Сноска. Заголовок - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Примечание РЦПИ!
Настоящий приказ вводится в действие с 01.01.2016 г.
В соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 85 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула – в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 19.04.2022 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила проведения и использования анализа регуляторного воздействия.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 21 января 2015 года № 32 "Об утверждении Правил проведения анализа регуляторного воздействия" (зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актов за № 10312, опубликованный в информационно-правовой системе "Әділет" 11 марта 2015 года).
3. Департаменту развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2016 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Е. Досаев |
Утверждены приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 ноября 2015 года № 748 |
Правила проведения и использования анализа регуляторного воздействия
Сноска. Заголовок - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Правила – в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 19.04.2022 № 36 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения и использования анализа регуляторного воздействия (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 85 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения и использования анализа регуляторного воздействия в отношении вводимых регуляторных инструментов и (или) требований, ужесточения регулирования, а также по действующим регуляторным актам.
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) орган-разработчик – местный исполнительный орган, разрабатывающий проекты нормативных правовых актов в соответствии с их компетенцией и осуществляющий проведение анализа регуляторного воздействия в соответствии с настоящими Правилами;
2) управление предпринимательства – местный исполнительный орган области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющий руководство в сфере предпринимательства;
3) реестр обязательных требований в сфере предпринимательства (далее – реестр требований) - общедоступная база данных регуляторных актов в разрезе видов предпринимательской деятельности по общему классификатору видов экономической деятельности;
4) общественные обсуждения – мероприятия, проводимые в целях обеспечения участия субъектов регулирования и иных заинтересованных лиц в процессе принятия решения по вопросам введения новых регуляторных инструментов и(или) требований, ужесточения действующего, пересмотра действующих регуляторных инструментов, в процессе которых происходит обратная связь с субъектами регулирования, получаются их мнения, замечания, вопросы и предложения;
5) заинтересованные лица – физические или юридические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с проведением анализа регуляторного воздействия вводимых или действующих регуляторных инструментов и (или) требований;
6) региональная палата предпринимателей – палата предпринимателей области, города республиканского значения и столицы, входящая в систему Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, на территориальном уровне (далее – Региональная палата);
7) акты регионального значения – документы Системы государственного планирования в Республике Казахстан и нормативные правовые акты, принятые местными представительными и исполнительными органами, в том числе акимом соответствующей территории;
8) регуляторный акт – действующие нормативные правовые акты, а также иные документы, содержащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан требования, обязательные для исполнения субъектами предпринимательства;
9) регулирующий государственный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой осуществляется государственное регулирование предпринимательства;
10) регуляторный инструмент – средства обеспечения обязательных для исполнения субъектами предпринимательства требований, предусмотренные статьей 81 Кодекса;
11) субъекты регулирования – субъекты, на которых распространяется действие нормативных правовых актов, предусматривающих регуляторные инструменты и (или) требования или ужесточающих регулирование, в том числе субъекты предпринимательства и иные лица;
12) пересмотр регуляторного инструмента и (или) требования – аналитическая процедура сопоставления эффективности достигнутых целей государственного регулирования посредством проведения анализа регуляторного воздействия после введения регуляторного инструмента и (или) требования, в том числе по действующим регуляторным инструментам и (или) требования, в отношении которых ранее не проводился анализ регуляторного воздействия;
13) требования – количественные и качественные нормативы и показатели, обязательные для исполнения субъектами предпринимательства.
Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Анализу регуляторного воздействия подлежат проекты документов Системы государственного планирования в Республике Казахстан, проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, проекты технических регламентов Евразийского экономического союза, предусматривающих введение регуляторного инструмента и (или) требований или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства, за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 3 статьи 82 Кодекса.
Требования о проведении анализа регуляторного воздействия при введении нового регуляторного инструмента и (или) требования или ужесточении регулирования в отношении субъектов предпринимательства также не распространяются на проекты законов, разработанные в порядке законодательной инициативы Президента и депутатов Парламента Республики Казахстан, а также на процесс рассмотрения проектов законов в Парламенте Республики Казахстан.
По проектам законов, внесенным в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан, а также по поправкам депутатов к проектам законов, находящимся на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан, может быть проведен анализ регуляторного воздействия по основаниям, установленным статьей 82 Кодекса, в рамках заключения Правительства Республики Казахстан.
Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 25.01.2023 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Введение нового регуляторного инструмента и (или) требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства осуществляется только после одобрения на заседании межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан (далее – Межведомственная комиссия).
Требования части первой настоящего пункта не распространяются на государственное регулирование предпринимательства в области финансового, налогового и таможенного законодательства Республики Казахстан, деятельности финансовых организаций, филиалов банков – нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций – нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров – нерезидентов Республики Казахстан и лиц, входящих в состав страховых групп и банковских конгломератов, на проекты нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также на международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, и на регуляторные инструменты и (или) требования международных договоров, имплементированные или планируемые к имплементированию в законодательство Республики Казахстан.
При этом, новые регуляторные инструменты и (или) требования или ужесточение регулирования, вводятся актами регионального значения, только после одобрения консультативно-совещательного органа при акимате области, городов республиканского значения, столицы по вопросам межведомственного характера, образуемого в соответствии с Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" (далее – Региональная комиссия).
Сноска. Пункт 4 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Порядок проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований
Параграф 1. Общие условия проведения анализа регуляторного воздействия
5. Анализ регуляторного воздействия проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками при:
введении регуляторного инструмента и (или) требования;
ужесточении регулирования в отношении субъектов предпринимательства;
пересмотре регуляторного инструмента и (или) требования;
анализе действующих регуляторных актов, включенных в реестр обязательных требований.
Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Процедура анализа регуляторного воздействия включает следующие этапы:
1) проведение анализа регуляторного воздействия;
2) проведение общественных обсуждений результатов анализа регуляторного воздействия в соответствии с параграфом 4 главы 2 настоящих Правил;
3) рассмотрение анализа регуляторного воздействия и предоставление заключения о соблюдении процедур проведения анализа регуляторного воздействия уполномоченного органа в соответствии с параграфом 5 главы 2 настоящих Правил;
4) проведение анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы, в случае несогласия с выводами анализа регуляторного воздействия в соответствии с параграфом 6 главы 2 настоящих Правил;
5) рассмотрение положительного заключения результатов анализа регуляторного воздействия Межведомственной комиссией или Региональной комиссией по актам регионального значения в соответствии с параграфом 7 главы 2 настоящих Правил.
7. Регулирующий государственный орган/орган-разработчик направляет в адрес уполномоченного органа следующие документы:
1) результаты анализа регуляторного воздействия, содержащие:
общую информацию по проекту правового акта;
оценку соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований;
аналитическую форму анализа регуляторного воздействия;
2) проекты правового акта, а также документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, для введения новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования;
3) отчет общественных обсуждений на казахском и русском языках с приложением выгрузки с интернет-портала открытых нормативных правовых актов (далее – портал "Открытые НПА") и протокола общественных обсуждений;
4) аналитическая форма оценки воздействия на конкуренцию, заполненная антимонопольным органом в соответствии с Правилами проведения оценки воздействия на конкуренцию, утвержденными приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 10 августа 2023 года №198/НҚ.
Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 29.09.2023 № 170 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 2. Проведение анализа регуляторного воздействия при введении регуляторных инструментов и (или) требований и ужесточении регулирования
8. Анализ регуляторного воздействия вводимых регуляторных инструментов и (или) требований, ужесточения регулирования в отношении субъектов предпринимательства проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками посредством выполнения следующих последовательных действий:
1) выявление проблемы, которую необходимо решить;
2) заполнение общей информации по проекту правового акта по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
3) заполнение оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
4) заполнение аналитической формы анализа регуляторного воздействия при введении регуляторных инструментов и (или) требований и ужесточения регулирования (далее – аналитическая форма) согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
5) разработка проектов документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, для введения новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования;
6) проведение процедуры анализа регуляторного воздействия в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 настоящих Правил;
7) доработка аналитической формы и (или) проектов документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, по результатам общественных обсуждений, а также формирование отчета общественных обсуждений по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам и направление их на казахском и русском языках в уполномоченный орган;
8) проведение процедуры анализа регуляторного воздействия в соответствии с подпунктами 3), 4) и 5) пункта 6 настоящих Правил.
9. В случае несоответствия регуляторных инструментов и (или) требований оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, обязательных для исполнения субъектами предпринимательства в соответствии с приложением 2 к Правилам, заполнение аналитической формы анализа регуляторного воздействия вводимых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования признается не целесообразным.
10. Введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства предусматривает отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 82 Кодекса.
Параграф 3. Пересмотр регуляторных инструментов и (или) требований
11. План пересмотра регуляторных инструментов и (или) требований республиканского значения на предстоящий год формируется по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам, утверждается ежегодно до 20 декабря и размещается на официальном интернет-ресурсе государственного органа.
План пересмотра регуляторных инструментов и (или) требований регионального значения утверждается местным исполнительным органом области, городов республиканского значения, столицы и размещается на интернет-ресурсе управления предпринимательства в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 83 Кодекса.
12. Порядок проведения анализа регуляторного воздействия в порядке пересмотра проводится в отношении действующих регуляторных инструментов.
13. Пересмотр регуляторных инструментов и (или) требований проводится государственным органом посредством выполнения следующих последовательных действий:
1) заполнение оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) оценка достижения целей государственного регулирования и эффективности;
3) заполнение аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов, содержащие регуляторные инструменты и (или) требования, в порядке пересмотра в соответствии с приложением 6 к настоящим Правилам;
4) проведение процедуры анализа регуляторного воздействия в соответствии с подпунктом 2) пункта 6 настоящих Правил;
5) доработка аналитической формы и (или) проекта правового акта, по результатам общественных обсуждений, а также формирование отчета общественных обсуждений по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам и направление их на казахском и русском языках в уполномоченный орган;
6) проведение процедуры анализа регуляторного воздействия в соответствии с подпунктами 3), 4) и 5) пункта 6 настоящих Правил.
14. По критерию, установленному в подпункте 2) пункта 13 настоящих Правил, проводится анализ на предмет оценки достижения целей государственного регулирования и эффективности, заявленных при принятии регуляторных инструментов и (или) требований, а также последствий фактического воздействия регуляторных инструментов и (или) требования на субъектов регулирования.
15. Критериями неэффективности действующих регуляторных инструментов и (или) требований являются:
1) неоднозначные требования и (или) процедуры;
2) требования и (или) процедуры, не соответствующие требованиям законодательства;
3) невостребованные требования и (или) процедуры, фактически не применяемые регулирующими государственными органами/ органами-разработчиками;
4) требования и (или) процедуры, не соответствующие установленным законодательством целям регулирования в определенной отрасли, сфере, в том числе требованиям к безопасности осуществления деятельности, а также требованиям к безопасности и качеству поставляемой услуги;
5) требования и (или) процедуры, дублируемые в рамках полномочий разных государственных органов, разных организаций, в том числе международных и других лиц;
6) требования, не обеспечивающие достижение установленных законодательством целей регулирования, в том числе имеющие формальный характер;
7) требования, в отношении которых определена необходимость и существует возможность замены более эффективным вариантом регулирования по сравнению с действующим регулированием;
8) меры воздействия, применяемые в отношении субъектов регулирования, несоразмерные с характером правонарушения, в том числе с тяжестью наступивших или предотвращенных вредных последствий, размером причиненного, добровольно возмещенного или устраненного вреда либо иными обстоятельствами.
16. Для осуществления периодического и полного пересмотра регуляторных инструментов и (или) требований регулирующими государственными органами/органами-разработчиками ежегодно разрабатываются и утверждаются планы пересмотра действующих регуляторных инструментов и (или) требований регулирующих государственных органов/органов-разработчиков (далее – планы пересмотра), в том числе с учетом обоснованных предложений уполномоченного органа и Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" (далее – Национальная палата предпринимателей).
17. Если по результатам анализа регуляторного воздействия предусматривается замена действующего регуляторного инструмента и (или) требования новым или ужесточение регулирования, то регулирующий государственный орган/орган-разработчик проводит анализ регуляторного инструмента и (или) требования на введение регуляторного инструмента и (или) требования или ужесточение регулирования в соответствии с параграфом 2 настоящих Правил.
Параграф 3-1. Анализ действующих регуляторных актов
Сноска. Глава 2 дополнена параграфом 3-1 в соответствии с приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7-1. Анализ действующих регуляторных актов проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками в сроки, установленные в реестре обязательных требований.
7-2. Предметом анализа действующих регуляторных актов является оценка их эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования и соответствия условиям формирования обязательных требований, предусмотренных статьей 81-1 Кодекса, и принципам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства.
7-3. Анализ проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками посредством выполнения следующих последовательных действий:
1) заполнение оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) заполнение аналитической формы анализа регуляторного акта согласно приложению 3-1 к настоящим Правилам;
3) проведение процедуры анализа регуляторного воздействия в соответствии с подпунктами 3) и 4) пункта 6 настоящих Правил.
7-4. В случае несоответствия действующего регуляторного акта условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, обязательных для исполнения субъектами предпринимательства в соответствии с приложением 2 к Правилам, заполнение аналитической формы признается не целесообразным и применяются положения части первой пункта 6 статьи 83-1 Кодекса.
7-5. По результатам рассмотрения Уполномоченным органом в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления аналитической формы, формируется заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного акта по форме согласно приложению 3-2 к настоящим Правилам.
Параграф 4. Проведение общественных обсуждений результатов анализа регуляторного воздействия
18. Общественные обсуждения результатов анализа регуляторного воздействия осуществляются посредством обсуждения:
1) с представителями общественности и заинтересованными лицами посредством круглых столов, конференций, совещаний и прочее;
2) в режиме "on-line" на портале "Открытые НПА") в течение 3 (трех) рабочих дней.
19. По итогам общественных обсуждений:
1) формируется протокол должностным лицом регулирующего государственного органа/органа-разработчик с комментариями, замечаниями и предложениями представителей общественности и заинтересованных лиц посредством круглых столов, конференций, совещаний и прочее;
2) на портале "Открытые НПА" формируется отчет об итогах "on-line" обсуждения, который подлежит размещению на интернет-ресурсе регулирующего государственного органа/органа-разработчика и (или) заинтересованного лица.
Общественные обсуждения проводятся в назначенное время и их результаты протоколируются должностным лицом регулирующего государственного органа/органа-разработчика.
Требование по проведению общественных обсуждений посредством обсуждения в режиме "on-line" на портале "Открытые НПА" не распространяется на проведение общественных обсуждений по результатам анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы.
20. Для проведения общественных обсуждений регулирующего государственного органа/органа-разработчика не менее чем за 10 (десять) рабочих дней, а по проектам законов Республики Казахстан, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан, или находящихся на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан, поступивших от Палат Парламента и анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы, не менее чем за 2 (два) рабочих дня, до даты их проведения, извещают о дате и времени начала и окончания их проведения:
заинтересованных лиц – посредством дачи объявления на своем официальном интернет-ресурсе;
уполномоченный орган, Национальную палату предпринимателей/региональную палату предпринимателей, членов общественных советов, экспертных советов при государственных органах; заинтересованные государственные органы – посредством письменного уведомления;
средства массовой информации – посредством пресс-релизов.
Параграф 5. Формирование заключения о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия
21. Уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления документов в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил проводит сверку на полноту представленных документов.
В случае предоставления неполного пакета документов уполномоченный орган оставляет их без рассмотрения с направлением уведомления в регулирующий государственный орган/орган-разработчик.
22. Уполномоченный орган в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления аналитической формы и проектов документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, а по проектам законов Республики Казахстан, инициированных депутатами Парламента Республики Казахстан, или находящихся на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан в течение 7 (семи) рабочих дней, рассматривает их на предмет соблюдения процедур анализа регуляторного воздействия в соответствии пунктом 6 настоящих Правил, и правильности их заполнения.
По результатам рассмотрения формируется заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия (далее – заключение) по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам.
23. Уполномоченный орган размещает на портале "Открытые НПА" положительное заключение, а также разработанные регулирующими государственными органами проекты документов и аналитическую форму регулирующего государственного органа.
Заключение по актам регионального значения формируется управлением предпринимательства. Управление предпринимательства размещает на официальном интернет-ресурсе органа-разработчика положительное заключение, а также разработанные разработчиком проекты актов регионального значения, аналитическую форму органа-разработчика, и направляет их уполномоченному органу для размещения на портале "Открытые НПА".
24. Уполномоченный орган одновременно с размещением положительного заключения, на портале "Открытые НПА", направляет регулирующему государственному органу и в Национальную палату предпринимателей уведомление о соответствующем размещении для сведения.
Управление предпринимательства размещает положительное заключение по актам регионального значения на официальном интернет-ресурсе органа-разработчика, а также разработанные органом-разработчиком проекты актов регионального значения, аналитическую форму органа-разработчика, и направляет уведомление о соответствующем размещении органу-разработчику и в Региональную палату предпринимателей.
Уполномоченным органом в положительном заключении устанавливается срок проведения анализа регуляторного воздействия, в порядке альтернативы в срок 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня опубликования на портале "Открытые НПА".
Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия, в порядке альтернативы и отчет общественных обсуждений уполномоченным органом доводятся до сведения регулирующего государственного органа, а по актам регионального значения доводятся до сведения органа-разработчика управлением предпринимательства.
Регулирующий государственный орган/ орган-разработчик в течение 3 (трех) рабочих дней направляет ответ в уполномоченный орган о согласии/несогласии с выводами анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы.
Сноска. Пункт 24 - в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 25.01.2023 № 10 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).25. В случае отрицательного заключения, регулирующий государственный орган/орган-разработчик дорабатывает аналитическую форму и (или) проекты документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, либо отказывается от предлагаемого регулирования. Доработанные документы повторно представляются в уполномоченный орган на казахском и русском языках и рассматриваются в соответствии с настоящим параграфом.
26. При несогласии с выводами анализа регуляторного воздействия, анализ регуляторного воздействия проводится уполномоченным органом по предпринимательству или другими заинтересованными лицами в порядке альтернативы.
Параграф 6. Проведение анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы
27. Национальная палата предпринимателей или иные заинтересованные лица при несогласии с выводами анализа регуляторного воздействия, проведенного регулирующими государственными органами, после опубликования на портале "Открытые НПА" положительного заключения уполномоченного органа, в сроки, определенные уполномоченным органом по предпринимательству в положительном заключении, проводят анализ регуляторного воздействия в порядке альтернативы.
Региональная палата предпринимателей или иные заинтересованные лица при несогласии с выводами анализа регуляторного воздействия, проведенного органом-разработчиком по актам регионального значения, после получения от управления предпринимательства положительного заключения, в сроки, определенные в положительном заключении управлением предпринимательства, проводят анализ регуляторного воздействия в порядке альтернативы.
28. Анализ регуляторного воздействия в порядке альтернативы включает следующие этапы:
1) заполнение оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) заполнение аналитической формы анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований и ужесточения регулирования/аналитической формы анализа регуляторного воздействия согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
3) разработка проектов правовых актов и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, для введения новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования;
4) направление в уполномоченный орган аналитической формы по результатам анализа регуляторного воздействия, на казахском и русском языках, за исключением случаев, когда анализ регуляторного воздействия, в порядке альтернативы проведен уполномоченным органом.
Аналитическая форма по результатам анализа регуляторного воздействия, в порядке альтернативы уполномоченным органом доводится до сведения регулирующего государственного органа, а по актам регионального значения доводятся до сведения органа-разработчика управлением предпринимательства.
29. Регулирующий государственный орган/орган-разработчик размещает результаты альтернативного анализа регуляторного воздействия на портале "Открытые НПА".
В случае согласия с результатами анализа регуляторного воздействия в порядке альтернативы, регулирующий государственный орган/орган-разработчик дорабатывает аналитическую форму и (или) проекты правовых актов и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, и повторно представляет их в уполномоченный орган, которые рассматриваются в соответствии с параграфом 5 главы 2 настоящих Правил.
Параграф 7. Рассмотрение результатов анализа регуляторного воздействия Межведомственной комиссией или Региональной комиссией
30. В случае положительного заключения о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия, его выносятся уполномоченным органом на рассмотрение Межведомственной комиссии.
Результаты рассмотрения анализа регуляторного воздействия по актам регионального значения выносятся управлением предпринимательства на Региональную комиссию.
31. По результатам рассмотрения Межведомственная комиссия/Региональная комиссия принимает одно из следующих решений:
1) для анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований и ужесточения регулирования:
одобрить введение нового регуляторного инструмента и (или) требования и ужесточения регулирования;
отказать в введении нового регуляторного инструмента и (или) требования и ужесточения регулирования;
отправить на доработку введение нового регуляторного инструмента и (или) требования и ужесточения регулирования;
2) для анализа регуляторного воздействия в порядке пересмотра регуляторных инструментов:
рекомендовать сохранить действующий регуляторный инструмент и (или) требования;
рекомендовать отменить действующий регуляторный инструмент и (или) требования;
рекомендовать изменить действующий регуляторный инструмент и (или) требования.
32. Решения оформляются протоколом, копия которого и заключение уполномоченного органа по предпринимательству/управления предпринимательства о соблюдении регулирующими государственными органами установленных процедур, а также результаты анализа регуляторного воздействия являются обязательным приложением к проектам документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил до их утверждения.
Приложение 1 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Общая информация по проекту правового акта
Наименование | Примечание | |
Проект документа регулирующего государственного органа/органа-разработчика | ||
Наименование проекта документа (название и статьи закона Республики Казахстан) | ||
Наименование регуляторного инструмента и (или) требования в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и (или) требования | ||
Название, номер и пункты постановлений Правительства Республики Казахстан, на основании которых осуществляется процедура анализ регуляторного воздействия | ||
Названия и номера приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, устанавливающих необходимость и порядок | ||
Название и номер иного документа, содержащего обязательные требования и/или регуляторные инструменты | ||
Сфера регулирования | ||
Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии) | ||
Контактная информация исполнителя-разработчика |
Приложение 2 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований
Пояснение по заполнению оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований
При выборе нового регуляторного инструмента и (или) требования проводится на основе оценки соответствия вводимых регуляторных инструментов и (или) требований условиям их формирования:
1. Оценка соответствия регуляторного инструмента и (или) требования "Обоснованности":
Справочно: согласно пункту 2 статьи 81-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс):
"под обоснованностью понимается, что регуляторные инструменты и (или) требования вводятся исключительно в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, жизни и здоровья людей, окружающей среды, обороны и национальной безопасности Республики Казахстан".
При пересмотре регуляторного инструмента и (или) требования государственный орган оценивает данный регуляторный инструмент и (или) обязательное требование на обоснованность его сохранения путем ответа на следующие вопросы:
1) безопасность какого вида деятельности (процесса, действия) обеспечивается регуляторным инструментом и (или) обязательным требованием?
2) какую безопасность обеспечивает данный регуляторный инструмент и (или) требование?
3) имеется ли иной регуляторный инструмент и (или) требование, обеспечивающий указанную в вопросе 2 безопасность указанного вида деятельности (процесса, действия)?
2. Оценка соответствия регуляторного инструмента и (или) требования "Равенству регулирования":
Справочно: согласно пункту 2 статьи 81-1 Кодекса:
"под равенством регулирования предпринимательской деятельности понимается недопущение установления более выгодных правовых условий для отдельных субъектов рынка, в том числе для субъектов квазигосударственного сектора и субъектов естественных монополий, при осуществлении данного регулирования, если иное не установлено законами Республики Казахстан".
Выполнение данного базового условия при пересмотре регуляторного инструмента и (или) требования государственный орган оценивает путем ответа на следующие вопросы:
1) на каких субъектов предпринимательства распространяется данный регуляторный инструмент и (или) требование?
2) имеются ли исключения по применению данного регуляторного инструмента и (или) требования? Опишите данные исключения.
Данное базовое условие считается соблюденным в случае, если при ответе на второй вопрос в качестве обоснования имеется законодательно закрепленное исключение.
3. Оценка соответствия регуляторного инструмента и (или) требования "Открытости":
Справочно: согласно пункту 2 статьи 81-1 Кодекса:
"под открытостью понимается доступность информации о вводимом (изменяемом) регуляторном инструменте и (или) требовании, ясность мотивов их введения".
Соответствие пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования условию "Открытости" регулирующим государственным органом определяется путем раскрытия следующих вопросов:
1) размещена и доступна ли для ознакомления информация о планируемом введении (изменении) регуляторного инструмента и (или) требования на открытых информационных ресурсах государственного органа (сайт, социальные сети).
2) проводились ли общественные обсуждения (при необходимости – общественные слушания) с заинтересованными субъектами предпринимательства, их общественными формированиями, иными заинтересованными физическими и юридическими лицами по инициативе государственного органа, намеревающегося ввести (изменить, пересмотреть) регуляторный инструмент и (или) обязательное требование – сроки проведения, количество участников, основные позиции.
Возможность ответа на указанные вопросы при одобрительном отношении субъектов предпринимательства к инициативе по введению (изменению, пересмотру) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования дает основание положительной оценки их соответствия базовому условию – открытости.
4. Оценка соответствия регуляторного инструмента и (или) требования "Исполнимости":
Справочно: согласно пункту 2 статьи 81-1 Кодекса:
"под исполнимостью понимается возможность исполнения субъектами предпринимательства условий
вводимого регуляторного инструмента и (или) требования".
Оценить практическую возможность исполнения субъектами предпринимательства пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования предполагает проведение регулирующим государственным органом следующего анализа:
1) наличие международной практики реализации аналогичного вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования.
2) анализ возможности выполнения субъектом предпринимательства вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования в зависимости от (по выбору):
объҰмов (мощности) производства
численности работников предприятия
среднегодового дохода
Изложение данного анализа осуществляется государственным органом в произвольной форме.
5. Оценка соответствия регуляторного инструмента и (или) требования "Определенности":
Справочно: согласно пункту 2 статьи 81-1 Кодекса:
"под определенностью понимается изложение норм нормативных правовых актов, регламентирующих регуляторные инструменты и (или) требования, в понятной, доступной форме, не допускающей двоякого толкования".
Пересматриваемый регуляторный инструмент и (или) требование в целях обеспечения соответствия данному условию при его формулировании должен соответствовать следующему:
1) действие регуляторного инструмента и (или) требования направлено на конкретных регулируемых субъектов предпринимательства или их деятельность (процесс, действие);
2) обязательное требование имеет конкретный числовой параметр (при необходимости).
3) регуляторный инструмент и (или) требование не имеет дополнительного толкования.
6. Оценка соответствия регуляторного инструмента и (или) требования "Соразмерности и Рациональности":
Справочно: согласно пункту 2 статьи 81-1 Кодекса:
"под соразмерностью и рациональностью понимается соответствие уровня воздействия государственного регулирования предпринимательства степени риска наступления неблагоприятных событий для охраняемых Конституцией и законами Республики Казахстан ценностей".
Оценка данного условия требует от государственного органа проведения определенных расчетов в комплексе с анализом:
1) расчет администрирования исполнения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования:
С= ФЗП\365 х Т
ФЗП – годовой фонд заработной платы с учетом налогов госслужащих, осуществляющих контрольные функции, млн. тенге;
Т – продолжительность контрольных мероприятий, в днях;
С – затраты на администрирование пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования, млн. тенге;
2) расчет затрат бизнеса на приведение в соответствие бизнеса в связи с пересматриваемым регуляторным инструментом и(или) требованием:
З = М + (ФЗП\365 х Т)
М – объем материальных затрат для приведения в соответствие, млн. тенге;
ФЗП – годовой фонд оплаты труда с учетом налогов сотрудников, которые будут привлечены к непосредственному исполнению пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования, млн. тенге
Т – срок исполнения регуляторного инструмента и (или) требования, в днях;
З – затраты, связанные с исполнением пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования, млн. тенге.
3) прогнозный расчет наступления негативного последствия от несоблюдения пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования.
К – количество субъектов предпринимательства, на которых распространяется необходимость исполнения вводимого (пересматриваемого) регуляторного инструмента и (или) требования, чел;
ГШ = Ш х (К\100 х П)
П – процент нарушителей (прогнозно), в процентах;
Ш – размер штрафа за нарушение, тенге;
ГШ - Сумма годового штрафа, млн. тенге;
В – выгода государства от введения регуляторного инструмента и (или) требования, млн. тенге;
В = ГШ – С
4) При оценке соответствия пересматриваемого регуляторного инструмента и (или) требования "Рациональности" государственный орган должен в произвольной форме ответить на следующие вопросы:
1) Учитывает ли вводимый (изменяемый) регуляторный инструмент и(или) обязательное требование в отношении субъекта предпринимательства или его деятельности (процесса, действия) необременительность такого введения (изменения)?
2) Возможно ли обеспечить безопасность без введения нового (изменения действующего), а также его отмены в ходе анализа (пересмотра) регуляторного инструмента и(или) требования? Почему?
Оценка данного условия считается положительной, если государственный орган представит в произвольной форме ответ на каждый из выше перечисленных вопросов.
При этом, отвечая на первый вопрос, государственный орган должен представить в качестве аргумента международный опыт.
7. Оценка соответствия регуляторного инструмента и (или) требования "Последовательности и Предсказуемости":
Справочно: согласно пункту 2 статьи 81-1 Кодекса:
"под последовательностью и предсказуемостью понимается соответствие вводимых и (или) действующих регуляторных инструментов и (или) требований документам Системы государственного планирования в Республике Казахстан".
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан" к документам данной системы относятся:
1) Стратегия развития Казахстана до 2050 года;
2) Общенациональные приоритеты;
3) Национальный план развития Республики Казахстан, Стратегия национальной безопасности Республики Казахстан;
4) План территориального развития страны;
5) концепция развития отрасли/сферы, национальные проекты;
6) планы развития государственных органов, планы развития области, города республиканского значения, столицы, планы развития национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний.
При оценке соответствия вводимого регуляторного инструмента и (или) требования государственный орган должен в произвольной форме ответить на следующие вопросы:
1) каким документом Системы государственного планирования предусмотрена необходимость пересмотра регуляторного инструмента и (или) требования?
2) в случае отсутствия в документах Системы государственного планирования прямого указания на пересмотр регуляторного инструмента и (или) требования, указать положения данных документов, которые содержат нормы, обуславливающие необходимость их пересмотра?
3) установлены ли сроки, позволяющие субъектам предпринимательства подготовиться к исполнению вводимого (изменяемого) регуляторного инструмента и(или) требования? Отсутствие прямого ответа на указанные вопросы считается отрицательной оценкой соответствия вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования.
При наличии в ходе оценки соответствия вводимых (изменяемых) регуляторных инструментов и(или) требований условиям их формирования полученные оценки - "не соответствует" или "частично соответствует" дает основание уполномоченному органу дать отрицательное заключение на анализ регуляторного воздействия.
Приложение 3 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования
Подпись ____________
дата "___" ________ 20__ года
Форма 1а Расчет издержек на администрирование регулирования
для государственных органов (монетизация)
Альтернатива 1- Сохранение текущего положения
Какие действия предполагает использование альтернативы?
Если альтернатива предполагает работу нескольких государственных органов, Таблица 1 заполняется по каждому из них отдельно с указанием государственного органа
Цена затраты рабочего времени (человек дни умножить на зарплату по квалификации) в год | Итого | |
х | х | |
х | х | |
х | х | |
х | х | |
х | х |
Предполагает ли альтернатива создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа Да ____ Нет _Х__
Если да – определите полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения ____ х5 = _____
Форма 1б Расчет издержек для бизнеса (монетизация)
Какие регуляторные действия предполагает использование альтернативы
Расчет издержек на одно среднестатистическое предприятие субъект регулирования
Данные Таблиц 1-5 (расходы за 5 лет в колонках "Итого") суммируются ___тенге
Данная величина умножается на количество предприятий (субъектов предпринимательства), которые являются субъектами этой альтернативы _________тенге
Пояснение по заполнению аналитической формы анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов
При проведении анализа регуляторного воздействия аналитическая форма заполняется по следующим шагам:
ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования
Рационализация принятия решений является главной задачей анализа регуляторного воздействия. Дизайн регулирования начинается с определения проблемы, причинно- следственной связи и субъектов регулирования.
Особое внимание следует обратить на сбор данных, подтверждающих масштаб проблемы.
Сбор, анализ и оценка данных состоит из следующих этапов:
планирование сбора информации;
анализ достоверности данных;
активные методы получения информации: социологические опросы, экспертные интервью, публичные обсуждения.
При этом источниками информации могут быть:
данные ведомственной статистики;
результаты исследований (мониторингов), проводимых независимыми исследователями;
научные и аналитические материалы;
данные, получаемые в ходе публичных обсуждений;
мнения экспертов, опубликованные в открытых источниках;
обращения граждан и предпринимателей (прямые обращения в органы государственной власти, обращения в бизнес-ассоциации);
данные бизнес – ассоциаций;
результаты социологических опросов и выборочных обследований компаний (информация в открытом доступе, исследования по заказу органов власти), экспертные интервью;
аналитические и научные материалы зарубежных организаций и авторов.
При определении проблем и постановки целей необходимо понимать, что государственная интервенция - это продукт, а не результат. Продукт влияет на результат, но на результат могут влиять и иные факторы. Это те факторы, которые не контролируются и на которые невозможно влиять.
Проблема должна быть сформулирована максимально четко и кратко (не более 3 предложений) с указанием изменений текущей ситуации. При этом, необходимо учесть целевую группу, на которую окажет воздействие предлагаемое регулятором регулирование.
Чем шире постановка проблемы, тем шире цели, тем выше вероятность, что цель не будет достигнута. Поэтому при постановке проблемы необходимо сужать проблему через причинно-следственные связи.
При определении проблемы через причинно-следственные связи следует учитывать следующее:
наличие данных о случаях причинения вреда, проблемах компенсации вреда;
наличие данных о размерах наносимого вреда (в денежном выражении);
наличие о нарушениях прав и законных интересов граждан и организаций, действующего законодательства (количество нарушений, категории нарушений);
наличие данных о невозможности выполнения действий, функций, в том числе данные и оценки убытков, упущенной выгоды, недопроизводства определенных видов товаров и услуг;
сведения правового характера, в том числе оценки полноты и непротиворечивости действующей нормативной правовой базы;
информация, включающая мнения заинтересованных лиц и экспертов о причинах существования проблемы;
наличие данных, подтверждающие воздействие проблемы на определенные группы лиц.
Цели регулирования должны соответствовать поставленной проблеме и включать количественные показатели, достижение которых планируется путем введения регулирования.
Цели регулирования определяются с учетом принципов:
конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, гибкими и/или определенными во времени.
Правильно поставленная проблема позволит определить ясные цели и найти рациональные пути ее решения.
ШАГ 2: Определение регулирования
Выбираются регуляторные инструменты и (или) требования, предлагаемые к введению, посредством которых возможно решение возникшей проблемы. Они учитываются в процессе анализа регуляторного воздействия для обоснования выбора.
В случае введения требования, в соответствии с пунктом 9 параграфа 2 настоящих Правил, исключаемое требование необходимо описать с указанием цели регулирования и причин исключения в рамках установленных критериев неэффективности, с указанием реквизитов правового акта, в рамках которого отражены данные требования.
ШАГ 3: Механизмы реализации и возможные риски.
Разработчику анализа регуляторного воздействия необходимо определить возможные риски от применения регуляторного инструмента и (или) требования, учитывая как прямые, так и косвенные возможно непреднамеренные эффекты воздействия.
Также важно описать механизм реализации регуляторного инструмента и (или) требования с учетом сроков и этапов его внедрения.
ШАГ 4: Сравнительный анализ выгод и издержек.
Анализ выгод и издержек регуляторных инструментов и (или) требований играет существенную роль. Разработчикам анализа регуляторного воздействия необходимо определить выгоды и издержки от применения регуляторных инструментов и (или) требований, учитывая как прямые, так и косвенные воздействия.
Регуляторные инструменты и (или) требования могут влиять на предпринимателей, потребителей, работников, другие социальные группы, экономику в целом, общество в целом и государство.
Разработчику при расчете издержек важно в обязательном порядке просчитать следующие выгоды/издержки на основе статистических данных:
объемы (мощности) производства;
численность работников предприятия;
среднегодовой доход;
объемы налоговых поступлений;
заработная плата работников предприятий (малого, среднего и крупного бизнеса);
доля малого и среднего бизнеса в государственных закупках;
объемы экспорта в физическом и денежном выражении и другие.
Оценить масштаб издержек или другими словами, ответить на вопрос, какому количеству субъектов частного предпринимательства необходимо соблюдать данное регулирование и какие издержки они при этом понесут (инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки).
К примеру, при расчете издержек по предоставлению периодической отчетности государству или увеличению отчетности, необходимо представить все предполагаемые затраты, в том числе затраты по приобретению необходимого программного обеспечения для подготовки отчетов в случае представления отчетности в электронном виде. В случае наличия затрат на проведение контрольных мероприятий важно указать – какая форма контроля будет внедрена и в зависимости от формы контроля должны рассчитываться затраты рабочего времени на работу с проверяющими, вероятностные штрафные санкции.
Также необходимо рассмотреть относительное влияние издержек с учетом пропорциональности воздействия на малый средний и крупный бизнес, ограничивает ли предлагаемый регуляторный инструмент и (или) требование коммерческую деятельность субъекта частного предпринимательства через запреты или такие меры как определение цен на отдельные товары и услуги, установление рабочих часов, размера помещения и прочее.
Примеры формул для расчета выгод и издержек бизнеса:
- расход ресурсов на производственные цели:
Pm= S NmiKm (Qi + Qmi) где Pm – потребность в m-м виде ресурса; Nmi – норма расхода m-го вида ресурса на единицу i- го вида продукции; Km – резерв снижения базовых норм расхода i-го вида ресурсов, выявленный в ходе анализа; Qi – плановый объем производства i-го вида продукции; Qmi – плановый прирост числа i-х изделий в незавершенном производстве.
экономия от снижения материальных затрат:
Эм = (Р0 – Р1) Ц К1
где Р0 и Р1 – расход ресурсов на производство единицы продукции (услуг) до и после введения регулирования; Ц – цена единицы ресурсов; К1 – количество единиц продукции, выпускаемое с момента введения регулирования.
экономия расходов на оплату труда:
Эт = (Т0З0 – Т1З1К1 + В/100) + Кn Зm
где Т0 и Т1 – трудоемкость единицы продукции в нормочасах; З0 и З1 - среднечасовая тарифная ставка работников; В – доля (в %) дополнительной заработной платы в общей сумме; К1 – количество единиц продукции; Кn – количество высвобождаемых работников; Зь – их заработная плата.
Полученная величина умножается на количество субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, которые являются субъектами регулирования в сфере.
Также расчеты можно произвести согласно Правилам расчета среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1128.
Выгоды определяются в виде улучшения благосостояния населения в результате применения регуляторного инструмента и (или) требования. Кроме того, издержки, которых удалось избежать в результате реализации государственной политики, также будут считаться выгодами.
Также в выгодах для государства и общества укажите объем налоговых поступлений в государственный бюджет до и после введения регуляторного инструмента и (или) требования.
Если регуляторный инструмент и (или) требование предполагает создание нового государственного органа, либо нового структурного подразделения существующего органа, необходимо определить полный планируемый годовой бюджет нового органа или структурного подразделения.
ШАГ 5: Индикаторы оценки и мониторинга.
Важный этап в проведении анализа регуляторного воздействия – определение индикаторов оценки. От того, насколько корректно определены индикаторы оценки, зависит процесс мониторинга достижения целей регулирования. При этом, следует обратить внимание на периодичность измерения достижения целей.
Индикаторы являются измеряемыми величинами. Индикаторы обычно базируются на данных, которые измеряют проблемы, задачи или издержки исполнения регулирования. Очень важно отбирать небольшое число индикаторов по задачам и издержкам по каждому предлагаемому регуляторному инструменту и (или) требованию. Данным индикаторам необходимо отражать ключевую сущность регуляторного инструмента и (или) требования и его наиболее значительные воздействия, быть доступными и периодически измеримыми.
Общие виды индикаторов оценки:
количественные индикаторы: они отображаются посредством прямых измерений в фиксированных цифровых значениях (например, количество летальных исходов в результате хронических респираторных заболеваний за год);
качественные индикаторы: они отображаются через косвенно измеримые аспекты, такие как точки зрения, предположения о чем-либо (например, данные социологических опросов);
прямые индикаторы: они напрямую измеряют переменные, относящиеся к задачам или издержкам;
косвенные индикаторы: они измеряют заменитель прямой переменной, когда слишком сложно измерить прямую переменную, если такое измерение требует значительных затрат, времени или сложных расчетов.
ШАГ 6: Введение саморегулирования.
Выбираются не менее 2-х альтернатив, посредством которых возможно решение возникшей проблемы. Они учитываются в процессе анализа регуляторного воздействия для обоснования выбора той альтернативы, являющейся наилучшей для разрешения проблемы.
Анализ степени самоорганизации сферы, в которой вводится саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) проводится с обязательным учетом степени готовности рынка. Для чего необходимо прикладывать заключение Национальной палаты предпринимателей о готовности рынка к введению обязательного саморегулирования (в соответствии с законодательством Республики Казахстан).
ШАГ 7: Введение юридической ответственности.
Данный шаг заполняется в случаях, когда вводится юридическая ответственность или при ужесточении существующей юридической ответственности на уже действующие обязательные требования законодательства Республики Казахстан.
ШАГ 8: Общественные обсуждения.
Важный этап при проведении анализа регуляторного воздействия. Разработчик обязан заполнить данный шаг, кроме того, необходимо приложить таблицу полученных комментарий, замечаний и предложений с соответствующим решением регулирующего государственного органа /органа-разработчика по каждой позиции, протокол и (или) итоги общественного обсуждений на интернет-ресурсе.
Приложение 3-1 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Форма
Аналитическая форма анализа регуляторного акта
Сноска. Правила дополнены приложением 3-1 в соответствии с приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Общая информация по проекту правового акта
№ п.п | Наименование | Информация регулирующего государственного органа |
1. | Наименование регуляторного акта |
_______________________ |
2. | Статьи (пункты) регуляторного акта, которые содержат обязательные требования и/или регуляторные инструменты |
_______________________ |
3. |
Регуляторные инструменты и/или требования, на которые ранее проводились процедуры анализа регуляторного воздействия |
|
4. | Сфера регулирования акта в соответствии с классификатором ОКЭД* |
_______________________ |
5. |
Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) |
_______________________ |
6. | Контактная информация исполнителя-разработчика |
*ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
*СРО – саморегулируемая организация
Оценка эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта
ШАГ 1: Проблема и цель регулирования | ||
Опишите проблему, для решения которой было введено регулирование (с указанием цифровых данных, доказывающие факт существования проблемы) | ||
Целевая группа | ||
Какова была цель регулирования | ||
ШАГ 2: Определение фактического воздействия регуляторного акта | ||
Опишите изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц | ||
Регуляторные инструменты и (или) требование регуляторного акта | ||
Нумерация пункта и статьи, название статьи регуляторного акта, содержащая обязательные требования и/или регуляторные инструменты | ||
Содержание статьи регуляторного акта, содержащая обязательные требования и/или регуляторные инструменты | ||
Проведите в произвольной форме описание фактических последствий от действия требования и/или регуляторных инструментов | ||
на период пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром | ||
выгоды | издержки | |
Население (доходы и расходы населения; уровень жизни и бедности; уровень безработицы и другое) | ||
Государство (объемы доходов и расходов государственного бюджета) | ||
Бизнес (производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое) | ||
Расчет издержек субъектов бизнеса (монетизация) | ||
на период пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром | ||
инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки | ||
использование третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений | ||
периодическая отчетность государству | ||
получение справок и разрешений от государственных органов | ||
по контрольным мероприятиям государственных органов | ||
Иное | ||
ШАГ 3: Результативность и эффективность регуляторного акта | ||
Оценка динамики изменения индикаторов результативности и эффективности, на достижение которых направлен регуляторный акт | ||
Индикатор | на период пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром | |
1. Количество жалоб | ||
2. Количество контрольных мероприятий | ||
3. Количество выданных разрешительных документов и поданных уведомлений | ||
4. Количество принятых информационных инструментов (отчетность бизнеса и иное) | ||
5. Факты нарушения норм, содержащих регуляторные инструменты и (или) требования | ||
6. Количество административных нарушений | ||
7. Общая сумма штрафов | ||
8. Информация по поступлениям в бюджет | ||
……(иные) | ||
ШАГ 4. Итоги анализа регуляторного акта | ||
Решение регулирующего государственного органа (отменить (признать утратившим силу)/изменение и (или) дополнение/оставление без изменения) | ||
Обоснование принятого решения |
Пояснение по заполнению формы по оценке эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта
При проведении оценки эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта аналитическая форма заполняется по следующим шагам:
1. ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования
При определении проблемы и ее масштаба изменения необходимо учесть цифровые данные, которые подлежали анализу до принятия регуляторного акта (данные о случаях причинения вреда, проблемах компенсации вреда; данные о размерах наносимого вреда (в денежном выражении); нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, действующего законодательства (количество нарушений, категории нарушений); данные о невозможности выполнения действий, функций, в том числе данные и оценки убытков, упущенной выгоды, недопроизводства определенных видов товаров и услуг; сведения правового характера, в том числе оценки полноты и непротиворечивости действующей нормативной правовой базы; информация, включающая мнения заинтересованных лиц и экспертов о причинах существования проблемы; данных, подтверждающие воздействие проблемы на определенные группы лиц).
В разделе "Целевая группа" указываются заинтересованные лица и количественные показатели целевой группы на момент пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром. В группу заинтересованных лиц могут входить:
субъекты предпринимательской деятельности в зависимости от содержания установленного регулирования;
государственные органы;
некоммерческие организации;
другое.
Цель регулирования описывается с учетом поставленной проблемы с указанием показателей, которые были достигнуты после принятия регуляторного акта.
ШАГ 2: Определение фактического воздействия регуляторного акта
Данный шаг состоит из трех разделов.
Первый раздел включает описание фактических последствий на момент пересмотра регуляторного акта для субъектов бизнеса, которое проводится согласно данным официальной статистики.
Государственному органу/органу-разработчику в обязательном порядке необходимо провести сравнительный анализ статистических данных по следующим показателям:
количество действующих субъектов,
выпуск продукции субъектами,
численность занятых.
Используя данные, указанные в разделе официальной статистики отраслей на сайте уполномоченного органа в области государственной статистики https://stat.gov.kz/, анализируются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
В результате проведенного сравнительного анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, регулирующий государственный орган выявляет изменения данных показателей за период исполнения требований регуляторного акта.
Положительная динамика основных показателей показывает улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности.
Во втором разделе необходимо определить регуляторные инструменты и (или) требования в отношении бизнеса, указав нумерацию пункта статьи регуляторного акта и их содержание, и провести анализ фактических последствий на момент пересмотра регуляторного акта на население, государство и бизнес.
В третьем разделе сравнительный анализ издержек для субъектов предпринимательства проводится по каждому регуляторному инструменту и (или) требованию регуляторного акта, при введении которых прогнозировались издержки.
В том случае, если регуляторный инструмент и (или) требование регуляторного акта не предполагали возникновение издержек для субъектов бизнеса, анализ по данному регуляторному инструменту и (или) требованию не требуется. Необходимость в проведении сравнительного анализа издержек определяется с учетом данных, указанных в предшествующем анализе на момент разработки регуляторного акта. При этом рассматриваются временные и финансовые издержки, возникшие на момент пересмотра регуляторного акта.
Регулирующий государственный орган в обязательном порядке анализирует издержки, возникшие на момент пересмотра регуляторного акта и связанные со следующими действиями субъекта бизнеса:
необходимость инвестиций в средства производства (приобретение оборудования, приборов, средств коммуникаций, технологий и тому подобное), приобретение или аренда помещений, создание лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки;
необходимость в проведении экспертиз, оценок, получении заключений с привлечением третьих лиц, организаций;
необходимость в предоставлении периодической отчетности государству в бумажном или электронном формате;
необходимость в получении лицензий, разрешений, справок или других сопутствующих документов от государственных органов;
необходимость в проведении работ в ходе контрольных мероприятий государственных органов.
Если исполнение регуляторного инструмента и(или) требования регуляторного акта предполагало приобретение оборудования, средств измерения, производственных площадей и т.д., то расчеты производятся с учетом затрат на одно предприятие. Общая сумма издержек складывается путем умножения затрат одного предприятия на количество субъектов бизнеса в соответствии с ОКЭД.
В случае если ранее анализ издержек в рамках регуляторного инструмента и (или) требования регуляторного акта не проводился, то регулирующему государственному органу следует провести анализ данных, полученных в ходе проведенных исследований самого ведомства, социологических опросов, экспертных интервью, исследований (мониторингов) международных организаций, научных публикаций, аналитических материалов бизнес – ассоциаций и др.
Кроме того, регулирующему органу – разработчику предоставляется возможность указать другие виды издержек, не перечисленные в данном разделе.
ШАГ 3: Результативность и эффективность регуляторного акта
Результативность регуляторного акта определяется путем мониторинга индикаторов, указанных при анализе на момент пересмотра регуляторного акта.
В обязательном порядке согласно аналитической форме регулирующим государственным органом описываются указанные индикаторы в количественном измерении. При этом, регулирующий государственный орган может дополнить перечень конкретными и в цифровом измерении индикаторами, необходимыми для измерения масштабов изменения проблемы и достижения целей принятия регуляторного акта.
Результативность и эффективность регуляторного акта определяется по итогам проведенного сравнительного анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, фактического анализа последствий от действия требования и/или регуляторные инструменты на население, государство и бизнес, анализа издержек субъектов предпринимательства по каждому регуляторному инструменту и (или) требованию регуляторного акта (при наличии), мониторинга индикаторов.
ШАГ 4: Итоги анализа регуляторного акта
В заключительной части данного шага регулирующий государственный орган в обязательном порядке указывает в аналитической форме свое решение об отмене (признании утратившим силу)/изменении и (или) дополнении/оставлении без изменения регуляторного акта с обоснованием.
Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, установленных в регуляторном акте
№ | Наименование условия | Описание оценки соответствия условиям | Определение баллов по оценке соответствия регуляторного инструмента и (или) требования условиям |
1. | Обоснованность |
1) безопасность какого вида деятельности (процесса, действия) обеспечивается регуляторным инструментом и (или) обязательным требованием регуляторного акта? |
"0" - "не соответствует" |
2. | Равенство регулирования |
1) на каких субъектов предпринимательства распространяется данный регуляторный инструмент и (или) требование регуляторного акта? |
0-2 |
3. | Открытость |
1) размещена и доступна ли для ознакомления информация о планируемом введении (изменении) регуляторного инструмента и (или) требования регуляторного акта на открытых информационных ресурсах государственного органа (сайт, социальные сети)? |
0-2 |
4. | Исполнимость |
1) наличие международной практики реализации аналогичного вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования регуляторного акта: |
0-2 |
5. | Определенность |
1) действие регуляторного инструмента и (или) требования регуляторного акта направлено на конкретных регулируемых субъектов предпринимательства или их деятельность (процесс, действие)? |
0-2 |
6. | Соразмерность и рациональность |
1) учтены ли все выгоды и издержки всех целевых групп?: |
0-2 |
7. | Последовательность и предсказуемость |
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан" к документам системы государственного планирования относятся: |
0-2 "0" - "не соответствует" |
Уровень достижения целей регулирования |
Достигнута полностью________ |
Балл эффективности: |
Определение соответствия регуляторного акта принципам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства
№ | Наименование принципа | Обоснование по соблюдению принципа | Соответствует/ не соответствует принципу |
1. | Законность |
___________________________ | |
2. | Свобода предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 5 Кодекса | |
3. | Равенство субъектов предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 6 Кодекса | |
4. | Неприкосновенность собственности | *опишите в произвольной форме согласно статье 7 Кодекса | |
5. | Добросовестная конкуренция | *опишите в произвольной форме согласно статье 8 Кодекса | |
6. | Баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства | *опишите в произвольной форме согласно статье 9 Кодекса | |
7. | Прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации | *опишите в произвольной форме согласно статье 10 Кодекса | |
8. | Эффективность государственного регулирования предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 11 Кодекса | |
9. | Повышение способности субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих прав и законных интересов | *опишите в произвольной форме согласно статье 12 Кодекса | |
10. | Приоритет предупреждения правонарушения | *опишите в произвольной форме согласно статье 13 Кодекса | |
11. | Презумпция добросовестности субъектов предпринимательства и взаимная ответственность государства и субъектов предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 14 Кодекса | |
12. | Свобода от коррупции | *опишите в произвольной форме согласно статье 15 Кодекса | |
13. | Стимулирование предпринимательской деятельности и обеспечение ее защиты и поддержки | *опишите в произвольной форме согласно статье 16 Кодекса | |
14. | Поддержка отечественных производителей товаров, работ, услуг | *опишите в произвольной форме согласно статье 17 Кодекса | |
15. | Недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 18 Кодекса | |
16. | Участие субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве | *опишите в произвольной форме согласно статье 19 Кодекса | |
17. | Стимулирование социальной ответственности предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 20 Кодекса | |
18. | Ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности | *опишите в произвольной форме согласно статье 21 Кодекса | |
19. | Саморегулирование | *опишите в произвольной форме согласно статье 22 Кодекса |
Подпись ____________
дата "___" ________ 20__ года
Приложение 3-2 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного акта
Сноска. Правила дополнены приложением 3-2 в соответствии с приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
№ | Общие параметры оценки | Заполняется уполномоченным должностным лицом |
1. | Наличие общей информации по правовому акту | |
2. | Оценка эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта: | |
2.1. | Определена ли проблема и цель регулирования | |
2.2. | Определена ли целевая группа | |
2.3 | Определены ли изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц | |
2.4. | Определены ли фактические последствия от действия требования и/или регуляторного инструмента | |
2.5. | Произведен ли расчет издержек субъектов бизнеса | |
2.6. | Определена ли оценка результативности и эффективности регуляторного акта | |
2.7. | Отражено ли решение регулирующего государственного органа | |
2.8. | Обосновано ли принятое решение | |
2.9. | Определен ли срок пересмотра регуляторного акта | |
3. | Проведена ли оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, установленных в регуляторном акте | |
4. | Определено ли соответствие регуляторного акта принципам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. | |
Комментарии, замечания и предложения |
Подпись ____________
дата "___" ________ 20__ года
Приложение 4 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Отчет о проведении общественных обсуждений
Общественное обсуждение: укажите дату информирования об их проведении, дату начала общественных обсуждений | ||
Способ проведения общественного обсуждения (онлайн обсуждение, посредством форумов, совещания, опрос и другое). | ||
С кем проводились обсуждения (перечислить все организации, в том числе государственные органы, ассоциации, предпринимателей, общественные объединения и другие). | ||
Полученные комментарии, замечания и предложения | Необходимо приложить таблицу полученных комментарий, замечаний и предложений с соответствующим решением регулирующего государственного органа /органа-разработчика по каждой позиции, протокол и (или) итоги общественного обсуждений на интернет-ресурсе |
Приложение 5 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
План пересмотра действующих регуляторных инструментов государственных органов
Наименование требования | Ссылка на структурный элемент нормативного правового акта | Критерии согласно пункта 15 настоящих Правил | Ответственное структурное подразделение | Сроки внесения результатов процедуры анализа регуляторного воздействия в уполномоченный орган | Обоснование | |
Приложение 6 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Аналитическая форма анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов, содержащие регуляторные инструменты и (или) требования, в порядке пересмотра
Приложение 7 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия |
Сноска. Правый верхний угол - в редакции приказа Заместителя Премьер-Министра - Министра национальной экономики РК от 28.06.2024 № 52 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия при введении новых регуляторных инструментов и (или) требований или ужесточения регулирования
Заполняется уполномоченным органом | |
Общественное обсуждение анализа регуляторного воздействия проведено |
Нет ___ |
Отсутствуют один или несколько стандартных шагов в разработке анализа регуляторного воздействия |
Нет ___ |
Отсутствуют первичные данные или соответствующие ссылки на их источники |
Нет ___ |
Представлены ли данные доказывающие факт существования проблемы и показывающие ее масштаб | |
Соответствует ли цель предлагаемого регулирования основным целям и задачам государственного регулирования предпринимательства? Соотносится ли она с определением проблемы? | |
Представлено ли планируемое изменение данных и временные рамки этих изменений | |
Определены ли индикаторы оценки и мониторинга предлагаемого регулирования | |
Заключение:
Подпись _____________
дата "__" __________ 20__ года