Об органах юстиции

Закон Республики Казахстан от 18 марта 2002 года N 304

Обновленный

Глава 1. Общие положения

      Статья 1. Статус органов юстиции Республики Казахстан

      Органы юстиции Республики Казахстан (в дальнейшем - органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

      Статья 2. Правовая основа деятельности органов юстиции

      Правовую основу деятельности органов юстиции составляют Конституция  Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Республики Казахстан.

      Статья 3. Задачи органов юстиции

      Задачами органов юстиции являются:
      1) участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
      2) правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;
      3) осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними;
      4) организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды;
      5) организация и осуществление судебно-экспертной деятельности;
      6) исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      7) осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности;
      8) осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
      9) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом;
      10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан.

      Статья 4. Принципы деятельности органов юстиции

      Деятельность органов юстиции строится на принципах:
      1) законности;
      2) обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
      3) гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами;
      4) независимости от деятельности политических партий и иных
общественных объединений;
      5) гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием;
      6) единства системы органов юстиции.

Глава 2. Система и организация деятельности органов юстиции

      Статья 5. Система органов юстиции

      1. Единую систему органов юстиции составляют:
      1) органы юстиции, включающие:
      Министерство юстиции Республики Казахстан;
      комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан;
      территориальные органы юстиции;
      органы уголовно-исполнительной системы;
      2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации.
      2. Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляются Министерством юстиции, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством Республики Казахстан.
      3. Структура, штатная численность, условия материально-технического обеспечения органов юстиции определяются Министром юстиции Республики Казахстан в пределах лимитов штатной численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов юстиции.

      Статья 6. Министерство юстиции Республики Казахстан

      1. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.
      2. Министерство юстиции возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.

      Статья 7. Полномочия Министра юстиции Республики Казахстан

      1. Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач.
      2. Министр:
      1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей;
      2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными;
      3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
      4) представляет Министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания;
      6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Статья 8. Территориальные органы юстиции

      1. Территориальными органами юстиции являются областные, городов Астаны и Алматы подразделения юстиции.
      2. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.

      Статья 9. Организации системы юстиции

      Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при Министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации.

      Статья 10. Уголовно-исполнительная система органов юстиции

      Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан - система учреждений и органов, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, назначенных судами, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

      Статья 11. Структура уголовно-исполнительной системы

      1. Структуру уголовно-исполнительной системы образуют:
      1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа);
      2) органы и учреждения, обеспечивающие исполнение уголовных наказаний;
      3) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования;
      4) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения.
      2. Порядок организации деятельности, права и обязанности органов, администрации учреждений уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Статья 12. Взаимодействие органов юстиции с
                 государственными органами, организациями
                 и должностными лицами

      1. Органы юстиции при решении возложенных на них задач взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, в том числе с правоохранительными и контролирующими, а также с должностными лицами.
      2. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органам юстиции в выполнении функциональных задач и защите прав, свобод человека и гражданина, юридических лиц и интересов государства.
      3. Сотрудничество органов юстиции с государственными органами и организациями иностранных государств, в том числе с органами юстиции, осуществляется на основе международных договоров.

      Статья 13. Акты органов юстиции

      1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам деятельности органов юстиции, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также вносит представления.
      2. Руководители ведомств и территориальных органов Министерства юстиции в пределах своей компетенции издают приказы и вносят представления.
      3. Акты органов юстиции, принятые в пределах их компетенции и прошедшие в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию, обязательны к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства.

      Статья 14. Представление органов юстиции

      1. Органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона:
      1) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, но не прошедших ее;
      2) в отношении нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, применяемых ими, но не опубликованных в установленном порядке, опубликование которых обязательно в соответствии со статьей 4 Конституции  Республики Казахстан;
      3) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, противоречащих законодательству Республики Казахстан;
      4) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Представление вносится в соответствующий государственный орган (должностному лицу) либо в вышестоящий орган (должностному лицу).
      3. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок.
      Органы юстиции вправе участвовать в рассмотрении представления.
      4. Государственный орган либо должностное лицо обязаны устранить нарушения и о принятых мерах сообщить в органы юстиции.

Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов юстиции

      Статья 15. Функции органов юстиции в сфере ведения
                 законопроектной работы, совершенствования
                 законодательства

      В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов;
      2) юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов;
      3) привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств;
      4) официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе;
      5) правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации;
      6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства.

      Статья 16. Функции органов юстиции в сфере правового
                 обеспечения международных договоров,
                 координации иностранной правовой помощи

      В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами;
      2) юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан;
      3) исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами;
      4) проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан;
      5) участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров;
      6) юридическую экспертизу проектов международных договоров.

      Статья 17. Функции органов юстиции в сфере судебно-экспертной
                 деятельности, дознания и административного
                 производства

      В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) подбор и расстановку кадров судебных экспертов;
      2) организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; (Прим. РЦПИ: см. P981021_ )
      3) материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций;
      4) координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы;
      5) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции;
      6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений;
      7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом.

      Статья 18. Функции органов юстиции в сфере осуществления
                 государственной регистрации

      В сфере государственной регистрации органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) государственную регистрацию нормативных правовых актов центральных государственных органов, государственную регистрацию нормативных правовых актов маслихатов, акиматов и акимов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      2) государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;
      3) государственную регистрацию актов гражданского состояния;
      4) опубликование для всеобщего сведения перечня зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов;
      5) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества.

      Статья 19. Функции органов юстиции в сферах организации
                 правовой помощи и оказания юридических услуг,
                 правовой пропаганды

      1. В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, отзыв, приостановление и прекращение лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; (Прим. РЦПИ: см. P971262_ , V970423_ , Р011235_ , Р020254_ )
      2) руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами;
      3) лицензирование нотариальной и адвокатской деятельности, лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью, лицензирование деятельности по оценке имущества;
      4) обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния;
      5) координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы;
      6) контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;
      7) аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, организационное, методическое руководство органами записи актов гражданского состояния, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности;
      8) проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов.
      2. В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства;
      2) предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации;
      3) заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды.

      Статья 20. Функции органов юстиции в сфере исполнения
                 уголовных наказаний

      В сфере исполнения уголовных наказаний органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов организацию размещения осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      2) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение выполнения режимных требований в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      3) охрану органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала, контроль за оперативной обстановкой в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      4) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;
      5) оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      6) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;
      7) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере исполнения уголовных наказаний;
      8) обеспечение условий для предоставления обязательного среднего общего и начального профессионального образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан. <*>
     Сноска. В статью 20 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 21. Функции органов юстиции в сфере обеспечения
                 прав интеллектуальной собственности

      В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области;
      2) обеспечение организации и проведения научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
      3) международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
      4) государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;
      5) контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
      6) регистрацию авторского права в официальных реестрах;
      7) регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;
      8) содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений;
      9) обеспечение регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;
      10) организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе;
      11) контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;
      12) обеспечение регистрации лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов;
      13) (исключен - N 13 от 20.12.2004 г.) <*>
     Сноска. В статью 21 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 22. Функции органов юстиции в сфере оборота
                 наркотических средств, психотропных веществ,
                 прекурсоров и противодействия их незаконному
                 обороту и злоупотреблению ими

      В сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими органы юстиции осуществляют следующие функции:
      1) контроль и осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан лицензирования видов деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
      2) контроль в пределах своей компетенции за целевым использованием технической помощи и инвестиций, поступающих в сферу оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
      3) участие в разработке и реализации совместно с государственными органами государственной политики и стратегии в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
      4) анализ состояния и тенденции развития наркоситуации в Республике Казахстан, подготовку информационно-аналитических материалов о ходе реализации стратегий и государственных программ в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом;
      5) координацию деятельности региональных комиссий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, а также выполнения ими региональных программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом;
      6) оказание содействия органам здравоохранения в организации медико- социальной помощи лицам, больным наркоманией и токсикоманией, и обеспечение гарантий прав и свобод граждан при ее оказании;
      7) международное сотрудничество в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
      8) анализ и обобщение практики применения законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, разработку и внесение предложений по его совершенствованию;
      9) организацию совместно с иными государственными органами и координацию обучения и повышения квалификации специалистов для работы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, а также специалистов в сфере организации профилактики, лечения, социальной реабилитации лиц, употребляющих и склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ;
      10) координацию совместно с компетентными государственными органами научных исследований в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.

      Статья 23. Иные функции органов юстиции

     
      1. Органы юстиции, помимо перечисленных в статьях 15 - 22, осуществляют следующие функции:
      1) соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, организаций и государства;
      2) обеспечение защиты переданных им другими государственными органами и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими;
      3) принятие, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции органов юстиции, и сообщение заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, которые установлены законодательством Республики Казахстан;
      4) анализ и обобщение практики применения законодательства Республики Казахстан в сфере своей деятельности и внесение соответствующих предложений по его совершенствованию, устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства Республики Казахстан;
      5) обеспечение реализации стратегий и программ;
      6) обеспечение законности и правопорядка в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
      7) оказание научно-методической и правовой помощи государственным органам в пределах своей компетенции;
      8) осуществление проверки физических и юридических лиц на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан в сфере интеллектуальной собственности.
      2. В случаях, предусмотренных Законом  Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах", органы юстиции устанавливают размер вознаграждения и условия его выплаты. <*>
     Сноска. Статья 23 - в редакции Закона РК от 20 декабря 2004 г. N 13  (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

      Статья 24. Права органов юстиции и их должностных лиц

      Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе:
      1) издавать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению центральными и местными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
      2) осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию;
      3) запрашивать и получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;
      4) осуществлять в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах проверку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
      5) обращаться с иском в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, а также общественных или государственных интересов в порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального кодекса  Республики Казахстан;
      6) осуществлять управление переданным им имуществом;
      7) осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований;
      8) вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;
      9) осуществлять издательскую деятельность;
      10) проводить служебные расследования случаев чрезвычайных происшествий в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливать и анализировать их причины, принимать меры по предотвращению подобных случаев;
      11) вводить в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, режим особых условий;
      12) в установленных законом случаях и порядке осуществлять дознание, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания в пределах своей компетенции;
      13) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
      14) осуществлять иные полномочия, предоставленные законодательными актами Республики Казахстан.

Глава 4. Кадры органов юстиции и их правовое положение

      Статья 25. Кадры органов юстиции

      Работники органов юстиции являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона  Республики Казахстан "О государственной службе", за исключением сотрудников органов, учреждений и иных организаций уголовно-исполнительной системы и службы дознания Министерства юстиции, обладающих в соответствии с законодательными актами иным правовым статусом.

      Статья 26. Правовое положение сотрудников
                 уголовно-исполнительной системы

      1. Сотрудники уголовно-исполнительной системы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
      2. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются лица, состоящие на службе или в кадрах уголовно-исполнительной системы.
      3. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы в подтверждение их личности и полномочий выдаются удостоверения и жетоны установленного образца.
      4. Условия и порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Статья 27. Специальные звания и форменная одежда
                 отдельных категорий работников органов юстиции

      1. Работникам служб уголовно-исполнительной системы и дознания Министерства юстиции в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и выслугой лет в установленном порядке присваиваются следующие специальные звания:
      1) рядовой состав:
      рядовой юстиции;
      2) младший начальствующий состав:
      младший сержант юстиции,
      сержант юстиции,
      старший сержант юстиции,
      старшина юстиции,
      прапорщик юстиции,
      старший прапорщик юстиции;
      3) средний начальствующий состав:
      младший лейтенант юстиции,
      лейтенант юстиции,
      старший лейтенант юстиции,
      капитан юстиции;
      4) старший начальствующий состав:
      майор юстиции,
      подполковник юстиции,
      полковник юстиции;
      5) высший начальствующий состав:
      генерал-майор юстиции.
      Порядок присвоения специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы определяется законодательством.
      2. Лица, которым присвоены специальные звания, бесплатно обеспечиваются форменной одеждой, образцы и нормы положенности которой устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
      3. Лицам, имеющим специальные звания, в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливается доплата к должностному окладу.

      Статья 28. Правовое регулирование труда

      Трудовые отношения сотрудников органов юстиции регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а в части, не урегулированной настоящим Законом  и Законом Республики Казахстан "О государственной службе", законодательными актами о труде.

      Статья 29. Материальное и социальное обеспечение
                 работников органов юстиции

      1. Оплата труда работников органов юстиции осуществляется в соответствии с единой системой оплаты труда, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.
      2. Работникам органов юстиции предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью тридцать календарных дней.
      3. Материальное обеспечение и социальная защита работников органов юстиции, имеющих правовой статус, отличающийся от статуса государственных служащих, предусмотренного Законом  Республики Казахстан "О государственной службе", устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Статья 30. Применение мер принуждения

      1. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, для выполнения возложенных задач отдельные категории должностных лиц органов юстиции имеют право применять меры принуждения, в том числе специальные средства, физическую силу и огнестрельное оружие.
      2. Работники служб уголовно-исполнительной системы и дознания органов юстиции имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов.

      Статья 31. Применение специальных средств и физической силы

      1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять физическую силу и специальные средства, в том числе боевые приемы борьбы, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, водометы, служебных животных, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, перечень которых определяется Правительством, для:
      1) отражения нападений на граждан, находящихся на территории исправительных учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
      2) освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях;
      3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие исправительным учреждениям, организациям и органам уголовно-исполнительной системы, а равно для освобождения их от захвата;
      4) конвоирования и охраны осужденных, если имеется достаточно оснований полагать, что они могут совершить побег;
      5) задержания осужденных, если они оказывают неповиновение или сопротивление персоналу исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, злостное неповиновение их законным требованиям, проявляют буйство, участвуют в массовых беспорядках, захвате заложников, нападают на граждан или совершают иные подобные действия;
      6) пресечения противоправных действий при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных;
      7) предотвращения причинения задержанными и осужденными лицами вреда окружающим или самим себе;
      8) пресечения противоправных действий лиц, умышленно препятствующих сотрудникам уголовно-исполнительной системы в осуществлении возложенных на них законом обязанностей.
      2. Запрещается применять специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.

      Статья 32. Применение огнестрельного оружия

      1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять огнестрельное оружие для:
      1) защиты граждан от преступного посягательства, а равно освобождения заложников;
      2) отражения нападения на сотрудников органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы и членов их семей, лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
      3) отражения нападения на служебный наряд, помещения органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, на охраняемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы объекты;
      4) задержания лиц, осужденных, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из исправительного учреждения;
      5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия;
      6) защиты от нападения животных;
      7) подачи сигналов тревоги или вызова помощи;
      8) а также во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
      2. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.
      3. В случаях применения оружия, специальных средств работник органа юстиции обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и информирования вышестоящих органов юстиции и прокурора.

Глава 5. Иные вопросы организации и деятельности
органов юстиции

      Статья 33. Финансирование, материально-техническое
                 обеспечение органов юстиции

      Финансирование, материально-техническое обеспечение органов юстиции осуществляются за счет средств государственного бюджета.

      Президент
      Республики Казахстан