Оглавление

Об утверждении Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 23 февраля 2015 года № 134. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 апреля 2015 года № 10908. Утратил силу совместным приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 15 мая 2018 года № 182, Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 мая 2018 года № 376 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19 мая 2018 года № 374 (вводится в действие с 29.06.2018)

Утратил силу

      Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра энергетики РК от 15.05.2018 № 182, Министра по инвестициям и развитию РК от 24.05.2018 № 376 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 19.05.2018 № 374 (вводится в действие с 29.06.2018).

      В соответствии с подпунктом 23-7) статьи 18 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемый Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан.

      2. Департаменту развития нефтяной промышленности Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление на официальное опубликование копии настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр энергетики


Республики Казахстан

В. Школьник



"СОГЛАСОВАН"
Министр обороны
Республики Казахстан
______________И. Тасмагамбетов

"СОГЛАСОВАН"
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
______________А. Мамытбеков

2 апреля 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр финансов
Республики Казахстан
______________Б. Султанов

11 марта 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр здравоохранения и социального развития
Республики Казахстан
______________Т. Дуйсенова

26 февраля 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
И.о.Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
_____________Ж. Касымбек

16 марта 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
______________К. Касымов

3 марта 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Председатель Комитета национальной безопасности
Республики Казахстан
______________Н. Абыкаев

19 марта 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
______________Е. Досаев

6 марта 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
И.о. Министра иностранных дел
Республики Казахстан
______________Р. Жошыбаев

"____"__________2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Исполняющий обязанности
министра национальной экономики
Республики Казахстан
______________Т. Жаксылыков

  Утвержден
приказом Министра энергетики
Республики Казахстан
от 23 февраля 2015 года № 134

Национальный план
по предупреждению нефтяных разливов
и реагированию на них в море и внутренних водоемах
Республики Казахстан
Раздел 1. Общие положения
1. Цели и задачи Национального плана по предупреждению
нефтяных разливов и реагированию на них в море и
внутренних водоемах Республики Казахстан

      1. Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан (далее – Национальный план) разработан в соответствии с подпунктом 23-7) статьи 18 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" (далее – Закон "О недрах и недропользовании").

      2. Целью Национального плана является создание национальной системы обеспечения оперативного, эффективного и квалифицированного реагирования на разливы нефти в море и внутренних водоемах (далее – разлив нефти) Республики Казахстан, вызывающие загрязнения экологического характера, и выполнения соответствующих операций по ликвидации их последствий.

      3. Задачами Национального плана являются:

      1) обеспечение своевременных, комплексных и эффективных мер готовности и реагирования на аварийные разливы нефти, влекущий или повлекший причинение ущерба окружающей среде, на основании оценки рисков и оценки воздействия на окружающую среду;

      2) определение полномочий и порядка взаимодействия центральных исполнительных органов, местных исполнительных органов, иных заинтересованных организаций и учреждений, а также недропользователей, осуществляющих нефтяные операции (далее – недропользователь), и физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на море и внутренних водоемах, связанную с риском разлива нефти;

      3) обеспечение взаимодействия национального плана и государственной системы гражданской защиты.

      4. Обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов в целях недопущения разлива нефти в Республике Казахстан при авариях, инцидентах, защиты населения, объектов хозяйствования и территории страны от воздействия поражающих (разрушающих) факторов чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании", Законом Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года "О гражданской защите" (далее – Закон "О гражданской защите"), Законом Республики Казахстан от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании" (далее – Закон "О торговом мореплавании") и международными договорами Республики Казахстан.

      5. Понятия, применяемые в Национальном плане, соответствуют понятиям, используемым в области законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании.

2. Сфера и область применения Национального плана

      6. Требования настоящего Национального плана применяются также в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на море и внутренних водоемах, связанную с риском разлива нефти, на таких объектах, как магистральные нефтепроводы, морские сооружения и морские порты.

      Требования настоящего Национального плана применяются в отношении судов и судовладельцев, если иное не установлено Законом Республики Казахстан "О торговом мореплавании" и международными договорами Республики Казахстан.

      7. Национальный план действует на всей территории Республики Казахстан, включая в воды Каспийского и Аральского морей в пределах границ, определенных международными договорами, внутренних водоемах и прибрежных зонах.

3. Национальная система по предупреждению и реагированию
на аварийные разливы нефти и классификация разливов нефти

      8. Национальная система по предупреждению и реагированию на аварийный разлив нефти состоит из Национального плана, региональных планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти (далее – Региональный план) и планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море недропользователей и физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на море, связанную с риском разлива нефти.

      Предупреждение и ликвидация разлива нефти:

      1) в рамках Национального плана осуществляется в соответствии с республиканским уровнем управления;

      2) в рамках Регионального плана осуществляется в соответствии с территориальным уровнем управления;

      3) в рамках планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти недропользователей и физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на море, связанную с риском разлива нефти, осуществляется в соответствии с объектовым уровнем управления (далее – объектовый план).

      9. Разливы нефти подразделяются на разливы нефти первого, второго и третьего уровней, в соответствии со статьей 95-1 Закона "О недрах и недропользовании":

      1) первый уровень – незначительные разливы нефти (не превышающие десяти тонн нефти), ликвидируемые с помощью материалов и веществ, имеющихся на морском сооружении недропользователя;

      2) второй уровень – умеренные (средние) разливы нефти (от десяти тонн до двухсот пятидесяти тонн нефти), для ликвидации которых необходимы ресурсы, как имеющиеся на морском сооружении недропользователя на месте производства работ, так и дополнительные материалы, вещества и персонал местных береговых служб;

      3) третий уровень – крупные разливы нефти (от двухсот пятидесяти и более тонн нефти), для ликвидации которых требуются материалы, вещества и персонал недропользователя, местных береговых служб, а также других организаций по ликвидации нефтяных разливов, включая международные, за счет специализированного фонда.

      10. Предупреждение и ликвидация разлива нефти осуществляется на основе оценки рисков в соответствии с законодательством Республики Казахстан и наилучшей практикой.

      11. В зависимости от уровня разлива определяется руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти в соответствии со структурой Национальной системы предупреждения и ликвидации разливов нефти согласно приложению 1 к настоящему Национальному плану.

      12. В Национальный план, региональный план и объектовый план вносятся соответствующие изменения и дополнения:

      1) при изменении законодательства Республики Казахстан;

      2) по результатам проведения совместных учений;

      3) по результатам проведения оценки действий и мероприятий при ликвидации разлива нефти.

4. Ответственность за разлив нефти на море и
внутренних водоемах

      13. Недропользователь в полном объеме возмещает вред, причиненный окружающей среде, третьим лицам в результате разлива нефти на море, а также расходы государства по ликвидации разлива нефти на море.

      Судовладелец несет ответственность за ущерб от перевозки опасных грузов и загрязнения моря с судов нефтью согласно статьям 171-178 Закона "О торговом мореплавании".

      14. Расследование причин разлива нефти, порядок возмещения потерь и восстановление окружающей среды от разлива нефти производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.

Раздел 2. Предупреждение разлива нефти
5. Мероприятия по предупреждению разлива нефти

      15. Основными мероприятиями по предупреждению разлива нефти являются:

      1) оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках разлива нефти;

      2) прогнозирование возможного возникновения разлива нефти и их последствий на основе оперативной фактической и мониторинговой (практической) информации;

      3) разработка и оценка эффективности реализации мер по предупреждению, реагированию и ликвидации разлива нефти и его последствий;

      4) утверждение плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти в порядке, установленного пунктом 2 статьи 95-1 Закона "О недрах и недропользовании";

      5) создание собственных формирований (служб) для ликвидации разлива нефти первого и второго уровней, проведение аттестации указанных формирований в соответствии с законодательством, оснащение их специальными техническими средствами или заключение договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разлива нефти, имеющими соответствующие свидетельства и (или) аттестованными в установленном порядке;

      6) содержание в исправном состоянии технологического оборудования, заблаговременное проведение инженерно-технических мероприятий, направленные на предотвращение возможного разлива нефти и снижение масштабов опасности его последствий;

      7) разработка деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;

      8) организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

      9) допущение к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующие квалификационные требования и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

      10) создание и поддержание в готовности системы обнаружения (мониторинга) разлива нефти, а также системы связи и оповещения;

      11) прогнозирование и оценка опасности возможных чрезвычайных ситуаций, а также их социально-экономических последствий.

      16. Прогнозирование и оценка опасности возможных чрезвычайных ситуаций, а также их социально-экономических последствий осуществляется на основании оценки рисков в соответствии с экологическим законодательством и законодательством в сфере гражданской защиты, СТ РК ИСО 15544-2006 "Промышленность нефтяная и газовая. Установки для добычи из морских месторождений. Требования и руководящие указания для ликвидации чрезвычайных ситуаций".

      При оценке рисков необходимо:

      1) определить вероятность разлива нефти:

      вид проводимых нефтяных операций, а также иные виды деятельности на море, связанные с риском разлива нефти на море;

      тип и объем нефти, которая может разлиться;

      ожидаемая периодичность и масштабы разлива нефти;

      определить районы с высоким риском разлива нефти;

      история разлива нефти на участке;

      2) определить возможные последствия:

      местонахождение чувствительных природных объектов и социально значимых объектов, составление карт;

      анализ ситуаций возможного разлива нефти с указанием площади и вероятного распространения разлива на основе компьютерного моделирования;

      воздействие нефти на чувствительные природные объекты и социально значимые объекты;

      анализ климатических и погодных условий: направление и скорость ветра, сезонные температурные показатели, возможные сезонные осадки;

      3) определить возможные сценарии разлива нефти;

      4) определить необходимые меры и оптимальные методы ликвидации разлива нефти:

      имеющиеся методы ликвидации разлива нефти и необходимые меры для их реализации;

      определить, способствуют ли методы ликвидации разлива нефти снижению последствий разлива и обеспечению суммарной экологической пользы.

      17. Недропользователь принимает все необходимые меры, установленные законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании, по недопущению разлива нефти, а также загрязнению прибрежной зоны.

      18. Недропользователи заключают между собой соглашения о порядке взаимодействия и получения помощи в форме оборудования, персонала и других ресурсов для ликвидации разлива нефти. Недропользователи при необходимости заключают с уполномоченным органом в области нефти и газа, местными исполнительными органами и территориальными подразделениями уполномоченного органа в области промышленной безопасности, ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты соглашения о порядке взаимодействия.

      19. В соответствии с законодательствами Республики Казахстан в сфере гражданской защиты и в области недропользования, недропользователь проводит ежегодное производственное обучение собственного производственного персонала и персонала береговых служб, а также проводят учения и тревоги совместно с территориальным подразделением уполномоченного органа в области промышленной безопасности и профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями, максимально приближенные к реальным условиям.

      20. Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, обеспечивается постоянным присутствием корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива нефти до момента доставки специальных средств с береговых баз и обеспечения открытого водного пространства у буровой в размерах, достаточных для осуществления мероприятий по ликвидации разлива нефти.

      21. Вскрытие продуктивного горизонта подсолевой толщи и испытание скважин с предполагаемым экстремальным давлением и высоким содержанием сероводорода не проводится в тяжелых ледовых условиях на море.

6. Планирование мероприятий по предупреждению и
ликвидации разлива нефти
Параграф 1. Региональный план по предупреждению и ликвидации
разливов нефти на море

      22. Региональный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море (далее – Региональный план) определяет порядок взаимодействия и интеграции средств и ресурсов местного исполнительного органа, территориальных подразделений центральных государственных органов, недропользователя, а также служб и формирований гражданской защиты и профессиональных аварийно-спасательных служб, других организаций области для обеспечения готовности, своевременного реагирования и эффективной ликвидации последствий разлива нефти, возникших в результате аварии на территории соответствующей области.

      23. Региональный план по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море разрабатывается и утверждается местными исполнительными органами Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской и Карагандинской областей по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, изучения и использования недр, а также с профессиональными аварийно-спасательными службами и формированиями в соответствии по форме согласно приложению 2 к настоящему Национальному плану.

      24. Для разработки Регионального плана под руководством Акима области создается постоянная рабочая группа по предупреждению и ликвидации разливов нефти в составе заинтересованных членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций области, представителей территориального подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, в области охраны окружающей среды, территориального подразделения ведомства уполномоченного органа в области промышленной безопасности, аварийно-спасательных служб, недропользователей, а также при необходимости привлекаются организации, оказывающие услуги по ликвидации разливов нефти.

      Региональный план согласовывается с членами рабочей группы и утверждается Акимом области. Внесение изменений и дополнений осуществляется при согласовании с рабочей группой и утверждается Акимом области.

      25. Сроки утверждения Регионального плана указаны в Плане мероприятий по реализации Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан согласно приложению 3 к настоящему Национальному плану.

Параграф 2. Объектовый план по предупреждению и
ликвидации разливов нефти на море

      26. Объектовый план по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море (далее – Объектовый план), соответствующий региональному плану, утверждается руководителем организации и согласовывается с профессиональными аварийно-спасательными службами согласно законодательств Республики Казахстан о недрах и недропользовании и гражданской защите.

      27. Недропользователь разрабатывает объектовый план по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море по форме согласно приложению 4 к настоящему Национальному плану.

      28. Сроки утверждения объектового плана указаны в Плане мероприятий по реализации Национального плана по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан согласно приложению 3 к настоящему Национальному плану.

      29. В отношении судов судовладелец обеспечивает наличие на борту каждого нефтяного танкера валовой вместимостью 150 регистровых тонн и более и каждого судна, не являющееся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 регистровых тонн и более судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, в соответствии с пунктом 1 правил 37 главы 5 приложения 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, 1973 год, измененной Протоколом 1978 года (МАРПОЛ 73/78).

Раздел 3. Реагирование и ликвидация разлива нефти
7. Информирование о разливе нефти и ходе операции
по реагированию

      30. Информация о возникновении разлива нефти передается в следующей последовательности:

      1) недропользователь незамедлительно информирует территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и охраны окружающей среды по постоянно действующему каналу телефонной связи или электронной почте, по факсимильной связи с последующей передачей информации об аварийном разливе нефти на море и внутренних водоемах по форме согласно приложению 5 к настоящему Национальному плану. При этом территориальное подразделение, получившее оповещение в течение 5 минут с момента получения уведомления (устного, с последующим письменным уведомлением) направляет недропользователю ответное письменное (по электронной почте либо по факсимильной связи) подтверждение получения уведомления;

      2) оперативный дежурный территориального подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты незамедлительно с момента получения информации о разливе нефти от недропользователя информирует государственное учреждение "Республиканский кризисный центр" Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – Республиканский кризисный центр) (устного, с последующим письменным уведомлением), при разливе нефти второго и третьего дополнительно информирует Акима соответствующей области (в случае его отсутствия, заместителя Акима);

      3) территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты при угрозе распространения разлива нефти на территорию другой области, незамедлительно информирует оперативных дежурных территориального подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты граничащих областей;

      4) Республиканский кризисный центр информирует о факте разлива нефти и его уровне следующие центральные уполномоченные органы: в сфере гражданской защиты и торгового мореплавания, в области нефти и газа, охраны окружающей среды и промышленной безопасности.

      31. Вся информация с места разлива нефти поступает через территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты в Республиканский кризисный центр.

      32. В случае угрозы или наличия разлива нефти третьего уровня Республиканский кризисный центр незамедлительно передает информацию в Правительство Республики Казахстан.

      33. В случае возникновения аварии в прибрежной зоне, для передачи информации организуется пункт управления в береговой зоне.

      34. Республиканский кризисный центр и территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, недропользователь и операторы связи обеспечивают работу сетей связи в целях:

      1) приема информации об аварии, вызывающей загрязнения;

      2) передачи запроса руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти об оказании помощи и обмена оперативными сообщениями во время операций реагирования;

      3) обеспечения передачи команд и распоряжений ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты по ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера в зоне разлива нефти.

      35. Ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты оповещает население об угрозе возникновения или о возникновении разлива нефти.

      36. Оповещение населения о степени риска, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации разлива нефти осуществляется через средства массовой информации, а именно:

      1) сети телерадиовещания в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 18 января 2012 года "О телерадиовещании";

      2) интернет-ресурсы уполномоченных органов в сфере гражданской защиты и торгового мореплавания, в области нефти и газа, охраны окружающей среды и промышленной безопасности;

      3) сотовую связь в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2004 года "О связи";

      4) периодические печатные издания.

8. Меры по ликвидации разливов нефти первого и второго уровней

      37. Недропользователь оснащается всеми необходимыми ресурсами для ликвидации разливов нефти первого и второго уровней.

      Для ликвидации разливов нефти второго уровня и их последствий, привлекаются дополнительные ресурсы (материалов, веществ) с береговых объектов недропользователя для локализации разлива и сбора нефти.

      При отсутствии собственных материалов и оборудования, необходимых для ликвидации разливов нефти первого и второго уровней, недропользователь заключает договор с профессиональной аварийно-спасательной службой, осуществляющей деятельность в сфере ликвидации разливов нефти, имеющей оборудование и технические средства для своевременной ликвидации разливов нефти первого и второго уровней в районе проведения нефтяных операций.

      38. При разливе нефти первого и второго уровня недропользователь принимает необходимые меры в соответствии объектовым планом. Недропользователь использует имеющееся оборудование для реагирования и ликвидации разлива нефти.

      39. Недропользователь незамедлительно информирует территориальные подразделения ведомств уполномоченных органов в сфере гражданской защиты, в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности о разливах любого уровня.

      40. Реагирование на разлив нефти второго уровня, не представляющей угрозы заповедной зоне Каспийского моря, осуществляется недропользователем без вмешательства государственных органов.

      41. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды недропользователь после проведения мероприятий по ликвидации и локализации разлива нефти, и расследования причин аварии, инцидентов, представляет отчет о мерах по восстановлению окружающей среды, а также о намечаемых мерах по ликвидации последствий аварии и по предупреждению подобных аварий в территориальное подразделение уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности.

9. Меры по ликвидации разлива нефти третьего уровня

      42. Национальный план вводится в действие частично или полностью, если:

      1) недропользователь имеет недостаток оборудования и требуется содействие в организации прибытия международных ресурсов третьего уровня в страну;

      2) масштаб разлива нефти превышает возможности недропользователя;

      3) разлив нефти начал распространяться на территорию граничащего государства;

      4) разлив нефти продолжает представлять угрозу заповедной зоне Каспийского моря.

      43. Ликвидация разлива нефти третьего уровня требует незамедлительной мобилизации материалов и веществ из любых точек, располагающих отечественными и международными ресурсами.

      44. Координация и руководство действиями по реагированию на разлив нефти третьего уровня в рамках Национального плана возлагаются на Межведомственную государственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – межведомственная комиссия) согласно пункту 6 статьи 95-1 Закона "О недрах и недропользовании", возложенные полномочия, права и задачи которой определяются статьей 7 Закона "О гражданской защите".

      45. С момента получения оповещения о разливе нефти третьего уровня, до назначения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации согласно пункта 47 настоящего Национального плана, руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти является должностное лицо местного исполнительного органа, назначаемое Акимом области, которое привлекает силы и средства, находящиеся на данной территории в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 50 Закона "О гражданской защите".

      46. Руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти третьего уровня в соответствии с пунктом 2 статьи 50 Закона "О гражданской защите":

      1) при чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба – должностное лицо уполномоченного органа в сфере гражданской защиты распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан;

      2) при чрезвычайной ситуации местного масштаба – должностное лицо местного исполнительного органа решением акима соответствующей административно-территориальной единицы.

      47. Руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти глобального или регионального масштаба вносится предложение председателю межведомственной комиссии о созыве членов межведомственной комиссии.

      48. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти реализует следующие обязанности в соответствии с пунктом 9 статьи 50 Закона "О гражданской защите":

      1) организует разведку и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, спасение людей, используя для этого имеющиеся силы и средства;

      2) определяет участки сосредоточения основных усилий по ведению аварийно-спасательных работ, необходимое количество сил и средств, способы и приемы ведения спасательных работ;

      3) принимает решение о проведении аварийно-спасательных и неотложных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

      4) осуществляет постановку задач аварийно-спасательным службам и формированиям, организует их взаимодействие, обеспечивает их безопасность и выполнение поставленных задач;

      5) осуществляет контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;

      6) вызывает, по мере необходимости, дополнительные силы и средства, организует их встречу, определяет место (район) ведения ими аварийно-спасательных работ;

      7) организует создание резерва сил и средств, определяет порядок посменной работы;

      8) информирует Правительство Республики Казахстан, центральные уполномоченные органы в сфере гражданской защиты и торгового мореплавания, в области нефти и газа, охраны окружающей среды и промышленной безопасности о сложившейся обстановке и принятых им решениях по организации и ведению аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;

      9) определяет порядок убытия сил и средств с места чрезвычайной ситуации.

      49. В случае крайней необходимости (непосредственной угрозы жизни и здоровью людей) руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти:

      1) ограничивает доступ людей и транспорта в зону чрезвычайной ситуации;

      2) приостанавливает деятельность организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;

      3) привлекает к проведению аварийно-спасательных работ силы и средства аварийно-спасательных служб и формирований гражданской защиты и спасателей, не входящих в состав указанных формирований;

      4) привлекает на добровольной основе население к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

      5) организует проведение эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;

      6) привлекает материально-технические, продовольственные, медицинские и другие ресурсы организаций с последующим возмещением расходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      7) принимает другие необходимые меры, обусловленные развитием чрезвычайных ситуаций и ходом аварийно-спасательных и неотложных работ.

      50. Республиканский кризисный центр и начальник оперативного штаба регулярно информируют руководителя ликвидации по чрезвычайным ситуациям при аварийном разливе нефти и межведомственную комиссию о принимаемых мерах реагирования, уведомляя при этом о любых случаях возрастании риска здоровью людей и окружающей среде.

      51. Оценка характера аварийного разлива нефти и выработка предложений руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти по ее локализации и ликвидации осуществляются оперативным штабом.

      Оперативный штаб координирует действия служб и формирований гражданской защиты, участвующих в проведении аварийно-спасательных и неотложных работ.

      Оперативный штаб создается решением руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти.

      Начальником оперативного штаба назначается должностное лицо уполномоченного органа в сфере гражданской защиты или территориального подразделения его ведомства, которое является заместителем руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти согласно пункту 5 статьи 50 Закона "О гражданской защите".

      Начальник оперативного штаба, по согласованию с руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти и в зависимости от масштаба и зоны чрезвычайной ситуации, создает функциональные группы и необходимое количество оперативных групп и распределяет их работу в зоне чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти.

      Оперативный штаб состоит из центра управления и функциональных групп (планирование, операции, логистика и материально-техническое снабжение, финансы). Для обеспечения объединенного командования и координации оперативных действий в состав центра управления включаются следующие представители:

      1) соответствующих центральных уполномоченных органов;

      2) соответствующих местных исполнительных органов;

      3) территориального подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;

      4) недропользователь, осуществляющий действия по ликвидации аварийного разлива нефти.

      Вопрос о допустимости применения методов ликвидации разлива нефти рассматриваются подразделением по охране окружающей среды, создаваемой в функциональной группе планирование оперативного штаба.

10. Реагирование государственных органов на разлив нефти

      52. Уполномоченный орган в сфере гражданской защиты:

      1) руководит силами гражданской защиты при организации и проведении мероприятий гражданской защиты;

      2) выделяет и использует материальные средства оперативного резерва уполномоченного органа;

      3) обеспечивает информирование и оповещение населения, органов управления гражданской защиты заблаговременно при наличии прогноза об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и (или) оперативно при возникновении чрезвычайной ситуации;

      4) осуществляет проведение аварийно-спасательных и неотложных работ;

      5) при ликвидации чрезвычайных ситуаций мобилизует материально-технические ресурсы организаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан об использовании имеющихся в составе государственного и мобилизационного резервов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, об использовании средств из резерва Правительства Республики Казахстан для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

      53. Уполномоченный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан:

      1) координирует все действия, связанные с обеспечением транспорта, необходимого для ликвидации разлива нефти и его последствий;

      2) в порядке, установленном законодательством в сфере гражданской защиты, привлекает транспортные средства, включая морские суда, находящиеся в частной собственности;

      3) обеспечивает транспортировку персонала и оборудования, материалов и технических ресурсов, необходимых для ликвидации разлива нефти и его последствий, проведения эвакуационных мероприятий;

      4) обеспечивает готовность к приему, прибывающих морским и воздушным путем международных сил и средств, привлекаемых к реагированию и ликвидации разлива нефти.

      54. Уполномоченный орган в сфере таможенного дела обеспечивает таможенное декларирование товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, доставляемых в зону аварийного разлива нефти, в первоочередном порядке, без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования, в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.

      55. Уполномоченный орган в области охраны окружающей среды:

      1) осуществляет оперативный прогноз за гидрометеорологическими условиями на месте разлива нефти;

      2) осуществляет государственный мониторинг (в том числе, оперативный космический мониторинг) объектов окружающей среды с момента возникновения аварийного разлива нефти, до полной ликвидации его последствий (за счет финансирования и привлечения материальной базы лиц);

      3) осуществляет мониторинг экологического состояния территорий в районах добычи, переработки, транспортировки нефти и газа, выявление территорий, загрязненных нефтью, мониторинг разлива нефти, используя, в том числе современные оперативные данные космической съемки;

      4) проводит отбор проб объектов окружающей среды для анализа в целях определения характера, источника и ареала распространения разлива нефти и (или) загрязнений в прибрежной зоне.

      56. Уполномоченный орган в сфере внешнеполитической деятельности в установленном законодательством порядке оформляет соответствующие визы иностранному персоналу, прибывающему в Республику Казахстан с целью оказания помощи в ликвидации разлива нефти и его последствий.

      57. Уполномоченный орган в области обеспечения национальной безопасности (по согласованию) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты обеспечивает процедуру ускоренного пропуска на территорию Республики Казахстан зарубежных сил и средств, прибывающих для участия в ликвидации разлива нефти и его последствий.

      58. Уполномоченный орган, осуществляющий государственную политику в сфере обороны, военно-политическое и военно-экономическое управление Вооруженными Силами Республики Казахстан, уполномоченным органом в сфере государственной авиации:

      1) по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области транспорта, координацию и регулирование деятельности транспортного комплекса Республики Казахстан обеспечивает безопасный коридор воздушным судам с оборудованием и персоналом по реагированию;

      2) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, предоставляет в распоряжение руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти воздушные и морские суда для осуществления операций по реагированию на разлив нефти;

      3) по запросу уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и местных исполнительных органов областей, на основании решений Президента Республики Казахстан для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предоставляет в распоряжение руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти части и подразделения Вооруженных сил Республики Казахстан в соответствии с законодательством в области обороны.

      59. Уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира в установленном законодательством порядке организовывает оказание помощи животным в случаях массовых заболеваний, угрозы их гибели при разливе нефти в закрепленных охотничьих угодьях, рыбохозяйственных водоемах и (или) участках.

      60. Уполномоченный государственный орган в области ветеринарии осуществляет необходимые ветеринарные мероприятия в зоне разлива нефти и прибрежных зонах.

      61. Уполномоченный государственный орган в области нефти и газа:

      1) определяет порядок проведения нефтяных операций на море, внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной экологической ситуации и на особо охраняемых природных территориях;

      2) проводит анализ и оценку рисков причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде в сфере проведения нефтяных операций и транспортировки нефти;

      3) определяет нормативы и требования к материалам и веществам, необходимым для проведения работ по очистке моря;

      4) осуществляет контроль за выполнением недропользователем условий контрактов по углеводородному сырью и соглашений о разделе продукции.

      62. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:

      1) организует и проводит расследование аварий совместно с заинтересованными государственными органами в пределах своей компетенции;

      2) ведет учет специального оборудования, предназначенного для ликвидации разлива нефти;

      3) привлекает, имеющиеся в их ведении подведомственные военизированные, противофонтанные службы и формирования для проведения спасательных, аварийно-восстановительных и неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

      63. Местный исполнительный орган для ликвидации разлива нефти привлекает территориальные подразделения центральных государственных органов, службы и формирования гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций, находящиеся в области и созданные в соответствии с Законом "О гражданской защите".

      Местный исполнительный орган:

      1) осуществляет координацию деятельности по ликвидации последствий загрязнений в прибрежной зоне, а также по оздоровлению окружающей среды на территории области;

      2) обеспечивает привлечение служб скорой медицинской помощи на все время реагирования для оказания помощи персоналу, пострадавшему в результате разлива нефти и ходе ликвидации последствий;

      3) осуществляет эвакуацию пострадавших в медицинские организации.

11. Охрана здоровья и труда персонала, занятого в
ликвидации аварийной ситуации и населения

      64. Охрана здоровья и труда персонала, занятого в ликвидации аварийного разлива нефти и населения, является первоочередной задачей при реализации аварийных мероприятий. Планы и мероприятия по ликвидации аварийного разлива нефти без предварительного проведения соответствующей оценки риска и реализации мер по снижению риска не выполняются.

      В объем мер по снижению риска входит следующее:

      1) изоляция территорий, на которых загрязнение нефтью или сопутствующее газовыделение, представляют угрозу для здоровья населения и персонала, занятого в ликвидации аварии;

      2) проведение инструктажей для всего персонала, занятого в ликвидации аварии;

      3) обучение технике безопасности при использовании специального оборудования или химических средств;

      4) использование средств индивидуальной защиты персоналом, привлеченного к ликвидации последствий разлива нефти, во избежание непосредственного контакта с загрязняющими веществами и контроля воздействия опасных факторов окружающей среды;

      5) сменная работа персонала для обеспечения надлежащего отдыха;

      6) персонал соблюдает требования законодательства применимые к охране здоровья и труда.

      Группа ликвидаторов на месте разлива нефти ведет учет реализации аварийных мероприятий с целью контроля опасных факторов и соблюдения требований техники безопасности.

12. Меры реагирования на разлив нефти в морских
и береговых зонах

      65. Меры реагирования включают:

      1)отбор проб и их анализ с целью определения характера, источника и распространения разлива нефти в море и внутренних водоемах и (или) загрязнений в прибрежной зоне;

      2)контроль и ликвидацию источника аварийного разлива нефти;

      3)контроль за распространением разлива нефти в море и внутренних водоемах и (или) загрязнений в прибрежной зоне;

      4)предупреждение или локализацию разлива нефти в море и внутренних водоемах и (или) загрязнений в прибрежной зоне путем использования физических или механических средств;

      5)ликвидацию разлива нефти с помощью средств, предназначенных для проведения данных мероприятий.

      66. Для ликвидации разлива нефти используются следующие методы:

      1) механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов);

      2) применение химических средств;

      3) контролируемое сжигание нефтяного пятна.

      67. Применение методов ликвидации разлива осуществляется в установленном законодательством порядке. При выборе мер реагирования, в том числе при выборе методов сбора или очистки нефти на море, с учетом обычно применяемых химических и физических процессов, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти отдает предпочтение тем методам, которые ориентированы на максимальную защиту здоровья людей и окружающей среды.

      68. При ликвидации разлива нефти и их последствий необходимо отдавать предпочтение методам, ориентированным на максимальную защиту здоровья людей и охрану окружающей среды.

      Применение и выбор методов ликвидации разлива нефти определяются и осуществляются в соответствии с объектовым планом на основании оценки рисков и анализа суммарной экологической пользы. Применение химических средств или контролируемого сжигания нефтяного пятна допускается при наличии согласования уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.

      Если условия и сценарии разлива нефти, предусмотренные объектовым планом, не совпадают с реальными условиями разлива нефти, то решение о допустимости применения химических средств или контролируемого сжигания нефтяного пятна рассматривается в оперативном порядке уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основе анализа суммарной экологической пользы.

      69. Механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды является предпочтительным методом, если позволяют условия и наличие оборудования. Метод подразумевает использование нефтесборщиков и боновых заграждений, а также одного, двух или трех судов для буксировки боновых заграждений, эксплуатации нефтесборщиков и временного складирования нефти. Эффективный механический сбор нефти требует проведения работ близко к источнику разлива нефти, и он ограничен скоростью, с которой системы механического сбора справляются с разлитой нефтью.

      70. Применение химических средств (сорбентов, диспергентов) рассматривается как дополнительная мера к механическому сдерживанию и сбору нефти в зонах, где смешивание и растворение могут быстро снизить концентрацию разлитой нефти на море до уровней, не представляющих угрозы организмам, обитающим в воде. Принятие решения о необходимости применения химических средств и их выбор осуществляются с учетом требований законодательства в области охраны окружающей среды Республики Казахстан.

      71. После завершения всех работ по ликвидации разлива нефти, недропользователь представляет в уполномоченные органы в области охраны животного и растительного мира, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения отчет о применении химических средств.

      Отчет содержит информацию о количестве химических средств, эффективности их применения, результатов мониторинга их воздействия на экосистему водного объекта.

      72. Применение химических средств координируется с показаниями воздушного или морского наблюдения. Визуальные наблюдения проводятся для оценки эффективности применения химических средств. Воздушные и морские наблюдения также используются для соблюдения географических пределов, где необходимо рассеивать химические средства.

      73. Выбор и применение контролируемого сжигания нефтяного пятна осуществляется с учетом требований законодательства в области охраны окружающей среды Республики Казахстан.

Раздел 4. Устранение последствий разлива нефти
13. Меры реагирования, сбор нефти и восстановление
окружающей среды

      74.В региональном и объектовом плане предусматриваются соответствующие меры реагирования и очистки, направленные на достижение наиболее эффективных результатов с точки зрения охраны окружающей среды.

      75. Меры и порядок восстановления окружающей среды определяются в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

14. Утилизация собранной нефти

      76. Окончательное размещение собранной нефти и других токсичных веществ, а также загрязненных материалов выполняется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      77. Для сбора и помещения собранной нефти могут использоваться переносные и передвижные емкости, включая пластиковые мешки, бочки и баки для дальнейшей перекачки в специальные постоянные резервуары хранения. Для сбора большого количества собранной нефти осуществляется перекачка собираемой нефти в баржи и крупные плавающие резервуары для дальнейшей перегрузки на более крупное судно и транспортировки на специальные береговые объекты.

      78. В случае необходимости, утилизация пропитанного нефтью песка и прочего мусора, а также собранной нефти осуществляется на суше с уведомлением территориальных подразделений ведомств уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

15. Отчетность о ликвидации разлива нефти

      79. С момента начала операции по ликвидации разлива нефти оперативный штаб ведет документацию всех оперативных действий и наблюдений для облегчения последующего исполнения требований о возмещении затрат. Для выполнения данных работ создаются в оперативном штабе соответствующие подразделения – логистика и материально-технического снабжения, финансы, осуществляющие записи оперативных действий и наблюдений для ведения финансового учета.

      80. Записи оперативных действий и наблюдений, а также финансового учета включают:

      1) описание разлива нефти (включая фотографии и по возможности видеоматериалы);

      2) принятые решения и осуществленные меры реагирования;

      3) отчеты обо всех расходах, произведенных при операциях реагирования.

      81. Сотрудник, ведущий записи оперативных действий и наблюдений, ведет ежедневный журнал работ, содержащий подробные сведения:

      1) о ходе операции реагирования (место, время, цели);

      2) об оборудовании и других использованных средствах (место, время, цель);

      3) о нанятом персонале (место, число, время);

      4) об использованных материалах реагирования и других использованных материалах (например, тип топлива, его количество, цель использования).

      82. Руководитель работ на месте обеспечивает:

      1) сбор и хранение всех проб, взятых при ликвидации источника разлива нефти;

      2) ведение документации влияния разлива нефти на здоровье населения и персонала, окружающую среду;

      3) хранение копий всех анализов;

      4) ведение протокола заседаний штаба реагирования;

      5) подготовку документации по всем понесенным затратам.

      83.В последующем указанная документация используется для расчета возмещения затрат в целях их документального подтверждения, а также последующей оценки мер реагирования на разлив нефти.

      84. После завершения операции реагирования на разлив нефти оперативный штаб готовит отчет по согласованию с руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации при разливе нефти.

      Оперативный штаб в отчете отражает:

      1) описание аварии, вызвавшей разлив нефти, и ее развитие;

      2) описание предпринятых мер реагирования;

      3) описание и оценку помощи, предоставленной иностранными государствами;

      4) оценку всей операции реагирования;

      5) описание и анализ проблем, возникших при реагировании;

      6) рекомендации о возможных улучшениях существующих мер и, в частности, положений Национального плана;

      7) подсчет затрат, понесенных во время реагирования на разлив нефти;

      8) оценку экологического и экономического ущерба от разлива нефти.

      85. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти передает документацию всех оперативных действий и наблюдений после завершения работ по ликвидации последствий разлива:

      1) первого и второго уровней территориальным подразделениям ведомств уполномоченных органов в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды;

      2) третьего уровня уполномоченным органам в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды, в сфере гражданской защиты.

Раздел 5. Международные аспекты реагирования на разлив нефти

      86. Информация об имеющихся потенциальных источниках загрязнения Каспийского моря предоставляется прикаспийским государствам в порядке, установленном международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      87. Действия по реагированию, затрагивающие трансграничные аспекты воздействия разлива нефти, согласовываются с уполномоченным органом по внешнеполитической деятельности и осуществляются в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      88. В случаях, когда авария (разлив нефти) или меры реагирования на него могут оказать отрицательное воздействие на окружающую среду других государств, этим государствам направляется уведомление на соответствующем уровне с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в области защиты государственных секретов.

  Приложение 1
к Национальному плану
по предупреждению нефтяных
разливов и реагированию на них
в море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

Структура Национальной системы
предупреждения и ликвидации разливов нефти

Национальная система предупреждения и ликвидации разливов нефти (НС ПЛРН)

Уровень разлива нефти /привлекаемые ресурсы

Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации при аварийном разливе нефти (ЛАРН)

1

2

3

Объектовые планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море

(Для недропользователей и физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на море, связанную с риском разлива нефти)

Первый

- незначительные разливы (не превышающие 10 тонн нефти)

- ресурсы, имеющиеся на морском сооружении при производстве работ

руководитель недропользователя

Региональные планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти (для Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской областей)

Второй

- умеренные (средние) разливы (от 10 тонн нефти до 250 тонн)

- ресурсы, имеющиеся на морском сооружении, на месте производства работ, дополнительно с местных береговых служб

1. руководитель недропользователя, или

2. акимат (должностное лицо, назначенное акимом области)

Национальный план по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в море и внутренних водоемах Республики Казахстан

Третий

- крупные разливы нефти (от 250 тонн более)

- ресурсы различных организаций по ликвидации разливов нефти, включая международные

1. акимат (должностное лицо, назначенное акимом области)

2. должностное лицо, уполномоченного органа в сфере гражданской защиты назначенное Премьер-Министром РК

  Приложение 2
к Национальному плану
по предупреждению нефтяных
разливов и реагированию на них
в море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

      Форма

Региональный план по предупреждению и ликвидации
разливов нефти на море
1. Введение

      1. Общие положения

      2 . Цели и задачи

      3. Географические границы действия

      4. Законодательство и международные договоры Республики Казахстан

2. Национальная система управления ликвидацией разливов нефти

      5. Структура национальной системы управления ликвидацией разливов нефти

3. Территориальный (областной) уровень управления
по предупреждению и ликвидации разливов нефти

      6. Общие требования к Региональному плану

      7. Утверждение и внесение изменений и дополнений в Региональный план

      8. Распределение функции и обязанностей на территориальном

      (областном) уровне управления по предупреждению и ликвидации разливов

      нефти.

      9. Порядок передачи информации о разливах нефти

4. Оперативное управление

      10. Эскалация уровней управления при разливах нефти

      11. Объединенное командование

      12. Функциональные группы

      13. Объектовый уровень управления

      14. Оперативные мероприятия

      15. Оперативный план действий при разливах нефти

      16. Последовательность формирования оперативного плана и формы

      взаимодействия при его реализации

      17. Прекращение мероприятий по ликвидации разлива нефти и

      отчетность

      18. Расследование аварийных разливов нефти

5. Планирование и обеспечение готовности

      19. Оценка рисков

      20. Порядок взаимодействия или взаимопомощи с привлекаемыми

      организациями (независимо от форм собственности) для обеспечения

      готовности, своевременного реагирования и эффективной ликвидации

      разливов нефти

      21. Совместные учения и обучение

      22. Информационные данные

  Приложение 3
к Национальному плану
по предупреждению нефтяных
разливов и реагированию на них
в море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

План мероприятий по реализации Национального плана по
предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них в
море и внутренних водоемах Республики Казахстан

п/п

Мероприятие

Форма завершения

Ответственные исполнители

Сроки исполнения

Предполагаемые расходы

Источник финансирования

1

2

3

4

5

6

7

1.

Разработка и утверждение Регионального плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море

план

Акиматы Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской областей

Июнь 2015 года

Не требуется

-

2.

Разработка и утверждение объектового плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти на море

план

Недропользователи,физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на море и внутренних водоемах, связанную с риском разлива нефти

Июль 2015 года

Не требуется

-

  Приложение 4
к Национальному плану
по предупреждению нефтяных
разливов и реагированию на них
в море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

      Форма

Объектовый план по предупреждению и ликвидации
разливов нефти на море
1. Введение

      1) общие приоритеты и задачи ликвидации;

      2) область действия плана (включая краткое описание операций и рисков);

      3) географические границы действия плана;

      4) взаимодействие с другими планами;

      5) управление документацией (определение ответственного за хранение плана, ведение записи о распространении, рассмотрении и обновлении).

2. Первоначальные меры предупреждения и планирования

      1) первоначальные действия и руководство по принятию стратегических решений на начальном этапе;

      2) первоначальные требования безопасности на объекте и оценка разливов на месте;

      3) первоначальные приоритеты и цели реагирования;

      4) перечень действий на начальном этапе для ключевых сотрудников;

      5) немедленное информирование и отчетность;

      6) приведение в действие команды управления по ликвидации разливов нефти;

      7) выявление чувствительных экологических районов и социально-экономических объектов;

      8) ресурсы первого уровня и контакты;

      9) приведение в действие и развертывание ресурсов первого уровня;

      10) порядок действий по ликвидации разливов, в случае его распространения;

      11) основная информация об объекте.

3. Уведомление и отчетность

      1) требования и порядок по внутреннему уведомлению;

      2) требования и порядок по внешнему уведомлению;

      3) дополнительное уведомление, если требуется;

      4) контактные данные и формы (может быть указан в плане или вынесен отдельным документом в приложении для упрощения внесения частых обновлений).

4. Оценки

      1) оценка здоровья и безопасности на объекте;

      2) способы наблюдения за разливом (воздушное наблюдение, буи слежения и т.д.);

      3) руководство по наблюдению за разливами и их оценке;

      4) метеорологический и гидродинамический прогнозы;

      5) траектория и моделирование разливов;

      6) оценка уровня разлива и риск распространения разливов.

5. Ресурсы по ликвидации

      1) перечень ресурсов и список услуг, включая необходимое материально-техническое обеспечение, контактные данные и время развертывания (может быть указан в плане или вынесен отдельным документом в приложении для упрощения внесения частых обновлений);

      2) порядок выделения ресурсов;

      3) привлекаемые суда (требуемая спецификация судов, перечень судов на местности и т.д.);

      4) местные трудовые ресурсы;

      5) узкоспециализированные эксперты.

6. Управление по ликвидации разливов нефти

      1) организационная структура управления;

      2) функции и полномочия;

      3) процессы и процедуры управления;

      4) введение в действие управления по ликвидации разливов нефти на объекте и расположение.

7. Чувствительные территории

      1) выявление чувствительных зон;

      2) приоритет защиты;

      3) карта чувствительности (в зависимости от объема, размера и типа карт, карты размещаются в тексте плана или в приложении);

      4)операционная карта чувствительности и (или) планы действий на местности и (или) географические планы ликвидации (в зависимости от объема, размера и типа карт и планов, карты и планы размещаются в тексте плана или в приложении).

8. Стратегия ликвидации

      1) руководство по принятию стратегических решений (диаграммы, матрица возможных сценариев, руководство по принятию решений на основе анализа суммарной экологической пользы и т.д.);

      2) сводная информация о стратегиях ликвидации разливов нефти в зависимости от конкретных сценариев;

      3) необходимые ресурсы для ликвидации последствий разливов на море, прибрежной зоне моря, береговой линии и внутренних водных путях по необходимости;

      4) предварительное согласование и (или) одобрение применения методов ликвидации разливов нефти;

      5) общие тактические планы, по необходимости (размещаются в тексте плана или в приложении).

9. Управление отходами

      1) требования законодательства;

      2) порядок (включая раздельное хранение, уменьшение в объемах, вывоз и др.);

      3) руководство по разработке плана управления отходами к конкретному разливу;

      4) заблаговременно определенные места временного хранения;

      5) мероприятия по обработке и окончательному удалению отходов или другие варианты по обращению с отходами.

10. Очистка

      1) требования к охране здоровья и безопасности;

      2) порядок и разрешенные очищающие вещества;

      3) заблаговременно определенные места для проведения мероприятий по очистке;

      4) руководство по разработке плана по очистке конкретного разлива.

11. Демобилизация

      1) порядок завершающей проверки оборудования и судов, вывода персонала, возврата расходных материалов, возврата нанятого имущества и т.д.;

      2) руководство по разработке плана вывода техники и работников с объекта при конкретном разливе.

12. Завершение реагирования

      1) руководство по определению конечного уровня утилизации разливов и критерии завершения операций по ликвидации разливов нефти;

      2) определение ответственного, принимающего работы по очистке территории и подтверждающего завершение операции по ликвидации разливов нефти.

13. Отчет о проведенных мерах и операциях по
ликвидации разливов нефти

      1) ответственные лица за подготовку отчета и руководство по проведению анализа после завершения ликвидации разливов нефти.

  Приложение 5
к Национальному плану
по предупреждению нефтяных
разливов и реагированию на них
в море и внутренних водоемах
Республики Казахстан

      Форма

Передача информации об аварийном разливе нефти
на море и внутренних водоемах

Кому:

Порядковый номер передачи информации (кратность)

Часть 1. Первоначальное уведомление (Часть 1 заполняется непосредственно после обнаружения происшествия и в ней указывается начальная информация касательно происшествия. Направляется в ДЧС области незамедлительно с момента обнаружения происшествия и Департамент экологии области в течение 2 часов. ДЧС области направляет Акиму области в течении 10 минут.).

1.

От

(ФИО и организация)

2.

Дата

дд/мм/гг время (местное):

3.

Происшествие


4.

Контактные данные

Телефон:

Факс:

5.

Участок/расположение


6

Название объекта/судна


7.

Примерный объем

(указать единицы измерения)

8.

Утечка продолжается

Да / Нет

9.

Подпись


Часть 2. Подробное описание (часть 2 заполняется вспомогательной информацией по мере сбора в кратчайшие сроки после отправки уведомления по форме 1. Заполненная 1 часть должна высылаться даже при отсутствии информации для заполнения 2 части настоящего отчета)

1.

Дата

дд/мм/гг время (местное):

2.

Положение (широта и долгота)


3.

Скорость ветра

(указать единицы измерения)

4.

Направление ветра


5.

Состояние моря и видимость

(указать единицы измерения)

6.

Течение или приливы и отливы


7.

Температура морской воды

(указать единицы измерения)

8.

Температура воздуха

(указать единицы измерения)

9.

Дрейф пятна

(указать скорость и направление)

10.

Источник происшествия



Предварительная версия источника утечки


11.

Тип происшествия


12.

Внешний вид пятна


13.

Отбор проб произведен

Да/Нет

14.

Фотографии сделаны

Да/Нет

15.

Прогнозирование последствий

Указать чувствительные участки

16.

Принятые меры по аварийному реагированию


17.

Подпись