ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 748 "Об утверждении Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 12517) следующие изменения и дополнения:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Правил проведения и использования анализа регуляторного воздействия";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые Правила проведения и использования анализа регуляторного воздействия.";
в Правилах проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований, утвержденных указанным приказом:
заголовок изложить в следующей редакции:
"Правила проведения и использования анализа регуляторного воздействия";
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Правила проведения и использования анализа регуляторного воздействия (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 статьи 85 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок проведения и использования анализа регуляторного воздействия в отношении вводимых регуляторных инструментов и (или) требований, ужесточения регулирования, а также по действующим регуляторным актам.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) орган-разработчик – местный исполнительный орган, разрабатывающий проекты нормативных правовых актов в соответствии с их компетенцией и осуществляющий проведение анализа регуляторного воздействия в соответствии с настоящими Правилами;
2) управление предпринимательства – местный исполнительный орган области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющий руководство в сфере предпринимательства;
3) реестр обязательных требований в сфере предпринимательства (далее – реестр требований) - общедоступная база данных регуляторных актов в разрезе видов предпринимательской деятельности по общему классификатору видов экономической деятельности;
4) общественные обсуждения – мероприятия, проводимые в целях обеспечения участия субъектов регулирования и иных заинтересованных лиц в процессе принятия решения по вопросам введения новых регуляторных инструментов и(или) требований, ужесточения действующего, пересмотра действующих регуляторных инструментов, в процессе которых происходит обратная связь с субъектами регулирования, получаются их мнения, замечания, вопросы и предложения;
5) заинтересованные лица – физические или юридические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с проведением анализа регуляторного воздействия вводимых или действующих регуляторных инструментов и (или) требований;
6) региональная палата предпринимателей – палата предпринимателей области, города республиканского значения и столицы, входящая в систему Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, на территориальном уровне (далее – Региональная палата);
7) акты регионального значения – документы Системы государственного планирования в Республике Казахстан и нормативные правовые акты, принятые местными представительными и исполнительными органами, в том числе акимом соответствующей территории;
8) регуляторный акт – действующие нормативные правовые акты, а также иные документы, содержащие в соответствии с законодательством Республики Казахстан требования, обязательные для исполнения субъектами предпринимательства;
9) регулирующий государственный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой осуществляется государственное регулирование предпринимательства;
10) регуляторный инструмент – средства обеспечения обязательных для исполнения субъектами предпринимательства требований, предусмотренные статьей 81 Кодекса;
11) субъекты регулирования – субъекты, на которых распространяется действие нормативных правовых актов, предусматривающих регуляторные инструменты и (или) требования или ужесточающих регулирование, в том числе субъекты предпринимательства и иные лица;
12) пересмотр регуляторного инструмента и (или) требования – аналитическая процедура сопоставления эффективности достигнутых целей государственного регулирования посредством проведения анализа регуляторного воздействия после введения регуляторного инструмента и (или) требования, в том числе по действующим регуляторным инструментам и (или) требования, в отношении которых ранее не проводился анализ регуляторного воздействия;
13) требования – количественные и качественные нормативы и показатели, обязательные для исполнения субъектами предпринимательства.";
пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Введение нового регуляторного инструмента и (или) требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства осуществляется только после одобрения на заседании межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан (далее – Межведомственная комиссия).
Требования части первой настоящего пункта не распространяются на государственное регулирование предпринимательства в области финансового, налогового и таможенного законодательства Республики Казахстан, деятельности финансовых организаций, филиалов банков – нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций – нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров – нерезидентов Республики Казахстан и лиц, входящих в состав страховых групп и банковских конгломератов, на проекты нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также на международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, и на регуляторные инструменты и (или) требования международных договоров, имплементированные или планируемые к имплементированию в законодательство Республики Казахстан.
При этом, новые регуляторные инструменты и (или) требования или ужесточение регулирования, вводятся актами регионального значения, только после одобрения консультативно-совещательного органа при акимате области, городов республиканского значения, столицы по вопросам межведомственного характера, образуемого в соответствии с Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" (далее – Региональная комиссия).
5. Анализ регуляторного воздействия проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками при:
введении регуляторного инструмента и (или) требования;
ужесточении регулирования в отношении субъектов предпринимательства;
пересмотре регуляторного инструмента и (или) требования;
анализе действующих регуляторных актов, включенных в реестр обязательных требований.";
дополнить параграфом 3-1 следующего содержания:
"Параграф 3-1. Анализ действующих регуляторных актов
7-1. Анализ действующих регуляторных актов проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками в сроки, установленные в реестре обязательных требований.
7-2. Предметом анализа действующих регуляторных актов является оценка их эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования и соответствия условиям формирования обязательных требований, предусмотренных статьей 81-1 Кодекса, и принципам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства.
7-3. Анализ проводится регулирующими государственными органами/органами-разработчиками посредством выполнения следующих последовательных действий:
1) заполнение оценки соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
2) заполнение аналитической формы анализа регуляторного акта согласно приложению 3-1 к настоящим Правилам;
3) проведение процедуры анализа регуляторного воздействия в соответствии с подпунктами 3) и 4) пункта 6 настоящих Правил.
7-4. В случае несоответствия действующего регуляторного акта условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, обязательных для исполнения субъектами предпринимательства в соответствии с приложением 2 к Правилам, заполнение аналитической формы признается не целесообразным и применяются положения части первой пункта 6 статьи 83-1 Кодекса.
7-5. По результатам рассмотрения Уполномоченным органом в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления аналитической формы, формируется заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного акта по форме согласно приложению 3-2 к настоящим Правилам.";
текст в правом верхнем углу приложения 1 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований изложить в следующей редакции:
"Приложение 1 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия"; |
текст в правом верхнем углу приложения 2 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований изложить в следующей редакции:
"Приложение 2 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия"; |
текст в правом верхнем углу приложения 3 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований изложить в следующей редакции:
"Приложение 3 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия"; |
текст в правом верхнем углу приложения 4 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований изложить в следующей редакции:
"Приложение 4 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия"; |
текст в правом верхнем углу 5 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований изложить в следующей редакции:
"Приложение 5 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия"; |
текст в правом верхнем углу приложения 6 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований изложить в следующей редакции:
"Приложение 6 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия" |
текст в правом верхнем углу приложения 7 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия регуляторных инструментов и (или) требований изложить в следующей редакции:
"Приложение 7 к Правилам проведения и использования анализа регуляторного воздействия" |
дополнить приложениями 3-1 и 3-2 согласно приложениями 1 и 2 к настоящему приказу.
2. Департаменту политики развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра – Министр национальной экономики Республики Казахстан |
Н. Байбазаров |
Форма
Аналитическая форма анализа регуляторного акта
Общая информация по проекту правового акта
№ п.п | Наименование | Информация регулирующего государственного органа |
1. | Наименование регуляторного акта |
_______________________ |
2. | Статьи (пункты) регуляторного акта, которые содержат обязательные требования и/или регуляторные инструменты |
_______________________ |
3. |
Регуляторные инструменты и/или требования, на которые ранее проводились процедуры анализа регуляторного воздействия |
|
4. | Сфера регулирования акта в соответствии с классификатором ОКЭД* |
_______________________ |
5. |
Сфера деятельности, в которой вводится саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) |
_______________________ |
6. | Контактная информация исполнителя-разработчика |
*ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
*СРО – саморегулируемая организация
Оценка эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта
ШАГ 1: Проблема и цель регулирования | ||
Опишите проблему, для решения которой было введено регулирование (с указанием цифровых данных, доказывающие факт существования проблемы) | ||
Целевая группа | ||
Какова была цель регулирования | ||
ШАГ 2: Определение фактического воздействия регуляторного акта | ||
Опишите изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц | ||
Регуляторные инструменты и (или) требование регуляторного акта | ||
Нумерация пункта и статьи, название статьи регуляторного акта, содержащая обязательные требования и/или регуляторные инструменты | ||
Содержание статьи регуляторного акта, содержащая обязательные требования и/или регуляторные инструменты | ||
Проведите в произвольной форме описание фактических последствий от действия требования и/или регуляторных инструментов | ||
на период пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром | ||
выгоды | издержки | |
Население (доходы и расходы населения; уровень жизни и бедности; уровень безработицы и другое) | ||
Государство (объемы доходов и расходов государственного бюджета) | ||
Бизнес (производительность и конкурентоспособность предприятий, влияния на прибыльность и устойчивость предприятий, в том числе на инновации и развитие, и другое) | ||
Расчет издержек субъектов бизнеса (монетизация) | ||
на период пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром | ||
инвестиции в средства производства, изменения помещений, лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки | ||
использование третьих лиц для независимых экспертиз, оценок, заключений | ||
периодическая отчетность государству | ||
получение справок и разрешений от государственных органов | ||
по контрольным мероприятиям государственных органов | ||
Иное | ||
ШАГ 3: Результативность и эффективность регуляторного акта | ||
Оценка динамики изменения индикаторов результативности и эффективности, на достижение которых направлен регуляторный акт | ||
Индикатор | на период пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром | |
1. Количество жалоб | ||
2. Количество контрольных мероприятий | ||
3. Количество выданных разрешительных документов и поданных уведомлений | ||
4. Количество принятых информационных инструментов (отчетность бизнеса и иное) | ||
5. Факты нарушения норм, содержащих регуляторные инструменты и (или) требования | ||
6. Количество административных нарушений | ||
7. Общая сумма штрафов | ||
8. Информация по поступлениям в бюджет | ||
……(иные) | ||
ШАГ 4. Итоги анализа регуляторного акта | ||
Решение регулирующего государственного органа (отменить (признать утратившим силу)/изменение и (или) дополнение/оставление без изменения) | ||
Обоснование принятого решения |
Пояснение по заполнению формы по оценке эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта
При проведении оценки эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта аналитическая форма заполняется по следующим шагам:
1. ШАГ 1: Определение проблемы и цели регулирования
При определении проблемы и ее масштаба изменения необходимо учесть цифровые данные, которые подлежали анализу до принятия регуляторного акта (данные о случаях причинения вреда, проблемах компенсации вреда; данные о размерах наносимого вреда (в денежном выражении); нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, действующего законодательства (количество нарушений, категории нарушений); данные о невозможности выполнения действий, функций, в том числе данные и оценки убытков, упущенной выгоды, недопроизводства определенных видов товаров и услуг; сведения правового характера, в том числе оценки полноты и непротиворечивости действующей нормативной правовой базы; информация, включающая мнения заинтересованных лиц и экспертов о причинах существования проблемы; данных, подтверждающие воздействие проблемы на определенные группы лиц).
В разделе "Целевая группа" указываются заинтересованные лица и количественные показатели целевой группы на момент пересмотра регуляторного акта в соответствии с Реестром. В группу заинтересованных лиц могут входить:
субъекты предпринимательской деятельности в зависимости от содержания установленного регулирования;
государственные органы;
некоммерческие организации;
другое.
Цель регулирования описывается с учетом поставленной проблемы с указанием показателей, которые были достигнуты после принятия регуляторного акта.
ШАГ 2: Определение фактического воздействия регуляторного акта
Данный шаг состоит из трех разделов.
Первый раздел включает описание фактических последствий на момент пересмотра регуляторного акта для субъектов бизнеса, которое проводится согласно данным официальной статистики.
Государственному органу/органу-разработчику в обязательном порядке необходимо провести сравнительный анализ статистических данных по следующим показателям:
количество действующих субъектов,
выпуск продукции субъектами,
численность занятых.
Используя данные, указанные в разделе официальной статистики отраслей на сайте уполномоченного органа в области государственной статистики https://stat.gov.kz/, анализируются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.
В результате проведенного сравнительного анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, регулирующий государственный орган выявляет изменения данных показателей за период исполнения требований регуляторного акта.
Положительная динамика основных показателей показывает улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности.
Во втором разделе необходимо определить регуляторные инструменты и (или) требования в отношении бизнеса, указав нумерацию пункта статьи регуляторного акта и их содержание, и провести анализ фактических последствий на момент пересмотра регуляторного акта на население, государство и бизнес.
В третьем разделе сравнительный анализ издержек для субъектов предпринимательства проводится по каждому регуляторному инструменту и (или) требованию регуляторного акта, при введении которых прогнозировались издержки.
В том случае, если регуляторный инструмент и (или) требование регуляторного акта не предполагали возникновение издержек для субъектов бизнеса, анализ по данному регуляторному инструменту и (или) требованию не требуется. Необходимость в проведении сравнительного анализа издержек определяется с учетом данных, указанных в предшествующем анализе на момент разработки регуляторного акта. При этом рассматриваются временные и финансовые издержки, возникшие на момент пересмотра регуляторного акта.
Регулирующий государственный орган в обязательном порядке анализирует издержки, возникшие на момент пересмотра регуляторного акта и связанные со следующими действиями субъекта бизнеса:
необходимость инвестиций в средства производства (приобретение оборудования, приборов, средств коммуникаций, технологий и тому подобное), приобретение или аренда помещений, создание лаборатории, обучение персонала, иные необходимые неадминистративные издержки;
необходимость в проведении экспертиз, оценок, получении заключений с привлечением третьих лиц, организаций;
необходимость в предоставлении периодической отчетности государству в бумажном или электронном формате;
необходимость в получении лицензий, разрешений, справок или других сопутствующих документов от государственных органов;
необходимость в проведении работ в ходе контрольных мероприятий государственных органов.
Если исполнение регуляторного инструмента и(или) требования регуляторного акта предполагало приобретение оборудования, средств измерения, производственных площадей и т.д., то расчеты производятся с учетом затрат на одно предприятие. Общая сумма издержек складывается путем умножения затрат одного предприятия на количество субъектов бизнеса в соответствии с ОКЭД.
В случае если ранее анализ издержек в рамках регуляторного инструмента и (или) требования регуляторного акта не проводился, то регулирующему государственному органу следует провести анализ данных, полученных в ходе проведенных исследований самого ведомства, социологических опросов, экспертных интервью, исследований (мониторингов) международных организаций, научных публикаций, аналитических материалов бизнес – ассоциаций и др.
Кроме того, регулирующему органу – разработчику предоставляется возможность указать другие виды издержек, не перечисленные в данном разделе.
ШАГ 3: Результативность и эффективность регуляторного акта
Результативность регуляторного акта определяется путем мониторинга индикаторов, указанных при анализе на момент пересмотра регуляторного акта.
В обязательном порядке согласно аналитической форме регулирующим государственным органом описываются указанные индикаторы в количественном измерении. При этом, регулирующий государственный орган может дополнить перечень конкретными и в цифровом измерении индикаторами, необходимыми для измерения масштабов изменения проблемы и достижения целей принятия регуляторного акта.
Результативность и эффективность регуляторного акта определяется по итогам проведенного сравнительного анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, фактического анализа последствий от действия требования и/или регуляторные инструменты на население, государство и бизнес, анализа издержек субъектов предпринимательства по каждому регуляторному инструменту и (или) требованию регуляторного акта (при наличии), мониторинга индикаторов.
ШАГ 4: Итоги анализа регуляторного акта
В заключительной части данного шага регулирующий государственный орган в обязательном порядке указывает в аналитической форме свое решение об отмене (признании утратившим силу)/изменении и (или) дополнении/оставлении без изменения регуляторного акта с обоснованием.
Оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, установленных в регуляторном акте
№ | Наименование условия | Описание оценки соответствия условиям | Определение баллов по оценке соответствия регуляторного инструмента и (или) требования условиям |
1. | Обоснованность |
1) безопасность какого вида деятельности (процесса, действия) обеспечивается регуляторным инструментом и (или) обязательным требованием регуляторного акта? |
"0" - "не соответствует" |
2. | Равенство регулирования |
1) на каких субъектов предпринимательства распространяется данный регуляторный инструмент и (или) требование регуляторного акта? |
0-2 |
3. | Открытость |
1) размещена и доступна ли для ознакомления информация о планируемом введении (изменении) регуляторного инструмента и (или) требования регуляторного акта на открытых информационных ресурсах государственного органа (сайт, социальные сети)? |
0-2 |
4. | Исполнимость |
1) наличие международной практики реализации аналогичного вводимого (изменяемого, пересматриваемого) регуляторного инструмента и(или) обязательного требования регуляторного акта: |
0-2 |
5. | Определенность |
1) действие регуляторного инструмента и (или) требования регуляторного акта направлено на конкретных регулируемых субъектов предпринимательства или их деятельность (процесс, действие)? |
0-2 |
6. | Соразмерность и рациональность |
1) учтены ли все выгоды и издержки всех целевых групп?: |
0-2 |
7. | Последовательность и предсказуемость |
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790 "Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан" к документам системы государственного планирования относятся: |
0-2 "0" - "не соответствует" |
Уровень достижения целей регулирования |
Достигнута полностью________ |
Балл эффективности: |
Определение соответствия регуляторного акта принципам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства
№ | Наименование принципа | Обоснование по соблюдению принципа | Соответствует/ не соответствует принципу |
1. | Законность |
___________________________ | |
2. | Свобода предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 5 Кодекса | |
3. | Равенство субъектов предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 6 Кодекса | |
4. | Неприкосновенность собственности | *опишите в произвольной форме согласно статье 7 Кодекса | |
5. | Добросовестная конкуренция | *опишите в произвольной форме согласно статье 8 Кодекса | |
6. | Баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства | *опишите в произвольной форме согласно статье 9 Кодекса | |
7. | Прозрачность деятельности государственных органов и доступность информации | *опишите в произвольной форме согласно статье 10 Кодекса | |
8. | Эффективность государственного регулирования предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 11 Кодекса | |
9. | Повышение способности субъектов предпринимательства к самостоятельной защите своих прав и законных интересов | *опишите в произвольной форме согласно статье 12 Кодекса | |
10. | Приоритет предупреждения правонарушения | *опишите в произвольной форме согласно статье 13 Кодекса | |
11. | Презумпция добросовестности субъектов предпринимательства и взаимная ответственность государства и субъектов предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 14 Кодекса | |
12. | Свобода от коррупции | *опишите в произвольной форме согласно статье 15 Кодекса | |
13. | Стимулирование предпринимательской деятельности и обеспечение ее защиты и поддержки | *опишите в произвольной форме согласно статье 16 Кодекса | |
14. | Поддержка отечественных производителей товаров, работ, услуг | *опишите в произвольной форме согласно статье 17 Кодекса | |
15. | Недопустимость незаконного вмешательства государства в дела субъектов предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 18 Кодекса | |
16. | Участие субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве | *опишите в произвольной форме согласно статье 19 Кодекса | |
17. | Стимулирование социальной ответственности предпринимательства | *опишите в произвольной форме согласно статье 20 Кодекса | |
18. | Ограниченное участие государства в предпринимательской деятельности | *опишите в произвольной форме согласно статье 21 Кодекса | |
19. | Саморегулирование | *опишите в произвольной форме согласно статье 22 Кодекса |
Подпись ____________
дата "___" ________ 20__ года
Заключение о соблюдении процедур анализа регуляторного акта
№ | Общие параметры оценки | Заполняется уполномоченным должностным лицом |
1. | Наличие общей информации по правовому акту | |
2. | Оценка эффективности, в том числе достижения заявленных целей государственного регулирования регуляторного акта: | |
2.1. | Определена ли проблема и цель регулирования | |
2.2. | Определена ли целевая группа | |
2.3 | Определены ли изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц | |
2.4. | Определены ли фактические последствия от действия требования и/или регуляторного инструмента | |
2.5. | Произведен ли расчет издержек субъектов бизнеса | |
2.6. | Определена ли оценка результативности и эффективности регуляторного акта | |
2.7. | Отражено ли решение регулирующего государственного органа | |
2.8. | Обосновано ли принятое решение | |
2.9. | Определен ли срок пересмотра регуляторного акта | |
3. | Проведена ли оценка соответствия условиям формирования регуляторных инструментов и (или) требований, установленных в регуляторном акте | |
4. | Определено ли соответствие регуляторного акта принципам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. | |
Комментарии, замечания и предложения |
Подпись ____________
дата "___" ________ 20__ года