Об утверждении Правил организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости

Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 816

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 18 июля 2011 года № 816

Правила
организации и финансирования государственной поддержки
развития предпринимательства лицам, участвующим
в активных мерах содействия занятости

      Сноска. Правила в редакции постановления Правительства РК от 30.03.2012 № 378 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости (далее - Правила), определяют порядок организации и финансирования обучения основам предпринимательства, содействия открытию или расширению собственного дела, а также развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для граждан Республики Казахстан из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения, оралманов (далее - лица), участвующих во втором направлении Программы занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316 (далее - Программа).
      2. В рамках данного направления оказываются следующие виды государственной поддержки:
      1) предоставление консультативных услуг;
      2) направление на бесплатное обучение основам предпринимательства, с предоставлением материальной помощи на обучение;
      3) предоставление микрокредитов;
      4) развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для проектов, реализуемых в рамках Программы.
      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) центр занятости населения – государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы, в целях реализации активных мер содействия занятости;
      2) социальный контракт – соглашение между физическим лицом из числа безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан Республики Казахстан, участвующих в государственных мерах содействия занятости, и центром занятости населения, определяющее права и обязанности сторон;
      3) заявитель – физическое лицо, письменно обратившееся в центр занятости населения для участия в Программе;
      4) участники Программы – граждане Республики Казахстан из числа самостоятельного занятого, безработного и малообеспеченного населения и оралманы, получившие положительное решение на участие в Программе;
      5) районная/городская комиссия (далее - комиссия) – межведомственная комиссия при местном исполнительном органе по вопросам реализации Программы;
      6) региональная комиссия – межведомственная комиссия при местном исполнительном органе области (города республиканского значения, столицы) по вопросам реализации Программы;
      7) уполномоченная региональная организация – национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющие отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики и социально-предпринимательские корпорации;
      8) оператор Программы – центральный исполнительный орган, координирующий реализацию государственной политики в сфере занятости населения;
      9) уполномоченный орган по развитию предпринимательства – структурное подразделение местного исполнительного органа области (города республиканского значения, столицы), обеспечивающее содействие развитию предпринимательства;
      10) уполномоченный орган по развитию инфраструктуры – структурное подразделение местного исполнительного органа районного/городского, областного значения, ответственное за вопросы развития и обустройства инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
      11) микрофинансовые организации (далее - МФО) – микрокредитные организации и кредитные товарищества, осуществляющие деятельность в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
      12) микрокредитная организация – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению микрокредитов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан от 6 марта 2003 года № 392 «О микрокредитных организациях»;
      13) кредитное товарищество – юридическое лицо, созданное физическими и (или) юридическими лицами для удовлетворения потребностей его участников в кредитах и других финансовых, в том числе банковских услугах путем аккумулирования их денег и за счет других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
      14) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан на основании отчета Национального Банка Республики Казахстан;
      15) центральный уполномоченный орган по вопросам экономического развития – центральный исполнительный орган, осуществляющий межотраслевую и межрегиональную координацию разработки основных направлений государственной социально-экономической политики;
      16) материальная помощь на обучение – денежные средства, выплачиваемые участнику Программы, проходящему обучение основам предпринимательства на частичное возмещение затрат на проезд и проживание.

2. Требования и условия участия
во втором направлении Программы

      4. Участниками второго направления Программы являются граждане Республики Казахстан из числа самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения и оралманы.
      5. Желающие принять участие во втором направлении Программы подают в центры занятости населения заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
      6. При подаче заявления предъявляются следующие документы:
      1) копия документа, удостоверяющего личность;
      2) копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (книга регистрации граждан, справка адресного бюро, справка сельских и/или аульных акимов);
      3) копия трудовой книжки (при наличии) или иной документ, подтверждающий трудовую деятельность (для работающих лиц);
      4) бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
      5) заявка (в случае необходимости) на развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для проекта по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
      Лица, планирующие расширение собственного дела, дополнительно представляют документы, подтверждающие:
      1) отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
      2) платежеспособность (оригинал справки банка второго уровня или его филиала с подписью и печатью, в котором обслуживается лицо, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств лица, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или его филиалом (в случае, если лицо является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, данная справка представляется из каждого из таких банков).
      7. Центры занятости населения в течение десяти рабочих дней рассматривают представленные документы, проводят собеседование с заявителями, определяют потребность в обучении основам предпринимательства, получении микрокредитов, а также подведении недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры по проектам.
      8. Центр занятости населения передает на рассмотрение Комиссии документы заявителей для включения в состав участников второго направления Программы.
      9. При определении участников Программы учитывается соответствие бизнес-предложений приоритетным направлениям развития предпринимательства в регионе, утвержденным местным исполнительным органом в рамках реализации Программы, и условиям предоставления микрокредитов, определенным главой 3 настоящих Правил.
      В заявке на участие в данном направлении указывается необходимость развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для проектов и приобретения сопутствующего технологического оборудования.
      10. Центры занятости населения с лицами, включенными в состав участников второго направления Программы, заключают социальные контракты.
      11. Центры занятости населения в соответствии с условиями социального контракта направляют участников Программы на обучение основам предпринимательства и уведомляют уполномоченный орган по развитию предпринимательства.
      12. Уполномоченный орган по развитию предпринимательства на основе информации центра занятости населения и в соответствии с действующим законодательством обеспечивает обучение основам предпринимательства, срок которого не должен превышать одного месяца.
      Программа обучения и график ее проведения согласовываются с центрами занятости населения.
      Отбор организации для проведения обучения основам предпринимательства производится в соответствии с законодательством о государственных закупках.
      В случае нахождения обучающей организации в населенных пунктах за пределами мест постоянного проживания участников Программы, выплачивается материальная помощь обучающимся основам предпринимательства в следующих размерах:
      1) на проезд в размере двух месячных расчетных показателей;
      2) на проживание в размере десяти месячных расчетных показателей.
      13. Участники Программы по направлению центра занятости населения обращаются с бизнес-планом проекта с заявкой на получение микрокредита в микрофинансовую организацию.
      14. Микрофинансовая организация в течение пятнадцати рабочих дней рассматривает, принимает решение о микрокредитовании и направляет заключение в центры занятости населения.
      15. Центры занятости населения после принятия микрофинансовой организацией решения о возможности (или невозможности) микрокредитования участника Программы вносят соответствующие изменения в ранее заключенные социальные контракты.
      16. Списки потенциальных участников Программы, проекты которых требуют развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры, центры занятости населения в течение трех рабочих дней со дня получения положительного заключения от МФО направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.
      17. Уполномоченный орган по развитию инфраструктуры в течение трех рабочих дней готовит заключение о возможности (или невозможности финансирования) и необходимых объемах финансирования развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры и информирует центр занятости населения.
      18. На всех этапах реализации Программы информация об участии в ней лиц размещается в автоматизированной информационной системе «Занятость» единой информационной системы социально-трудовой сферы.
      19. Центры занятости населения осуществляют сопровождение и мониторинг социального контракта, оценивают эффективность проведенных мероприятий и контролируют выполнение участниками Программы принятых на себя обязательств.

3. Условия организации микрокредитования

      20. Из республиканского бюджета местным исполнительным органам областного значения (города республиканского значения, столицы) предоставляется бюджетный кредит на пять лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %.
      21. Местный исполнительный орган областного значения (города республиканского значения, столицы) определяет уполномоченную региональную организацию и предоставляет кредит сроком не более 5 лет.
      Для уполномоченной региональной организации:
      1) имеющей статус финансового агентства годовая ставка вознаграждения устанавливается в размере 0,01 %;
      2) для других юридических лиц годовая ставка вознаграждения устанавливается на уровне сложившейся средневзвешенной ставки доходности государственных ценных бумаг, эмитированным центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, в предыдущем квартале по результатам операций на организованном вторичном рынке ценных бумаг по соответствующим государственным эмиссионным ценным бумагам.
      22. Уполномоченная региональная организация в соответствии с установленными правилами кредитования МФО проводит открытый конкурс по отбору МФО для участия в Программе.
      23. Между МФО, получившими право на участие в Программе, и уполномоченной региональной организацией заключается договор о предоставлении кредита.
      24. Для МФО годовая ставка вознаграждения по кредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, устанавливается по согласованию с региональной комиссией, исходя из ставки вознаграждения по кредитам, установленной для уполномоченной региональной организации и ее планируемых расходов, связанных с организацией кредитования, но не более 1 % сверх ставки вознаграждения по кредитам, установленной для уполномоченной региональной организации.
      Для МФО годовая ставка вознаграждения по кредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, имеющей статус финансового агентства, устанавливается по согласованию с региональной комиссией.
      25. Условия микрокредитования участников Программы следующие:
      1) кредит предоставляется на возвратной основе при предоставлении залога для микрокредитных организаций или гарантий всех участников кредитных товариществ или третьих лиц, финансовое состояние которых удовлетворяет требованиям уполномоченной региональной организации. При этом стоимость обеспечения возврата бюджетного кредита не должна составлять менее размера бюджетного кредита с учетом суммы вознаграждения;
      2) имеет целевой характер - организация или расширение собственного дела, пополнение оборотного капитала;
      3) кредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости, а также на осуществление деятельности в сфере торговли;
      4) срок кредитования - не более пяти лет;
      5) максимальная сумма кредита - не более трех миллионов тенге;
      6) по кредиту может быть предоставлен льготный период по погашению основного долга, который не должен превышать одну треть от продолжительности срока кредитования;
      7) максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с региональной комиссией.
      Значение максимальной годовой эффективной ставки вознаграждения по кредитным ресурсам может быть дифференцировано в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
      26. При рассмотрении проектов потенциальных участников Программы МФО:
      1) осуществляет оценку бизнес-плана заявителей на организацию или расширение собственного дела;
      2) проводит индивидуальное собеседование с заявителями и, при необходимости, проводит дополнительное обследование доходов и ресурсов заявителя для определения платежеспособности и наличия залогового обеспечения.
      27. В случае принятия положительного решения, заключение МФО в течение пяти рабочих дней направляется в центры занятости населения. В случае отрицательного решения, МФО информируют об этом заявителя с указанием причин отказа, возвращают заявителю пакет документов и уведомляют центры занятости населения.
      28. Информация о заключении договора и выделении микрокредита направляется МФО в центры занятости населения в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора.

4. Организация развития и обустройства недостающей
инженерно-коммуникационной инфраструктуры

      29. Местный исполнительный орган самостоятельно определяет уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.
      30. Уполномоченный орган по развитию инфраструктуры:
      1) рассматривает представленный центрами занятости населения перечень заявок на развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
      2) готовит заключение о возможности (или невозможности) реализации заявленных проектов и необходимых объемах их финансирования;
      3) в случаях, установленных законодательством, разрабатывает технико-экономическое обоснование или проектно-сметную документацию по каждому проекту.
      31. Затраты на развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры, включая расходы на разработку технико-экономического обоснования и/или проектно-сметной документации, а также приобретение сопутствующего технологического оборудования, не должны превышать общую сумму выдаваемого кредита участнику Программы.
      32. В случае принятия центром занятости населения положительного решения о включении лица в состав участников Программы, уполномоченный орган по развитию инфраструктуры принимает меры по развитию и обустройству недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры проектов в соответствии с действующим законодательством.

5. Финансирование обучения основам предпринимательства,
а также развитие и обустройство недостающей
инженерно-коммуникационной инфраструктуры

      33. Для обеспечения финансовой дисциплины и мониторинга целевого использования бюджетных средств заключаются соглашения о результатах по целевым трансфертам:
      1) между оператором Программы и акимами областей, городов Астана и Алматы в части обучения участников Программы основам предпринимательства;
      2) между центральным уполномоченным органом по вопросам экономического развития и акимами областей, городов Астана и Алматы в части развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры в целях подведения и подключения к имеющимся инженерно-коммуникационным системам проектов, реализуемых в рамках Программы.
      34. Оператор Программы и центральный уполномоченный орган по вопросам экономического развития в соответствии с бюджетным законодательством производят перечисление целевых трансфертов областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы по соответствующим республиканским бюджетным программам.
      35. Целевые трансферты на развитие перечисляются в местные исполнительные органы одной суммой без пообъектного распределения.
      Местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы в двухнедельный срок после принятия соответствующих решений направляют в центральные уполномоченные органы по исполнению бюджета и по вопросам экономического развития сводную информацию о местных инвестиционных проектах в разрезе объектов, на реализацию которых выделены средства.
      36. Для осуществления контроля за целевым использованием бюджетного кредита между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, оператором Программы и акимами областей, городов Астана и Алматы подписывается кредитный договор на условиях, оговоренных в настоящих Правилах.
      37. Оператор Программы в соответствии с бюджетным законодательством перечисляет бюджетные кредиты по соответствующей республиканской бюджетной программе.
      38. Акимы областей, городов Астаны и Алматы ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным, представляют отчеты:
      1) оператору Программы – о количестве участников Программы, прошедших обучение основам предпринимательства, получивших микрокредиты, организовавших или расширивших собственное дело;
      2) в центральный уполномоченный орган по вопросам экономического развития – о количестве построенных и реконструированных и/или приобретенных объектов и подключенных к инженерно-коммуникационной инфраструктуре.

Приложение 1                   
к Правилам организации и            
финансирования государственной         
поддержки развития предпринимательства     
лицам, участвующим в активных мерах       
содействия занятости              

Директору центра занятости населения         
_____________________ района (города)        
от __________________________________        
_____________________________________        
проживающего по адресу: _____________        
_____________________________________        
_____________________________________        

Заявление

      Прошу включить меня в число участников Программы занятости 2020 по направлению «Содействие развитию предпринимательства на селе».
      Приложение на _____ листах:
      копия документа, удостоверяющего личность;
      копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (книга регистрации граждан, справка адресного бюро, справка сельских и/или аульных акимов);
      копия трудовой книжки (при наличии) или иной документ, подтверждающий трудовую деятельность (для работающих лиц);
      бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела, в случае необходимости по форме;
      заявка на развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в случае необходимости, по форме.
      Лица, планирующие расширение собственного дела, дополнительно представляют документы, подтверждающие:
      отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
      платежеспособность (оригинал справки банка второго уровня или его филиала с подписью и печатью, в котором обслуживается лицо, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств лица, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или его филиалом (в случае, если лицо является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а так же иностранного банка, данная справка представляется от каждого из таких банков).
      В случае положительного решения обязуюсь подписать индивидуальный социальный контракт.

      Дата                                       подпись

      Заявление гражданина (ки) _____________________________ принято
«___» ________ 20___ г., зарегистрировано под № _____________________
      Ф.И.О., должность и подпись принявшего документы: _____________
_____________________________________________________________________
* за достоверность представленных документов несет ответственность заявитель

Приложение 2                   
к Правилам организации и            
финансирования государственной         
поддержки развития предпринимательства     
лицам, участвующим в активных мерах       
содействия занятости              

                       Бизнес-предложение

      1. Наименование проекта _______________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      2. Фамилия, имя, отчество _____________________________________
_____________________________________________________________________
      3. Квалификация (профессия, специальность) ____________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      4. Сведения об изучении основ предпринимательства (дата
завершения, наименование организации, профиль обучения)______________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      5. Описание проекта (цели, специфические черты, этапы
реализации - тактический план, как будут достигаться поставленные
цели, предполагаемые потребители услуг или произведенной продукции)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      6. Предполагаемая стоимость проекта _______________ тыс. тенге;
      7. Необходимая сумма кредита ______________________ тыс. тенге;
      8. Планируемый срок кредита __________________________________;
      9. Необходимость отсрочки платежей для погашения кредита (да,
нет)
      10. Описание имеющегося в наличии имущества, техники и
оборудования необходимого для реализации проекта ____________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      11. Необходимость в подведении недостающей
инженерно-коммуникационной инфраструктуры (дороги, электричество,
водоснабжение, канализация либо септик, связь и ее ориентировочная
стоимость ______________________________________________ тыс. тенге).

      Дата                                       подпись

Приложение 3                  
к Правилам организации и           
финансирования государственной        
поддержки развития предпринимательства     
лицам, участвующим в активных мерах       
содействия занятости              

                             Заявка
             на развитие и обустройство недостающей
            инженерно-коммуникационной инфраструктуры

      1. Наименование проекта _______________________________________
_____________________________________________________________________
      Предполагаемая стоимость проекта __________________ тыс. тенге;
      2. Фамилия, имя, отчество______________________________________
_____________________________________________________________________
      3. Описание недостающей инженерно-коммуникационной
инфраструктуры:
      а) дороги (протяженность в (км), ширина дорожного полотна в м,
характеристика (вид) покрытия, необходимость устройства
водопроводящих сооружений) __________________________________________
____________________ ориентировочная стоимость __________ тыс. тенге;
      б) электроснабжение (протяженность линий в (км), необходимое
количество опор, в том числе двойных, требуемое напряжение в сети
(в вольтах), необходимость приобретения и установки понижающего
трансформатора)______________________________________________________
_____________________________________________________________________
ориентировочная стоимость ___________ тыс. тенге;
      в) водоснабжение (протяженность линий в (км), пропускная
способность в куб. м в сутки, диаметр подводящей трубы в мм,
необходимость в обустройстве системы пожаротушения, в том числе
пожарного гидранта) _________________________________________________
___________________ ориентировочная стоимость ___________ тыс. тенге;
      г) канализация (водоотведение) - подключение к действующей
системе - протяженность в (км), пропускная способность в куб. м в
сутки, диаметр отводящей трубы в мм, требуемое количество сооружения
перепускных колодцев, необходимость приобретения и установки
насосного оборудования
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ориентировочная стоимость ___________ тыс. тенге;
      д) обустройство септика - необходимый объем в куб. м __________
ориентировочная стоимость ___________ тыс. тенге.
      4. Связь (протяженность линий в (км), необходимое количество
опор, требуемое количество абонентских номеров)______________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      5. Общая стоимость развития, обустройства недостающей
инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретения
сопутствующего технологического оборудования составит ___ тыс. тенге.

      Дата                                       подпись