В соответствии с подпунктом 13-1) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила использования специальных автоматизированных измерительных средств.
2. Комитету транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Абсаттаров К.Б) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и размещение его на интранет-портале государственных органов (ИПГО);
3) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра Р. Скляр
Утверждены
приказом и.о. Министра транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан
от 5 сентября 2013 года № 689
Правила использования специальных
автоматизированных измерительных средств
1. Общие положения
1. Настоящие Правила использования специальных автоматизированных измерительных средств (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте».
2. Правила определяют порядок использования на территории Республики Казахстан специальных автоматизированных измерительных средств.
3. Основными задачами специальных автоматизированных измерительных средств являются:
1) контроль и мониторинг движения транспортных средств на автомобильных дорогах в режиме реального времени с помощью специализированных камер видеонаблюдения и измерительных приборов;
2) контроль за соблюдением отечественными и иностранными перевозчиками допустимых габаритных и весовых параметров автотранспортных средств, установленных на территории Республики Казахстан в режиме реального времени;
3) обеспечение сохранности сети автомобильных дорог и сооружений на них и снижение преждевременного ненормативного износа автомобильных дорог;
4) повышение безопасности автомобильных перевозок путем контроля за проездом отечественных и иностранных автотранспортных средств;
5) предупреждение, пресечение и автоматизация процесса выявления административных правонарушений, совершаемых в сфере автомобильного транспорта на территории Республики Казахстан.
4. Основные понятия и термины, применяемые в Правилах:
1) аппаратно-программный комплекс - совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа;
2) специальное автоматизированное измерительное средство - сертифицированное специальное контрольно-измерительное техническое оборудование, прошедшее метрологическую поверку, осуществляющее фото-, видеосъемку, работающее в автоматическом режиме, фиксирующее вид, марку, государственный регистрационный знак, весовые и (или) габаритные параметры и скорость движения автотранспортных средств;
3) взвешивание транспортного средства - процесс определения общей массы и нагрузок на оси автотранспортных средств посредством весоизмерительного оборудования стационарного типа или переносных мобильных весов, прошедших обязательную метрологическую поверку и имеющих соответствующий сертификат;
4) жесткая дорожная одежда - дорожная одежда с покрытием или основанием из цементобетона или железобетона;
5) нежесткая дорожная одежда - дорожная одежда со слоями, устроенными из разного вида асфальтобетонов, из материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью, комплексными и другими вяжущими, а также из слабосвязных зернистых материалов;
6) погрешность измерения - отклонение результата измерения от истинного (действительного) значения измеряемой величины.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 23.02.2016 № 220 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Порядок применения специального автоматизированного измерительного средства
5. На территории Республики Казахстан специальное автоматизированное измерительное средство устанавливается на автомобильных дорогах общего пользования.
6. Взвешивание автотранспортных средств в движении производится на специальном автоматизированном измерительном средстве стационарного типа.
6-1. При определении весовых параметров автотранспортных средств учитывается погрешность измерения в зависимости от типа конструкции дорожной одежды, которая автоматически вычитается информационно-аналитической системой транспортной базы данных и мониторинга динамики безопасности перевозок (далее - ИАС ТБД) из измеренного значения массы автотранспортного средства.
При жесткой дорожной одежде погрешность измерения составляет: от массы автотранспортных средств - 5%, от нагрузки на одиночную ось автотранспортных средств - 8%, от нагрузки на смежную ось с количеством более трех осей, сдвоенную и строенную оси грузового, специализированного и специального автомобиля, самосвала, автобуса, прицепов или полуприцепов - 7%;
При нежесткой дорожной одежде погрешность измерения составляет от массы автотранспортных средств - 10%, от нагрузки на одиночную ось автотранспортных средств - 15%, от нагрузки на смежную ось с количеством более трех осей, сдвоенную и строенную оси грузового, специализированного и специального автомобиля, самосвала, автобуса, прицепов или полуприцепов - 13%.
Сноска. Правила дополнены пунктом 6-1 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 23.02.2016 № 220 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Поверка специального автоматизированного измерительного средства осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня 2000 года «Об обеспечении единства измерений».
8. Специальное автоматизированное измерительное средство выполняет следующие функции:
1) регистрация проезжающих автотранспортных средств с последующим передачей соответствующих сведений в ИАС ТБД;
2) классификация автотранспортных средств по типам;
3) распознавание государственного регистрационного номерного знака автотранспортных средств;
4) выявление превышения допустимых весовых и (или) габаритных параметров;
5) формирование отчетных данных;
6) передача данных в ИАС ТБД Ситуационного центра Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее - Ситуационный центр).
Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенным приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 23.02.2016 № 220 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
9. Контроль и мониторинг движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах специальным автоматизированным измерительным средством осуществляется в следующем порядке:
1) автотранспортное средство проезжает через специальное автоматизированное измерительное средство;
2) в режиме реального времени определяется тип автотранспортного средства, считывается государственный регистрационный номерной знак, определяются весовые и (или) габаритные параметры, производится фото фиксация проезда в количестве 4 штук (вид спереди, вид сбоку, государственный регистрационный номер спереди и сзади);
3) аппаратно-программный комплекс фиксирует и обрабатывает полученные данные (фото, государственный регистрационный номерной знак, расстояние между осями, скатность колес, общий вес, осевые нагрузки, габаритные параметры и т.д.);
4) при выявлении превышения весогабаритных параметров автотранспортных средств, фотоизображения и информация об автотранспортном средстве сохраняются в ИАС ТБД для формирования отчета о нарушениях;
5) по результатам взвешивания на табло переменной информации (в случае наличия табло) в целях информирования водителя отображается информация о государственном регистрационном номерном знаке, превышении по осям и общая масса автотранспортного средства;
6) все функции удаленного мониторинга поступают в Ситуационный центр посредством передачи данных по каналам связи со специального автоматизированного измерительного средства.
Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 23.02.2016 № 220 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).