О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий

Закон Республики Казахстан от 8 июля 2005 года N 66

Обновленный

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
 
      Настоящий Закон определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы осуществления государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Казахстан.

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Основные понятия, используемые
                 в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) агропродовольственный рынок - совокупность отношений, связанных с приобретением, реализацией и иными элементами оборота сельскохозяйственной продукции и продуктов ее глубокой переработки;
      2) агрометеорологический мониторинг - совокупность мероприятий, направленных на проведение наблюдений наземной агрометеорологической сетью; система сбора, передачи, анализа и обработки информации по планированию агротехнических работ и составление агрометеопрогнозов в интересах сельского хозяйства;
      3) агропромышленный комплекс - совокупность отраслей экономики, включающих производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, а также пищевую промышленность, сопутствующие производства и сферы деятельности, обеспечивающие их современной техникой, технологическим оборудованием, деньгами, информационными и другими ресурсами, ветеринарно-санитарную и фитосанитарную безопасность, научное обеспечение и подготовку кадров;
      4) субъекты агропромышленного комплекса - физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе;
      5) уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития агропромышленного комплекса, за исключением развития рыбного хозяйства;
      6) информационно-маркетинговая система агропромышленного комплекса - единая система информационных, технических, электронных информационных ресурсов центральных и местных исполнительных органов, а также специализированных организаций, направленная на информационно-маркетинговое и консультационное обеспечение субъектов агропромышленного комплекса;
      6-1) агротехнические (культуртехнические) мелиоративные мероприятия – комплекс технических мероприятий по коренному улучшению земель, который включает в себя:
      расчистку мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, камней и иных предметов;
      глубокое рыхление, пескование, землевание, плантаж, глинование;
      почвозащитные мероприятия;
      6-2) агрохимикаты – удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв (за исключением торфа, органических удобрений, природных материалов, обладающих свойствами мелиорантов);
      6-3) государственная регистрация агрохимикатов – процедура, завершающая процесс испытания агрохимикатов, по результатам которой физическим и юридическим лицам выдается регистрационное удостоверение на право применения агрохимикатов на территории Республики Казахстан;
      7) продовольственные товары - сельскохозяйственная, рыбная продукция и продукты их глубокой переработки, а также питьевая вода и соль, которые предназначены для употребления в пищу человеком;
      8) физическая доступность продовольственных товаров - наличие продовольственных товаров на всей территории республики в каждый момент времени и в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения;
      9) экономическая доступность продовольственных товаров - возможность приобретения населением продовольственных товаров в соответствии с физиологическими нормами потребления при существующих структуре потребления продовольственных товаров, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и льгот;
      10) региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров - оперативный запас продовольственных товаров, за исключением зерна, созданный для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности на территории областей, городов республиканского значения, столицы;
      10-1) освежение регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров - реализация продовольственных товаров по фиксированным ценам до истечения сроков их хранения (не менее одного месяца) с последующей или одновременной закладкой равного количества и аналогичного качества продовольственных товаров;
      10-2) формирование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – закупочные интервенции, размещение и хранение продовольственных товаров в региональном стабилизационном фонде продовольственных товаров;
      10-3) использование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – реализация продовольственных товаров из регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров с целью проведения товарных интервенций и освежения регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров;
      10-4) фиксированные цены на продовольственные товары – цены на продовольственные товары, устанавливаемые для закупки продовольственных товаров в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров и их реализации из регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров, определяемые комиссией по управлению региональным стабилизационным фондом продовольственных товаров;
      11) продовольственная независимость - состояние экономики, при котором государство способно обеспечить физическую доступность продовольственных товаров за счет отечественного производства в случае прекращения их поставок из других государств;
      12) исключен Законом РК от 26.01.2011 № 400-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования);
      12-1) агрохимическое обслуживание сельскохозяйственного производства – деятельность, осуществляемая государственным учреждением, определяемым Правительством Республики Казахстан, в соответствии с настоящим Законом;
      13) сельскохозяйственная продукция - сырье и продукция растениеводства и животноводства, включая пчеловодство, в том числе продукты, полученные посредством их первичной переработки;
      14) глубокая переработка сельскохозяйственной продукции - технологический процесс переработки сельскохозяйственной продукции с изменением ее физико-механических свойств;
      15) сельскохозяйственная перепись - национальная перепись, проводимая в целях сбора информации о структуре и состоянии сельского хозяйства на определенную дату;
      16) оптимальное сельское расселение - расположение сельских населенных пунктов, основанное на обеспечении необходимого уровня жизни сельских жителей в соответствии с нормативным уровнем услуг жизнеобеспечения;
      17) сельские территории - совокупность сельских населенных пунктов и прилегающих к ним земель;
      18) уполномоченный орган в области развития сельских территорий - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития сельских территорий;
      19) социальная и инженерная инфраструктура сельских территорий  - система объектов жизнеобеспечения, включающая объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, телекоммуникации, связи, дороги, почтово-сберегательную систему, газо-, электро-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, сбор и утилизацию отходов производства и потребления;
      20) социально значимые продовольственные товары - продовольственные товары, предусматривающие удовлетворение потребностей организма человека в основных пищевых веществах и энергии для сохранения активной и здоровой жизни, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
      21) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012);
      22) космический мониторинг - совокупность мероприятий, направленных на проведение наблюдений за землепользованием; передача информации на основе данных дистанционного зондирования Земли из космоса, ее обработка для оценки и прогноза состояния и продуктивности посевов сельскохозяйственных культур;
      22-1) инвестиционные вложения – затраты, направленные на создание новых или расширение действующих производственных мощностей;
      22-2) гарантированная закупочная цена – цена, по которой осуществляется закуп сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, устанавливаемая с учетом себестоимости и рентабельности;
      22-3) перерабатывающие предприятия – субъекты агропромышленного комплекса, осуществляющие первичную и (или) глубокую переработку сельскохозяйственной продукции;
      23) специализированная организация - организация, созданная по решению Правительства Республики Казахстан, местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы или национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса в целях устойчивого развития отраслей агропромышленного комплекса, обеспечения субъектов агропромышленного комплекса отдельными видами услуг, отсутствующими или слабо предоставленными на конкурентном рынке, или созданная для содействия развитию экономики регионов (социально-предпринимательские корпорации);
      23-1) мелиорированные земли – земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия;
      24) государственная техническая инспекция - осуществляемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, государственная регистрация, государственный технический осмотр тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков, регистрация и учет лиц, пользующихся указанными транспортными средствами и прицепами, в том числе по доверенности, прием экзаменов и выдача удостоверений на право управления ими, надзор за соблюдением правил их эксплуатации;
      24-1) закупочная цена – цена, которую перерабатывающие предприятия могут предложить за сельскохозяйственную продукцию для производства конкурентоспособной продукции;
      25) закупочные интервенции - мероприятия по закупке специализированными организациями продовольственных товаров, за исключением зерна, по фиксированным ценам при снижении цен на территории областей, городов республиканского значения, столицы;
      26) сервисно-заготовительный центр - объект, принадлежащий на праве собственности или иных правах сельскому потребительскому кооперативу либо юридическому лицу, одним из участников которого являются один или несколько сельских потребительских кооперативов, и предназначенный для оказания услуг по производству, снабжению, заготовке, хранению, транспортировке и реализации продукции сельского и рыбного хозяйства, по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования;
      26-1) субсидирование - финансирование конкретных получателей субсидий на безвозмездной и невозвратной основе, осуществляемое за счет бюджетных средств;
      26-2) товарная интервенция – мероприятия по реализации продовольственных товаров на внутреннем рынке по фиксированным ценам из региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, за исключением зерна, осуществляемые в целях стабилизации внутреннего рынка при росте цен;
      27) физиологические нормы потребления - утвержденные Правительством Республики Казахстан научно обоснованные нормы потребления продуктов питания с учетом их пищевой и энергетической ценности, при которых полностью удовлетворяется физиологическая потребность здорового человека;
      28) фитосанитарная безопасность - состояние защищенности объектов сельскохозяйственного назначения и растениеводческой продукции от вредителей, болезней растений и сорняков;
      28-1) химические мелиоративные мероприятия – система приемов химического воздействия на почву для улучшения свойств и повышения урожайности сельскохозяйственных культур;
      29) внутренние ресурсы продовольствия - наличие продовольственных товаров, производимых на территории республики, в определенный период времени.
      Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); с изменениями, внесенными законами РК от 19.03.2010 № 258-IV; от 26.01.2011 № 400-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                 государственном регулировании развития
                 агропромышленного комплекса и сельских
                 территорий

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Цели и принципы государственного
                 регулирования развития агропромышленного
                 комплекса и сельских территорий

      1. Целями государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий являются:

      1) развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни;

      2) обеспечение продовольственной безопасности государства;

      3) обеспечение устойчивого экономического и социального развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      4) создание экономических условий для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

      2. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами:

      1) приоритетности развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, имеющих потенциал экономического роста;

      2) соответствия требованиям международных соглашений по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным нормам;

      3) прозрачности мероприятий, осуществляемых государством;

      4) адресности в предоставлении мер государственной поддержки;

      5) развития конкурентных преимуществ отечественного агропромышленного производства;

      6) защищенности внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

      7) разграничения полномочий между уровнями государственного управления;

      8) экологической безопасности деятельности агропромышленного комплекса и проживания жителей в сельских населенных пунктах;

      9) взаимодействия с общественными объединениями, ассоциациями (союзами) предпринимателей;

      10) эффективности мер государственного регулирования;

      11) обеспечения необходимого ежегодного объема государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      12) развития оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса.

Глава 2. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий

      Статья 4. Компетенция Парламента Республики Казахстан
                 в области государственного регулирования
                 развития агропромышленного комплекса и
                 сельских территорий

      В компетенцию Парламента Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входят:

      1) принятие законов по регулированию общественных отношений в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) утверждение республиканского бюджета, а также внесение изменений и дополнений в республиканский бюджет;

      3) утверждение отчетов Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета.

      Статья 5. Компетенция Правительства Республики
                 Казахстан в области государственного
                 регулирования развития агропромышленного
                 комплекса и сельских территорий

      В компетенцию Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входят:
      1) разработка основных направлений государственной политики в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
      2) обеспечение проведения единой государственной политики в области продовольственной безопасности;
      3) утверждение порядка проведения мониторинга состояния продовольственной безопасности;
      4) организация международного сотрудничества в области агропромышленного комплекса и сельских территорий;
      5) утверждение перечня специализированных организаций, осуществляющих закупочные и товарные интервенции, а также размера их вознаграждения;
      6) утверждение перечня социально значимых продовольственных товаров;
      7) утверждение правил формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров;
      8) создание специализированных организаций и определение порядка поддержки агропромышленного комплекса с их участием;
      9) утверждение перечня вредных организмов, борьба с которыми осуществляется за счет бюджетных средств, и порядка проведения мероприятий по борьбе с вредными организмами;
      10) утверждение схемы оптимального сельского расселения в соответствии с Генеральной схемой организации территории Республики Казахстан;
      11) утверждение перечня сельскохозяйственной продукции, по которой устанавливаются гарантированная закупочная цена и закупочная цена;
      12) утверждение порядка и сроков проведения cельскохозяйственной переписи;
      13) регулирование земельных отношений, складывающихся в агропромышленном комплексе и сельских территориях, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      14) определение отраслей агропромышленного комплекса для развития оптимальных форм взаимодействия субъектов агропромышленного комплекса;
      15) определение размера предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 8 статьи 18 настоящего Закона;
      16) выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 5 в редакции Закона РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 6. Компетенция уполномоченных органов в области
                 государственного регулирования развития
                 агропромышленного комплекса и сельских
                 территорий

      1. В компетенцию уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса входят:
      1) реализация политики государства по вопросам агропромышленного комплекса;
      2) разработка основных направлений технической политики в области агропромышленного комплекса;
      3) разработка и утверждение рекомендуемой схемы специализации регионов по оптимальному использованию сельскохозяйственных угодий для производства конкретных видов сельскохозяйственной продукции;
      4) выработка приоритетных направлений межгосударственных экономических связей в области агропромышленного комплекса, реализация международных проектов в области развития агропромышленного комплекса в пределах своей компетенции;
      5) организация государственных мероприятий по ветеринарии, защите и карантину растений в соответствии с законами Республики Казахстан;
      6) осуществление государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, фитосанитарного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      7) проведение мониторинга:
      развития агропромышленного комплекса;
      цен и рынков продовольственных товаров;
      состояния продовольственной безопасности;
      8) утверждение форм учета запасов продовольственных товаров по регионам и порядка представления отчетности;
      9) разработка перечня информации и услуг, подлежащих предоставлению субъектам агропромышленного комплекса на безвозмездной основе;
      10) разработка и утверждение правил субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки;
      11) разработка перечня сельскохозяйственной продукции, по которой устанавливаются гарантированная закупочная цена и закупочная цена;
      12) внесение предложений по вопросам совершенствования нормативной правовой базы, ценовой, технической, таможенной, налоговой, кредитной, страховой деятельности, а также в сфере технического регулирования и политики государства в области агропромышленного комплекса;
      13) разработка мероприятий по техническому оснащению субъектов агропромышленного комплекса и развитию сельскохозяйственного машиностроения;
      14) разработка и утверждение правил субсидирования в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса;
      15) разработка и утверждение правил субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях;
      16) разработка и утверждение правил государственной регистрации тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости;
      17) разработка и утверждение правил государственной регистрации залога тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости;
      18) разработка и утверждение правил ежегодного государственного технического осмотра тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, специальных машин повышенной проходимости;
      19) разработка и утверждение правил приема экзаменов и выдачи удостоверений на право управления тракторами и изготовленными на их базе самоходными шасси и механизмами, самоходными сельскохозяйственными, мелиоративными и дорожно-строительными машинами, а также специальными машинами повышенной проходимости;
      20) осуществление контроля за соблюдением местными исполнительными органами законодательства Республики Казахстан в области государственной технической инспекции в области развития агропромышленного комплекса, включая беспрепятственное посещение всех объектов контроля и надзора, выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области государственной технической инспекции в области развития агропромышленного комплекса;
      21) разработка и утверждение правил проведения агрохимического обследования почв;
      22) разработка и утверждение по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию натуральных норм агрохимического обслуживания сельскохозяйственного производства;
      23) разработка и утверждение правил проведения государственной регистрации агрохимикатов;
      24) государственная регистрация агрохимикатов;
      25) утверждение правил создания и ведения информационного банка данных об агрохимическом состоянии земель сельскохозяйственного назначения;
      26) разработка и утверждение норм естественной убыли, усушки, утряски, порчи сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
      27) организация информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;
      28) реализация государственной политики в области научного обеспечения агропромышленного комплекса и подготовки кадров;
      29) разработка и утверждение перечня должностей специалистов агропромышленного комплекса, привлекаемых в сельские населенные пункты;
      30) координация и методическое руководство местных исполнительных органов в области развития агропромышленного комплекса;
      31) внесение в Правительство Республики Казахстан предложений о выпуске материальных ценностей из государственного резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок и по перечню организаций, участвующих в выпуске материальных ценностей из государственного резерва, объемам и ценам выпускаемых материальных ценностей;
      32) организация системы товародвижения продукции агропромышленного комплекса;
      33) утверждение отраслевой системы поощрения;
      34) разработка правил проведения конкурса «Лучший по профессии в агропромышленном комплексе»;
      35) организация республиканских выставок, ярмарок продукции агропромышленного комплекса;
      36) утверждение формы обязательства получателя субсидий;
      37) организация проведения специализированными государственными учреждениями мониторинга и оценки мелиоративного состояния орошаемых земель;
      38) разработка перечня социально значимых продовольственных товаров;
      39) разработка правил формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров;
      40) осуществление мониторинга развития системы микрокредитования в сельской местности;
      41) разработка и утверждение правил субсидирования:
      развития семеноводства;
      повышения продуктивности и качества продукции животноводства;
      развития племенного животноводства;
      повышения продуктивности и качества продукции аквакультуры (рыбоводства);
      повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур;
      стоимости удобрений (за исключением органических);
      стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений;
      стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям;
      стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;
      стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте;
      увеличения доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции;
      ставки вознаграждения по кредитам и лизингу технологического оборудования;
      стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна;
      развития систем управления производством сельскохозяйственной продукции;
      ставки вознаграждения по лизингу сельскохозяйственной техники;
      42) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      2. В компетенцию уполномоченного органа в области развития сельских территорий входят:

      1) реализация государственной политики в области развития сельских территорий;

      2) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      3) координация деятельности центральных и местных исполнительных органов по вопросам развития сельских территорий;

      3-1) определение порядка предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 8 статьи 18 настоящего Закона;   

      4) исключен Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      5) исключен Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      6) исключен Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      7) осуществление методического руководства деятельностью местных исполнительных органов в сфере развития сельских территорий;

      8) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      9) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 26.07.2007 N 313 (порядок введения в действие см. ст. 2); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.01.2011 № 400-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 12.01.2012 № 540-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 7. Компетенция местных представительных органов
                 (маслихатов) и местных исполнительных органов
                 (акиматов) в области государственного
                 регулирования развития агропромышленного
                 комплекса и сельских территорий

      1. В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) областей, городов республиканского значения, столицы входят:

      1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с предусмотрением в нем необходимых объемов финансирования мероприятий в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      3) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      4) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

      2. В компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) областей, городов республиканского значения, столицы входят:

      1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
      1-1) реализация государственной политики в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) разработка предложений по государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса в соответствии с настоящим  Законом и другими нормативными правовыми актами в данной сфере;
      2-1) осуществление государственной технической инспекции в области развития агропромышленного комплекса;

      3) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      4) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      5) осуществление мер по обеспечению отраслей агропромышленного комплекса специалистами, организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса;

      6) организация региональных выставок, ярмарок по ассортименту выпускаемой продукции;

      6-1) проведение конкурса "Лучший по профессии в агропромышленном комплексе";

      7) организация оптовых рынков по торговле продукцией агропромышленного комплекса;

      8) проведение мониторинга состояния продовольственной безопасности, цен и рынков продукции агропромышленного комплекса;

      9) организация работы комиссий по определению участников программ закупа продовольственных товаров;

      10) разработка и реализация мероприятий по распространению и внедрению инновационного опыта в области агропромышленного комплекса региона;

      10-1) утверждение правил организации отбора инновационных проектов в области агропромышленного комплекса региона;

      11) обеспечение строительства, содержания и реконструкции государственных пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, убойных площадок (площадок по убою сельскохозяйственных животных), специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;

      12) организация приобретения, содержания высококлассных племенных животных и выращивания ремонтного молодняка для расширенного воспроизводства;

      12-1) обеспечение удешевления стоимости семян первой, второй и третьей репродукций, реализованных отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям;

      12-2) обеспечение проведения мероприятий по борьбе с вредными организмами в соответствии с перечнем и порядком, определяемыми Правительством Республики Казахстан;

      12-3) ведение учета запасов продовольственных товаров в соответствующем регионе и представление отчетности в уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса;

      12-4) возмещение части комиссии при гарантировании займов и части страховых премий при страховании займов субъектов агропромышленного комплекса;

      12-5) возмещение части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях;

      12-6) утверждение норматива субсидий закупаемой сельскохозяйственной продукции, по которой устанавливаются гарантированная закупочная цена и закупочная цена;

      12-7) субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки;

      13) разработка мероприятий по:

      привлечению инвестиций и кредитов банков второго уровня в отрасли агропромышленного комплекса;

      созданию условий для становления и развития конкурентоспособных производств, их модернизации и переходу на международные системы менеджмента качества;

      развитию прудовых, озерно-товарных, рыбоводных хозяйств и рыбоперерабатывающих предприятий;

      созданию условий для роста специализированных животноводческих хозяйств;

      14) формирование перечня приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов по развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, согласованных с уполномоченным органом в области развития сельских территорий, и проектов по развитию агропромышленного комплекса, финансируемых за счет бюджетных средств;

      15) создание условий для функционирования и развития информационно-маркетинговой системы агропромышленного комплекса;

      16) изучение ситуации на внутреннем и внешнем продовольственных рынках и обеспечение доступа к соответствующей информации субъектов агропромышленного комплекса;

      17) предоставление информации о состоянии и развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий в уполномоченные государственные органы по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;
      17-1) составление баланса продовольственной обеспеченности административно-территориальной единицы;
      17-2) принятие решения о проведении закупочных и товарных интервенций, освежения регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров на основании рекомендации комиссии по управлению региональным стабилизационным фондом продовольственных товаров;
      17-3) осуществление закупа услуг у специализированных организаций для формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров;
      17-4) образование комиссии по управлению региональным стабилизационным фондом продовольственных товаров;

      18) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      3. В компетенцию местных представительных органов (маслихатов) районов (города областного значения) входят:

      1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) утверждение местного бюджета на соответствующий финансовый год с предусмотрением в нем необходимых объемов финансирования мероприятий в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      3) заслушивание отчетов руководителей местных исполнительных органов (акиматов) по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      4) определение мер социальной поддержки специалистов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также иных мер социальной помощи работникам данных категорий;

      5) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

      4. В компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) районов (города областного значения) входят:

      1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      2) осуществление государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами в данной сфере;
      2-1) осуществление государственной технической инспекции в области развития агропромышленного комплекса;

      3) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      4) проведение мониторинга развития сельских территорий;

      5) разработка правил содержания и выпаса сельскохозяйственных животных в населенных пунктах;

      6) организация проведения идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, строительства, содержания и реконструкции скотомогильников (биотермических ям);

      6-1) исключен Законом РК от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      7) проведение сбора оперативной информации в области агропромышленного комплекса и сельских территорий и предоставление ее местному исполнительному органу (акимату) области;

      7-1) ведение учета запасов продовольственных товаров в соответствующем регионе и представление отчетности в местные исполнительные органы (акиматы) областей, городов республиканского значения, столицы;

      8) организация работы по оказанию мер социальной поддержки специалистов в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      8-1) проведение конкурса "Лучший по профессии в агропромышленном комплексе";

      9) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      5. В компетенцию акимов района в городе республиканского значения (столицы), городов районного значения, поселков, сел, сельских округов входят:

      1) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      2) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      3) участие в проведении идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан;

      4) содействие функционированию государственных пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, убойных площадок (площадок по убою сельскохозяйственных животных), скотомогильников (биотермических ям), специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;

      5) осуществление сбора оперативной информации в области агропромышленного комплекса и сельских территории и предоставление ее местным исполнительным органам (акиматам) районов (города областного значения);

      6) участие в проведении сельскохозяйственной переписи;

      7) выявление лиц с низким уровнем дохода для участия в программах микрокредитования;

      8) организация работы по благоустройству, освещению, озеленению и санитарной очистке сельских населенных пунктов;

      8-1) проведение конкурса "Лучший по профессии в агропромышленном комплексе";

      9) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, отнесенных к их ведению законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2007 N 242 (вводятся в действие со дня его официального опубликования); от 24.12.2008 N 111-IV (вводятся в действие с 01.01.2009); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 26.01.2011 № 400-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 12.01.2012 № 540-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
                 в области развития агропромышленного
                 комплекса и сельских территорий
 
      В компетенцию органов местного самоуправления в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий входит обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения в пределах полномочий, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 3. Государственное регулирование развития
агропромышленного комплекса и сельских территорий

      Статья 9. Государственное регулирование развития
                 агропромышленного комплекса и сельских
                 территорий

      1. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий направлено на обеспечение продовольственной безопасности, устойчивости рынков продукции агропромышленного комплекса, формирование эффективной системы предпринимательства, поддержку конкурентных преимуществ отечественной продукции, а также повышение уровня жизни сельского населения через создание условий для развития растениеводства, животноводства, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности, обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности, технической оснащенности и других сопутствующих сфер деятельности, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий.

      2. Государственное регулирование развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством:

      1) развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий;

      2) субсидирования агропромышленного комплекса;

      3) проведения закупочных и товарных интервенций;

      3-1) закупа сельскохозяйственной продукции по гарантированной закупочной цене;

      4) создания специализированных организаций;

      5) регулирования экспорта и импорта товаров агропромышленного комплекса;

      6) технического оснащения агропромышленного комплекса;

      7) информационно-маркетингового обеспечения агропромышленного комплекса;

      8) научного, нормативно-методического обеспечения и подготовки кадров для агропромышленного комплекса;

      9) осуществления инвестиций в развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

      10) организации оптимального сельского расселения;

      11) обеспечения ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности;
      11-1) финансирования затрат по мониторингу и оценке мелиоративного состояния орошаемых земель;

      12) применения мер налогового, бюджетного, таможенно-тарифного, технического регулирования и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      3. Мероприятия по государственному регулированию агропромышленного комплекса и сельских территорий, установленные пунктом 2 настоящей статьи, финансируются по направлениям, предусмотренным в соответствии с:

      1) законодательными актами Республики Казахстан;

      2) документами Системы государственного планирования Республики Казахстан.

      Ежегодные объемы финансирования данных мероприятий устанавливаются законом о республиканском бюджете и решениями маслихатов о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012); от 13.06.2013  № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 10. Развитие кредитования в сфере
                  агропромышленного комплекса и сельских
                  территорий

      1. Государственное регулирование развития кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством бюджетного кредитования в оответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан либо участия в формировании или увеличении уставного капитала специализированных организаций.

      2. Развитие кредитования в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий производится по следующим направлениям с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона:

      1) формирование и развитие инфраструктуры сельскохозяйственного производства;

      2) лизинг сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, оборудования и орудия лова для рыбного хозяйства;

      3) организация и кредитование кредитных товариществ, осуществляющих кредитование в агропромышленном комплексе;

      4) кредитование несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности;

      5) закуп, производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

      5-1) искусственное разведение рыб и переработка рыбной продукции;

      6) организация микрокредитования сельского населения.
      Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 21.01.2010 № 242-IV (вводятся в действие с 01.01.2011).

      Статья 11. Субсидирование агропромышленного комплекса
 
      1. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется в качестве экономического стимулирования развития отраслей агропромышленного комплекса при следующих условиях:

      1) экономической эффективности субсидирования, направленного на развитие отраслей агропромышленного комплекса;

      2) повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции.

      2. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса, по следующим направлениям с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона:

      1) удешевление процентных ставок при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса и обеспечении сельскохозяйственной техникой и оборудованием;

      1-1) субсидирование по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях;

      2) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      3) развитие семеноводства;

      4) повышение продуктивности и качества продукции животноводства;

      4-1) повышение продуктивности и качества продукции аквакультуры (рыбоводства);

      5) повышение урожайности и качества продукции растениеводства, удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур;

      5-1) удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости удобрений (за исключением органических);

      5-2) удешевление сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений;

      5-3) субсидирование стоимости услуг по подаче воды сельскохозяйственным товаропроизводителям;

      5-4) субсидирование стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна;

      6) развитие систем управления производством сельскохозяйственной продукции;

      7) развитие племенного животноводства;

      8) закладка и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;

      8-1) поддержка малообеспеченных слоев населения при приобретении социально значимых продовольственных товаров;

      8-2) возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте;

      8-3) увеличение доли переработки отечественной сельскохозяйственной продукции;

      8-4) удешевление стоимости затрат на транспортные расходы при экспорте сельскохозяйственной продукции, в том числе расходов национальных компаний и их дочерних и зависимых организаций;

      8-5) субсидирование затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки;

      8-6) субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса;

      9) иные направления субсидирования агропромышленного комплекса, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.

      3. Исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      4. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с правилами субсидирования агропромышленного комплекса при условии:
      1) принятия получателем субсидий обязательства по форме, установленной уполномоченными органами в области развития агропромышленного комплекса и в области развития сельских территорий, о представлении органам государственной статистики достоверной государственной статистической отчетности о валовом сборе полученного урожая и ежемесячных его расходах;
      2) выполнения получателем субсидий обязанности по формированию государственных ресурсов зерна.
      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2007 N 242 (вводятся в действие со дня его официального опубликования); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 21.01.2010 № 242-IV (вводятся в действие с 01.01.2011); от 26.01.2011 № 400-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2013); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 12. Государственное регулирование
                  агропродовольственных рынков

      1. Государственное регулирование агропродовольственных рынков в целях обеспечения продовольственной безопасности и поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется посредством:

      1) проведения закупочных и товарных интервенций;

      2) защиты внутреннего рынка методами таможенно-тарифного, нетарифного регулирования в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и (или) таможенным законодательством таможенного союза.

      2. В целях стабилизации рынка продовольственных товаров государство осуществляет закупочные и товарные интервенции.

      3. Закупочные и товарные интервенции осуществляются специализированными организациями в соответствии с правилами формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров.

      4. Не допускается осуществление товарных интервенций по продукции растениеводства в период уборки урожая.

      5. Исключен Законом РК от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012).
      Сноска. Статья 12 с изменениями, внесенными законами РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 30.06.2010 № 297-IV (вводится в действие с 01.07.2010); от 26.01.2011 № 400-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012).

      Статья 13. Обеспечение ветеринарно-санитарной и
                  фитосанитарной безопасности

      1. Обеспечение ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. В целях соответствия качества и безопасности сельскохозяйственной продукции международным требованиям государством осуществляются следующие мероприятия:

      1) проведение государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора и фитосанитарного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) профилактика, диагностика и ликвидация особо опасных болезней животных по перечню, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, по представлению уполномоченного органа в области ветеринарии;

      3) организация государственных пунктов искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, заготовки животноводческой продукции и сырья, убойных площадок (площадок по убою сельскохозяйственных животных), скотомогильников (биотермических ям), специальных хранилищ (могильников) пестицидов, ядохимикатов и тары из-под них;

      4) ветеринарные мероприятия, направленные на охрану территории Республики Казахстан и недопущение распространения болезней, общих для животных и человека;

      5) фитосанитарные мероприятия, направленные на недопущение распространения вредных и особо опасных вредных организмов, охрану территории Республики Казахстан от карантинных объектов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов их распространения;

      6) возмещение ущерба, понесенного субъектами агропромышленного комплекса в результате изъятия и уничтожения животных, продуктов и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья животных и человека.
      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенным Законом РК от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 13-1. Обеспечение агрохимического обслуживания
                   сельскохозяйственного производства

      1. Агрохимическое обслуживание сельскохозяйственного производства осуществляется государственным учреждением, определяемым Правительством Республики Казахстан.
      2. Функциями государственного учреждения являются:
      проведение агрохимического обследования почв;
      ведение мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
      ведение прогноза и динамики уровня плодородия почв;
      испытание агрохимикатов;
      создание и ведение информационного банка данных об агрохимическом состоянии земель сельскохозяйственного назначения;
      оценка качества растениеводческой продукции и продуктов ее переработки.
      3. Государственное учреждение вправе оказывать платные услуги по:
      проведению агрохимического обследования почв;
      испытанию агрохимикатов;
      определению количественных и качественных показателей агрохимикатов;
      оценке качества растениеводческой продукции и продуктов ее переработки;
      проведению дополнительных обследований почв на содержание макро-, микроэлементов, тяжелых металлов, водной вытяжки по заявлению собственников земельных участков и землепользователей;
      апробации приборов и лабораторного оборудования, методик химических анализов в области агрохимии с выдачей заключений по результатам испытаний;
      оказанию консультационных услуг по методам и правилам проведения химических анализов почв, растениеводческой продукции и продуктов ее переработки, агрохимикатов, составления системы удобрений, использования земельных участков.
      4. Финансирование государственного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. Глава 3 дополнена статьей 13-1 в соответствии с Законом РК от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 14. Техническое обеспечение агропромышленного
                  комплекса
 
        Государственное регулирование технического обеспечения агропромышленного комплекса осуществляется посредством:

      1) организации обновления машинно-тракторного парка и технологического оборудования;

      2) развития сети машинно-технологических станций (сервис-центров) и осуществления мониторинга их деятельности;

      3) проведения испытаний и обязательной сертификации продукции сельскохозяйственного машиностроения отечественного и зарубежного производства;

      4) осуществления государственной технической инспекции.

      Статья 14-1. Государственная регистрация агрохимикатов

      1. Государственная регистрация агрохимикатов проводится по итогам их испытаний.
      2. Агрохимикаты, прошедшие государственную регистрацию, разрешаются к применению и вносятся уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса в список агрохимикатов.
      3. Запрещаются производство, ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию, за исключением опытных образцов, ввозимых для испытаний и научных исследований.
      Объем агрохимикатов, ввозимых для испытаний и научных исследований, определяется уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.
      4. Испытания агрохимикатов проводятся за счет средств физических и юридических лиц.
      Сноска. Глава 3 дополнена статьей 14-1 в соответствии с Законом РК от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 15. Информационно-маркетинговое
                  обеспечение агропромышленного комплекса

      1. Информационно-маркетинговое обеспечение агропромышленного комплекса осуществляется посредством:

      1) организации информационно-маркетинговой системы агропромышленного комплекса;
      1-1) обеспечения агропромышленного комплекса данными агрометеорологического и космического мониторинга;

      2) проведения сельскохозяйственной переписи не реже одного раза в десять лет;

      3) публикации информационных материалов в средствах массовой информации и издания специализированных сборников, журналов, тематических изданий;

      4) содействия созданию и развитию современных информационных технологий и систем;

      5) организации выставок-ярмарок и оказания рекламной поддержки продукции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

      6) организации обучающих семинаров;

      7) предоставления электронных услуг.

      2. Перечень информации и услуг, подлежащих предоставлению субъектам агропромышленного комплекса на безвозмездной основе специализированными организациями, определяется уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса.
      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 27.03.2007 N 242 (вводятся в действие со дня его официального опубликования); от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 16. Специализированные организации в сфере
                  агропромышленного комплекса

       Порядок создания, организационно-правовые формы и задачи специализированных организаций определяются законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 26.07.2007 N 313 (порядок введения в действие см. ст.2); от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012).

      Статья 16-1. Сервисно-заготовительные центры в сфере
                    агропромышленного комплекса

      В целях устойчивого развития агропромышленного комплекса, более эффективного использования производственного потенциала сельскохозяйственных формирований и личных подсобных хозяйств, налаживания прямых устойчивых связей с перерабатывающими предприятиями могут создаваться сервисно-заготовительные центры.
      Сноска. Закон дополнен статьей 16-1 в соответствии с Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 17. Научное обеспечение и подготовка кадров для
                  агропромышленного комплекса

      Государственная поддержка научного и кадрового обеспечения развития агропромышленного комплекса осуществляется посредством организации:

      1) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

      2) подготовки и переподготовки, аттестации кадров по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса и аграрной науки;

      3) распространения и внедрения научных разработок в производство;

      4) сохранения и развития генофонда высокоценных сортов растений, пород и видов сельскохозяйственных животных, птиц и рыб;

      5) формирования машинно-тракторного парка и обновления технологического оборудования для государственных организаций образования, осуществляющих подготовку кадров для агропромышленного комплекса.

      Статья 18. Развитие сельских территорий

      1. Государственное регулирование развития сельских территорий направлено на развитие социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и обеспечение сельского населения благоприятными условиями жизни.

      2. Государство регулирует развитие сельских территорий посредством:

      1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      2) классификации сельских населенных пунктов по уровню социально-экономического развития и экологического состояния;

      3) разработки нормативов обеспеченности сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий и экологического состояния сельских населенных пунктов;

      4) осуществления мониторинга:

      состояния обеспеченности сельского населения услугами социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

      экологического состояния сельских населенных пунктов;

      5) создания и развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

      6) оптимального сельского расселения;

      7) стимулирования привлечения в сельские населенные пункты работников здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта и агропромышленного комплекса.

      3. Граждане Республики Казахстан, проживающие в сельских населенных пунктах с неблагоприятными экологическими условиями и низким экономическим потенциалом, имеют право на государственную поддержку при переселении с их согласия в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

      4. Специалистам в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта и ветеринарии, являющимся гражданскими служащими и работающим в сельских населенных пунктах, а также указанным специалистам, работающим в государственных организациях, финансируемых из местных бюджетов, по решению местных представительных органов (маслихатов) могут устанавливаться повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

      5. Социальная помощь на приобретение топлива специалистам государственных организаций здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта и ветеринарии, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, предоставляется по решению местных представительных органов (маслихатов) за счет бюджетных средств.

      6. Специалисты в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта и агропромышленного комплекса в целях стимулирования привлечения в сельские населенные пункты обеспечиваются служебным жильем либо в случае отсутствия служебного жилья жилищем, арендованным местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, по решению местных исполнительных органов (акиматов).

      7. Специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и ветеринарии, работающим в государственных организациях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в сельских населенных пунктах, устанавливаются повышенные не менее чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению с окладами и тарифными ставками специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

      8. Специалистам в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, спорта и агропромышленного комплекса, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты, по решению местных представительных органов (маслихатов) предоставляются подъемное пособие и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья.

      9. Действие настоящей статьи распространяется на ветеринарных специалистов ветеринарных пунктов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии.
      Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2008 N 111-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 16.07.2009  N 186-IV; от 10.01.2011 № 383-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 12.01.2012 № 540-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 17.01.2014 № 165-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Статья 19. Нормативно-методическое обеспечение
                  агропромышленного комплекса и сельских
                  территорий

      1. Нормативно-методическое обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется в целях применения научно обоснованных сельскохозяйственных технологий и технологий переработки сельскохозяйственной продукции, роста эффективности сельского хозяйства и обслуживающей его инфраструктуры, выпуска конкурентоспособной продукции, оптимизации бюджетного финансирования, развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий, роста экономического потенциала сельских населенных пунктов, обеспечения экологической безопасности сельских населенных пунктов и разработки схем оптимального сельского расселения.

      2. Нормативно-методическое обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется посредством разработки уполномоченным государственным органом стандартов, нормативов, инструкций, методик и рекомендаций.      

Глава 3-1. Государственное регулирование обеспечения
продовольственной безопасности

      Сноска. Закон дополнен главой 3-1 в соответствии с Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 19-1. Критерии и основные направления обеспечения
                    продовольственной безопасности

      1. Критериями обеспечения продовольственной безопасности являются:
      1) физическая доступность продовольственных товаров;
      2) экономическая доступность продовольственных товаров;
      3) гарантия безопасности пищевой продукции.
      2. Основными направлениями обеспечения продовольственной безопасности являются:
      1) создание необходимых условий для насыщения внутреннего агропродовольственного рынка, в том числе путем поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов ее глубокой переработки;
      2) мониторинг состояния продовольственной безопасности в отношении внутренних ресурсов продовольствия;
      3) прогноз спроса и предложения продовольственных товаров;
      4) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
      5) обеспечение безопасности пищевой продукции;
      6) взаимодействие центральных исполнительных органов и местных представительных и исполнительных органов с субъектами агропромышленного комплекса.
      Сноска. Статья 19-1 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 19-2. Мониторинг состояния продовольственной
                    безопасности

      1. Мониторинг состояния продовольственной безопасности проводится в отношении:
      1) объема производства продовольственных товаров, их товародвижения и наличия запасов;
      2) формирования, наличия и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров;
      3) формирования государственных ресурсов зерна;
      4) цен на социально значимые продовольственные товары.
      2. Мониторинг состояния продовольственной безопасности проводится уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса на основе данных местных исполнительных органов и уполномоченного органа, осуществляющего руководство государственной статистикой, в том числе в режиме реального времени.
      3. На основе мониторинга состояния продовольственной безопасности уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса формирует государственные информационные ресурсы в области продовольственной безопасности.
      Сноска. Статья 19-2 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012).

      Статья 19-3. Организация обеспечения продовольственной
                   безопасности

      1. Продовольственная безопасность обеспечивается путем:
      1) формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров в соответствии с правилами формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров;
      2) формирования государственных ресурсов зерна в соответствии с законодательством Республики Казахстан о зерне;
      3) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012);
      4) мониторинга уровня обеспечения продовольственной безопасности;
      5) исключения закупа в региональные стабилизационные фонды продовольственных товаров генетически модифицированных пищевых продуктов, продовольственных товаров, содержащих генетически модифицированные организмы.
      2. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы формируют и используют региональные стабилизационные фонды продовольственных товаров в соответствии с правилами формирования и использования региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров.
      3. Исключен Законом РК от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012).
      4. Анализ результатов мониторинга состояния продовольственной безопасности осуществляется на основе данных о производстве, товародвижении, об ассортименте и о ценах на продовольственные товары, представляемых уполномоченным органом, осуществляющим руководство государственной статистикой.
      5. Продовольственная независимость Республики Казахстан по видам продовольственных товаров считается не обеспеченной, если их годовое производство в республике составляет менее восьмидесяти процентов годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами потребления.
      Сноска. Статья 19-3 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012).

      Статья 19-4. Комиссия по управлению региональным
                  стабилизационным фондом продовольственных
                  товаров

      1. Комиссия по управлению региональным стабилизационным фондом продовольственных товаров (далее – комиссия) создается с целью обеспечения своевременного и качественного формирования и использования регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров.
      2. Проведение закупочных и товарных интервенций, освежения регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров осуществляется по решению местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы на основании рекомендации комиссии.
      3. Аким области, города республиканского значения, столицы образует комиссию и утверждает ее состав. Председателем комиссии является заместитель акима области, города республиканского значения, столицы, членами комиссии являются сотрудники управлений (отделов) предпринимательства и торговли и сельского хозяйства, а также представители объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
      Количественный состав комиссии должен быть нечетным и составлять не менее девяти человек. При этом две трети членов комиссии должны являться представителями объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Секретарь комиссии не является ее членом.
      4. К компетенции комиссии относятся:
      1) выработка рекомендаций по проведению закупочных и товарных интервенций, освежения регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров;
      2) определение перечня и объемов продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров;
      3) определение фиксированной цены на продовольственные товары при осуществлении закупочных и товарных интервенций, в том числе при освежении регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров;
      4) рассмотрение предложений специализированной организации по эффективному и рациональному формированию и использованию регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров.
      Сноска. Глава 3-1 дополнена статьей 19-4 в соответствии с Законом РК 10.07.2012 № 33-V (вводится в действие с 01.01.2012).

Глава 4. Заключительные положения

      Статья 20. Международное сотрудничество в области
                  развития агропромышленного комплекса и
                  сельских территорий

      Международное сотрудничество в области развития агропромышленного комплекса и сельских территорий осуществляется на основе международных договоров.

      Статья 20-1. Ответственность за нарушение
                    законодательства Республики Казахстан о
                    государственном регулировании развития
                    агропромышленного комплекса и сельских
                    территорий

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
      Сноска. Закон дополнен статьей 20-1 в соответствии с Законом РК от 11.12.2009 № 229-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

      Статья 21. Заключительные положения

      1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2006 года.

      2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 13 февраля 1991 г. "О приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1991 г., N 8, ст. 93; Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 13-14, ст. 327; 1995 г., N 20, ст. 120; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 7, ст. 79; N 12, ст. 184; 1999 г., N 8, ст. 247; N 23, ст. 927; 2001 г., N 13-14, ст. 173; 2004 г., N 23, ст. 142).

      Президент
      Республики Казахстан