Об утверждении Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года № 1072.

Обновленный

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о юридических службах государственных органов Республики Казахстан (далее - Типовое положение).

      2. Центральным и местным исполнительным органам, ведомствам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан:

      1) внести соответствующие изменения и дополнения в положения соответствующих структурных подразделений в соответствии с настоящим Типовым положением;

      2) обеспечить укрепление юридических служб своих территориальных подразделений, выработать комплекс мер по повышению качества работы юридических служб и укреплению режима законности на республиканском и региональном уровне;

      3) усилить контроль за соответствием принимаемых актов требованиям законодательства Республики Казахстан и периодически рассматривать на заседаниях коллегий состояние правовой работы.

      3. Министерству юстиции Республики Казахстан:

      1) обеспечить межведомственную координацию работы юридических служб государственных органов посредством обмена управленческой информацией, регулярного напоминания об исполнении Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан, информирования о состоянии законопроектной работы;

      2) исключен постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346;

      3) исключен постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346;

      4) ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию о состоянии законопроектной работы в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан;

      5) ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять информацию об исполнении Плана законопроектных работ текущего года в Администрацию Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 3 в редакции постановления Правительства РК от 04.06.2009 N 822; с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346.

      4. Признать утратившими силу:

      1) постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 5 мая 1995 года N 624 "Об утверждении Положения о юридической службе органов государственного управления и их подведомственных предприятий, учреждений" (САПП Республики Казахстан, 1995 г., N 17, ст. 187);

      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 1996 года N 521 "О мерах по улучшению состояния юридической службы в министерствах, государственных комитетах и иных центральных исполнительных органах Республики Казахстан и повышению качества ее работы" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 18, ст. 152);

      3) постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня 2000 года N 868 "О дополнительных мерах по повышению качества юридической работы в центральных и местных исполнительных органах" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 26, ст. 303).

      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

Премьер-Министр

Республики Казахстан





  Утверждено
  постановлением Правительства
  Республики Казахстан
  от 9 ноября 2006 года N 1072

Типовое положение
о юридических службах государственных органов
Республики Казахстан
1. Общие положения

      1. Настоящее Типовое положение устанавливает единые требования к организации и деятельности юридических служб государственных органов Республики Казахстан (далее - юридические службы) в целях повышения качества работы юридических служб центральных и местных исполнительных органов, ведомств, а также государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан (далее - государственные органы).

      2. Юридические службы создаются государственными органами как самостоятельные структурные подразделения в пределах лимитов штатной численности, утвержденных в соответствии с законодательством.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.03.2008 N 283.

      3. Основными задачами юридических служб являются:

      обеспечение соблюдения законности в деятельности государственных органов;

      обобщение практики применения законодательства государственными органами;

      пропаганда и разъяснение законодательства Республики Казахстан, организация правового всеобуча в государственном органе;

      участие в разработке проектов правовых и нормативных правовых актов, договоров, процессуальных документов, а также других документов юридического характера.

      Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 30.03.2012 № 377.

2. Об организации юридических служб

      4. На должности в соответствующих юридических службах назначаются лица, имеющие юридическое образование, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

      5. Ликвидация юридических служб не допускается, кроме случаев реорганизации или ликвидации самого государственного органа.

      6. Юридические службы в своей деятельности руководствуются законодательством Республики Казахстан и настоящим Типовым положением.

      7. В государственном органе, в пределах выделенных бюджетных средств, создаются надлежащие условия для эффективной и качественной деятельности юридических служб, включая:

      обеспечение отдельным помещением, законодательно-справочными материалами, периодическими печатными изданиями по правовым вопросам, юридической литературой, а также периодически обновляемой электронной базой нормативных правовых актов;

      организацию на постоянной основе мероприятий для повышения профессионального уровня сотрудников юридических служб, в том числе прохождение системных стажировок сотрудников юридических служб в органах юстиции и Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан;

      обеспечение численностью сотрудников юридических служб не менее 5 % от общей штатной численности сотрудников государственного органа. В отношении государственных органов, где штатная численность центрального аппарата составляет 500 и более единиц, исчисление 5 % производится от 500.

      Сноска. Пункт 7 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346.

3. О деятельности юридических служб

      8. Юридические службы:

      представляют в установленном порядке интересы государственного органа в суде, а также в других организациях при рассмотрении правовых вопросов деятельности государственного органа;

      координируют на постоянной основе в государственном органе ведение мониторинга нормативных правовых актов Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;

      участвуют в разработке проектов правовых и нормативных правовых актов, договоров, процессуальных документов, а также других документов юридического характера, разрабатываемых государственным органом, в том числе путем согласования в случае их разработки другими структурными подразделениями государственного органа;

      обязательно участвуют при прохождении законопроектов в Парламенте Республики Казахстан, а также при доработке в рабочем порядке проектов заключений Правительства на законопроекты, инициированные депутатами Парламента, или на поправки депутатов, внесенные в законопроекты, инициированные Правительством в Канцелярии Премьер-Министра, проектов указов Президента, постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан, разработчиком которых является их государственный орган, в Канцелярии Премьер-Министра и Министерстве юстиции;

      участвуют на каждом заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности, за исключением государственных органов, местонахождение которых находится в городе Алматы, от которых участвуют уполномоченные на то лица;

      разрабатывают проекты нормативных правовых актов и подготавливают другие документы правового характера по поручению первого руководителя государственного органа;

      разрабатывают и реализуют ежегодные мероприятия по пропаганде законодательства Республики Казахстан, организации правового всеобуча в государственном органе;

      готовят в случаях, предусмотренных законодательными актами, разъяснения от имени государственного органа по правовым вопросам, относящимся к компетенции государственного органа;

      организуют систематизированный учет и хранение поступающих в государственный орган нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      анализируют на постоянной основе нормотворческую деятельность государственного органа, замечания Министерства юстиции по результатам юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, предусмотренных подпунктами 6), 7), 8), 9) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О правовых актах", подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, и по результатам анализа вносят первому руководителю государственного органа, а также ответственному секретарю центрального исполнительного органа (должностному лицу, на которого в установленном порядке возложены полномочия ответственного секретаря центрального исполнительного органа) предложения по ее совершенствованию и устранению выявленных недостатков и два раза в год до 10 числа следующего месяца полугодия направляют информацию в Министерство юстиции о проведенном анализе и принятых мерах;

      обеспечивают соответствие договоров требованиям законодательства, применения экономических мер воздействия при неисполнении и ненадлежащем исполнении обязательств по договорам;

      анализируют состояние исковой работы, судебной практики по спорам с участием государственного органа Республики Казахстан с целью выявления основных причин и условий, повлекших соответствующее судебное разбирательство и вносят предложения по их устранению и привлечению к ответственности виновных должностных лиц;

      в случае наличия оснований, предусмотренных законодательством, своевременно принимают меры по обжалованию судебного акта, принятого не в пользу государственного органа, во всех судебных инстанциях, а также в установленном законодательством порядке обращаются в органы прокуратуры с ходатайствами о принесении протестов в порядке надзора;

      обеспечивают принятие мер по исполнению вступивших в законную силу судебных актов.

      Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 25.03.2008 N 283; от 25.12.2009 № 2206; от 30.03.2012 № 377; от 27.04.2015 № 346; от 29.12.2016 № 904.

      8-1. Информация государственного органа, представляемая в соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 8 настоящего Типового положения, должна содержать:

      1) количество направленных на согласование проектов законов, указов Президента, постановлений Правительства, распоряжений Премьер-Министра (далее – проекты) и принятых нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации (далее – НПА);

      2) количество согласованных проектов, зарегистрированных НПА;

      3) количество возвращенных на доработку проектов и отказанных в государственной регистрации НПА с разбивкой по характеру замечаний:

      противоречащие Конституции;

      противоречащие нормативным правовым актам вышестоящего уровня;

      противоречащие нормативным правовым актам одного уровня;

      редакционные замечания;

      замечания по юридической технике;

      4) предложения по совершенствованию нормотворческой деятельности и информацию по устранению выявленных недостатков.

      Сноска. Регламент дополнен пунктом 8-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346.

      8-2. Министерство юстиции анализирует представленную информацию по итогам полугодия и не позднее 30 числа следующего месяца полугодия направляет обобщенную информацию в государственные органы.

      Обобщение должно содержать итоговый анализ по вопросам, предусмотренным в пункте 8-1 настоящего Типового положения, с соответствующими рекомендациями.

      Сноска. Регламент дополнен пунктом 8-2 в соответствии с постановлением Правительства РК от 27.04.2015 № 346.

      9. Юридические службы вправе:

      запрашивать от структурных подразделений государственного органа документы и сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей в соответствии с пунктом 8 настоящего Типового положения;

      привлекать с согласия руководителя государственного органа или ответственного секретаря центрального исполнительного органа (должностного лица, на которого в установленном порядке возложены полномочия ответственного секретаря центрального исполнительного органа) работников других структурных подразделений для разработки проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан и документов государственного органа по правовым вопросам, а также для реализации мероприятий по пропаганде законодательства Республики Казахстан и правового всеобуча в государственном органе.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.03.2008 N 283 .

      10. Проекты нормативных правовых актов, разработанные другими структурными подразделениями, не могут направляться на согласование в государственные органы без предварительного их согласования с юридическими службами.

      10-1. При направлении на согласование для проведения юридической экспертизы в Министерство юстиции законопроекты, проекты указов Президента, постановлений Правительства и распоряжений Премьер-Министра Республики Казахстан согласовываются с применением электронной цифровой подписи удостоверяющего центра государственных органов руководителя юридической службы государственного органа-разработчика (либо лицом, исполняющим его обязанности).

      Сноска. Положение дополнено пунктом 10-1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 30.07.2011 № 885; в редакции постановления Правительства РК от 02.05.2013 № 450 (вводится в действие с 01.07.2013).

      11. Запрещается возложение на юридические службы дополнительных функций, несвойственных их деятельности в соответствии с настоящим Типовым положением.

4. О материальном стимулировании работников
юридических служб

      12. В соответствии с законодательством Республики Казахстан ответственный секретарь центрального исполнительного органа (должностное лицо, на которого в установленном порядке возложены полномочия ответственного секретаря центрального исполнительного органа), по согласованию с руководителем центрального исполнительного органа, а в случаях отсутствия таковых - первый руководитель государственного органа вправе установить с учетом действующей системы премирования и имеющихся возможностей дополнительное материальное стимулирование работников юридической службы.

      Сноска. Пункт 12 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 25.03.2008 N 283.