В соответствии с подпунктом 6) пункта 10 Положения о республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470 "О республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., № 43, ст. 503), ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую организацию работы независимой экспертной комиссии.
2. Департаменту юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан (Байжанов Н. А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Асылову Б. А.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
Е. Сагадиев |
Утверждено приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 9 июня 2017 года № 268 |
Организация работы независимой экспертной комиссии
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая организация работы независимой экспертной комиссии (далее - Комиссия) разработана в соответствии с подпунктом 6) пункта 10 Положения о республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 года № 470, пунктом 20 Правил отбора претендентов для присуждения международной стипендии "Болашак", утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2008 года № 573, и определяет организацию работы Комиссии.
2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящей организацией работы независимой экспертной комиссии.
Глава 2. Организация деятельности Комиссии
3. Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство) обеспечивает деятельность Комиссии и осуществляет общий контроль над реализацией ее задач.
4. Акционерное общество "Центр международных программ" (далее - Общество) организует и планирует работу Комиссии.
5. В состав Комиссии входят эксперты в соответствии с направлениями специальностей из числа представителей заинтересованных государственных органов и организаций Республики Казахстан (по согласованию). Состав Комиссии утверждается Министерством.
6. Одним из критериев для включения в состав Комиссии является:
1) стаж работы по специальности – 5 лет;
2) наличие зарубежного образования и/или участие в международных проектах;
3) наличие ученого звания или степени, научных публикаций или патента, удостоверяющего авторство изобретения.
7. В период проведения заседания Комиссии производится аудио- и видеозапись.
Глава 3. Основная задача Комиссии
8. Основной задачей Комиссии является проведение анонимного предварительного отбора претендентов путем оценивания мотивационных и рекомендательных писем, а также проведение персонального собеседования с претендентами.
9. Члены Комиссии проводят персональное собеседование с претендентами для определения:
1) уровня профессиональной подготовки претендента (практические навыки);
2) уровня базовых знаний по выбранной специальности обучения (теоретические навыки);
3) уровня осознанности выбора специальности, аргументированности;
4) уровня знания стратегических и программных документов Республики Казахстан по выбранной специальности;
5) навыков по решению ситуационных задач.
Глава 4. Оценивание мотивационных и рекомендательных писем
10. Члены Комиссии проводят анонимный, предварительный отбор претендентов путем оценивания мотивационных и рекомендательных писем в соответствии с критериями, указанными в приложении 1 к настоящей организации работы независимой экспертной комиссии.
11. Комиссия оценивает мотивационные и рекомендательные письма в количестве 3 (трех) членов Комиссии по соответствующим отраслям специальностей.
12. Оплата услуг членам Комиссии за оценивание мотивационных и рекомендательных писем претендентов осуществляется согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1193 "О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий".
13. Общество обеспечивает замену фамилии, имени и отчества (при его наличии) претендента на код претендента и направляет их в Комиссию для оценивания.
14. Члены Комиссии выставляют оценки в листе оценки мотивационного и рекомендательного письма претендента на присуждение международной стипендии "Болашак" по форме согласно приложению 2 к настоящей организации работы независимой экспертной комиссии.
15. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.
16. Протокол составляется структурным подразделением, ответственным за организацию конкурса Общества, в двух экземплярах.
Глава 5. Проведение собеседований с претендентами
17. Для проведения собеседования Комиссии предоставляются результаты предыдущих туров.
18. Комиссия проводит персональное собеседование с претендентами в количестве 3 (трех) членов Комиссии по соответствующим отраслям специальностей.
19. Общество обеспечивает замену фамилии, имени и отчества (при его наличии) претендента на код претендента для проведения собеседований.
20. Комиссия с каждым претендентом проводит собеседование не более 20 минут.
21. Вопросы претенденту задаются по перечню предполагаемых вопросов, указанному в приложении 3 к настоящей организации работы независимой экспертной комиссии, на казахском и русском языках или на языке предполагаемой страны обучения.
22. Комиссия выставляет оценки в листе персонального собеседования претендентов на присуждение международной стипендии "Болашак" с членами независимой экспертной комиссии по форме, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 мая 2015 года № 318 "О некоторых мерах по реализации международной стипендии "Болашак" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 11258).
23. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.
24. Протокол составляется структурным подразделением, ответственным за организацию конкурса Общества, в двух экземплярах.
Приложение 1 к организации работы независимой экспертной комиссии |
Критерии оценивания
Мотивационное письмо | |
Критерии | оценка |
1. Уровень мотивации. | |
Уровень мотивации раскрыт полностью (а именно профессиональные, личностные цели, компетенции, перспективы; какую проблему или задачу, необходимо решить, используя опыт, полученный во время подготовки в рамках обучения за рубежом). Коммуникативный замысел прослеживается. | 2 |
Уровень мотивации раскрыт поверхностно, коммуникативный замысел прослеживается. | 1 |
Уровень мотивации не раскрыт, содержание ответа не даҰт представления о его уровне мотивации. | 0 |
2. Аргументация. | |
Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются информаций из академической научной литературы, из средств массовой информации, материалы учебной литературы, факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников). | 2 |
Аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и собственные наблюдения или приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа. | 1 |
Аргументация отсутствует или приведҰнные факты не соответствуют обосновываемой теме. | 0 |
3. Логика рассуждения. | |
Отличается логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. | 2 |
Части мотивационного письма логически связаны между собой, но внутри смысловых частей нет последовательности и/или мысль повторяется и не развивается. | 1 |
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или части мотивационного письма логически не связаны между собой. | 0 |
4. Качество речи. | |
Претендент точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. | 2 |
Претендент точно излагает мысли, но его речь характеризуется недостаточностью словарного запаса и однообразием грамматического строя речи. | 1 |
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла. | 0 |
5. Оригинальность. | |
Претендент демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию мотивации (отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения) или яркость стиля. | 2 |
Претендент не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. | 0 |
Рекомендательное письмо | |
Критерии оценивания. | Оценка |
1. Оценка рекомендателя. | |
В роли рекомендателя выступает лицо, знакомое с претендентом на протяжении значительного периода времени (преподаватель, научный руководитель, коллега), и обладающее достаточным уровнем компетентности в избранной претендентом специальности. | 2 |
В роли рекомендателя выступает лицо, не имеющее непосредственное длительное знакомство с претендентом, но обладающее достаточным уровнем компетентности в избранной претендентом специальности. | 1 |
В роли рекомендателя выступает лицо, не обладающее достаточным уровнем компетентности в избранной претендентом специальности. | 0 |
2. Характеристика. | |
Содержит информацию об успехах и достижениях претендента, а также профессиональные и личностные качества претендента, приведены примеры (ситуации) по осуществлению деятельности по выбранной специальности. | 2 |
Достаточно подробная и конкретная, в ней изложены утверждения относительно качеств, достижений и навыков претендента, которые подкреплены примерами (ситуациями). | 1 |
Перечислены все возможные характеристики претендента без описания примеров (ситуаций) и\или без указания компетенции (достижений) и не имеют отношения к выбранной специальности. | 0 |
3. Уровень обоснования и объективности рекомендателя. | |
Рекомендатель раскрывает актуальность выбранной специальности претендентом с обоснованием исключительности ее востребованности в будущем для решения ключевых проблем указанной тематики. Учитывается в оценке претендента специфические требования к изучению конкретной программы обучения. | 2 |
Рекомендация исходит на основе личных и профессиональных качеств претендента. | 1 |
Содержит ничем не подтвержденное восхваление претендента. | 0 |
Приложение 2 к организации работы независимой экспертной комиссии |
Лист оценки мотивационного и рекомендательного письма претендента на присуждение международной стипендии "Болашак"
Код претендента ____________
Критерии оценивания |
Балл | |
Мотивационное письмо* | ||
1. Уровень мотивации | ||
2. Аргументация | ||
3. Логика рассуждения | ||
4. Качество речи | ||
5. Оригинальность мотивационного письма | ||
Количество слов | ||
Рекомендательное письмо** | ||
6. Оценка рекомендателя | ||
7. Характеристика | ||
8. Уровень обоснования и объективности рекомендателя | ||
Итоговый балл |
Ф.И.О. (при его наличии) эксперта ______________
Дата проверки ______________
Подпись ___________________
Примечание:
*Количество баллов, являющихся достаточным для прохождения тура - 5 баллов.
**Количество баллов, являющихся достаточным для прохождения тура - 3 балла.
Приложение 3 к организации работы независимой экспертной комиссии |
Перечень предполагаемых вопросов для членов Независимой экспертной комиссии
№ | Раздел | Варианты вопросов |
1. |
Вопросы для определения уровня осознанности выбора специальности (наличие наработок по выбранной теме), аргументированность (5 мин) |
1) Как/почему вы выбрали эту страну обучения/вуз и указанную специальность? |
2. | Вопросы для определения уровня базовых знаний по выбранной специальности обучения (теоретические навыки) (5 мин) |
1) Расскажите об общей ситуации в стране по выбранной специальности? Какие имеются проблемы? |
3. |
Вопросы для определения уровня профессиональной подготовки претендента (практические навыки) (5 мин) |
В случае если стаж работы у претендента имеется: |
4. |
Вопросы для определения уровня знания стратегических и программных документов по выбранной специальности (5 мин) |
1) Какой государственный орган регулирует вопросы по выбранной Вами специальности? |
5. | Вопросы для определения навыков по решению ситуационных задач (5 мин) | Перед Вами поставили цель по модернизации задач и функций Вашей организации? Какие действия вы предпримите в первую очередь? Последовательность? Как достичь цели наиболее оптимальным образом? |