О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями

Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343

Обновленный

ОГЛАВЛЕНИЕ

      Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности. 

  Глава 1. Общие положения

        Статья 1. Термины и определения, используемые в
                настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения:

      1) социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями - деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

      2) ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;

      3) ребенок группы "риска" - ребенок (дети) до трех лет, имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      4) физический недостаток - стойкое нарушение развития и (или) функционирования органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки;

      5) психический недостаток - временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений; нарушения речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость; задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении;

      6) сложный недостаток - любое сочетание психического и физического недостатков;

      7) тяжелый недостаток - психический и (или) физический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными) образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются овладением навыками самообслуживания, элементарными знаниями об окружающем мире и простыми трудовыми навыками или узкой профессиональной подготовкой;

      8) раннее вмешательство (ранняя поддержка) - социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей раннего возраста (до трех лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую психолого-педагогическую диагностику, лечение, развивающее обучение;

      9) социальная адаптация - активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      10) социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семьям в реализации их социальных прав и гарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций, препятствующих их полноценному социальному функционированию;

      11) скрининг - массовое стандартизированное обследование с целью выявления детей группы "риска";

      12) медицинская и психолого-педагогическая диагностика - комплексная междисциплинарная оценка психофизического развития детей для выявления различных недостатков и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания;

      13) медицинская реабилитация - комплекс медицинских мероприятий, направленных на лечение, восстановление нарушенных или утраченных функций организма;

      14) специальные образовательные программы - программы, предназначенные для обучения детей с ограниченными возможностями;

      15) специальное образование - образование, предоставляемое детям с ограниченными возможностями с созданием специальных условий;

      16) специальные образовательные условия - условия для получения специального образования, включая технические и иные вспомогательные средства, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями;

      17) специальные организации образования - организации, созданные для диагностики и консультирования, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, детские сады, логопедические пункты при школах и другие организации;

      18) специальные коррекционные организации - организации для детей с ограниченными возможностями в развитии:
      с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие);
      с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие);
      с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;
      с нарушениями речи;
      с умственной отсталостью;
      с задержкой психического развития;
      с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения;
      со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

      19) психологическое обследование - определение особенностей психического состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями;

      20) социальное обследование - определение степени социальной недостаточности, которая может быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;

      21) медицинское обследование - определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции (функций) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограничение жизнедеятельности детей;

      22) педагогическое обследование - определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;

      23) профессиональная диагностика - определение потенциальных возможностей детей к усвоению и выполнению навыков трудовой деятельности или профессии с учетом имеющегося психического и (или) физического недостатка;

      24) индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - перечень медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры;

      25) уполномоченный государственный орган (далее - уполномоченный орган) - центральные исполнительные органы, осуществляющие руководство в области охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты населения.

        Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                социальной и медико-педагогической
                коррекционной поддержке детей с
                ограниченными возможностями

      1. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями основывается на  Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
      3. Отношения, связанные с государственной поддержкой детей-сирот, детей с психическими заболеваниями, малообеспеченных семей и иных категорий лиц, нуждающихся в государственной поддержке, регулируются настоящим Законом лишь в той части, в какой это связано с социальной и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями.

        Статья 3. Социальная и медико-педагогическая
                коррекционная поддержка детей с
                ограниченными возможностями, ее
                цели, задачи и принципы

      1. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения.
      2. Целями социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:
      1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений от нормального развития;
      2) профилактика отставания и нарушений в развитии детей, предупреждение тяжелых форм инвалидности;
      3) снижение уровня детской инвалидности;
      4) компенсация или восстановление физических, психических и иных способностей детей с ограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной их социальной адаптации.
      3. Задачами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:
      1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями;
      2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальные социальные услуги;
      3) социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
      4) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
      5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;
      6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
      4. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующих принципах:
      1) гарантированность оказания социальной поддержки и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям;
      2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;
      3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и образование, независимо от степени ограничения способностей, возраста, социального статуса;
      4) индивидуальность подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.

  Глава 2. Государственное регулирование вопросов
социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержки детей с
ограниченными возможностями

        Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:
      1) утверждает программы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями;
      2) определяет государственные стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
      3) по представлению уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан утверждает бесплатный гарантированный объем медицинской помощи в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
      4) определяет порядок разработки, утверждения государственных общеобязательных образовательных стандартов специального дошкольного и специального общего образования для детей с ограниченными возможностями.

        Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области
                охраны здоровья граждан

      Уполномоченный орган в области охраны здоровья граждан:
      1) определяет порядок организации скрининга для максимально раннего выявления детей группы "риска" в родовспомогательных учреждениях, детских поликлиниках, учреждениях первичной медико-санитарной помощи и направления выявленных детей группы "риска" и с ограниченными возможностями в психолого-медико-педагогические консультации;
      2) определяет порядок организации диагностики, лечения различных видов патологии детей с физическими и (или) психическими недостатками;
      3) обеспечивает совместно с уполномоченным органом в области образования подготовку врачей общей практики, педиатров и средних медицинских работников по вопросам раннего выявления детей группы "риска";
      4) способствует использованию международного опыта по диагностике и лечению детей с ограниченными возможностями.

        Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в
                области образования

      Уполномоченный орган в области образования:
      1) устанавливает государственные образовательные стандарты специального дошкольного и общего образования;
      2) определяет единые принципы и нормативы специальных образовательных условий для всех организаций образования;
      2-1) проводит мониторинг республиканских, местных программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями совместно с органами социальной защиты населения на основе государственной статистической отчетности;
      3) определяет предельную наполняемость специальных классов (групп), где обучаются дети с ограниченными возможностями;
      4) устанавливает перечень типов и видов специальных организаций образования; определяет необходимое количество мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании;
      5) устанавливает обязательные минимальные требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями;
      6) определяет методики аттестации обучающихся;
      7) совместно с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан, социальной защиты разрабатывает и утверждает нормативные требования на технические средства обучения детей с ограниченными возможностями;
      8) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению организаций образования;
      9) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области специального образования;
      10) совместно с другими заинтересованными государственными органами организует научное сопровождение программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
      11) (исключен)  <*>
      Сноска. В статью 6 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).  

        Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в
                области социальной защиты населения

      Уполномоченный орган в области социальной защиты:
      1) (исключен)
      2) разрабатывает программу социальной поддержки детей с ограниченными возможностями;
      3) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационные требования к ним, оказывает методическую помощь социальным работникам;
      4) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления специальных социальных услуг;
      5) (исключен)
      6) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению социальных служб;
      7) разрабатывает государственные стандарты социального обслуживания, порядок бесплатного социального обслуживания;
      8) организует повышение квалификации и переподготовку социальных работников.  <*>
      Сноска. В статью 7 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).  

        Статья 8. Компетенция органов местного государственного
                управления

      1. Местные представительные органы области (города республиканского значения, столицы):
      1) утверждают региональные программы по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями;
      1-1) утверждают программу по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, включая программы обучения на дому;
      2) осуществляют контроль за исполнением программ по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями.
      2. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):
      1) разрабатывают и представляют на утверждение маслихатов программу по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, включая программы обучения на дому; разрабатывают положение об отделении социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями из числа инвалидов; создают отделения социальной помощи на дому;
      2) осуществляют материально-техническое обеспечение государственных организаций, занятых вопросами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;      
      3) организуют скрининг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, детских поликлиниках, родовспомогательных учреждениях;
      4) обеспечивают с согласия родителей и иных законных представителей направление выявленных в результате скрининга детей группы "риска" в психолого-медико-педагогические консультации;
      5) организуют обучение детей с ограниченными возможностями в специальных организациях образования и создают условия для их обучения в других организациях образования;
      6) (исключен)
      7) планируют и организуют переподготовку, повышение квалификации и аттестацию кадров, работающих в специальных организациях образования и в сфере выявления, учета и коррекции психических и (или) физических недостатков;
      8) координируют деятельность по организации и оказанию социальной помощи по уходу за детьми с тяжелыми недостатками;
      9) обеспечивают реализацию прав на гарантированное медицинское обслуживание и бесплатное образование с соблюдением общегосударственных стандартов, а также получение социальной помощи и специальных социальных услуг;
      10) обеспечивают защиту прав и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
      11) содействуют в трудоустройстве детей с ограниченными возможностями.
      3. Решением акима области (города республиканского значения, столицы) поэтапно, в течение трех лет, психолого-медико-педагогические консультации создаются на шестьдесят тысяч детского населения, реабилитационные центры - в городах республиканского и областного значения, кабинеты психолого-педагогической коррекции - в районных центрах. <*>
      Сноска. В статью 8 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).  

  Глава 3. Деятельность по оказанию социальной и
медико-педагогической коррекционной
поддержки детям с ограниченными
возможностями

        Статья 9. Организации, оказывающие медицинские,
                специальные образовательные и специальные
                социальные услуги детям с ограниченными
                возможностями

      1. Медицинские услуги осуществляют: организации охраны материнства и детства, организации первичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностические поликлиники, медицинские реабилитационные центры, независимо от организационно-правовых форм.
      2. К медицинским услугам относятся:
      1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с целью выявления детей группы "риска" (скрининг);
      2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии;
      3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии;
      4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      3. Специальные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации: психолого-медико-педагогические консультации, кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, логопедические пункты, детские сады и другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.
      (Прим.РЦПИ: см.  V001216_  (Прил.5).
      4. К специальным образовательным услугам относятся:
      1) углубленное и комплексное обследование детей с целью выявления особенностей их интеллектуального развития и определения их возможностей для выбора вида и формы обучения и воспитания;
      2) психолого-педагогическая коррекция, обучение и воспитание детей раннего, дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями;
      3) трудовое воспитание, профессиональная диагностика;
      4) профессиональное образование;
      5) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      5. Организации, оказывающие специальные социальные услуги: учреждения социальной защиты населения, организации по производству протезно-ортопедических изделий, изготовлению технических и вспомогательных средств.
      6. К специальным социальным услугам относятся:
      1) оказание социальной помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области социальной защиты инвалидов;
      (Прим.РЦПИ: см.  Z911900_  (Разд.VI).
      2) предоставление услуг по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями;
      3) обеспечение специальными техническими и компенсаторными средствами;
      4) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
      5) предоставление услуг социальных работников.
      Правовой статус социальных работников определяется законодательными актами Республики Казахстан.

        Статья 10. Психолого-медико-педагогические
                 консультации

      1. Психолого-медико-педагогические консультации являются государственными учреждениями, осуществляющими проведение диагностики и психолого-медико-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями в целях установления показаний на социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, составления индивидуальной программы реабилитации.
      Организация деятельности психолого-медико-педагогических консультаций определяется правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан и в области социальной защиты населения.
      2. Психолого-медико-педагогические консультации направляют детей с ограниченными возможностями в специальные коррекционные и другие организации для получения медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг только с согласия родителей и иных законных представителей.  <*>
      Сноска. В статью 10 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).  

        Статья 11. Организация образования детей с ограниченными
                 возможностями

      1. В соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольное образование с трехлетнего возраста, начальное и основное общее образование с семи-десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного общего образования в соответствии с государственными образовательными программами не может быть менее десяти лет.
      При наличии показаний по заключению психолого-медико-педагогических консультаций воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями может осуществляться на дому.
      2. Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.
     (Прим.РЦПИ: см.  Z990389_  (ст.20);  V001216_  (Прил.5).
      Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.

        Статья 12. Государственная статистическая отчетность

      Государственная статистическая отчетность по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями определяется уполномоченным органом по статистике в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

        Статья 13. Финансирование социальной и
                 медико-педагогической коррекционной поддержки

      Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки осуществляется за счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.  <*>
      Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).  

        Статья 14. Трудовая подготовка и профессиональное
                 образование детей с ограниченными
                 возможностями

      1. Дети с ограниченными возможностями могут получать профессиональное образование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан об образовании.
      (Прим.РЦПИ: см.  V001216_  (Прил.5).
      2. Трудовая подготовка детей с ограниченными возможностями проводится в семье, в специальных организациях образования. Для определения возможностей и характера будущей профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями проводится профессиональная диагностика в профессионально-консультативных центрах, специальных организациях образования.
      3. Начальное профессиональное образование детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных организациях образования, коррекционных организациях начального профессионального образования, в организациях профессионального образования.  <*>
      Сноска. В статью 14 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г.  N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).  

  Глава 4. Права детей с ограниченными возможностями,
права и обязанности их родителей и иных
законных представителей

        Статья 15. Права детей с ограниченными возможностями

      1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на:
      1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
      2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации;
      4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
      5) получение бесплатного образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций;
      6) бесплатное, на конкурсной основе, профессиональное образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ;
      7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
      2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов и кредитов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.
      3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке.
      (Прим.РЦПИ: см.  Z970094_  (Гл.10).

        Статья 16. Права родителей и иных законных
                 представителей детей с ограниченными
                 возможностями

      Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право:
      1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации;
      2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг;
      3) на получение их детьми установленной законодательством Республики Казахстан социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;
      4) на возмещение затрат на воспитание и обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.

        Статья 17. Обязанности родителей и иных законных
                 представителей детей с ограниченными
                 возможностями

      1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями, помимо обязанностей, установленных законодательством, должны обеспечивать своим детям содержание, воспитание, образование, медицинский осмотр, лечение, осуществлять уход за ними, защищать их права и интересы, участвовать в реализации индивидуальной программы реабилитации.
      2. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями за уклонение от выполнения обязанностей по уходу и воспитанию детей, жестокое обращение с ними, нанесение вреда их здоровью несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
     (Прим.РЦПИ: см.  K970167_  (о.ч. гл.2);  К010155_  (ст.111,112);   Z980321_  (ст.67);  Z020345_  (ст.50).

  Глава 5. Заключительные положения

        Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства
                 Республики Казахстан в области социальной и 
                 медико-педагогической коррекционной
                 поддержки детей с ограниченными возможностями

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

        Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2003 года.

      Президент
      Республики Казахстан