Примечание РЦПИ!
Вводится в действие с 01.01.2016.
Вниманию пользователей!
Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Статус и правовая основа деятельности Высшего Судебного Совета Республики Казахстан
1. Высший Судебный Совет Республики Казахстан (далее – Совет) является автономным государственным учреждением, создаваемым в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.
2. Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
3. Совет имеет аппарат, который является юридическим лицом.
4. Расходы на содержание Совета и его аппарата финансируются из республиканского бюджета.
5. Деятельность аппарата Совета регламентируется законодательством Республики Казахстан и регламентом Совета.
Работники аппарата Совета являются государственными служащими.
Лимит штатной численности аппарата Совета утверждается Президентом Республики Казахстан.
6. Руководитель аппарата Совета назначается Президентом Республики Казахстан и является по должности секретарем Совета.
7. Положение об аппарате Совета утверждается Президентом Республики Казахстан.
Статью 1 предусмотрено дополнить пунктом 7-1 в соответствии с Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 15.07.2024).8. Не допускается вмешательство в деятельность Совета при осуществлении им своих полномочий.
9. Председатель и члены Совета не вправе вмешиваться в деятельность судов и судей по отправлению правосудия.
Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).Статья 2. Основные принципы деятельности Совета
Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности.
1. Совет:
1) обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенности судей;
2) Примечание ИЗПИ!Часть первая и вторая подпункта 2) вводится в действие с 01.01.2024 Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (текст исключен).
по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента на альтернативной основе;
2-1) рассматривает вопросы назначения либо избрания кандидатов на вакантные должности судей без конкурса в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан":
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда;
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантную должность судьи Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;
3) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда:
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда для назначения на должность;
Примечание ИЗПИ!Пункт 1 предусмотрено дополнить подпунктами 3-1) и 3-2) в соответствии с Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
4) рассматривает кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда:
рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;
5) рассматривает вопросы прекращения полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей в случаях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан":
рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;
вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;
5-1) по истечении годичного срока рассматривает результаты работы лица, впервые назначенного на должность судьи, и при положительной оценке профессиональной деятельности судьи Комиссией по качеству правосудия при Верховном Суде (далее – Комиссия по качеству правосудия) решает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о его утверждении;
5-2) рассматривает вопрос о продлении срока пребывания в должности судьи по достижении пенсионного возраста;
Примечание ИЗПИ!Пункт 1 предусмотрено дополнить подпунктом 5-3) в соответствии с Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 15.07.2024).
6) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о даче согласия на назначение кандидата на должность руководителя уполномоченного органа в сфере судебного администрирования и на его освобождение от должности;
6-1) формирует ежегодный Национальный доклад о состоянии судейских кадров в судебной системе и представляет его Президенту Республики Казахстан, обеспечивает его последующее обнародование;
7) рассматривает обращения судей об обжаловании решений Судебного жюри и Комиссии по качеству правосудия;
8) организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями;
9) представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на задержание, содержание под стражей либо домашний арест судьи, его привод, применение к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечение судьи к уголовной ответственности;
10) вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства Республики Казахстан;
11) принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей;
11-1) предварительно согласовывает методику проведения оценки профессиональной деятельности судьи;
12) утверждает регламент Совета;
Примечание ИЗПИ!Подпункт 13) предусмотрен в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 15.07.2024).
13) организует ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных судов, а также окончивших Академию правосудия при Верховном Суде;
14) рассматривает вопрос о даче согласия на установление общей штатной численности судей, количества судей каждого местного и другого суда;
15) организует ведение электронного персонального учета судей;
16) формирует кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя, председателей судебных коллегий и судьи областного суда, председателей судебных коллегий и судьи Верховного Суда (далее – кадровый резерв);
17) утверждает порядок формирования и организации работы с кадровым резервом;
18) утверждает состав Комиссии по кадровому резерву при Совете;
18-1) утверждает состав Судебного жюри при Совете;
19) определяет порядок прохождения психологического тестирования кандидатами в судьи;
19-1) устанавливает порядок выдачи удостоверения судье;
20) утверждает Положение о Совете по взаимодействию с судами;
21) осуществляет иные полномочия, вытекающие из настоящего Закона, иных законодательных актов Республики Казахстан.
2. Для осуществления своих полномочий Совет имеет право:
1) запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов, должностных лиц, организаций, граждан;
2) заслушивать устные и истребовать письменные объяснения соответствующих должностных лиц;
3) образовывать комиссии, рабочие группы из числа членов Совета, представителей государственных органов, общественных объединений, организаций и учреждений, привлекать к своей работе специалистов.
Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 13.03.2017 № 53-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 86-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 20.12.2021 № 83-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2022 № 177-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. СОСТАВ СОВЕТА И ПОЛНОМОЧИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА
1. Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан. Председатель назначается Президентом Республики Казахстан с согласия Сената Парламента.
Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, председатели соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента являются членами Совета по должности.
В состав Совета Президентом Республики Казахстан могут быть назначены и другие лица, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители юридической общественности.
2. Расширенное пленарное заседание Верховного Суда избирает кандидатов из числа судей и рекомендует их к назначению Президентом Республики Казахстан членами Совета.
Кандидатуры судей в состав Совета рассматриваются на расширенном пленарном заседании Верховного Суда из числа кандидатов, рекомендованных расширенными пленарными заседаниями областных судов, с учетом обеспечения равного представительства в Совете судей районных и областных судов, а также Верховного Суда.
Судьи составляют не менее половины членов Совета.
3. Члены Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, осуществляют свои полномочия три года.
При этом половина членов Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, переназначаются каждые полтора года.
4. В случае выбытия лица из числа членов Совета новый член Совета назначается в течение трех месяцев.
5. Должность Председателя, секретаря и члена Совета несовместима с вхождением в состав руководящего органа и наблюдательного совета коммерческой организации, занятием руководящих должностей в политической партии.
6. Члены Совета, за исключением членов Совета по должности, иностранных экспертов и представителей юридической общественности, на период осуществления своих полномочий освобождаются от выполнения обязанностей по основному месту работы.
7. Оплата труда членов Совета из числа судей, ученых-юристов и адвокатов производится за счет средств, выделенных Совету из бюджета, в соответствии с единой системой финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, утверждаемой Правительством Республики Казахстан по согласованию с Президентом Республики Казахстан.
Члены Совета из числа судей, ученых-юристов и адвокатов по уровню заработной платы приравниваются к судьям Верховного Суда.
Членам Совета из числа судей, ученых-юристов и адвокатов предоставляется оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов.
8. Члены Совета независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан, законам Республики Казахстан и актам Президента Республики Казахстан.
9. Члены Совета обладают равными правами при решении вопросов, отнесенных к полномочиям Совета.
10. Полномочия члена Совета прекращаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основаниям:
1) по собственному желанию;
2) прекращение гражданства Республики Казахстан, за исключением иностранных экспертов;
3) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей;
4) вступление в законную силу решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении принудительных мер медицинского характера;
5) вступление в законную силу обвинительного приговора, прекращение уголовного дела на досудебной стадии на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;
6) смерть или вступление в законную силу решения суда об объявлении умершим;
7) прекращение полномочий судьи;
8) прекращение действия и лишение лицензии на занятие адвокатской деятельностью;
9) прекращение действия обстоятельств, послуживших основанием для включения в состав Совета;
10) возникновение иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
11. Секретарь Совета не является членом Совета и не обладает правом голоса.
Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 03.07.2020 № 357-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.12.2021 № 83-VII (порядок введения в действие см. ст. 2); от 05.11.2022 № 157-VII (порядок введения в действие см. ст. 3).1. Председатель Совета:
1) возглавляет и обеспечивает общее руководство Советом, а также представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями;
2) утверждает планы работы Совета по представлению секретаря Совета;
2-1) утверждает структуру аппарата Совета;
3) созывает заседания Совета и председательствует на заседаниях Совета;
4) подписывает рекомендации, заключения, решения и протоколы заседаний Совета;
5) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях Совета, по предложению секретаря Совета;
6) вправе участвовать на пленарном и расширенном пленарном заседаниях Верховного Суда, совещаниях судей, пленарных и расширенных пленарных заседаниях областных судов, заседаниях Союза судей, Комиссии по судейской этике, Судебного жюри, Комиссии по качеству правосудия;
7) обеспечивает соблюдение регламента Совета;
8) ведет личный прием граждан;
9) распределяет обязанности освобожденных от основной работы членов Совета;
10) издает распоряжения по вопросам своей компетенции;
11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
2. В случае временного отсутствия Председателя Совета его обязанности распоряжением Председателя возлагаются на одного из освобожденных от основной работы членов Совета.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 6. Полномочия членов Совета
1. Член Совета вправе:
1) знакомиться с материалами, представленными на рассмотрение Совета;
2) принимать участие в исследовании и проверке материалов;
3) заявлять ходатайства, приводить мотивы и обоснования своим предложениям по рассматриваемым вопросам;
4) представлять имеющиеся у него документы;
5) участвовать в принятии решения путем голосования;
6) проводить выездные встречи с кандидатами в судьи и судьями в регионах;
7) участвовать в работе пленарных и расширенных пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда, заседаний советов по взаимодействию с судами и органов судейского сообщества, Комиссии по качеству правосудия по вопросам, входящим в компетенцию Совета;
8) проводить личный прием граждан в пределах компетенции Совета;
8-1) вносить предложения по перечню вопросов, выносимых для рассмотрения на заседании Совета;
9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
2. Член Совета обязан:
1) принимать участие в заседаниях Совета;
2) быть беспристрастным и объективным при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Совета;
3) соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни кандидатов в судьи и судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него полномочий, а также тайны голосования;
4) заявлять самоотвод при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Совета, если он является супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, в отношении которого принимается решение.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).Статья 7. Секретарь Совета – руководитель аппарата
1. Секретарь Совета – руководитель аппарата:
1) организует деятельность аппарата Совета;
2) формирует по предложению членов Совета перечень вопросов, выносимых для рассмотрения на предстоящем заседании, и заблаговременно докладывает о них Председателю;
3) заверяет своей подписью выписки из протоколов заседаний, рекомендаций, заключений и протокольных решений, принятых Советом;
4) организует при необходимости проверки;
5) определяет список лиц, приглашаемых на заседание Совета, и обеспечивает их явку;
6) выполняет распоряжения Председателя и решения Совета;
7) осуществляет руководство аппаратом Совета: организует, координирует и контролирует работу его подразделений;
8) организует информационно-аналитическое, организационно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности аппарата Совета;
8-1) организует обеспечение деятельности Судебного жюри, Комиссии по кадровому резерву, Квалификационной комиссии, Комиссии по конкурсному отбору;
9) по согласованию с Председателем Совета утверждает положения о структурных подразделениях аппарата;
10) контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины в аппарате Совета;
11) осуществляет руководство в сфере государственных закупок Совета, в том числе подписывает счета к оплате;
12) организует и отвечает за проведение государственных закупок по материально-техническому обеспечению деятельности Совета;
13) Исключен Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).14) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Совета;
15) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников аппарата Совета;
16) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников аппарата Совета;
Примечание ИЗПИ!В пункт 1 предусмотрено дополнить подпунктами 16-1) и 16-2) в соответствии с Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 15.07.2024).
17) обеспечивает подготовку бюджетной заявки, представление бюджетной заявки Председателю Совета, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса;
18) обеспечивает разработку и утверждает планы финансирования органа и финансовую отчетность Совета;
19) представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями в пределах своей компетенции;
20) в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;
21) принимает меры, направленные на улучшение организации работы Совета, осуществляет контроль за исполнением решений Совета;
22) организует работу с обращениями физических и юридических лиц;
23) выполняет иные организационно-распорядительные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
2. В случае временного отсутствия секретаря Совета его обязанности распоряжением секретаря возлагаются на одного из работников аппарата Совета.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 3. ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА
1. Заседание Совета правомочно принимать решения при участии в заседании не менее двух третей от общего числа членов Совета.
2. Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов. Представители общественности и аккредитованные журналисты вправе присутствовать на заседаниях Совета. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседания, решения о проведении которых принимаются большинством голосов членов Совета.
Закрытые заседания Совета не могут проводиться при рассмотрении вопросов об освобождении судей от должности, за исключением случаев, предусмотренных законом, о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей судебных коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений.
3. Присутствующие на заседании Совета представители общественности и аккредитованные журналисты вправе производить фото-, видеосъемку и аудиозапись, не препятствуя ходу заседания Совета.
Фото-, видеосъемка и аудиозапись не производятся в случае, если соответствующее заявление поступило от участника заседания, материалы в отношении которого подлежат рассмотрению на заседании Совета.
4. Совет рассматривает материалы не позднее двухмесячного срока со дня их поступления с обязательным уведомлением заявителя об итогах рассмотрения.
Сноска. Статья 8 с изменением, внесенным Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 9. Порядок проведения заседания Совета
1. Порядок проведения заседаний Совета, а также иные вопросы организации работы Совета, в том числе порядок принятия решений и проведения голосования, определяются регламентом Совета, принимаемым большинством голосов членов Совета.
2. Рассмотрение материалов на заседании Совета проводится с участием лиц, претендующих на занятие соответствующих должностей или освобождаемых от занимаемых должностей. Отсутствие лица, надлежаще уведомленного о времени и месте проведения заседания, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу, если не требуется его непосредственное участие.
3. Присутствие на заседаниях членов Совета обязательно, делегирование ими своих полномочий иным должностным лицам не допускается.
Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).1. Решения Совета по кадровым вопросам судов, дисциплинарной ответственности судей и оценке качества их работы принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов, участвующих в заседании, в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается вопрос, а также иных приглашенных лиц.
Решения Совета по иным, в том числе процедурным вопросам принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании.
2. Исключен Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).3. Совет принимает решения в форме заключения, протокольного решения и (или) рекомендации. Члены Совета не вправе воздерживаться от голосования. В случае несогласия с принимаемым решением член Совета вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Совета.
4. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.
5. Совет создает условия для свободного ознакомления всех лиц со своими решениями, которые размещаются на интернет-ресурсе Совета.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2). Глава 4. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЕМА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ ПРИ СОВЕТЕ
Статья 11. Квалификационная комиссия при Совете
1. Прием квалификационного экзамена у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний и способности применять их на практике осуществляет Квалификационная комиссия при Совете (далее – Комиссия).
2. Исключен Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2-1. Порядок формирования Комиссии, а также проведения ее заседаний определяется регламентом Совета.
3. Исключен Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать профессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом работы по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию.
5. Председатель и члены Комиссии не вправе участвовать в заседании при рассмотрении вопросов в отношении супругов, близких родственников или свойственников.
6. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляет аппарат Совета.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 12. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов
Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
На заседания Комиссии могут быть приглашены наблюдатели.
Сноска. Статья 12 - в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 13. Порядок и условия приема (сдачи)квалификационных экзаменов
1. Порядок приема документов, сдачи квалификационных экзаменов в Комиссии, обжалования их результатов определяется регламентом Совета.
2. Исключен Законом РК от 20.12.2021 № 83-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. Лица, ранее работавшие постоянными судьями не менее пяти лет и в течение четырех лет со дня увольнения изъявившие желание вновь занять должность судьи, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
Примечание ИЗПИ!Пункт 4 предусмотрен в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 15.07.2024).
4. Лица, окончившие обучение в Академии правосудия при Верховном Суде, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения.
5. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, указанные в пункте 2 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
6. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение четырех лет со дня сдачи экзамена.
7. Лица, не сдавшие психологическое тестирование, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через шесть месяцев.
Лица, не сдавшие другие этапы квалификационного экзамена, допускаются к их повторной сдаче не ранее чем через три месяца.
8. Информация о лицах, сдавших квалификационный экзамен, а также типовые вопросы квалификационного экзамена размещаются на интернет-ресурсе Совета.
9. Электронная система, посредством которой осуществляется прием одного из этапов экзамена у кандидатов в судьи, должна быть обеспечена соответствующими мерами безопасности, исключающими несанкционированный доступ к информации, нарушение функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, выведение указанных средств из строя.
В целях проверки соответствия электронной системы требованиям, указанным в части первой настоящего пункта, может быть проведена независимая оценка, в том числе с привлечением иностранных специалистов.
9-1. К собеседованию с членами Комиссии кандидаты допускаются после прохождения специальной проверки.
Документ о результатах специальной проверки действителен в течение одного года со дня его выдачи.
10. Процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя:
психологическое тестирование;
компьютерное тестирование на знание законодательства Республики Казахстан;
письменное эссе;
проверку способности претендента применять имеющиеся знания на практике на основе решения задач, моделирующих ситуации из судебной практики (решение кейсовых задач);
собеседование с членами Комиссии, которое может совмещаться с одним из этапов квалификационного экзамена.
Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается решением Совета.
Количество, содержание, порядок разработки и перечень вопросов квалификационного экзамена на должность судьи определяются Советом.
10-1. Для лиц, имеющих стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет и являющихся специалистами в отдельных отраслях права, претендующих на занятие должности судьи областного суда в порядке конкурса, предусмотренного частью второй пункта 1 статьи 16 настоящего Закона, процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя:
психологическое тестирование;
проверку способности претендента применять имеющиеся знания на практике на основе решения задач, моделирующих ситуации из судебной практики (решение кейсовых задач).
Результаты сдачи квалификационного экзамена, указанного в настоящем пункте, действительны для участия в конкурсе, предусмотренном частью второй пункта 1 статьи 16 настоящего Закона.
Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 20.12.2021 № 83-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 14. Отказ в приеме квалификационных экзаменов
Решение об отказе в приеме квалификационных экзаменов принимается председателем Комиссии и допускается в случаях, когда кандидаты в судьи не соответствуют требованиям, предъявляемым законодательными актами Республики Казахстан.
В случае отказа в приеме квалификационных экзаменов председатель Комиссии обязан выдать гражданину в течение месяца со дня подачи заявления или получения результатов специальной проверки, указанной в пункте 9-1 статьи 13 настоящего Закона, мотивированный ответ.
Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменением, внесенным Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 15. Порядок и условия полиграфологического исследования
1. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, с учетом результатов психологического тестирования по решению Совета могут быть направлены для прохождения полиграфологического исследования с целью получения дополнительной информации и проверки достоверности сообщаемых сведений.
2. Основной задачей прохождения исследования является выявление:
1) противоправных намерений;
2) скрытых расстройств поведения, негативных зависимостей, употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ, вызывающих психическую и физическую зависимость;
3) сокрытия или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, наличия двойного гражданства, использования поддельных документов;
4) ранее имевшихся фактов совершения коррупционных правонарушений, передачи посторонним лицам секретной или служебной информации;
5) контактов с запрещенными общественными объединениями, преступными и террористическими организациями или участия в коммерческих структурах, если это ранее не входило в их должностные обязанности;
6) злоупотребления должностными полномочиями.
3. Заключение полиграфологического исследования носит рекомендательный характер.
4. Порядок прохождения полиграфологического исследования определяется Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 20.12.2021 № 83-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Глава 5. ВЫНЕСЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О НАЗНАЧЕНИИ НА ДОЛЖНОСТЬ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СУДЬИ РАЙОННОГО СУДА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ И СУДЬИ ОБЛАСТНОГО СУДА, СУДЬИ ВЕРХОВНОГО СУДА
Сноска. Заголовок главы 5 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 16. Конкурс на должность судьи
1. Примечание ИЗПИ!
Часть первая пункта 1 вводится в действие с 01.01.2024 Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (текст исключен).
Для кандидатов на вакантную должность судьи областного суда, соответствующих требованиям, установленным пунктом 4 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", и являющихся специалистами в отдельных отраслях права, перечень которых утверждается Советом по предложению Верховного Суда, может проводиться отдельный конкурс. Порядок проведения такого отдельного конкурсного отбора определяется регламентом Совета.
2. Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Совета по предложению секретаря Совета на основе графика проведения конкурсов, ежегодно утверждаемого Советом и размещаемого на интернет-ресурсе Совета.
Порядок утверждения графика проведения конкурса, а также сведения, включаемые в него, определяются регламентом Совета.
3. График составляется с учетом анализа и прогноза сменяемости судей, сроков полномочий председателей и председателей судебных коллегий местных судов, а также имеющихся вакансий.
4. Примечание ИЗПИ!Пункт 4 вводится в действие с 01.01.2024 Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (текст исключен).
5. Примечание ИЗПИ!
Пункт 5 вводится в действие с 01.01.2024 Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (текст исключен).
В целях получения полной и объективной информации о личности претендентов аппарат Совета вправе запросить дополнительные сведения о претендентах в правоохранительных органах и их территориальных подразделениях, других государственных органах, коллегиях адвокатов, а также в негосударственных организациях.
Сноска. Статья 16 – в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Примечание ИЗПИ!
Заголовок статьи 177 предусмотрен в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
Статья 17. Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда
Примечание ИЗПИ!
В часть первую пункта 1 предусмотрено изменение Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
1. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность председателя и судьи районного суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям подпунктов 1), 2), 3), 4) и 6) пункта 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", а также действующие судьи.
Примечание ИЗПИ!В часть вторую пункта 1 предусмотрено исключить Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда должны быть действующими судьями или иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
2. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
Примечание ИЗПИ!В часть первую пункта 3 предусмотрено изменение Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
3. Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда и судьи областного суда должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту работы.
Участники конкурса на должности председателя судебной коллегии областного суда и судьи Верховного Суда должны получить заключения пленарного заседания Верховного Суда и Совета по взаимодействию с судами по месту работы.
Заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания носят рекомендательный характер.
4. Информация об участниках конкурса, о дате проведения пленарных заседаний, заседания Совета по взаимодействию с судами, а также о принятых ими решениях подлежит размещению на интернет-ресурсе Совета и опубликованию в иных средствах массовой информации.
Сноска. Статья 17 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 18. Порядок отбора кандидатов на вакантные должности
1. Конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключающих вмешательство в его деятельность.
1-1. Порядок проведения конкурсного отбора кандидатов на вакантные судейские должности определяется регламентом Совета.
2. Основными критериями отбора кандидатов на вакантные должности судей являются высокий уровень знаний, высокие морально-нравственные качества и безупречная репутация.
Примечание ИЗПИ!Часть вторая пункта 2 предусмотрена в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
При проведении конкурса на занятие вакантной должности председателя районного суда и председателя судебной коллегии областного суда в дополнение к критериям, указанным в части первой настоящего пункта, также учитываются и организаторские способности.
Судьи, проработавшие не менее пяти лет в судах, расположенных в отдаленной местности, или в судах, штатная численность которых составляет не более трех единиц, при прочих равных условиях имеют приоритет при отборе кандидатов на равнозначные должности в районных судах.
Отбор кандидатов на вакантные судейские должности производится также с использованием системы дифференцированных по категориям судейских должностей цифровых и оценочных критериев, в том числе учитывающих работу в суде, прокуратуре, адвокатуре, определяемых Советом, основанных на требованиях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" и настоящим Законом.
3. Изучение кандидатов на судейские должности, а также вынесение отобранных кандидатов на заседание Совета осуществляются Комиссией по конкурсному отбору при Совете.
Порядок формирования, а также проведения заседаний Комиссии по конкурсному отбору определяется регламентом Совета.
Победителем конкурса на занятие вакантной должности признается кандидат, набравший не менее двух третей голосов членов Совета, принимающих участие в его заседании.
Онлайн-трансляция конкурсных процедур, а также публикация разъяснений по итогам их проведения осуществляются в порядке, определяемом регламентом Совета.
4. Кандидат, не являющийся действующим судьей и победивший в конкурсе, дополнительно должен пройти обязательную специальную проверку.
Прохождение специальной проверки организуется аппаратом Совета.
Кандидаты, имеющие непрерывный стаж государственной службы и проходившие ранее специальную проверку, могут представить соответствующую справку, заверенную кадровой службой.
Документ о результатах специальной проверки действителен в течение одного года со дня его выдачи.
5. В случае если по итогам специальной проверки будут установлены сведения, свидетельствующие о начале досудебного расследования в отношении победившего в конкурсе кандидата, в том числе его прекращении в последующем по основаниям, предусмотренным пунктами 1), 2), 5), 6), 7) и 8) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, то в отношении таких кандидатов органами прокуратуры проводится дополнительная проверка с изучением материалов уголовных дел, итоги которой рассматриваются на заседании Совета.
Примечание ИЗПИ!Часть вторая пункта 5 предусмотрена в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
При наличии оснований, препятствующих назначению на должность председателя или судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда кандидата, прошедшего отбор и рекомендованного Советом к назначению, а также в случае его отказа от назначения на вакантную должность Совет отменяет решение о даче рекомендации и может рекомендовать для назначения на вакантную должность другого кандидата из числа лиц, принявших участие в конкурсе.
5-1. Кандидаты в судьи могут проходить стажировку после получения рекомендации Совета о назначении на вакантную должность.
Рекомендация Совета подлежит пересмотру в случае получения кандидатом в судьи отрицательного заключения пленарного заседания суда по итогам стажировки. Порядок пересмотра рекомендации Совета определяется регламентом Совета.
В случае признания Советом отрицательного заключения пленарного заседания по итогам стажировки обоснованным рекомендация Совета о назначении на вакантную судейскую должность в отношении такого кандидата отменяется, и на эту вакантную судейскую должность может быть:
1) рекомендован кандидат, участвовавший в конкурсе на эту судейскую должность;
2) объявлен повторный конкурс.
6. Если в результате конкурса не были отобраны кандидаты на представленные вакантные должности, то конкурс по таким вакантным должностям признается несостоявшимся, и:
1) кандидатам, участвовавшим в конкурсе на судейские должности, но не отобранным на них, с их согласия могут быть предложены судейские должности, оставшиеся по итогам конкурса незаполненными;
2) может быть объявлен повторный конкурс.
7. По итогам отбора кандидатов на вакантные должности информация о лицах, рекомендованных по итогам конкурса, размещается на интернет-ресурсе Совета.
Сноска. Статья 18 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2021 № 83-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие с 01.01.2023); от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). Глава 6. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КАНДИДАТУР НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ
СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА
Сноска. Заголовок главы 6 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).
Примечание ИЗПИ!
Заголовок статьи 19 предусмотрен в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
Статья 19. Порядок рассмотрения кандидатур на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда
1. Кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда рассматриваются Советом на альтернативной основе по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им после их рассмотрения пленарным заседанием Верховного Суда.
Примечание ИЗПИ!Статью 19 предусмотрено дополнить пунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
Примечание ИЗПИ!
Пункт 2 предусмотрен в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
2. Кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов рекомендуются, как правило, из числа судей областного суда или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляются из числа судей Верховного Суда.
При этом приоритет при отборе кандидатов на должности председателя областного суда, председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве и обладающим организаторскими способностями.
3. К представлению Председателя Верховного Суда прилагаются материалы на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании соответствующего суда на альтернативной основе.
Примечание ИЗПИ!Статью 19 предусмотрено дополнить пунктами 3-1, 3-2, 3-3 и 3-4 в соответствии с Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
Примечание ИЗПИ!
Пункт 4 предусмотрен в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
4. Совет в обязательном порядке рассматривает на заседании все представленные кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда.
Сноска. Статья 19 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).Статья 20. Условия рассмотрения кандидатур на вакантные должности
1. Примечание ИЗПИ!
Пункт 1 вводится в действие с 01.01.2024 Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (текст исключен).
2. Порядок назначения кандидатов на вакантные должности судей без конкурса в случаях, предусмотренных Конституционном законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", определяется регламентом Совета.
Сноска. Статья 20 – в редакции Закона РК от 27.03.2023 № 216-VII (порядок введения в действие см. ст. 2). Глава 7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ
СУДА И СУДЬИ
Статья 21. Основания для рассмотрения вопроса об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи либо отказе в освобождении
1. Основаниями для рассмотрения Советом вопроса об освобождении от должностей председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи являются заявление председателя, председателя судебной коллегии суда, судьи, решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри.
В случаях, предусмотренных подпунктами 4), 5), 6) и 7) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобождении от должностей председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи является сообщение уполномоченного государственного органа в сфере судебного администрирования с приложением подтверждающего документа.
Комиссия по качеству правосудия вносит в Совет решение о признании судьи не соответствующим занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
Судебное жюри вносит в Совет решение об освобождении от занимаемых должностей председателя, председателей судебных коллегий суда и судей за совершение ими дисциплинарных проступков или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
2. Совет после получения материалов проверяет в порядке, установленном регламентом Совета, содержащиеся в них сведения путем получения письменных объяснений от председателя, председателя судебной коллегии суда, судьи и других лиц, истребования соответствующих документов и ознакомления с ними, получения иной информации от государственных органов, организаций и граждан.
3. По результатам проверки составляется справка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих и их подписи.
Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 22. Ознакомление судьи с результатами проверки
1. Судья, в отношении которого проводилась проверка, должен быть ознакомлен со справкой и материалами проверки. При этом он может дать дополнительные объяснения, ходатайствовать о проверке определенных обстоятельств.
2. В случае отказа судьи, в отношении которого проводилась проверка, от ознакомления со справкой и материалами проверки, об этом составляется протокол, который подписывают лица, проводившие проверку.
Статья 23. Рассмотрение вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности
1. При рассмотрении вопроса об освобождении от должностей председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого рассматривается вопрос об освобождении от соответствующей должности. Неявка председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы.
2. Решение Совета должно содержать обстоятельства, положенные в основу принятой рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи, либо отказ в ее принятии со ссылкой на конкретные материалы.
3. Отказ Совета в даче рекомендации об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.
Сноска. Статья 23 с изменением, внесенным Законом РК от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Статья 24. Рассмотрение вопроса об обжаловании решения Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри
Примечание ИЗПИ!
См. Нормативное постановление Конституционного Суда РК от 21.04.2023 № 10.
1. Решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри может быть обжаловано судьей в Совет.
2. При рассмотрении вопроса об обжаловании решения Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого Комиссией по качеству правосудия или Судебным жюри принято решение. Неявка судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы.
3. По итогам рассмотрения вопроса об обжаловании решения Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри Совет вправе принять одно из следующих решений:
1) признать решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри обоснованным;
2) признать решение Судебного жюри необоснованным и отменить его, прекратив производство;
3) признать решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри необоснованным и отменить его, направив на повторное рассмотрение.
4) признать решение Комиссии по качеству правосудия необоснованным, отменить его и вынести новое решение.
4. Решение Совета о переводе судьи в другой суд, принятое по результатам рассмотрения жалобы судьи на решение Комиссии по качеству правосудия по результатам периодической оценки профессиональной деятельности, является основанием для рассмотрения на заседании Совета вопроса о переводе судьи в другой суд, а в случае отказа судьи от перевода – вопроса об освобождении судьи от занимаемой должности.
Сноска. Статья 24 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2021 № 83-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.03.2023 № 216-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Заключительные положения
Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 17 ноября 2008 года "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 20, ст. 80; 2010 г., № 24, ст. 153; 2012 г., № 5, ст. 39; 2014 г., № 14, ст. 84; № 16, ст. 90; № 22, ст. 128).
Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2016 года.
Президент | |
Республики Казахстан | Н. НАЗАРБАЕВ |