Об утверждении организации работы независимой экспертной комиссии

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 июня 2017 года № 268. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 июня 2017 года № 15253.

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 6) пункта 10 Положения о республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 "О республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., № 43, ст. 503), ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую организацию работы независимой экспертной комиссии.

      2. Департаменту юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан (Байжанов Н. А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Асылову Б. А.

      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
Е. Сагадиев

  Утверждено
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 9 июня 2017 года № 268

Организация работы независимой экспертной комиссии

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая организация работы независимой экспертной комиссии (далее - Комиссия) разработана в соответствии с подпунктом 6) пункта 10 Положения о республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470, пунктом 20 Правил отбора претендентов для присуждения международной стипендии "Болашак", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2008 года № 573, и определяет организацию работы Комиссии.

      2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящей организацией работы независимой экспертной комиссии.

Глава 2. Организация деятельности Комиссии

      3. Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство) обеспечивает деятельность Комиссии и осуществляет общий контроль над реализацией ее задач.

      4. Акционерное общество "Центр международных программ" (далее - Общество) организует и планирует работу Комиссии.

      5. В состав Комиссии входят эксперты в соответствии с направлениями специальностей из числа представителей заинтересованных государственных органов и организаций Республики Казахстан (по согласованию). Состав Комиссии утверждается Министерством.

      6. Одним из критериев для включения в состав Комиссии является:

      1) стаж работы по специальности – 5 лет;

      2) наличие зарубежного образования и/или участие в международных проектах;

      3) наличие ученого звания или степени, научных публикаций или патента, удостоверяющего авторство изобретения.

      7. В период проведения заседания Комиссии производится аудио- и видеозапись.

Глава 3. Основная задача Комиссии

      8. Основной задачей Комиссии является проведение анонимного предварительного отбора претендентов путем оценивания мотивационных и рекомендательных писем, а также проведение персонального собеседования с претендентами.

      9. Члены Комиссии проводят персональное собеседование с претендентами для определения:

      1) уровня профессиональной подготовки претендента (практические навыки);

      2) уровня базовых знаний по выбранной специальности обучения (теоретические навыки);

      3) уровня осознанности выбора специальности, аргументированности;

      4) уровня знания стратегических и программных документов Республики Казахстан по выбранной специальности;

      5) навыков по решению ситуационных задач.

Глава 4. Оценивание мотивационных и рекомендательных писем

      10. Члены Комиссии проводят анонимный, предварительный отбор претендентов путем оценивания мотивационных и рекомендательных писем в соответствии с критериями, указанными в приложении 1 к настоящей организации работы независимой экспертной комиссии.

      11. Комиссия оценивает мотивационные и рекомендательные письма в количестве 3 (трех) членов Комиссии по соответствующим отраслям специальностей.

      12. Оплата услуг членам Комиссии (за исключением государственных служащих) за оценивание мотивационных и рекомендательных писем претендентов осуществляется согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий" (далее – Постановление № 1193).

      Сноска. Пункт 12 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.11.2017 № 570 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      13. Общество обеспечивает замену фамилии, имени и отчества (при его наличии) претендента на код претендента и направляет их в Комиссию для оценивания.

      14. Члены Комиссии выставляют оценки в листе оценки мотивационного и рекомендательного письма претендента на присуждение международной стипендии "Болашак" по форме согласно приложению 2 к настоящей организации работы независимой экспертной комиссии.

      Решение о результатах оценивания мотивационных и рекомендательных писем формируется на основании большинства итоговых баллов, выставленных членами Комиссии.

      Сноска. Пункт 14 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 19.07.2017 № 343 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      15. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.

      16. Протокол составляется структурным подразделением, ответственным за организацию конкурса Общества, в двух экземплярах.

Глава 5. Проведение собеседований с претендентами

      17. Для проведения собеседования Комиссии предоставляются результаты предыдущих туров.

      18. Комиссия проводит персональное собеседование с претендентами в количестве 3 (трех) членов Комиссии по соответствующим отраслям специальностей.

      19. Общество обеспечивает замену фамилии, имени и отчества (при его наличии) претендента на код претендента для проведения собеседований.

      20. Комиссия с каждым претендентом проводит собеседование не более 20 минут.

      21. Вопросы претенденту задаются по перечню предполагаемых вопросов, указанному в приложении 3 к настоящей организации работы независимой экспертной комиссии, на казахском и русском языках или на языке предполагаемой страны обучения.

      22. Комиссия выставляет оценки в листе персонального собеседования претендентов на присуждение международной стипендии "Болашак" с членами независимой экспертной комиссии по форме, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2015 года № 318 "О некоторых мерах по реализации международной стипендии "Болашак" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 11258).

      23. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.

      24. Протокол составляется структурным подразделением, ответственным за организацию конкурса Общества, в двух экземплярах.

      25. Оплата услуг членам Комиссии (за исключением государственных служащих) за проведение персонального собеседования претендентов осуществляется согласно Постановлению № 1193.

      Сноска. Приказ дополнен пунктом 25 в соответствии с приказом и.о. Министра образования и науки РК от 19.07.2017 № 343 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.11.2017 № 570 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

  Приложение 1
к организации работы
независимой
экспертной комиссии

      Сноска. Приложение 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 13.11.2017 № 570 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

  Форма

                                    Критерии оценивания

Мотивационное письмо

Критерии оценивания

Оценка

1. Уровень мотивации.

Уровень мотивации раскрыт полностью (а именно профессиональные, личностные цели, компетенции, перспективы; какую проблему или задачу, необходимо решить, используя опыт, полученный во время подготовки в рамках обучения за рубежом). Коммуникативный замысел прослеживается.

2

Уровень мотивации раскрыт поверхностно, коммуникативный замысел прослеживается.

1

Уровень мотивации не раскрыт, содержание ответа не дают представления о его уровне мотивации.

0

2. Аргументация.


Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются информаций из академической научной литературы, из средств массовой информации, материалы учебной литературы, факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников).

2

Аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и собственные наблюдения или приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа.

1

Аргументация отсутствует или приведенные факты не соответствуют обосновываемой теме.

0

3. Логика рассуждения.

Отличается логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Части мотивационного письма логически связаны между собой, но внутри смысловых частей нет последовательности и/или мысль повторяется и не развивается.

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или части мотивационного письма логически не связаны между собой.

0

4. Качество речи.

Претендент точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

2

Претендент точно излагает мысли, но его речь характеризуется недостаточностью словарного запаса и однообразием грамматического строя речи.

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла.

0

5. Оригинальность.

Претендент демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию мотивации (отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения) или яркость стиля.

2

Претендент демонстрирует стандартный подход к раскрытию мотивации, использует общеизвестные факты, вместе с тем приводит достаточно убедительные аргументы.

1

Претендент не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

Рекомендательное письмо

Критерии оценивания.

Оценка

1. Оценка рекомендателя.


В роли рекомендателя выступает лицо, знакомое с претендентом на протяжении значительного периода времени (преподаватель, научный руководитель, коллега), и обладающее достаточным уровнем компетентности в избранной претендентом специальности.

2

В роли рекомендателя выступает лицо, не имеющее непосредственное длительное знакомство с претендентом, но обладающее достаточным уровнем компетентности в избранной претендентом специальности.

1

В роли рекомендателя выступает лицо, не обладающее достаточным уровнем компетентности в избранной претендентом специальности.

0

2. Характеристика.


Содержит информацию об успехах и достижениях претендента, а также профессиональные и личностные качества претендента, приведены примеры (ситуации) по осуществлению деятельности по выбранной специальности.

2

Достаточно подробная и конкретная, в ней изложены утверждения относительно качеств, достижений и навыков претендента, которые подкреплены примерами (ситуациями).

1

Перечислены все возможные характеристики претендента без описания примеров (ситуаций) и/или без указания компетенции (достижений) и не имеют отношения к выбранной специальности.

0

3. Уровень обоснования и объективности рекомендателя.


Рекомендатель раскрывает актуальность выбранной специальности претендентом с обоснованием исключительности ее востребованности в будущем для решения ключевых проблем указанной тематики. Учитывается в оценке претендента специфические требования к изучению конкретной программы обучения.

2

Рекомендация исходит на основе личных и профессиональных качеств претендента.

1

Содержит ничем не подтвержденное восхваление претендента.

0


  Приложение 2
к организации работы
независимой
экспертной комиссии

      Сноска. Приложение 2 в редакции приказа и.о. Министра образования и науки РК от 19.07.2017 № 343 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Лист оценки мотивационного и рекомендательного письма претендента на присуждение международной стипендии "Болашак"

Код претендента ____________

Критерии оценивания
Балл

Балл
 

Мотивационное письмо*

1. Уровень мотивации


2. Аргументация


3. Логика рассуждения


4. Качество речи


5. Оригинальность


Итоговый балл


Рекомендательное письмо**

1. Оценка рекомендателя


2. Характеристика


3. Уровень обоснования и объективности рекомендателя


Итоговый балл



_____________________
Ф.И.О. (отчество при наличии)
члена Комиссии

_____________________
(подпись)

____________________
(дата)

      Примечание:

      *Количество баллов, являющихся достаточным для прохождения тура - 5 баллов.

      **Количество баллов, являющихся достаточным для прохождения тура - 3 балла.



  Приложение 3
к организации работы
независимой
экспертной комиссии

Перечень предполагаемых вопросов для членов Независимой экспертной комиссии

Раздел

Варианты вопросов

1.

Вопросы для определения уровня осознанности выбора специальности (наличие наработок по выбранной теме), аргументированность (5 мин)
 

1) Как/почему вы выбрали эту страну обучения/вуз и указанную специальность?
2) Что Вы планируете изучать по указанной специальности, в каком зарубежном вузе?
3) Какие навыки и знания Вы планируете получить по указанной специальности/вузе?
4) Имеются ли у Вас исследования/статьи по выбранной специальности?
5) Как вы планируете применить все полученные знания по возвращению в РК?

2.

Вопросы для определения уровня базовых знаний по выбранной специальности обучения (теоретические навыки) (5 мин)

1) Расскажите об общей ситуации в стране по выбранной специальности? Какие имеются проблемы?
2) Задаются вопросы по теории (по учебной программе вузов РК).

3.

Вопросы для определения уровня профессиональной подготовки претендента (практические навыки) (5 мин)
 

В случае если стаж работы у претендента имеется:
1) Расскажите, какой опыт работы Вы имеете в указанной специальности? Ваши обязанности? С какими проблемами Вы сталкиваетесь?
2) Когда вы начали работать в должности/организации, каковы были Ваши основные цели?
3) В каких проектах Вы принимали участие, которые наиболее запомнились?
В случае если стаж работы у претендента отсутствует:
1) Как вы думаете, какими качествами и навыками должен владеть успешный специалист в Вашей сфере специальности?
2) Расскажите о Ваших достижениях, имеющие отношение к выбору специальности для обучения?

4.

Вопросы для определения уровня знания стратегических и программных документов по выбранной специальности (5 мин)
 

1) Какой государственный орган регулирует вопросы по выбранной Вами специальности?
2) Какие нормативные правовые акты Республики Казахстан, регулируют правовые отношения в выбранной Вами сфере?
3) Какие основные реформы были проведены в Казахстане в выбранной Вами области специальности? Расскажите о целях и задачах данных реформ? Возникали ли сложности?
4) Известны ли Вам текущие документы Системы государственного планирования? Расскажите о целях и задачах данной программы? Сроки реализации?

5.

Вопросы для определения навыков по решению ситуационных задач (5 мин)

Перед Вами поставили цель по модернизации задач и функций Вашей организации? Какие действия вы предпримите в первую очередь? Последовательность? Как достичь цели наиболее оптимальным образом?