Об утверждении Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072.

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о юридических службах государственных органов Республики Казахстан (далее - Типовое положение).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, ведомствам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан:

      1) внести соответствующие изменения и дополнения в положения соответствующих структурных подразделений в соответствии с настоящим Типовым положением;

      2) обеспечить укрепление юридических служб своих территориальных подразделений, выработать комплекс мер по повышению качества работы юридических служб и укреплению режима законности на республиканском и региональном уровне;

      3) усилить контроль за соответствием принимаемых актов требованиям законодательства Республики Казахстан и периодически рассматривать на заседаниях коллегий состояние правовой работы.

      3. Министерству юстиции Республики Казахстан:

      1) обеспечить межведомственную координацию работы юридических служб государственных органов посредством обмена управленческой информацией, регулярного напоминания об исполнении Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, информирования о состоянии законопроектной работы;

      2) исключен постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346;

      3) исключен постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346;

      4) ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о состоянии законопроектной работы в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан;

      5) ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию об исполнении Плана законопроектных работ текущего года в Администрацию Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009 N 822; с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346.

      4. Признать утратившими силу:

      1) постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 мая 1995 года N 624 "Об утверждении Положения о юридической службе органов государственного управления и их подведомственных предприятий, учреждений" (САПП Республики Казахстан, 1995 г., N 17, ст. 187);

      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 1996 года N 521 "О мерах по улучшению состояния юридической службы в министерствах, государственных комитетах и иных центральных исполнительных органах Республики Казахстан и повышению качества ее работы" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 18, ст. 152);

      3) постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2000 года N 868 "О дополнительных мерах по повышению качества юридической работы в центральных и местных исполнительных органах" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 26, ст. 303).

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 9 ноября 2006 года N 1072

Типовое положение
о юридических службах государственных органов
Республики Казахстан
1. Общие положения

      1. Настоящее Типовое положение устанавливает единые требования к организации и деятельности юридических служб государственных органов Республики Казахстан (далее - юридические службы) в целях повышения качества работы юридических служб центральных и местных исполнительных органов, ведомств, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан (далее - государственные органы).

      2. Юридические службы создаются государственными органами как самостоятельные структурные подразделения в пределах лимитов штатной численности, утвержденных в соответствии с законодательством.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.03.2008 N 283.

      3. Основными задачами юридических служб являются:

      обеспечение соблюдения законности в деятельности государственных органов;

      обобщение практики применения законодательства государственными органами;

      пропаганда и разъяснение законодательства Республики Казахстан, организация правового всеобуча в государственном органе;

      участие в разработке проектов правовых и нормативных правовых актов, договоров, процессуальных документов, а также других документов юридического характера.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.03.2012 № 377.

2. Об организации юридических служб

      4. На должности в соответствующих юридических службах назначаются лица, имеющие юридическое образование, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

      5. Ликвидация юридических служб не допускается, кроме случаев реорганизации или ликвидации самого государственного органа.

      6. Юридические службы в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Казахстан и настоящим Типовым положением.

      7. В государственном органе, в пределах выделенных бюджетных средств, создаются надлежащие условия для эффективной и качественной деятельности юридических служб, включая:

      обеспечение отдельным помещением, законодательно-справочными материалами, периодическими печатными изданиями по правовым вопросам, юридической литературой, а также периодически обновляемой электронной базой нормативных правовых актов;

      организацию на постоянной основе мероприятий для повышения профессионального уровня сотрудников юридических служб, в том числе прохождение системных стажировок сотрудников юридических служб в органах юстиции и Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан;

      обеспечение численностью сотрудников юридических служб не менее 5 % от общей штатной численности сотрудников государственного органа. В отношении государственных органов, где штатная численность центрального аппарата составляет 500 и более единиц, исчисление 5 % производится от 500.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346.

3. О деятельности юридических служб

      8. Юридические службы:

      представляют в установленном порядке интересы государственного органа в суде, а также в других организациях при рассмотрении правовых вопросов деятельности государственного органа;

      координируют на постоянной основе в государственном органе ведение мониторинга нормативных правовых актов Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

      участвуют в разработке проектов правовых и нормативных правовых актов, договоров, процессуальных документов, а также других документов юридического характера, разрабатываемых государственным органом, в том числе путем согласования в случае их разработки другими структурными подразделениями государственного органа;

      обязательно участвуют при прохождении законопроектов в Парламенте Республики Казахстан, а также при доработке в рабочем порядке проектов заключений Правительства на законопроекты, инициированные депутатами Парламента, или на поправки депутатов, внесенные в законопроекты, инициированные Правительством в Канцелярии Премьер-Министра, проектов указов Президента, постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан, разработчиком которых является их государственный орган, в Канцелярии Премьер-Министра и Министерстве юстиции;

      участвуют на каждом заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, за исключением государственных органов, местонахождение которых находится в городе Алматы, от которых участвуют уполномоченные на то лица;

      разрабатывают проекты нормативных правовых актов и подготавливают другие документы правового характера по поручению первого руководителя государственного органа;

      разрабатывают и реализуют ежегодные мероприятия по пропаганде законодательства Республики Казахстан, организации правового всеобуча в государственном органе;

      готовят в случаях, предусмотренных законодательными актами, разъяснения от имени государственного органа по правовым вопросам, относящимся к компетенции государственного органа;

      организуют систематизированный учет и хранение поступающих в государственный орган нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      анализируют на постоянной основе нормотворческую деятельность государственного органа, замечания Министерства юстиции по результатам юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, предусмотренных подпунктами 6), 7), 8), 9) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, и по результатам анализа вносят первому руководителю государственного органа, а также руководителю аппарата государственного органа предложения по ее совершенствованию и устранению выявленных недостатков и два раза в год до 10 числа следующего месяца полугодия направляют информацию в Министерство юстиции о проведенном анализе и принятых мерах;

      обеспечивают соответствие договоров требованиям законодательства, применения экономических мер воздействия при неисполнении и ненадлежащем исполнении обязательств по договорам;

      не реже одного раза в полугодие анализируют состояние исковой работы, судебной практики по спорам с участием государственного органа Республики Казахстан с целью выявления основных причин и условий, повлекших соответствующее судебное разбирательство, и вносят предложения по их устранению и привлечению к ответственности виновных должностных лиц первому руководителю государственного органа или руководителю аппарата государственного органа;

      в случае наличия оснований, предусмотренных законодательством, своевременно принимают меры по обжалованию судебного акта, принятого не в пользу государственного органа, во всех судебных инстанциях с соблюдением порядка согласования, изложенного в пункте 8-3 настоящего Типового положения, а также в установленном законодательством порядке обращаются в органы прокуратуры с ходатайствами о принесении протестов в порядке надзора;

      обеспечивают принятие мер по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.

      Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 25.03.2008 N 283; от 25.12.2009 № 2206; от 30.03.2012 № 377; от 27.04.2015 № 346; от 29.12.2016 № 904; от 18.03.2021 № 145 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8-1. Информация государственного органа, представляемая в соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 8 настоящего Типового положения, должна содержать:

      1) количество направленных на согласование проектов законов, указов Президента, постановлений Правительства, распоряжений Премьер-Министра (далее – проекты) и принятых нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации (далее – НПА);

      2) количество согласованных проектов без замечаний, согласованных "по умолчанию", зарегистрированных НПА;

      3) количество согласованных с замечаниями, отказанных в согласовании проектов и отказанных в государственной регистрации НПА с разбивкой по характеру замечаний:

      противоречащие Конституции;

      противоречащие нормативным правовым актам вышестоящего уровня;

      противоречащие нормативным правовым актам одного уровня;

      редакционные замечания;

      замечания по юридической технике;

      4) предложения по совершенствованию нормотворческой деятельности и информацию по устранению выявленных недостатков.

      Сноска. Регламент дополнен пунктом 8-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346; с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8-2. Министерство юстиции анализирует представленную информацию по итогам полугодия и не позднее 30 числа следующего месяца полугодия направляет обобщенную информацию в государственные органы.

      Обобщение должно содержать итоговый анализ по вопросам, предусмотренным в пункте 8-1 настоящего Типового положения, с соответствующими рекомендациями.

      Сноска. Регламент дополнен пунктом 8-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346.

      8-3. Обязательное согласование права апелляционного обжалования решения суда или права на подачу ходатайства об оспаривании судебных актов, предусмотренных частью первой статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – согласование), осуществляется в следующем порядке:

      1) ведомства центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими центральными государственными органами;

      2) территориальные подразделения центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими центральными государственными органами;

      3) территориальные подразделения ведомств центральных государственных органов осуществляют согласование с соответствующими ведомствами центральных государственных органов;

      4) территориальные подразделения территориальных департаментов осуществляют согласование с соответствующими территориальными департаментами центральных государственных органов;

      5) исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета, образованные акиматом соответствующей области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения), осуществляют согласование с соответствующими акимами области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) или иным лицом в соответствии с частью девятой пункта 8-3 настоящего Типового положения;

      6) акимы района осуществляют согласование с соответствующими акимами области;

      7) акимы района в городе осуществляют согласование с соответствующими акимами города, города республиканского значения или столицы;

      8) акимы сельского округа, поселка и села, не входящего в состав сельского округа, осуществляют согласование с соответствующими акимами района.

      Требования по согласованию не распространяются в случае подачи апелляционной жалобы или ходатайства об оспаривании судебных актов самими центральными государственными органами, акимами областей, города республиканского значения, столицы, ведомствами Комитета национальной безопасности, Национальным Банком Республики Казахстан, а также филиалами, представительствами, ведомствами и организациями, составляющими единую структуру Национального Банка Республики Казахстан.

      В случае подачи апелляционной жалобы или ходатайства об оспаривании судебных актов самими воинскими частями и учреждениями Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, согласование осуществляется в порядке, утвержденном руководителями соответствующих государственных органов.

      Запрос о согласовании права апелляционного обжалования решения суда или права на подачу ходатайства об оспаривании судебных актов, предусмотренных частью первой статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – запрос), направляется в письменной форме за подписью руководителя соответствующего органа.

      К запросу прилагается проект апелляционной жалобы или ходатайства о пересмотре судебного акта в кассационном порядке, оформленный в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.

      Запрос направляется не позднее десяти рабочих дней до истечения сроков подачи апелляционной жалобы или ходатайства о пересмотре судебного акта в кассационном порядке, установленных Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан.

      Запрос рассматривается юридической службой согласующего органа или иным структурным подразделением согласующего органа на предмет наличия оснований, предусмотренных законодательством по обжалованию судебного акта. Юридическая служба согласующего органа или иное структурное подразделение согласующего органа вносят предложение о согласовании права апелляционного или касcационного обжалования решения суда или отказе такого согласования руководителю согласующего органа или иному лицу в соответствии с частью девятой пункта 8-3 настоящего Типового положения.

      Решения о согласовании принимаются руководителем согласующего органа.

      Полномочие по принятию решения о согласовании или отказе в согласовании может быть возложено на заместителей руководителей, руководителей аппарата и (или) руководителя юридической службы согласующего органа соответствующим решением руководителя такого органа.

      Лицо, на которое возложены полномочия по принятию решения о согласовании или отказе в согласовании, принимает соответствующее решение в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня поступления запроса.

      Решение о согласовании или отказе в согласовании направляется органу, направившему запрос, в письменной форме за подписью лица, на которого возложены полномочия по принятию такого решения.

      Сноска. Типовое положение дополнено пунктом 8-3 в соответствии с постановлением Правительства РК от 28.12.2022 № 1082 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Юридические службы вправе:

      запрашивать от структурных подразделений государственного органа документы и сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей в соответствии с пунктом 8 настоящего Типового положения;

      привлекать с согласия руководителя государственного органа или руководителя аппарата государственного органа работников других структурных подразделений для разработки проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан и документов государственного органа по правовым вопросам, а также для реализации мероприятий по пропаганде законодательства Республики Казахстан и правового всеобуча в государственном органе.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 25.03.2008 N 283; от 18.03.2021 № 145 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Проекты нормативных правовых актов, разработанные другими структурными подразделениями, не могут направляться на согласование в государственные органы без предварительного их согласования с юридическими службами.

      10-1. При направлении на согласование для проведения юридической экспертизы в Министерство юстиции законопроекты, проекты указов Президента, постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан согласовываются с применением электронной цифровой подписи удостоверяющего центра государственных органов руководителя юридической службы государственного органа-разработчика (либо лицом, исполняющим его обязанности).

      Сноска. Положение дополнено пунктом 10-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 30.07.2011 № 885; в редакции постановления Правительства РК от 02.05.2013 № 450 (вводится в действие с 01.07.2013).

      11. Запрещается возложение на юридические службы дополнительных функций, несвойственных их деятельности в соответствии с настоящим Типовым положением.

4. О материальном стимулировании работников
юридических служб

      12. В соответствии с законодательством Республики Казахстан руководитель аппарата государственного органа по согласованию с руководителем государственного органа, а в случаях отсутствия такового – первый руководитель государственного органа вправе установить с учетом действующей системы премирования и имеющихся возможностей дополнительное материальное стимулирование работников юридической службы.

      Сноска. Пункт 12 в редакции постановления Правительства РК от 18.03.2021 № 145 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).