Об утверждении Правил применения методов ликвидации аварийных разливов нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 14 июня 2016 года № 247. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 июля 2016 года № 13970.

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
      Приказ утрачивает силу приказом Министра энергетики РК от 28.04.2018 № 157 (вводится в действие с 29.06.2018).

      В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила применения методов ликвидации аварийных разливов нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан.

      2. Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан" в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа;

      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр энергетики


Республики Казахстан

К. Бозумбаев

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр сельского хозяйства

      Республики Казахстан

      ______________ А. Мырзахметов

      15 июня 2016 года

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр по инвестициям и развитию

      Республики Казахстан

      _____________ А. Исекешев

      17 июня 2016 года

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр внутренних дел

      Республики Казахстан

      ______________ К. Касымов

      23 июня 2016 года



  Утверждены
приказом Министра энергетики
Республики Казахстан
от 14 июня 2016 года № 247

Правила
применения методов ликвидации аварийных разливов нефти на море
и внутренних водоемах Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила применения методов ликвидации аварийных разливов нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан

      (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года

      (далее – Кодекс) и определяют порядок применения методов ликвидации аварийных разливов нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан.

      2. Настоящие Правила распространяются на недропользователей, осуществляющих нефтяные операции (далее – недропользователь), физических и (или) юридических лиц, осуществляющих деятельность на море и внутренних водоемах, связанную с риском разлива нефти (далее – физические и (или) юридические лица), а также организации, имеющие ресурсы по ликвидации нефтяных разливов, уполномоченные органы и местные исполнительные органы, участвующие в ликвидации последствий аварийного разлива нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан.

      3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

      1) анализ суммарной экологической пользы (далее – АСЭП) – процесс выбора наиболее эффективных методов ликвидации аварийных разливов нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан

      (далее – методы ЛАРН) и оценка их воздействия на окружающую среду, и здоровье населения;

      2) контролируемое сжигание нефтяного пятна – это один из методов ЛАРН, используемый для сжигания плавающего нефтяного пятна, которое может быть локализовано при помощи механических средств и химических собирателей.

      Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

      4. Согласно пункту 66 Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 23 февраля 2015 года № 134 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10908) (далее – Национальный план) для ликвидации разливов нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан используются следующие методы:

      1) механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов);

      2) контролируемое сжигание нефтяного пятна;

      3) применение химических средств.

      5. В соответствии с подпунктом 3) пункта 8 и пунктом 68 Национального плана применение и выбор методов ликвидации разлива нефти определяются и осуществляются в соответствии с планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти недропользователей, физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на море связанную с риском разлива нефти, осуществляемый в соответствии с объектовым уровнем управления (далее – объектовый план) на основании оценки рисков и анализа суммарной экологической пользы. Применение химических средств или контролируемого сжигания нефтяного пятна допускается при наличии согласования уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

      6. В соответствии с пунктом 69 Национального плана и пунктом 10 статьи 199 Кодекса при аварийном разливе нефти недропользователь, физические и (или) юридические лица, чья деятельность может повлечь аварийный разлив нефти, осуществляют механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды, если позволяют условия и наличие оборудования, и информируют территориальное подразделение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (далее – территориальное подразделение уполномоченного органа) об аварийном разливе нефти.

      7. Согласно пункту 2 статьи 159 Кодекса результаты наблюдения за применением методов ЛАРН и данные, полученные в ходе наблюдения, подтверждаются в письменной, электронной, аудиовизуальной или иной форме.

      8. При применении методов ЛАРН рекомендуются к использованию международная практика и стандарты, разработанные Международной морской организацией (IMO), Международной ассоциацией представителей нефтегазовой промышленности по экологическим и социальным вопросам (IPIECA), Федерацией владельцев танкерного флота по ликвидации морских разливов нефти, химических продуктов и иных вредных веществ (ITOPF), Американским обществом по материалам и их испытаниям (ASTM).

Глава 2. Порядок применения методов ЛАРН
Параграф 1. Определение и выбор методов ЛАРН на основе АСЭП

      9. При определении и выборе методов ЛАРН на основе АСЭП необходимо ориентироваться на максимальную защиту здоровья людей и окружающей среды.

      10. АСЭП проводится, как на стадии разработки объектового плана, так и при возникновении и ликвидации аварийного разлива нефти.

      Схема проведения этапов АСЭП указана в приложении 1 к настоящим Правилам и включает следующие этапы:

      1) сбор и оценка информации:

      о природной среде, животных и растениях, подверженных негативному воздействию аварийного разлива нефти, физических и химических характеристиках разлитой нефти, геоморфологических объектах в прибрежной зоне, возможном влиянии аварийного разлива нефти на чувствительные экосистемы, включенные в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и социально-экономические условия местности (рыболовные хозяйства, рекреационные зоны, водозаборные сооружения и т.д.), в том числе о возможном вреде, наносимом животному и растительному миру и среде их обитания;

      об относительной важности природной среды и допустимом промежутке времени возможного нахождения ее под воздействием;

      об экспериментальных данных и об имевшихся разливах нефти, а также о примененных методах ЛАРН;

      о возможностях и ограничениях методов ЛАРН, указанных в приложении 2 к настоящим Правилам, путем проведения сравнительного анализа;

      2) разработка возможных сценариев разливов нефти на основе математического и/или компьютерного моделирования и определение методов их ликвидации;

      3) оценка возможностей и ограничений методов ЛАРН в зависимости от экологических и социальных последствий;

      4) выбор оптимального метода ЛАРН или их комбинаций.

      11. В соответствии с пунктом 27 Национального плана недропользователь согласовывает АСЭП с территориальным подразделением уполномоченного органа на стадии разработки объектового плана путем его предоставления в территориальное подразделение уполномоченного органа. Предоставленные в территориальное подразделение уполномоченного органа результаты АСЭП согласовываются в течение часа с момента получения АСЭП.

      Если условия и сценарии разлива нефти, предусмотренные объектовым планом, не совпадают с реальными условиями разлива нефти, то решение о допустимости применения химических средств или контролируемого сжигания нефтяного пятна рассматривается в оперативном порядке уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основе анализа суммарной экологической пользы.

      12. В случаях аварийного разлива нефти с судов, АСЭП проводится организацией, имеющей ресурсы по ликвидации аварийных разливов нефти, определяемой судовладельцем на основании заключенного контракта и согласовывается с территориальным подразделением уполномоченного органа в течение часа с момента получения АСЭП.

      13. В случаях аварийного разлива нефти, который произошел с неизвестного судна или при наличии пятна нефти, не находящегося на какой-либо контрактной территории, АСЭП проводится организацией, имеющей ресурсы по ликвидации аварийных разливов нефти, определяемой местным исполнительным органом соответствующей области и согласовывается территориальным подразделением уполномоченного органа в течение часа с момента получения АСЭП.

Параграф 2. Механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности
воды (включая отклонение нефтяного пятна от
чувствительных ресурсов)

      14. Механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды осуществляются в соответствии с Нормативами и требованиями к материалам и веществам, необходимым для проведения работ по очистке моря, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 13 марта 2015 года № 189 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10838).

      15. При ликвидации аварийных разливов нефти необходимо обеспечить максимально возможные места для хранения собранной нефти. Слив собранной воды с судов, образовавшейся в результате механического сбора нефти, согласовывается с территориальным подразделением уполномоченного органа охраны окружающей среды, в соответствии с Правилом 4 приложения 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года, к которой Республика Казахстан присоединилась постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 4 марта 1994 года.

Параграф 3. Контролируемое сжигание нефтяного пятна

      16. Контролируемое сжигание нефтяного пятна осуществляется:

      1) на воде, исключая камышовую зону;

      2) на снегу или в ледовых условиях.

      17. Контролируемое сжигание нефтяного пятна осуществляется при толщине нефтяного пятна не менее 3 миллиметров и отдаленности от населенного пункта не менее 5 километров, от камышовой зоны не менее 2 километров.

      18. Безопасное расстояние устанавливается в целях обеспечения охраны и здоровья и безопасности населения при проведении работ по контролируемому сжиганию нефтяного пятна вследствие образования дымового шлейфа.

      19. Перед началом проведения контролируемого сжигания нефтяного пятна разрабатываются следующие меры:

      1) план обеспечения безопасности на месте проведения контролируемого сжигания нефтяного пятна с подробным описанием принимаемых мер по оценке и управлению рисками, персоналом по реагированию, включая обеспечение средствами индивидуальной защиты и ресурсами для немедленного прекращения горения при малейшей угрозе выхода процесса сжигания нефтяного пятна из-под контроля;

      2) предложения о безопасном расстоянии проведения работ по контролируемому сжиганию нефтяного пятна в целях обеспечения охраны здоровья и безопасности населения;

      3) подробную информацию о разливе нефти, в том числе местоположение планируемого контролируемого сжигания нефтяного пятна, тип нефти (в том числе указывается предполагаемая степень эмульгирования) и оценочные данные по объемам нефти: разлитого количества, ликвидированного при помощи контролируемого сжигания нефтяного пятна;

      4) прогноз погодных условий при планируемом контролируемом сжигании нефтяного пятна, включая осадки, скорость ветра, температуру воздуха, состояние моря и внутренних водоемов;

      5) процент ледяного покрова, состояние моря и внутренних водоемов;

      6) предлагаемую систему поджога;

      7) предлагаемое к использованию специализированное оборудование;

      8) предлагаемые дополнительные материалы и средства для обеспечения контролируемого сжигания нефтяного пятна, включая суда и транспортные средства;

      9) информацию о наличии населенных пунктов в радиусе 16 километров или аэропортов в радиусе 32 километров;

      10) предлагаемый способ сбора, хранения и утилизации несгоревшего остатка;

      11) информацию о наличии мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в радиусе 5 километров;

      12) варианты проведения пробного сжигания для проверки и подтверждения направления движения дымового шлейфа в воздухе и его рассеивания до проведения контролируемого сжигания нефтяного пятна, если возможно провести пробное сжигание.

      20. В зависимости от способа локализации и поджига нефтяного пятна подбирается соответствующее оборудование.

Параграф 4. Применение химических средств

      21. В настоящих Правилах рассматриваются химические средства – диспергенты, сорбенты.

      22. Диспергенты применяются с целью ускорения естественных процессов биодеградации нефти в толще воды и снижения концентрации нефтепродуктов в районе разлива, восстановления массо- и энергообмена морской среды с атмосферой, снижения пожароопасности разлива, предотвращения возможности замазучивания береговой полосы, перьевого покрова морских птиц и кожного покрова животных.

      23. Потенциальный риск применения диспергентов связан с повышенным уровнем токсикологического воздействия диспергированной нефти в толще воды по сравнению с уровнем, образуемым при естественном диспергировании. Степень вредного воздействия диспергированной нефти на морские организмы зависит от условий воздействия (глубина воды, концентрация диспергированной нефти, длительность воздействия, процент диспергирования и растворения), а также свойственной для некоторых организмов чувствительности к диспергированной нефти, которые учитываются при АСЭП.

      24. К применению допускаются диспергенты, внесенные в перечень диспергентов, допустимых к применению при разливах нефти в море и внутренних водоемах Республики Казахстан, утверждаемые уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с подпунктом 24-2) статьи 17 Кодекса.

      25. Применение диспергентов осуществляется на воде и под водой. При применении диспергентов необходимо руководствоваться паспортом безопасности химической продукции, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Республики Казахстан "О безопасности химической продукции". Диспергенты относятся к группе горючих веществ, поэтому при работе с ними запрещается пользоваться открытым огнем. При обработке тонких пленок разлитой нефти (0,01-0,001 мм) могут применяться растворы диспергентов в воде, которые пожаробезопасны.

      26. Применение диспергентов допускается при:

      1) глубине воды более 10 метров;

      2) расстоянии от берега более 1 километра;

      3) отсутствии участков чувствительных экосистем, включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, и социально-экономических объектов на расстоянии 1 километра.

      27. Обработку диспергентом прекращают, когда на поверхности воды исчезают черные пленки нефти и/или инструментальный мониторинг показывает, что обработка не оказывает влияния на концентрацию нефти в воде.

      28. В зависимости от способа распыления диспергентов подбирается соответствующее оборудование.

      29. Сорбенты (опилки, торф, цеолит и другие вещества натурального происхождения) применяются на глубине менее 10 метров и участках чувствительных экосистем, включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, применяются с целью поглощения нефти, ее связывания и аккумуляции.

      30. Сорбенты требуют дальнейшего сбора механическими средствами и утилизации на берегу в течении суток после их использования.

      31. После завершения всех работ по ликвидации разлива нефти, недропользователь представляет отчет о применении химических средств в соответствии с пунктом 71 Национального плана.

  Приложение 1
к Правилам применения методов ликвидации
аварийных разливов нефти
на море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

Схема проведения этапов АСЭП


  Приложение 2
к Правилам применения методов ликвидации
аварийных разливов нефти
на море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

Основные возможности и ограничения применения методов ЛАРН

Метод

Возможности

Ограничения

механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов)

данный метод является предпочтительным;

очистка от нефти с минимальным воздействием на окружающую среду;

не требует согласования с уполномоченными органами;

применим ко многим видам нефтяных продуктов;

временные рамки применения неограниченны;

минимальный побочный эффект;

имеется большой выбор оборудования и опыта;

отсутствует вторичное загрязнение;

позволяет собранную нефть использовать для переработки.

данный процесс очень медленный и не продуктивный;

не может обеспечить достаточно быстрый сбор нефти, чтобы предотвратить загрязнение береговой линии;

не продуктивен для тонких пленок нефти;

при масштабных разливах процент сбора нефти ограничен;

ветер, волны и течения могут помешать сбору и очистке нефти с поверхности воды;

вязкая нефть и наличие мусора затрудняют сбор;

требует условия для хранения и утилизации собранной нефти;

обычно собирает не больше 10-20% разлитой нефти;

требуется много оборудования и трудовых сил.

Контролируемое сжигание нефтяного пятна

нет необходимости в организации хранения и утилизации собранной нефти;

может предотвратить или сократить попадание нефти на берег;

предотвращает или сокращает замазучивание флоры и фауны;

быстро удаляет собранную нефть с поверхности воды;

высокая эффективность (98-99%);

требуется меньше оборудования и человеческих ресурсов;

применим ко многим типам нефти;

минимальный вред окружающей среде;

уменьшает испарение нефти с поверхности воды.

образуется черный дым;

ограниченные временные рамки применения;

выветренная нефть тяжело поддается поджигу;

ветер, волны и течения затрудняют поджиг пятна;

толщина пятна должна быть не менее 3 мм для поджига;

эффективность снижается при тяжелом типе нефти и выветренной нефти;

процесс горения несет потенциальный риск безопасности персонала;

может остаться остаток от сжигания, который необходимо собрать с поверхности;

локальное изменение качества воздуха.

Применение химических средств сорбенты

присутствуют в избытке в природе или широко доступны, как побочные продукты промышленных процессов;

очистка от нефти с минимальным воздействием на окружающую среду;

временные рамки применения неограниченны;

применим ко многим типам нефти.

данный процесс очень медленный и не продуктивный;

не может обеспечить достаточно быстрый сбор нефти, чтобы предотвратить загрязнение береговой линии;

требует условия для хранения и утилизации собранных сорбентов;

при масштабных разливах нефти не эффективны;

при несвоевременном сборе оседают на дно;

требует дополнительных механических средств для локализации;

требуется много оборудования и трудовых сил.

Применение химических средств диспергенты

требует меньше персонала и оборудования по сравнению с другими методами ЛАРН;

применим при различных погодных условиях;

способствует естественной биодеградации нефти;

предотвращает движение нефти к береговой линии, снижая угрозу воздействия на чувствительные экосистемы и социально-экономические объекты;

снижает потенциальный вред от испарения вблизи разлива;

не требует сбора и хранения нефти.

может быть неэффективен при нефти с высокой вязкостью;

временные рамки применения ограничены ввиду выветривания нефти;

ограничение применения на глубине менее 10м;

не собирает напрямую, нефть перераспределяется и расщепляется в толще воды;

высокое потенциальное токсикологическое воздействие диспергированной нефти на морскую биоту;

нанесение значительного вреда биологическим ресурсам моря.