О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий

Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года N 66

Обновленный

  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
      Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы осуществления государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Казахстан.

  Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Основные понятия, используемые
                  в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) агропродовольственный рынок - совокупность отношений, связанных с приобретением, реализацией и иными элементами оборота сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

      1-1) агрометеорологический мониторинг - совокупность мероприятий, направленных на проведение наблюдений наземной агрометеорологической сетью; система сбора, передачи, анализа и обработки информации по планированию агротехнических работ и составление агрометеопрогнозов в интересах сельского хозяйства;

      2) агропромышленный комплекс - совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку кадров;

      3) уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития агропромышленного комплекса;

      4) информационно-маркетинговая система агропромышленного комплекса - единая система информационных, технических, технологических ресурсов центральных и местных исполнительных органов, а также специализированных организаций, направленная на информационно-маркетинговое и консультационное обеспечение субъектов агропромышленного комплекса;

      5) субъекты агропромышленного комплекса - физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе;

      6) адресное субсидирование - финансирование конкретных получателей субсидий на безвозмездной и невозвратной основе, осуществляемое за счет средств государственного бюджета;

      7) сельские территории - совокупность сельских населенных пунктов и прилегающих к ним земель;

      8) уполномоченный орган в области развития сельских территорий - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития сельских территорий;

      9) социальная и инженерная инфраструктура сельских территорий - система объектов жизнеобеспечения, включающая объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, телекоммуникации, связи, дороги, почтово-сберегательную систему, газо-, электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, сбор и утилизацию отходов производства и потребления;

      10) оптимальное сельское расселение - расположение сельских населенных пунктов, основанное на обеспечении необходимого уровня жизни сельских жителей в соответствии с нормативным уровнем услуг жизнеобеспечения;

      11) сельскохозяйственная продукция - сырье и продукция растениеводства и животноводства, включая пчеловодство, в том числе продукты, полученные посредством их первичной переработки;

      12) сельскохозяйственная перепись - статистическая операция по сбору информации о структуре и состоянии сельского хозяйства на определенную дату;

      13) ценовая интервенция - проводимые по решению Правительства Республики Казахстан мероприятия по реализации государством сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке по фиксированным ценам из государственных ресурсов, осуществляемые в целях стабилизации внутреннего рынка в случае повышения рыночных цен на данную продукцию выше уровня средней годовой рыночной цены, сложившейся за предыдущий календарный год с учетом уровня инфляции, определенного в среднесрочном плане социально-экономического развития;

      13-1) космический мониторинг - совокупность мероприятий, направленных на проведение наблюдений за землепользованием; передача информации на основе данных дистанционного зондирования Земли из космоса, ее обработка для оценки и прогноза состояния и продуктивности посевов сельскохозяйственных культур;

      14) специализированные организации - организации, создаваемые Правительством Республики Казахстан в целях устойчивого развития отраслей агропромышленного комплекса, обеспечения субъектов агропромышленного комплекса отдельными видами услуг, отсутствующими или слабо предоставленными на конкурентном рынке;

      15) государственная техническая инспекция - осуществляемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, государственная регистрация, государственный технический осмотр тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков, регистрация и учет лиц, пользующихся указанными транспортными средствами и прицепами, в том числе по доверенности, прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления ими;

      16) закупочные операции - мероприятия по закупке государством сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке по фиксированным ценам для его стабилизации и обеспечения экспортных поставок, проводимые по решению Правительства Республики Казахстан;

      17) фитосанитарная безопасность - состояние защищенности объектов сельскохозяйственного назначения и растениеводческой продукции от вредителей, болезней растений и сорняков.
       Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 27 марта 2007 года N  242  (вводится в действие со дня его официального опубликования).

        Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                государственном регулировании развития
                агропромышленного комплекса и сельских
                территорий

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий основывается на  Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

        Статья 3. Цели и принципы государственного
                регулирования развития агропромышленного
                комплекса и сельских территорий

      1. Целями государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий являются:

      1) развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни;

      2) обеспечение продовольственной безопасности государства;

      3) обеспечение устойчивого экономического и социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      4) создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

      2. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:

      1) приоритетности развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, имеющих потенциал экономического роста;

      2) соответствия требованиям международных соглашений по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным нормам;

      3) прозрачности мероприятий, осуществляемых государством;

      4) адресности в предоставлении мер государственной поддержки;

      5) развития конкурентных преимуществ отечественного агропромышленного производства;

      6) защищенности внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

      7) разграничения полномочий между уровнями государственного управления;

      8) экологической безопасности деятельности агропромышленного комплекса и проживания жителей в сельских населенных пунктах;

      9) взаимодействия с общественными объединениями, ассоциациями (союзами) предпринимателей;

      10) эффективности мер государственного регулирования;

      11) обеспечения необходимого ежегодного объема государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      12) развития оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса.

  Глава 2. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области государственного регулирования развития агропромышленного
 комплекса и сельских территорий

        Статья 4. Компетенция Парламента Республики Казахстан
                в области государственного регулирования
                развития агропромышленного комплекса и
                сельских территорий

      В компетенцию Парламента Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входят:

      1) принятие законов по регулированию общественных отношений в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) утверждение республиканского бюджета, а также внесение изменений и дополнений в республиканский бюджет;

      3) утверждение отчетов Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета.

        Статья 5. Компетенция Правительства Республики
                Казахстан в области государственного
                регулирования развития агропромышленного
                комплекса и сельских территорий

      В компетенцию Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входят:

      1) разработка основных направлений государственной политики в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) утверждение отраслевых (секторальных)  программ  развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      3) организация международного сотрудничества в области агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      4) определение порядка и объемов осуществления закупочных операций и ценовых интервенций;

      5) утверждение  перечня  специализированных организаций, осуществляющих закупочные операции и ценовые интервенции, а также размера их вознаграждения;

      6) утверждение  объема , структуры,  правил  формирования, хранения и использования государственных ресурсов сельскохозяйственной продукции;

      7) создание специализированных организаций и определение  порядка  поддержки агропромышленного комплекса с их участием;

      8) обеспечение управления государственными ресурсами сельскохозяйственной продукции;

      9) утверждение схемы оптимального сельского расселения в соответствии с генеральной схемой организации территории Республики Казахстан;

      10) утверждение  правил  адресного субсидирования с расшифровкой механизма реализации и контроля по программам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      11) утверждение порядка и сроков проведения  cельскохозяйственной переписи ;

      12) разработка основных направлений технической политики в области агропромышленного комплекса;

      13) регулирование земельных отношений, складывающихся в агропромышленном комплексе и сельских территориях, в соответствии с  законодательством  Республики Казахстан;   

      14) определение отраслей агропромышленного комплекса для развития оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса.

        Статья 6. Компетенция уполномоченных органов в области
                государственного регулирования развития
                агропромышленного комплекса и сельских
                территорий

      1. В компетенцию  уполномоченного   органа  в области развития агропромышленного комплекса входят:

      1) реализация политики государства по вопросам агропромышленного комплекса;

      2) разработка и реализация государственных, отраслевых (секторальных) программ развития агропромышленного комплекса;

      3) разработка и утверждение рекомендуемой схемы специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции;

      4) выработка приоритетных направлений межгосударственных экономических связей в области агропромышленного комплекса, реализация международных проектов в области развития агропромышленного комплекса в пределах своей компетенции;

      5) организация государственных мероприятий по ветеринарии, защите и карантину растений в соответствии с  законами  Республики Казахстан;   

      6) осуществление ветеринарного и фитосанитарного контроля в соответствии с  законодательством  Республики Казахстан;   

      7) разработка мероприятий по переходу отраслей агропромышленного комплекса на международные стандарты;

      8) проведение мониторинга:

      развития агропромышленного комплекса и реализации государственных и отраслевых программ в данной сфере;

      проведения полевых работ;

      цен и рынков сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

      9) анализ:

      состояния и результатов производственно-хозяйственной деятельности по отраслям и видам деятельности, балансов потребления и производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

      статистических данных по развитию отраслей агропромышленного комплекса;

      10) разработка перечня информации и услуг, подлежащих предоставлению субъектам агропромышленного комплекса на безвозмездной основе;

      11) внесение предложений по вопросам ценовой, технической, таможенной, налоговой, кредитной, страховой деятельности, а также в сфере технического регулирования и политики государства в области агропромышленного комплекса;

      12) внесение предложений о создании, развитии, реорганизации, ликвидации специализированных организаций;

      13) разработка мероприятий по техническому оснащению субъектов агропромышленного комплекса и развитию сельскохозяйственного машиностроения;

      14) осуществление государственной  технической инспекции  в области агропромышленного комплекса;

      15) утверждение  правил  государственной регистрации,  правил  ежегодного государственного технического осмотра тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости, а также определение порядка регистрации и учета лиц, пользующихся указанными транспортными средствами и прицепами, в том числе по доверенности,  порядка  приема экзаменов и выдачи удостоверений на право их управления с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков;

      16) создание условий для развития системы  кредитных товариществ , осуществляющих кредитование в агропромышленном комплексе, для улучшения доступа субъектов агропромышленного комплекса к кредитным ресурсам;

      17) организация информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;

      18) реализация государственной политики в области научного обеспечения агропромышленного комплекса и подготовки кадров;

      19) развитие оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса;

      20) утверждение нормативных правовых актов в пределах своей компетенции;

      21) методическое обеспечение деятельности местных исполнительных органов в сфере агропромышленного комплекса.

      2. В компетенцию  уполномоченного органа  в области развития сельских территорий входят:

      1) реализация государственной политики в области развития сельских территорий;

      2) разработка государственных, отраслевых (секторальных)  программ  развития сельских территорий и ведение мониторинга их реализации;

      3) координация деятельности центральных и местных исполнительных органов по вопросам развития сельских территорий;

      4) разработка схемы оптимального сельского расселения в соответствии с генеральной схемой организации территории Республики Казахстан;    

      5) осуществление мониторинга развития системы  микрокредитования  в сельской местности;

      6) разработка совместно с уполномоченными государственными органами нормативов социального и инженерного обустройства сельского населенного пункта;

      7) осуществление методического руководства деятельностью местных исполнительных органов в сфере развития сельских территорий.

        Статья 7. Компетенция местных представительных органов
                (маслихатов) и местных исполнительных органов
                (акиматов) в области государственного
                регулирования развития агропромышленного
                комплекса и сельских территорий

      1. В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) областей (города республиканского значения, столицы) входят:

      1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с предусмотрением в нем необходимых объемов финансирования мероприятий в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      3) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.

      2. В компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) областей (города республиканского значения, столицы) входят:

      1) разработка и представление на утверждение местных представительных органов (маслихатов) региональных программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, ведение мониторинга их реализации;

      2) разработка предложений по государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса в соответствии с настоящим Законом, государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами и другими нормативными правовыми актами в данной сфере;

      3) координация работ по разъяснению субъектам агропромышленного комплекса основных направлений и механизмов государственной агропродовольственной политики и политики по развитию сельских территорий;

      4) внесение предложений по разработке среднесрочных планов развития производства сельскохозяйственной продукции;

      5) осуществление мер по обеспечению отраслей агропромышленного комплекса специалистами, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса;

      6) организация региональных выставок, ярмарок по ассортименту выпускаемой продукции;

      7) организация оптовых рынков по торговле продукцией агропромышленного комплекса;

      8) проведение мониторинга цен и рынков продукции агропромышленного комплекса;

      9) организация работы комиссий по определению участников программ закупа сельскохозяйственной продукции;

      10) организация работы по распространению инновационного опыта в области агропромышленного комплекса;

      11) обеспечение строительства, содержания и реконструкции государственных пунктов искусственного осеменения животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, площадок по убою сельскохозяйственных животных, специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;

      12) организация приобретения, содержания высококлассных племенных животных и выращивания ремонтного молодняка для расширенного воспроизводства;
      12-1) обеспечение удешевления стоимости семян первой, второй и третьей репродукций, реализованных отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям;

      13) разработка мероприятий по:

      привлечению инвестиций и кредитов банков второго уровня в отрасли агропромышленного комплекса;

      созданию условий для становления и развития конкурентоспособных производств, их модернизации и переходу на международные системы менеджмента качества;

      развитию прудовых, озерно-товарных, рыбоводных хозяйств и рыбоперерабатывающих предприятий;

      созданию условий для роста специализированных животноводческих хозяйств;

      14) формирование перечня приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) по развитию агропромышленного комплекса, социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, финансируемых за счет бюджетных средств;

      15) создание условий для функционирования и развития информационно-маркетинговой системы агропромышленного комплекса;

      16) изучение ситуации на внутреннем и внешнем продовольственных рынках и обеспечение доступа к соответствующей информации субъектов агропромышленного комплекса;

      17) предоставление информации о состоянии и развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий в уполномоченные государственные органы по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.

      3. В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) районов (города областного значения) входят:

      1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с предусмотрением в нем необходимых объемов финансирования мероприятий в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      3) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов (акиматов) по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.

      4. В компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) районов (города областного значения) входят:

      1) разработка программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий и обеспечение их реализации на территории района;

      2) осуществление государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса в соответствии с настоящим Законом, государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами и другими нормативными правовыми актами в данной сфере;

      3) проведение работы по разъяснению субъектам агропромышленного комплекса основных направлений и механизмов государственной агропродовольственной политики;

      4) проведение мониторинга развития сельских территорий и реализации программ в данной сфере;

      5) разработка правил содержания и выпаса сельскохозяйственных животных в населенных пунктах;

      6) организация проведения идентификации сельскохозяйственных животных в порядке,  установленном  уполномоченным государственным органом в области ветеринарии, строительства, содержания и реконструкции скотомогильников;

      7) проведение сбора оперативной информации в области агропромышленного комплекса и сельских территорий и предоставление ее местному исполнительному органу (акимату) области.

      5. В компетенцию акимов района в городе республиканского значения (столицы), городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов входят:

      1) внесение предложений местным исполнительным органам (акиматам) районов (города областного значения):

      по формированию программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      по правилам содержания и выпаса сельскохозяйственных животных;

      2) проведение работы по разъяснению субъектам агропромышленного комплекса основных направлений и механизмов государственной агропродовольственной политики и развития сельских территорий;

      3) участие в проведении идентификации сельскохозяйственных животных в порядке,  установленном  уполномоченным государственным органом в области ветеринарии;

      4) содействие функционированию государственных пунктов искусственного осеменения животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, площадок по убою сельскохозяйственных животных, скотомогильников, специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;

      5) осуществление сбора оперативной информации в области агропромышленного комплекса и сельских территории и предоставление ее местным исполнительным органам (акиматам) районов (города областного значения);

      6) участие в проведении  сельскохозяйственной переписи ;

      7) выявление лиц с низким уровнем дохода для участия в программах микрокредитования;

      8) организация работы по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке сельских населенных пунктов.
       Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными Законом РК от 27 марта 2007 года N  242  (вводится в действие со дня его официального опубликования).

        Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
                в области развития агропромышленного
                комплекса и сельских территорий
 
      В компетенцию органов местного самоуправления в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входит обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения в пределах полномочий, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

  Глава 3. Государственное регулирование развития
агропромышленного комплекса и сельских территорий

        Статья 9. Государственное регулирование развития
                агропромышленного комплекса и сельских
                территорий

      1. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий направлено на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции агропромышленного комплекса, формирование эффективной системы предпринимательства, поддержку конкурентных преимуществ отечественной продукции, а также повышение уровня жизни сельского населения через создание условий для развития растениеводства, животноводства, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности, обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, технической оснащенности и других сопутствующих сфер деятельности, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий.

      2. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством:

      1) развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) субсидирования агропромышленного комплекса;

      3) проведения закупочных операций и ценовых интервенций;

      4) создания специализированных организаций;

      5) регулирования экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;

      6) технического оснащения агропромышленного комплекса;

      7) информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;

      8) научного, нормативно-методического обеспечения и подготовки кадров для агропромышленного комплекса;

      9) осуществления инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

      10) организации оптимального сельского расселения;

      11) обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности;

      12) применения мер налогового, бюджетного, таможенно-тарифного, технического регулирования и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      3. Мероприятия по государственному регулированию агропромышленного комплекса и сельских территорий, установленные пунктом 2 настоящей статьи, финансируются по направлениям, предусмотренным в соответствии с:

      1) законодательными актами Республики Казахстан;

      2) государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами и планами мероприятий по их реализации, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами (акиматами).

      Ежегодные объемы финансирования данных мероприятий устанавливаются законом о республиканском бюджете и решениями маслихатов о местном бюджете на соответствующий финансовый год.

        Статья 10. Развитие кредитования в сфере
                 агропромышленного комплекса и сельских
                 территорий

      1. Государственное регулирование развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством бюджетного кредитования в соответствии с бюджетным  законодательством  Республики Казахстан либо участия в формировании или увеличении уставного капитала специализированных организаций.

      2. Развитие кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий производится по следующим направлениям с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона:

      1) формирование и развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства;

      2)  лизинг  сельскохозяйственной техники и технологического оборудования;

      3) организация и кредитование кредитных товариществ, осуществляющих кредитование в агропромышленном комплексе;

      4) кредитование несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности;

      5) закуп, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

      6) организация микрокредитования сельского населения.

       Статья 11. Субсидирование агропромышленного комплекса
 
      1. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется в качестве экономического стимулирования развития отраслей агропромышленного комплекса при следующих условиях:

      1) экономической эффективности субсидирования, направленного на развитие отраслей агропромышленного комплекса;

      2) повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции.

      2. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона:

      1) удешевление процентных ставок при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса и обеспечении сельскохозяйственной техникой оборудованием;

      2) сохранение и развитие генофонда высокоценных сортов растений и пород сельскохозяйственных животных, птиц и рыб;

      3) развитие семеноводства;

      4) повышение продуктивности и качества продукции животноводства;

      5) повышение урожайности и качества продукции растениеводства, удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования на один гектар пашни по определяемым Правительством Республики Казахстан приоритетным культурам;

      6) развитие систем управления производством и рынка сельскохозяйственной продукции;

      7) развитие племенного животноводства;

      8) закладка и выращивание посадочного материала многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;

      9) иные направления субсидирования агропромышленного комплекса, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

      3. Приоритетные направления субсидирования определяются среднесрочной фискальной политикой в соответствии с  законодательными актами  Республики Казахстан, государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами.
       Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными Законом РК от 27 марта 2007 года N  242  (вводится в действие со дня его официального опубликования).

        Статья 12. Государственное регулирование
                 агропродовольственных рынков

      1. Государственное регулирование агропродовольственных рынков в целях обеспечения продовольственной безопасности и поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется посредством:

      1) проведения закупочных операций и ценовых интервенций;

      2) защиты внутреннего рынка методами таможенно-тарифного, нетарифного регулирования в соответствии с  законодательными актами  Республики Казахстан.

      2. В целях стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции государство осуществляет закупочные операции и ценовые интервенции.

      3. Порядок и объемы осуществления закупочных операций и ценовых интервенций  определяются  Правительством Республики Казахстан.

       Перечень  специализированных организаций, осуществляющих закупочные операции и ценовые интервенции, а также размер их вознаграждения утверждаются Правительством Республики Казахстан.

      4. Не допускается осуществление ценовых интервенций по продукции растениеводства в период уборки урожая.

      5. Методика определения среднегодовой рыночной цены на сельскохозяйственную продукцию, сложившейся за предыдущий календарный год, а также уровень фиксированных цен на закупаемую и реализуемую сельскохозяйственную продукцию утверждаются уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.

        Статья 13. Обеспечение ветеринарно-санитарной и
                 фитосанитарной безопасности

      1. Обеспечение ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности осуществляется в соответствии с  законодательством  Республики Казахстан.      

      2. В целях соответствия качества и безопасности сельскохозяйственной продукции международным требованиям государством осуществляются следующие мероприятия:

      1) проведение ветеринарного и фитосанитарного контроля в соответствии с  законодательством  Республики Казахстан;   

      2) профилактика, диагностика и ликвидация заразных болезней животных по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, по представлению уполномоченного органа в области агропромышленного комплекса;

      3) организация государственных пунктов искусственного осеменения животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, площадок по убою сельскохозяйственных животных, скотомогильников, специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;

      4) ветеринарные мероприятия, направленные на охрану территории Республики Казахстан и недопущение распространения болезней, общих для животных и человека;

      5) фитосанитарные мероприятия, направленные на недопущение распространения вредных и особо опасных вредных организмов, охрану территории Республики Казахстан от карантинных объектов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов их распространения;

      6) возмещение ущерба, понесенного субъектами агропромышленного комплекса в результате изъятия и уничтожения животных, продуктов и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья животных и человека.

        Статья 14. Техническое обеспечение агропромышленного
                 комплекса
 
      Государственное регулирование технического обеспечения агропромышленного комплекса осуществляется посредством:

      1) организации обновления машинно-тракторного парка и технологического оборудования;

      2) развития сети машинно-технологических станций (сервис-центров) и осуществления мониторинга их деятельности;

      3) проведения испытаний и обязательной сертификации продукции сельскохозяйственного машиностроения отечественного и зарубежного производства;

      4) осуществления государственной технической инспекции.

        Статья 15. Информационно-маркетинговое
                 обеспечение агропромышленного комплекса

      1. Информационно-маркетинговое обеспечение агропромышленного комплекса осуществляется посредством:

      1) организации информационно-маркетинговой системы агропромышленного комплекса;
      1-1) обеспечения агропромышленного комплекса данными агрометеорологического и космического мониторинга;

      2) проведения сельскохозяйственной переписи не реже одного раза в десять лет;

      3) публикации информационных материалов в средствах массовой информации и издания специализированных сборников, журналов, тематических изданий;

      4) содействия созданию и развитию современных информационных технологий и электронных торгов;

      5) организации выставок-ярмарок и оказания рекламной поддержки продукции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

      6) организации обучающих семинаров.

      2. Перечень информации и услуг, подлежащих предоставлению субъектам агропромышленного комплекса на безвозмездной основе специализированными организациями, определяется уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.
       Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 27 марта 2007 года N  242  (вводится в действие со дня его официального опубликования).

        Статья 16. Специализированные организации в сфере
                 агропромышленного комплекса

      В целях устойчивого развития агропромышленного комплекса, обеспечения субъектов агропромышленного комплекса отдельными видами услуг, отсутствующими или слабо предоставленными на конкурентном рынке, Правительством Республики Казахстан могут создаваться специализированные организации.

      Порядок создания, организационно-правовые формы и задачи специализированных организаций определяются  законодательством   Республики Казахстан.

        Статья 17. Научное обеспечение и подготовка кадров для
                 агропромышленного комплекса

      Государственная поддержка научного и кадрового обеспечения развития агропромышленного комплекса осуществляется посредством организации:

      1) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

      2) подготовки и переподготовки, аттестации кадров по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса и аграрной науки;

      3) распространения и внедрения научных разработок в производство;

      4) сохранения и развития генофонда высокоценных сортов растений, пород и видов сельскохозяйственных животных, птиц и рыб;

      5) формирования машинно-тракторного парка и обновления технологического оборудования для государственных организаций образования, осуществляющих подготовку кадров для агропромышленного комплекса.

       Статья 18. Развитие сельских территорий

      1. Государственное регулирование развития сельских территорий направлено на развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни.

      2. Государство регулирует развитие сельских территорий посредством:

      1) разработки и реализации государственных и региональных программ развития сельских территорий;

      2) классификации сельских населенных пунктов по уровню социально-экономического развития и экологического состояния;

      3) разработки нормативов обеспеченности сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и экологического состояния сельских населенных пунктов;

      4) осуществления мониторинга:

      состояния обеспеченности сельского населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

      экологического состояния сельских населенных пунктов;

      5) создания и развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

      6) оптимального сельского расселения;

      7) стимулирования привлечения в сельские населенные пункты работников здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта.

      3. Граждане Республики Казахстан, проживающие в сельских населенных пунктах с неблагоприятными экологическими условиями и низким экономическим потенциалом, имеют право на государственную поддержку при переселении с их согласия в соответствии с  законодательными   актами  Республики Казахстан.

      4. Специалистам здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта, работающим в сельских населенных пунктах, по решению местных представительных органов (маслихатов) могут устанавливаться повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

      5. Социальная помощь на приобретение топлива специалистам государственных организаций здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, предоставляется по решению местных представительных органов (маслихатов) за счет бюджетных средств.

      6. Специалисты здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и спорта в целях стимулирования привлечения в сельские населенные пункты обеспечиваются служебным жильем по решению местных исполнительных органов (акиматов).

        Статья 19. Нормативно-методическое обеспечение
                 агропромышленного комплекса и сельских
                 территорий

      1. Нормативно-методическое обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется в целях применения научно обоснованных сельскохозяйственных технологий и технологий переработки сельскохозяйственной продукции, роста эффективности сельского хозяйства и обслуживающей его инфраструктуры, выпуска конкурентоспособной продукции, оптимизации бюджетного финансирования, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, роста экономического потенциала сельских населенных пунктов, обеспечения экологической безопасности сельских населенных пунктов и разработки схем оптимального сельского расселения.

      2. Нормативно-методическое обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством разработки уполномоченным государственным органом стандартов нормативов, инструкций, методик и рекомендаций.

  Глава 4. Заключительные положения

        Статья 20. Международное сотрудничество в области
                 развития агропромышленного комплекса и
                 сельских территорий

      Международное сотрудничество в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется на основе международных договоров.

       Статья 21. Заключительные положения

      1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2006 года.

      2. Признать утратившим силу  Закон  Республики Казахстан от 13 февраля 1991 г. "О приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г., N 8, ст. 93; Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 13-14, ст. 327; 1995 г., N 20, ст. 120; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 7, ст. 79; N 12, ст. 184; 1999 г., N 8, ст. 247; N 23, ст. 927; 2001 г., N 13-14, ст. 173; 2004 г., N 23, ст. 142).

       Президент
      Республики Казахстан