Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
Сноска. По тексту слова "Уполномоченный орган по вопросам занятости" заменены словами "Уполномоченный орган" - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с местным исполнительным органом, для трудоустройства граждан Республики Казахстан из целевых групп с частичной компенсацией затрат работодателя на оплату их труда;
2) социальный контракт - соглашение между физическим лицом из числа безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан Республики Казахстан, участвующих в государственных мерах содействия занятости, и центром занятости населения, определяющее права и обязанности сторон;
3) вакансия - свободное рабочее место (должность) у работодателя;
4) рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на экономически активное население;
5) свободно избранная занятость - деятельность граждан Республики Казахстан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбору места работы и профессии;
6) субсидирование заработной платы - компенсация части затрат работодателя на оплату труда работников, трудоустроенных по направлениям центра занятости населения;
7) молодежная практика - вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности), организуемый местными исполнительными органами с учетом ситуации на региональном рынке труда;
8) частное агентство занятости - физическое или юридическое лицо, оказывающее содействие в трудоустройстве, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) трудоустройство - комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению трудовой занятости населения;
10) активные меры содействия занятости - меры государственной поддержки граждан Республики Казахстан и оралманов из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, осуществляемые государством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
11) занятость - трудовая деятельность, связанная с удовлетворением личных потребностей и (или) приносящая заработок или доход;
12) продуктивная занятость - занятость, обеспечивающая устойчивый экономический рост и социальный эффект;
13) безработные - физические лица трудоспособного возраста, которые не занимаются трудовой деятельностью, приносящей доход, ищущие работу и готовые трудиться;
14) безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части экономически активного населения;
15) социальная защита от безработицы - комплекс мер, осуществляемых государством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
16) малообеспеченные граждане Республики Казахстан (семьи) - физические лица трудоспособного возраста, которые в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеют право на адресную социальную помощь и (или) на ежемесячное государственное пособие, назначаемое и выплачиваемое на детей до восемнадцати лет;
17) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые местными исполнительными органами, не требующие предварительной профессиональной подготовки работника, имеющие социально-полезную направленность и выполняемые гражданами Республики Казахстан по направлению уполномоченного органа для обеспечения их временной занятостью;
18) целевые группы - группы лиц, установленные настоящим Законом как испытывающие затруднения в трудоустройстве и требующие социальной защиты;
19) центральный исполнительный орган - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере занятости населения, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию;
20) самостоятельно занятые - физические лица, индивидуально занятые производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, включая производство для собственного потребления, члены производственных кооперативов, неоплачиваемые работники семейных предприятий (хозяйств) и работодатели, использующие труд наемных работников;
21) уполномоченный орган - структурное подразделение местных исполнительных органов, обеспечивающее содействие занятости населения и социальную защиту от безработицы на региональном уровне;
22) длительная безработица - безработица длительностью двенадцать и более месяцев;
23) центр занятости населения - государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы, в целях реализации активных мер содействия занятости;
24) квота на привлечение иностранной рабочей силы - устанавливаемое ежегодно Правительством Республики Казахстан количество иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
25) экономически активное население (рабочая сила) - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров, работ и услуг (занятые в экономике и безработные);
26) экономически неактивное население - физические лица, которые не являются занятыми или безработными.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 2. Занятое население
К занятому населению относятся лица:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
3) самостоятельно занятые;
4) занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов;
6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
7) проходящие службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;
8) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений, на имущество которых учредители (участники) не сохраняют имущественных прав.
Сноска. Статья 2 в редакции - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан
о занятости населения
1. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
2. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 4. Основные принципы и направления
государственной политики в области занятости
населения
1. Государство обеспечивает проведение политики, способствующей достижению продуктивной и свободно избранной занятости граждан.
2. Государственная политика в сфере занятости направлена на:
1) обеспечение равных возможностей гражданам Республики Казахстан, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;
2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест;
3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики;
4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;
6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;
Примечание РЦПИ!
Подпункт 7) предусмотрено исключить Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012).
7) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;
8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;
9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;
10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;
11) формирование единой информационной базы рынка труда;
12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;
13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;
14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;
15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными Законом РК от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).
Статья 5. Государственные гарантии в сфере занятости
населения
1. Государство гарантирует гражданам в сфере занятости населения:
1) (исключен от 15 мая 2007 г. N 253)
2) социальную защиту от безработицы;
3) содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов.
2. Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.
В целевые группы входят:
малообеспеченные;
молодежь в возрасте до двадцати одного года;
воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет;
одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;
лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту);
инвалиды;
лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
оралманы;
выпускники организаций высшего и послевузовского образования;
лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица либо прекращением деятельности работодателя-физического лица, сокращением численности или штата работников.
Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законами РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.05.2007 N 253; от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Глава 2. Реализация государственной политики занятости
Статья 5-1. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области занятости населения и организует их осуществление;
2) утверждает порядок организации и финансирования общественных работ;
3) утверждает порядок организации и финансирования социальных рабочих мест;
4) утверждает порядок организации и финансирования молодежной практики;
5) утверждает порядок организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки;
6) утверждает порядок организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости;
7) утверждает порядок кредитования микрокредитных организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе;
8) утверждает порядок содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки;
9) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Сноска. Глава 2 дополнена статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 6. Центральный исполнительный орган
1. Порядок деятельности, правовой статус и компетенция центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан.
2. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции обязан:
1) осуществлять методическое и организационное руководство уполномоченными органами;
2) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу на основе создания единой информационной базы рынка труда, информировать население и Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда;
3) разрабатывать Республиканскую программу занятости населения;
4) принимать участие в рассмотрении проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;
5) исключен Законом РК от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
6) распределять квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы;
7) совместно с заинтересованными органами определять потребность в подготовке кадров и их трудоустройстве;
8) формировать единую информационную базу рынка труда;
9) разрабатывать и утверждать формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан";
9-1) разрабатывать и утверждать типовой устав центра занятости населения;
9-2) утверждать порядок определения критериев отнесения граждан Республики Казахстан, к самостоятельно занятым, безработным и малообеспеченным при реализации активных мер содействия занятости;
9-3) разрабатывать и утверждать формы для представления сведений о востребованных специальностях и вакантных рабочих местах для включения в базу данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест;
9-4) разрабатывать и утверждать типовые положения о районных (городских) и региональных комиссиях по вопросам реализации программ занятости населения;
10) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
3. Центральный исполнительный орган в пределах своей компетенции оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 11.01.2007 N 218 (вводится в действие со дня официального опубликования); от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).
Статья 7. Местные исполнительные органы
Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем:
1) разработки и исполнения региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости;
2) ежегодного определения целевых групп, проживающих на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и социальных мер по их защите;
3) поддержки создания дополнительных рабочих мест через развитие индивидуального предпринимательства, малого и среднего бизнеса;
4) оказания социальной защиты безработным;
5) организации общественных работ;
5-1) выдачи разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостановки и отзыва указанных разрешений;
5-2) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест;
5-3) создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
5-4) организации социальных рабочих мест;
5-5) установления квоты рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
5-6) установления квоты рабочих мест для несовершеннолетних выпускников интернатных организаций;
5-7) организации молодежной практики;
6) осуществления других мероприятий, способствующих занятости населения;
7) осуществления в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 27 января 2004 г. N 524 (вводится в действие с 1 марта 2004 г.); от 13 апреля 2005 г. N 40 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 29.04.2010 № 272-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 22.07.2011 № 478-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 8. Уполномоченный орган
1. Уполномоченный орган обязан: V021904
1) информировать обращающихся граждан и безработных о возможности получения работы, а работодателей - о возможности обеспечения рабочей силой;
2) оказывать содействие гражданам и безработным в выборе работы, выдавать направления для трудоустройства и обучения;
3) формировать банк данных по рынку труда;
4) не позднее десяти дней со дня обращения лиц регистрировать, ставить их на учет;
5) оказывать бесплатные услуги гражданам и безработным в профессиональной ориентации;
6) направлять безработных с их согласия на общественные работы;
7) направлять безработных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройства;
7-1) направлять на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных в случае их обращения;
7-2) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
8) выдавать безработному справку, что он зарегистрирован как безработный;
9) анализировать, прогнозировать спрос и предложение части экономически активного населения (рабочей силы) и информировать население, местные и центральный исполнительные органы о состоянии рынка труда;
10) реализовывать региональные программы занятости населения и специальные мероприятия, обеспечивающие содействие занятости целевым группам.
2. Уполномоченный орган имеет право:
1) направлять граждан и безработных к работодателям при наличии у последних потребности в рабочей силе;
2) вносить в местные исполнительные органы предложения по подготовке и проведению общественных работ в организациях, расположенных на их территории;
3) запрашивать у государственных органов, ведающих вопросами образования, в организациях образования, учебных курсов различных организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и планируемых к подготовке специалистов по конкретным профессиям (специальностям);
4) оказывать трудовое посредничество;
5) исключен Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными Законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 9. Участие работодателей в обеспечении
занятости населения
1. Работодатели участвуют в реализации государственной политики занятости путем:
1) оказания содействия в трудоустройстве с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
2) развития системы профессиональной подготовки и внутрипроизводственного обучения персонала;
2-1) подготовки кадров через организации образования, реализующие учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
3) сохранения и рационального использования кадрового потенциала квалифицированных работников в ходе структурных изменений;
4) содействия в организации и проведении общественных работ;
5) финансирования общественных работ за счет собственных средств;
6) принятия на работу на вакансии лиц, обратившихся по вопросу трудоустройства в соответствии с квалификационными требованиями, установленными в организациях;
7) страхования работников в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
2. Работодатель обязан:
1) предоставлять уполномоченному органу в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица либо прекращением деятельности работодателя-физического лица , сокращением численности или штата, количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроках, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за два месяца до начала высвобождения;
1-1) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
2) направлять уполномоченному органу сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней со дня их появления;
3) своевременно (в течение пяти рабочих дней со дня направления к нему уполномоченным органом граждан) извещать о приеме на работу или отказе в приеме на работу с указанием причины путем соответствующей отметки в направлении, выданном уполномоченным органом;
4) выполнять установленную квоту рабочих мест для инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и несовершеннолетних выпускников интернатных организаций;
5) представлять уполномоченному органу сведения о количестве прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и внутрипроизводственное обучение с указанием полученной специальности и квалификации.
3. Ответственность работодателей за нарушение требований настоящей статьи наступает в соответствии с законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 07.05.2007 N 244; от 15.05.2007 N 253; от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 29.04.2010 № 272-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 10. Частное агентство занятости
1. Частное агентство занятости имеет право:
1) консультировать обратившихся лиц по вопросам трудового законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан о занятости населения;
2) предоставлять информацию о возможности трудоустройства и оказывать обратившимся лицам содействие в трудоустройстве;
3) формировать сведения о работодателях и лицах, желающих трудоустроиться;
4) осуществлять подбор работников с учетом их соответствия квалификационным требованиям работодателя;
5) осуществлять набор работников для трудоустройства из одной страны в другую при наличии международных договоров;
6) организовывать профессиональную подготовку и переподготовку обратившихся лиц с последующим трудоустройством;
7) оформлять разрешительные документы на вывоз в случае трудоустройства лиц за границей.
2. Частное агентство занятости обязано:
1) не допускать любых форм дискриминации;
2) обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от обратившихся лиц;
3) не допускать эксплуатации детского труда, вербовки людей для сексуальной и (или) иной эксплуатации;
4) заключать договоры с обратившимися лицами о предоставлении услуг по трудовому посредничеству.
3. Частные агентства занятости взаимодействуют с государственными органами, работодателями по вопросам трудоустройства, создания рабочих мест и реализации программ занятости.
Примечание РЦПИ!
В пункт 4 предусмотрено изменение Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012).
4. Деятельность, связанная с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, осуществляется частными агентствами занятости при наличии лицензии на право занятия таким видом деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
Привлечение иностранной рабочей силы, а также вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу осуществляются только при условии гарантии возврата работника по истечении срока договора в свою страну путем внесения на имя работника гарантийного взноса в банки страны трудоустройства.
Порядок, условия внесения и размеры гарантийного взноса в банки Республики Казахстан определяются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 10 в редакции Закона РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 06.07.2007 N 276; от 22.07.2011 № 478-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 11. Привлечение иностранной рабочей силы
1. В целях защиты внутреннего рынка труда Правительством Республики Казахстан устанавливается ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
Нормы настоящего Закона о квотировании иностранной рабочей силы и выдаче разрешений иностранному работнику на трудоустройство и работодателям на привлечение иностранной рабочей силы не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства:
работающих в региональном финансовом центре города Алматы на должностях руководителей и специалистов с послесредним и высшим образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
работающих в автономных организациях образования, их организациях, а также в «Назарбаев Фонд» на должностях руководителей и специалистов с высшим образованием;
работающих на должностях руководителей и преподавателей с высшим образованием с подтвержденными документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в высших учебных заведениях, развитие которых предусмотрено государственными программами индустриально-инновационного развития.
2. Центральный исполнительный орган распределяет квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, между областями, городами Астаной и Алматы.
2-1. Местные исполнительные органы на территории соответствующей административно-территориальной единицы выдают разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и иностранным работникам на трудоустройство, за исключением лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан, для осуществления трудовой деятельности в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения.
3. Порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и иностранным работникам на трудоустройство определяются Правительством Республики Казахстан.
4. Уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, должны отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям рабочих и должностям руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с квалификационным справочником работ и профессий и квалификационным справочником должностей служащих.
Примечание РЦПИ!
Пункт 5 предусмотрено исключить Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012).
5. Условия и порядок выдачи лицензий на деятельность, связанную с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, определяются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 27.01.2004 N 524 (вводится в действие с 01.03.2004); от 05.06.2006 N 146 (порядок введения в действие см. ст.2); от 12.01.2007 N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); от 06.07.2007 N 276; от 27.07.2007 N 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 19.01.2011 № 395-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 22.07.2011 № 478-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 12. Республиканская и региональные программы
занятости населения
1. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе стратегического плана развития Республики Казахстан и программ развития территорий разрабатывают и утверждают программы занятости населения, предусматривающие:
1) меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;
2) меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;
3) организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
4) поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;
5) организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки граждан Республики Казахстан с учетом потребности на рынке труда;
6) организацию и совершенствование общественных работ;
7) меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
8) интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;
9) совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;
10) создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ;
11) мероприятия, направленные на реализацию активных мер содействия занятости.
2. Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 12-1. Центр занятости населения
Центр занятости населения осуществляет:
1) отбор и распределение граждан Республики Казахстан и оралманов по категориям для участия в активных мерах содействия занятости, определение их нуждаемости в социальной поддержке в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) оказание адаптационных услуг и психологическую поддержку граждан Республики Казахстан и оралманов, являющихся участниками активных мер содействия занятости;
3) заключение социальных контрактов с гражданами Республики Казахстан и оралманами, являющимися участниками активных мер содействия занятости;
4) организацию реализации активных мер содействия занятости, предусмотренных статьей 20-1 настоящего Закона;
5) предоставление иных мер государственной поддержки участникам активных мер содействия занятости.
Сноска. Глава 2 дополнена статьей 12-1 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 3. Государственная социальная защита от
безработицы
Статья 13. Права граждан в сфере занятости
Сноска. Статья 13 исключена в соответствии с Законом РК от 15 мая 2007 г. N 253.
Статья 14. Государственная социальная защита от
безработицы
Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы: P090603
1) содействие в трудоустройстве;
2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;
3) организация общественных работ и оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
3-1) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
4) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами;
5) оказание активных мер содействия занятости.
Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 15. Регистрация безработных
1. Лица, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган по месту жительства за содействием в трудоустройстве.
Примечание РЦПИ!
В пункт 2 предусмотрены изменения Законом РК от 12.01.2007 N 224 (вводятся в действие с 01.01.2012).
2. Решение о признании лица, ищущего работу, безработным принимается уполномоченным органом при предъявлении следующих документов:
удостоверения личности (паспорта);
документов, подтверждающих трудовую деятельность;
свидетельства о присвоении социального индивидуального кода (СИК);
регистрационного номера налогоплательщика (РНН);
документа, удостоверяющего его профессиональную квалификацию (при наличии), а для лица, впервые ищущего работу, но не имеющего профессию (специальность), - документа об образовании.
3. Кроме документов, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, лицо, ищущее работу, прилагает сведения о полученных доходах (носят заявительный характер).
4. Иностранцы и лица без гражданства предоставляют, кроме того, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан и удостоверение лица без гражданства с отметкой о регистрации в органах внутренних дел.
5. Оралманы предоставляют удостоверение оралмана, выданное территориальными органами уполномоченного органа по вопросам миграции населения.
6. Уполномоченный орган не позднее десяти календарных дней со дня предъявления документов, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, регистрирует обратившихся лиц в качестве безработных по месту их жительства путем занесения сведений в карточку персонального учета (компьютерная база данных), форма которой утверждается центральным исполнительным органом.
7. Безработные, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны не реже одного раза в течение десяти календарных дней отмечаться в уполномоченном органе, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.
Сноска. Статья 15 в редакции Закона РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 06.07.2007 N 276; от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 16. Снятие с учета безработного
1. Уполномоченный орган снимает с учета безработного в случаях:
1) письменного отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
2) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления уполномоченным органом по месту предложенного трудоустройства или обучения;
3) неявки без уважительных причин в течение пяти рабочих дней по вызову в уполномоченный орган для получения направления на работу, учебу;
4) самовольного, без уважительной причины прекращения безработным участия в общественных работах или обучения по направлению уполномоченного органа;
5) нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения уполномоченного органа, предусмотренных пунктом 7 статьи 15 настоящего Закона;
6) перемены места жительства;
7) отнесения к категории занятых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона;
8) осуждение безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по решению суда;
9) назначения пенсии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Безработные, снятые с учета в соответствии с подпунктами 1)-6) пункта 1 настоящей статьи, повторно могут зарегистрироваться в уполномоченном органе только по истечении тридцати календарных дней со дня снятия с учета.
Сноска. В статью 16 внесены изменения - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 17. Обязанности зарегистрированных безработных
1. Безработные обязаны:
1) соблюдать настоящий Закон;
2) соблюдать порядок, условия и сроки посещения уполномоченных органов;
3) обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного уполномоченным органом;
4) своевременно (в течение пяти рабочих дней) предоставлять уполномоченному органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:
перемену места жительства;
трудоустройство на постоянную, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;
занятие предпринимательской деятельностью;
учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
установление или изменение группы инвалидности;
назначение пенсии и получение иных доходов.
2. В случае сокрытия вышеперечисленных сведений или предоставления заведомо ложных сведений или поддельных документов безработные снимаются с регистрации и могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.
Сноска. В статью 17 внесены изменения - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
Статья 18. Подходящая работа
1. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места, а для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных также работа в режиме гибкого и неполного рабочего времени. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.
2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан.
3. Для занятых из числа малообеспеченных подходящей считается работа, соответствующая условиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, среднемесячная заработная плата за которую выше, чем по их последнему месту работы.
Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 15 мая 2007 г. N 253; от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Статья 18-1. Социальное рабочее место
1. Создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом.
2. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест.
3. Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
1) предназначено специально для целевых групп;
2) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.
4. Исключен Законом РК от 27.06.2011 № 444-IV.
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 18-1 в соответствии с Законом РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 18-2. Молодежная практика
1. Создание рабочего места для прохождения молодежной практики осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом.
2. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования молодежной практики.
3. Молодежная практика организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:
1) предназначено специально для зарегистрированных безработных из числа выпускников организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, не старше двадцати девяти лет;
2) выполняемая работа должна соответствовать полученной выпускником профессии (специальности) либо уровню его квалификации;
3) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
4) оплата труда участников молодежной практики осуществляется за счет бюджетных средств.
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 18-2 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 19. Профессиональная подготовка, переподготовка
и повышение квалификации
1. Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации:
1) безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации;
2) занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных;
3) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV.
2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации производятся по направлению уполномоченного органа в организациях образования либо на предприятиях, имеющих право на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет бюджетных средств с учетом потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется с учетом требований трудового законодательства Республики Казахстан.
Безработные, занятые и лица, занятые уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в целевые группы.
4. Лица, направленные уполномоченным органом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации , самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение по истечении года со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными Законами РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 20. Общественные работы
1. Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами в организациях и финансируются за счет бюджетных средств и средств работодателей по их заявкам.
2. Участие граждан в общественных работах осуществляется в порядке очередности согласно дате регистрации. Право в приоритетном порядке участвовать в общественных работах имеют безработные, входящие в целевые группы.
3. Лица, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в общественных работах, повторно могут направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.
4. Общественные работы организуются путем создания временных рабочих мест и имеют следующие особенности:
1) предназначены специально для безработных;
1-1) прекратил действие с 01.01.2011 в соответствии с Законом РК от 05.05.2009 N 159-IV;
2) количество рабочих мест практически не ограничено, работы носят временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;
3) возможность организовать работы на условиях неполного рабочего дня и по гибкому графику;
4) обладают экономической, социальной и экологической полезностью для региона;
5) предоставляют возможность временного трудоустройства лицам, не имеющим специального образования.
5. По решению местных исполнительных органов:
1) определяются спрос и предложение на общественные работы;
2) утверждаются перечень организаций в регионах, виды, объемы и конкретные условия общественных работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования.
6. К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
7. Порядок организации и финансирования общественных работ определяется Правительством Республики Казахстан.
8. На лиц, участвующих в оплачиваемых общественных работах, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
9. Настоящим Законом не регулируются правоотношения по привлечению к общественным работам, предусмотренным уголовным законодательством.
Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законами РК от 22.10.2005 N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 15.05.2007 N 253; от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 20-1. Активные меры содействия занятости
1. Активные меры содействия занятости включают:
1) обучение и содействие в трудоустройстве;
2) содействие развитию предпринимательства на селе;
3) повышение мобильности трудовых ресурсов.
2. Меры, направленные на обучение и содействие в трудоустройстве, реализуются путем:
1) консультации по вопросам обучения и трудоустройства;
2) направления на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки с выплатой стипендии;
3) предоставления субсидий обучающимся (на проезд до места обучения и обратно, проживание в общежитии или возмещение затрат, связанных с наймом (арендой) жилища);
4) поиска подходящих вакансий и содействия трудоустройству (в том числе на социальные рабочие места);
5) частичного субсидирования заработной платы физических лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости;
6) психологической адаптации.
3. Меры, направленные на содействие развитию предпринимательства на селе, реализуются путем:
1) предоставления микрокредитов;
2) развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
3) предоставления консультативных услуг;
4) обучения основам предпринимательства.
4. Меры, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов, реализуются путем:
1) предоставления субсидий на переезд;
2) обучения на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также содействия в трудоустройстве на новом месте жительства;
3) психологической адаптации;
4) предоставления служебных жилищ гражданам Республики Казахстан, участвующим в активных мерах содействия занятости.
Сноска. Глава 3 дополнена статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 27.06.2011 № 444-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 4. Государственный контроль и отчетность в сфере занятости населения
Сноска. Заголовок главы 4 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 21. Ведомственное статистическое наблюдение в
сфере занятости населения
Сноска. Заголовок в редакции Закона РК от 19.03.2010 № 258-IV.
1. Для объективной оценки положения в области занятости населения, а также ситуации на рынке труда, ее прогнозирования и регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан проводятся ведомственные статистические наблюдения.
2. Физические и юридические лица, занимающиеся трудовым посредничеством, а также работодатели, получившие разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или у которых работают иностранные работники, получившие разрешения на трудоустройство, обязаны представлять первичные статистические данные в уполномоченный орган и органы внутренних дел в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Уполномоченные органы обмениваются на безвозмездной основе с уполномоченным органом в области государственной статистики, налоговыми органами, органами внутренних дел и другими заинтересованными государственными органами на республиканском и региональном уровнях отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Уполномоченные органы представляют первичные статистические данные в центральный исполнительный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 06.07.2007 N 276; от 05.05.2009 N 159-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 29.12.2010 № 372-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 22.07.2011 № 478-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 22. Органы, осуществляющие государственный
контроль в сфере занятости населения
Сноска. Заголовок статьи 22 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Государственный контроль в сфере занятости населения осуществляется центральным исполнительным органом и его территориальными подразделениями.
Государственный контроль в сфере занятости населения участниками регионального финансового центра города Алматы осуществляют государственные инспекторы труда уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.
Сноска. В статью 22 внесены изменения - Законом РК от 22 октября 2005 года N 84 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 5 июня 2006 года N 146 (порядок введения в действие см. ст.2); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 22-1. Государственный контроль в сфере занятости
населения
1. Государственный контроль в сфере занятости населения осуществляется в форме проверки и иных формах.
2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
Сноска. Статья 22-1 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 23. Ответственность за нарушение
законодательства Республики Казахстан о
занятости населения
Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Республики Казахстан о занятости населения, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Сноска. В статью 23 внесены изменения - Законом РК от 27 января 2004 г. N 524 (вводится в действие с 1 марта 2004 г.); от 16.01.2009 N 121 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
Президент
Республики Казахстан