ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2013 года № 229 "Об утверждении типовых правил деятельности видов организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8544, опубликован 4 сентября 2013 года в газете "Казахстанская правда" № 265 (27539)) следующие изменения:
в приложении 1 к указанному приказу:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Типовые правила деятельности детских домов (далее – Правила) разработаны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законами Республики Казахстан "Об образовании", "О специальных социальных услугах", "О правах ребенка в Республике Казахстан", приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657) (далее – Типовые правила) и определяют порядок деятельности детских домов (далее – детский дом).";
пункты 6 и 7 изложить в следующей редакции:
"6. Задачи детского дома:
1) создание условий для освоения образовательных программ образования детьми, нуждающимся в государственной помощи и поддержке, путем обеспечения необходимых условий для жизни, обучения и воспитания, предоставления места проживания;
2) оказание содействия органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству в принятии мер по выявлению близких родственников воспитанников и возврату их в семьи близких родственников;
3) психологическая подготовка воспитанников к жизни в приемных семьях (опека (попечительство), патронат, приемная семья и усыновление);
4) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
5) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей стране - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
6) формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни Республики Казахстан, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
7) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов, знание государственного, русского, иностранного языков;
8) внедрение новых технологий обучения, информатизация образования;
9) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
10) обеспечение воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.
7. Детский дом разрабатывает свой устав на основе Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законов Республики Казахстан "Об образовании", "О специальных социальных услугах", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О государственном имуществе", Типовых правил и настоящих Правил.";
в приложении 2 к указанному приказу:
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Задачи детского дома:
1) создание условий для освоения образовательных программ образования детьми, нуждающимся в государственной помощи и поддержке, путем обеспечения необходимых условий для жизни, обучения и воспитания, предоставления места проживания;
2) оказание содействия органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству в принятии мер по выявлению близких родственников воспитанников и возврату их в семьи близких родственников;
3) психологическая подготовка воспитанников к жизни в приемных семьях (опека (попечительство), патронат, приемная семья и усыновление);
4) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
5) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей стране - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
6) формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни Республики Казахстан, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
7) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов, знание государственного, русского, иностранного языков;
8) внедрение новых технологий обучения, информатизация образования;
9) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
10) осуществление индивидуального дифференцированного подхода и разработка индивидуальных развивающих программ;
11) обеспечение воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.
6. Детский дом разрабатывает свой устав на основе Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законов Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "О государственном имуществе", приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657) и настоящих Правил.";
в приложении 3 к указанному приказу:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Типовые правила деятельности школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Правила), разработаны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законами Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657) (далее – Типовые правила) и определяют порядок деятельности школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – школа-интернат).";
пункты 4, 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"4. Задачи школы-интерната:
1) создание условий для освоения образовательных программ образования детьми, нуждающимся в государственной помощи и поддержке, путем обеспечения необходимых условий для жизни, обучения и воспитания, предоставления места проживания;
2) оказание содействия органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству в принятии мер по выявлению близких родственников воспитанников и возврату их в семьи близких родственников;
3) психологическая подготовка воспитанников к жизни в приемных семьях (опека (попечительство), патронат, приемная семья и усыновление);
4) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
5) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей стране - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
6) формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни Республики Казахстан, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
7) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов, знание государственного, русского, иностранного языков;
8) внедрение новых технологий обучения, информатизация образования;
9) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;
10) осуществление индивидуального дифференцированного подхода и разработка индивидуальных развивающих программ;
11) обеспечение воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.
5. Деятельность школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит лицензированию в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 мая 2014 года "О разрешениях и уведомлениях".
6. Школа-интернат разрабатывает свой устав на основе Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законов Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", "О государственном имуществе", Типовых правил и настоящих Правил.";
в приложении 4 к указанному приказу:
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Задачи приюта:
1) создание условий для освоения образовательных программ детьми, нуждающимися в государственной помощи и поддержке, путем обеспечения необходимых условий для жизни, обучения и воспитания, предоставления места проживания;
2) оказание содействия органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству в принятии мер по выявлению близких родственников воспитанников и возврату их в семьи близких родственников;
3) психологическая подготовка воспитанников к жизни в приемных семьях (опека (попечительство), патронат, приемная семья и усыновление);
4) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
5) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей стране - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
6) формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни Республики Казахстан, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
7) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов, знание государственного, русского, иностранного языков;
8) внедрение новых технологий обучения, информатизация образования;
9) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников.
6. Приют разрабатывает свой устав на основе Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законов Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О государственном имуществе", приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657) и настоящих Правил.";
в приложении 5 к указанному приказу:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Настоящие Типовые правила деятельности детских домов семейного типа (далее – Правила) разработаны в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законами Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657) (далее – Типовые правила) и определяют порядок деятельности детских домов семейного типа (далее – детский дом).";
пункт 24 изложить в следующей редакции:
"24. Условия оплаты труда воспитателей определяются аналогично условиям оплаты труда воспитателей в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий".";
в приложении 6 к указанному приказу:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Основные задачи Центра:
1) создание для несовершеннолетних, наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, приближенных к семейным;
2) оказание социальной и психологической помощи несовершеннолетним, их родителям и иным законным представителям в преодолении трудной жизненной ситуации;
3) работа по определению социального статуса несовершеннолетних;
4) профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
5) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в Центре;
6) оказание содействия органам, осуществляющим функции по опеке или попечительству в принятии мер по выявлению близких родственников несовершеннолетних и возврату их в семьи близких родственников;
7) психологическая подготовка несовершеннолетних к жизни в приемных семьях (опека (попечительство), патронат, приемная семья и усыновление).";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. В Центр принимаются:
1) безнадзорные и беспризорные дети для установления их родителей или других законных представителей;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей, или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранные при непосредственной угрозе их жизни и здоровью органом, у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых они находились;
3) дети, направляемые в специальные организации образования;
4) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации.";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Органы в течение трех рабочих дней готовят постановление о помещении несовершеннолетнего в Центр.
Несовершеннолетние, помещенные в Центр по постановлению органа, выпускаются только на основании постановления указанного органа.";
в приложении 7 к указанному приказу:
в правый верхний угол вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
пункты 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) специальные социальные услуги - комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;
2) законные представители ребенка – родители (родитель), усыновители (удочерители), опекун или попечитель, приемный родитель (приемные родители), патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка;
3) трудная жизненная ситуация - ситуация, признанная по предусмотренным Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года "О специальных социальных услугах" (далее - Закон) основаниям, объективно нарушающим жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно;
4) центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, – организации, находящиеся в ведении органов образования, оказывающие специальные социальные услуги с предоставлением постоянного или временного (дневного) пребывания, а также путем предоставления информационных, консультационных, посреднических услуг юридическим лицам, деятельность которых связана с осуществлением мер по предупреждению трудной жизненной ситуации.
3. В Центре в течение календарного года социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-культурные, социально-экономические услуги получают в возрасте от трех до восемнадцати лет:
1) дети-сироты;
2) дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием недееспособными (ограниченно дееспособными), отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, в случае невозможности их своевременного устройства, а также отобранные при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству (далее - орган), от родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых они находились и в иных случаях отсутствия родительского попечения;
3) безнадзорные и беспризорные дети для установления родителей или иных законных представителей,
4) дети с девиантным поведением;
5) дети, направляемые в специальные организации образования;
6) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;
7) дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
4. Основные задачи Центра:
1) создание для несовершеннолетних, наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, приближенных к семейным;
2) оказание социальной и психологической помощи несовершеннолетним, их родителям и иным законным представителям в преодолении трудной жизненной ситуации;
3) работа по определению социального статуса несовершеннолетних;
4) профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;
5) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в центре;
6) оказание содействия органам в принятии мер по выявлению близких родственников несовершеннолетних и возврату их в семьи близких родственников;
7) психологическая подготовка несовершеннолетних к жизни в приемных семьях (опека (попечительство), патронат, приемная семья и усыновление).";
пункты 6-3, 7, 8, 9 и 10 изложить в следующей редакции:
"6-3. Для решения вопроса о дальнейшем содержании либо устройстве несовершеннолетних, сотрудниками Центра в течение трех рабочих дней направляется информация в органы, обосновывающая наличие признаков безнадзорности, беспризорности либо насилия, жестокого обращения угрозы жизни и здоровью ребенка.
7. Выдача направления в Центр осуществляется управлением образования области, столицы и города республиканского значения в течение трех рабочих дней на основании заключения органа, подтверждающее нахождение семьи (ребенка) в трудной жизненной ситуации.
Консультативная помощь самостоятельно и добровольно обратившимся детям и их законным представителям оказывается без направления управления образования.
8. В Центре организуются не более трех разновозрастных групп для постоянного пребывания детей, а также разновозрастные группы временного (дневного) пребывания с количеством не более 12 человек.
9. На каждого направляемого в Центр ребенка органом, предоставляется:
1) направление управления образования;
2) заключение органа;
3) заявление родителей (законных представителей) о помещении в Центр, с указанием причины нахождения в трудной жизненной ситуации (в произвольной форме);
4) свидетельство о рождении (удостоверение личности) ребенка (при наличии);
5) медицинские документы о состоянии здоровья и прививках ребенка (при наличии);
6) документы об образовании ребенка (при наличии);
7) акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (при наличии);
8) постановление суда в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 5) пункта 3 настоящих Правил.
На несовершеннолетних, указанных в подпункте 4) пункта 3 настоящих Правил:
1) направление управления образования;
2) решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) заявление родителей (законных представителей) о помещении в Центр, с указанием причины нахождения в трудной жизненной ситуации (в произвольной форме);
4) свидетельство о рождении (удостоверение личности) ребенка (при наличии).
На несовершеннолетних, указанных в подпункте 7) пункта 3 настоящих Правил:
1) заявление родителей (законных представителей) о помещении в Центр, с указанием причины нахождения в трудной жизненной ситуации (в произвольной форме);
2) свидетельство о рождении (удостоверение личности) ребенка (при наличии).
10. В случае отсутствия законных представителей прилагается заключение органа, с указанием имеющихся сведений о ребенке и его родителях (законных представителях).";
пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. При установлении в течение шести месяцев статуса ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, с момента поступления в Центр, зачисление на постоянное пребывание в Центр осуществляется на основании перечня документов, установленных в соответствии с пунктом 12 Типовых правил деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657), до последующего устройства в семью.";
в приложении к Типовым правилам деятельности Центров поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденном указанным приказом в правый верхний угол вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
в приложении 8 к указанному приказу:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Основанием для определения в школу-интернат является решение местных исполнительных органов о направлении в школу-интернат с приложением документов, перечень которых указан в пункте 12 Типовых правил деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17657)".
2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его в электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Асылову Б.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |