Статья 1. Статус органов юстиции Республики Казахстан
Органы юстиции Республики Казахстан (в дальнейшем - органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья 2. Правовая основа деятельности органов юстиции
Правовую основу деятельности органов юстиции составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры Республики Казахстан.
Статья 3. Задачи органов юстиции
Задачами органов юстиции являются:
1) участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;
3) осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними;
4) организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды;
5) организация и осуществление судебно-экспертной деятельности;
6) исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
7) осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности;
8) осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействие их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
9) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом;
10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы деятельности органов юстиции
Деятельность органов юстиции строится на принципах:
1) законности;
2) обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами;
4) независимости от деятельности политических партий и иных
общественных объединений;
5) гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием;
6) единства системы органов юстиции.
Глава 2. Система и организация деятельности органов юстиции
Статья 5. Система органов юстиции
1. Единую систему органов юстиции составляют:
1) органы юстиции, включающие:
Министерство юстиции Республики Казахстан;
комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан;
территориальные органы юстиции;
органы уголовно-исполнительной системы;
2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации.
2. Создание, реорганизация и ликвидация структурных подразделений Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляются Министерством юстиции, а в случаях, предусмотренных законодательством, - Правительством Республики Казахстан.
3. Структура, штатная численность, условия материально-технического обеспечения органов юстиции определяются Министром юстиции Республики Казахстан в пределах лимитов штатной численности, утвержденных Правительством Республики Казахстан, и средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов юстиции.
Статья 6. Министерство юстиции Республики Казахстан
1. Министерство юстиции Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, входящим в структуру Правительства Республики Казахстан, образуемым, реорганизуемым и упраздняемым Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.
2. Министерство юстиции возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики по представлению Премьер-Министра Республики.
Статья 7. Полномочия Министра юстиции Республики Казахстан
1. Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач.
2. Министр:
1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей;
2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными;
3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
4) представляет Министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания;
6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 8. Территориальные органы юстиции
1. Территориальными органами юстиции являются областные, городов Астаны и Алматы подразделения юстиции.
2. В территориальных органах юстиции образуются соответствующие структурные подразделения, обеспечивающие исполнение функций, возложенных на органы юстиции.
Статья 9. Организации системы юстиции
Для решения задач и обеспечения функций, возложенных на Министерство юстиции, при Министерстве действуют учреждения, учебные заведения и другие организации.
Статья 10. Уголовно-исполнительная система органов юстиции
Уголовно-исполнительная система органов юстиции Республики Казахстан - система учреждений и органов, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, назначенных судами, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Статья 11. Структура уголовно-исполнительной системы
1. Структуру уголовно-исполнительной системы образуют:
1) уполномоченный орган (ведомство центрального исполнительного органа);
2) органы и учреждения, обеспечивающие исполнение уголовных наказаний;
3) научно-исследовательские, лечебно-профилактические организации и организации образования;
4) организации, предназначенные для осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения.
2. Порядок организации деятельности, права и обязанности органов, администрации учреждений уголовно-исполнительной системы и их должностных лиц устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 12. Взаимодействие органов юстиции с
государственными органами, организациями
и должностными лицами
1. Органы юстиции при решении возложенных на них задач взаимодействуют с центральными и местными государственными органами, в том числе с правоохранительными и контролирующими, а также с должностными лицами.
2. Государственные органы, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органам юстиции в выполнении функциональных задач и защите прав, свобод человека и гражданина, юридических лиц и интересов государства.
3. Сотрудничество органов юстиции с государственными органами и организациями иностранных государств, в том числе с органами юстиции, осуществляется на основе международных договоров.
Статья 13. Акты органов юстиции
1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, Министр юстиции в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам деятельности органов юстиции, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также вносит представления.
2. Руководители ведомств и территориальных органов Министерства юстиции в пределах своей компетенции издают приказы и вносят представления.
3. Акты органов юстиции, принятые в пределах их компетенции и прошедшие в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию, обязательны к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства.
Статья 14. Представление органов юстиции
1. Органы юстиции вправе вносить представление об устранении нарушений закона:
1) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, но не прошедших ее;
2) в отношении нормативных правовых актов центральных и местных государственных органов, применяемых ими, но не опубликованных в установленном порядке, опубликование которых обязательно в соответствии со статьей 4
Конституции
Республики Казахстан;
3) в отношении нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, противоречащих законодательству Республики Казахстан;
4) в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
2. Представление вносится в соответствующий государственный орган (должностному лицу) либо в вышестоящий орган (должностному лицу).
3. Представление подлежит рассмотрению государственным органом либо должностным лицом вышестоящего органа в месячный срок.
Органы юстиции вправе участвовать в рассмотрении представления.
4. Государственный орган либо должностное лицо обязаны устранить нарушения и о принятых мерах сообщить в органы юстиции.
Глава 3. Основные функции, права и обязанности органов юстиции
Статья 15. Функции органов юстиции в сфере ведения
законопроектной работы, совершенствования
законодательства
В сфере ведения законопроектной работы, совершенствования законодательства органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) законопроектную работу, разработку проектов нормативных правовых актов;
2) юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов;
3) привлечение для осуществления законопроектных, экспертных, научно-исследовательских работ и консультаций специалистов и экспертов государственных органов, организаций, в том числе зарубежных, с использованием в этих целях бюджетных и иных средств;
4) официальное разъяснение нормативных правовых актов Правительства по поручению Правительства и Премьер-Министра Республики и по собственной инициативе;
5) правовую информатизацию, систематизацию законодательства, ведение эталонного контрольного банка нормативных правовых актов, ведение единой в Казахстане компьютерной системы правовой информации;
6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере законодательства.
Статья 16. Функции органов юстиции в сфере правового
обеспечения международных договоров,
координации иностранной правовой помощи
В сфере правового обеспечения международных договоров, координации иностранной правовой помощи органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) подготовку, организацию заключения и исполнения в соответствии с законодательством Республики Казахстан международных договоров о правовой помощи и правовом сотрудничестве с иностранными государствами;
2) юридическую экспертизу договоров займа, заключаемых под гарантии Республики Казахстан;
3) исполнение судебных поручений и ходатайств иностранных государств в соответствии с международными договорами;
4) проведение анализа по вопросам гармонизации, унификации законодательства Республики Казахстан и иностранных государств, а также имплементации признанных Казахстаном международных норм в законодательство Республики Казахстан;
5) участие в установленном порядке в подготовке и заключении международных договоров о взаимной охране прав интеллектуальной собственности, в подписании таких договоров;
6) юридическую экспертизу проектов международных договоров.
Статья 17. Функции органов юстиции в сфере судебно-экспертной
деятельности, дознания и административного
производства
В сфере судебно-экспертной деятельности, дознания и административного производства органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) подбор и расстановку кадров судебных экспертов;
2) организацию судебно-экспертной деятельности и выдачу лицензий судебным экспертам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
(Прим. РЦПИ: см.
P981021_
)
3) материально-техническое обеспечение государственных судебно-экспертных организаций;
4) координацию научно-исследовательской работы в сфере судебной экспертизы;
5) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции;
6) координацию научно-исследовательской работы государственных органов и организаций в сфере предупреждения правонарушений и преступлений;
7) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом.
Статья 18. Функции органов юстиции в сфере осуществления
государственной регистрации
В сфере государственной регистрации органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) государственную регистрацию нормативных правовых актов центральных государственных органов, государственную регистрацию нормативных правовых актов маслихатов, акиматов и акимов, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) государственную регистрацию юридических лиц, учетную регистрацию филиалов и представительств, а также ведение единого государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств;
3) государственную регистрацию актов гражданского состояния;
4) опубликование для всеобщего сведения перечня зарегистрированных нормативных правовых актов государственных органов;
5) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение правового кадастра, регистрацию залога движимого имущества и ведение реестра залога движимого имущества.
Статья 19. Функции органов юстиции в сферах организации
правовой помощи и оказания юридических услуг,
правовой пропаганды
1. В сфере организации правовой помощи и оказания юридических услуг органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) подбор, аттестацию и расстановку кадров государственного нотариата, выдачу, отзыв, приостановление и прекращение лицензий адвокатов и нотариусов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
(Прим. РЦПИ: см.
P971262_
,
V970423_
,
Р011235_
,
Р020254_
)
2) руководство деятельностью государственных нотариальных контор, содействие развитию частного нотариата, контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственными и частными нотариусами;
3) лицензирование нотариальной и адвокатской деятельности, лицензирование деятельности по оказанию платных юридических услуг, не связанных с адвокатской деятельностью, лицензирование деятельности по оценке имущества;
4) обеспечение деятельности органов записи актов гражданского состояния;
5) координацию и методологическое руководство деятельностью юридических служб центральных исполнительных органов, взаимодействие с юридическими службами аппаратов акимов областей, городов Астаны и Алматы;
6) контроль за качеством юридических услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам нотариальными конторами, органами записи актов гражданского состояния, адвокатурой;
7) аттестацию, подбор и расстановку кадров органов записи актов гражданского состояния, организационное, методическое руководство органами записи актов гражданского состояния, обеспечение единой правоприменительной практики в их деятельности;
8) проставление апостиля на официальных документах, исходящих из органов юстиции и иных государственных органов, а также от нотариусов.
2. В сфере правовой пропаганды органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) межведомственную координацию организации правовой пропаганды, участие в разъяснении законодательства;
2) предоставление на договорной основе эталонных законодательных актов и иных нормативных правовых актов, информационных и справочно-методических материалов, в том числе с использованием автоматизированной системы правовой информации;
3) заказчика юридической литературы, литературы по проблемам правовой пропаганды.
Статья 20. Функции органов юстиции в сфере исполнения
уголовных наказаний
В сфере исполнения уголовных наказаний органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов организацию размещения осужденных в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
2) исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение выполнения режимных требований в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
3) охрану органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, обеспечение безопасности осужденных и персонала, контроль за оперативной обстановкой в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
4) обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами, органами государственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;
5) оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
6) разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;
7) координацию научных исследований государственных органов и организаций в сфере исполнения уголовных наказаний.
Статья 21. Функции органов юстиции в сфере обеспечения
прав интеллектуальной собственности
В сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) обобщение практики применения законодательства в области охраны интеллектуальной собственности, а также выработку предложений по совершенствованию законодательства в этой области;
2) обеспечение организации и проведения научно-исследовательских и других работ в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
3) международное сотрудничество по вопросам охраны и использования объектов интеллектуальной собственности;
4) государственное регулирование отношений, связанных с соблюдением норм авторского права и смежных прав пользователями произведений и с исполнением международных договоров в области охраны авторских и смежных прав;
5) контроль за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе;
6) регистрацию авторского права в официальных реестрах;
7) регистрацию лицензионных договоров, заключенных между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и пользователями, на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав, выдачу государственных регистрационных удостоверений;
8) содействие организации импорта и экспорта прав на использование произведений;
9) обеспечение регистрации заявок на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем;
10) организацию проведения экспертизы заявок на выдачу охранных документов, ведение государственных реестров объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, выдачу охранных документов и осуществление мер по поддержанию их в силе;
11) контроль за деятельностью государственных организаций, осуществляющих экспертизу в сфере патентного дела;
12) обеспечение регистрации лицензионных договоров на использование объектов промышленной собственности, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, открытых лицензий и договоров уступки охранных документов;
13) выполнение иных, возложенных законодательством Республики Казахстан на органы юстиции функций в сфере обеспечения прав интеллектуальной собственности.
Статья 22. Функции органов юстиции в сфере оборота
наркотических средств, психотропных веществ,
прекурсоров и противодействия их незаконному
обороту и злоупотреблению ими
В сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими органы юстиции осуществляют следующие функции:
1) контроль и осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан лицензирования видов деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
2) контроль в пределах своей компетенции за целевым использованием технической помощи и инвестиций, поступающих в сферу оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
3) участие в разработке и реализации совместно с государственными органами государственной политики и стратегии в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
4) анализ состояния и тенденции развития наркоситуации в Республике Казахстан, подготовку информационно-аналитических материалов о ходе реализации стратегий и государственных программ в области борьбы с наркоманией и наркобизнесом;
5) координацию деятельности региональных комиссий по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, а также выполнения ими региональных программ борьбы с наркоманией и наркобизнесом;
6) оказание содействия органам здравоохранения в организации медико- социальной помощи лицам, больным наркоманией и токсикоманией, и обеспечение гарантий прав и свобод граждан при ее оказании;
7) международное сотрудничество в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими;
8) анализ и обобщение практики применения законодательства в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, разработку и внесение предложений по его совершенствованию;
9) организацию совместно с иными государственными органами и координацию обучения и повышения квалификации специалистов для работы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими, а также специалистов в сфере организации профилактики, лечения, социальной реабилитации лиц, употребляющих и склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ;
10) координацию совместно с компетентными государственными органами научных исследований в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.
Статья 23. Обязанности органов юстиции
Органы юстиции обязаны:
1) соблюдать и защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина, организаций и государства;
2) обеспечивать защиту переданных им другими государственными органами и организациями сведений, составляющих государственные секреты, а также сведений, засекреченных ими;
3) принимать, рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции органов юстиции, и сообщать заявителям о принятых решениях в порядке и сроки установленные законодательством;
4) анализировать и обобщать практику применения законодательства в сфере своей деятельности и вносить соответствующие предложения по его совершенствованию, устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства;
5) обеспечивать реализацию стратегий и государственных программ;
6) обеспечивать законность и правопорядок в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
7) в пределах своей компетенции оказывать научно-методическую и правовую помощь государственным органам.
Статья 24. Права органов юстиции и их должностных лиц
Органы юстиции и их должностные лица в пределах своей компетенции вправе:
1) издавать нормативные правовые акты, подлежащие обязательному исполнению центральными и местными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
2) осуществлять межведомственную координацию и контроль по вопросам, входящим в их компетенцию;
3) запрашивать и получать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, от государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимую информацию и материалы;
4) осуществлять в центральных государственных органах, а также в маслихатах и акиматах проверку нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;
5) обращаться с иском в суд в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, а также общественных или государственных интересов в порядке, установленном статьей 56 Гражданского процессуального
кодекса
Республики Казахстан;
6) осуществлять управление переданным им имуществом;
7) осуществлять лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по соблюдению ими лицензионных требований;
8) вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;
9) осуществлять издательскую деятельность;
10) проводить служебные расследования случаев чрезвычайных происшествий в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, устанавливать и анализировать их причины, принимать меры по предотвращению подобных случаев;
11) вводить в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, режим особых условий;
12) в установленных законом случаях и порядке осуществлять дознание, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные взыскания в пределах своей компетенции;
13) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
14) осуществлять иные полномочия, предоставленные законодательными актами Республики Казахстан.
Глава 4. Кадры органов юстиции и их правовое положение
Статья 25. Кадры органов юстиции
Работники органов юстиции являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Казахстан "О государственной службе", за исключением сотрудников органов, учреждений и иных организаций уголовно-исполнительной системы и службы дознания Министерства юстиции, обладающих в соответствии с законодательными актами иным правовым статусом.
Статья 26. Правовое положение сотрудников
уголовно-исполнительной системы
1. Сотрудники уголовно-исполнительной системы являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.
2. Сотрудниками уголовно-исполнительной системы являются лица, состоящие на службе или в кадрах уголовно-исполнительной системы.
3. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы в подтверждение их личности и полномочий выдаются удостоверения и жетоны установленного образца.
4. Условия и порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе определяются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 27. Специальные звания и форменная одежда
отдельных категорий работников органов юстиции
1. Работникам служб уголовно-исполнительной системы и дознания Министерства юстиции в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и выслугой лет в установленном порядке присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав:
рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
младший сержант юстиции,
сержант юстиции,
старший сержант юстиции,
старшина юстиции,
прапорщик юстиции,
старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
младший лейтенант юстиции,
лейтенант юстиции,
старший лейтенант юстиции,
капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
майор юстиции,
подполковник юстиции,
полковник юстиции;
5) высший начальствующий состав:
генерал-майор юстиции.
Порядок присвоения специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы определяется законодательством.
2. Лица, которым присвоены специальные звания, бесплатно обеспечиваются форменной одеждой, образцы и нормы положенности которой устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
3. Лицам, имеющим специальные звания, в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливается доплата к должностному окладу.
Статья 28. Правовое регулирование труда
Трудовые отношения сотрудников органов юстиции регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а в части, не урегулированной настоящим Законом и Законом Республики Казахстан "О государственной службе", законодательными актами о труде.
Статья 29. Материальное и социальное обеспечение
работников органов юстиции
1. Оплата труда работников органов юстиции осуществляется в соответствии с единой системой оплаты труда, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.
2. Работникам органов юстиции предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью тридцать календарных дней.
3. Материальное обеспечение и социальная защита работников органов юстиции, имеющих правовой статус, отличающийся от статуса государственных служащих, предусмотренного
Законом
Республики Казахстан "О государственной службе", устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Статья 30. Применение мер принуждения
1. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, для выполнения возложенных задач отдельные категории должностных лиц органов юстиции имеют право применять меры принуждения, в том числе специальные средства, физическую силу и огнестрельное оружие.
2. Работники служб уголовно-исполнительной системы и дознания органов юстиции имеют право на ношение и хранение огнестрельного оружия и боеприпасов.
Статья 31. Применение специальных средств и физической силы
1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять физическую силу и специальные средства, в том числе боевые приемы борьбы, наручники, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, принудительной остановки транспорта, водометы, служебных животных, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, перечень которых определяется Правительством, для:
1) отражения нападений на граждан, находящихся на территории исправительных учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников уголовно-исполнительной системы и иных лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
2) освобождения заложников, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений установленного порядка отбывания наказания в исправительных учреждениях;
3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения, транспортные средства, земельные участки, принадлежащие исправительным учреждениям, организациям и органам уголовно-исполнительной системы, а равно для освобождения их от захвата;
4) конвоирования и охраны осужденных, если имеется достаточно оснований полагать, что они могут совершить побег;
5) задержания осужденных, если они оказывают неповиновение или сопротивление персоналу исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, злостное неповиновение их законным требованиям, проявляют буйство, участвуют в массовых беспорядках, захвате заложников, нападают на граждан или совершают иные подобные действия;
6) пресечения противоправных действий при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных;
7) предотвращения причинения задержанными и осужденными лицами вреда окружающим или самим себе;
8) пресечения противоправных действий лиц, умышленно препятствующих сотрудникам уголовно-исполнительной системы в осуществлении возложенных на них законом обязанностей.
2. Запрещается применять специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления.
Статья 32. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудники служб уголовно-исполнительной системы органов юстиции имеют право применять огнестрельное оружие для:
1) защиты граждан от преступного посягательства, а равно освобождения заложников;
2) отражения нападения на сотрудников органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы и членов их семей, лиц, работающих в уголовно-исполнительной системе;
3) отражения нападения на служебный наряд, помещения органов, организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, на охраняемые сотрудниками уголовно-исполнительной системы объекты;
4) задержания лиц, осужденных, оказывающих сопротивление либо застигнутых при совершении преступления, совершающих побег из исправительного учреждения;
5) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель не подчиняется законным требованиям сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия;
6) защиты от нападения животных;
7) подачи сигналов тревоги или вызова помощи;
8) а также во всех иных случаях необходимой обороны и крайней необходимости.
2. Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения.
3. В случаях применения оружия, специальных средств работник органа юстиции обязан принять необходимые меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим и информирования вышестоящих органов юстиции и прокурора.
Глава 5. Иные вопросы организации и деятельности
органов юстиции
Статья 33. Финансирование, материально-техническое
обеспечение органов юстиции
Финансирование, материально-техническое обеспечение органов юстиции осуществляются за счет средств государственного бюджета.
Президент
Республики Казахстан