В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
Сноска. Преамбула – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).1. Утвердить прилагаемые:
1) критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере государственного контроля в области обеспечения единства измерений согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующих вице-министров торговли и интеграции, национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
__________А. Куантыров |
Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан - Министр торговли и интеграции Республики Казахстан |
__________Б. Сұлтанов |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений
Сноска. Приложение 1 – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) балл – количественная мера исчисления риска;
2) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
3) незначительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, не относящиеся к значительным и грубым нарушениям;
4) значительные нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, создающие предпосылки на причинение вреда жизни, здоровью человека и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;
5) грубые нарушения – нарушения требований законодательства Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений, влекущие непосредственное причинение вреда жизни, здоровью человека и затрагивающие законные интересы физических и юридических лиц, государства;
6) субъекты контроля в области обеспечения единства измерений – физические или юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с обеспечением единства измерений на территории Республики Казахстан;
7) риск в области обеспечения единства измерений – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
8) проверочный лист - перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
9) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
10) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
11) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
12) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в области обеспечения единства измерений, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
13) выборочная совокупность (выборка) – перечень оцениваемых субъектов (объектов), относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля, в соответствии с пунктом 2 статьи 143 Кодекса.
Сноска. Пункт 2 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Критерии оценки степени риска в области обеспечения единства измерений для профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
5. Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для законных интересов физических и юридических лиц, государства.
6. После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля распределяются по трем степеням риска (высокая, средняя и низкая).
В области обеспечения единства измерений к высокой степени риска по объективным критериям относятся субъекты (объекты) контроля осуществляющие виды деятельности, связанные с применением средств измерений, методик выполнения измерений, установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию и нормативными правовыми актами.
К средней степени риска – субъекты (объекты) контроля связанные с деятельностью с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций.
К низкой степени риска – субъекты осуществляющие производство стандартных образцов, аттестованных смесей, поверочных газовых смесей.
7. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой или средней степени риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.
Глава 3. Субъективные критерии
8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) анализ информации и оценка рисков;
2) формирование базы данных и сбор информации.
9. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта));
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля.
На основании имеющихся источников информации, орган государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений формирует субъективные критерии, подлежащие оценке.
Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.
При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
Сноска. Пункт 9 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).10. Субъективные критерии с распределением по степени значимости нарушений в области обеспечения единства измерений приведены в приложениях 1 к настоящим критериям.
Субъективные критерии оценки степени риска по источникам информации для определения отраслевых рисков приведены в приложении 2 к настоящим критериям.
Сноска. Пункт 10 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;
2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;
3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.
12. При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,
где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,
где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн,
где:
SР – общий показатель степени риска;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
12-1. При формировании системы оценки рисков с использованием информационных систем, расчет показателя степени риска по субъективным критериям, а также показатели степени риска, осуществляется согласно перечню субъективных критериев по форме согласно приложению 1 к настоящим критериям.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям (SC), с последующей нормализацией значений данных в диапазон от 0 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
– максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
– минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
– промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям.
Сноска. Глава 3 дополнена пунктом 12-1 в соответствии с совместным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 4. Управление рисками
13. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый критериями оценки степени риска органа государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений, посредством применения субъективных критериев.
14. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в соответствующих сферах деятельности субъектов контроля в случаях:
1) если такие субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан;
2) если в законах Республики Казахстан и критериях оценки степени риска органа государственного контроля в сфере обеспечения единства измерений определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
3) если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.
15. Система оценки и управления рисками государственными органами ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в определенной сфере государственного контроля.
Приложение 1 к критериям оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений |
Степени нарушения требований к субъектам (объектам) контроля в области обеспечения единства измерений при проведении профилактического контроля с посещением, и внеплановых проверок
Сноска. Приложение 1 - в редакции совместного приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ п/п | Наименование требования | Степень нарушения |
1. | Наличие поверки средств измерений, перед выпуском в обращение, после ремонта, в период эксплуатации, удостоверенной оттиском поверительного клейма | грубое |
2. | Наличие метрологически аттестованных и зарегистрированных в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений методик выполнения измерений, применяемых при измерениях | грубое |
3. | Наличие сертификата об утверждении типа средств измерений установленного образца. | грубое |
4. | Наличие сертификата о метрологической аттестации средств измерений установленного образца, срок действия которого устанавливается при его выдаче, для средств измерений, выпускаемых в обращение в единичных экземплярах | грубое |
5. | Наличие калибровки эталонов единиц величин, поверки или калибровки средств измерений для передачи размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин, а в случае отсутствия в Республике Казахстан государственных эталонов единиц величин – от национальных эталонов единиц величин других государств, степень эквивалентности которых подтверждена в базе данных ключевых сличений Международного бюро мер и весов | грубое |
6. | Наличие сличения Государственных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин других государств | грубое |
7. | Наличие применяемых методик выполнения измерений при испытаниях объектов исследований с целью оценки их параметров с установленной точностью, а также для проведения учетных операций | грубое |
8. | Наличие методики выполнения измерении в виде национального стандарта | грубое |
9. | Проведение метрологической аттестации методики выполнения измерений проводимые с целью установления (подтверждения) предъявляемых к ней метрологических требований | грубое |
10. | Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений в Государственном научном метрологическом центре, юридическими лицами, аккредитованными на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений | грубое |
11. |
Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, прошедшей экспертизу представленного комплекта документов на предмет подтверждения соответствия методики выполнения измерений установленным требованиям путем оценивания правильности (обоснованности): | грубое |
12. | Проведение дополнительных экспериментальных метрологических исследований методики выполнения измерений при необходимости подтверждения правильности выбора метода и средств измерений, а также полноты требований, содержащихся в методике выполнения измерений | значительное |
13. | Наличие заключения по результатам экспертизы методики выполнения измерений | значительное |
14. | Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений при положительных результатах метрологической экспертизы | грубое |
15. | Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания методики выполнения измерений государствами-членами Евразийского экономического союза | грубое |
16. | Наличие метрологической аттестации методики выполнения измерений, в случае признания в странах Содружества Независимых Государств | грубое |
17. |
Проведение повторной метрологической аттестации методики выполнения измерений при: | значительное |
18. | Наличие заключения о возврате на доработку методики выполнения измерений при отрицательных результатах экспертизы | значительное |
19. | Наличие зарегистрированных межгосударственных, национальных стандартов в области обеспечения единства измерений, устанавливающих методику выполнения измерения | значительное |
20. | Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики выполнения измерений, зарегистрированного в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений Республики Казахстан при положительных результатах метрологической экспертизы | грубое |
21. | Наличие в реестре Государственной системы обеспечения единства измерений метрологически аттестованной методики выполнения измерений, разработанной в государстве-участнице "Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений" | грубое |
22. | Наличие одного экземпляра методики выполнения измерений, со штампом "Зарегистрировано", с указанием регистрационного номера, даты и срока действия регистрации | значительное |
23. |
Предоставление следующих документов для включения в число пользователей методики выполнения измерений других предприятий, если методика выполнения измерения зарегистрирована для использования в пределах одного предприятия: | значительное |
24. | Перевод методик выполнения измерений используемых для получения результатов измерений с наивысшей точностью, примененных для оценки правильности измеренных значений величины, полученных с помощью других методик выполнения измерений величин того же рода, а также для калибровки средств измерений или для определения характеристик стандартных образцов, путем аттестации в референтную методику выполнения измерений | грубое |
25. | Осуществление метрологической аттестации методики выполнения измерений, принимаемой в качестве референтной, Государственным научным метрологическим центром и аккредитованным юридическими лицами | грубое |
26. | Соблюдение требования, согласно которого в случае метрологической аттестации методик выполнения измерений в качестве референтной из числа метрологически аттестованных методик выполнения измерений при неизменности приписанных характеристик дополнительно к ранее проведенным исследованиям проводятся теоретические и экспериментальные исследования и подтверждение соответствия | грубое |
27. | Наличие свидетельства о метрологической аттестации методики (метода) измерений, в случае если аттестация референтной методики проводится в отношении вновь разработанной методики (метода) измерений | значительное |
28. |
Наличие документов, направленных исполнителем по окончанию проведения метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений для ее утверждения в уполномоченный орган в области обеспечения единства измерений: | значительное |
29. | Наличие на свидетельстве о метрологической аттестации референтной методики выполнения измерений штампа: "Зарегистрировано в реестре государственной системы обеспечения единства измерений, в качестве референтной методики выполнения измерений" с указанием регистрационного номера и даты регистрации | незначительное |
30. | Внесение изменений в референтную методику выполнения измерений разработчиком и представление на аттестацию и утверждение | значительное |
31. | Наличие государственных эталонов единиц величин, предназначенных для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров эталонам единиц величин, средствам измерений данных величин на территории Республики Казахстан | грубое |
32. | Наличие эталонов единиц величин у субъектов аккредитации, предназначенные для воспроизведения и (или) хранения единиц величин (кратных либо дольных значений единиц величин) с целью передачи их размеров другим средствам измерений данных величин | грубое |
33. | Создание государственных эталонов единиц величин в соответствии с техническим заданием, в котором устанавливаются требования к метрологическим и техническим характеристикам эталонов единиц величин, а также этапы их создания | значительное |
34. | Создание эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с техническим заданием или документом в области обеспечения единства измерений, устанавливающим требования к метрологическим и техническим характеристикам | значительное |
35. | Исключение ранее утвержденного государственного эталона единиц величин из числа государственных или перевод в более низкий разряд только по результатам экспериментальных исследований или в случае создания и утверждения нового государственного эталона, с более высокими метрологическими характеристиками | грубое |
36. | Регистрация в реестре государственной системы обеспечения единства измерений государственных эталонов единиц величин | грубое |
37. | Формирование и утверждение перечня эталонов единиц величин по форме, согласно приложению к правилам создания, утверждения, хранения, применения и сличения государственных эталонов единиц величин и эталонов единиц величин субъектов аккредитации | грубое |
38. | Субъекты аккредитации в случае внесения изменений в утвержденный перечень эталонов единиц величин в течение 30 (тридцать) рабочих дней со дня внесения изменений направляют соответствующие сведения в Государственный научный метрологический центр | значительное |
39. | Применение государственных эталонов единиц величин для работ, связанных с воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц величин, сличениями эталонов единиц величин, а также для научно-исследовательских работ | значительное |
40. | Хранение и применение Государственных эталонов единиц величин осуществляется в соответствии с нормативным документом по стандартизации, эталонов единиц величин субъектов аккредитации в соответствии с руководством по эксплуатации или соответствующим разделом технического описания | значительное |
41. | Субъекты аккредитации осуществляют ведение журнала, в котором регистрируются работы, проведенные на эталоне единиц величин, в том числе профилактические и ремонтные работы | значительное |
42. | Поверочные лаборатории передают данные о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра | грубое |
43. | Наличие первичной поверки на средства измерений, прошедшие испытания для целей утверждения типа и на соответствие утвержденному типу, и внесенные в реестр государственной системы обеспечения единства измерений, а также выпускаемые из производства и после ремонта | грубое |
44. | Проведение периодической поверки средств измерений, находящихся в эксплуатации | грубое |
45. | Проведение внеочередной поверки при эксплуатации средств измерений до окончания срока действия сертификата о поверке средств измерений | грубое |
46. | Проведение инспекционной поверки средств измерений при осуществлении государственного метрологического контроля и метрологического контроля для установления их исправности, правильности результатов последней поверки, уточнения принятой периодичности и установления правильности эксплуатации средств измерений | значительное |
47. | Проведение экспертной поверки, при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к эксплуатации | значительное |
48. | Наличие прослеживаемости применяемых для поверки эталонов единиц величин, поверяемых средств измерений до государственных эталонов единиц величин Республики Казахстан | грубое |
49. | Осуществление поверки средств измерений аттестованными поверителями аккредитованных юридических лиц в соответствии с методикой поверки средств измерений на договорных условиях | грубое |
50. | Поверка средств измерений на основании заявки владельца (пользователя) средства измерений, изготовителя средств измерений, государственных органов | значительное |
51. | Поверка средств измерений в стационарных или передвижных поверочных лабораториях, непосредственно на местах расположения средств измерений (местах их изготовления, ремонта или эксплуатации) | значительное |
52. | Средства измерений на поверку представляются расконсервированными, очищенными от грязи пыли, вместе с паспортом, техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, методикой поверки и сертификатом о поверке средств измерений (при наличии), а также необходимыми комплектующими устройствами | значительное |
53. | Наличие поверки средств измерений в ограниченном диапазоне или для применяемого числа диапазонов величин (на средство измерений наносится заявителем отчетливая надпись или условное обозначение, определяющие область их применения) | значительное |
54. | Оформление результатов первичной, периодической и внеочередной поверок средств измерений, осуществляемых в соответствии с методиками поверки средств измерений | грубое |
55. | Срок действия сертификата о поверке средств измерений указывается с учетом периодичности поверки средства измерений | грубое |
56. | Наличие извещения о непригодности к применению средства измерения | грубое |
57. | Наличие сведений в поверочной лаборатории по передаче заявителю средства измерения с оформленным сертификатом или извещением о непригодности, а также передаче в Государственный научный метрологический центр сведений о поверенном средстве измерений для осуществления электронного учета данных о поверяемых средствах измерений | грубое |
58. | Наличие заключения, по результатам экспертной поверки, проводимой по письменному обращению государственных органов, физических или юридических лиц при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, об исправности средств измерений и пригодности средств измерений к эксплуатации и правильности эксплуатации средств измерений | значительное |
59. | Признание результатов поверки средств измерений, проведенной в государстве-члене Евразийского экономического союза | значительное |
60. | Признание первичной поверки средств измерений, проводимой лабораториями или иными подразделениями зарубежных фирм, выполняющими поверку (калибровку) средств измерений | значительное |
61. | В случае выявления ошибок (опечаток) в сертификате о поверке средств измерений, допускается его замена с указанием номера и даты выдачи заменяемого сертификата о поверке средств измерений | значительное |
62. | Установление периодичности поверки средств измерений (первичное значение) при проведении испытаний для целей утверждения типа или метрологической аттестации | грубое |
63. | Назначение единого интервала между поверками (межповерочный интервал) при определении периодичности поверки для группы однотипных средств измерений для всех средств измерений данной группы | грубое |
64. | При назначении периодичности поверки применяются критерии двух видов – нормируемые показатели метрологической надежности (нестабильности) средства измерений и экономический критерий оптимальности периодичности поверки, обеспечивающий максимальный экономический эффект эксплуатации средства измерений | значительное |
65. | Внесение изменений периодичности поверки, на основе предложений Государственным научным метрологическим центром, заинтересованных физических или юридических лиц с учетом результатов поверки средств измерений при эксплуатации средств измерений | значительное |
66. | Установление значения периодичности поверки в календарном времени для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых обусловлено старением (не зависит от интенсивности эксплуатации средства измерений), и в значениях наработки для средства измерений, изменение метрологических характеристик которых является следствием износа элементов средств измерений (зависящего от интенсивности эксплуатации) | значительное |
67. | Установление значения периодичности поверки до 1 года в месяцах (эксплуатации или наработки) из ряда: 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; и свыше 12 месяцев в годах | значительное |
68. | Назначение периодичности поверки осуществляется на основании моделирования зависимости показателей точности или метрологической надежности средств измерений от времени (наработки), прошедшего с момента последней поверки | значительное |
69. | Представление документов в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата для переаттестации поверителя | значительное |
70. | Наличие регистрации в реестре государственной системы обеспечения единства измерений поверителя, прошедшего аттестацию (переаттестацию) с указанием номера регистрации на сертификате об аттестации (переаттестации) | значительное |
71. | Исключение из реестра государственной системы обеспечения единства измерений в срок пять рабочих дней со дня принятия решения об отзыве сертификата и направление уведомления в организацию | значительное |
72. | Руководство организации, в которой работает поверитель, в срок трех рабочих дней со дня получения уведомления направляет сертификат в Государственный научный метрологический центр | значительное |
73. | Для переаттестации поверителя документы представляются в Государственный научный метрологический центр не менее чем за один месяц до истечения срока действия ранее выданного сертификата | значительное |
74. | По результатам метрологической экспертизы Государственный научный метрологический центр направляет разработчику нормативно правового акта заключение по метрологической экспертизе нормативного правового акта | грубое |
75. |
В случае утери сертификата поверитель: | значительное |
76. | Выдача дубликата сертификата поверителя в срок 10 (десять) рабочих дней со дня подачи заявления в Государственный научный метрологический центр | значительное |
77. | Направление заявления поверителем в Государственный научный метрологический центр о выдаче дубликата сертификата, с указанием номера сертификата, даты выдачи, срока действия с приложением испорченного оригинала сертификата в случае порчи сертификата | значительное |
78. | На дубликате сертификата в правом верхнем углу указывается слово "Дубликат", с сохранением номера, даты выдачи и срока действия ранее выданного оригинала сертификата | значительное |
79. | Использование годовых поверительных клейм в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал год и более | значительное |
80. | Использование квартальных поверительных клейм, в случаях, если для средства измерений установлен межповерочный интервал менее одного года | значительное |
81. | Индивидуальный знак поверителя средств измерений присваивается руководителем поверочной лаборатории и состоит из одного символа, обозначаемого буквой казахского или латинского алфавита | значительное |
82. | Поверочные лаборатории, вновь аккредитованные на право поверки средств измерений, представляют заявку на изготовление поверительных клейм в Государственный научный метрологический центр после получения аттестата аккредитации | значительное |
83. | Хранение поверительных клейм в поверочных лабораториях возлагается на уполномоченное лицо, утвержденное руководителем поверочной лаборатории, которое ведет журналы выдачи и приемки поверительных клейм | значительное |
84. | Хранение поверительных клейм и журнала в несгораемом шкафу, доступ к которому имеет руководитель поверочной лаборатории или уполномоченное лицо | незначительное |
85. | Ведение учета и проверки на ежеквартальной основе состояния поверительных клейм руководителем поверочной лаборатории | значительное |
86. | Наличие в журнале отметки поверителя средств измерений, о сдаче неиспользованных поверительных клейм | значительное |
87. | Наличие акта гашения и/или уничтожения поверительных клейм в случае повреждения или истечения срока применения поверительных клейм | значительное |
88. |
Соответствие поверительных клейм нижеследующим способам нанесения: | значительное |
89. | Метрологическая экспертиза проектов и действующих нормативных правовых актов, технических регламентов, а также проектов межгосударственных и национальных стандартов (за исключением стандартов, разрабатываемых на основе международных и региональных стандартов с идентичной степенью соответствия), содержащих требования к измерениям, средствам измерений, в том числе стандартным образцам является обязательной и проводится Государственным научным метрологическим центром | грубое |
90. |
Наличие метрологической экспертизы стандартов на продукцию и услуги, работы (процессы), методы контроля (испытаний, измерений, анализа) которые устанавливают: | грубое |
91. | Решение об утверждении типа стандартного образца принимается уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования и метрологии на основании положительных результатов метрологической экспертизы, проводимой Государственным научным метрологическим центром, и удостоверяется сертификатом об утверждении типа стандартного образца | грубое |
92. |
Для проведения метрологической экспертизы документов по разработке стандартного образца заявитель направляет в Государственный научный метрологический центр следующие документы: | значительное |
93. | Передача данных поверочной лабораторией о поверяемых средствах измерений по результатам проведенной поверки средств измерений через личный кабинет информационной системы Государственного научного метрологического центра | грубое |
94. |
Разработка методики поверки: | значительное |
95. | Соответствие количества фасованной и расфасованной продукции количеству продукции, указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, документах, подтверждающий факт приобретения продукции | грубое |
96. | Соответствие массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество отчуждаемой продукции количеству продукции, указанной на упаковке и (или) в товарно-сопроводительных документах, в том числе документах, подтверждающий факт приобретения продукции | грубое |
97. | Использование исправных средств измерений, погрешность которых не превышает допустимой погрешности данных средств измерений, при совершении торговых операций расфасованной продукции при ее реализации и продукции отчуждаемой | грубое |
Приложение 2 к критериям оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) контроля в области обеспечения единства измерений |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям
Сноска. Критерии оценки дополнены приложением 2 в соответствии с совместным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра торговли и интеграции РК от 13.06.2023 № 225-НҚ и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 110 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
в области обеспечения единства измерений в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан в отношении субъектов (объектов) контроля осуществляющих виды деятельности, связанные с применением средств измерений, методик выполнения измерений, установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию и нормативными правовыми актами
Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | условие 1/значение | условие 2/значение | |
2 | 3 | 4 | 5 | ||
Непредставление информации по исполнению рекомендации, выданной в рамках проведенного профилактического контроля без посещения субъектов (объектов) контроля | Результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля | 100 баллов | 0 | Факт отсутствия | |
0% | 100% |
1) Показатели субъективных критериев определяются для однородных групп субъектов (объектов) контроля в каждой сфере государственного контроля.
2) В графе 2 указывается показатель субъективного критерия.
3) В графе 3 указываются приоритетные источники информации.
4) В графе 4 указывается удельный вес по значимости показателя субъективного критерия в баллах. Сумма всех строк по данной графе не должно превышать 100 баллов.
5) В графе 5 указываются условия учета показателя субъективного критерия в расчете степени риска по субъективным критериям и числовые значения показателей субъективных критериев, соответствующие каждому условию. Числовые значения указываются в процентах от 0 до 100, в зависимости от повышения риска. Допустимые значения показателей субъективных критериев регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Проверочный лист в области обеспечения единства измерений в отношении субъектов (объектов) контроля, осуществляющих виды деятельности, связанные с измерениями, применением средств измерений и эталонов единиц величин, стандартных образцов, методик выполнения измерений, методик поверки средств измерений установленных перечнями измерений, относящихся к государственному регулированию техническими регламентами, а также связанные с установлением соответствия количества фасованной изготовителем или продавцом продукции в упаковках любого вида, а также расфасованной продукции при ее реализации и продукции, отчуждаемой при совершении торговых операций
Сноска. Приложение 2 – в редакции совместного приказа и.о. Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 518-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2022 года № 142 (вводится в действие с 01.01.2023).
Государственный орган, назначивший проверку/
профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля
__________________________________ _____________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением
субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
№, дата Наименование субъекта (объекта) контроля
__________________________________ ____________________________
(Индивидуальный идентификационный номер),
бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Адрес места нахождения _________________________________________
Должностное (ые) лицо (а)
____________ ___________ ______________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
___________________ __________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)