О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан

Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 436-V ЗРК.

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
      Вводится в действие с 01.01.2016.
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус и правовая основа деятельности Высшего Судебного Совета Республики Казахстан

      1. Высший Судебный Совет Республики Казахстан (далее – Совет) является автономным государственным учреждением, создаваемым в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.

      2. Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

      3. Совет имеет аппарат, который является юридическим лицом.

      4. Расходы на содержание Совета и его аппарата финансируются из республиканского бюджета.

      5. Деятельность аппарата Совета регламентируется законодательством Республики Казахстан и регламентом Совета.

      Работники аппарата Совета являются государственными служащими.

      Лимит штатной численности аппарата Совета утверждается Президентом Республики Казахстан.

      6. Руководитель аппарата Совета назначается Президентом Республики Казахстан и является по должности секретарем Совета.

      7. Положение об аппарате Совета утверждается Президентом Республики Казахстан.

      8. Не допускается вмешательство в деятельность Совета при осуществлении им своих полномочий.

      9. Председатель и члены Совета не вправе вмешиваться в деятельность судов и судей по отправлению правосудия.

      Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 2. Основные принципы деятельности Совета

      Совет осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, законности, коллегиальности, гласности и беспристрастности.

Статья 3. Полномочия Совета

      1. Совет:

      1) обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенности судей;

      2) на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность председателя, судьи районного и приравненного к нему суда (далее – районный суд), председателя судебной коллегии, судьи областного и приравненного к нему суда (далее – областной суд), судьи Верховного Суда:

      по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда;

      по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

      3) рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда:

      рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда для назначения на должность;

      4) рассматривает кандидатуру на вакантную должность Председателя Верховного Суда:

      рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

      5) рассматривает вопросы прекращения полномочий Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки:

      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, уменьшения числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа судьи от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа председателя суда, председателя судебной коллегии от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей Верховного Суда в случае уменьшения числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа судьи Верховного Суда от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий Верховного Суда в случаях истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, а также в случае отказа председателя судебной коллегии Верховного Суда от перевода в другой суд, на другую специализацию в случае, предусмотренном подпунктом 4) пункта 1 статьи 44 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан";

      по истечении годичного срока рассматривает результаты работы лица, впервые назначенного на должность судьи районного суда, и при положительной оценке профессиональной деятельности судьи Комиссией по качеству правосудия при Верховном Суде (далее – Комиссия по качеству правосудия) решает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о его утверждении;

      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в силу профессиональной непригодности по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении Комиссии по качеству правосудия, а также в случаях прекращения полномочий судьи по собственному желанию, назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу, достижения им пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи;

      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов за совершение ими дисциплинарных проступков или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" на основании решения Судебного жюри;

      рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случаях прекращения полномочий судьи по состоянию здоровья, препятствующему дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением, вступления в законную силу решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным либо применения к нему принудительных мер медицинского характера, обвинительного приговора суда за совершение уголовного правонарушения, прекращения уголовного дела на досудебной стадии по нереабилитирующим основаниям, прекращения гражданства Республики Казахстан, смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

      рассматривает вопрос о даче согласия на продление Председателем Верховного Суда срока пребывания в должности судьи по достижении им пенсионного возраста;

      рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;

      вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;

      6) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о даче согласия на назначение кандидата на должность руководителя уполномоченного органа по обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов и на его освобождение от должности;

      6-1) формирует ежегодный Национальный доклад о состоянии судейских кадров в судебной системе и представляет его Президенту Республики Казахстан, обеспечивает его последующее обнародование;

      7) рассматривает обращения судей об обжаловании решений Судебного жюри и Комиссии по качеству правосудия;

      8) организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями;

      9) представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на задержание, содержание под стражей либо домашний арест судьи, его привод, применение к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечение судьи к уголовной ответственности;

      10) вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства Республики Казахстан;

      11) принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей;

      12) утверждает регламент Совета;

      13) организует ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных судов, а также окончивших Академию правосудия при Верховном Суде;

      14) рассматривает вопрос о даче согласия на установление общей штатной численности судей, количества судей каждого местного и другого суда;

      15) организует ведение электронного персонального учета судей;

      16) формирует кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя, председателей судебных коллегий и судьи областного суда, председателей судебных коллегий и судьи Верховного Суда (далее – кадровый резерв);

      17) утверждает порядок формирования и организации работы с кадровым резервом;

      18) утверждает состав Комиссии по кадровому резерву при Совете;

      18-1) утверждает состав Судебного жюри при Совете;

      19) определяет порядок прохождения психологического тестирования кандидатами в судьи;

      19-1) устанавливает порядок выдачи удостоверения судье;

      20) утверждает Положение о Совете по взаимодействию с судами;

      21) осуществляет иные полномочия, вытекающие из настоящего Закона, иных законодательных актов Республики Казахстан.

      2. Для осуществления своих полномочий Совет имеет право:

      1) запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов, должностных лиц, организаций, граждан;

      2) заслушивать устные и истребовать письменные объяснения соответствующих должностных лиц;

      3) образовывать комиссии, рабочие группы из числа членов Совета, представителей государственных органов, общественных объединений, организаций и учреждений, привлекать к своей работе специалистов.

      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 13.03.2017 № 53-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.07.2017 № 86-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 2. СОСТАВ СОВЕТА И ПОЛНОМОЧИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА

Статья 4. Состав Совета

      1. Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан.

      Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, руководитель уполномоченного органа по делам государственной службы и противодействию коррупции, председатели соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента назначаются по должности членами Совета Президентом Республики Казахстан.

      В состав Совета Президентом Республики Казахстан могут быть назначены и другие лица, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители юридической общественности.

      2. Расширенное пленарное заседание Верховного Суда избирает кандидатов из числа судей и рекомендует их к назначению Президентом Республики Казахстан членами Совета.

      Кандидатуры судей в состав Совета рассматриваются на расширенном пленарном заседании Верховного Суда из числа кандидатов, рекомендованных расширенными пленарными заседаниями областных судов, с учетом обеспечения равного представительства в Совете судей районных и областных судов, а также Верховного Суда.

      Судьи составляют не менее половины членов Совета.

      3. Члены Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, осуществляют свои полномочия три года.

      При этом половина членов Совета, за исключением Председателя Совета и членов Совета по должности, переназначаются каждые полтора года.

      4. В случае выбытия лица из числа членов Совета новый член Совета назначается в течение трех месяцев.

      5. Должность Председателя, секретаря и члена Совета несовместима с вхождением в состав руководящего органа и наблюдательного совета коммерческой организации, занятием руководящих должностей в политической партии.

      6. Члены Совета, за исключением членов Совета по должности и иностранных экспертов, на период осуществления своих полномочий освобождаются от выполнения обязанностей по основному месту работы.

      7. За членами Совета, являющимися судьями и государственными служащими, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

      Оплата труда членов Совета из числа ученых-юристов и адвокатов производится за счет средств, выделенных Совету из республиканского бюджета, и осуществляется в соответствии с единой системой финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, утверждаемой Правительством Республики Казахстан по согласованию с Президентом Республики Казахстан.

      8. Члены Совета независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан, законам Республики Казахстан и актам Президента Республики Казахстан.

      9. Члены Совета обладают равными правами при решении вопросов, отнесенных к полномочиям Совета.

      10. Полномочия члена Совета прекращаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основаниям:

      1) по собственному желанию;

      2) прекращение гражданства Республики Казахстан, за исключением иностранных экспертов;

      3) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей;

      4) вступление в законную силу решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении принудительных мер медицинского характера;

      5) вступление в законную силу обвинительного приговора, прекращение уголовного дела на досудебной стадии на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

      6) смерть или вступление в законную силу решения суда об объявлении умершим;

      7) прекращение полномочий судьи;

      8) прекращение действия и лишение лицензии на занятие адвокатской деятельностью;

      9) прекращение действия обстоятельств, послуживших основанием для включения в состав Совета;

      10) возникновение иных оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      11. Секретарь Совета не является членом Совета и не обладает правом голоса.

      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 06.04.2016 № 484-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 5. Председатель Совета

      1. Председатель Совета:

      1) возглавляет и обеспечивает общее руководство Советом, а также представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями;

      2) утверждает планы работы Совета по представлению секретаря Совета;

      2-1) утверждает структуру аппарата Совета;

      3) созывает заседания Совета и председательствует на заседаниях Совета;

      4) подписывает рекомендации, заключения, решения и протоколы заседаний Совета;

      5) определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседаниях Совета, по предложению секретаря Совета;

      6) вправе участвовать на пленарном и расширенном пленарном заседаниях Верховного Суда, совещаниях судей, пленарных и расширенных пленарных заседаниях областных судов, заседаниях Союза судей, Комиссии по судейской этике, Судебного жюри, Комиссии по качеству правосудия;

      7) обеспечивает соблюдение регламента Совета;

      8) ведет личный прием граждан;

      9) распределяет обязанности освобожденных от основной работы членов Совета;

      10) издает распоряжения;

      11) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

      2. В случае временного отсутствия Председателя Совета его обязанности распоряжением Председателя возлагаются на одного из освобожденных от основной работы членов Совета.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 6. Полномочия членов Совета

      1. Член Совета вправе:

      1) знакомиться с материалами, представленными на рассмотрение Совета;

      2) принимать участие в исследовании и проверке материалов;

      3) заявлять ходатайства, приводить мотивы и обоснования своим предложениям по рассматриваемым вопросам;

      4) представлять имеющиеся у него документы;

      5) участвовать в принятии решения путем голосования;

      6) проводить выездные встречи с кандидатами в судьи и судьями в регионах;

      7) участвовать в работе пленарных и расширенных пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда, заседаний советов по взаимодействию с судами и органов судейского сообщества, Комиссии по качеству правосудия по вопросам, входящим в компетенцию Совета;

      8) проводить личный прием граждан в пределах компетенции Совета;

      8-1) вносить предложения по перечню вопросов, выносимых для рассмотрения на заседании Совета;

      9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

      2. Член Совета обязан:

      1) принимать участие в заседаниях Совета;

      2) быть беспристрастным и объективным при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Совета;

      3) соблюдать конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни кандидатов в судьи и судей, ставших ему известными в силу выполнения возложенных на него полномочий, а также тайны голосования;

      4) заявлять самоотвод при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания Совета, если он является супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, в отношении которого принимается решение.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 7. Секретарь Совета – руководитель аппарата

      1. Секретарь Совета – руководитель аппарата:

      1) организует деятельность аппарата Совета;

      2) формирует по предложению членов Совета перечень вопросов, выносимых для рассмотрения на предстоящем заседании, и заблаговременно докладывает о них Председателю;

      3) заверяет своей подписью выписки из протоколов заседаний, рекомендаций, заключений и протокольных решений, принятых Советом;

      4) организует при необходимости проверки;

      5) определяет список лиц, приглашаемых на заседание Совета, и обеспечивает их явку;

      6) выполняет распоряжения Председателя и решения Совета;

      7) осуществляет руководство аппаратом Совета: организует, координирует и контролирует работу его подразделений;

      8) организует информационно-аналитическое, организационно-правовое, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности аппарата Совета;

      8-1) организует обеспечение деятельности Судебного жюри и Комиссии по кадровому резерву;

      9) по согласованию с Председателем Совета утверждает положения о структурных подразделениях аппарата;

      10) контролирует соблюдение исполнительской и трудовой дисциплины в аппарате Совета;

      11) осуществляет руководство в сфере государственных закупок Совета, в том числе подписывает счета к оплате;

      12) организует и отвечает за проведение государственных закупок по материально-техническому обеспечению деятельности Совета;

      13) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке назначает на должности и освобождает от должностей руководителей структурных подразделений аппарата Совета;

      14) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Совета;

      15) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования работников аппарата Совета;

      16) решает вопросы дисциплинарной ответственности работников аппарата Совета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;

      17) обеспечивает подготовку бюджетной заявки, представление бюджетной заявки Председателю Совета, а также выполнение иных процедур бюджетного процесса;

      18) обеспечивает разработку и утверждает планы финансирования органа и финансовую отчетность Совета;

      19) представляет Совет во взаимоотношениях с государственными органами и иными организациями в пределах своей компетенции;

      20) в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение требований законодательства Республики Казахстан о противодействии коррупции;

      21) принимает меры, направленные на улучшение организации работы Совета, осуществляет контроль за исполнением решений Совета;

      22) организует работу с обращениями физических и юридических лиц;

      23) выполняет иные организационно-распорядительные функции, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      2. В случае временного отсутствия секретаря Совета его обязанности распоряжением секретаря возлагаются на одного из работников аппарата Совета.

      Сноска. Статья 7 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 3. ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА

Статья 8. Заседания Совета

      1. Заседание Совета правомочно принимать решения при участии в заседании не менее двух третей от общего числа членов Совета.

      2. Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов. Представители общественности и аккредитованные журналисты вправе присутствовать на заседаниях Совета. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседания, решения о проведении которых принимаются большинством голосов членов Совета.

      Закрытые заседания Совета не могут проводиться при рассмотрении вопроса о подведении итогов конкурса на занятие вакантных должностей судей, председателей судебных коллегий и председателей судов, в том числе при обсуждении кандидатур и принятии по ним решений.

      3. Присутствующие на заседании Совета представители общественности и аккредитованные журналисты вправе производить фото-, видеосъемку и аудиозапись, не препятствуя ходу заседания Совета.

      Фото-, видеосъемка и аудиозапись не производятся в случае, если соответствующее заявление поступило от участника заседания, материалы в отношении которого подлежат рассмотрению на заседании Совета.

      4. Совет рассматривает материалы не позднее двухмесячного срока со дня их поступления с обязательным уведомлением заявителя об итогах рассмотрения.

Статья 9. Порядок проведения заседания Совета

      1. Порядок проведения заседаний Совета, а также иные вопросы организации работы Совета, в том числе порядок принятия решений и проведения голосования, определяются регламентом Совета, принимаемым большинством голосов членов Совета.

      2. Рассмотрение материалов на заседании Совета проводится с участием лиц, претендующих на занятие соответствующих должностей или освобождаемых от занимаемых должностей. Отсутствие лица, надлежаще уведомленного о времени и месте проведения заседания, не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу, если не требуется его непосредственное участие.

      3. Присутствие на заседаниях членов Совета обязательно, делегирование ими своих полномочий иным должностным лицам не допускается.

      Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 10. Решения Совета

      1. Решения Совета по кадровым вопросам судов, дисциплинарной ответственности судей и оценке качества их работы принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов, участвующих в заседании, в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается вопрос, а также иных приглашенных лиц.

      Решения Совета по иным, в том числе процедурным вопросам принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании.

      2. Исключен Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

      3. Совет принимает решения в форме заключения, протокольного решения и (или) рекомендации. Члены Совета не вправе воздерживаться от голосования. В случае несогласия с принимаемым решением член Совета вправе письменно изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Совета.

      4. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим.

      5. Совет создает условия для свободного ознакомления всех лиц со своими решениями, которые размещаются на интернет-ресурсе Совета.

      Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 4. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЕМА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ ПРИ СОВЕТЕ

Статья 11. Квалификационная комиссия при Совете

      1. Прием квалификационного экзамена у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний и способности применять их на практике осуществляет Квалификационная комиссия при Совете (далее – Комиссия).

      2. В состав Комиссии входят лица, назначаемые Советом:

      1) председатель Комиссии;

      2) пять специалистов из числа преподавателей права, ученых-юристов;

      3) двое судей, делегируемых Комиссией по качеству правосудия из своего состава, на ротационной основе;

      4) по одному представителю Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, адвокатуры;

      5) иные представители юридической общественности.

      В состав Комиссии могут быть включены иностранные эксперты.

      3. Председатель и члены Комиссии назначаются или делегируются в ее состав сроком на два года. В случае вакансии новый член Комиссии назначается или делегируется не позднее двух месяцев со дня выбытия предыдущего члена Комиссии.

      4. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать профессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом работы по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию.

      5. Председатель и члены Комиссии не вправе участвовать в заседании при рассмотрении вопросов в отношении супругов, близких родственников или свойственников.

      6. Обеспечение деятельности Комиссии осуществляет аппарат Совета.

      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 12. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов

      1. Комиссия проводит свои заседания по приему квалификационных экзаменов по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.

      2. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.

      На заседания Комиссии могут быть приглашены наблюдатели.

      3. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены и приглашенные лица извещаются не позднее чем за десять календарных дней.

      Сноска. Статья 12 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 13. Порядок и условия приема (сдачи)квалификационных экзаменов

      1. Порядок приема документов, сдачи квалификационных экзаменов в Комиссии, обжалования их результатов определяется регламентом Совета.

      2. Прием квалификационных экзаменов у кандидатов в судьи осуществляется после прохождения гражданами специальной проверки.

      3. Лица, ранее работавшие постоянными судьями не менее пяти лет и в течение четырех лет со дня увольнения изъявившие желание вновь занять должность судьи, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".

      4. Лица, окончившие обучение в Академии правосудия при Верховном Суде, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения.

      5. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, указанные в пункте 2 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".

      6. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение четырех лет со дня сдачи экзамена.

      7. Лица, не сдавшие квалификационные экзамены, допускаются к их повторной сдаче не ранее чем через шесть месяцев.

      8. Информация о лицах, сдавших квалификационный экзамен, а также типовые вопросы квалификационного экзамена размещаются на интернет-ресурсе Совета.

      9. Электронная система, посредством которой осуществляется прием одного из этапов экзамена у кандидатов в судьи, должна быть обеспечена соответствующими мерами безопасности, исключающими несанкционированный доступ к информации, нарушение функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации, выведение указанных средств из строя.

      В целях проверки соответствия электронной системы требованиям, указанным в части первой настоящего пункта, может быть проведена независимая оценка, в том числе с привлечением иностранных специалистов.

      10. Процедура сдачи квалификационного экзамена включает в себя:

      психологическое тестирование;

      компьютерное тестирование на знание законодательства Республики Казахстан;

      письменное эссе;

      проверку способности претендента применять имеющиеся знания на практике на основе решения задач, моделирующих ситуации из судебной практики (решение кейсовых задач);

      собеседование с членами Комиссии, которое может совмещаться с одним из этапов квалификационного экзамена.

      Порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается решением Совета.

      Количество, содержание, порядок разработки и перечень вопросов квалификационного экзамена на должность судьи определяются Советом.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 14. Отказ в приеме квалификационных экзаменов

      Решение об отказе в приеме квалификационных экзаменов принимается председателем Комиссии и допускается в случаях, когда кандидаты в судьи не соответствуют требованиям, предъявляемым законодательными актами Республики Казахстан.

      В случае отказа в приеме квалификационных экзаменов председатель Комиссии обязан выдать гражданину в течение месяца со дня подачи заявления или получения результатов специальной проверки, указанной в пункте 2 статьи 13 настоящего Закона, мотивированный ответ.

      Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 15. Порядок и условия полиграфологического исследования

      1. Лица, успешно сдавшие квалификационный экзамен, с учетом результатов психологического тестирования по решению Совета могут быть направлены для прохождения полиграфологического исследования с целью получения дополнительной информации и проверки достоверности сообщаемых сведений.

      2. Основной задачей прохождения исследования является выявление:

      1) противоправных намерений;

      2) скрытых расстройств поведения, негативных зависимостей, употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ, вызывающих психическую и физическую зависимость;

      3) сокрытия или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, наличия двойного гражданства, использования фальшивых документов;

      4) ранее имевшихся фактов совершения коррупционных правонарушений, передачи посторонним лицам секретной или служебной информации;

      5) контактов с запрещенными общественными объединениями, преступными и террористическими организациями или участия в коммерческих структурах, если это ранее не входило в их должностные обязанности;

      6) злоупотребления должностными полномочиями.

      3. Заключение полиграфологического исследования носит рекомендательный характер.

      4. Порядок прохождения полиграфологического исследования определяется Правительством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 15 с изменением, внесенным Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 5. ВЫНЕСЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О НАЗНАЧЕНИИ НА ДОЛЖНОСТЬ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СУДЬИ РАЙОННОГО СУДА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ И СУДЬИ ОБЛАСТНОГО СУДА, СУДЬИ ВЕРХОВНОГО СУДА

      Сноска. Заголовок главы 5 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 16. Конкурс на должность судьи

      1. Рекомендация Совета о назначении на должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда дается по результатам конкурсного рассмотрения.

      2. Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Совета по предложению секретаря Совета на основе графика проведения конкурсов, ежегодно утверждаемого Советом и размещаемого на интернет-ресурсе Совета.

      График проведения конкурсов утверждается в конце предыдущего года и содержит, в том числе следующие сведения:

      1) срок приема документов участников конкурса;

      2) категории вакансий, объявляемых в конкурс (судьи и председатели районных судов, судьи и председатели судебных коллегий областных судов, судьи Верховного Суда).

      3. График составляется с учетом анализа и прогноза сменяемости судей, сроков полномочий председателей и председателей судебных коллегий местных судов, а также имеющихся вакансий.

      Особенности организации работы Совета, основанной на графике проведения конкурсов, определяются регламентом Совета.

      4. Объявление Совета о конкурсе для занятия вакантной должности судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда публикуется аппаратом Совета в сроки, установленные регламентом Совета, но не менее чем за две недели до конкурса, а для занятия должностей председателей районного суда и судебной коллегии областного суда – до истечения срока полномочий председателей районного суда и судебной коллегии областного суда на интернет-ресурсе Совета на казахском и русском языках.

      5. Для участия в конкурсе на должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда необходимо в течение сроков, указанных в объявлении Совета о конкурсе, но не менее чем в течение двух недель со дня опубликования объявления на интернет-ресурсе Совета, подать в аппарат Совета заявление и другие документы, перечень которых установлен регламентом Совета.

      В целях получения полной и объективной информации о личности претендентов аппарат Совета вправе запросить дополнительные сведения о претендентах в правоохранительных органах и их территориальных подразделениях, других государственных органах, коллегиях адвокатов, а также в негосударственных организациях.

      Сноска. Статья 16 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 17. Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда

      1. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность председателя и судьи районного суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям пункта 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", а кандидаты, являющиеся действующими судьями, – требованиям статьи 28 и пункта 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".

      Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда должны быть действующими судьями или иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

      2. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".

      3. Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания областного суда по месту жительства или работы.

      Участники конкурса на должность председателя судебной коллегии областного суда должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания Верховного Суда.

      Участники конкурса на должность судьи областного суда должны получить заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания соответствующего областного суда, а также областного суда по месту жительства или работы.

      В случае, если участники конкурса на должность судьи областного суда работают или проживают в том же регионе, в котором находится суд, на должность судьи которого они претендуют, получение повторного заключения пленарного заседания областного суда не требуется.

      Участники конкурса на должность судьи Верховного Суда должны также получить заключение Совета по взаимодействию с судами по месту жительства или работы.

      Заключения Совета по взаимодействию с судами и пленарного заседания носят рекомендательный характер.

      4. Информация об участниках конкурса, о дате проведения пленарных заседаний, заседания Совета по взаимодействию с судами, а также о принятых ими решениях подлежит размещению на интернет-ресурсе Совета и опубликованию в иных средствах массовой информации.

      Сноска. Статья 17 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 18. Порядок отбора кандидатов на вакантные должности

      1. Конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключающих вмешательство в его деятельность.

      2. Основными критериями отбора кандидатов на вакантные должности судей являются высокий уровень знаний, высокие морально-нравственные качества и безупречная репутация.

      При проведении конкурса на занятие вакантной должности председателя районного суда и председателя судебной коллегии областного суда в дополнение к критериям, указанным в части первой настоящего пункта, также учитываются и организаторские способности.

      Отбор кандидатов на вакантные судейские должности производится также с использованием системы дифференцированных по категориям судейских должностей цифровых и оценочных критериев, в том числе учитывающих работу в суде, прокуратуре, адвокатуре, определяемых Советом, основанных на требованиях, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" и настоящим Законом.

      3. Рассмотрение членами Совета вопроса о занятии вакантных должностей председателей и судей районных судов, председателей судебных коллегий и судей областных судов и судей Верховного Суда непосредственно в ходе заседания Совета осуществляется в следующем порядке:

      1) оглашение сведений о вакантной должности судьи и количестве лиц, претендующих на ее занятие;

      2) обсуждение членами Совета кандидатур, претендующих на занятие вакантной должности судьи;

      3) выдвижение членами Совета кандидатур для голосования;

      4) голосование членов Совета по выдвинутой кандидатуре.

      При необходимости голосование может проводиться тайно;

      5) подведение итогов рассмотрения членами Совета кандидатур на вакантную должность.

      Победителем конкурса на занятие вакантной должности признается кандидат, набравший не менее двух третей голосов членов Совета, принимающих участие в его заседании.

      4. Кандидат, не являющийся действующим судьей и победивший в конкурсе, дополнительно должен пройти обязательную специальную проверку.

      Прохождение специальной проверки организуется аппаратом Совета.

      Кандидаты, имеющие непрерывный стаж государственной службы и проходившие ранее специальную проверку, могут представить соответствующую справку, заверенную кадровой службой.

      Документ о результатах специальной проверки действителен в течение одного года со дня его выдачи.

      5. В случае если по итогам специальной проверки будут установлены сведения, свидетельствующие о начале досудебного расследования в отношении победившего в конкурсе кандидата, в том числе его прекращении в последующем по основаниям, предусмотренным пунктами 1), 2), 5), 6), 7) и 8) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, то в отношении таких кандидатов органами прокуратуры проводится дополнительная проверка с изучением материалов уголовных дел, итоги которой рассматриваются на заседании Совета.

      При наличии оснований, препятствующих назначению на должность председателя или судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда кандидата, прошедшего отбор и рекомендованного Советом к назначению, а также в случае его отказа от назначения на вакантную должность Совет отменяет решение о даче рекомендации и может рекомендовать для назначения на вакантную должность другого кандидата из числа лиц, принявших участие в конкурсе.

      6. Если в результате конкурса не были отобраны кандидаты на представленные вакантные должности, то конкурс по таким вакантным должностям признается несостоявшимся, и:

      1) кандидатам, участвовавшим в конкурсе на судейские должности, но не отобранным на них, с их согласия могут быть предложены другие судейские должности, оставшиеся по итогам конкурса незаполненными;

      2) может быть объявлен повторный конкурс.

      7. По итогам отбора кандидатов на вакантные должности информация о лицах, рекомендованных по итогам конкурса, размещается на интернет-ресурсе Совета.

      Сноска. Статья 18 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 6. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КАНДИДАТУР НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ
СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА

      Сноска. Заголовок главы 6 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 19. Порядок рассмотрения кандидатур на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда

      1. Кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда рассматриваются Советом на альтернативной основе по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им после их рассмотрения пленарным заседанием Верховного Суда.

      2. Кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов рекомендуются, как правило, из числа судей областного суда или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.

      Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляются из числа судей Верховного Суда.

      При этом приоритет при отборе кандидатов на должности председателя областного суда, председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве и обладающим организаторскими способностями.

      3. К представлению Председателя Верховного Суда прилагаются материалы на всех кандидатов, рассмотренных на пленарном заседании соответствующего суда на альтернативной основе.

      4. Совет в обязательном порядке рассматривает на заседании все представленные кандидатуры на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда.

      Сноска. Статья 19 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 20. Условия рассмотрения кандидатур на вакантные должности

      Председатели районных судов, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, председатели судебных коллегий Верховного Суда не могут быть назначены на занимаемую ими должность или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз.

      Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ
СУДА И СУДЬИ

Статья 21. Основания для рассмотрения вопроса об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи либо отказе в освобождении

      1. Основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности является представление Председателя Верховного Суда или решение Судебного жюри. Представление об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности в силу профессиональной непригодности вносится Председателем Верховного Суда в Совет на основании решения Комиссии по качеству правосудия.

      Судебное жюри вносит в Совет решение об освобождении от занимаемых должностей председателя, председателей судебных коллегий суда и судей за совершение ими дисциплинарных проступков или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".

      2. Совет после получения материалов проверяет в порядке, установленном регламентом Совета, содержащиеся в них сведения путем получения письменных объяснений от председателя, председателя судебной коллегии суда, судьи и других лиц, истребования соответствующих документов и ознакомления с ними, получения иной информации от государственных органов, организаций и граждан.

      3. По результатам проверки составляется справка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих и их подписи.

      Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 22. Ознакомление судьи с результатами проверки

      1. Судья, в отношении которого проводилась проверка, должен быть ознакомлен со справкой и материалами проверки. При этом он может дать дополнительные объяснения, ходатайствовать о проверке определенных обстоятельств.

      2. В случае отказа судьи, в отношении которого проводилась проверка, от ознакомления со справкой и материалами проверки, об этом составляется протокол, который подписывают лица, проводившие проверку.

Статья 23. Рассмотрение вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности

      1. При рассмотрении вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого получено представление Председателя Верховного Суда. Неявка председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы.

      2. Решение Совета должно содержать обстоятельства, положенные в основу принятой рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи, либо отказ в ее принятии со ссылкой на конкретные материалы.

      3. Отказ Совета в даче рекомендации об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.

Статья 24. Рассмотрение вопроса об обжаловании решения Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри

      1. Решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри может быть обжаловано судьей в Совет.

      2. При рассмотрении вопроса об обжаловании решения Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри Совет заслушивает объяснение судьи, в отношении которого Комиссией по качеству правосудия или Судебным жюри принято решение. Неявка судьи на заседание Совета без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса. На заседании могут быть выслушаны сообщения других лиц, приглашенных по ходатайству судьи, секретаря Совета, оглашены документы и рассмотрены иные материалы.

      3. По итогам рассмотрения вопроса об обжаловании решения Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри Совет вправе принять одно из следующих решений:

      1) признать решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри обоснованным;

      2) признать решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри необоснованным и отменить его, прекратив производство;

      3) признать решение Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри необоснованным и отменить его, направив на повторное рассмотрение.

      Сноска. Статья 24 в редакции Закона РК от 21.02.2019 № 227-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Заключительные положения

      Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 17 ноября 2008 года "О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 20, ст. 80; 2010 г., № 24, ст. 153; 2012 г., № 5, ст. 39; 2014 г., № 14, ст. 84; № 16, ст. 90; № 22, ст. 128).

Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2016 года.

Президент


Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ