В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).
1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере государственного контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих вице-министров торговли и интеграции, национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования
Министр национальной экономики Республики Казахстан
|
__________А. Куантыров
|
Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан - Министр торговли и интеграции Республики Казахстан
|
__________Б. Сұлтанов
|
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
|
Приложение 1 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2022 года № 24 и Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министр торговли и интеграции Республики Казахстан от 14 марта 2022 года № 139-НҚ |
Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений
Сноска. Приложение 1 – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, создающие предпосылки на причинение вреда жизни, здоровью человека и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;
2) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям;
3) субъекты контроля в области обеспечения единства измерений – физические или юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обеспечением единства измерений на территории Республики Казахстан;
4) риск в области обеспечения единства измерений – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
5) грубые нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, влекущие непосредственное причинение вреда жизни, здоровью человека и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;
6) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
7) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в сфере обеспечения единства измерений и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
8) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
9) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
10) проверочный лист - перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
3. Критерии оценки степени риска в области обеспечения единства измерений для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
5. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для законных интересов физических и юридических лиц, государства.
6. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля распределяются по трем степеням риска (высокая, средняя и низкая).
В области обеспечения единства измерений к высокой степени риска по объективным критериям относятся субъекты (объекты) контроля осуществляющие виды деятельности, связанные с применением средств измерений, методик выполнения измерений, установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию и нормативными правовыми актами.
К средней степени риска – субъекты (объекты) контроля связанные с деятельностью с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций.
К низкой степени риска – субъекты осуществляющие производство стандартных образцов, аттестованных смесей, поверочных газовых смесей.
7. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой или средней степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Глава 3. Субъективные критерии
8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) анализ информации и оценка рисков;
2) формирование базы данных и сбор информации.
9. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта));
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;
3) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации;
4) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;
5) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
6) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.
На основании имеющихся источников информации, орган государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений формирует субъективные критерии, подлежащие оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
10. Субъективные критерии разработаны на основании требований проверочных листов, несоблюдение которых в соответствии с субъективными критериями оценки степени рисков субъектов в области обеспечения единства измерений соответствуют определенной степени нарушения. В отношении каждого требования из проверочных листов определяется степень нарушения – грубое, значительное и незначительное.
Субъективные критерии определены для субъектов в области обеспечения единства измерений согласно приложению к настоящим Критериям.
11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
12. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Глава 4. Управление рисками
13. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый критериями оценки степени риска органа государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений, посредством применения субъективных критериев.
14. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска органа государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
15. Система оценки и управления рисками государственными органами ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
|
Приложение к критериям оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений |
Субъективные критерии в области обеспечения единства измерений
№
|
Субъективные критерии
|
Степень нарушения
|
Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля)
|
1.
|
Неисполнение рекомендаций выданных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля
|
грубое
|
Результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля
|
2.
|
Наличие поверки средств измерений, перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации удостоверенной оттиском поверительного клейма
|
грубое
|
3.
|
Наличие метрологически аттестованных и зарегистрированных в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений методик выполнения измерений, применяемых при измерениях
|
грубое
|
4.
|
Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений установленного образца.
|
грубое
|
5.
|
Наличие сертификата о метрологической аттестации средств измерений установленного образца, срок действия которого устанавливается при его выдаче, для средств измерений, выпускаемых в обращение в единичных экземплярах
|
грубое
|
6.
|
Наличие калибровки эталонов единиц величин, поверки или калибровки средств измерений для передачи размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а в случае отсутствия в Республике Казахстан государственных эталонов единиц величин – от национальных эталонов единиц величин других государств, степень эквивалентности которых подтверждена в базе данных ключевых сличений Международного бюро мер и весов
|
грубое
|
7.
|
Наличие сличения Государственных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин других государств
|
грубое
|
8.
|
Наличие применяемых методик выполнения измерений при испытаниях объектов исследований с целью оценки их параметров с установленной точностью, а также для проведения учетных операций
|
грубое
|
9.
|
Наличие методики выполнения измерении в виде национального стандарта
|
грубое
|
10.
|
Проведение метрологической аттестации методики выполнения измерений проводимые с целью установления (подтверждения) предъявляемых к ней метрологических требований
|
грубое
|
11.
|
Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений в Государственном научном метрологическом центре, юридическими лицами, аккредитованными на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений
|
грубое
|
12.
|
Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений прошедшей экспертизу представленного комплекта документов на предмет подтверждения соответствия методики выполнения измерений установленным требованиям путем оценивания правильности (обоснованности):
1) модели измерений;
2) сведений, приведенных при описании бюджета неопределенности или структуры образования погрешности результата измерений, полученных при разработке методики выполнения измерений;
3) плана и объема экспериментальных исследований, включая методы отбора и подготовки проб;
4) выбора средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, технических средств и материалов, использованных при проведении экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
5) выбора условий проведения экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
6) выбора способов и средств обработки результатов экспериментальных исследований методики выполнения измерений, включая программное обеспечение;
7) выбора способов представления характеристик погрешности или способов представления неопределенности;
8) выбора предложенных процедур контроля показателей точности результатов измерений
|
грубое
|
13.
|
Проведение дополнительных экспериментальных метрологических исследований методики выполнения измерений при необходимости подтверждения правильности выбора метода и средств измерений, а также полноты требований, содержащихся в методике выполнения измерений
|
значительное
|
14.
|
Наличие заключения по результатам экспертизы методики выполнения измерений
|
значительное
|
15.
|
Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений при положительных результатах метрологической экспертизы
|
грубое
|
16.
|
Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания методики выполнения измерений государствами-членами Евразийского экономического союза
|
грубое
|
17.
|
Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания в странах Содружества Независимых Государств
|
грубое
|
18.
|
Проведение повторной метрологической аттестации методики выполнения измерений при:
1) изменении исходных данных или метрологических характеристик методики выполнения измерений;
2) внесении изменений и дополнений в процедуру проведения измерений;
3) истечении срока действия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений
|
значительное
|
19.
|
Наличие заключения о возврате на доработку методики выполнения измерений при отрицательных результатах экспертизы
|
значительное
|
20.
|
Наличие зарегистрированных межгосударственных, национальных стандартов в области обеспечения единства измерений, устанавливающих методику выполнения измерения
|
значительное
|
21.
|
Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений, зарегистрированного в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан при положительных результатах метрологической экспертизы
|
грубое
|
22.
|
Наличие в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений метрологически аттестованной методики выполнения измерений разработанной в государстве-участнице "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений"
|
грубое
|
23.
|
Наличие одного экземпляра методики выполнения измерений, со штампом "Зарегистрировано", с указанием регистрационного номера, даты и срока действия регистрации
|
значительное
|
24.
|
Предоставление следующих документов для включения в число пользователей методики выполнения измерений других предприятий, если методика выполнения измерения зарегистрирована для использования в пределах одного предприятия:
1) заявки;
2) учтенного экземпляра методики выполнения измерений;
3) копии свидетельства об аттестации методики выполнения измерений;
4) разрешения от держателя подлинника методики выполнения измерений на ее использование (оригинал либо нотариально заверенная копия)
|
значительное
|
25.
|
Перевод методик выполнения измерений используемых для получения результатов измерений с наивысшей точностью, примененных для оценки правильности измеренных значений величины, полученных с помощью других методик выполнения измерений величин того же рода, а также для калибровки средств измерений или для определения характеристик стандартных образцов, путем аттестации в референтную методику выполнения измерений
|
грубое
|
26.
|
Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений, принимаемой в качестве референтной, Государственным научным метрологическим центром и аккредитованным юридическими лицами
|
грубое
|
27.
|
Соблюдение требования, согласно которого в случае метрологической аттестации методик выполнения измерений в качестве референтной из числа метрологически аттестованных методик выполнения измерений при неизменности приписанных характеристик дополнительно к ранее проведенным исследованиям проводятся теоретические и экспериментальные исследования и подтверждение соответствия
|
грубое
|
28.
|
Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики (метода) измерений, в случае если аттестация референтной методики проводится в отношении вновь разработанной методики (метода) измерений
|
значительное
|
29.
|
Наличие документов направленных исполнителем по окончанию проведения метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений для ее утверждения в уполномоченный орган в области обеспечения единства измерений:
1) документ, содержащий референтную методику выполнения измерений (описание референтной методики выполнения измерений);
2) заключение о соответствии референтной методики выполнения измерений, установленным метрологическим требованиям к измерениям;
3) отчет, утвержденный руководителем исполнителя и содержащий результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований;
4) копию свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений
|
значительное
|
30.
|
Наличие на свидетельстве о метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений штампа: "Зарегистрировано в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, в качестве референтной методики выполнения измерений" с указанием регистрационного номера и даты регистрации
|
незначительное
|
31.
|
Внесение изменений в референтную методику выполнения измерений разработчиком и представление на аттестацию и утверждение
|
значительное
|
32.
|
Наличие государственных эталонов единиц величин, предназначенных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров эталонам единиц величин, средствам измерений данных величин на территории Республики Казахстан
|
грубое
|
33.
|
Наличие эталонов единиц величин у субъектов аккредитации предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров другим средствам измерений данных величин
|
грубое
|
34.
|
Создание государственных эталонов единиц величин в соответствии с техническим заданием, в котором устанавливаются требования к метрологическим и техническим характеристикам эталонов единиц величин, а также этапы их создания
|
значительное
|
35.
|
Создание эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с техническим заданием или документом в области обеспечения единства измерений, устанавливающим требования к метрологическим и техническим характеристикам
|
значительное
|
36.
|
Исключение ранее утвержденного государственного эталона единиц величин из числа государственных или перевод в более низкий разряд только по результатам экспериментальных исследований или в случае создания и утверждения нового государственного эталона, с более высокими метрологическими характеристиками
|
грубое
|
37.
|
Регистрация в реестре государственной системы обеспечения единства измерений государственных эталонов единиц величин
|
грубое
|
38.
|
Формирование и утверждение перечня эталонов единиц величин по форме, согласно приложения к правилам создания, утверждения, хранения, применения и сличения государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов
аккредитации
|
грубое
|
39.
|
Субъекты аккредитации в случае внесения изменений в утвержденный перечень эталонов единиц величин в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня внесения изменений направляют соответствующие сведения в Государственный научный метрологический центр
|
значительное
|
40.
|
Применение государственных эталонов единиц величин для работ, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц величин, сличениями эталонов единиц величин, а также для научно-исследовательских работ
|
значительное
|
41.
|
Хранение и применение Государственных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с нормативным документом по стандартизации, эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с руководством по эксплуатации или соответствующим разделом технического описания
|
значительное
|
42.
|
Субъекты аккредитации осуществляют ведение журнала, в котором регистрируются работы, проведенные на эталоне единиц величин, в том числе профилактические и ремонтные работы
|
значительное
|
43.
|
Поверочные лаборатории передают данные о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра
|
грубое
|
44.
|
Наличие первичной поверки на средства измерений, прошедшие испытания для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, и внесенные в реестр государственной системы обеспечения единства измерений, а также выпускаемые из производства и после ремонта
|
грубое
|
45.
|
Проведение периодической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации
|
грубое
|
46.
|
Проведение внеочередной поверки при эксплуатации средств измерений до окончания срока действия сертификата о поверке средств измерений
|
грубое
|
47.
|
Проведение инспекционной поверки средств измерений при осуществлении государственного метрологического контроля и метрологического контроля для установления их исправности, правильности результатов последней поверки, уточнения принятой периодичности и установления правильности эксплуатации средств измерений
|
значительное
|
48.
|
Проведение экспертной поверки, при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к эксплуатации
|
значительное
|
49.
|
Наличие прослеживаемости применяемых для поверки эталонов единиц величин, поверяемых средств измерений до государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан
|
грубое
|
50.
|
Осуществление поверки средств измерений аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений на договорных условиях
|
грубое
|
51.
|
Поверка средств измерений на основании заявки владельца (пользователя) средства измерений, изготовителя средств измерений, государственных органов
|
значительное
|
52.
|
Поверка средств измерений в стационарных или передвижных поверочных лабораториях,
непосредственно на местах расположения средств измерений (местах их изготовления, ремонта или эксплуатации)
|
значительное
|
53.
|
Средства измерений на поверку представляются расконсервированными, очищенными от грязи пыли, вместе с паспортом, техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки и сертификатом о поверке средств измерений (при наличии), а также необходимыми комплектующими устройствами
|
значительное
|
54.
|
Наличие поверки средств измерений в ограниченном диапазоне или для применяемого числа диапазонов величин (на средство измерений наносится заявителем отчетливая надпись или условное обозначение, определяющие область их применения)
|
значительное
|
55.
|
Оформление результатов первичной, периодической и внеочередной поверок средств измерений осуществляемых в соответствии с методиками поверки средств измерений
|
грубое
|
56.
|
Срок действия сертификата о поверке средств измерений указывается с учетом периодичности поверки средства измерений
|
грубое
|
57.
|
Наличие извещения о непригодности к применению средства измерения
|
грубое
|
58.
|
Наличие сведений в поверочной лаборатории по передаче заявителю средства измерения с оформленным сертификатом или извещением о непригодности, а также передаче в Государственный научный метрологический центр сведений о поверенном средстве измерений для осуществления электронного учета данных о поверяемых средствах измерений
|
грубое
|
59.
|
Наличие заключения, по результатам экспертной поверки, проводимой по письменному обращению государственных органов, физических или юридических лиц при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, об исправности средств измерений и пригодности средств измерений к эксплуатации и правильности эксплуатации средств измерений
|
значительное
|
60.
|
Признание результатов поверки средств измерений, проведенной в государстве-члене Евразийского экономического союза
|
значительное
|
61.
|
Признание первичной поверки средств измерений, проводимой лабораториями или иными подразделениями зарубежных фирм выполняющими поверку (калибровку) средств измерений
|
значительное
|
62.
|
В случае выявления ошибок (опечаток) в сертификате о поверке средств измерений, допускается его замена с указанием номера и даты выдачи заменяемого сертификата о поверке средств измерений
|
значительное
|
63.
|
Установление периодичности поверки средств измерений (первичное значение) при проведении испытаний для целей утверждения типа или метрологической аттестации
|
грубое
|
64.
|
Назначение единого интервала между поверками (межповерочный интервал) при определении периодичности поверки для группы однотипных средств измерений для всех средств измерений данной группы
|
грубое
|
65.
|
При назначении периодичности поверки применяются критерии двух видов – нормируемые показатели метрологической надежности (нестабильности) средства измерений и экономический критерий оптимальности периодичности поверки, обеспечивающий максимальный экономический эффект эксплуатации средства измерений
|
значительное
|
66.
|
Внесение изменений периодичности поверки, на основе предложений Государственным научным метрологическим центром, заинтересованных физических или юридических лиц с учетом результатов поверки средств измерений при эксплуатации средств измерений
|
значительное
|
67.
|
Установление значения периодичности поверки в календарном времени для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых обусловлено старением (не зависит от интенсивности эксплуатации средства измерений), и в значениях наработки для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых является следствием износа элементов средств измерений (зависящего от интенсивности эксплуатации)
|
значительное
|
68.
|
Установление значения периодичности поверки до 1 года в месяцах (эксплуатации или наработки) из ряда: 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; и свыше 12 месяцев в годах
|
значительное
|
69.
|
Назначение периодичности поверки осуществляется на основании моделирования зависимости показателей точности или метрологической надежности средств измерений от времени (наработки), прошедшего с момента последней поверки
|
значительное
|
70.
|
Представление документов в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата для переаттестации поверителя
|
значительное
|
71.
|
Наличие регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений поверителя, прошедшего аттестацию (переаттестацию) с указанием номера регистрации на сертификате об аттестации (переаттестации)
|
значительное
|
72.
|
Исключение из реестра государственной системы обеспечения единства измерений в срок пять рабочих дней со дня принятия решения об отзыве сертификата и направление уведомления в организацию
|
значительное
|
73.
|
Руководство организации, в которой работает поверитель, в срок трех рабочих дней со дня получения уведомления направляет сертификат в Государственный научный метрологический центр
|
значительное
|
74.
|
Для переаттестации поверителя документы представляются в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата
|
значительное
|
75.
|
По результатам метрологической экспертизы Государственный научный метрологический центр направляет разработчику нормативно правового акта заключение по метрологической экспертизе нормативного правового акта
|
грубое
|
76.
|
В случае утери сертификата поверитель:
1) опубликовывает в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, сведения о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата;
2) подает заявление в Государственный научный метрологический центр о признании сертификата недействительным и о выдаче дубликата сертификата с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия, с приложением документа, подтверждающего опубликование сведений о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата
|
значительное
|
77.
|
Выдача дубликата сертификата поверителя в срок 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления в Государственный научный метрологический центр
|
значительное
|
78.
|
Направление заявления поверителем в Государственный научный метрологический центр о выдаче дубликата сертификата, с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия с приложением испорченного оригинала сертификата в случае порчи сертификата
|
значительное
|
79.
|
На дубликате сертификата в правом верхнем углу указывается слово "Дубликат", с сохранением номера, даты выдачи и срока действия ранее выданного оригинала сертификата
|
значительное
|
80.
|
Использование годовых поверительных клейм в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал год и более
|
значительное
|
81.
|
Использование квартальных поверительных клейм, в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал менее одного года
|
значительное
|
82.
|
Индивидуальный знак поверителя средств измерений присваивается руководителем поверочной лаборатории и состоит из одного символа, обозначаемого буквой казахского или латинского алфавита
|
значительное
|
83.
|
Поверочные лаборатории, вновь аккредитованные на право поверки средств измерений, представляют заявку на изготовление поверительных клейм в Государственный научный метрологический центр после получения аттестата аккредитации
|
значительное
|
84.
|
Хранение поверительных клейм в поверочных лабораториях возлагается на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории, которое ведет журналы выдачи и приемки поверительных клейм
|
значительное
|
85.
|
Хранение поверительных клейм и журнала в несгораемом шкафу, доступ к которому имеет руководитель поверочной лаборатории или уполномоченное лицо
|
незначительное
|
86.
|
Ведение учета и проверки на ежеквартальной основе состояния поверительных клейм руководителем поверочной лаборатории
|
значительное
|
87.
|
Наличие в журнале отметки поверителя средств измерений, о сдаче неиспользованных поверительных клейм
|
значительное
|
88.
|
Наличие акта гашения и/или уничтожения поверительных клейм в случае повреждения или истечения срока применения поверительных клейм
|
значительное
|
89.
|
Соответствие поверительных клейм нижеследующим способам нанесения:
1) ударный (металлическое и латунное клейма);
2) наклеивание (самоклеящийся лейбл);
3) пломбирование (пластиковая пломба).
|
значительное
|
90.
|
Метрологическая экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, технических регламентов, а также проектов межгосударственных и национальных стандартов (за исключением стандартов, разрабатываемых на основе международных и региональных стандартов с идентичной степенью соответствия), содержащих требования к измерениям, средствам измерений, в том числе стандартным образцам является обязательной и проводится Государственным научным метрологическим центром
|
грубое
|
91.
|
Наличие метрологической экспертизы стандартов на продукцию и услуги, работы (процессы), методы контроля (испытаний, измерений, анализа) которые устанавливают:
1) требования к характеристикам точности измерений, достоверности измерительного контроля;
2) требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
3) методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
4) данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
5) применение стандартных образцов;
6) методики поверки и калибровки средств измерений.
|
грубое
|
92.
|
Решение об утверждении типа стандартного образца принимается уполномоченным органом осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии на основании положительных результатов метрологической экспертизы, проводимой Государственным научным метрологическим центром и удостоверяется сертификатом об утверждении типа стандартного образца
|
грубое
|
93.
|
Для проведения метрологической экспертизы документов по разработке стандартного образца заявитель направляет в Государственный научный метрологический центр следующие документы:
1) заявление с указанием наименования, назначения и области применения стандартного образца;
2) техническое задание на разработку стандартного образца;
3) научно-технический отчет, содержащий сведения о результатах работ по пунктам технического задания;
4) копии или реквизиты документов, подтверждающих поверку средств измерений и/или аттестацию методики выполнения измерения, использованных для определения аттестованных значений;
5) два экземпляра проектов описания типа стандартного образца, паспорт стандартного образца, этикетку стандартного образца;
6) один экземпляр стандартного образца или его фотографию
|
значительное
|
94.
|
Передача данных поверочной лабораторией о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра
|
грубое
|
95.
|
Разработка методики поверки:
1) предприятиями-разработчиками (изготовителями) средств измерений, при подготовке средств измерений к производству и выпуску в обращение в Республике Казахстан;
2) пользователями средств измерений при их эксплуатации;
3) физическими и юридическими лицами по заявке пользователя или изготовителя
|
значительное
|
96.
|
Соответствие количества фасованной и расфасованной продукции количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, документах, подтверждающий факт приобретения продукции
|
грубое
|
97.
|
Соответствие массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество отчуждаемой продукции количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, в том числе документах, подтверждающий факт приобретения продукции
|
грубое
|
98.
|
Использование исправных средств измерений, погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений, при совершении торговых операций расфасованной продукции при ее реализации и продукции отчуждаемой
|
грубое
|
Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений
|
99.
|
Наличие одной подтвержденной жалобы или обращения о нарушениях в области обеспечения единства измерений
|
значительное
|
100.
|
Наличие двух или более подтвержденных жалоб или обращений о нарушениях в области обеспечения единства измерений
|
грубое
|
Анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации
|
101.
|
Наличие официальных сообщений на интернет ресурсах государственных органов, в средствах массовой информации о нарушениях в области обеспечения единства измерений
|
значительное
|
Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями
|
102.
|
Наличие подтвержденных сведений о нарушениях в области обеспечения единства измерений
|
грубое
|
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля
|
103.
|
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков
|
грубое
|
104.
|
Отсутствие сертификата о поверке или метрологической аттестации используемых средств измерений и испытательного оборудования
|
грубое
|
105.
|
Применение методик выполнения измерений без регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений в результате мониторинга портала государственных закупок и (или) отчета отраслевой организации
|
грубое
|
106.
|
Поверка средств измерений, метрологической аттестации методик выполнения измерений без аккредитации в результате мониторинга портала государственных закупок и (или) отчета отраслевой организации
|
грубое
|
|
Приложение 2 к совместному приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2022 года № 24 и Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министр торговли и интеграции Республики Казахстан от 14 марта 2022 года № 139-НҚ |
Проверочный лист в области обеспечения единства измерений в отношении субъектов (объектов) контроля, осуществляющих виды деятельности, связанные с измерениями, применением средств измерений и эталонов единиц величин, стандартных образцов, методик выполнения измерений, методик поверки средств измерений установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию техническими регламентами, а также связанные с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций
Сноска. Приложение 2 – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).
Государственный орган, назначивший проверку/
профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
__________________________________ _____________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
№, дата Наименование субъекта (объекта) контроля
__________________________________ ____________________________
(Индивидуальный идентификационный номер),
бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Адрес места нахождения _________________________________________
№
|
Перечень требований
|
Соответствует требованиям
|
Не соответствует требованиям
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Наличие поверки средств измерений, перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации удостоверенной оттиском поверительного клейма
|
|
|
2.
|
Наличие метрологически аттестованных и зарегистрированных в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений методик выполнения измерений, применяемых при измерениях
|
|
|
3.
|
Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений установленного образца.
|
|
|
4.
|
Наличие сертификата о метрологической аттестации средств измерений установленного образца, срок действия которого устанавливается при его выдаче, для средств измерений, выпускаемых в обращение в единичных экземплярах
|
|
|
5.
|
Наличие калибровки эталонов единиц величин, поверки или калибровки средств измерений для передачи размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а в случае отсутствия в Республике Казахстан государственных эталонов единиц величин – от национальных эталонов единиц величин других государств, степень эквивалентности которых подтверждена в базе данных ключевых сличений Международного бюро мер и весов
|
|
|
6.
|
Наличие сличения Государственных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин других государств
|
|
|
7.
|
Наличие применяемых методик выполнения измерений при испытаниях объектов исследований с целью оценки их параметров с установленной точностью, а также для проведения учетных операций
|
|
|
8.
|
Наличие методики выполнения измерении в виде национального стандарта
|
|
|
9.
|
Проведение метрологической аттестации методики выполнения измерений проводимые с целью установления (подтверждения) предъявляемых к ней метрологических требований
|
|
|
10.
|
Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений в Государственном научном метрологическом центре, юридическими лицами, аккредитованными на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений
|
|
|
11.
|
Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений прошедшей экспертизу представленного комплекта документов на предмет подтверждения соответствия методики выполнения измерений установленным требованиям путем оценивания правильности (обоснованности):
1) модели измерений;
2) сведений, приведенных при описании бюджета неопределенности или структуры образования погрешности результата измерений, полученных при разработке методики выполнения измерений;
3) плана и объема экспериментальных исследований, включая методы отбора и подготовки проб;
4) выбора средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, технических средств и материалов, использованных при проведении экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
5) выбора условий проведения экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
6) выбора способов и средств обработки результатов экспериментальных исследований методики выполнения измерений, включая программное обеспечение;
7) выбора способов представления характеристик погрешности или способов представления неопределенности;
8) выбора предложенных процедур контроля показателей точности результатов измерений
|
|
|
12.
|
Проведение дополнительных экспериментальных метрологических исследований методики выполнения измерений при необходимости подтверждения правильности выбора метода и средств измерений, а также полноты требований, содержащихся в методике выполнения измерений
|
|
|
13.
|
Наличие заключения по результатам экспертизы методики выполнения измерений
|
|
|
14.
|
Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений при положительных результатах метрологической экспертизы
|
|
|
15.
|
Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания методики выполнения измерений государствами-членами Евразийского экономического союза
|
|
|
16.
|
Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания в странах Содружества Независимых Государств
|
|
|
17.
|
Проведение повторной метрологической аттестации методики выполнения измерений при:
1) изменении исходных данных или метрологических характеристик методики выполнения измерений;
2) внесении изменений и дополнений в процедуру проведения измерений;
3) истечении срока действия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений
|
|
|
18.
|
Наличие заключения о возврате на доработку методики выполнения измерений при отрицательных результатах экспертизы
|
|
|
19.
|
Наличие зарегистрированных межгосударственных, национальных стандартов в области обеспечения единства измерений, устанавливающих методику выполнения измерения
|
|
|
20.
|
Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений, зарегистрированного в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан при положительных результатах метрологической экспертизы
|
|
|
21.
|
Наличие в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений метрологически аттестованной методики выполнения измерений разработанной в государстве-участнице "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений"
|
|
|
22.
|
Наличие одного экземпляра методики выполнения измерений, со штампом "Зарегистрировано", с указанием регистрационного номера, даты и срока действия регистрации
|
|
|
23.
|
Предоставление следующих документов для включения в число пользователей методики выполнения измерений других предприятий, если методика выполнения измерения зарегистрирована для использования в пределах одного предприятия:
1) заявки;
2) учтенного экземпляра методики выполнения измерений;
3) копии свидетельства об аттестации методики выполнения измерений;
4) разрешения от держателя подлинника методики выполнения измерений на ее использование (оригинал либо нотариально заверенная копия)
|
|
|
24.
|
Перевод методик выполнения измерений используемых для получения результатов измерений с наивысшей точностью, примененных для оценки правильности измеренных значений величины, полученных с помощью других методик выполнения измерений величин того же рода, а также для калибровки средств измерений или для определения характеристик стандартных образцов, путем аттестации в референтную методику выполнения измерений
|
|
|
25.
|
Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений, принимаемой в качестве референтной, Государственным научным метрологическим центром и аккредитованным юридическими лицами
|
|
|
26.
|
Соблюдение требования, согласно которого в случае метрологической аттестации методик выполнения измерений в качестве референтной из числа метрологически аттестованных методик выполнения измерений при неизменности приписанных характеристик дополнительно к ранее проведенным исследованиям проводятся теоретические и экспериментальные исследования и подтверждение соответствия
|
|
|
27.
|
Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики (метода) измерений, в случае если аттестация референтной методики проводится в отношении вновь разработанной методики (метода) измерений
|
|
|
28.
|
Наличие документов направленных исполнителем по окончанию проведения метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений для ее утверждения в уполномоченный орган в области обеспечения единства измерений:
1) документ, содержащий референтную методику выполнения измерений (описание референтной методики выполнения измерений);
2) заключение о соответствии референтной методики выполнения измерений, установленным метрологическим требованиям к измерениям;
3) отчет, утвержденный руководителем исполнителя и содержащий результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований;
4) копию свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений
|
|
|
29.
|
Наличие на свидетельстве о метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений штампа: "Зарегистрировано в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, в качестве референтной методики выполнения измерений" с указанием регистрационного номера и даты регистрации
|
|
|
30.
|
Внесение изменений в референтную методику выполнения измерений разработчиком и представление на аттестацию и утверждение
|
|
|
31.
|
Наличие государственных эталонов единиц величин, предназначенных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров эталонам единиц величин, средствам измерений данных величин на территории Республики Казахстан
|
|
|
32.
|
Наличие эталонов единиц величин у субъектов аккредитации предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров другим средствам измерений данных величин
|
|
|
33.
|
Создание государственных эталонов единиц величин в соответствии с техническим заданием, в котором устанавливаются требования к метрологическим и техническим характеристикам эталонов единиц величин, а также этапы их создания
|
|
|
34.
|
Создание эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с техническим заданием или документом в области обеспечения единства измерений, устанавливающим требования к метрологическим и техническим характеристикам
|
|
|
35.
|
Исключение ранее утвержденного государственного эталона единиц величин из числа государственных или перевод в более низкий разряд только по результатам экспериментальных исследований или в случае создания и утверждения нового государственного эталона, с более высокими метрологическими характеристиками
|
|
|
36.
|
Регистрация в реестре государственной системы обеспечения единства измерений государственных эталонов единиц величин
|
|
|
37.
|
Формирование и утверждение перечня эталонов единиц величин по форме, согласно приложения к правилам создания, утверждения, хранения, применения и сличения государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов
аккредитации
|
|
|
38.
|
Субъекты аккредитации в случае внесения изменений в утвержденный перечень эталонов единиц величин в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня внесения изменений направляют соответствующие сведения в Государственный научный метрологический центр
|
|
|
39.
|
Применение государственных эталонов единиц величин для работ, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц величин, сличениями эталонов единиц величин, а также для научно-исследовательских работ
|
|
|
40.
|
Хранение и применение Государственных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с нормативным документом по стандартизации, эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с руководством по эксплуатации или соответствующим разделом технического описания
|
|
|
41.
|
Субъекты аккредитации осуществляют ведение журнала, в котором регистрируются работы, проведенные на эталоне единиц величин, в том числе профилактические и ремонтные работы
|
|
|
42.
|
Поверочные лаборатории передают данные о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра
|
|
|
43.
|
Наличие первичной поверки на средства измерений, прошедшие испытания для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, и внесенные в реестр государственной системы обеспечения единства измерений, а также выпускаемые из производства и после ремонта
|
|
|
44.
|
Проведение периодической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации
|
|
|
45.
|
Проведение внеочередной поверки при эксплуатации средств измерений до окончания срока действия сертификата о поверке средств измерений
|
|
|
46.
|
Проведение инспекционной поверки средств измерений при осуществлении государственного метрологического контроля и метрологического контроля для установления их исправности, правильности результатов последней поверки, уточнения принятой периодичности и установления правильности эксплуатации средств измерений
|
|
|
47.
|
Проведение экспертной поверки, при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к эксплуатации
|
|
|
48.
|
Наличие прослеживаемости применяемых для поверки эталонов единиц величин, поверяемых средств измерений до государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан
|
|
|
49.
|
Осуществление поверки средств измерений аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений на договорных условиях
|
|
|
50.
|
Поверка средств измерений на основании заявки владельца (пользователя) средства измерений, изготовителя средств измерений, государственных органов
|
|
|
51.
|
Поверка средств измерений в стационарных или передвижных поверочных лабораториях,
непосредственно на местах расположения средств измерений (местах их изготовления, ремонта или эксплуатации)
|
|
|
52.
|
Средства измерений на поверку представляются расконсервированными, очищенными от грязи пыли, вместе с паспортом, техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки и сертификатом о поверке средств измерений (при наличии), а также необходимыми комплектующими устройствами
|
|
|
53.
|
Наличие поверки средств измерений в ограниченном диапазоне или для применяемого числа диапазонов величин (на средство измерений наносится заявителем отчетливая надпись или условное обозначение, определяющие область их применения)
|
|
|
54.
|
Оформление результатов первичной, периодической и внеочередной поверок средств измерений осуществляемых в соответствии с методиками поверки средств измерений
|
|
|
55.
|
Срок действия сертификата о поверке средств измерений указывается с учетом периодичности поверки средства измерений
|
|
|
56.
|
Наличие извещения о непригодности к применению средства измерения
|
|
|
57.
|
Наличие сведений в поверочной лаборатории по передаче заявителю средства измерения с оформленным сертификатом или извещением о непригодности, а также передаче в Государственный научный метрологический центр сведений о поверенном средстве измерений для осуществления электронного учета данных о поверяемых средствах измерений
|
|
|
58.
|
Наличие заключения, по результатам экспертной поверки, проводимой по письменному обращению государственных органов, физических или юридических лиц при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, об исправности средств измерений и пригодности средств измерений к эксплуатации и правильности эксплуатации средств измерений
|
|
|
59.
|
Признание результатов поверки средств измерений, проведенной в государстве-члене Евразийского экономического союза
|
|
|
60.
|
Признание первичной поверки средств измерений, проводимой лабораториями или иными подразделениями зарубежных фирм выполняющими поверку (калибровку) средств измерений
|
|
|
61.
|
В случае выявления ошибок (опечаток) в сертификате о поверке средств измерений, допускается его замена с указанием номера и даты выдачи заменяемого сертификата о поверке средств измерений
|
|
|
62.
|
Установление периодичности поверки средств измерений (первичное значение) при проведении испытаний для целей утверждения типа или метрологической аттестации
|
|
|
63.
|
Назначение единого интервала между поверками (межповерочный интервал) при определении периодичности поверки для группы однотипных средств измерений для всех средств измерений данной группы
|
|
|
64.
|
При назначении периодичности поверки применяются критерии двух видов – нормируемые показатели метрологической надежности (нестабильности) средства измерений и экономический критерий оптимальности периодичности поверки, обеспечивающий максимальный экономический эффект эксплуатации средства измерений
|
|
|
65.
|
Внесение изменений периодичности поверки, на основе предложений Государственным научным метрологическим центром, заинтересованных физических или юридических лиц с учетом результатов поверки средств измерений при эксплуатации средств измерений
|
|
|
66.
|
Установление значения периодичности поверки в календарном времени для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых обусловлено старением (не зависит от интенсивности эксплуатации средства измерений), и в значениях наработки для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых является следствием износа элементов средств измерений (зависящего от интенсивности эксплуатации)
|
|
|
67.
|
Установление значения периодичности поверки до 1 года в месяцах (эксплуатации или наработки) из ряда: 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; и свыше 12 месяцев в годах
|
|
|
68.
|
Назначение периодичности поверки осуществляется на основании моделирования зависимости показателей точности или метрологической надежности средств измерений от времени (наработки), прошедшего с момента последней поверки
|
|
|
69.
|
Представление документов в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата для переаттестации поверителя
|
|
|
70.
|
Наличие регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений поверителя, прошедшего аттестацию (переаттестацию) с указанием номера регистрации на сертификате об аттестации (переаттестации)
|
|
|
71.
|
Исключение из реестра государственной системы обеспечения единства измерений в срок пять рабочих дней со дня принятия решения об отзыве сертификата и направление уведомления в организацию
|
|
|
72.
|
Руководство организации, в которой работает поверитель, в срок трех рабочих дней со дня получения уведомления направляет сертификат в Государственный научный метрологический центр
|
|
|
73.
|
Для переаттестации поверителя документы представляются в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата
|
|
|
74.
|
По результатам метрологической экспертизы Государственный научный метрологический центр направляет разработчику нормативно правового акта заключение по метрологической экспертизе нормативного правового акта
|
|
|
75.
|
В случае утери сертификата поверитель:
1) опубликовывает в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, сведения о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата;
2) подает заявление в Государственный научный метрологический центр о признании сертификата недействительным и о выдаче дубликата сертификата с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия, с приложением документа, подтверждающего опубликование сведений о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата
|
|
|
76.
|
Выдача дубликата сертификата поверителя в срок 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления в Государственный научный метрологический центр
|
|
|
77.
|
Направление заявления поверителем в Государственный научный метрологический центр о выдаче дубликата сертификата, с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия с приложением испорченного оригинала сертификата в случае порчи сертификата
|
|
|
78.
|
На дубликате сертификата в правом верхнем углу указывается слово "Дубликат", с сохранением номера, даты выдачи и срока действия ранее выданного оригинала сертификата
|
|
|
79.
|
Использование годовых поверительных клейм в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал год и более
|
|
|
80.
|
Использование квартальных поверительных клейм, в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал менее одного года
|
|
|
81.
|
Индивидуальный знак поверителя средств измерений присваивается руководителем поверочной лаборатории и состоит из одного символа, обозначаемого буквой казахского или латинского алфавита
|
|
|
82.
|
Поверочные лаборатории, вновь аккредитованные на право поверки средств измерений, представляют заявку на изготовление поверительных клейм в Государственный научный метрологический центр после получения аттестата аккредитации
|
|
|
83.
|
Хранение поверительных клейм в поверочных лабораториях возлагается на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории, которое ведет журналы выдачи и приемки поверительных клейм
|
|
|
84.
|
Хранение поверительных клейм и журнала в несгораемом шкафу, доступ к которому имеет руководитель поверочной лаборатории или уполномоченное лицо
|
|
|
85.
|
Ведение учета и проверки на ежеквартальной основе состояния поверительных клейм руководителем поверочной лаборатории
|
|
|
86.
|
Наличие в журнале отметки поверителя средств измерений, о сдаче неиспользованных поверительных клейм
|
|
|
87.
|
Наличие акта гашения и/или уничтожения поверительных клейм в случае повреждения или истечения срока применения поверительных клейм
|
|
|
88.
|
Соответствие поверительных клейм нижеследующим способам нанесения:
1)ударный (металлическое и латунное клейма);
2) наклеивание (самоклеящийся лейбл);
пломбирование (пластиковая пломба).
|
|
|
89.
|
Метрологическая экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, технических регламентов, а также проектов межгосударственных и национальных стандартов (за исключением стандартов, разрабатываемых на основе международных и региональных стандартов с идентичной степенью соответствия), содержащих требования к измерениям, средствам измерений, в том числе стандартным образцам является обязательной и проводится Государственным научным метрологическим центром
|
|
|
90.
|
Наличие метрологической экспертизы стандартов на продукцию и услуги, работы (процессы), методы контроля (испытаний, измерений, анализа) которые устанавливают:
1) требования к характеристикам точности измерений, достоверности измерительного контроля;
2) требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
3) методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
4) данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
5) применение стандартных образцов;
6) методики поверки и калибровки средств измерений.
|
|
|
91.
|
Решение об утверждении типа стандартного образца принимается уполномоченным органом осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии на основании положительных результатов метрологической экспертизы, проводимой Государственным научным метрологическим центром и удостоверяется сертификатом об утверждении типа стандартного образца
|
|
|
92.
|
Для проведения метрологической экспертизы документов по разработке стандартного образца заявитель направляет в Государственный научный метрологический центр следующие документы:
1) заявление с указанием наименования, назначения и области применения стандартного образца;
2) техническое задание на разработку стандартного образца;
3) научно-технический отчет, содержащий сведения о результатах работ по пунктам технического задания;
4) копии или реквизиты документов, подтверждающих поверку средств измерений и/или аттестацию методики выполнения измерения, использованных для определения аттестованных значений;
5) два экземпляра проектов описания типа стандартного образца, паспорт стандартного образца, этикетку стандартного образца;
6) один экземпляр стандартного образца или его фотографию
|
|
|
93.
|
Передача данных поверочной лабораторией о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра
|
|
|
94.
|
Разработка методики поверки:
1) предприятиями-разработчиками (изготовителями) средств измерений, при подготовке средств измерений к производству и выпуску в обращение в Республике Казахстан;
2) пользователями средств измерений при их эксплуатации;
3) физическими и юридическими лицами по заявке пользователя или изготовителя
|
|
|
95.
|
Соответствие количества фасованной и расфасованной продукции количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, документах, подтверждающий факт приобретения продукции
|
|
|
96.
|
Соответствие массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество отчуждаемой продукции количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, в том числе документах, подтверждающий факт приобретения продукции
|
|
|
97.
|
Использование исправных средств измерений, погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений, при совершении торговых операций расфасованной продукции при ее реализации и продукции отчуждаемой
|
|
|
Должностное (ые) лицо (а)
____________ ___________ ______________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
___________________ __________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)