ОГЛАВЛЕНИЕ
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы осуществления государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Казахстан.
Статья 1. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) агропродовольственный рынок - совокупность отношений, связанных с приобретением, реализацией и иными элементами оборота сельскохозяйственной продукции и продуктов ее глубокой переработки;
2) агрометеорологический мониторинг - совокупность мероприятий, направленных на проведение наблюдений наземной агрометеорологической сетью; система сбора, передачи, анализа и обработки информации по планированию агротехнических работ и составление агрометеопрогнозов в интересах сельского хозяйства;
3) агропромышленный комплекс - совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку кадров;
4) субъекты агропромышленного комплекса - физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе;
5) уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития агропромышленного комплекса;
6) информационно-маркетинговая система агропромышленного комплекса - единая система информационных, технических, электронных информационных ресурсов центральных и местных исполнительных органов, а также специализированных организаций, направленная на информационно-маркетинговое и консультационное обеспечение субъектов агропромышленного комплекса;
7) продовольственные товары - сельскохозяйственная, рыбная продукция и продукты их глубокой переработки, а также питьевая вода и соль, которые предназначены для употребления в пищу человеком;
8) физическая доступность продовольственных товаров - наличие продовольственных товаров на всей территории республики в каждый момент времени и в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения;
9) экономическая доступность продовольственных товаров - возможность приобретения населением продовольственных товаров в соответствии с физиологическими нормами потребления при существующих структуре потребления продовольственных товаров, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;
10) государственные ресурсы продовольственных товаров - оперативный запас продовольственных товаров, за исключением зерна, используемый для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности;
11) продовольственная независимость - состояние экономики, при котором государство способно обеспечить физическую доступность продовольственных товаров за счет отечественного производства в случае прекращения их поставок из других государств;
12) адресное субсидирование - финансирование конкретных получателей субсидий на безвозмездной и невозвратной основе, осуществляемое за счет бюджетных средств;
13) сельскохозяйственная продукция - сырье и продукция растениеводства и животноводства, включая пчеловодство, в том числе продукты, полученные посредством их первичной переработки;
14) глубокая переработка сельскохозяйственной продукции - технологический процесс переработки сельскохозяйственной продукции с изменением ее физико-механических свойств;
15) сельскохозяйственная перепись - статистическая операция по сбору информации о структуре и состоянии сельского хозяйства на определенную дату;
16) оптимальное сельское расселение - расположение сельских населенных пунктов, основанное на обеспечении необходимого уровня жизни сельских жителей в соответствии с нормативным уровнем услуг жизнеобеспечения;
17) сельские территории - совокупность сельских населенных пунктов и прилегающих к ним земель;
18) уполномоченный орган в области развития сельских территорий - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития сельских территорий;
19) социальная и инженерная инфраструктура сельских территорий - система объектов жизнеобеспечения, включающая объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, телекоммуникации, связи, дороги, почтово-сберегательную систему, газо-, электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, сбор и утилизацию отходов производства и потребления;
20) социально значимые продовольственные товары - продовольственные товары, предусматривающие удовлетворение потребностей организма человека в основных пищевых веществах и энергии для сохранения активной и здоровой жизни, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
21) ценовая интервенция - проводимые по решению Правительства Республики Казахстан мероприятия по реализации государством продовольственных товаров на внутреннем рынке по фиксированным ценам из государственных ресурсов продовольственных товаров, за исключением зерна, осуществляемые в целях стабилизации внутреннего рынка в случае повышения рыночных цен на данную продукцию выше уровня среднегодовой рыночной цены, сложившейся за предыдущий календарный год с учетом уровня инфляции, определенного в среднесрочном плане социально-экономического развития;
22) космический мониторинг - совокупность мероприятий, направленных на проведение наблюдений за землепользованием; передача информации на основе данных дистанционного зондирования Земли из космоса, ее обработка для оценки и прогноза состояния и продуктивности посевов сельскохозяйственных культур;
23) специализированные организации - организации, акционерами которых являются Правительство Республики Казахстан и (или) национальный управляющий холдинг в сфере агропромышленного комплекса, а также их аффилиированные лица, созданные в целях устойчивого развития отраслей агропромышленного комплекса, обеспечения субъектов агропромышленного комплекса отдельными видами услуг, отсутствующими или слабо предоставленными на конкурентном рынке;
24) государственная техническая инспекция - осуществляемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, государственная регистрация, государственный технический осмотр тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков, регистрация и учет лиц, пользующихся указанными транспортными средствами и прицепами, в том числе по доверенности, прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления ими, надзор за соблюдением правил их эксплуатации;
25) закупочные операции - мероприятия по закупке государством сельскохозяйственной продукции и продуктов ее глубокой переработки на внутреннем и внешних рынках, за исключением зерна, по фиксированным ценам для стабилизации агропродовольственного рынка и обеспечения экспортных поставок, проводимые по решению Правительства Республики Казахстан;
26) сервисно-заготовительный центр - объект, принадлежащий на праве собственности или иных правах сельскому потребительскому кооперативу либо юридическому лицу, одним из участников которого являются один или несколько сельских потребительских кооперативов, и предназначенный для оказания услуг по производству, снабжению, заготовке, хранению, транспортировке и реализации продукции сельского и рыбного хозяйства, по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования;
27) физиологические нормы потребления - утвержденные Правительством Республики Казахстан научно обоснованные нормы потребления продуктов питания с учетом их пищевой и энергетической ценности, при которых полностью удовлетворяется физиологическая потребность здорового человека;
28) фитосанитарная безопасность - состояние защищенности объектов сельскохозяйственного назначения и растениеводческой продукции от вредителей, болезней растений и сорняков;
29) внутренние ресурсы продовольствия - наличие продовольственных товаров, производимых на территории республики, в определенный период времени.
Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
государственном регулировании развития
агропромышленного комплекса и сельских
территорий
1. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цели и принципы государственного
регулирования развития агропромышленного
комплекса и сельских территорий
1. Целями государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий являются:
1) развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни;
2) обеспечение продовольственной безопасности государства;
3) обеспечение устойчивого экономического и социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
4) создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
2. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) приоритетности развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, имеющих потенциал экономического роста;
2) соответствия требованиям международных соглашений по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным нормам;
3) прозрачности мероприятий, осуществляемых государством;
4) адресности в предоставлении мер государственной поддержки;
5) развития конкурентных преимуществ отечественного агропромышленного производства;
6) защищенности внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;
7) разграничения полномочий между уровнями государственного управления;
8) экологической безопасности деятельности агропромышленного комплекса и проживания жителей в сельских населенных пунктах;
9) взаимодействия с общественными объединениями, ассоциациями (союзами) предпринимателей;
10) эффективности мер государственного регулирования;
11) обеспечения необходимого ежегодного объема государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
12) развития оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса.
Глава 2. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области государственного регулирования развития агропромышленного
комплекса и сельских территорий
Статья 4. Компетенция Парламента Республики Казахстан
в области государственного регулирования
развития агропромышленного комплекса и
сельских территорий
В компетенцию Парламента Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входят:
1) принятие законов по регулированию общественных отношений в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;
2) утверждение республиканского бюджета, а также внесение изменений и дополнений в республиканский бюджет;
3) утверждение отчетов Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики
Казахстан в области государственного
регулирования развития агропромышленного
комплекса и сельских территорий
В компетенцию Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входят:
1) разработка основных направлений государственной политики в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
1-1) обеспечение проведения единой государственной политики в области продовольственной безопасности;
1-2) утверждение порядка проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности;
2) утверждение отраслевых (секторальных) программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
3) организация международного сотрудничества в области агропромышленного комплекса и сельских территорий;
4) определение порядка и объемов осуществления закупочных операций и ценовых интервенций;
5) утверждение перечня специализированных организаций, осуществляющих закупочные операции и ценовые интервенции, а также размера их вознаграждения;
6) утверждение объема, структуры, правил формирования, размещения, хранения, использования и освежения запасов государственных ресурсов продовольственных товаров;
7) создание специализированных организаций и определение порядка поддержки агропромышленного комплекса с их участием;
8) обеспечение управления государственными ресурсами продовольственных товаров;
8-1) утверждение перечня социально значимых продовольственных товаров;
8-2) утверждение перечня вредных организмов, борьба с которыми осуществляется за счет бюджетных средств, и порядка проведения мероприятий по борьбе с вредными организмами;
9) утверждение схемы оптимального сельского расселения в соответствии с генеральной схемой организации территории Республики Казахстан;
10) утверждение правил адресного субсидирования с расшифровкой механизма реализации и контроля по программам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
11) утверждение порядка и сроков проведения cельскохозяйственной переписи ;
12) разработка основных направлений технической политики в области агропромышленного комплекса;
13) регулирование земельных отношений, складывающихся в агропромышленном комплексе и сельских территориях, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
14) определение отраслей агропромышленного комплекса для развития оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса;
15) определение размера и порядка предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 8 статьи 18 настоящего Закона.
Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2008 N 111-IV (вводятся в действие с 01.01.2009); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 6. Компетенция уполномоченных органов в области
государственного регулирования развития
агропромышленного комплекса и сельских
территорий
1. В компетенцию уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса входят:
1) реализация политики государства по вопросам агропромышленного комплекса;
2) разработка и реализация государственных, отраслевых (секторальных) программ развития агропромышленного комплекса;
3) разработка и утверждение рекомендуемой схемы специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции;
4) выработка приоритетных направлений межгосударственных экономических связей в области агропромышленного комплекса, реализация международных проектов в области развития агропромышленного комплекса в пределах своей компетенции;
5) организация государственных мероприятий по ветеринарии, защите и карантину растений в соответствии с законами Республики Казахстан;
6) осуществление ветеринарно-санитарного, фитосанитарного и технического контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) разработка мероприятий по переходу отраслей агропромышленного комплекса на международные стандарты;
развития агропромышленного комплекса и реализации государственных и отраслевых программ в данной сфере;
цен и рынков сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
состояния продовольственной безопасности;
состояния и результатов производственно-хозяйственной деятельности по отраслям и видам деятельности, балансов потребления и производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
статистических данных по развитию отраслей агропромышленного комплекса;
10) разработка перечня информации и услуг, подлежащих предоставлению субъектам агропромышленного комплекса на безвозмездной основе;
11) внесение предложений по вопросам совершенствования нормативной правовой базы, ценовой, технической, таможенной, налоговой, кредитной, страховой деятельности, а также в сфере технического регулирования и политики государства в области агропромышленного комплекса;
12) внесение предложений о создании, развитии, реорганизации, ликвидации специализированных организаций;
13) разработка мероприятий по техническому оснащению субъектов агропромышленного комплекса и развитию сельскохозяйственного машиностроения;
14) осуществление государственной технической инспекции в области агропромышленного комплекса;
14-1) осуществление контроля за соблюдением правил эксплуатации тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов;
15) утверждение правил государственной регистрации, правил ежегодного государственного технического осмотра тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости, а также определение порядка регистрации и учета лиц, пользующихся указанными транспортными средствами и прицепами, в том числе по доверенности, порядка приема экзаменов и выдачи удостоверений на право их управления с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков; V075075
16) создание условий для развития системы кредитных товариществ , осуществляющих кредитование в агропромышленном комплексе, для улучшения доступа субъектов агропромышленного комплекса к кредитным ресурсам;
17) организация информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;
18) реализация государственной политики в области научного обеспечения агропромышленного комплекса и подготовки кадров;
19) развитие оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса;
20) утверждение нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;
21) методическое обеспечение деятельности местных исполнительных органов в сфере агропромышленного комплекса;
22) внесение в Правительство Республики Казахстан предложений о выпуске материальных ценностей из государственного резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок и по перечню организаций, участвующих в выпуске материальных ценностей из государственного резерва, объемам и ценам выпускаемых материальных ценностей;
23) организация системы товародвижения продукции агропромышленного комплекса;
24) утверждает отраслевую систему поощрения;
25) утверждает форму обязательства получателя субсидий.
2. В компетенцию уполномоченного органа в области развития сельских территорий входят:
1) реализация государственной политики в области развития сельских территорий;
2) разработка государственных, отраслевых (секторальных) программ развития сельских территорий и ведение мониторинга их реализации;
3) координация деятельности центральных и местных исполнительных органов по вопросам развития сельских территорий;
4) разработка схемы оптимального сельского расселения в соответствии с генеральной схемой организации территории Республики Казахстан;
5) осуществление мониторинга развития системы микрокредитования в сельской местности;
6) разработка совместно с уполномоченными государственными органами нормативов социального и инженерного обустройства сельского населенного пункта;
7) осуществление методического руководства деятельностью местных исполнительных органов в сфере развития сельских территорий;
8) согласование региональных программ, стратегических планов местных исполнительных органов и местных инвестиционных проектов в части развития сельских территорий.
Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 26.07.2007 N 313 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 7. Компетенция местных представительных органов
(маслихатов) и местных исполнительных органов
(акиматов) в области государственного
регулирования развития агропромышленного
комплекса и сельских территорий
1. В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) областей (города республиканского значения, столицы) входят:
1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
2) утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с предусмотрением в нем необходимых объемов финансирования мероприятий в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;
3) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
2. В компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) областей (города республиканского значения, столицы) входят:
1) разработка и представление на утверждение местных представительных органов (маслихатов) региональных программ развития сельских территорий, согласованных с уполномоченным органом в области развития сельских территорий, региональных программ развития агропромышленного комплекса и ведение мониторинга их реализации;
2) разработка предложений по государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса в соответствии с настоящим Законом, государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами и другими нормативными правовыми актами в данной сфере;
3) координация работ по разъяснению субъектам агропромышленного комплекса основных направлений и механизмов государственной агропродовольственной политики и политики по развитию сельских территорий;
4) внесение предложений по разработке среднесрочных планов развития производства сельскохозяйственной продукции;
5) осуществление мер по обеспечению отраслей агропромышленного комплекса специалистами, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса;
6) организация региональных выставок, ярмарок по ассортименту выпускаемой продукции;
7) организация оптовых рынков по торговле продукцией агропромышленного комплекса;
8) проведение мониторинга состояния продовольственной безопасности, цен и рынков продукции агропромышленного комплекса;
9) организация работы комиссий по определению участников программ закупа сельскохозяйственной продукции;
10) организация работы по распространению инновационного опыта в области агропромышленного комплекса;
11) обеспечение строительства, содержания и реконструкции государственных пунктов искусственного осеменения животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, площадок по убою сельскохозяйственных животных, специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;
12) организация приобретения, содержания высококлассных племенных животных и выращивания ремонтного молодняка для расширенного воспроизводства;
12-1) обеспечение удешевления стоимости семян первой, второй и третьей репродукций, реализованных отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям;
12-2) обеспечение проведения мероприятий по борьбе с вредными организмами в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Правительством Республики Казахстан;
13) разработка мероприятий по:
привлечению инвестиций и кредитов банков второго уровня в отрасли агропромышленного комплекса;
созданию условий для становления и развития конкурентоспособных производств, их модернизации и переходу на международные системы менеджмента качества;
развитию прудовых, озерно-товарных, рыбоводных хозяйств и рыбоперерабатывающих предприятий;
созданию условий для роста специализированных животноводческих хозяйств;
14) формирование перечня приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) по развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, согласованных с уполномоченным органом в области развития сельских территорий, и проектов (программ) по развитию агропромышленного комплекса, финансируемых за счет бюджетных средств;
15) создание условий для функционирования и развития информационно-маркетинговой системы агропромышленного комплекса;
16) изучение ситуации на внутреннем и внешнем продовольственных рынках и обеспечение доступа к соответствующей информации субъектов агропромышленного комплекса;
17) предоставление информации о состоянии и развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий в уполномоченные государственные органы по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
3. В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) районов (города областного значения) входят:
1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
2) утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с предусмотрением в нем необходимых объемов финансирования мероприятий в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;
3) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов (акиматов) по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
4) определение мер социальной поддержки специалистов здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также иных мер социальной помощи работникам данных категорий.
4. В компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) районов (города областного значения) входят:
1) разработка программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий и обеспечение их реализации на территории района;
2) осуществление государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса в соответствии с настоящим Законом, государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами и другими нормативными правовыми актами в данной сфере;
3) проведение работы по разъяснению субъектам агропромышленного комплекса основных направлений и механизмов государственной агропродовольственной политики;
4) проведение мониторинга развития сельских территорий и реализации программ в данной сфере;
5) разработка правил содержания и выпаса сельскохозяйственных животных в населенных пунктах;
6) организация проведения идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области ветеринарии, строительства, содержания и реконструкции скотомогильников;
7) проведение сбора оперативной информации в области агропромышленного комплекса и сельских территорий и предоставление ее местному исполнительному органу (акимату) области;
8) организация работы по оказанию мер социальной поддержки специалистов здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
5. В компетенцию акимов района в городе республиканского значения (столицы), городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов входят:
1) внесение предложений местным исполнительным органам (акиматам) районов (города областного значения):
по формированию программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
по правилам содержания и выпаса сельскохозяйственных животных;
2) проведение работы по разъяснению субъектам агропромышленного комплекса основных направлений и механизмов государственной агропродовольственной политики и развития сельских территорий;
3) участие в проведении идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в области ветеринарии;
4) содействие функционированию государственных пунктов искусственного осеменения животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, площадок по убою сельскохозяйственных животных, скотомогильников, специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;
5) осуществление сбора оперативной информации в области агропромышленного комплекса и сельских территории и предоставление ее местным исполнительным органам (акиматам) районов (города областного значения);
6) участие в проведении сельскохозяйственной переписи ;
7) выявление лиц с низким уровнем дохода для участия в программах микрокредитования;
8) организация работы по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке сельских населенных пунктов.
Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2007 N 242 (вводятся в действие со дня его официального опубликования); от 24.12.2008 N 111-IV (вводятся в действие с 01.01.2009); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
в области развития агропромышленного
комплекса и сельских территорий
В компетенцию органов местного самоуправления в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входит обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения в пределах полномочий, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Глава 3. Государственное регулирование развития
агропромышленного комплекса и сельских территорий
Статья 9. Государственное регулирование развития
агропромышленного комплекса и сельских
территорий
1. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий направлено на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции агропромышленного комплекса, формирование эффективной системы предпринимательства, поддержку конкурентных преимуществ отечественной продукции, а также повышение уровня жизни сельского населения через создание условий для развития растениеводства, животноводства, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности, обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, технической оснащенности и других сопутствующих сфер деятельности, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий.
2. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством:
1) развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;
2) субсидирования агропромышленного комплекса;
3) проведения закупочных операций и ценовых интервенций;
4) создания специализированных организаций;
5) регулирования экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;
6) технического оснащения агропромышленного комплекса;
7) информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;
8) научного, нормативно-методического обеспечения и подготовки кадров для агропромышленного комплекса;
9) осуществления инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
10) организации оптимального сельского расселения;
11) обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности;
12) применения мер налогового, бюджетного, таможенно-тарифного, технического регулирования и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
3. Мероприятия по государственному регулированию агропромышленного комплекса и сельских территорий, установленные пунктом 2 настоящей статьи, финансируются по направлениям, предусмотренным в соответствии с:
1) законодательными актами Республики Казахстан;
2) государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами и планами мероприятий по их реализации, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами (акиматами). R090076
Ежегодные объемы финансирования данных мероприятий устанавливаются законом о республиканском бюджете и решениями маслихатов о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
Статья 10. Развитие кредитования в сфере
агропромышленного комплекса и сельских
территорий
1. Государственное регулирование развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством бюджетного кредитования в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан либо участия в формировании или увеличении уставного капитала специализированных организаций.
2. Развитие кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий производится по следующим направлениям с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона:
1) формирование и развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства;
2) лизинг сельскохозяйственной техники и технологического оборудования;
3) организация и кредитование кредитных товариществ, осуществляющих кредитование в агропромышленном комплексе;
4) кредитование несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности;
5) закуп, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
6) организация микрокредитования сельского населения.
Статья 11. Субсидирование агропромышленного комплекса
1. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется в качестве экономического стимулирования развития отраслей агропромышленного комплекса при следующих условиях:
1) экономической эффективности субсидирования, направленного на развитие отраслей агропромышленного комплекса;
2) повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции.
2. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона:
1) удешевление процентных ставок при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса и обеспечении сельскохозяйственной техникой оборудованием;
2) сохранение и развитие генофонда высокоценных сортов растений и пород сельскохозяйственных животных, птиц и рыб;
4) повышение продуктивности и качества продукции животноводства;
5) повышение урожайности и качества продукции растениеводства, удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
5-1) удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости удобрений (за исключением органических);
5-2) удешевление сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости затрат на обработку сельскохозяйственных культур гербицидами, произведенными (формулированными) отечественными производителями;
6) развитие систем управления производством и рынка сельскохозяйственной продукции;
7) развитие племенного животноводства;
8) закладка и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;
8-1) поддержка малообеспеченных слоев населения при приобретении социально значимых продовольственных товаров;
8-2) возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте;
8-3) увеличение доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции;
8-4) удешевление стоимости затрат на транспортные расходы при экспорте сельскохозяйственной продукции, в том числе расходов национальных компаний и их дочерних и зависимых организаций;
9) иные направления субсидирования агропромышленного комплекса, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
3. Приоритетные направления субсидирования определяются среднесрочной фискальной политикой в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами.
4. Адресное субсидирование осуществляется в соответствии с правилами адресного субсидирования при условии:
1) принятия получателем субсидий обязательства по форме, установленной уполномоченными органами в области развития агропромышленного комплекса и в области развития сельских территорий, о представлении органам государственной статистики достоверной государственной статистической отчетности о валовом сборе полученного урожая и ежемесячных его расходах;
2) выполнения получателем субсидий обязанности по формированию государственных ресурсов зерна.
Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2007 N 242 (вводятся в действие со дня его официального опубликования); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 12. Государственное регулирование
агропродовольственных рынков
1. Государственное регулирование агропродовольственных рынков в целях обеспечения продовольственной безопасности и поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется посредством:
1) проведения закупочных операций и ценовых интервенций;
2) защиты внутреннего рынка методами таможенно-тарифного, нетарифного регулирования в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
2. В целях стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции и продуктов ее глубокой переработки государство осуществляет закупочные операции и ценовые интервенции.
3. Порядок и объемы осуществления закупочных операций и ценовых интервенций определяются Правительством Республики Казахстан.
Перечень специализированных организаций, осуществляющих закупочные операции и ценовые интервенции, а также размер их вознаграждения утверждаются Правительством Республики Казахстан.
4. Не допускается осуществление ценовых интервенций по продукции растениеводства в период уборки урожая.
5. Методика определения среднегодовых рыночных цен на продовольственные товары, сложившихся за предыдущий календарный год, а также уровня фиксированных цен на продовольственные товары, закупаемые в государственные ресурсы и реализуемые из государственных ресурсов продовольственных товаров, утверждается уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.
Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 13. Обеспечение ветеринарно-санитарной и
фитосанитарной безопасности
1. Обеспечение ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. В целях соответствия качества и безопасности сельскохозяйственной продукции международным требованиям государством осуществляются следующие мероприятия:
1) проведение ветеринарного и фитосанитарного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) профилактика, диагностика и ликвидация заразных болезней животных по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, по представлению уполномоченного органа в области агропромышленного комплекса;
3) организация государственных пунктов искусственного осеменения животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, площадок по убою сельскохозяйственных животных, скотомогильников, специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;
4) ветеринарные мероприятия, направленные на охрану территории Республики Казахстан и недопущение распространения болезней, общих для животных и человека;
5) фитосанитарные мероприятия, направленные на недопущение распространения вредных и особо опасных вредных организмов, охрану территории Республики Казахстан от карантинных объектов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов их распространения;
6) возмещение ущерба, понесенного субъектами агропромышленного комплекса в результате изъятия и уничтожения животных, продуктов и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья животных и человека.
Статья 14. Техническое обеспечение агропромышленного
комплекса
Государственное регулирование технического обеспечения агропромышленного комплекса осуществляется посредством:
1) организации обновления машинно-тракторного парка и технологического оборудования;
2) развития сети машинно-технологических станций (сервис-центров) и осуществления мониторинга их деятельности;
3) проведения испытаний и обязательной сертификации продукции сельскохозяйственного машиностроения отечественного и зарубежного производства;
4) осуществления государственной технической инспекции.
Статья 15. Информационно-маркетинговое
обеспечение агропромышленного комплекса
1. Информационно-маркетинговое обеспечение агропромышленного комплекса осуществляется посредством:
1) организации информационно-маркетинговой системы агропромышленного комплекса;
1-1) обеспечения агропромышленного комплекса данными агрометеорологического и космического мониторинга;
2) проведения сельскохозяйственной переписи не реже одного раза в десять лет;
3) публикации информационных материалов в средствах массовой информации и издания специализированных сборников, журналов, тематических изданий;
4) содействия созданию и развитию современных информационных технологий и систем;
5) организации выставок-ярмарок и оказания рекламной поддержки продукции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
6) организации обучающих семинаров;
7) предоставления электронных услуг.
2. Перечень информации и услуг, подлежащих предоставлению субъектам агропромышленного комплекса на безвозмездной основе специализированными организациями, определяется уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.
Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2007 N 242 (вводятся в действие со дня его официального опубликования); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 16. Специализированные организации в сфере
агропромышленного комплекса
В целях устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечения субъектов агропромышленного комплекса отдельными видами услуг, отсутствующими или слабо предоставленными на конкурентном рынке, Правительством Республики Казахстан и (или) национальным холдингом в сфере агропромышленного комплекса могут создаваться специализированные организации.
Порядок создания, организационно-правовые формы и задачи специализированных организаций определяются законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Законом РК от 26 июля 2007 года N 313 (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Статья 16-1. Сервисно-заготовительные центры в сфере
агропромышленного комплекса
В целях устойчивого развития агропромышленного комплекса, более эффективного использования производственного потенциала сельскохозяйственных формирований и личных подсобных хозяйств, налаживания прямых устойчивых связей с перерабатывающими предприятиями могут создаваться сервисно-заготовительные центры.
Сноска. Закон дополнен статьей 16-1 в соответствии с Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 17. Научное обеспечение и подготовка кадров для
агропромышленного комплекса
Государственная поддержка научного и кадрового обеспечения развития агропромышленного комплекса осуществляется посредством организации:
1) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) подготовки и переподготовки, аттестации кадров по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса и аграрной науки;
3) распространения и внедрения научных разработок в производство;
4) сохранения и развития генофонда высокоценных сортов растений, пород и видов сельскохозяйственных животных, птиц и рыб;
5) формирования машинно-тракторного парка и обновления технологического оборудования для государственных организаций образования, осуществляющих подготовку кадров для агропромышленного комплекса.
Статья 18. Развитие сельских территорий
1. Государственное регулирование развития сельских территорий направлено на развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни.
2. Государство регулирует развитие сельских территорий посредством:
1) разработки и реализации государственных и региональных программ развития сельских территорий;
2) классификации сельских населенных пунктов по уровню социально-экономического развития и экологического состояния;
3) разработки нормативов обеспеченности сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и экологического состояния сельских населенных пунктов;
состояния обеспеченности сельского населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
экологического состояния сельских населенных пунктов;
5) создания и развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
6) оптимального сельского расселения;
7) стимулирования привлечения в сельские населенные пункты работников здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта.
3. Граждане Республики Казахстан, проживающие в сельских населенных пунктах с неблагоприятными экологическими условиями и низким экономическим потенциалом, имеют право на государственную поддержку при переселении с их согласия в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
4. Специалистам здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта, работающим в сельских населенных пунктах, по решению местных представительных органов (маслихатов) могут устанавливаться повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
5. Социальная помощь на приобретение топлива специалистам государственных организаций здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, предоставляется по решению местных представительных органов (маслихатов) за счет бюджетных средств.
6. Специалисты здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта в целях стимулирования привлечения в сельские населенные пункты обеспечиваются служебным жильем по решению местных исполнительных органов (акиматов).
7. Специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, работающим в государственных организациях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в сельских населенных пунктах, устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению с окладами и тарифными ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.
8. Специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, по решению местных представительных органов (маслихатов) предоставляются подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения жилья.
Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2008 N 111-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 16.07.2009 N 186-IV .
Статья 19. Нормативно-методическое обеспечение
агропромышленного комплекса и сельских
территорий
1. Нормативно-методическое обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется в целях применения научно обоснованных сельскохозяйственных технологий и технологий переработки сельскохозяйственной продукции, роста эффективности сельского хозяйства и обслуживающей его инфраструктуры, выпуска конкурентоспособной продукции, оптимизации бюджетного финансирования, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, роста экономического потенциала сельских населенных пунктов, обеспечения экологической безопасности сельских населенных пунктов и разработки схем оптимального сельского расселения.
2. Нормативно-методическое обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством разработки уполномоченным государственным органом стандартов, нормативов, инструкций, методик и рекомендаций.
Глава 3-1. Государственное регулирование обеспечения
продовольственной безопасности
Сноска. Закон дополнен главой 3-1 в соответствии с Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 19-1. Критерии и основные направления обеспечения
продовольственной безопасности
1. Критериями обеспечения продовольственной безопасности являются:
1) физическая доступность продовольственных товаров;
2) экономическая доступность продовольственных товаров;
3) гарантия безопасности пищевой продукции.
2. Основными направлениями обеспечения продовольственной безопасности являются:
1) создание необходимых условий для насыщения внутреннего агропродовольственного рынка, в том числе путем поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов ее глубокой переработки;
2) мониторинг состояния продовольственной безопасности в отношении внутренних ресурсов продовольствия;
3) прогноз спроса и предложения продовольственных товаров;
4) реализация исполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных программ развития агропромышленного комплекса, направленных на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности;
5) обеспечение безопасности пищевой продукции;
6) взаимодействие центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов с субъектами агропромышленного комплекса.
Статья 19-2. Мониторинг состояния продовольственной
безопасности
1. Мониторинг состояния продовольственной безопасности проводится в отношении:
1) объема производства продовольственных товаров, их товародвижения и наличия запасов;
2) формирования, наличия и использования государственных ресурсов продовольственных товаров;
3) формирования государственных ресурсов зерна;
4) цен на социально значимые продовольственные товары.
2. Мониторинг состояния продовольственной безопасности проводится уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса на основе данных местных исполнительных органов и уполномоченного органа, осуществляющего руководство государственной статистикой, в том числе в режиме реального времени.
3. На основе мониторинга состояния продовольственной безопасности уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса формирует государственные информационные ресурсы в области продовольственной безопасности.
Статья 19-3. Организация обеспечения продовольственной
безопасности
1. Продовольственная безопасность обеспечивается путем:
1) формирования государственных ресурсов продовольственных товаров;
2) формирования государственных ресурсов зерна в соответствии с законодательством Республики Казахстан о зерне;
3) использования государственных ресурсов продовольственных товаров в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
4) мониторинга уровня обеспечения продовольственной безопасности;
5) исключения закупа в государственные ресурсы продовольственных товаров генетически модифицированных пищевых продуктов, продовольственных товаров, содержащих генетически модифицированные организмы.
2. Правительство Республики Казахстан формирует государственные ресурсы продовольственных товаров в соответствии с правилами формирования, размещения, хранения, использования и освежения запасов государственных ресурсов продовольственных товаров, разрабатываемыми уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.
3. Государственные ресурсы продовольственных товаров используются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, для оказания регулирующего воздействия на внутренний агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности.
4. Анализ результатов мониторинга состояния продовольственной безопасности осуществляется на основе данных о производстве, товародвижении, об ассортименте и о ценах на продовольственные товары, представляемых уполномоченным органом, осуществляющим руководство государственной статистикой.
5. Продовольственная независимость Республики Казахстан по видам продовольственных товаров считается не обеспеченной, если их годовое производство в республике составляет менее восьмидесяти процентов годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами потребления.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 20. Международное сотрудничество в области
развития агропромышленного комплекса и
сельских территорий
Международное сотрудничество в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется на основе международных договоров.
Статья 20-1. Ответственность за нарушение
законодательства Республики Казахстан о
государственном регулировании развития
агропромышленного комплекса и сельских
территорий
Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Сноска. Закон дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).
Статья 21. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2006 года.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 13 февраля 1991 г. "О приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г., N 8, ст. 93; Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 13-14, ст. 327; 1995 г., N 20, ст. 120; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 7, ст. 79; N 12, ст. 184; 1999 г., N 8, ст. 247; N 23, ст. 927; 2001 г., N 13-14, ст. 173; 2004 г., N 23, ст. 142).
Президент
Республики Казахстан