Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области обеспечения единства измерений

Совместный приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 14 марта 2022 года № 139-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2022 года № 24. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 марта 2022 года № 27172.

Обновленный

      В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:

      Сноска. Преамбула – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в сфере государственного контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

      2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих вице-министров торговли и интеграции, национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования

      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
__________А. Куантыров
      Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
__________Б. Сұлтанов

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к совместному приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 15 марта 2022 года № 24 и
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
от 14 марта 2022 года № 139-НҚ

Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений

      Сноска. Приложение 1 – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) балл – количественная мера исчисления риска;

      2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;

      3) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям;

      4) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, создающие предпосылки на причинение вреда жизни, здоровью человека и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;

      5) грубые нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, влекущие непосредственное причинение вреда жизни, здоровью человека и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;

      6) субъекты контроля в области обеспечения единства измерений – физические или юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обеспечением единства измерений на территории Республики Казахстан;

      7) риск в области обеспечения единства измерений – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      8) проверочный лист - перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства;

      9) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;

      10) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

      11) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      12) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в области обеспечения единства измерений, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

      13) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.

      Сноска. Пункт 2 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Критерии оценки степени риска в области обеспечения единства измерений для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

      4. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.

      5. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль с учетом одного из следующих критериев:

      1) уровня опасности (сложности) объекта;

      2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);

      3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для законных интересов физических и юридических лиц, государства.

      6. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля распределяются по трем степеням риска (высокая, средняя и низкая).

      В области обеспечения единства измерений к высокой степени риска по объективным критериям относятся субъекты (объекты) контроля осуществляющие виды деятельности, связанные с применением средств измерений, методик выполнения измерений, установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию и нормативными правовыми актами.

      К средней степени риска – субъекты (объекты) контроля связанные с деятельностью с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций.

      К низкой степени риска – субъекты осуществляющие производство стандартных образцов, аттестованных смесей, поверочных газовых смесей.

      7. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой или средней степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

      В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

Глава 3. Субъективные критерии

      8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) анализ информации и оценка рисков;

      2) формирование базы данных и сбор информации.

      9. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

      1) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта));

      2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.

      На основании имеющихся источников информации, орган государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений формирует субъективные критерии, подлежащие оценке.

      Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

      При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

      Сноска. Пункт 9 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Субъективные критерии с распределением по степени значимости нарушений в области обеспечения единства измерений приведены в приложениях 1 к настоящим критериям.

      Субъективные критерии оценки степени риска по источникам информации для определения отраслевых рисков приведены в приложении 2 к настоящим критериям.

      Сноска. Пункт 10 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;

      2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;

      3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.

      12. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      12-1. При формировании системы оценки рисков с использованием информационных систем, расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, осуществляется согласно перечню субъективных критериев по форме согласно приложению 1 к настоящим критериям.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.

      Rпром = SP + SC, где

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,

      SР – показатель степени риска по нарушениям,

      SC – показатель степени риска по субъективным критериям.

      Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:

     


      xi – показатель субъективного критерия,

      wi – удельный вес показателя субъективного критерия,

      n – количество показателей.

      Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:

     


      R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,

     

– максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),

     

– минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),

     

– промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям.
      Сноска. Глава 3 дополнена пунктом 12-1 в соответствии с совместным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Управление рисками

      13. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый критериями оценки степени риска органа государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений, посредством применения субъективных критериев.

      14. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях:

      1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;

      2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска органа государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

      3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.

      15. Система оценки и управления рисками государственными органами ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

      При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.

  Приложение 1
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Степени нарушения требований к субъектам (объектам) контроля в области обеспечения единства измерений при проведении профилактического контроля с посещением, и внеплановых проверок

      Сноска. Приложение 1 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

№ п/п

Наименование требования

Степень нарушения

1.

Наличие поверки средств измерений, перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации, удостоверенной оттиском поверительного клейма

грубое

2.

Наличие метрологически аттестованных и зарегистрированных в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений методик выполнения измерений, применяемых при измерениях

грубое

3.

Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений установленного образца.

грубое

4.

Наличие сертификата о метрологической аттестации средств измерений установленного образца, срок действия которого устанавливается при его выдаче, для средств измерений, выпускаемых в обращение в единичных экземплярах

грубое

5.

Наличие калибровки эталонов единиц величин, поверки или калибровки средств измерений для передачи размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а в случае отсутствия в Республике Казахстан государственных эталонов единиц величин – от национальных эталонов единиц величин других государств, степень эквивалентности которых подтверждена в базе данных ключевых сличений Международного бюро мер и весов

грубое

6.

Наличие сличения Государственных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин других государств

грубое

7.

Наличие применяемых методик выполнения измерений при испытаниях объектов исследований с целью оценки их параметров с установленной точностью, а также для проведения учетных операций

грубое

8.

Наличие методики выполнения измерении в виде национального стандарта

грубое

9.

Проведение метрологической аттестации методики выполнения измерений проводимые с целью установления (подтверждения) предъявляемых к ней метрологических требований

грубое

10.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений в Государственном научном метрологическом центре, юридическими лицами, аккредитованными на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений

грубое

11.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, прошедшей экспертизу представленного комплекта документов на предмет подтверждения соответствия методики выполнения измерений установленным требованиям путем оценивания правильности (обоснованности):
1) модели измерений;
2) сведений, приведенных при описании бюджета неопределенности или структуры образования погрешности результата измерений, полученных при разработке методики выполнения измерений;
3) плана и объема экспериментальных исследований, включая методы отбора и подготовки проб;
4) выбора средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, технических средств и материалов, использованных при проведении экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
5) выбора условий проведения экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
6) выбора способов и средств обработки результатов экспериментальных исследований методики выполнения измерений, включая программное обеспечение;
7) выбора способов представления характеристик погрешности или способов представления неопределенности;
8) выбора предложенных процедур контроля показателей точности результатов измерений

грубое

12.

Проведение дополнительных экспериментальных метрологических исследований методики выполнения измерений при необходимости подтверждения правильности выбора метода и средств измерений, а также полноты требований, содержащихся в методике выполнения измерений

значительное

13.

Наличие заключения по результатам экспертизы методики выполнения измерений

значительное

14.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений при положительных результатах метрологической экспертизы

грубое

15.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания методики выполнения измерений государствами-членами Евразийского экономического союза

грубое

16.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания в странах Содружества Независимых Государств

грубое

17.

Проведение повторной метрологической аттестации методики выполнения измерений при:
1) изменении исходных данных или метрологических характеристик методики выполнения измерений;
2) внесении изменений и дополнений в процедуру проведения измерений;
3) истечении срока действия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений

значительное

18.

Наличие заключения о возврате на доработку методики выполнения измерений при отрицательных результатах экспертизы

значительное

19.

Наличие зарегистрированных межгосударственных, национальных стандартов в области обеспечения единства измерений, устанавливающих методику выполнения измерения

значительное

20.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений, зарегистрированного в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан при положительных результатах метрологической экспертизы

грубое

21.

Наличие в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений метрологически аттестованной методики выполнения измерений, разработанной в государстве-участнице "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений"

грубое

22.

Наличие одного экземпляра методики выполнения измерений, со штампом "Зарегистрировано", с указанием регистрационного номера, даты и срока действия регистрации

значительное

23.

Предоставление следующих документов для включения в число пользователей методики выполнения измерений других предприятий, если методика выполнения измерения зарегистрирована для использования в пределах одного предприятия:
1) заявки;
2) учтенного экземпляра методики выполнения измерений;
3) копии свидетельства об аттестации методики выполнения измерений;
4) разрешения от держателя подлинника методики выполнения измерений на ее использование (оригинал либо нотариально заверенная копия)

значительное

24.

Перевод методик выполнения измерений используемых для получения результатов измерений с наивысшей точностью, примененных для оценки правильности измеренных значений величины, полученных с помощью других методик выполнения измерений величин того же рода, а также для калибровки средств измерений или для определения характеристик стандартных образцов, путем аттестации в референтную методику выполнения измерений

грубое

25.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений, принимаемой в качестве референтной, Государственным научным метрологическим центром и аккредитованным юридическими лицами

грубое

26.

Соблюдение требования, согласно которого в случае метрологической аттестации методик выполнения измерений в качестве референтной из числа метрологически аттестованных методик выполнения измерений при неизменности приписанных характеристик дополнительно к ранее проведенным исследованиям проводятся теоретические и экспериментальные исследования и подтверждение соответствия

грубое

27.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики (метода) измерений, в случае если аттестация референтной методики проводится в отношении вновь разработанной методики (метода) измерений

значительное

28.

Наличие документов, направленных исполнителем по окончанию проведения метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений для ее утверждения в уполномоченный орган в области обеспечения единства измерений:
1) документ, содержащий референтную методику выполнения измерений (описание референтной методики выполнения измерений);
2) заключение о соответствии референтной методики выполнения измерений, установленным метрологическим требованиям к измерениям;
3) отчет, утвержденный руководителем исполнителя и содержащий результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований;
4) копию свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений

значительное

29.

Наличие на свидетельстве о метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений штампа: "Зарегистрировано в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, в качестве референтной методики выполнения измерений" с указанием регистрационного номера и даты регистрации

незначительное

30.

Внесение изменений в референтную методику выполнения измерений разработчиком и представление на аттестацию и утверждение

значительное

31.

Наличие государственных эталонов единиц величин, предназначенных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров эталонам единиц величин, средствам измерений данных величин на территории Республики Казахстан

грубое

32.

Наличие эталонов единиц величин у субъектов аккредитации, предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров другим средствам измерений данных величин

грубое

33.

Создание государственных эталонов единиц величин в соответствии с техническим заданием, в котором устанавливаются требования к метрологическим и техническим характеристикам эталонов единиц величин, а также этапы их создания

значительное

34.

Создание эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с техническим заданием или документом в области обеспечения единства измерений, устанавливающим требования к метрологическим и техническим характеристикам

значительное

35.

Исключение ранее утвержденного государственного эталона единиц величин из числа государственных или перевод в более низкий разряд только по результатам экспериментальных исследований или в случае создания и утверждения нового государственного эталона, с более высокими метрологическими характеристиками

грубое

36.

Регистрация в реестре государственной системы обеспечения единства измерений государственных эталонов единиц величин

грубое

37.

Формирование и утверждение перечня эталонов единиц величин по форме, согласно приложению к правилам создания, утверждения, хранения, применения и сличения государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации

грубое

38.

Субъекты аккредитации в случае внесения изменений в утвержденный перечень эталонов единиц величин в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня внесения изменений направляют соответствующие сведения в Государственный научный метрологический центр

значительное

39.

Применение государственных эталонов единиц величин для работ, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц величин, сличениями эталонов единиц величин, а также для научно-исследовательских работ

значительное

40.

Хранение и применение Государственных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с нормативным документом по стандартизации, эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с руководством по эксплуатации или соответствующим разделом технического описания

значительное

41.

Субъекты аккредитации осуществляют ведение журнала, в котором регистрируются работы, проведенные на эталоне единиц величин, в том числе профилактические и ремонтные работы

значительное

42.

Поверочные лаборатории передают данные о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра

грубое

43.

Наличие первичной поверки на средства измерений, прошедшие испытания для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, и внесенные в реестр государственной системы обеспечения единства измерений, а также выпускаемые из производства и после ремонта

грубое

44.

Проведение периодической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации

грубое

45.

Проведение внеочередной поверки при эксплуатации средств измерений до окончания срока действия сертификата о поверке средств измерений

грубое

46.

Проведение инспекционной поверки средств измерений при осуществлении государственного метрологического контроля и метрологического контроля для установления их исправности, правильности результатов последней поверки, уточнения принятой периодичности и установления правильности эксплуатации средств измерений

значительное

47.

Проведение экспертной поверки, при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к эксплуатации

значительное

48.

Наличие прослеживаемости применяемых для поверки эталонов единиц величин, поверяемых средств измерений до государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан

грубое

49.

Осуществление поверки средств измерений аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений на договорных условиях

грубое

50.

Поверка средств измерений на основании заявки владельца (пользователя) средства измерений, изготовителя средств измерений, государственных органов

значительное

51.

Поверка средств измерений в стационарных или передвижных поверочных лабораториях, непосредственно на местах расположения средств измерений (местах их изготовления, ремонта или эксплуатации)

значительное

52.

Средства измерений на поверку представляются расконсервированными, очищенными от грязи пыли, вместе с паспортом, техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки и сертификатом о поверке средств измерений (при наличии), а также необходимыми комплектующими устройствами

значительное

53.

Наличие поверки средств измерений в ограниченном диапазоне или для применяемого числа диапазонов величин (на средство измерений наносится заявителем отчетливая надпись или условное обозначение, определяющие область их применения)

значительное

54.

Оформление результатов первичной, периодической и внеочередной поверок средств измерений, осуществляемых в соответствии с методиками поверки средств измерений

грубое

55.

Срок действия сертификата о поверке средств измерений указывается с учетом периодичности поверки средства измерений

грубое

56.

Наличие извещения о непригодности к применению средства измерения

грубое

57.

Наличие сведений в поверочной лаборатории по передаче заявителю средства измерения с оформленным сертификатом или извещением о непригодности, а также передаче в Государственный научный метрологический центр сведений о поверенном средстве измерений для осуществления электронного учета данных о поверяемых средствах измерений

грубое

58.

Наличие заключения, по результатам экспертной поверки, проводимой по письменному обращению государственных органов, физических или юридических лиц при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, об исправности средств измерений и пригодности средств измерений к эксплуатации и правильности эксплуатации средств измерений

значительное

59.

Признание результатов поверки средств измерений, проведенной в государстве-члене Евразийского экономического союза

значительное

60.

Признание первичной поверки средств измерений, проводимой лабораториями или иными подразделениями зарубежных фирм, выполняющими поверку (калибровку) средств измерений

значительное

61.

В случае выявления ошибок (опечаток) в сертификате о поверке средств измерений, допускается его замена с указанием номера и даты выдачи заменяемого сертификата о поверке средств измерений

значительное

62.

Установление периодичности поверки средств измерений (первичное значение) при проведении испытаний для целей утверждения типа или метрологической аттестации

грубое

63.

Назначение единого интервала между поверками (межповерочный интервал) при определении периодичности поверки для группы однотипных средств измерений для всех средств измерений данной группы

грубое

64.

При назначении периодичности поверки применяются критерии двух видов – нормируемые показатели метрологической надежности (нестабильности) средства измерений и экономический критерий оптимальности периодичности поверки, обеспечивающий максимальный экономический эффект эксплуатации средства измерений

значительное

65.

Внесение изменений периодичности поверки, на основе предложений Государственным научным метрологическим центром, заинтересованных физических или юридических лиц с учетом результатов поверки средств измерений при эксплуатации средств измерений

значительное

66.

Установление значения периодичности поверки в календарном времени для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых обусловлено старением (не зависит от интенсивности эксплуатации средства измерений), и в значениях наработки для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых является следствием износа элементов средств измерений (зависящего от интенсивности эксплуатации)

значительное

67.

Установление значения периодичности поверки до 1 года в месяцах (эксплуатации или наработки) из ряда: 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; и свыше 12 месяцев в годах

значительное

68.

Назначение периодичности поверки осуществляется на основании моделирования зависимости показателей точности или метрологической надежности средств измерений от времени (наработки), прошедшего с момента последней поверки

значительное

69.

Представление документов в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата для переаттестации поверителя

значительное

70.

Наличие регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений поверителя, прошедшего аттестацию (переаттестацию) с указанием номера регистрации на сертификате об аттестации (переаттестации)

значительное

71.

Исключение из реестра государственной системы обеспечения единства измерений в срок пять рабочих дней со дня принятия решения об отзыве сертификата и направление уведомления в организацию

значительное

72.

Руководство организации, в которой работает поверитель, в срок трех рабочих дней со дня получения уведомления направляет сертификат в Государственный научный метрологический центр

значительное

73.

Для переаттестации поверителя документы представляются в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата

значительное

74.

По результатам метрологической экспертизы Государственный научный метрологический центр направляет разработчику нормативно правового акта заключение по метрологической экспертизе нормативного правового акта

грубое

75.

В случае утери сертификата поверитель:
1) опубликовывает в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, сведения о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата;
2) подает заявление в Государственный научный метрологический центр о признании сертификата недействительным и о выдаче дубликата сертификата с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия, с приложением документа, подтверждающего опубликование сведений о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата

значительное

76.

Выдача дубликата сертификата поверителя в срок 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления в Государственный научный метрологический центр

значительное

77.

Направление заявления поверителем в Государственный научный метрологический центр о выдаче дубликата сертификата, с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия с приложением испорченного оригинала сертификата в случае порчи сертификата

значительное

78.

На дубликате сертификата в правом верхнем углу указывается слово "Дубликат", с сохранением номера, даты выдачи и срока действия ранее выданного оригинала сертификата

значительное

79.

Использование годовых поверительных клейм в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал год и более

значительное

80.

Использование квартальных поверительных клейм, в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал менее одного года

значительное

81.

Индивидуальный знак поверителя средств измерений присваивается руководителем поверочной лаборатории и состоит из одного символа, обозначаемого буквой казахского или латинского алфавита

значительное

82.

Поверочные лаборатории, вновь аккредитованные на право поверки средств измерений, представляют заявку на изготовление поверительных клейм в Государственный научный метрологический центр после получения аттестата аккредитации

значительное

83.

Хранение поверительных клейм в поверочных лабораториях возлагается на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории, которое ведет журналы выдачи и приемки поверительных клейм

значительное

84.

Хранение поверительных клейм и журнала в несгораемом шкафу, доступ к которому имеет руководитель поверочной лаборатории или уполномоченное лицо

незначительное

85.

Ведение учета и проверки на ежеквартальной основе состояния поверительных клейм руководителем поверочной лаборатории

значительное

86.

Наличие в журнале отметки поверителя средств измерений, о сдаче неиспользованных поверительных клейм

значительное

87.

Наличие акта гашения и/или уничтожения поверительных клейм в случае повреждения или истечения срока применения поверительных клейм

значительное

88.

Соответствие поверительных клейм нижеследующим способам нанесения:
1) ударный (металлическое и латунное клейма);
2) наклеивание (самоклеящийся лейбл);
3) пломбирование (пластиковая пломба).

значительное

89.

Метрологическая экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, технических регламентов, а также проектов межгосударственных и национальных стандартов (за исключением стандартов, разрабатываемых на основе международных и региональных стандартов с идентичной степенью соответствия), содержащих требования к измерениям, средствам измерений, в том числе стандартным образцам является обязательной и проводится Государственным научным метрологическим центром

грубое

90.

Наличие метрологической экспертизы стандартов на продукцию и услуги, работы (процессы), методы контроля (испытаний, измерений, анализа) которые устанавливают:
1) требования к характеристикам точности измерений, достоверности измерительного контроля;
2) требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
3) методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
4) данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
5) применение стандартных образцов;
6) методики поверки и калибровки средств измерений.

грубое

91.

Решение об утверждении типа стандартного образца принимается уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии на основании положительных результатов метрологической экспертизы, проводимой Государственным научным метрологическим центром, и удостоверяется сертификатом об утверждении типа стандартного образца

грубое

92.

Для проведения метрологической экспертизы документов по разработке стандартного образца заявитель направляет в Государственный научный метрологический центр следующие документы:
1) заявление с указанием наименования, назначения и области применения стандартного образца;
2) техническое задание на разработку стандартного образца;
3) научно-технический отчет, содержащий сведения о результатах работ по пунктам технического задания;
4) копии или реквизиты документов, подтверждающих поверку средств измерений и/или аттестацию методики выполнения измерения, использованных для определения аттестованных значений;
5) два экземпляра проектов описания типа стандартного образца, паспорт стандартного образца, этикетку стандартного образца;
6) один экземпляр стандартного образца или его фотографию

значительное

93.

Передача данных поверочной лабораторией о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра

грубое

94.

Разработка методики поверки:
1) предприятиями-разработчиками (изготовителями) средств измерений, при подготовке средств измерений к производству и выпуску в обращение в Республике Казахстан;
2) пользователями средств измерений при их эксплуатации;
3) физическими и юридическими лицами по заявке пользователя или изготовителя

значительное

95.

Соответствие количества фасованной и расфасованной продукции количеству продукции, указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, документах, подтверждающий факт приобретения продукции

грубое

96.

Соответствие массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество отчуждаемой продукции количеству продукции, указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, в том числе документах, подтверждающий факт приобретения продукции

грубое

97.

Использование исправных средств измерений, погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений, при совершении торговых операций расфасованной продукции при ее реализации и продукции отчуждаемой

грубое


  Приложение 2
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям

      Сноска. Критерии оценки дополнены приложением 2 в соответствии с совместным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      в области обеспечения единства измерений в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении субъектов (объектов) контроля осуществляющих виды деятельности, связанные с применением средств измерений, методик выполнения измерений, установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию и нормативными правовыми актами

№ п/п

Показатель субъективного критерия

Источник информации по показателю субъективного критерия

Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi

условие 1/значение

условие 2/значение

1

2

3

4

5

Для профилактического контроля с посещением

1

Непредставление информации по исполнению рекомендации, выданной в рамках проведенного профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) контроля

Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля

100 баллов

0

Факт отсутствия


0%

100%

      1) Показатели субъективных критериев определяются для однородных групп субъектов (объектов) контроля в каждой сфере государственного контроля.

      2) В графе 2 указывается показатель субъективного критерия.

      3) В графе 3 указываются приоритетные источники информации.

      4) В графе 4 указывается удельный вес по значимости показателя субъективного критерия в баллах. Сумма всех строк по данной графе не должно превышать 100 баллов.

      5) В графе 5 указываются условия учета показателя субъективного критерия в расчете степени риска по субъективным критериям и числовые значения показателей субъективных критериев, соответствующие каждому условию. Числовые значения указываются в процентах от 0 до 100, в зависимости от повышения риска. Допустимые значения показателей субъективных критериев регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.


  Приложение 2
к совместному приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 15 марта 2022 года № 24 и
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
от 14 марта 2022 года № 139-НҚ

Проверочный лист в области обеспечения единства измерений в отношении субъектов (объектов) контроля, осуществляющих виды деятельности, связанные с измерениями, применением средств измерений и эталонов единиц величин, стандартных образцов, методик выполнения измерений, методик поверки средств измерений установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию техническими регламентами, а также связанные с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций

      Сноска. Приложение 2 – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).

      Государственный орган, назначивший проверку/
профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
__________________________________ _____________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
№, дата Наименование субъекта (объекта) контроля
__________________________________ ____________________________
(Индивидуальный идентификационный номер),
бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Адрес места нахождения _________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1.

Наличие поверки средств измерений, перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации удостоверенной оттиском поверительного клейма



2.

Наличие метрологически аттестованных и зарегистрированных в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений методик выполнения измерений, применяемых при измерениях



3.

Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений установленного образца.



4.

Наличие сертификата о метрологической аттестации средств измерений установленного образца, срок действия которого устанавливается при его выдаче, для средств измерений, выпускаемых в обращение в единичных экземплярах



5.

Наличие калибровки эталонов единиц величин, поверки или калибровки средств измерений для передачи размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а в случае отсутствия в Республике Казахстан государственных эталонов единиц величин – от национальных эталонов единиц величин других государств, степень эквивалентности которых подтверждена в базе данных ключевых сличений Международного бюро мер и весов



6.

Наличие сличения Государственных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин других государств



7.

Наличие применяемых методик выполнения измерений при испытаниях объектов исследований с целью оценки их параметров с установленной точностью, а также для проведения учетных операций



8.

Наличие методики выполнения измерении в виде национального стандарта



9.

Проведение метрологической аттестации методики выполнения измерений проводимые с целью установления (подтверждения) предъявляемых к ней метрологических требований



10.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений в Государственном научном метрологическом центре, юридическими лицами, аккредитованными на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений



11.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений прошедшей экспертизу представленного комплекта документов на предмет подтверждения соответствия методики выполнения измерений установленным требованиям путем оценивания правильности (обоснованности):
1) модели измерений;
2) сведений, приведенных при описании бюджета неопределенности или структуры образования погрешности результата измерений, полученных при разработке методики выполнения измерений;
3) плана и объема экспериментальных исследований, включая методы отбора и подготовки проб;
4) выбора средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, технических средств и материалов, использованных при проведении экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
5) выбора условий проведения экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
6) выбора способов и средств обработки результатов экспериментальных исследований методики выполнения измерений, включая программное обеспечение;
7) выбора способов представления характеристик погрешности или способов представления неопределенности;
8) выбора предложенных процедур контроля показателей точности результатов измерений



12.

Проведение дополнительных экспериментальных метрологических исследований методики выполнения измерений при необходимости подтверждения правильности выбора метода и средств измерений, а также полноты требований, содержащихся в методике выполнения измерений



13.

Наличие заключения по результатам экспертизы методики выполнения измерений



14.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений при положительных результатах метрологической экспертизы



15.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания методики выполнения измерений государствами-членами Евразийского экономического союза



16.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания в странах Содружества Независимых Государств



17.

Проведение повторной метрологической аттестации методики выполнения измерений при:
1) изменении исходных данных или метрологических характеристик методики выполнения измерений;
2) внесении изменений и дополнений в процедуру проведения измерений;
3) истечении срока действия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений



18.

Наличие заключения о возврате на доработку методики выполнения измерений при отрицательных результатах экспертизы



19.

Наличие зарегистрированных межгосударственных, национальных стандартов в области обеспечения единства измерений, устанавливающих методику выполнения измерения



20.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений, зарегистрированного в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан при положительных результатах метрологической экспертизы



21.

Наличие в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений метрологически аттестованной методики выполнения измерений разработанной в государстве-участнице "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений"



22.

Наличие одного экземпляра методики выполнения измерений, со штампом "Зарегистрировано", с указанием регистрационного номера, даты и срока действия регистрации



23.

Предоставление следующих документов для включения в число пользователей методики выполнения измерений других предприятий, если методика выполнения измерения зарегистрирована для использования в пределах одного предприятия:
1) заявки;
2) учтенного экземпляра методики выполнения измерений;
3) копии свидетельства об аттестации методики выполнения измерений;
4) разрешения от держателя подлинника методики выполнения измерений на ее использование (оригинал либо нотариально заверенная копия)



24.

Перевод методик выполнения измерений используемых для получения результатов измерений с наивысшей точностью, примененных для оценки правильности измеренных значений величины, полученных с помощью других методик выполнения измерений величин того же рода, а также для калибровки средств измерений или для определения характеристик стандартных образцов, путем аттестации в референтную методику выполнения измерений



25.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений, принимаемой в качестве референтной, Государственным научным метрологическим центром и аккредитованным юридическими лицами



26.

Соблюдение требования, согласно которого в случае метрологической аттестации методик выполнения измерений в качестве референтной из числа метрологически аттестованных методик выполнения измерений при неизменности приписанных характеристик дополнительно к ранее проведенным исследованиям проводятся теоретические и экспериментальные исследования и подтверждение соответствия



27.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики (метода) измерений, в случае если аттестация референтной методики проводится в отношении вновь разработанной методики (метода) измерений



28.

Наличие документов направленных исполнителем по окончанию проведения метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений для ее утверждения в уполномоченный орган в области обеспечения единства измерений:
1) документ, содержащий референтную методику выполнения измерений (описание референтной методики выполнения измерений);
2) заключение о соответствии референтной методики выполнения измерений, установленным метрологическим требованиям к измерениям;
3) отчет, утвержденный руководителем исполнителя и содержащий результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований;
4) копию свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений



29.

Наличие на свидетельстве о метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений штампа: "Зарегистрировано в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, в качестве референтной методики выполнения измерений" с указанием регистрационного номера и даты регистрации



30.

Внесение изменений в референтную методику выполнения измерений разработчиком и представление на аттестацию и утверждение



31.

Наличие государственных эталонов единиц величин, предназначенных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров эталонам единиц величин, средствам измерений данных величин на территории Республики Казахстан



32.

Наличие эталонов единиц величин у субъектов аккредитации предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров другим средствам измерений данных величин



33.

Создание государственных эталонов единиц величин в соответствии с техническим заданием, в котором устанавливаются требования к метрологическим и техническим характеристикам эталонов единиц величин, а также этапы их создания



34.

Создание эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с техническим заданием или документом в области обеспечения единства измерений, устанавливающим требования к метрологическим и техническим характеристикам



35.

Исключение ранее утвержденного государственного эталона единиц величин из числа государственных или перевод в более низкий разряд только по результатам экспериментальных исследований или в случае создания и утверждения нового государственного эталона, с более высокими метрологическими характеристиками



36.

Регистрация в реестре государственной системы обеспечения единства измерений государственных эталонов единиц величин



37.

Формирование и утверждение перечня эталонов единиц величин по форме, согласно приложения к правилам создания, утверждения, хранения, применения и сличения государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов
аккредитации



38.

Субъекты аккредитации в случае внесения изменений в утвержденный перечень эталонов единиц величин в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня внесения изменений направляют соответствующие сведения в Государственный научный метрологический центр



39.

Применение государственных эталонов единиц величин для работ, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц величин, сличениями эталонов единиц величин, а также для научно-исследовательских работ



40.

Хранение и применение Государственных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с нормативным документом по стандартизации, эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с руководством по эксплуатации или соответствующим разделом технического описания



41.

Субъекты аккредитации осуществляют ведение журнала, в котором регистрируются работы, проведенные на эталоне единиц величин, в том числе профилактические и ремонтные работы



42.

Поверочные лаборатории передают данные о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра



43.

Наличие первичной поверки на средства измерений, прошедшие испытания для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, и внесенные в реестр государственной системы обеспечения единства измерений, а также выпускаемые из производства и после ремонта



44.

Проведение периодической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации



45.

Проведение внеочередной поверки при эксплуатации средств измерений до окончания срока действия сертификата о поверке средств измерений



46.

Проведение инспекционной поверки средств измерений при осуществлении государственного метрологического контроля и метрологического контроля для установления их исправности, правильности результатов последней поверки, уточнения принятой периодичности и установления правильности эксплуатации средств измерений



47.

Проведение экспертной поверки, при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к эксплуатации



48.

Наличие прослеживаемости применяемых для поверки эталонов единиц величин, поверяемых средств измерений до государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан



49.

Осуществление поверки средств измерений аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений на договорных условиях



50.

Поверка средств измерений на основании заявки владельца (пользователя) средства измерений, изготовителя средств измерений, государственных органов



51.

Поверка средств измерений в стационарных или передвижных поверочных лабораториях,
непосредственно на местах расположения средств измерений (местах их изготовления, ремонта или эксплуатации)



52.

Средства измерений на поверку представляются расконсервированными, очищенными от грязи пыли, вместе с паспортом, техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки и сертификатом о поверке средств измерений (при наличии), а также необходимыми комплектующими устройствами



53.

Наличие поверки средств измерений в ограниченном диапазоне или для применяемого числа диапазонов величин (на средство измерений наносится заявителем отчетливая надпись или условное обозначение, определяющие область их применения)



54.

Оформление результатов первичной, периодической и внеочередной поверок средств измерений осуществляемых в соответствии с методиками поверки средств измерений



55.

Срок действия сертификата о поверке средств измерений указывается с учетом периодичности поверки средства измерений



56.

Наличие извещения о непригодности к применению средства измерения



57.

Наличие сведений в поверочной лаборатории по передаче заявителю средства измерения с оформленным сертификатом или извещением о непригодности, а также передаче в Государственный научный метрологический центр сведений о поверенном средстве измерений для осуществления электронного учета данных о поверяемых средствах измерений



58.

Наличие заключения, по результатам экспертной поверки, проводимой по письменному обращению государственных органов, физических или юридических лиц при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, об исправности средств измерений и пригодности средств измерений к эксплуатации и правильности эксплуатации средств измерений



59.

Признание результатов поверки средств измерений, проведенной в государстве-члене Евразийского экономического союза



60.

Признание первичной поверки средств измерений, проводимой лабораториями или иными подразделениями зарубежных фирм выполняющими поверку (калибровку) средств измерений



61.

В случае выявления ошибок (опечаток) в сертификате о поверке средств измерений, допускается его замена с указанием номера и даты выдачи заменяемого сертификата о поверке средств измерений



62.

Установление периодичности поверки средств измерений (первичное значение) при проведении испытаний для целей утверждения типа или метрологической аттестации



63.

Назначение единого интервала между поверками (межповерочный интервал) при определении периодичности поверки для группы однотипных средств измерений для всех средств измерений данной группы



64.

При назначении периодичности поверки применяются критерии двух видов – нормируемые показатели метрологической надежности (нестабильности) средства измерений и экономический критерий оптимальности периодичности поверки, обеспечивающий максимальный экономический эффект эксплуатации средства измерений



65.

Внесение изменений периодичности поверки, на основе предложений Государственным научным метрологическим центром, заинтересованных физических или юридических лиц с учетом результатов поверки средств измерений при эксплуатации средств измерений



66.

Установление значения периодичности поверки в календарном времени для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых обусловлено старением (не зависит от интенсивности эксплуатации средства измерений), и в значениях наработки для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых является следствием износа элементов средств измерений (зависящего от интенсивности эксплуатации)



67.

Установление значения периодичности поверки до 1 года в месяцах (эксплуатации или наработки) из ряда: 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; и свыше 12 месяцев в годах



68.

Назначение периодичности поверки осуществляется на основании моделирования зависимости показателей точности или метрологической надежности средств измерений от времени (наработки), прошедшего с момента последней поверки



69.

Представление документов в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата для переаттестации поверителя



70.

Наличие регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений поверителя, прошедшего аттестацию (переаттестацию) с указанием номера регистрации на сертификате об аттестации (переаттестации)



71.

Исключение из реестра государственной системы обеспечения единства измерений в срок пять рабочих дней со дня принятия решения об отзыве сертификата и направление уведомления в организацию



72.

Руководство организации, в которой работает поверитель, в срок трех рабочих дней со дня получения уведомления направляет сертификат в Государственный научный метрологический центр



73.

Для переаттестации поверителя документы представляются в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата



74.

По результатам метрологической экспертизы Государственный научный метрологический центр направляет разработчику нормативно правового акта заключение по метрологической экспертизе нормативного правового акта



75.

В случае утери сертификата поверитель:
1) опубликовывает в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, сведения о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата;
2) подает заявление в Государственный научный метрологический центр о признании сертификата недействительным и о выдаче дубликата сертификата с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия, с приложением документа, подтверждающего опубликование сведений о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата



76.

Выдача дубликата сертификата поверителя в срок 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления в Государственный научный метрологический центр



77.

Направление заявления поверителем в Государственный научный метрологический центр о выдаче дубликата сертификата, с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия с приложением испорченного оригинала сертификата в случае порчи сертификата



78.

На дубликате сертификата в правом верхнем углу указывается слово "Дубликат", с сохранением номера, даты выдачи и срока действия ранее выданного оригинала сертификата



79.

Использование годовых поверительных клейм в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал год и более



80.

Использование квартальных поверительных клейм, в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал менее одного года



81.

Индивидуальный знак поверителя средств измерений присваивается руководителем поверочной лаборатории и состоит из одного символа, обозначаемого буквой казахского или латинского алфавита



82.

Поверочные лаборатории, вновь аккредитованные на право поверки средств измерений, представляют заявку на изготовление поверительных клейм в Государственный научный метрологический центр после получения аттестата аккредитации



83.

Хранение поверительных клейм в поверочных лабораториях возлагается на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории, которое ведет журналы выдачи и приемки поверительных клейм



84.

Хранение поверительных клейм и журнала в несгораемом шкафу, доступ к которому имеет руководитель поверочной лаборатории или уполномоченное лицо



85.

Ведение учета и проверки на ежеквартальной основе состояния поверительных клейм руководителем поверочной лаборатории



86.

Наличие в журнале отметки поверителя средств измерений, о сдаче неиспользованных поверительных клейм



87.

Наличие акта гашения и/или уничтожения поверительных клейм в случае повреждения или истечения срока применения поверительных клейм



88.

Соответствие поверительных клейм нижеследующим способам нанесения:
1)ударный (металлическое и латунное клейма);
2) наклеивание (самоклеящийся лейбл);
пломбирование (пластиковая пломба).



89.

Метрологическая экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, технических регламентов, а также проектов межгосударственных и национальных стандартов (за исключением стандартов, разрабатываемых на основе международных и региональных стандартов с идентичной степенью соответствия), содержащих требования к измерениям, средствам измерений, в том числе стандартным образцам является обязательной и проводится Государственным научным метрологическим центром



90.

Наличие метрологической экспертизы стандартов на продукцию и услуги, работы (процессы), методы контроля (испытаний, измерений, анализа) которые устанавливают:
1) требования к характеристикам точности измерений, достоверности измерительного контроля;
2) требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
3) методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
4) данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
5) применение стандартных образцов;
6) методики поверки и калибровки средств измерений.



91.

Решение об утверждении типа стандартного образца принимается уполномоченным органом осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии на основании положительных результатов метрологической экспертизы, проводимой Государственным научным метрологическим центром и удостоверяется сертификатом об утверждении типа стандартного образца



92.

Для проведения метрологической экспертизы документов по разработке стандартного образца заявитель направляет в Государственный научный метрологический центр следующие документы:
1) заявление с указанием наименования, назначения и области применения стандартного образца;
2) техническое задание на разработку стандартного образца;
3) научно-технический отчет, содержащий сведения о результатах работ по пунктам технического задания;
4) копии или реквизиты документов, подтверждающих поверку средств измерений и/или аттестацию методики выполнения измерения, использованных для определения аттестованных значений;
5) два экземпляра проектов описания типа стандартного образца, паспорт стандартного образца, этикетку стандартного образца;
6) один экземпляр стандартного образца или его фотографию



93.

Передача данных поверочной лабораторией о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра



94.

Разработка методики поверки:
1) предприятиями-разработчиками (изготовителями) средств измерений, при подготовке средств измерений к производству и выпуску в обращение в Республике Казахстан;
2) пользователями средств измерений при их эксплуатации;
3) физическими и юридическими лицами по заявке пользователя или изготовителя



95.

Соответствие количества фасованной и расфасованной продукции количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, документах, подтверждающий факт приобретения продукции



96.

Соответствие массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество отчуждаемой продукции количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, в том числе документах, подтверждающий факт приобретения продукции



97.

Использование исправных средств измерений, погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений, при совершении торговых операций расфасованной продукции при ее реализации и продукции отчуждаемой



      Должностное (ые) лицо (а)
____________ ___________ ______________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
___________________ __________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)