Оглавление

О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан

Закон Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года N 39. Утратил силу кодексом Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII.

Утратил силу

      Сноска. Заголовок - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Сноска. Заголовок Закона в редакции Закона РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. По всему тексту слово "проектов" заменено словами "социальных проектов" Законом РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012).

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий для неправительственных организаций в Республике Казахстан.

      Сноска. Преамбула - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) социальная программа – комплекс взаимосвязанных социальных проектов;

      1-1) социальный проект – совокупность организационных, экономических и технических мер, направленных на достижение целей в социально значимых сферах, реализующихся в течение одного года и до трех лет;

      2) государственный социальный заказ – форма реализации социальных программ, социальных проектов, функций центральных и (или) местных исполнительных органов, переданных для осуществления в конкурентную среду, направленных на решение задач в социальной сфере, выполняемых неправительственными организациями за счет бюджетных средств;

      3) конкурс на получение государственного социального заказа (далее - конкурс) - способ определения потенциального поставщика, направленный на приобретение заказчиком работ, услуг неправительственных организаций и обеспечивающий открытую и добросовестную конкуренцию между потенциальными поставщиками государственного социального заказа;

      3-1) государственный орган в сфере государственного социального заказа и грантов для неправительственных организаций (далее – государственный орган) – государственный орган, в том числе центральный государственный и местный исполнительный органы, осуществляющий деятельность по формированию, мониторингу реализации и оценке результатов государственного социального заказа, формированию и оценке эффективности государственных грантов для неправительственных организаций;

      3-2) исключен Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      3-3) стандарты государственного социального заказа – нормативные правовые акты, устанавливающие требования к качеству, условиям, содержанию услуг, оказываемых неправительственными организациями, а также критерии оценки их качества;

      4) договор на осуществление государственного социального заказа - договор, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      4-1) исключен Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      4-2) формирование государственного социального заказа – процесс планирования тем государственного социального заказа в соответствии с компетенцией государственного органа;

      4-3) оценка результатов государственного социального заказа – анализ эффективности реализации государственного социального заказа;

      5) поставщик государственного социального заказа (далее – поставщик) – неправительственная организация, реализующая социальные программы, социальные проекты по договору на осуществление государственного социального заказа;

      5-1) мониторинг реализации государственного социального заказа – сбор, обработка и анализ информации о реализации государственного социального заказа;

      5-2) формирование государственных грантов – деятельность государственных органов по определению направлений государственных грантов, проведению процедуры ежегодного и (или) среднесрочного планирования и определения бюджетных средств для государственных грантов;

      5-3) оценка эффективности государственных грантов – процесс анализа результатов, полученных в ходе реализации проектов, их соответствия поставленным целям и ожидаемым результатам;

      5-4) стратегический партнер – неправительственная организация, прошедшая конкурсный отбор в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, с которой заключен договор на выполнение государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      5-5) государственный заказ на реализацию стратегического партнерства – средства, предоставляемые неправительственным организациям центральными исполнительными органами в целях привлечения потенциала неправительственных организаций для реализации общенациональных приоритетов;

      6) заказчик - администраторы республиканских и местных бюджетных программ;

      6-1) Координационный совет по взаимодействию с неправительственными организациями при уполномоченном органе (далее – Координационный совет) – консультативно-совещательный орган, создаваемый уполномоченным органом для выработки предложений по совершенствованию взаимодействия с неправительственными организациями;

      7) неправительственная организация - некоммерческая организация (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений), созданная гражданами и (или) негосударственными юридическими лицами на добровольной основе для достижения ими общих целей в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      7-1) грант для неправительственных организаций (далее – грант) – средства, предоставляемые неправительственным организациям оператором в сфере грантового финансирования неправительственных организаций в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала неправительственных организаций к решению актуальных вопросов развития социальной сферы;

      7-2) мониторинг реализации грантов для неправительственных организаций – сбор, обработка и анализ информации о реализации грантов для неправительственных организаций;

      7-3) премия для неправительственных организаций (далее – премия) – денежное вознаграждение, присуждаемое за счет бюджетных средств неправительственным организациям за внесенный вклад в решение социальных задач республиканского, отраслевого и регионального уровней;

      7-4) оператор в сфере грантового финансирования неправительственных организаций (далее – оператор) – некоммерческая организация в форме акционерного общества, определяемая Правительством Республики Казахстан и имеющая право на предоставление грантов в соответствии с настоящим Законом;

      7-5) База данных неправительственных организаций – информационная база данных, формируемая в целях обеспечения прозрачности деятельности неправительственных организаций и информирования общественности о них, а также для использования в рамках размещения государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий;

      8) советы по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями – консультативно-совещательные органы, создаваемые для выработки предложений по совершенствованию взаимодействия и сотрудничества между государственным органом и неправительственными организациями, в состав которых входят представители заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций;

      8-1) уполномоченный орган в сфере взаимодействия с неправительственными организациями (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере взаимодействия с неправительственными организациями;

      9) потенциальный поставщик - неправительственная организация, участвующая в конкурсе;

      10) исключен Законом РК от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      11) исключен Законом РК от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      12) исключен Законом РК от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      13) исключен Законом РК от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.06.2018 № 160-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2019 № 250-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2022 № 134-VII (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан

      Сноска. Заголовок статьи 2 - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

      3. Действие настоящего Закона не распространяется на стандарты, устанавливающие правила, общие принципы и характеристики применительно к объектам технического регулирования.

      4. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением грантов без участия оператора, а также на отношения, возникающие в процессе предоставления грантов, которые регулируются Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и иными законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.06.2018 № 160-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 3. Принципы государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий

      Государственный социальный заказ, государственный заказ на реализацию стратегического партнерства, предоставление грантов и присуждение премий основываются на принципах:

      1) законности;

      2) повышения эффективности реализации социальных программ, социальных проектов в Республике Казахстан;

      3) участия граждан Республики Казахстан в решении социальных задач;

      4) обеспечения равных возможностей для неправительственных организаций;

      5) гласности и открытости процесса государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления грантов и присуждения премий.

      Сноска. Статья 3 - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие с 01.01.2023).

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Сноска. Статья 4 исключена Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 4-1. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) осуществляет координацию деятельности государственных органов по формированию, мониторингу реализации и оценке результатов государственного социального заказа;

      2) оказывает информационную, консультативную, методическую поддержку государственным органам, осуществляющим формирование, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа;

      3) разрабатывает и утверждает правила формирования, мониторинга реализации и оценки результатов государственного социального заказа;

      4) разрабатывает и утверждает стандарты государственного социального заказа;

      5) размещает на своем интернет-ресурсе темы государственного социального заказа, формируемого государственными органами;

      6) ежегодно до 31 марта предоставляет информацию в Правительство Республики Казахстан по итогам реализации государственного социального заказа в Республике Казахстан;

      7) утверждает правила формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      8) создает Координационный совет, утверждает положение о нем и его состав;

      9) направляет на рассмотрение Координационного совета перечень направлений государственных грантов, относящихся к компетенции центральных государственных органов;

      10) направляет в центральные государственные органы рекомендации Координационного совета по направлениям государственных грантов в соответствии с их компетенцией;

      11) рассматривает отчет оператора о результатах его деятельности и утверждает его форму;

      12) утверждает правила присуждения премий и осуществляет их присуждение;

      13) утверждает правила осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      14) определяет направления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      15) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16) осуществляет проверку сведений, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона Республики Казахстан "О некоммерческих организациях" для включения в Базу данных неправительственных организаций;

      17) определяет порядок формирования Базы данных неправительственных организаций;

      18) осуществляет ведение Базы данных неправительственных организаций;

      19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 4-1 в соответствии с Законом РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012); в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 4-2. Компетенция центральных государственных и местных исполнительных органов

      1. Центральные государственные органы:

      1) осуществляют формирование, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа в порядке, определяемом уполномоченным органом;

      2) создают советы по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями;

      3) предоставляют информацию по реализации государственного социального заказа в уполномоченный орган;

      4) размещают на своих интернет-ресурсах планируемые темы и информацию по реализации государственного социального заказа, а также оценку результатов государственного социального заказа;

      5) оказывают информационную, консультативную, методическую поддержку неправительственным организациям, осуществляющим государственный социальный заказ;

      6) предоставляют государственные гранты в пределах своих компетенций через оператора и рассматривают отчет оператора о результатах реализации государственных грантов;

      7) осуществляют оценку эффективности государственных грантов с привлечением представителей гражданского общества в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      8) на основе рекомендаций Координационного совета формируют государственные гранты по направлениям и объемам финансирования;

      9) проводят конкурсный отбор стратегических партнеров и заключают с ними договоры в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      10) осуществляют оценку исполнения стратегическими партнерами обязательств в соответствии с заключенными договорами и правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      11) ежегодно до 1 декабря предоставляют в уполномоченный орган информацию о результатах государственного заказа на реализацию стратегического партнерства в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства;

      12) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Действия, предусмотренные подпунктами 9) – 11) части первой настоящего пункта, не распространяются на государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан.

      2. Местные исполнительные органы:

      1) осуществляют формирование, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа в порядке, определяемом уполномоченным органом;

      2) создают советы по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями;

      3) предоставляют информацию по реализации государственного социального заказа в уполномоченный орган;

      4) размещают на своих интернет-ресурсах планируемые темы и информацию по реализации государственного социального заказа, а также оценку результатов государственного социального заказа;

      5) оказывают информационную, консультативную, методическую поддержку неправительственным организациям, осуществляющим государственный социальный заказ;

      6) предоставляют государственные гранты в пределах своих компетенций через оператора и рассматривают отчет оператора о результатах реализации государственных грантов;

      7) осуществляют оценку эффективности государственных грантов с привлечением представителей гражданского общества в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      8) выносят на рассмотрение советов по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями перечень направлений государственных грантов;

      9) на основе рекомендаций советов по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными организациями формируют государственные гранты по направлениям и объемам финансирования;

      10) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 4-2 в соответствии с Законом РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012); в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (порядок введения в действие см. ст. 2).

Статья 4-3. Проверка сведений

      1. Проверка сведений, представляемых в Базу данных неправительственных организаций, осуществляется уполномоченным органом.

      2. Основаниями для проведения проверки сведений являются результаты мониторинга реализации государственного социального заказа и мониторинга реализации грантов для неправительственных организаций, а также результаты государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, жалобы физических и юридических лиц, информация государственных органов, публикации в средствах массовой информации.

      К проведению проверки при необходимости могут привлекаться представители других государственных органов.

      Сноска. Закон дополнен статьей 4-3 в соответствии с Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие с 01.01.2023).

Статья 5. Сферы реализации государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления государственных грантов и присуждения премий

      Сноска. Заголовок статьи 5 - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Реализация государственного социального заказа, предоставление государственных грантов и присуждение премий осуществляются по следующим сферам:

      1) достижение целей в области образования, науки, информации, физической культуры и спорта;

      2) охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;

      3) охрана окружающей среды;

      4) поддержка молодежной политики и детских инициатив;

      5) содействие решению семейно-демографических и гендерных вопросов;

      6) исключен Законом РК от 13.06.2018 № 160-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      7) поддержка социально уязвимых слоев населения;

      8) помощь детям-сиротам, детям из неполных и многодетных семей;

      9) содействие обеспечению трудовой занятости населения;

      10) защита прав, законных интересов граждан и организаций;

      11) развитие культуры и искусства;

      12) охрана историко-культурного наследия;

      13) укрепление общественного согласия и общенационального единства;

      13-1) содействие службам пробации при оказании социально-правовой помощи лицам, состоящим на их учете;

      13-2) проведение общественного мониторинга качества оказания государственных услуг;

      13-3) исключен Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      14) исключен Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      15) содействие развитию гражданского общества, в том числе повышению эффективности деятельности неправительственных организаций;

      16) развитие и поддержка волонтерских инициатив.

      2. Реализация государственного социального заказа осуществляется также по сферам:

      1) оказания помощи лицу (семье), находящемуся (находящейся) в трудной жизненной ситуации;

      2) формирования ответственного обращения с животными, в том числе поддержки приютов для животных;

      2-1) сохранения и воспроизводства казахских пород собак;

      3) по иным социально значимым сферам, не противоречащим законодательству Республики Казахстан.

      3. В рамках сфер государственного социального заказа формируются темы.

      4. Государственный заказ на реализацию стратегического партнерства осуществляется в соответствии с общенациональными приоритетами, определяемыми Президентом Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 15.02.2012 № 556-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.04.2013 № 89-V (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.04.2017 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 13.06.2018 № 160-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2022 № 134-VII (порядок введения в действие см. ст. 2); от 03.01.2023 № 185-VII (вводится в действие с 01.07.2023).

Статья 5-1. База данных неправительственных организаций

      Формирование Базы данных неправительственных организаций осуществляется на основе сведений, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 41 Закона Республики Казахстан "О некоммерческих организациях".

      Сноска. Закон дополнен статьей 5-1 в соответствии с Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Осуществление государственного социального заказа

      1. Государственный социальный заказ осуществляется государственными органами и неправительственными организациями.

      2. Государственный социальный заказ осуществляется в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

      3. Для участия в конкурсе допускаются потенциальные поставщики, осуществляющие деятельность в соответствии с уставными целями по сферам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 5 настоящего Закона.

      4. Исключен Законом РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012).

      5. Реализация функций центральных и местных исполнительных органов, переданных в конкурентную среду, посредством государственного социального заказа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 22.12.2011 № 515-IV (вводится в действие с 01.01.2012); от 13.06.2018 № 160-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2019 № 250-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6-1. Гранты

      1. Гранты подразделяются на:

      1) государственные гранты, предоставляемые за счет бюджетных средств;

      2) негосударственные гранты, предоставляемые из внебюджетных источников финансирования.

      2. Государственные гранты подразделяются на следующие виды:

      1) краткосрочные гранты – гранты, срок реализации которых составляет от трех месяцев до одного года, объем финансирования – не менее пятисоткратного и не более трехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

      2) среднесрочные гранты – гранты, срок реализации которых составляет от одного года до двух лет, объем финансирования – не менее трехтысячекратного и не более десятитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

      3) долгосрочные гранты – гранты, срок реализации которых составляет от двух до трех лет, объем финансирования – не менее десятитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, предоставляемые неправительственным организациям, имеющим необходимую материальную базу для реализации долгосрочных проектов, в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов.

      3. Государственные гранты предоставляются через оператора в соответствии с договором на предоставление государственного гранта для реализации социальных программ, социальных проектов, разработанных неправительственными организациями.

      4. Государственные гранты предоставляются на основе конкурсного отбора неправительственным организациям, включенным в Базу данных неправительственных организаций, за исключением неправительственных организаций:

      находящихся в процессе ликвидации;

      признанных банкротами;

      имеющих задолженности по исполнительному производству;

      состоящих в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

      на имущество которых наложен арест;

      экономическая деятельность которых приостановлена;

      руководители, учредители которых являются супругом (супругой), близкими родственниками, свойственниками уполномоченных лиц государственного органа и (или) оператора;

      руководители, учредители которых включены в список лиц, причастных к террористической деятельности, а также перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, и (или) перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

      5. Неправительственные организации, получившие государственный грант, могут использовать часть полученных средств на материально-техническое обеспечение и институциональное развитие:

      1) не более десяти процентов для краткосрочных и среднесрочных грантов;

      2) не более пяти процентов для долгосрочных грантов.

      6. Требования к предоставлению негосударственных грантов и отчетности определяются условиями договора, заключенного между оператором и физическими или юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      7. Формирование государственных грантов по направлениям и объемам финансирования на следующий финансовый год, проведение оператором конкурсного отбора на получение неправительственными организациями государственного гранта осуществляются с учетом результатов оценки эффективности государственных грантов, проводимой государственными органами в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6-2. Оператор

      1. Оператор вправе:

      1) предоставлять государственные и негосударственные гранты неправительственным организациям в целях поддержки гражданских инициатив, привлечения потенциала неправительственных организаций к решению актуальных вопросов развития социальной сферы, за исключением случаев, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;

      2) привлекать экспертов для мониторинга реализации грантов в целях развития общественного контроля.

      2. Оператор обязан:

      1) осуществлять мониторинг реализации государственных грантов в соответствии с правилами формирования, предоставления, мониторинга и оценки эффективности государственных грантов;

      2) вносить предложения по совершенствованию механизмов предоставления грантов в уполномоченный орган;

      3) размещать информацию о реализации грантов на своем интернет-ресурсе;

      4) представлять ежегодный отчет о результатах своей деятельности в уполномоченный орган, а также размещать его на своем интернет-ресурсе.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6-3. Премии

      1. Присуждение премий осуществляется уполномоченным органом в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

      Премии присуждаются неправительственным организациям, представившим сведения в Базу данных неправительственных организаций в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

      2. Заявки на соискание премии подаются неправительственными организациями в уполномоченный орган ежегодно до 1 сентября.

      Одна и та же неправительственная организация может выдвигаться на соискание премии только в одной сфере.

      3. Не допускается повторное выдвижение неправительственных организаций на соискание премии в течение трех лет после ее получения.

      4. Минимальный размер премии составляет двухтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

      5. Премия в одной сфере может присуждаться одному или одновременно нескольким соискателям. При присуждении премии нескольким соискателям премия делится между ними на равные части.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-3 в соответствии с Законом РК от 02.12.2015 № 429-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 13.06.2018 № 160-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6-4. Права и обязанности неправительственных организаций

      1. Неправительственная организация вправе:

      1) обращаться с запросом в центральные и (или) местные исполнительные органы за информацией, необходимой для осуществления государственного социального заказа;

      2) вносить предложения в уполномоченный орган, уполномоченный орган в сфере развития системы государственного управления, центральные и (или) местные исполнительные органы по вопросам формирования и осуществления государственного социального заказа.

      2. Неправительственная организация обязана:

      1) предоставлять центральным и (или) местным исполнительным органам информацию и (или) документы, необходимые для проведения мониторинга реализации государственного социального заказа;

      2) создавать условия для качественного осуществления государственного социального заказа;

      3) в случае обращения физических и юридических лиц предоставлять им полную и достоверную информацию об осуществлении государственного социального заказа;

      4) рассматривать жалобы физических и юридических лиц в рамках осуществления государственного социального заказа.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-4 в соответствии с Законом РК от 19.04.2019 № 250-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6-5. Государственный заказ на реализацию стратегического партнерства

      1. Центральные исполнительные органы вносят в уполномоченный орган предложения по направлениям государственного заказа на реализацию стратегического партнерства в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      2. Уполномоченный орган по предложениям центральных государственных органов определяет направления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, вытекающие из документов Системы государственного планирования в Республике Казахстан.

      3. По каждому направлению государственного заказа на реализацию стратегического партнерства определяется только один стратегический партнер на основе конкурсного отбора в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      4. Государственный заказ на реализацию стратегического партнерства осуществляется на основе договора, заключенного между центральным исполнительным органом и стратегическим партнером, в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      5. В случаях недостижения по вине стратегического партнера целевых показателей, установленных в договоре, и (или) систематического неисполнения стратегическим партнером своих обязательств договор подлежит расторжению в одностороннем порядке по инициативе соответствующего центрального исполнительного органа в порядке, определяемом правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      6. Акт оказанных услуг по государственному заказу на реализацию стратегического партнерства принимается комиссией из представителей центрального исполнительного органа и гражданского общества, созданной в соответствии с правилами осуществления государственного заказа на реализацию стратегического партнерства.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-5 в соответствии с Законом РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие с 01.01.2023); с изменением, внесенным Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Финансирование и использование бюджетных средств государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, государственных грантов и премий

      Финансирование государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, государственных грантов и премий осуществляется за счет бюджетных средств.

      Бюджетные средства, предусмотренные для реализации государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, предоставления государственных грантов и присуждения премий, используются в целях и порядке, которые установлены настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, договором на осуществление государственного социального заказа, договором на выполнение государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, договором на предоставление государственного гранта.

      Сноска. Статья 7 - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие с 01.01.2023).

Статья 8. Контроль за исполнением государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, использованием грантов и присуждением премий

      Контроль за исполнением государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, использованием грантов и присуждением премий осуществляется уполномоченным органом, а также иными государственными органами в пределах их компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 8 - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие с 01.01.2023).

Статья 9. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 9 - в редакции Закона РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие с 01.01.2023).

Статья 10. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

     
      Президент
Республики Казахстан