В соответствии с подпунктом 13-1) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила использования специальных автоматизированных измерительных средств.
2. Комитету транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Абсаттаров К.Б) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и размещение его на интранет-портале государственных органов (ИПГО);
3) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра | Р. Скляр |
Утверждены приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 5 сентября 2013 года № 689 |
Правила использования специальных
автоматизированных измерительных средств
1. Общие положения
1. Настоящие Правила использования специальных автоматизированных измерительных средств (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 13-1) статьи 13 Закона Республики Казахстан "Об автомобильном транспорте".
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Правила определяют порядок использования на территории Республики Казахстан специальных автоматизированных измерительных средств.
3. Основными задачами специальных автоматизированных измерительных средств являются:
1) контроль и мониторинг движения транспортных средств на автомобильных дорогах в режиме реального времени с помощью специализированных камер видеонаблюдения и измерительных приборов;
2) контроль за соблюдением отечественными и иностранными перевозчиками допустимых габаритных и весовых параметров автотранспортных средств, установленных на территории Республики Казахстан в режиме реального времени;
3) обеспечение сохранности сети автомобильных дорог и сооружений на них и снижение преждевременного ненормативного износа автомобильных дорог;
4) повышение безопасности автомобильных перевозок путем контроля за проездом отечественных и иностранных автотранспортных средств;
5) предупреждение, пресечение и автоматизация процесса выявления административных правонарушений, совершаемых в сфере автомобильного транспорта на территории Республики Казахстан.
4. Основные понятия и термины, применяемые в Правилах:
1) аппаратно-программный комплекс - совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа;
2) специальное автоматизированное измерительное средство - сертифицированное специальное контрольно-измерительное техническое оборудование, прошедшее метрологическую поверку, осуществляющее фото-, видеосъемку, работающее в автоматическом режиме, фиксирующее вид, марку, государственный регистрационный знак, весовые и (или) габаритные параметры и скорость движения автотранспортных средств;
2-1) некорректный проезд через специальное автоматизированное измерительное средство – проезд автотранспортных средств через специальное автоматизированное измерительное средство с наездом или пересечением сплошной линии разметки, выездом на встречную полосу движения, проездом транспортных средств с нарушением скоростного режима, с нечитаемыми или с установленными вне предусмотренных мест государственными регистрационными номерными знаками, без регистрационных номерных знаков, с торможением, ускорением или остановкой в зоне взвешивания;
3) взвешивание транспортного средства - процесс определения общей массы и нагрузок на оси автотранспортных средств посредством весоизмерительного оборудования стационарного типа или переносных мобильных весов, прошедших обязательную метрологическую поверку и имеющих соответствующий сертификат;
4) исключен приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);5) исключен приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
6) погрешность измерения - отклонение результата измерения от истинного (действительного) значения измеряемой величины.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 23.02.2016 № 220 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 27.09.2018 № 677 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);2. Порядок применения специального автоматизированного измерительного средства
5. На территории Республики Казахстан специальное автоматизированное измерительное средство устанавливается на автомобильных дорогах общего пользования.
6. Взвешивание автотранспортных средств в движении производится на специальном автоматизированном измерительном средстве стационарного типа.
6-1. При определении весовых параметров автотранспортных средств учитывается погрешность измерения, которая автоматически вычитается информационно-аналитической системой транспортной базы данных и мониторинга динамики безопасности перевозок (далее – ИАС ТБД) из измеренного значения массы автотранспортного средства.
При измерении осевых нагрузок грузовых автотранспортных средств предельно допустимая погрешность или класс точности составляет 10 % от измеряемой массы осевой нагрузки.
При измерении осевых нагрузок и общей массы грузовых автотранспортных средств предельно допустимая погрешность или класс точности составляет 3 % от измеряемой массы осевой нагрузки либо группы осей.
Сноска. Правила дополнены пунктом 6-1 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 23.02.2016 № 220 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Поверка специального автоматизированного измерительного средства осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений".
Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Специальное автоматизированное измерительное средство выполняет следующие функции:
1) регистрация проезжающих автотранспортных средств с последующим передачей соответствующих сведений в ИАС ТБД;
2) классификация автотранспортных средств по типам;
3) распознавание государственного регистрационного номерного знака автотранспортных средств;
4) выявление превышения допустимых весовых и (или) габаритных параметров;
5) формирование отчетных данных;
6) передача данных в ИАС ТБД Ситуационного центра Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее - Ситуационный центр);
7) определение некорректного проезда автотранспортных средств.
Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 27.09.2018 № 677 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Контроль и мониторинг движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах специальным автоматизированным измерительным средством осуществляется в следующем порядке:
1) автотранспортное средство проезжает через специальное автоматизированное измерительное средство;
2) в режиме реального времени определяется тип автотранспортного средства, считывается государственный регистрационный номерной знак, определяются весовые и (или) габаритные параметры, производится фото фиксация проезда в количестве 4 штук (вид спереди, вид сбоку, государственный регистрационный номер спереди и сзади);
3) аппаратно-программный комплекс фиксирует и обрабатывает полученные данные (фото, государственный регистрационный номерной знак, расстояние между осями, скатность колес, общий вес, осевые нагрузки, габаритные параметры и т.д.);
4) при выявлении превышения весогабаритных параметров автотранспортных средств, фотоизображения и информация об автотранспортном средстве сохраняются в ИАС ТБД для формирования отчета о нарушениях;
5) по результатам взвешивания на табло переменной информации (в случае наличия табло), расположенном на доступном для визуального обозрения на месте установки специализированного автоматизированного измерительного средства в целях информирования водителя или перевозчика отображается информация о государственном регистрационном номерном знаке, превышении по осям и общая масса автотранспортного средства.
В случае несогласия с информацией о превышении допустимых весогабаритных параметров, указанной в электронном табло, водитель или перевозчик автотранспортного средства добровольно проходит контрольный замер автотранспортного средства на ближайшем посту транспортного контроля по маршруту следования;
6) все функции удаленного мониторинга поступают в Ситуационный центр посредством передачи данных по каналам связи со специального автоматизированного измерительного средства.
Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 27.09.2018 № 677 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 18.11.2021 № 602 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).