое применение методов фитосанитарного мониторинга, фитосанитарных мероприятий в целях предотвращения потерь растениеводческой продукции от вредных и особо опасных вредных организмов;
9) растениеводческая продукция - продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, животноводства - в кормах и промышленности - в сырье;
10) пестициды (ядохимикаты) - химические, биологические и другие вещества, используемые против вредных и особо опасных вредных организмов, а также для предуборочного просушивания, удаления листьев и регулирования роста растений;
11) обезвреживание пестицидов (ядохимикатов) - мероприятия, направленные на утилизацию, захоронение или уничтожение запрещенных или пришедших в негодность пестицидов (ядохимикатов), а также тары из-под них в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
12) государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов) - процедура, завершающая процесс биологической, токсикологической, гигиенической и экологической оценки препаратов, по результатам которой выдается физическим и юридическим лицам регистрационное удостоверение на право их применения на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан о защите растений;
13) исходные компоненты пестицидов (ядохимикатов) - химические и другие вещества, предназначенные для производства пестицидов (ядохимикатов);
14) остаточное количество пестицидов (ядохимикатов) - количественный показатель содержания химических веществ в растениеводческой продукции и объектах окружающей среды, с помощью которого оценивается их безопасность для человека и животных;
15) производство (формуляция) пестицидов (ядохимикатов) - технологический процесс изготовления пестицидов (ядохимикатов) на основе исходных компонентов;
16) список пестицидов (ядохимикатов) - перечень зарегистрированных пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан;
17) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий в пределах полномочий координацию и регулирование деятельности физических и юридических лиц в области защиты растений, а также государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите растений;
18) фитосанитарная обстановка - сложившееся состояние объектов сельскохозяйственного назначения, определяемое численностью и вредоносностью вредных и особо опасных вредных организмов;
19) фитосанитарный прогноз - предварительное определение возможного распространения и степени развития вредных и особо опасных вредных организмов в целях планирования сроков и объемов проведения фитосанитарных мероприятий;
20) фитосанитарный мониторинг - система мероприятий, включающая обследование, наблюдение, учет развития и распространения вредных и особо опасных вредных организмов, а также разработку на их основе фитосанитарного прогноза;
21) фитосанитарные нормативы - установленные параметры величин, используемые для определения объемов фитосанитарных мероприятий;
22) фитосанитарные мероприятия - комплекс мер, обеспечивающих снижение численности и вредоносности вредных и особо опасных вредных организмов.
Сноска. Статья 1 в редакции - Закона РК от 29 декабря 2006 г. N
209
(порядок введения в действие см.
статью 2
).
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите растений
1. Законодательство Республики Казахстан о защите растений основывается на
Конституции
Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные задачи государственной
политики в области защиты растений
Основными задачами государственной политики в области защиты растений являются:
1) обеспечение продовольственной безопасности страны;
2) обеспечение благоприятной фитосанитарной обстановки;
3) предупреждение и предотвращение вредного влияния пестицидов (ядохимикатов) на здоровье людей, загрязнения сельскохозяйственной продукции, окружающей среды при проведении фитосанитарных мероприятий.
Статья 4. Государственная система защиты растений
Республики Казахстан
В государственную систему защиты растений Республики Казахстан входят:
1) Правительство Республики Казахстан;
2) уполномоченный орган и его территориальные подразделения;
3) органы местного государственного управления областей (города республиканского значения, столицы);
4) государственные организации, осуществляющие деятельность в области защиты растений;
5) физические и юридические лица, использующие объекты, подлежащие государственному фитосанитарному контролю.
<*>
Сноска. В статью 4 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 5. Компетенция Правительства Республики
Казахстан в области защиты растений
В компетенцию Правительства Республики Казахстан в области защиты растений входят:
1) разработка основных направлений государственной политики в области защиты растений;
2) утверждение программ в области защиты растений;
3) утверждение перечня особо опасных вредных организмов;
4) международное сотрудничество в области защиты растений;
5)
(исключен)
;
6) утверждает технические регламенты в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов).
Сноска. В статью 5 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 29 декабря 2006 г. N
209
(порядок введения в действие см.
статью 2
).
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа и
его территориальных подразделений
1. В компетенцию уполномоченного органа входят:
1) разработка и представление в Правительство Республики Казахстан программ в области защиты растений;
2) разработка и представление в Правительство Республики Казахстан перечня особо опасных вредных организмов;
2-1) разработка и утверждение в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области защиты растений;
3) разработка технических регламентов в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов);
3-1) разработка и утверждение правил лицензирования деятельности по производству (формуляции), реализации и применению пестицидов (ядохимикатов);
4) разработка и утверждение правил проведения регистрационных испытаний и государственной регистрации пестицидов (ядохимикатов);
5) выдача регистрационных удостоверений на право применения пестицидов (ядохимикатов) на территории Республики Казахстан;
6) разработка, утверждение и ведение списка пестицидов (ядохимикатов);
7) утверждение рекомендаций и методических указаний по осуществлению фитосанитарных мероприятий;
8) утверждение форм протоколов и предписаний, а также порядка их составления и вынесения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) организация фитосанитарных мероприятий;
10)
(исключен - от 10 января 2006 года N
116
(порядок введения в действие см. ст.2 Закона N
116
)
;
11) координация деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в проведении фитосанитарных мероприятий;
12) организация и проведение государственных закупок пестицидов (ядохимикатов), работ и услуг по их хранению, транспортировке, применению, а также создание запаса пестицидов (ядохимикатов) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
13)
(исключен - от 10 января 2006 года N
116
(порядок введения в действие см. ст.2 Закона N
116
)
;
14) организация разработки и утверждение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, фитосанитарных нормативов, форм фитосанитарных учета и отчетности, а также порядка их представления по согласованию с центральным исполнительным органом государственной статистики;
15) организация фитосанитарного мониторинга по вредным и особо опасным вредным организмам;
16) организация регистрационных, производственных испытаний и государственной регистрации пестицидов (ядохимикатов);
17) организация и координация, осуществление заказов на прикладные научные исследования в области защиты растений;
18) распределение пестицидов (ядохимикатов), приобретенных за счет бюджетных средств, по территории Республики Казахстан в зависимости от данных фитосанитарного мониторинга и складывающейся фитосанитарной обстановки, контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов);
19)
(исключен - от 10 января 2006 года N
116
(порядок введения в действие см. ст.2 Закона N
116
)
;
20)
(исключен - от 10 января 2006 года N
116
(порядок введения в действие см. ст.2 Закона N
116
)
;
21) осуществление сотрудничества с международными организациями и государственными органами и участие в реализации международных программ в области защиты растений;
22)
(исключен)
;
23) установление норматива запаса по видам пестицидов (ядохимикатов) и порядка их использования;
23) контроль за:
проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий;
хранением, транспортировкой и применением пестицидов (ядохимикатов);
ведением и представлением фитосанитарных учета и отчетности;
проведением регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов);
обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов) и состоянием специальных хранилищ (могильников);
соблюдением лицензионных правил.
24) определение порядка обезвреживания пестицидов (ядохимикатов) по согласованию с органами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
25) утверждение методов, методик, рекомендаций, регламентирующих порядок, способы осуществления фитосанитарных мероприятий, организация, координация и контроль за проведением прикладных научных исследований в области защиты растений, а также согласование программ обучения (учебных программ) по подготовке и повышению квалификации специалистов по защите растений.
2. В компетенцию территориальных подразделений уполномоченного органа входит осуществление функций, возложенных на них уполномоченным органом в пределах его компетенции.
<*>
Сноска. В статью 6 внесены изменения - Законом РК от 9 июля 2004 г.
N 584
; от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 10 января 2006 года N
116
(порядок введения в действие см. ст.2 Закона N
116
);
Законом
РК от 31 января 2006 года N 125; от 29 декабря 2006 г. N
209
(порядок введения в действие см.
статью 2
).
Статья 7. Компетенция государственных инспекторов
по защите растений
1. Руководитель соответствующего структурного подразделения уполномоченного органа является Главным государственным инспектором по защите растений Республики Казахстан.
Руководители соответствующих структурных территориальных подразделений уполномоченного органа являются главными государственными инспекторами по защите растений соответствующих административно-территориальных единиц Республики Казахстан.
Иные должностные лица уполномоченного органа и его территориальных подразделений, непосредственно выполняющие фитосанитарный контроль, являются государственными инспекторами по защите растений.
2. В компетенцию Главного государственного инспектора по защите растений Республики Казахстан входят:
1) организация и осуществление государственного фитосанитарного контроля на территории Республики Казахстан;
2) вынесение физическим и юридическим лицам предписаний по осуществлению фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан и контроль за их исполнением;
3) организация ведения фитосанитарных учета и отчетности;
4) контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан;
5) (исключен)
3. В компетенцию Главного государственного инспектора по защите растений соответствующей административно-территориальной единицы входят:
1) организация и осуществление государственного фитосанитарного контроля на соответствующей территории;
2) вынесение физическим и юридическим лицам предписаний по осуществлению фитосанитарных мероприятий на соответствующей территории и контроль за их исполнением;
3) организация, ведение фитосанитарных учета и отчетности на соответствующей территории и представление отчета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий на соответствующей территории;
5) (исключен)
4. В компетенцию государственного инспектора по защите растений входят:
1) осуществление государственного фитосанитарного контроля на соответствующей территории;
2) ведение фитосанитарных учета и отчетности по установленной форме и представление их уполномоченному органу;
3) контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий на соответствующей территории;
4) (исключен)
<*>
Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.);
Законом
Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 8. Права государственных инспекторов
по защите растений
1. Государственные инспекторы по защите растений имеют право:
1) беспрепятственно посещать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, объекты фитосанитарного контроля физических и юридических лиц с целью проверки соблюдения ими законодательства Республики Казахстан о защите растений;
2) выносить предписания физическим и юридическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан о защите растений;
3) приостанавливать или запрещать деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц без судебного решения в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности действует до вынесения судебного решения;
4) привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц в случае нарушения законодательства Республики Казахстан о защите растений в соответствии с законами Республики Казахстан.
2. Действия государственных инспекторов по защите растений могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция местных исполнительных органов
областей (города республиканского значения,
столицы) в области защиты растений
В компетенцию местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области защиты растений входят:
1) организация работ по обезвреживанию пестицидов (ядохимикатов) по согласованию с органами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
2) организация и проведение разъяснительной работы среди населения в области защиты растений, а также оказание методической помощи физическим и юридическим лицам по проведению фитосанитарного мониторинга по вредным организмам;
3) организация и обеспечение предоставления заинтересованным лицам информации о нормативных правовых актах в области защиты растений и фитосанитарных мероприятиях;
4) строительство, содержание и поддержание в надлежащем состоянии специальных хранилищ (могильников);
5) лицензирование деятельности по производству (формуляции), реализации и применению пестицидов (ядохимикатов).
<*>
Сноска. Статья 9 в редакции - Законом РК от 10 января 2006 года N
116
(порядок введения в действие см. ст.2 Закона N
116
).
Статья 10. Государственные организации в области
защиты растений
1. Государственные организации, осуществляющие деятельность в области защиты растений, создаются Правительством Республики Казахстан с целью выполнения следующих видов деятельности:
1) фитосанитарный мониторинг вредных и особо опасных вредных организмов;
1-1) составление фитосанитарного прогноза;
2) производственные испытания рекомендуемых к регистрации пестицидов ядохимикатов для их апробации в производственных условиях;
3) проверка сельскохозяйственной продукции на содержание остаточных количеств пестицидов (ядохимикатов), нитратов, нитритов и солей тяжелых металлов.
2. Фитосанитарный мониторинг особо опасных вредных организмов относится к государственной монополии.
3. Государственные организации, осуществляющие деятельность в области защиты растений, ведут фитосанитарный учет и представляют отчетность уполномоченному органу в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
<*>
Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 9 июля 2004 г.
N 584
.
Глава 3. Требования по защите растений
Сноска. Глава 3 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 11. Фитосанитарный мониторинг и фитосанитарные
мероприятия
В целях обеспечения благоприятной фитосанитарной обстановки физические и юридические лица, деятельность которых связана с объектами государственного фитосанитарного контроля, должны осуществлять на своих территориях фитосанитарный мониторинг и в случае выявления вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности проводить фитосанитарные мероприятия.
Статья 12. Хранение, транспортировка и применение пестицидов
1. Хранение, транспортировка и применение пестицидов должны осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия пестицидов (ядохимикатов) на здоровье человека и окружающую среду.
2. Обязательные требования к условиям хранения, транспортировки и применения пестицидов (ядохимикатов) устанавливаются техническими регламентами в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов).
Сноска. В статью 12 внесены изменения - Законом РК от 29 декабря 2006 г. N
209
(порядок введения в действие см.
статью 2
).
Статья 13. Фитосанитарный учет и отчетность
1. Физические и юридические лица, деятельность которых связана с объектами фитосанитарного контроля, ведут фитосанитарный учет и представляют уполномоченному органу фитосанитарную отчетность.
2. Виды фитосанитарной отчетности, формы и сроки их представления определяются уполномоченным органом.
Статья 14. Государственная регистрация пестицидов
Государственная регистрация пестицидов (ядохимикатов) проводится по итогам регистрационных и производственных испытаний в порядке, установленном уполномоченным органом, по согласованию с органами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
Пестициды (ядохимикаты), прошедшие государственную регистрацию, разрешаются к применению и вносятся в список, который ведется уполномоченным органом.
Производство (формуляция), ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов, не прошедших государственную регистрацию, а также исходных компонентов для производства незарегистрированных пестицидов (ядохимикатов) запрещаются, за исключением опытных образцов, ввозимых для регистрационных, производственных испытаний и научных исследований. Количество пестицидов (ядохимикатов), ввозимых для регистрационных, производственных испытаний и научных исследований, определяется уполномоченным органом.
Статья 14-1. Обезвреживание пестицидов (ядохимикатов)
1. Запрещенные, пришедшие в негодность пестициды и тара из-под пестицидов подлежат обезвреживанию. Порядок обезвреживания пестицидов (ядохимикатов) определяется уполномоченным органом по согласованию с органами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
2. Для обезвреживания пестицидов (ядохимикатов) используются специальные хранилища (могильники).
3. Разрешение на строительство специальных хранилищ (могильников), а также на обезвреживание пестицидов (ядохимикатов) выдается органом государственного экологического контроля.
4. Целесообразность размещения в регионах специальных хранилищ (могильников) и их количество определяются органами местного государственного управления областей (города республиканского значения, столицы) по согласованию с уполномоченным органом и органами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
Статья 14-2. Запас пестицидов (ядохимикатов)
1. Запас пестицидов (ядохимикатов) представляет собой определенный объем регулярно обновляемых пестицидов (ядохимикатов) и является государственной собственностью, находящейся в ведении (распоряжении) уполномоченного органа.
2. Запас пестицидов (ядохимикатов) предназначен для ликвидации непредвиденного массового распространения особо опасных вредных организмов и формируется из объема пестицидов (ядохимикатов), закупленных за счет бюджетных средств, на основе фитосанитарного мониторинга с учетом складывающейся фитосанитарной обстановки.
3. Норматив запаса по видам пестицидов (ядохимикатов) и порядок их использования устанавливаются уполномоченным органом.
Статья 14-3. Фитосанитарные нормативы
1. Фитосанитарные нормативы определяют допустимые количественное и (или) качественное значения показателей, характеризующих фитосанитарную обстановку с точки зрения ее безопасности для растениеводческой продукции, объектов сельскохозяйственного назначения.
2. Фитосанитарные нормативы устанавливаются на основе исследований, проводимых в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Фитосанитарные нормативы являются основой для проведения объективного и обоснованного планирования объема фитосанитарных мероприятий, а также прогнозирования возможности массового размножения, распространения и ликвидации вредных и особо опасных вредных организмов.
4. Фитосанитарные нормативы являются основой для проведения государственного фитосанитарного контроля государственными инспекторами по защите растений.
Статья 14-4. Координация научных исследований в области
защиты растений и деятельности по подготовке
и повышению квалификации специалистов по
защите растений
1. Уполномоченный орган организует, координирует и контролирует проведение прикладных научных исследований в области защиты растений, утверждает разработанные в результате исследований методы, методики, рекомендации, регламентирующие порядок и способы осуществления фитосанитарных мероприятий.
2. Программы обучения (учебные программы) по подготовке и повышению квалификации специалистов по защите растений подлежат согласованию с уполномоченным органом.
Статья 14-5. Обязанности физических и юридических лиц,
деятельность которых связана с объектами
государственного фитосанитарного контроля
Физические и юридические лица, деятельность которых связана с объектами государственного фитосанитарного контроля, обязаны:
1) проводить фитосанитарный мониторинг и фитосанитарные мероприятия и не допускать развития и распространения вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности;
2) соблюдать требования безопасности в сфере оборота пестицидов (ядохимикатов), установленные техническими регламентами;
3) вести фитосанитарный учет и представлять отчетность уполномоченному органу;
4) проводить регистрационные и производственные испытания пестицидов (ядохимикатов) в соответствии с правилами;
5) обезвреживать пестициды (ядохимикаты) и содержать специальные хранилища (могильники) в надлежащем состоянии;
6) соблюдать требования, предъявляемые к лицензируемым видам деятельности;
7) выполнять предписания государственных инспекторов по защите растений в соответствии с законодательством Республики Казахстан о защите растений;
8) оказывать содействие государственным инспекторам по защите растений в выполнении ими законодательства Республики Казахстан о защите растений.
Сноска. В статью 14-5 внесены изменения - Законом РК от 29 декабря 2006 г. N
209
(порядок введения в действие см.
статью 2
).
Глава 4. Государственный фитосанитарный контроль
Сноска. Глава 4 в новой редакции - Законом Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 125.
Статья 15. Объекты, подлежащие государственному
фитосанитарному контролю
Объектами, подлежащими государственному фитосанитарному контролю, являются:
1) объекты сельскохозяйственного назначения, полосы отвода и охранные зоны автомобильных, железных дорог и иные территории, являющиеся местами обитания вредных и особо опасных вредных организмов, а также растениеводческая продукция;
2) вредные и особо опасные вредные организмы;
3) специальная техника и пестициды (ядохимикаты), используемые для проведения фитосанитарных мероприятий;
4) специальные хранилища (могильники).
Статья 16. Должностные лица, осуществляющие
государственный фитосанитарный контроль
1. Государственный фитосанитарный контроль осуществляется государственными инспекторами по защите растений соответствующих административно-территориальных единиц.
2. Государственные инспекторы по защите растений имеют право:
1) беспрепятственно посещать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, объекты фитосанитарного контроля физических и юридических лиц в целях проверки соблюдения ими законодательства Республики Казахстан о защите растений;
2) выносить предписания физическим и юридическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан о защите растений;
3) приостанавливать или запрещать деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц без судебного решения в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт о запрещении или приостановлении деятельности действует до вынесения судебного решения;
4) привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц в случаях нарушения законодательства Республики Казахстан о защите растений в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
3. Действия государственных инспекторов по защите растений могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 17. Задачи государственного фитосанитарного контроля
Государственный фитосанитарный контроль включает контроль за:
1) проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий;
2) хранением, транспортировкой и применением пестицидов;
3) ведением и представлением фитосанитарного учета и отчетности;
4) проведением регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов);
5) обезвреживанием пестицидов (ядохимикатов) и состоянием специальных хранилищ (могильников);
6) соблюдением лицензионных правил.
Статья 18. Контроль за проведением фитосанитарного
мониторинга и фитосанитарных мероприятий
1. Контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий осуществляется на предмет наличия вредных и особо опасных вредных организмов на объектах сельскохозяйственного назначения, полосах отвода и охранных зонах автомобильных, железных дорог и иных территориях, являющихся местами обитания вредных и особо опасных вредных организмов, а также растениеводческой продукции.
2. Контроль за проведением фитосанитарного мониторинга и фитосанитарных мероприятий проводится в период наступления оптимальных сроков развития и распространения вредных и особо опасных вредных организмов периодичностью не более трех раз в год и продолжительностью не более двух дней.
Статья 19. Контроль за хранением, транспортировкой
и применением пестицидов (ядохимикатов)
Контроль за хранением, транспортировкой и применением пестицидов (ядохимикатов) осуществляется в период их проведения на предмет соответствия условий хранения, транспортировки и применения пестицидов (ядохимикатов) обязательным требованиям технологии и безопасности.
Статья 19-1. Контроль за ведением и представлением
фитосанитарного учета и отчетности
1. Контроль за ведением и представлением фитосанитарного учета и отчетности осуществляется постоянно на предмет полноты и своевременности представления фитосанитарной отчетности.
2. Контроль за ведением и представлением фитосанитарного учета и отчетности осуществляется в установленные сроки представления отчетности, периодичностью не более трех раз и продолжительностью не более двух дней.
Статья 19-2. Контроль за проведением регистрационных и
производственных испытаний пестицидов
(ядохимикатов)
1. Контроль за проведением регистрационных и производственных испытаний пестицидов (ядохимикатов) осуществляется на предмет методической выдержанности.
2. Порядок проведения регистрационных и производственных испытаний устанавливается уполномоченным органом по согласованию с органами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
3. Контроль за проведением регистрационных и производственных испытаний осуществляется в период их проведения периодичностью не более двух раз и продолжительностью не более двух дней.
Статья 19-3. Контроль за обезвреживанием пестицидов
(ядохимикатов) и состоянием специальных
хранилищ (могильников)
1. Контроль за обезвреживанием пестицидов осуществляется на объектах, подлежащих фитосанитарному контролю, на предмет выявления запрещенных, пришедших в негодность пестицидов и тары из-под пестицидов, подлежащих обезвреживанию, а также оценки состояния специальных хранилищ (могильников).
2. Порядок обезвреживания пестицидов (ядохимикатов), а также условия содержания специальных хранилищ (могильников) в надлежащем состоянии определяются уполномоченным органом по согласованию с органами государственного экологического и санитарно-эпидемиологического контроля.
3. Контроль за обезвреживанием пестицидов осуществляется после завершения полевых работ периодичностью не более двух раз в год и продолжительностью не более двух дней.
Статья 19-4. Контроль за соблюдением лицензионных правил
1. Контроль за соблюдением лицензионных правил проводится в период осуществления лицензируемой деятельности на предмет соответствия лицензиата и осуществляемой им деятельности квалификационным требованиям, предусмотренным в лицензии.
2. Контроль за соблюдением лицензионных правил проводится в период осуществления лицензируемой деятельности периодичностью не более двух раз в год и продолжительностью не более двух дней.
Статья 19-5. Форма завершения государственного
фитосанитарного контроля
1. По результатам осуществления государственного фитосанитарного контроля государственным инспектором по защите растений составляется акт проверки.
2. Акт проверки составляется в трех (в случае обнаружения нарушений законодательства Республики Казахстан о защите растений - в четырех) экземплярах и подписывается государственным инспектором по защите растений соответствующей административно-территориальной единицы, проводившим проверку.
Первый экземпляр акта сдается в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр передается под роспись проверяемому физическому или юридическому лицу, третий остается у проверяющего государственного инспектора по защите растений, а четвертый направляется главному государственному инспектору по защите растений соответствующей административно-территориальной единицы для предъявления иска в суд в случае невыполнения предписаний государственного инспектора.
При отказе проверяемого субъекта от принятия акта проверки акт направляется заказным письмом с уведомлением.
3. Акт проверки регистрируется в специальном журнале регистрации, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью уполномоченного органа или его территориальных подразделений.
4. В случае обнаружения нарушений законодательства Республики Казахстан о защите растений государственный инспектор по защите растений по результатам проверки в пределах своей компетенции в зависимости от характера установленных нарушений составляет предписание по устранению нарушений, выносит постановление о наложении административного взыскания или составляет протокол об административном правонарушении и направляет иск в суд.
5. При отсутствии выявленных нарушений в акте проверки делается соответствующая отметка.
Глава 4-1. Общие требования безопасности в сфере оборота
пестицидов (ядохимикатов)
Сноска. Глава 4-1 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. N 209 (порядок введения в действие см. статью 2 ).
1. Упаковка и тара, предназначенные для пестицидов (ядохимикатов), должны обеспечивать безопасность при их хранении, перевозке и реализации продукции.
2. Материалы, используемые для упаковки и тары, должны быть специально приспособлены для защиты человека, окружающей среды от опасных свойств пестицидов (ядохимикатов).
3. Материалы, используемые для упаковки и тары, должны быть устойчивы к разрушающему или иному вредному воздействию составных веществ пестицидов (ядохимикатов) и не взаимодействовать с ними, вступая в реакцию, вызывающую:
1) возгорание и (или) выделение значительного количества тепла;
2) выделение легковоспламеняющихся, токсичных или удушающих газов;
3) образование других химически активных и опасных веществ.
1. Применение пестицидов (ядохимикатов) осуществляется с соблюдением технологии эффективного и безопасного применения, установленной в списке пестицидов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан.
2. Применение пестицидов (ядохимикатов) с нарушением требований технических регламентов запрещается.
3. Запрещается оставление неиспользованных пестицидов (ядохимикатов) на месте работы, кроме специально предназначенных для временного хранения мест.
1. Маркировка упаковки пестицидов (ядохимикатов) должна включать:
1) наименование и полный адрес заявителя (поставщика, изготовителя, дистрибьютора или импортера), включая номера телефона, факса, телекса, и электронный адрес;
2) наименование пестицида (ядохимиката) и его целевое назначение;
3) номинальное количество (массу или объем) пестицида (ядохимиката);
4) обозначение номера партии выпуска;
5) дату изготовления (выпуска);
6) знаки (пиктограммы) свойств опасности и классов воздействия на человека, окружающую среду и имущество;
7) рекомендации по безопасному хранению, перевозке, реализации, применению и утилизации продукции.
1. Хранение пестицидов (ядохимикатов) должно осуществляться в специально предназначенных для этого складских помещениях, отвечающих требованиям экологических, строительных и санитарно-эпидемиологических правил и норм.
2. Склады оборудуются приточной и вытяжной вентиляцией. Вытяжная вентиляция должна оборудоваться сухими фильтрующими элементами.
3. Хранение пестицидов (ядохимикатов) на складе допускается только после того, как помещение будет обследовано органами санитарно-эпидемиологической и пожарной службы с последующим составлением санитарного паспорта на право получения и хранения пестицидов (ядохимикатов).
4. Количество хранимых пестицидов (ядохимикатов) не должно превышать емкость склада, предусмотренную проектной документацией склада.
5. Разработка требований к условиям и порядку хранения пестицидов (ядохимикатов), а также контроль за соблюдением указанных требований осуществляются органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля.
1. Транспортировка пестицидов (ядохимикатов) осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами по вопросам перевозки опасных грузов транспортными средствами.
2. Категорически запрещается перевозка совместно с пестицидами (ядохимикатами) или в транспортных средствах, ранее использованных для перевозки пестицидов (ядохимикатов), пищевых продуктов, фуража и питьевой воды.
3. Транспорт, использованный для перевозки пестицидов (ядохимикатов), не может быть использован для перевозки других непищевых грузов без предварительной очистки и обеззараживания транспортного средства.
Глава 5. Финансирование мероприятий
по защите растений и ответственность за нарушение
законодательства о защите растений
Статья 20. Источники финансирования мероприятий
по защите растений
1. Мероприятия, осуществляемые за счет бюджетных средств, включают в себя:
1) проведение фитосанитарного мониторинга по выявлению мест заселения вредными и особо опасными вредными организмами;
2) закуп пестицидов (ядохимикатов) для проведения химических обработок против особо опасных вредных организмов, а также формирование, хранение и обновление запаса пестицидов (ядохимикатов);
3) таможенное оформление, хранение и доставку пестицидов (ядохимикатов) до мест выполнения работ;
4) проведение химической обработки мест заселения особо опасными вредными организмами выше экономического порога вредоносности;
5) проведение обезвреживания пестицидов (ядохимикатов), приобретенных за счет бюджетных средств;
6) проведение прикладных научных исследований в области защиты растений;
7) содержание, строительство и ремонт специальных хранилищ (могильников).
2. (исключен)
3. За счет средств владельцев объектов, подлежащих государственному фитосанитарному контролю в порядке, установленном уполномоченным органом, проводятся следующие фитосанитарные мероприятия:
1) обезвреживание пестицидов (ядохимикатов), приобретенных за счет собственных средств, по предписанию государственных инспекторов по защите растений;
2) проведение фитосанитарных мероприятий с вредными организмами;
3) проверка сельскохозяйственной продукции на содержание остаточного количества пестицидов (ядохимикатов).
4. Регистрационные и производственные испытания пестицидов (ядохимикатов) проводятся за счет средств производителей пестицидов (ядохимикатов) в порядке, установленном уполномоченным органом.
<*>
Сноска. В статью 20 внесены изменения - Законом РК от 9 июля 2004 г.
N 584
; от 20 декабря 2004 г.
N 13
(вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 21. Ответственность за нарушение
законодательства Республики
Казахстан о защите растений
1. Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о защите растений, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
(Прим.РЦПИ: см.
УК РК
(ст. 280); КоАП РК (ст.
294
,
307
).
2. Наложение штрафов либо иных взысканий не освобождает виновных лиц от возмещения ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
Президент
Республики Казахстан