Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области обеспечения единства измерений

Совместный приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 14 марта 2022 года № 139-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2022 года № 24. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 марта 2022 года № 27172

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в сфере государственного контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.

      2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих вице-министров торговли и интеграции, национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования

      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
__________А. Куантыров
      Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
__________Б. Сұлтанов

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к совместному приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 15 марта 2022 года № 24 и
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
от 14 марта 2022 года № 139-НҚ

Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371).

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, создающие предпосылки на причинение вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;

      2) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям;

      3) субъекты (объекты) контроля в области обеспечения единства измерений – физические или юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обеспечением единства измерений на территории Республики Казахстан;

      4) риск в области обеспечения единства измерений – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      5) грубые нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, влекущие непосредственное причинение вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, в том числе растительному и животному миру и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;

      6) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

      7) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      8) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

      3. Критерии оценки степени риска в области обеспечения единства измерений для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

      4. В области обеспечения единства измерений к высокой степени риска по объективным критериям относятся субъекты (объекты) контроля осуществляющие виды деятельности, связанные с применением средств измерений, методик выполнения измерений, установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию и нормативными правовыми актами, а также связанные с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также завезенной импортером расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций.

      5. К субъектам (объектам), не отнесенным к высокой степени риска по объективным критериям в области обеспечения единства измерений относятся субъекты осуществляющие производство стандартных образцов, аттестованных смесей, поверочных газовых смесей.

      В отношении субъектов (объектов) контроля отнесенных по объективным критериям к высокой степени риска, применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      В отношении субъектов контроля, не отнесенных к высокой степени риска, проводятся внеплановые проверки и профилактический контроль без посещения субъекта (объекта).

Глава 3. Субъективные критерии

      6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) анализ информации и оценка рисков;

      2) формирование базы данных и сбор информации.

      7. На основании имеющихся источников информации формируются следующие субъективные критерии:

      1) по результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями согласно приложению 1 к настоящим Критериям;

      2) по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении перечисленных требований), согласно приложению 2 к настоящим Критериям;

      3) по подтвержденным жалобам и обращениям, согласно приложению 3 к настоящим Критериям;

      4) по результатам анализа сведений, представленных государственными органами и организациями, правоохранительными органами, согласно приложению 4 к настоящим Критериям;

      5) по результатам анализа официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований, согласно приложению 5 к настоящим Критериям;

      6) по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля согласно приложению 6 к настоящим Критериям.

      8. Критерии оценки степени риска делятся на 3 (три) степени тяжести требований: грубые, значительные, незначительные.

      9. При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 (сто) и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      Если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = S Рз + SРн

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      10. По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 61 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля;

      2) к не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 включительно и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

Глава 4. Заключительные положения

      11. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям в отношении субъектов, отнесенных к высокой степени риска, составляет один раз в год.

      12. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Кодекса.

      13. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.

  Приложение 1
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Субъективные критерии по результатам мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями

Критерии

Степень нарушения

1.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по причине не соблюдения Закона Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений"

грубое

2.

Отсутствие сертификата о поверке или метрологической аттестации используемых средств измерений и испытательного оборудования

грубое

3.

Применение методик выполнения измерений без регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений в результате мониторинга портала государственных закупок и (или) отчета отраслевой организации

грубое

4.

Поверка средств измерений, метрологической аттестации методик выполнения измерений без аккредитации в результате мониторинга портала государственных закупок и (или) отчета отраслевой организации

грубое

  Приложение 2
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Субъективные критерии по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении перечисленных требований)

Критерии

Степень нарушения

1.

Наличие поверки средств измерений, перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации удостоверенной оттиском поверительного клейма

грубое

2.

Наличие метрологически аттестованных и зарегистрированных в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений методик выполнения измерений, применяемых при измерениях

грубое

3.

Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений установленного образца.

грубое

4.

Наличие сертификата о метрологической аттестации средств измерений установленного образца, срок действия которого устанавливается при его выдаче, для средств измерений, выпускаемых в обращение в единичных экземплярах

грубое

5.

Наличие калибровки эталонов единиц величин, поверки или калибровки средств измерений для передачи размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а в случае отсутствия в Республике Казахстан государственных эталонов единиц величин – от национальных эталонов единиц величин других государств, степень эквивалентности которых подтверждена в базе данных ключевых сличений Международного бюро мер и весов

грубое

6.

Наличие сличения Государственных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин других государств

грубое

7.

Наличие применяемых методик выполнения измерений при испытаниях объектов исследований с целью оценки их параметров с установленной точностью, а также для проведения учетных операций

грубое

8.

Наличие методики выполнения измерений утвержденных Государственным научным метрологическим центром, физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обеспечения единства измерений

грубое

9.

Наличие методики выполнения измерении в виде национального стандарта

грубое

10.

Наличие методик выполнения измерений разработанных с соблюдением следующих этапов:
1) формирование исходных данных;
2) формулирование измерительной задачи и описание измеряемой величины;
3) предварительный отбор возможных методов решения измерительной задачи;
4) выбор методов и средств измерений (в том числе стандартных образцов, аттестованных смесей), вспомогательных устройств, реактивов и материалов;
5) установление последовательности и содержания операции при подготовке и выполнении измерений, включая требования по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности, требования к квалификации операторов;
6) организаций и проведений теоретических и экспериментальных исследований по оценке показателей точности, разработанной методик выполнения измерений, экспериментальное опробование методик выполнения измерений, анализ соответствия показателей точности исходным требованиям;
7) обработку промежуточных результатов измерений и вычисление окончательных результатов, полученных с помощью данной методики выполнения измерений;
8) разработку процедур и установление нормативов контроля точности, получаемых результатов измерений;
9) разработку проекта документа на методику выполнения измерений;
10) аттестацию методики выполнения измерений;
11) утверждение методики выполнения измерений;
12) регистраций методики выполнения измерений в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан

грубое

11.

Проведение метрологической аттестации методики выполнения измерений проводимые с целью установления (подтверждения) предъявляемым к ней метрологических требований

грубое

12.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений в Государственном научном метрологическом центре, юридическими лицами, аккредитованными на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений

грубое

13.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений прошедшей экспертизу представленного комплекта документов на предмет подтверждения соответствия методики выполнения измерений установленным требованиям путем оценивания правильности (обоснованности):
1) модели измерений;
2) сведений, приведенных при описании бюджета неопределенности или структуры образования погрешности результата измерений, полученных при разработке методики выполнения измерений;
3) плана и объема экспериментальных исследований, включая методы отбора и подготовки проб;
4) выбора средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, технических средств и материалов, использованных при проведении экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
5) выбора условий проведения экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
6) выбора способов и средств обработки результатов экспериментальных исследований методики выполнения измерений, включая программное обеспечение;
7) выбора способов представления характеристик погрешности или способов представления неопределенности;
8) выбора предложенных процедур контроля показателей точности результатов измерений

грубое

14.

Проведение дополнительных экспериментальных метрологических исследований методики выполнения измерений при необходимости подтверждения правильности выбора метода и средств измерений, а также полноты требований, содержащихся в методике выполнения измерений

значительное

15.

Наличие заключения по результатам экспертизы методики выполнения измерений

значительное

16.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений при положительных результатах метрологической экспертизы

грубое

17.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания методики выполнения измерений государствами-членами Евразийского экономического союза

грубое

18.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания в странах Содружества Независимых Государств

грубое

19.

Проведение повторной метрологической аттестации методики выполнения измерений при:
1) изменении исходных данных или метрологических характеристик методики выполнения измерений;
2) внесении изменений и дополнений в процедуру проведения измерений;
3) истечении срока действия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений

значительное

20.

Наличие заключения о возврате на доработку методики выполнения измерении при отрицательных результатах экспертизы

значительное

21.

Наличие зарегистрированных межгосударственных, национальных стандартов в области обеспечения единства измерений, устанавливающих методику выполнения измерения

значительное

22.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерении зарегистрированного в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан при положительных результатах метрологической экспертизы

грубое

23.

Наличие в реестре Государственной системы обеспечения единства измерении метрологически аттестованной методики выполнения измерении разработанной в государстве-участнице "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2015 года

грубое

24.

Направление комплекта документов в Государственный научный метрологический центр юридическим лицом, проводившим метрологическую аттестацию методики выполнения измерений или пользователем методики выполнения измерений для проведения регистрации методики выполнения измерений разработанной в Республике Казахстан

незначительное

25.

Представление документов для осуществления регистрации в Государственной системе обеспечения единства измерений Республики Казахстан методики выполнения измерений, разработанной в государстве-участнике "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2015 года

грубое

26.

Наличие одного экземпляра методики выполнения измерений, со штампом "Зарегистрировано", с указанием регистрационного номера, даты и срока действия регистрации

значительное

27.

Представление документов для продления срока регистрации методики выполнения измерений (срок действия метрологической аттестации методики выполнения измерений не истек или не ограничен, проведена повторная метрологическая аттестация):
1) заявка на продление срока действия регистрации методики выполнения измерений с соответствующим обоснованием о необходимости продления срока регистрации (в случае, если в методики выполнения измерений изменения не вносились, по итогам которого метрологические характеристики, методы, средства измерений и другие остаются без изменений в течение длительного периода);
2) учтенный экземпляр методики выполнения измерений;
3) копия свидетельства об аттестации методики выполнения измерений

значительное

28.

Предоставление следующих документов для включения в число пользователей методики выполнения измерений других предприятий, если методика выполнения измерения зарегистрирована для использования в пределах одного предприятия:
1) заявки;
2) учтенного экземпляра методики выполнения измерений;
3) копии свидетельства об аттестации методики выполнения измерений;
4) разрешения от держателя подлинника методики выполнения измерений на ее использование (оригинал либо нотариально заверенная копия)

значительное

29.

Перевод методики выполнения измерений используемых для получения результатов измерений с наивысшей точностью, примененные для оценки правильности измеренных значений величины, полученных с помощью других методик выполнения измерений величин того же рода, а также для калибровки средств измерений или для определения характеристик стандартных образцов, путем аттестации в референтную методику выполнения измерении

грубое

30.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений, принимаемой в качестве референтной, Государственным научным метрологическим центром и аккредитованным юридическими лицами

грубое

31.

Соблюдение требования, согласно которого в случае метрологической аттестации методик выполнения измерений в качестве референтной из числа метрологически аттестованных методик выполнения измерений при неизменности приписанных характеристик дополнительно к ранее проведенным исследованиям проводятся теоретические и экспериментальные исследования и подтверждение соответствия

грубое

32.

Проведение теоретических и экспериментальных исследований для установления показателей точности и подтверждении соответствия референтной методики выполнения измерений метрологическим требованиям в случае метрологической аттестации медотики выполнения измерений в качестве референтной вновь разработанной методики выполнения измерений

грубое

33.

Представление документов заявителем на аттестацию методики выполнения измерений:
1) заявка (с указанием наименования референтной методики выполнения измерений, сведений о заявителе, а также с указанием необходимости признания работ по аттестации;
2) техническое задание;
3) копия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений (при аттестации референтной методики выполнения измерений из числа аттестованных методики выполнения измерений);
4) проект документа (документ) с изложением референтной методики выполнения измерений;
5) программа и результаты проводимых теоретических и экспериментальных исследований

значительное

34.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики (метода) измерений, в случае если аттестация референтной методики проводится в отношении вновь разработанной методики (метода) измерений

значительное

35.

Наличие документов направленных исполнителем по окончанию проведения метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений для ее утверждения в уполномоченный орган в области обеспечения единства измерений:
1) документ, содержащий референтную методику выполнения измерений (описание референтной методики выполнения измерений);
2) заключение о соответствии референтной методики выполнения измерений, установленным метрологическим требованиям к измерениям;
3) отчет, утвержденный руководителем исполнителя и содержащий результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований;
4) копию свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений

значительное

36.

На свидетельство о метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений наносится штамп: "Зарегистрировано в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, в качестве референтной методики выполнения измерений" с указанием регистрационного номера и даты регистрации

незначительное

37.

Внесение изменений в референтную методику выполнения измерении разработчиком и представления на аттестацию и утверждение

значительное

38.

Наличие государственных эталонов единиц величин, предназначенных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров эталонам единиц величин, средствам измерений данных величин на территории Республики Казахстан

грубое

39.

Наличие эталонов единиц величин у субъектов аккредитации предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров другим средствам измерений данных величин

грубое

40.

Состав государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации включают средства измерения и устройства, при помощи которых:
1) воспроизводят, хранят, передают единицу величины;
2) контролируют условия измерений и неизменность воспроизводимого и хранимого размера единицы величины;
3) осуществляют автоматическую регистрацию, обработку и (или) передачу результатов измерений.

грубое

41.

Основания для создания государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации:
1) потребность в эталоне единицы величины для метрологического обеспечения соответствующего вида измерений;
2) технические требования и целесообразность создания эталона единицы величины и передачи размера единицы величины, воспроизводимой им с необходимой точностью;
3) необходимость предохранения эталона от преждевременного износа;
4) необходимость контроля за неизменностью размера единицы величины, воспроизводимой эталоном единицы величины, путем сличений;
5) необходимость обеспечения метрологической прослеживаемости измерений

значительное

42.

Создание государственных эталонов единиц величин в соотвествии с техническим заданием, в котором устанавливаются требования к метрологическим и техническим характеристикам эталонов единиц величин, а также этапы их создания

значительное

43.

Создание эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с техническим заданием или документом в области обеспечения единства измерений, устанавливающим требования к метрологическим и техническим характеристикам

значительное

44.

Исключение ранее утвержденного государственного эталона единиц величин из числа государственных и/или перевод в более низкий разряд только по результатам экспериментальных исследований или в случае создания и утверждения нового государственного эталона, с более высокими метрологическими характеристиками

грубое

45.

Регистрация в реестре государственной системы обеспечения единства измерений государственных эталонов единиц величин

грубое

46.

Формирование и утверждение перечня эталонов единиц величин по форме, согласно приложения к правилам создания, утверждения, хранения, применения и сличения государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации

грубое

47.

Субъекты аккредитации в случае внесения изменений в утвержденный перечень эталонов единиц величин в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня внесения изменений направляет соответствующие сведения в Государственный научный метрологический центр

значительное

48.

Применение государственных эталонов единиц величин для работ, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц величин, сличениями эталонов единиц величин, а также для научно-исследовательских работ

значительное

49.

Хранение и применение Государственных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с нормативным документом по стандартизации, эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с руководством по эксплуатации или соответствующим разделом технического описания

значительное

50.

Субъекты аккредитации осуществляют ведение журнала, в котором регистрируются работы, проведенные на эталоне единиц величин, в том числе профилактические и ремонтные работы

значительное

51.

Поверочные лаборатории передают данные о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра

грубое

52.

Наличие поверки средств измерений, являющиеся объектами государственного метрологического контроля, после утверждения их типа или метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации

грубое

53.

Наличие первичной поверки на средства измерений, прошедшие испытания для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, либо метрологическую аттестацию, выпускаемые из производства и после ремонта

грубое

54.

Проведение периодической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации

грубое

55.

Проведение внеочередной поверки при эксплуатации средств измерений до окончания срока действия сертификата о поверке средств измерений

грубое

56.

Проведение инспекционной поверки средств измерений при осуществлении государственного метрологического контроля и метрологического контроля для установления их исправности, правильности результатов последней поверки, уточнения принятой периодичности и установления правильности эксплуатации средств измерений

значительное

57.

Проведение экспертной поверки, при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к эксплуатации

значительное

58.

Наличие прослеживаемости применяемых для поверки эталонов единиц величин, поверяемых средств измерений до государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан

грубое

59.

Осуществление поверки средств измерений аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений на договорных условиях

грубое

60.

Поверка средств измерений на основании заявки владельца (пользователя) средства измерений, изготовителя средств измерений, государственных органов

значительное

61.

Поверка средств измерений в стационарных или передвижных поверочных лабораториях, непосредственно на местах расположения средств измерений (местах их изготовления, ремонта или эксплуатации)

значительное

62.

При осуществлении поверки средств измерений на местах их эксплуатации заявителем создаются условия для поверки

значительное

63.

Проведение первичной поверки средств измерений

грубое

64.

Средства измерений на поверку представляются расконсервированными, очищенными от грязи пыли, вместе с паспортом, техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки и сертификатом о поверке средств измерений (при наличии), а также необходимыми комплектующими устройствами

значительное

65.

Наличие поверки средств измерений в ограниченном диапазоне или для применяемого числа диапазонов величин (на средство измерений наносится заявителем отчетливая надпись или условное обозначение, определяющие область их применения)

значительное

66.

Оформление результатов первичной, периодической и внеочередной поверок средств измерений осуществляемых в соответствии с методиками поверки средств измерений

грубое

67.

Срок действия сертификата о поверке средств измерений указывается с учетом периодичности поверки средства измерений

грубое

68.

Наличие извещения о непригодности к применению средства измерения

грубое

69.

Наличие сведений в поверочной лаборатории по передаче заявителю средства измерения с оформленным сертификатом или извещением о непригодности, а также передаче в Государственный научный метрологический центр сведений о поверенном средстве измерений для осуществления электронного учета данных о поверяемых средствах измерений

грубое

70.

Наличие заключения, по результатам экспертной поверки, проводимой по письменному обращению государственных органов, физических или юридических лиц при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, об исправности средств измерений и пригодности средств измерений к эксплуатации и правильности эксплуатации средств измерений

значительное

71.

Признание результатов поверки средств измерений, проведенной в государстве-члене Евразийского экономического союза, осуществляемое в соответствии с Правилами взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 145

значительное

72.

Признание первичной поверки средств измерений, проводимой лабораториями или иными подразделениями зарубежных фирм выполняющими поверку (калибровку) средств измерений

значительное

73.

В случае выявления ошибок (опечаток) в сертификате о поверке средств измерений, допускается его замена с указанием номера и даты выдачи заменяемого сертификата о поверке средств измерений

значительное

74.

Установление периодичности поверки средств измерений (первичное значение) при проведении испытаний для целей утверждения типа или метрологической аттестации

грубое

75.

Назначение единого интервала между поверками (межповерочный интервал) при определении периодичности поверки для группы однотипных средств измерений для всех средств измерений данной группы

грубое

76.

При назначении периодичности поверки применяются критерии двух видов – нормируемые показатели метрологической надежности (нестабильности) средства измерений и экономический критерий оптимальности периодичности поверки, обеспечивающий максимальный экономический эффект эксплуатации средства измерений

значительное

77.

Внесение изменений периодичности поверки, на основе предложений Государственным научным метрологическим центром, заинтересованных физических или юридических лиц с учетом результатов поверки средств измерений при эксплуатации средств измерений

значительное

78.

Установление значения периодичности поверки в календарном времени для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых обусловлено старением (не зависит от интенсивности эксплуатации средства измерений), и в значениях наработки для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых является следствием износа элементов средств измерений (зависящего от интенсивности эксплуатации)

значительное

79.

Установление значения периодичности поверки до 1 года в месяцах (эксплуатации или наработки) из ряда: 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; и свыше 12 месяцев в годах

значительное

80.

Назначение периодичности поверки осуществляется на основании моделирования зависимости показателей точности или метрологической надежности средств измерений от времени (наработки), прошедшего с момента последней поверки.

значительное

81.

Представление документов в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата для переаттестации поверителя

значительное

82.

Наличие регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства поверителя, прошедшего аттестацию (переаттестацию) с указанием номера регистрации на сертификате об аттестации (переаттестации)

значительное

83.

Исключение из реестра государственной системы обеспечения единства измерений в срок пять рабочих дней со дня принятия решения об отзыве сертификата и направление уведомления в организацию

значительное

84.

Руководство организации, в которой работает поверитель, в срок трех рабочих дней со дня получения уведомления направляет сертификат в Государственный научный метрологический центр

значительное

85.

Для переаттестации поверителя документы представляются в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата

значительное

86.

По результатам метрологической экспертизы Государственный научный метрологический центр направляет разработчику нормативно правового акта заключение по метрологической экспертизе нормативного правового акта

грубое

87.

Предъявление следующих квалификационных требований к кандидату в поверители средств измерений:
1) наличие высшего, высшего технического либо среднего технического образования;
2) стаж работы в области обеспечения единства измерений:
для кандидата с высшим техническим образованием стаж работы в области обеспечения единства измерений не требуется;
для кандидата с высшим образованием или со средним техническим образованием не менее двух лет стажа работы в области обеспечения единства измерений;
3) наличие удостоверения о повышении квалификации или переподготовке кадров;
4) прохождение стажировки продолжительностью не менее 5 (пяти) рабочих дней по заявленному виду измерений у поверителя, имеющего сертификат о присвоении квалификации поверителя по видам измерений, по которым проводится стажировка, с проведением поверок не менее пяти типов средств измерений по выбранному виду измерений, в случае если кандидат в поверители заявляет на несколько видов измерений - не менее трех типов средств измерений по каждому заявленному виду измерений

значительное

88.

В случае утери сертификата поверитель:
1) опубликовывает в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, сведения о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата;
2) подает заявление в Государственный научный метрологический центр о признании сертификата недействительным и о выдаче дубликата сертификата с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия, с приложением документа, подтверждающего опубликование сведений о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата

значительное

89.

Выдача дубликата сертификата поверителя в срок 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления в Государственный научный метрологический центр

значительное

90.

Направление заявления поверителем в Государственный научный метрологический центр о выдаче дубликата сертификата, с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия с приложением испорченного оригинала сертификата в случае порчи сертификата

значительное

91.

На дубликате сертификата в правом верхнем углу указывается слово "Дубликат", с сохранением номера, даты выдачи и срока действия ранее выданного оригинала сертификата.

значительное

92.

Использование годовых поверительных клейм в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал год и более

значительное

93.

Использование квартальных поверительных клейм, в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал менее одного года

значительное

94.

Индивидуальный знак поверителя средств измерений присваивается руководителем поверочной лаборатории и состоит из одного символа, обозначаемого буквой казахского или латинского алфавита

значительное

95.

Поверочные лаборатории, вновь аккредитованные на право поверки средств измерений, представляют заявку на изготовление поверительных клейм в Государственный научный метрологический центр после получения аттестата аккредитации

значительное

96.

Возложение хранения поверительных клейм в поверочных лабораториях на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории

значительное

97.

Хранение поверительных клейм в поверочных лабораториях возлагается на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории, которое ведет журналы выдачи и приемки поверительных клейм

значительное

98.

Хранение поверительных клейм и журнала в несгораемом шкафу, доступ к которому имеет руководитель поверочной лаборатории или уполномоченное лицо

незначительное

99.

Ведение учета и проверки на ежеквартальной основе состояния поверительных клейм руководителем поверочной лаборатории

значительное

100.

На время проведения поверочных работ поверителю средств измерений выдается необходимое количество поверительных клейм

значительное

101.

Поверитель средств измерений по окончанию поверочных работ сдает руководителю поверочной лаборатории или уполномоченному лицу неиспользованные поверительные клейма с отметкой в журнале

значительное

102.

В случае повреждения или истечения срока применения поверительных клейм поверочная лаборатория осуществляет их гашение и/или уничтожение и оформляет акт гашения и/или уничтожения поверительных клейм

значительное

103.

Способы нанесения поверительных клейм:
1) ударный (металлическое и латунное клейма);
2) наклеивание (самоклеящийся лейбл);
3) пломбирование (пластиковая пломба).

значительное

104.

Метрологическая экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, технических регламентов, а также проектов межгосударственных и национальных стандартов (за исключением стандартов, разрабатываемых на основе международных и региональных стандартов с идентичной степенью соответствия), содержащих требования к измерениям, средствам измерений, в том числе стандартным образцам является обязательной и проводится Государственным научным метрологическим центром

грубое

105.

Наличие метрологической экспертизы стандартов на продукцию и услуги, работы (процессы), методы контроля (испытаний, измерений, анализа) которые устанавливают:
1) требования к характеристикам точности измерений, достоверности измерительного контроля;
2) требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
3) методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
4) данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
5) применение стандартных образцов;
6) методики поверки и калибровки средств измерений.

грубое

106.

Решение об утверждении типа стандартного образца принимается уполномоченным органом осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии на основании положительных результатов метрологической экспертизы, проводимой Государственным научным метрологическим центром и удостоверяется сертификатом об утверждении типа стандартного образца

грубое

107.

Для проведения метрологической экспертизы документов по разработке стандартного образца заявитель направляет в Государственный научный метрологический центр следующие документы:
1) заявление с указанием наименования, назначения и области применения стандартного образца;
2) техническое задание на разработку стандартного образца;
3) научно-технический отчет, содержащий сведения о результатах работ по пунктам технического задания;
4) копии или реквизиты документов, подтверждающих поверку средств измерений и/или аттестацию методики выполнения измерения, использованных для определения аттестованных значений;
5) два экземпляра проектов описания типа стандартного образца, паспорт стандартного образца, этикетку стандартного образца;
6) один экземпляр стандартного образца или его фотографию

значительное

108.

Передача данных поверочной лабораторией о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра

грубое

109.

Разработка методики поверки:
1) предприятиями-разработчиками (изготовителями) средств измерений, при подготовке средств измерений к производству и выпуску в обращение в Республике Казахстан;
2) пользователями средств измерений при их эксплуатации;
3) физическими и юридическими лицами по заявке пользователя или изготовителя

значительное

110.

Количество фасованной изготовителем продукции при совершении торговых операций соответствует количеству продукции обозначенной на упаковке

грубое

111.

Количество фасованной продавцом продукции при совершении торговых операций соответствует количеству продукции, обозначенной на упаковке

грубое

112.

Использование исправных средств измерений, при совершении торговых операций фасованной продавцом продукции погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений

грубое

113.

Соответствие количества завезенной импортером расфасованной продукции, отчуждаемой, при ее реализации и продукции при совершении торговых операций, количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах предоставляемых государственному инспектору, в том числе документах, подтверждающий факт приобретения продукции

грубое

114.

Использование исправных средств измерений, погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений, при совершении торговых операций завезенной импортером расфасованной продукции при ее реализации и продукции отчуждаемой

грубое

  Приложение 3
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Субъективные критерии по подтвержденным жалобам и обращениям

Критерии

Степень нарушения

1.

Наличие одной подтвержденной жалобы или обращения в области метрологии за соблюдением законодательства Республики Казахстан об обеспечении единства измерений

грубое

  Приложение 4
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Субъективные критерии по результатам анализа сведений, представленных государственными органами и организациями, правоохранительными органами

Критерии

Степень нарушения

1.

Наличие подтвержденных сведений о нарушениях в области метрологии за соблюдением законодательства Республики Казахстан об обеспечении единства измерений

грубое

  Приложение 5
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Субъективные критерии по результатам анализа официальных интернет-ресурсов государственных органов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов "нарушителей", перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований

Критерии

Степень нарушения

1.

Наличие официальных сообщений в средствах массовой информации о нарушениях в области метрологии законодательства Республики Казахстан об обеспечении единства измерений

грубое

  Приложение 6
к критериям оценки степени
риска для отбора субъектов
(объектов) контроля в области
обеспечения единства измерений

Субъективные критерии по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля

Критерии

Степень нарушения

1.

Наличие сведений о нарушениях законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области обеспечения единства измерении

грубое

  Приложение 2
к совместному приказу
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 15 марта 2022 года № 24 и
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр торговли и интеграции
Республики Казахстан
от 14 марта 2022 года № 139-НҚ

Проверочный лист в сфере государственного контроля в области обеспечения единства измерений

      В отношении субъектов (объектов) контроля, осуществляющие виды деятельности, связанные с измерениями, применением средств измерений и эталонов единиц величин, стандартных образцов, методик выполнения измерений, методик поверки средств измерений установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию техническими регламентами, а также связанные с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также завезенной импортером расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций.
________________________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта (объекта)
контроля _______________________________________________________________________
№, дата Наименование субъекта (объекта) контроля ___________________________________
________________________________________________________________________________
(Индивидуальный идентификационный номер), бизнес-идентификационный номер субъекта
(объекта) контроля _______________________________________________________________
Адрес место нахождения__________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

1.

Наличие поверки средств измерений, перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации удостоверенной оттиском поверительного клейма





2.

Наличие метрологически аттестованных и зарегистрированных в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений методик выполнения измерений, применяемых при измерениях





3.

Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений установленного образца





4.

Наличие сертификата о метрологической аттестации средств измерений установленного образца, срок действия которого устанавливается при его выдаче, для средств измерений, выпускаемых в обращение в единичных экземплярах





5.

Наличие калибровки эталонов единиц величин, поверки или калибровки средств измерений для передачи размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а в случае отсутствия в Республике Казахстан государственных эталонов единиц величин – от национальных эталонов единиц величин других государств, степень эквивалентности которых подтверждена в базе данных ключевых сличений Международного бюро мер и весов





6.

Наличие сличения Государственных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин других государств.





7.

Наличие применяемых методик выполнения измерений при испытаниях объектов исследований с целью оценки их параметров с установленной точностью, а также для проведения учетных операций





8.

Наличие методики выполнения измерений утвержденных Государственным научным метрологическим центром, физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обеспечения единства измерений





9.

Наличие методики выполнения измерении в виде национального стандарта





10.

Наличие методик выполнения измерений разработанных с соблюдением следующих этапов:
1) формирование исходных данных;
2) формулирование измерительной задачи и описание измеряемой величины;
3) предварительный отбор возможных методов решения измерительной задачи;
4) выбор методов и средств измерений (в том числе стандартных образцов, аттестованных смесей), вспомогательных устройств, реактивов и материалов;
5) установление последовательности и содержания операции при подготовке и выполнении измерений, включая требования по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности, требования к квалификации операторов;
6) организаций и проведений теоретических и экспериментальных исследований по оценке показателей точности, разработанной методик выполнения измерений, экспериментальное опробование методик выполнения измерений, анализ соответствия показателей точности исходным требованиям;
7) обработку промежуточных результатов измерений и вычисление окончательных результатов, полученных с помощью данной методики выполнения измерений;
8) разработку процедур и установление нормативов контроля точности, получаемых результатов измерений;
9) разработку проекта документа на методику выполнения измерений;
10) аттестацию методики выполнения измерений;
11) утверждение методики выполнения измерений;
12) регистраций методики выполнения измерений в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан





11.

Проведение метрологической аттестации методики выполнения измерений проводимые с целью установления (подтверждения) предъявляемым к ней метрологических требований





12.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений в Государственном научном метрологическом центре, юридическими лицами, аккредитованными на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений





13.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений прошедшей экспертизу представленного комплекта документов на предмет подтверждения соответствия методики выполнения измерений установленным требованиям путем оценивания правильности (обоснованности):
1) модели измерений;
2) сведений, приведенных при описании бюджета неопределенности или структуры образования погрешности результата измерений, полученных при разработке методики выполнения измерений;
3) плана и объема экспериментальных исследований, включая методы отбора и подготовки проб;
4) выбора средств измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, технических средств и материалов, использованных при проведении экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
5) выбора условий проведения экспериментальных исследований методики выполнения измерений;
6) выбора способов и средств обработки результатов экспериментальных исследований методики выполнения измерений, включая программное обеспечение;
7) выбора способов представления характеристик погрешности или способов представления неопределенности;
8) выбора предложенных процедур контроля показателей точности результатов измерений





14.

Проведение дополнительных экспериментальных метрологических исследований методики выполнения измерений при необходимости подтверждения правильности выбора метода и средств измерений, а также полноты требований, содержащихся в методике выполнения измерений





15.

Наличие заключения по результатам экспертизы методики выполнения измерений





16.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений при положительных результатах метрологической экспертизы





17.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания методики выполнения измерений государствами-членами Евразийского экономического союза





18.

Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания в странах Содружества Независимых Государств





19.

Проведение повторной метрологической аттестации методики выполнения измерений при:
1) изменении исходных данных или метрологических характеристик методики выполнения измерений;
2) внесении изменений и дополнений в процедуру проведения измерений;
3) истечении срока действия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений





20.

Наличие заключения о возврате на доработку методики выполнения измерении при отрицательных результатах экспертизы





21.

Наличие зарегистрированных межгосударственных, национальных стандартов в области обеспечения единства измерений, устанавливающих методику выполнения измерения





22.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерении зарегистрированного в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан при положительных результатах метрологической экспертизы





23.

Наличие в реестре Государственной системы обеспечения единства измерении метрологически аттестованной методики выполнения измерении разработанной в государстве-участнице "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2015 года





24.

Направление комплекта документов в Государственный научный метрологический центр юридическим лицом, проводившим метрологическую аттестацию методики выполнения измерений или пользователем методики выполнения измерений для проведения регистрации методики выполнения измерений разработанной в Республике Казахстан





25.

Представление документов для осуществления регистрации в Государственной системе обеспечения единства измерений Республики Казахстан методики выполнения измерений, разработанной в государстве-участнике "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2015 года





26.

Наличие одного экземпляра методики выполнения измерений, со штампом "Зарегистрировано", с указанием регистрационного номера, даты и срока действия регистрации





27.

Представление документов для продления срока регистрации методики выполнения измерений (срок действия метрологической аттестации методики выполнения измерений не истек или не ограничен, проведена повторная метрологическая аттестация):
1) заявка на продление срока действия регистрации методики выполнения измерений с соответствующим обоснованием о необходимости продления срока регистрации (в случае, если в методики выполнения измерений изменения не вносились, по итогам которого метрологические характеристики, методы, средства измерений и другие остаются без изменений в течение длительного периода);
2) учтенный экземпляр методики выполнения измерений;
3) копия свидетельства об аттестации методики выполнения измерений





28.

Предоставление следующих документов для включения в число пользователей методики выполнения измерений других предприятий, если методика выполнения измерения зарегистрирована для использования в пределах одного предприятия:
1) заявки;
2) учтенного экземпляра методики выполнения измерений;
3) копии свидетельства об аттестации методики выполнения измерений;
4) разрешения от держателя подлинника методики выполнения измерений на ее использование (оригинал либо нотариально заверенная копия)





29.

Перевод методики выполнения измерений используемых для получения результатов измерений с наивысшей точностью, примененные для оценки правильности измеренных значений величины, полученных с помощью других методик выполнения измерений величин того же рода, а также для калибровки средств измерений или для определения характеристик стандартных образцов, путем аттестации в референтную методику выполнения измерении





30.

Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений, принимаемой в качестве референтной, Государственным научным метрологическим центром и аккредитованным юридическими лицами





31.

Соблюдение требования, согласно которого в случае метрологической аттестации методик выполнения измерений в качестве референтной из числа метрологически аттестованных методик выполнения измерений при неизменности приписанных характеристик дополнительно к ранее проведенным исследованиям проводятся теоретические и экспериментальные исследования и подтверждение соответствия





32.

Проведение теоретических и экспериментальных исследований для установления показателей точности и подтверждении соответствия референтной методики выполнения измерений метрологическим требованиям в случае метрологической аттестации медотики выполнения измерений в качестве референтной вновь разработанной методики выполнения измерений





33.

Представление документов заявителем на аттестацию методики выполнения измерений:
1) заявка (с указанием наименования референтной методики выполнения измерений, сведений о заявителе, а также с указанием необходимости признания работ по аттестации;
2) техническое задание;
3) копия свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений (при аттестации референтной методики выполнения измерений из числа аттестованных методики выполнения измерений);
4) проект документа (документ) с изложением референтной методики выполнения измерений;
5) программа и результаты проводимых теоретических и экспериментальных исследований





34.

Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики (метода) измерений, в случае если аттестация референтной методики проводится в отношении вновь разработанной методики (метода) измерений





35.

Наличие документов направленных исполнителем по окончанию проведения метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений для ее утверждения в уполномоченный орган в области обеспечения единства измерений:
1) документ, содержащий референтную методику выполнения измерений (описание референтной методики выполнения измерений);
2) заключение о соответствии референтной методики выполнения измерений, установленным метрологическим требованиям к измерениям;
3) отчет, утвержденный руководителем исполнителя и содержащий результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований;
4) копию свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений





36.

На свидетельство о метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений наносится штамп: "Зарегистрировано в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, в качестве референтной методики выполнения измерений" с указанием регистрационного номера и даты регистрации





37.

Внесение изменений в референтную методику выполнения измерении разработчиком и представления на аттестацию и утверждение





38.

Наличие государственных эталонов единиц величин, предназначенных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров эталонам единиц величин, средствам измерений данных величин на территории Республики Казахстан





39.

Наличие эталонов единиц величин у субъектов аккредитации предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров другим средствам измерений данных величин





40.

Состав государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации включают средства измерения и устройства, при помощи которых:
1) воспроизводят, хранят, передают единицу величины;
2) контролируют условия измерений и неизменность воспроизводимого и хранимого размера единицы величины;
3) осуществляют автоматическую регистрацию, обработку и (или) передачу результатов измерений.





41.

Основания для создания государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации:
1) потребность в эталоне единицы величины для метрологического обеспечения соответствующего вида измерений;
2) технические требования и целесообразность создания эталона единицы величины и передачи размера единицы величины, воспроизводимой им с необходимой точностью;
3) необходимость предохранения эталона от преждевременного износа;
4) необходимость контроля за неизменностью размера единицы величины, воспроизводимой эталоном единицы величины, путем сличений;
5) необходимость обеспечения метрологической прослеживаемости измерений





42.

Создание государственных эталонов единиц величин в соотвествии с техническим заданием, в котором устанавливаются требования к метрологическим и техническим характеристикам эталонов единиц величин, а также этапы их создания





43.

Создание эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с техническим заданием или документом в области обеспечения единства измерений, устанавливающим требования к метрологическим и техническим характеристикам





44.

Исключение ранее утвержденного государственного эталона единиц величин из числа государственных и/или перевод в более низкий разряд только по результатам экспериментальных исследований или в случае создания и утверждения нового государственного эталона, с более высокими метрологическими характеристиками





45.

Регистрация в реестре государственной системы обеспечения единства измерений государственных эталонов единиц величин





46.

формирование и утверждение перечня эталонов единиц величин по форме, согласно приложения к правилам создания, утверждения, хранения, применения и сличения государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации





47.

Субъекты аккредитации в случае внесения изменений в утвержденный перечень эталонов единиц величин в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня внесения изменений направляет соответствующие сведения в Государственный научный метрологический центр





48.

Применение государственных эталонов единиц величин для работ, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц величин, сличениями эталонов единиц величин, а также для научно-исследовательских работ





49.

Хранение и применение Государственных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с нормативным документом по стандартизации, эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с руководством по эксплуатации или соответствующим разделом технического описания





50.

Субъекты аккредитации осуществляют ведение журнала, в котором регистрируются работы, проведенные на эталоне единиц величин, в том числе профилактические и ремонтные работы





51.

Поверочные лаборатории передают данные о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра





52.

Наличие поверки средств измерений, являющиеся объектами государственного метрологического контроля, после утверждения их типа или метрологической аттестации и регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации





53.

Наличие первичной поверки на средства измерений, прошедшие испытания для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, либо метрологическую аттестацию, выпускаемые из производства и после ремонта





54.

Проведение периодической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации





55.

Проведение внеочередной поверки при эксплуатации средств измерений до окончания срока действия сертификата о поверке средств измерений





56.

Проведение инспекционной поверки средств измерений при осуществлении государственного метрологического контроля и метрологического контроля для установления их исправности, правильности результатов последней поверки, уточнения принятой периодичности и установления правильности эксплуатации средств измерений





57.

Проведение экспертной поверки, при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к эксплуатации





58.

Наличие прослеживаемости применяемых для поверки эталонов единиц величин, поверяемых средств измерений до государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан





59.

Осуществление поверки средств измерений аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений на договорных условиях





60.

Поверка средств измерений на основании заявки владельца (пользователя) средства измерений, изготовителя средств измерений, государственных органов





61.

Поверка средств измерений в стационарных или передвижных поверочных лабораториях, непосредственно на местах расположения средств измерений (местах их изготовления, ремонта или эксплуатации)





62.

При осуществлении поверки средств измерений на местах их эксплуатации заявителем создаются условия для поверки





63.

Проведение первичной поверки средств измерений





64.

Средства измерений на поверку представляются расконсервированными, очищенными от грязи пыли, вместе с паспортом, техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки и сертификатом о поверке средств измерений (при наличии), а также необходимыми комплектующими устройствами





65.

Наличие поверки средств измерений в ограниченном диапазоне или для применяемого числа диапазонов величин (на средство измерений наносится заявителем отчетливая надпись или условное обозначение, определяющие область их применения)





66.

Оформление результатов первичной, периодической и внеочередной поверок средств измерений осуществляемых в соответствии с методиками поверки средств измерений





67.

Срок действия сертификата о поверке средств измерений указывается с учетом периодичности поверки средства измерений





68.

Наличие извещения о непригодности к применению средства измерения





69.

Наличие сведений в поверочной лаборатории по передаче заявителю средства измерения с оформленным сертификатом или извещением о непригодности, а также передаче в Государственный научный метрологический центр сведений о поверенном средстве измерений для осуществления электронного учета данных о поверяемых средствах измерений





70.

Наличие заключения, по результатам экспертной поверки, проводимой по письменному обращению государственных органов, физических или юридических лиц при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, об исправности средств измерений и пригодности средств измерений к эксплуатации и правильности эксплуатации средств измерений





71.

Признание результатов поверки средств измерений, проведенной в государстве-члене Евразийского экономического союза, осуществляемое в соответствии с Правилами взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений, утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 145





72.

Признание первичной поверки средств измерений, проводимой лабораториями или иными подразделениями зарубежных фирм выполняющими поверку (калибровку) средств измерений





73.

В случае выявления ошибок (опечаток) в сертификате о поверке средств измерений, допускается его замена с указанием номера и даты выдачи заменяемого сертификата о поверке средств измерений.





74.

Установление периодичности поверки средств измерений (первичное значение) при проведении испытаний для целей утверждения типа или метрологической аттестации





75.

Назначение единого интервала между поверками (межповерочный интервал) при определении периодичности поверки для группы однотипных средств измерений для всех средств измерений данной группы





76.

При назначении периодичности поверки применяются критерии двух видов – нормируемые показатели метрологической надежности (нестабильности) средства измерений и экономический критерий оптимальности периодичности поверки, обеспечивающий максимальный экономический эффект эксплуатации средства измерений





77.

Внесение изменений периодичности поверки, на основе предложений Государственным научным метрологическим центром, заинтересованных физических или юридических лиц с учетом результатов поверки средств измерений при эксплуатации средств измерений





78.

Установление значения периодичности поверки в календарном времени для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых обусловлено старением (не зависит от интенсивности эксплуатации средства измерений), и в значениях наработки для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых является следствием износа элементов средств измерений (зависящего от интенсивности эксплуатации)





79.

Установление значения периодичности поверки до 1 года в месяцах (эксплуатации или наработки) из ряда: 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; и свыше 12 месяцев в годах





80.

Назначение периодичности поверки осуществляется на основании моделирования зависимости показателей точности или метрологической надежности средств измерений от времени (наработки), прошедшего с момента последней поверки.





81.

Представление документов в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата для переаттестации поверителя





82.

Наличие регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства поверителя, прошедшего аттестацию (переаттестацию) с указанием номера регистрации на сертификате об аттестации (переаттестации)





83.

Исключение из реестра государственной системы обеспечения единства измерений в срок 5 (пять) рабочих дней со дня принятия решения об отзыве сертификата и направление уведомления в организацию





84.

Руководство организации, в которой работает поверитель, в срок 3 (три) рабочих дней со дня получения уведомления направляет сертификат в Государственный научный метрологический центр





85.

Для переаттестации поверителя документы представляются в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата





86.

По результатам метрологической экспертизы Государственный научный метрологический центр направляет разработчику нормативно правового акта заключение по метрологической экспертизе нормативного правового акта





87.

Предъявление следующих квалификационных требований к кандидату в поверители средств измерений:
1) наличие высшего, высшего технического либо среднего технического образования;
2) стаж работы в области обеспечения единства измерений:
для кандидата с высшим техническим образованием стаж работы в области обеспечения единства измерений не требуется;
для кандидата с высшим образованием или со средним техническим образованием не менее двух лет стажа работы в области обеспечения единства измерений;
3) наличие удостоверения о повышении квалификации или переподготовке кадров;
4) прохождение стажировки продолжительностью не менее 5 (пять) рабочих дней по заявленному виду измерений у поверителя, имеющего сертификат о присвоении квалификации поверителя по видам измерений, по которым проводится стажировка, с проведением поверок не менее пяти типов средств измерений по выбранному виду измерений, в случае если кандидат в поверители заявляет на несколько видов измерений - не менее трех типов средств измерений по каждому заявленному виду измерений





88.

В случае утери сертификата поверитель:
1) опубликовывает в средствах массовой информации, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, сведения о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата;
2) подает заявление в Государственный научный метрологический центр о признании сертификата недействительным и о выдаче дубликата сертификата с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия, с приложением документа, подтверждающего опубликование сведений о признании недействительным сертификата с указанием номера, даты выдачи и срока действия сертификата





89.

Выдача дубликата сертификата поверителя в срок 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления в Государственный научный метрологический центр





90.

Направление заявления поверителем в Государственный научный метрологический центр о выдаче дубликата сертификата, с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия с приложением испорченного оригинала сертификата в случае порчи сертификата





91.

На дубликате сертификата в правом верхнем углу указывается слово "Дубликат", с сохранением номера, даты выдачи и срока действия ранее выданного оригинала сертификата.





92.

Использование годовых поверительных клейм в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал год и более





93.

Использование квартальных поверительных клейм, в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал менее одного года.





94.

Индивидуальный знак поверителя средств измерений присваивается руководителем поверочной лаборатории и состоит из одного символа, обозначаемого буквой казахского или латинского алфавита.





95.

Поверочные лаборатории, вновь аккредитованные на право поверки средств измерений, представляют заявку на изготовление поверительных клейм в Государственный научный метрологический центр после получения аттестата аккредитации.





96.

Возложение хранения поверительных клейм в поверочных лабораториях на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории





97.

Хранение поверительных клейм в поверочных лабораториях возлагается на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории, которое ведет журналы выдачи и приемки поверительных клейм





98.

Хранение поверительных клейм и журнала в несгораемом шкафу, доступ к которому имеет руководитель поверочной лаборатории или уполномоченное лицо





99.

Ведение учета и проверки на ежеквартальной основе состояния поверительных клейм руководителем поверочной лаборатории





100.

На время проведения поверочных работ поверителю средств измерений выдается необходимое количество поверительных клейм





101.

Поверитель средств измерений по окончанию поверочных работ сдает руководителю поверочной лаборатории или уполномоченному лицу неиспользованные поверительные клейма с отметкой в журнале





102.

В случае повреждения или истечения срока применения поверительных клейм поверочная лаборатория осуществляет их гашение и/или уничтожение и оформляет акт гашения и/или уничтожения поверительных клейм





103.

Способы нанесения поверительных клейм:
1) ударный (металлическое и латунное клейма);
2) наклеивание (самоклеящийся лейбл);
3) пломбирование (пластиковая пломба).





104.

Метрологическая экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, технических регламентов, а также проектов межгосударственных и национальных стандартов (за исключением стандартов, разрабатываемых на основе международных и региональных стандартов с идентичной степенью соответствия), содержащих требования к измерениям, средствам измерений, в том числе стандартным образцам является обязательной и проводится Государственным научным метрологическим центром





105.

Наличие метрологической экспертизы стандартов на продукцию и услуги, работы (процессы), методы контроля (испытаний, измерений, анализа) которые устанавливают:
1) требования к характеристикам точности измерений, достоверности измерительного контроля;
2) требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
3) методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
4) данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
5) применение стандартных образцов;
6) методики поверки и калибровки средств измерений.





106.

Решение об утверждении типа стандартного образца принимается уполномоченным органом осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии на основании положительных результатов метрологической экспертизы, проводимой Государственным научным метрологическим центром и удостоверяется сертификатом об утверждении типа стандартного образца





107.

Для проведения метрологической экспертизы документов по разработке стандартного образца заявитель направляет в Государственный научный метрологический центр следующие документы:
1) заявление с указанием наименования, назначения и области применения стандартного образца;
2) техническое задание на разработку стандартного образца;
3) научно-технический отчет, содержащий сведения о результатах работ по пунктам технического задания;
4) копии или реквизиты документов, подтверждающих поверку средств измерений и/или аттестацию методики выполнения измерения, использованных для определения аттестованных значений;
5) два экземпляра проектов описания типа стандартного образца, паспорт стандартного образца, этикетку стандартного образца;
6) один экземпляр стандартного образца или его фотографию





108.

Передача данных поверочной лабораторией о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра





109.

Разработка методики поверки:
1) предприятиями-разработчиками (изготовителями) средств измерений, при подготовке средств измерений к производству и выпуску в обращение в Республике Казахстан;
2) пользователями средств измерений при их эксплуатации;
3) физическими и юридическими лицами по заявке пользователя или изготовителя





110.

Количество фасованной изготовителем продукции при совершении торговых операций соответствует количеству продукции обозначенной на упаковке





111.

Количество фасованной продавцом продукции при совершении торговых операций соответствует количеству продукции, обозначенной на упаковке





112.

Использование исправных средств измерений, при совершении торговых операций фасованной продавцом продукции погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений





113.

Соответствие количества завезенной импортером расфасованной продукции, отчуждаемой, при ее реализации и продукции при совершении торговых операций, количеству продукции указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах предоставляемых государственному инспектору, в том числе документах, подтверждающий факт приобретения продукции





114.

Использование исправных средств измерений, погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений, при совершении торговых операций завезенной импортером расфасованной продукции при ее реализации и продукции отчуждаемой





      Должностное (ые) лицо (а) ____________ ___________ ________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля _______ ___________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)