Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.
Статья 1. Термины и определения, используемые в
настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения:
1) социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями - деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
2) ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;
3) ребенок группы "риска" - ребенок (дети) до трех лет, имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
4) физический недостаток - стойкое нарушение развития и (или) функционирования органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки;
5) психический недостаток - временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений; нарушения речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость; задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении;
6) сложный недостаток - любое сочетание психического и физического недостатков;
7) тяжелый недостаток - психический и (или) физический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными) образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются овладением навыками самообслуживания, элементарными знаниями об окружающем мире и простыми трудовыми навыками или узкой профессиональной подготовкой;
8) раннее вмешательство (ранняя поддержка) - социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей раннего возраста (до трех лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую психолого-педагогическую диагностику, лечение, развивающее обучение;
9) социальная адаптация - активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
10) социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семьям в реализации их социальных прав и гарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций, препятствующих их полноценному социальному функционированию;
11) скрининг - массовое стандартизированное обследование с целью выявления детей группы "риска";
12) медицинская и психолого-педагогическая диагностика - комплексная междисциплинарная оценка психофизического развития детей для выявления различных недостатков и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания;
13) медицинская реабилитация - комплекс медицинских мероприятий, направленных на лечение, восстановление нарушенных или утраченных функций организма;
14) специальные образовательные программы - программы, предназначенные для обучения детей с ограниченными возможностями;
15) специальное образование - образование, предоставляемое детям с ограниченными возможностями с созданием специальных условий;
16) специальные образовательные условия - условия для получения специального образования, включая технические и иные вспомогательные средства, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями;
17) специальные организации образования - организации, созданные для диагностики и консультирования, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, детские сады, логопедические пункты при школах и другие организации;
18) специальные коррекционные организации - организации для детей с ограниченными возможностями в развитии:
с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие);
с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие);
с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;
с нарушениями речи;
с умственной отсталостью;
с задержкой психического развития;
с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения;
со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
19) психологическое обследование - определение особенностей психического состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями;
20) социальное обследование - определение степени социальной недостаточности, которая может быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;
21) медицинское обследование - определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции (функций) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограничение жизнедеятельности детей;
22) педагогическое обследование - определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;
23) профессиональная диагностика - определение потенциальных возможностей детей к усвоению и выполнению навыков трудовой деятельности или профессии с учетом имеющегося психического и (или) физического недостатка;
24) индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - перечень медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры;
25) уполномоченный государственный орган (далее - уполномоченный орган) - центральные исполнительные органы, осуществляющие руководство в области охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты населения.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержке детей с
ограниченными возможностями
1. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
3. Отношения, связанные с государственной поддержкой детей-сирот, детей с психическими заболеваниями, малообеспеченных семей и иных категорий лиц, нуждающихся в государственной поддержке, регулируются настоящим Законом лишь в той части, в какой это связано с социальной и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями.
Статья 3. Социальная и медико-педагогическая
коррекционная поддержка детей с
ограниченными возможностями, ее
цели, задачи и принципы
1. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения.
2. Целями социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:
1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений от нормального развития;
2) профилактика отставания и нарушений в развитии детей, предупреждение тяжелых форм инвалидности;
3) снижение уровня детской инвалидности;
4) компенсация или восстановление физических, психических и иных способностей детей с ограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной их социальной адаптации.
3. Задачами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:
1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями;
2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальные социальные услуги;
3) социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
4) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;
6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
4. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующих принципах:
1) гарантированность оказания социальной поддержки и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям;
2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;
3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и образование, независимо от степени ограничения способностей, возраста, социального статуса;
4) индивидуальность подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.
Глава 2. Государственное регулирование вопросов
социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержки детей с
ограниченными возможностями
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) утверждает программы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями;
2) определяет государственные стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
3) по представлению уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан утверждает бесплатный гарантированный объем медицинской помощи в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
4) определяет порядок разработки, утверждения государственных общеобязательных образовательных стандартов специального дошкольного воспитания и обучения и специального начального, основного среднего, общего среднего образования для детей с ограниченными возможностями.
Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области
охраны здоровья граждан
Уполномоченный орган в области охраны здоровья граждан:
1) определяет порядок организации скрининга для максимально раннего выявления детей группы "риска" в родовспомогательных учреждениях, детских поликлиниках, учреждениях первичной медико-санитарной помощи и направления выявленных детей группы "риска" и с ограниченными возможностями в психолого-медико-педагогические консультации;
2) определяет порядок организации диагностики, лечения различных видов патологии детей с физическими и (или) психическими недостатками;
3) обеспечивает совместно с уполномоченным органом в области образования подготовку врачей общей практики, педиатров и средних медицинских работников по вопросам раннего выявления детей группы "риска";
4) способствует использованию международного опыта по диагностике и лечению детей с ограниченными возможностями.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в
области образования
Уполномоченный орган в области образования:
1) устанавливает государственные образовательные стандарты специального дошкольного воспитания и обучения и начального, основного среднего, общего среднего образования;
2) определяет единые принципы и нормативы специальных образовательных условий для всех организаций образования;
2-1) проводит мониторинг республиканских, местных программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями совместно с органами социальной защиты населения на основе государственной статистической отчетности;
3) определяет предельную наполняемость специальных классов (групп), где обучаются дети с ограниченными возможностями;
4) устанавливает перечень типов и видов специальных организаций образования; определяет необходимое количество мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании;
5) устанавливает обязательные минимальные требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями;
6) определяет методики аттестации обучающихся;
7) совместно с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан, социальной защиты разрабатывает и утверждает нормативные требования на технические средства обучения детей с ограниченными возможностями;
8) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению организаций образования;
9) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области специального образования;
10) совместно с другими заинтересованными государственными органами организует научное сопровождение программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
11) (исключен)
Сноска. В статью 6 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в
области социальной защиты населения
Уполномоченный орган в области социальной защиты:
1) (исключен)
2) разрабатывает программу социальной поддержки детей с ограниченными возможностями;
3) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационные требования к ним, оказывает методическую помощь социальным работникам;
4) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления специальных социальных услуг;
5) (исключен)
6) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб;
7) разрабатывает государственные стандарты социального обслуживания, порядок бесплатного социального обслуживания;
8) организует повышение квалификации и переподготовку социальных работников.
Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 8. Компетенция органов местного государственного
управления
1. Местные представительные органы области (города республиканского значения, столицы):
1) утверждают региональные программы по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями;
1-1) утверждают программу по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, включая программы обучения на дому;
2) осуществляют контроль за исполнением программ по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями.
2. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):
1) разрабатывают и представляют на утверждение маслихатов программу по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, включая программы обучения на дому; разрабатывают положение об отделении социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями из числа инвалидов; создают отделения социальной помощи на дому;
2) осуществляют материально-техническое обеспечение государственных организаций, занятых вопросами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
3) организуют скрининг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, детских поликлиниках, родовспомогательных учреждениях;
4) обеспечивают с согласия родителей и иных законных представителей направление выявленных в результате скрининга детей группы "риска" в психолого-медико-педагогические консультации;
5) организуют обучение детей с ограниченными возможностями в специальных организациях образования и создают условия для их обучения в других организациях образования;
6) (исключен)
7) планируют и организуют переподготовку, повышение квалификации и аттестацию кадров, работающих в специальных организациях образования и в сфере выявления, учета и коррекции психических и (или) физических недостатков;
8) координируют деятельность по организации и оказанию социальной помощи по уходу за детьми с тяжелыми недостатками;
9) обеспечивают реализацию прав на гарантированное медицинское обслуживание и бесплатное образование с соблюдением общегосударственных стандартов, а также получение социальной помощи и специальных социальных услуг;
10) обеспечивают защиту прав и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
11) содействуют в трудоустройстве детей с ограниченными возможностями.
3. Решением акима области (города республиканского значения, столицы) поэтапно, в течение трех лет, психолого-медико-педагогические консультации создаются на шестьдесят тысяч детского населения, реабилитационные центры - в городах республиканского и областного значения, кабинеты психолого-педагогической коррекции - в районных центрах.
Сноска. В статью 8 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Глава 3. Деятельность по оказанию социальной и
медико-педагогической коррекционной
поддержки детям с ограниченными
возможностями
Статья 9. Организации, оказывающие медицинские,
специальные образовательные и специальные
социальные услуги детям с ограниченными
возможностями
1. Медицинские услуги осуществляют: организации охраны материнства и детства, организации первичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностические поликлиники, медицинские реабилитационные центры, независимо от организационно-правовых форм.
2. К медицинским услугам относятся:
1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с целью выявления детей группы "риска" (скрининг);
2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии;
3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии;
4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Специальные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации: психолого-медико-педагогические консультации, кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, логопедические пункты, детские сады и другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.
4. К специальным образовательным услугам относятся:
1) углубленное и комплексное обследование детей с целью выявления особенностей их интеллектуального развития и определения их возможностей для выбора вида и формы обучения и воспитания;
2) психолого-педагогическая коррекция, обучение и воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями;
3) трудовое воспитание, профессиональная диагностика;
4) техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование;
5) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Организации, оказывающие специальные социальные услуги: учреждения социальной защиты населения, организации по производству протезно-ортопедических изделий, изготовлению технических и вспомогательных средств.
6. К специальным социальным услугам относятся:
1) оказание социальной помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области социальной защиты инвалидов;
2) предоставление услуг по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями;
3) обеспечение специальными техническими и компенсаторными средствами;
4) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
5) предоставление услуг социальных работников.
Правовой статус социальных работников определяется законодательными актами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Статья 10. Психолого-медико-педагогические
консультации
1. Психолого-медико-педагогические консультации являются государственными учреждениями, осуществляющими проведение диагностики и психолого-медико-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальной программы реабилитации.
Организация деятельности психолого-медико-педагогических консультаций определяется правилами , утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан и в области социальной защиты населения.
2. Психолого-медико-педагогические консультации направляют детей с ограниченными возможностями в специальные коррекционные и другие организации для получения медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг только с согласия родителей и иных законных представителей.
Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 11. Организация образования детей с ограниченными
возможностями
1. В соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольное воспитание и обучение с трехлетнего возраста, начальное и основное среднее образование с семи-десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного среднего образования в соответствии с государственными образовательными программами не может быть менее десяти лет.
При наличии показаний по заключению психолого-медико-педагогических консультаций воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями может осуществляться индивидуально и бесплатно на дому.
2. Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.
Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.
Сноска. Статья 11 с изменением, внесенным Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Статья 12. Государственная статистическая отчетность
Государственная статистическая отчетность по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями определяется уполномоченным органом по статистике в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 13. Финансирование социальной и
медико-педагогической коррекционной поддержки
Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки осуществляется за счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).
Статья 14. Трудовая подготовка и профессиональное
образование детей с ограниченными
возможностями
1. Дети с ограниченными возможностями могут получать профессиональное образование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан об образовании.
2. Трудовая подготовка детей с ограниченными возможностями проводится в семье, в специальных организациях образования. Для определения возможностей и характера будущей профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями проводится профессиональная диагностика в профессионально-консультативных центрах, специальных организациях образования.
3. Техническое и профессиональное образование детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных организациях образования, специальных коррекционных организациях.
Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Глава 4. Права детей с ограниченными возможностями,
права и обязанности их родителей и иных
законных представителей
Статья 15. Права детей с ограниченными возможностями
1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на:
1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации;
4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
5) получение бесплатного предшкольного и общего среднего образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций;
6) бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ;
7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.
3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке.
Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 27 июля 2007 года N 320 (порядок введения в действие см. ст.2 ).
Статья 16. Права родителей и иных законных
представителей детей с ограниченными
возможностями
Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право:
1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации;
2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг;
3) на получение их детьми установленной законодательством Республики Казахстан социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
4) на возмещение затрат на воспитание и обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.
Статья 17. Обязанности родителей и иных законных
представителей детей с ограниченными
возможностями
1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями, помимо обязанностей, установленных законодательством, должны обеспечивать своим детям содержание, воспитание, образование, медицинский осмотр, лечение, осуществлять уход за ними, защищать их права и интересы, участвовать в реализации индивидуальной программы реабилитации.
2. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями за уклонение от выполнения обязанностей по уходу и воспитанию детей, жестокое обращение с ними, нанесение вреда их здоровью несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства
Республики Казахстан в области социальной и
медико-педагогической коррекционной
поддержки детей с ограниченными возможностями
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 19. Порядок введения в действие настоящего
Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2003 года.
Президент
Республики Казахстан