Об утверждении типовых правил деятельности видов организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 229. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июля 2013 года № 8544. Утратил силу приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года № 614.

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра образования и науки РК от 29.12.2021 № 614 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации подпункта 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей.

      2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) обеспечить:

      1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) после прохождения государственной регистрации официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;

      3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.

      3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Абенова М.А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр

Б. Жумагулов


  Утверждены
приказом Министра образования и
науки Республики Казахстан
от 14 июня 2013 года № 228

Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей
Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 16.05.2018 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

      1. Настоящие Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании"), приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 17657) и определяют порядок деятельности всех видов организаций дополнительного образования для детей независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

      Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 04.06.2019 № 254 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Организация дополнительного образования для детей - это организация образования, реализующая образовательные программы дополнительного образования в целях удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в интересах личности, общества и государства.

      Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3. Основными задачами организации дополнительного образования для детей являются:

      1) создание необходимых условий для получения качественного дополнительного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;

      2) развитие творческих, духовных, физических возможностей личности, реализация их способностей;

      3) формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

      4) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

      5) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

      6) воспитание у детей экологической культуры, вовлечение их в природоохранную деятельность;

      7) адаптация к жизни в обществе;

      8) организация содержательного досуга.

      4. К видам организаций дополнительного образования для детей относятся:

      1) дошкольный развивающий комплекс (центры, академии);

      2) дворец школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества);

      3) станция юных натуралистов (детские экологические центры, биологические центры, экобиоцентры);

      4) станция юных техников (центры, школы технического творчества детей и юношества);

      5) станция юных туристов (центры детско-юношеского туризма);

      6) детский дворовый клуб, детский военно-патриотический клуб (клубные досуговые организации);

      7) детские школы искусств (детские музыкальные школы, детские художественные школы, детские школы искусств, школы художественно-эстетической направленности);

      8) детский оздоровительный лагерь (центры, комплексы, загородные оздоровительные лагеря и лагеря дневного пребывания, палаточные, юрточные);

      9) детско-юношеская спортивная школа;

      10) специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва;

      11) организации по направлениям деятельности и интересам детей;

      12) учебно-методические и научно-методические центры дополнительного образования для детей.

      Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 04.06.2019 № 254 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Языковая политика организаций дополнительного образования для детей осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О языках".

Глава 2. Порядок деятельности видов организаций дополнительного образования для детей

      Сноска. Заголовок главы 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 16.05.2018 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

      6. Организации дополнительного образования для детей приобретают права юридического лица со дня их государственной регистрации.

      7. Деятельность организаций дополнительного образования для детей направлена на создание условий для развития у детей личностного самоопределения, реализации их способностей, адаптации к социальной жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга.

      8. Режим работы организаций дополнительного образования для детей устанавливается правилами внутреннего распорядка.

      9. Участниками образовательного и воспитательного процесса в организации дополнительного образования для детей являются дети, педагоги и законные представители обучающихся.

      Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.04.2020 № 132 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Права и обязанности обучающихся, родителей или других законных представителей, работников определяются законодательными актами в области образования и Уставом организации дополнительного образования для детей.

      11. При приеме обучающихся организация дополнительного образования для детей ознакамливает детей и их родителей или законных представителей с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

      12. При приеме обучающихся в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

      С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства.

      13. Образовательный процесс в детских музыкальных школах, детских художественных школах и школах искусств проводится по типовым учебным планам и образовательным программам, утверждаемые уполномоченным органом в области образования в соответствии с подпунктом 7-1) статьи 5 Закона "Об образовании".

      Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      14. Расписание занятий составляется и утверждается администрацией организации дополнительного образования для детей с учетом создания благоприятного режима для обучающихся, их возрастных особенностей, пожеланий родителей, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к объектам образования, утверждаемые государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с пунктом 6 статьи 144 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения".

      Сноска. Пункт 14 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15. Одновозрастные и разновозрастные дети, в том числе дети с ограниченными возможностями, в организациях дополнительного образования для детей объединяются по интересам в кружок, клуб, студию, ансамбль, группу, театр и иные объединения (далее – объединения).

      Формирование групп основано на добровольном выборе детей.

      16. Объединения по интересам создаются с постоянным и переменным составом обучающихся.

      17. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования в объединениях является занятие по одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Занятия в зависимости от требований образовательной программы дополнительного образования организуются как на весь учебный год, так и на более короткие сроки.

      Сноска. Пункт 17 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      18. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения в соответствии с образовательной программой дополнительного образования. В каждой группе первого года обучения количество детей должно быть от 10 до 15, второго года и последующих лет – от 8 до 12, экспериментальных и исследовательских групп – от 6 до 8.

      Сноска. Пункт 18 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      19. При обучении детей дошкольного возраста наполняемость группы составляет от 6 до 10 человек.

      20. При обучении детей с особыми образовательными потребностями наполняемость группы составляет от 3 до 6 человек.

      Сноска. Пункт 20 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. Организация дополнительного образования для детей организует учебно-воспитательную работу с обучающимися в течение всего календарного года, в том числе с созданием условий для инклюзивного образования.

      С 1 по 14 сентября идет комплектование объединений, с 15 сентября начинаются учебные занятия.

      В летний период объединения работают по специальному расписанию с постоянным и переменным составом обучающихся.

      22. В каникулярный период организации дополнительного образования для детей открывают профильные лагеря, экологические школы, туристские городки и базы, создают различные объединения с постоянным или переменным составом детей на своей базе, в лагерях (загородных или дневных), а также по месту жительства детей. Работа объединений проводится в форме концертных поездок, походов и путешествий, соревнований, экспедиций и иных форм.

      22-1. За счет средств местного бюджета в детский оздоровительный лагерь принимается категория детей, нуждающиеся в социальной помощи, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона "Об образовании".

      Сноска. Правила дополнены пунктом 22-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 16.05.2018 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

      23. Для занятий групп первого года обучения предусматриваются 4 академических часа в неделю, второго и последующих – 6 академических часов, экспериментальных и исследовательских – 8 академических часов.

      Для детей дошкольного возраста занятия проводятся в течение 25-35 минут не более 2-х академических часов в неделю.

      24. Количество часов для проведения практических занятий (походов, экспедиций, экскурсий, соревнований, концертных поездок) устанавливаются исходя из 8 часов в сутки.

      25. В работе объединения по интересам могут участвовать совместно с детьми и их родители или другие законные представители без включения в основной состав при наличии условий и согласия руководителя организации.

      26. Организации дополнительного образования для детей могут создавать детские объединения в других организациях и по месту жительства детей.

      Отношения между ними регулируются договором.

      27. Организации дополнительного образования для детей в целях развития одаренности и профессиональной ориентации обучающихся проводят совместную работу с научными, исследовательскими организациями, создают на своей и на их базе научные объединения обучающихся, лаборатории для экспериментальной, научно-исследовательской, творческой работы в соответствии с законодательством.

      Экспериментальные и исследовательские группы открываются и в областных организациях дополнительного образования.

      Сноска. Пункт 27 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      28. В целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса в организациях дополнительного образования для детей создаются социально-педагогические, психологические, медицинские службы.

      29. Организация дополнительного образования для детей самостоятельно, по договоренности и (или) совместно с другими организациями проводит профориентационную работу с детьми.

      30. Освоение образовательных программ дополнительного образования в детских музыкальных школах, детских художественных школах и школах искусств завершается итоговой государственной аттестацией.

      Обучающиеся, окончившие полный курс обучения, сдавшие государственные выпускные экзамены, получают свидетельство об окончании школы установленного образца.

      Сноска. Пункт 30 с изменением, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 08.04.2016 № 261 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      30-1. Для поступления в детские музыкальные школы, детские художественные школы, детские школы искусств, школы художественно-эстетической направленности, музыкальные школы дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) проводится собеседование с целью определения уровня развития способностей детей в области разных видов искусства (музыкального, изобразительного, хореографического, театрального).

      Сноска. Типовые правила дополнены пунктом 30-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 04.06.2019 № 254 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      30-2. С целью подготовки к основному курсу обучения в подготовительные группы принимаются:

      1) в детских музыкальных школах, музыкальных отделениях детских школах искусств, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) - дети в возрасте до восьми лет;

      2) в детских художественных школах (художественных отделениях школ искусств, дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) – дети в возрасте от пяти до двеннадцати лет;

      3) в отделениях хореографического и циркового искусства детских школ искусств с детьми в возрасте от пяти до восьми лет, в отделениях театрального искуства, киноискусства, фотоискусства и других – дети в возрасте от шести до тринадцати лет.

      Подготовительный класс предполагает обучение от одного до четырех лет по заявлению родителей или иных законных представителей.

      Сноска. Типовые правила дополнены пунктом 30-2 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 04.06.2019 № 254 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      30-3. Учебный год в детских музыкальных школах, детских художественных школах, детских школах искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах, дворцах школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) начинается 1 сентября.

      Сроки и продолжительность каникул в детских музыкальных школах, детских художественных школах, детских школах искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) соответствуют срокам каникул в общеобразовательных школах.

      Сноска. Типовые правила дополнены пунктом 30-3 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 04.06.2019 № 254 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      30-4. Обучение в детских музыкальных школах, детских художественных школах, детских школах искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

      В детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) количество обучающихся в группе составляет:

      1) подготовительной – 8-10 человек;

      2) по предметам "Сольфеджио", "Музыкальная литература", "Ритмика" - 8-10 человек;

      3) по предмету "Коллективное музицирование": в хоре – 12 человек, оркестре и других формах коллективного музицирования – 6-15 человек, мелкогрупповых формах коллективного музицирования – 2-5 человек.

      В детских музыкальных школах и музыкальных отделениях школ искусств, школах художественно-эстетической направленности, музыкальных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) с контингентом обучающихся менее 100 человек или с обучением на двух языках количество обучающихся в группе по предметам "Сольфеджио", "Музыкальная литература", "Ритмика" составляет 5-10 человек.

      В детских художественных школах и художественных отделениях школ искусств, школ художественно-эстетической направленности, художественных школах дворцов школьников (дома, центры, комплексы, центры детско-юношеского творчества) количество обучающихся в группе составляет 8-15 человек.

      В хореографических отделениях детских школ искусств и школ художественно-эстетической направленности количество обучающихся в группах составляет 8-20 человек.

      Сноска. Типовые правила дополнены пунктом 30-4 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 04.06.2019 № 254 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      30-5. Перевод обучающихся из класса в класс осуществляется по итогам аттестации в соответствии с Типовыми учебными планами и образовательными программами детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств, утвержденными приказом Министра образования и науки РК от 29 декабря 2011 года № 543 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 7409).

      Сноска. Типовые правила дополнены пунктом 30-5 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 04.06.2019 № 254 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      31. Организации дополнительного образования для детей, имеющие материально-техническую базу и кадровый потенциал, осуществляют производственную практику для обучающихся всех типов организаций образования.

      32. В организациях дополнительного образования для детей осуществляется учебно-методическая и формы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических -методическая работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, разработку и внедрение новых технологий обучения, обеспечение повышения квалификации педагогов.

      Сноска. Пункт 32 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 07.04.2020 № 132 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      33. Организации дополнительного образования для детей создают методический совет, методические творческие объединения. Их деятельность осуществляется в порядке, определенном Уставом.

      34. Организации дополнительного образования для детей организуют и проводят массовые мероприятия, создают необходимые условия для совместного труда и отдыха детей, родителей или других законных представители.

      35. В организациях дополнительного образования для детей не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений).

      36. К педагогической деятельности в организациях дополнительного образования для детей допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям.

      37. Взаимоотношения работника и администрации организации дополнительного образования для детей регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.

      38. Организации дополнительного образования для детей могут участвовать в международной деятельности по линии уполномоченного органа в области образования, других ведомств, общественных организаций в порядке, установленном Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".