Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов за использованием и охраной земель, государственного земельного кадастра и мониторинга земель

Совместный приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 502 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 101. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 декабря 2018 года № 18000.

Обновленный

      Сноска. Заголовок – в редакции совместного приказа Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:

      Сноска. Преамбула – в редакции совместного приказа Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить:

      1) Исключен приказом Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2) критерии оценки степени рисков за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;

      3) утратил силу совместным приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 30.11.2022 № 473/НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 30.11.2022 № 111 (вводится в действие с 01.01.2023);

      4) критерии оценки степени рисков в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель, согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу;

      5) Исключен приказом Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      6) проверочный лист за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений, согласно приложению 6 к настоящему совместному приказу;

      7) утратил силу совместным приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 30.11.2022 № 473/НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 30.11.2022 № 111 (вводится в действие с 01.01.2023);

      8) проверочный лист в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель, согласно приложению 8 к настоящему совместному приказу.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года № 784 "Об утверждении критериев оценки степени рисков и проверочных листов субъектов земельных отношений за использованием и охраной земель, геодезической и картографической деятельности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12785, опубликован 15 января 2016 года в Информационно-правовой системе "Әділет").

      3. Комитету по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

      4) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан после его официального опубликования;

      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа представление в Департамент юридической службы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.

      5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан – Министр сельского хозяйства Республики Казахстан
__________________ У. Шукеев

Министр национальной экономики
Республики Казахстан
___________________ Т. Сулейменов


      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой
статистике и специальным учетам
Генеральной Прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к совместному приказу
Заместителя Премьер Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан от 11 декабря 2018 года № 502
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 101

Критерии оценки степени рисков в области земельных правоотношений за законностью принятых решений местных исполнительных органов

      Сноска. Приложение 1 исключено совместным приказом Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 2
к совместному приказу
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан
– Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 502
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 101

Критерии оценки степени рисков за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений

      Сноска. Приложение 2 – в редакции совместного приказа Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени рисков за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577), и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отнесения субъектов (объектов) контроля за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений к степеням риска и для отбора субъектов (объектов) контроля при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) субъекты (объекты) контроля – сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие в наличии сельскохозяйственные угодья, и недропользователи, имеющие контракт на недропользование и земельные участки для целей недропользования;

      2) незначительные нарушения – нарушения, возникшие в связи с несоблюдением собственниками земельных участков и (или) землепользователями требований по сохранности межевых знаков границ земельных участков;

      3) значительные нарушения – нарушения, возникшие в связи с неисполнением собственниками земельных участков и (или) землепользователями мероприятий по охране земель и по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, установленные Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 17 января 2020 года № 7 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19893);

      4) грубые нарушения – нарушения, возникшие в связи с несоблюдением собственниками земельных участков и (или) землепользователями интересов государства на землю, с неиспользованием земель в соответствии с целевым назначением и неисполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для дальнейшего использования, установленные нормативными правовыми актами в области земельных правоотношений.

      3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеням риска (далее – степени риска):

      1) высокий риск;

      2) средний риск;

      3) низкий риск.

      В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степеням риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

      В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля

      4. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

      5. Определение степени риска сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих в наличии сельскохозяйственные угодья, по объективным критериям осуществляется в зависимости от площади сельскохозяйственных угодий, а недропользователей – в зависимости от срока контракта и от площади земель.

      6. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля высокой степени риска относятся:

      1) сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие следующие сельскохозяйственные угодья:

      богарные пашни площадью более 3 000 (трех тысячи) гектаров;

      орошаемые пашни площадью более 50 (пятидесяти) гектаров;

      сельскохозяйственные угодья (кроме пашни) площадью более 300 (триста) гектаров;

      2) недропользователи, имеющие контракт на недропользование сроком от 7 (семи) лет и более, и недропользователи, имеющие земельные участки для целей недропользования площадью более 5 (пяти) гектаров;

      7. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля средней степени относятся:

      1) сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие следующие сельскохозяйственные угодья:

      богарные пашни площадью от 1000 (одной тысячи) до 3 000 (трех тысячи) гектаров;

      орошаемые пашни площадью от 10 (десяти) до 50 (пятидесяти) гектаров;

      сельскохозяйственные угодья (кроме пашни) площадью от 100 (ста) до 300 (триста) гектаров;

      2) недропользователи, имеющие контракт на недропользование сроком от 3 (трех) до 7 (семи) лет, или недропользователи, имеющие земельные участки для целей недропользования площадью от 3 (трех) до 5 (пяти) гектаров;

      8. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля с низкой степенью риска относятся субъекты (объекты) контроля, несоответствующие требованиям пунктов 6 и 7 настоящих Критериев.

Параграф 2. Субъективные критерий

      9. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализа информации и оценка рисков.

      10. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.

      Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

      1) результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;

      2) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.

      11. Для оценки степени риска используются субъективные критерии оценки степени риска за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений согласно приложению к настоящим Критериям.

      12. На основании источников информации, указанных в пункте 10 настоящих Критериев, субъективные критерии подразделены на три степени нарушения: грубые, значительные и незначительные.

      13. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      По показателям степени риска субъекты (объекты) контроля относятся:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;

      2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;

      3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.

      14. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый пунктом 21 настоящих Критериев, посредством применения субъективных критериев.

      15. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений в случаях, если в законах Республики Казахстан и в настоящих Критериях определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      16. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

      При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений.

Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям

      17. При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      18. При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к определенной степени риска в соответствии с пунктом 13 настоящих Критериев.

Глава 4. Заключительные положения

      19. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

      При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

      20. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

      21. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще одного раза в год.

      22. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.

  Приложение
к критериям оценки степени
рисков за использованием
и охраной земель субъектов
земельных правоотношений

Субъективные критерии оценки степени риска за использованием и охраной земель субъектов земельных правоотношений

Критерии

Степень нарушения

Результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля

Сельскохозяйственные товаропроизводители

1.

Установление фактических границ земельного участка и наличие правоустанавливающих или идентификационных документов на землю

грубое

2.

Использование земель в соответствии с целевым назначением

грубое

3.

Своевременный возврат государственных земель, находящихся во временном пользовании и выполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для дальнейшего использования

грубое

4.

Проведение мероприятий по охране земель:
1) защита земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;
2) защита от заражения сельскохозяйственных земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель;
3) рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель

значительное

5.

Проведение мероприятий по рациональному использованию сельскохозяйственных земель:
1) своевременное и правильное проведение собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических и противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв;
2) своевременнное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
3) исполнение проектов землеустройства по использованию и охране земель;
4) соблюдение предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ

значительное

6.

Сохранение межевых знаков границ земельных участков

незначительное

Недропользователи

7.

Установление фактических границ земельного участка и наличие правоустанавливающих или идентификационных документов на землю

грубое

8.

Использование земель в соответствии с целевым назначением

грубое

9.

Своевременный возврат государственных земель, находящегося во временном пользовании и выполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для дальнейшего использования

грубое

10.

Проведение мероприятий по охране земель:
1) защита земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;
2) защита от заражения сельскохозяйственных земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель;
3) рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель

значительное

11.

Сохранение межевых знаков границы земельных участков

незначительное

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

12.

Наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения, по рассмотрению которой субъект (объект) контроля привлечен государственным инспектором по использованию и охране земель к административной ответственности в случае нарушения земельного законодательства Республики Казахстан

значительное

13.

Наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения, по рассмотрению которой субъекту (объекту) контроля государственным инспектором по использованию и охране земель выписано предписание по устранению выявленных нарушений земельного законодательства Республики Казахстан, без привлечения к административной ответственности

значительное


  Приложение 3
к совместному приказу
Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года
№ 502
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года
№ 101

Критерии оценки степени рисков в области геодезии и картографии за деятельностью субъектов геодезической и картографической деятельности

      Сноска. Утратило силу совместным приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 30.11.2022 № 473/НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 30.11.2022 № 111 (вводится в действие с 01.01.2023).

  Приложение 4
к совместному приказу
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан
– Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 502
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 101

Критерии оценки степени рисков в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель

      Сноска. Приложение 4 – в редакции совместного приказа Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени рисков в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 28577), и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 17371), для отнесения субъектов контроля в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель к степеням риска и для отбора субъектов (объектов) контроля при проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

      1) субъекты (объект) контроля – некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Общество) и его филиалы в областях, городах Астаны, Алматы и Шымкента, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и мониторинг земель;

      2) незначительные нарушения – нарушения требований в области ведения государственного земельного кадастра, при ведении земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель;

      3) значительные нарушения – нарушения требований в области ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель, выраженные в несоблюдении порядка формирования кадастрового дела земельного участка; нарушение порядка накопления, обработки и ведения банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронном виде; нарушение процедуры присвоения кадастровых номеров земельным участкам; нарушение порядка деятельности связанной с ведением государственного земельного кадастра; предоставление недостоверных сведений государственного земельного кадастра; нарушение порядка ведения мониторинга земель;

      4) грубые нарушения – нарушения требований в области ведения государственного земельного кадастра, выраженные в несоблюдении требований по учету качества земель, включающий их экономическую оценку и ведение мониторинга земель, проведение почвенных, геоботанических, агрохимических обследований и бонитировки почв; нарушение учета количества земель, собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации; нарушение ведения автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра; нарушение изготовления и ведения земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых; нарушение методики изготовления расчетов кадастровой оценки земель, включающую определение кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков, составление схем границ оценочных зон в населенных пунктах с установлением в них поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки, расчет базовых ставок платы за земельные участки, определение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства; нарушение порядка изготовления и выдачи идентификационного документа, земельно-кадастрового плана на земельный участок.

      3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеням риска (далее – степени риска):

      1) высокий риск;

      2) средний риск;

      3) низкий риск.

      В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степеням риска, проводятся профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

      В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска, проводятся профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля

      4. Критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев.

Параграф 1. Объективные критерии

      5. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля высокой степени риска относятся филиалы Общества в областях, городах Астаны, Алматы и Шымкента, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и мониторинг земель.

      6. По объективным критериям к субъектам (объектам) контроля средней степени относятся отделы филиалов Общества в районах и городах областного и районного значения, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и мониторинг земель.

      7. По объективным критериям к субъекту (объекту) контроля с низкой степенью риска относится структурное подразделение центрального аппарата Общества, осуществляющее ведение государственного земельного кадастра и мониторинг земель.

Параграф 2. Субъективные критерии

      8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализа информации и оценка рисков.

      9. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля, нарушающих законодательство Республики Казахстан.

      Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

      1) результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;

      2) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений.

      10. Для оценки степени риска используются субъективные критерии оценки степени риска в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель согласно приложению к настоящим Критериям.

      11. На основании источников информации, указанных в пункте 9 настоящих Критериев, субъективные критерии подразделены на три степени нарушения: грубые, значительные и незначительные.

      12. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с порядком расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям в соответствии с главой 3 настоящих Критериев рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.

      По показателям степени риска субъекты (объекты) контроля относятся:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;

      2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;

      3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.

      13. В целях реализации принципа поощрения добросовестных субъектов контроля и концентрации контроля на нарушителях субъекты (объекты) контроля освобождаются от проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля на период, определяемый пунктом 20 настоящих Критериев, посредством применения субъективных критериев.

      14. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в случаях, если в законах Республики Казахстан и в настоящих Критериях определены случаи освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

      15. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

      При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Глава 3. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям

      16. При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      При не выявлении грубых нарушений определения показателя степени риска рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      17. При определении показателя нарушений значительной степени применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7,

      где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3,

      где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Общий показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн,

      где:

      SР – общий показатель степени риска;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Полученное значение общего показателя является основанием отнесения субъекта предпринимательства к определенной степени риска в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев.

Глава 4. Заключительные положения

      18. Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение профилактического контроля субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

      При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

      19. В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.

      20. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям, но не чаще одного раза в год.

      21. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводится на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.

  Приложение
к критериям оценки
степени рисков в области
государственного земельного
кадастра и мониторинга
земель за деятельностью
субъектов по ведению
государственного земельного
кадастра и мониторинга земель

Субъективные критерии оценки степени риска в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель за деятельностью субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель

Критерии

Степень нарушения

Результаты предыдущих внеплановых проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля

1.

Формирование кадастрового дела земельного участка

значительное

2.

Учет качества земель, включающий их экономическую оценку и ведение мониторинга земель, проведения почвенных, геоботанических, агрохимических обследований и бонитировки почв

грубое

3.

Учет количества земель, собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации

грубое

4.

Накопление, обработка и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронной форме

значительное

5.

Ведение автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра

грубое

6.

Изготовление и ведение земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых

грубое

7.

Ведение земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель

незначительное

8.

Государственная кадастровая оценка земель, включающая определение кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков; составление схем границ оценочных зон в населенных пунктах с установлением в них поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки; расчет базовых ставок платы за земельные участки; определение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства

грубое

9.

Изготовление и выдача идентификационных документов на земельный участок

грубое

10.

Изготовление земельно-кадастрового плана

грубое

11.

Изготовление паспортов земельных участков

значительное

12.

Присвоение кадастровых номеров земельным участкам

значительное

13.

Предоставление достоверных сведений государственного земельного кадастра

значительное

14.

Соблюдение срока предоставления сведений земельного кадастра (не более трех рабочих дней со дня подачи заявления)

значительное

15.

Ведение мониторинга земель

значительное

Наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

16.

Наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения, по рассмотрению которой субъект контроля привлечен государственным инспектором по использованию и охране земель к административной ответственности в случае нарушения земельного законодательства Республики Казахстан

значительное

17.

Наличие одной и более подтвержденной жалобы или обращения, по рассмотрению которой субъекту контроля государственным инспектором по использованию и охране земель выписано предписание по устранению выявленных нарушений земельного законодательства Республики Казахстан, без привлечения к административной ответственности

значительное


  Приложение 5
к совместному приказу
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан –
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 502 и
  Министра национальной
экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 101

Проверочный лист в области земельных правоотношений за законностью принятых решений местных исполнительных органов и акимов городов районного значения, поселков, сел и сельских округов

      Сноска. Приложение 5 исключено совместным приказом Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

  Приложение 6
к совместному приказу
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан
– Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 502
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 101

Проверочный лист за использованием и охраной земель в отношении субъектов земельных правоотношений

      Сноска. Приложение 6 – в редакции совместного приказа Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль
с посещением субъекта /(объекта) контроля ________________________________
______________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля _____________________________________________________
_______________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля ________________________________
______________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер, бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля _____________________________________________
Адрес места нахождения ________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1.

Установление фактических границ земельного участка и наличие правоустанавливающих или идентификационных документов на землю



2.

Использование земель в соответствии с целевым назначением



3.

Своевременный возврат государственных земель, находящихся во временном пользовании и выполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для дальнейшего использования



4.

Проведение мероприятий по охране земель:
1) защита земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;
2) защита от заражения сельскохозяйственных земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель;
3) рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель



5.

Проведение мероприятий по рациональному использованию сельскохозяйственных земель:
1) своевременное и правильное проведение собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических и противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв земель;
2) своевременное и качественное выполнение мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
3) исполнение проектов землеустройства по использованию и охране земель;
4) соблюдение предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ



6.

Сохранение межевых знаков границы земельных участков



      Должностное (ые) лицо (а) ____________________________ ____________
должность подпись
___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля __________________________ ____________
должность подпись
___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)


  Приложение 7
к совместному приказу Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан –
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 502
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 101

            Проверочный лист в области геодезии и картографии за деятельностью
                  субъектов геодезической и картографической деятельности

      Сноска. Утратило силу совместным приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК от 30.11.2022 № 473/НҚ и и.о. Министра национальной экономики РК от 30.11.2022 № 111 (вводится в действие с 01.01.2023).

  Приложение 8
к совместному приказу
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан
– Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 502
и Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 11 декабря 2018 года № 101

Проверочный лист в области государственного земельного кадастра и мониторинга земель в отношении субъектов по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель

      Сноска. Приложение 8 - в редакции совместного приказа Министра сельского хозяйства РК от 13.02.2023 № 61 и и.о. Министра национальной экономики РК от 13.02.2023 № 20 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Государственный орган, назначивший проверку/ профилактический контроль
с посещением субъекта /(объекта) контроля _____________________________
___________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля __________________________________________________
____________________________________________________________ №, дата
Наименование субъекта (объекта) контроля _____________________________
___________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля
___________________________________________________________________
Адрес места нахождения _____________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1.

Формирование кадастрового дела земельного участка



2.

Учет качества земель, включающий их экономическую оценку и ведение мониторинга земель, проведения почвенных, геоботанических, агрохимических обследований и бонитировки почв



3.

Учет количества земель, собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации



4.

Накопление, обработка и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронной форме



5.

Ведение автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра



6.

Изготовление и ведение земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых



7.

Ведение земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель



8.

Государственная кадастровая оценка земель, включающая определение кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков; составление схем границ оценочных зон в населенных пунктах с установлением в них поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки; расчет базовых ставок платы за земельные участки; определение потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства



9.

Изготовление и выдача идентификационных документов на земельный участок



10.

Изготовление земельно-кадастрового плана



11.

Изготовление паспортов земельных участков



12.

Присвоение кадастровых номеров земельным участкам



13.

Предоставление достоверных сведений государственного земельного кадастра



14.

Соблюдение срока предоставления сведений земельного кадастра (не более трех рабочих дней со дня подачи заявления)



15.

Ведение мониторинга земель



      Должностное (ые) лицо (а) _______________________________ ____________
должность подпись
___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля __________________________ ____________
должность подпись
___________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество (при его наличии)