Сноска. Утратил силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 02.09.2021 № 353 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.).
В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года и пунктом 5 статьи 156 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила определения оптимальных методов ликвидации аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 14 июня 2016 года № 247 "Об утверждении Правил применения методов ликвидации аварийных разливов нефти на море и внутренних водоемах Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13970, опубликован 9 августа 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет").
3. Комитету экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;
5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие с 29 июня 2018 года и подлежит официальному опубликованию.
Министр энергетики Республики Казахстан |
К. Бозумбаев |
"СОГЛАСОВАН"
Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
______________У. Шукеев
17 мая 2018 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
_____________Ж. Касымбек
15 мая 2018 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр внутренних дел
Республики Казахстан
______________К. Касымов
4 мая 2018 года
Утверждены приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 28 апреля 2018 года № 157 |
Правила определения оптимальных методов ликвидации аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила определения оптимальных методов ликвидации аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее – Кодекс) и пунктом 5 статьи 156 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года "О недрах и недропользовании" (далее – Кодекс о недрах) и определяют порядок определения оптимальных методов ликвидации аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан.
2. Настоящие Правила распространяются на собственников объектов, несущих риск разлива нефти, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с риском разлива нефти на море, специализированные организации по ликвидации разливов нефти на море, уполномоченные органы и местные исполнительные органы, участвующие в ликвидации аварийного разлива нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан.
3. Настоящие Правила также применяются к отношениям по разрешениям, лицензиям и контрактам на недропользование, выданным и заключенным до введения в действие Кодекса о недрах в соответствии с пунктом 3 статьи 277 Кодекса о недрах.
4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) контролируемое сжигание нефтяного пятна – это один из методов ликвидации аварийных разливов нефти (далее – ЛАРН), используемый для сжигания плавающего нефтяного пятна, которое локализуется при помощи механических средств и химических собирателей;
2) объектовые планы – планы по обеспечению готовности и действий по ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне, разрабатываемые собственниками объектов, несущих риск разлива нефти, за исключением судов, на основании национального и территориальных планов соответствующих областей, а также оценки риска разливов нефти, которые согласовываются с соответствующими территориальными подразделениями уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и гражданской защиты;
3) предохранительная зона – зона суши, простирающаяся от береговой линии моря на пять километров в сторону суши, которая может быть загрязнена вследствие разлива нефти в море и внутренних водоемах или быть источником загрязнения моря;
4) объекты, несущие риск разливов нефти – морские объекты, морские порты и суда;
5) морские объекты – искусственные острова, дамбы, сооружения, установки, трубопроводы и иные объекты, используемые при проведении разведки и (или) добычи углеводородов на море;
6) анализ суммарной экологической пользы (далее – АСЭП) – процесс выбора наиболее оптимальных методов ЛАРН, оценка их воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Иные термины и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Для ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан используются следующие методы:
1) наблюдение и оценка;
2) механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов);
3) контролируемое сжигание нефтяного пятна;
4) применение химических средств;
5) защита и очистка предохранительной зоны.
6. В соответствии с пунктом 5 статьи 156 Кодекса о недрах применение оптимальных методов ЛАРН определяется и осуществляется на основании АСЭП.
7. При подготовке АСЭП и применении методов ЛАРН рекомендуются к использованию международная практика и стандарты, разработанные Международной морской организацией (IМО), Международной ассоциацией представителей нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам (IPIECA), Федерацией владельцев танкерного флота по ликвидации морских разливов нефти, химических продуктов и иных вредных веществ (ITOPF), Американским обществом по материалам и их испытаниям (ASTM), Международной организацией по стандартизации (ISO).
Глава 2. Порядок определения оптимальных методов ликвидации аварийных разливов нефти
Параграф 1. Порядок определения и выбор методов ликвидации аварийных разливов нефти на основе анализа суммарной экологической пользы
8. При определении и выборе методов ЛАРН на основе АСЭП необходимо ориентироваться на максимальную защиту здоровья людей и охрану окружающей среды.
9. АСЭП проводится заблаговременно на стадии разработки объектового плана (для морских объектов и портов) и (или) в оперативном порядке при возникновении и ликвидации аварийного разлива нефти.
10. Проведение АСЭП включает следующие этапы:
1) сбор и оценка информации:
о природной среде, животных и растениях, подверженных негативному воздействию аварийного разлива нефти, физических и химических характеристиках разлитой нефти, геоморфологических объектах в предохранительной зоне, возможном влиянии аварийного разлива нефти на чувствительные экосистемы, включенные в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и социально-экономические объекты местности (рыболовные хозяйства, рекреационные зоны, водозаборные сооружения и т.д.), в том числе о возможном вреде, наносимом животному и растительному миру и среде их обитания;
об относительной важности природной среды и допустимом промежутке времени возможного нахождения ее под воздействием нефти;
об экспериментальных данных и об имевшихся аварийных разливах нефти, а также о примененных методах ЛАРН;
о возможностях и ограничениях методов ЛАРН, указанных в приложении к настоящим Правилам, путем проведения сравнительного анализа;
2) прогнозирование вероятного воздействия аварийного разлива нефти путем разработки возможных сценариев аварийных разливов нефти на основе математического и/или компьютерного моделирования распространения и движения нефтяного пятна в зависимости от погодных и климатических условий и определение методов их ликвидации.
Воздействие аварийного разлива нефти прогнозируется на:
птиц и тюленей – масштабы и устойчивость нефтяного пятна;
рыбное хозяйство и морская флора и фауна – концентрация нефти и длительность воздействия;
пляжи для отдыха, зоны биологической продуктивности, водозаборные сооружения – масштаб аварийного разлива нефти, тип предохранительной зоны, толщина нефтяной пленки;
3) оценка возможностей и ограничений методов ЛАРН в зависимости от экологических и социальных последствий:
поиск компромиссных решений при выборе приоритетов защиты окружающей среды и ликвидации нефтяного пятна;
поиск компромиссных решений при выборе методов ЛАРН;
4) выбор оптимального метода ЛАРН или их комбинаций в зависимости от сценария аварийного разлива нефти.
11. На стадии разработки объектового плана оптимальные методы ЛАРН на основе АСЭП предоставляются на согласование в территориальные подразделения уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования животного мира, использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.
Согласованные оптимальные методы ЛАРН на основе АСЭП включаются в объектовый план.
12. В случаях неэффективности и (или) невозможности применения оптимальных методов ЛАРН на основе АСЭП включенных в объектовый план в реальных условиях аварийного разлива нефти, оптимальные методы ЛАРН пересматриваются в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и предоставляются на согласование в государственные органы, указанные в пункте 11 настоящих Правил.
Выбор оптимальных методов ЛАРН осуществляется в течение часа с момента получения согласования государственных органов, указанных в пункте 11 настоящих Правил.
13. В случаях аварийного разлива нефти с судов, а также разлива нефти неизвестного происхождения, оптимальные методы ЛАРН определяются в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и предоставляются на согласование в государственные органы, указанные в пункте 11 настоящих Правил:
при разливе нефти с судов, плавающих под флагом иностранного государства, специализированной организацией по ликвидации разливов нефти на море, привлекаемой судовладельцем;
при разливе нефти с судов, плавающих под Государственным флагом Республики Казахстан, специализированной организацией по ликвидации разливов нефти на море, привлекаемой местным исполнительным органом;
при разливах нефти неизвестного происхождения специализированной организацией по ликвидации разливов нефти на море, определяемой местным исполнительным органом соответствующей области.
Выбор оптимальных методов ЛАРН осуществляется в течение часа с момента получения согласования государственных органов, указанных в пункте 11 настоящих Правил.
Параграф 2. Наблюдение и оценка
14. Наблюдение и оценка устанавливаются в следующих случаях:
1) если природно-климатические условия не позволяют применить другие методы ЛАРН;
2) если другие методы ЛАРН принесут больше вреда, чем естественная природная очистка и восстановление;
3) при применении других методов ЛАРН с целью оценки их эффективности и корректировки.
15. Наблюдение и оценка осуществляются посредством:
1) визуального наблюдения, осуществляемого с прибрежной зоны, с водной поверхности, с воздуха;
2) дистанционного наблюдения, осуществляемого при помощи телеметрических приборов, космических спутников.
16. Данные наблюдения и оценки сопровождаются инструментальным мониторингом.
17. Результаты наблюдения и оценки, а также данные, полученные в ходе инструментального мониторинга, подтверждаются в письменной, электронной, аудиовизуальной или иной форме.
Параграф 3. Механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов)
18. Механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды осуществляются с использованием ресурсов соответствующих минимальным нормативам и требованиям к ресурсам, необходимыми для ликвидации разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне, устанавливаемыми уполномоченным органом в области углеводородов в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Кодекса о недрах.
19. При ликвидации аварийных разливов нефти обеспечиваются максимально возможные места для хранения собранной нефти. Слив собранной воды с судов, образовавшейся в результате механического сбора нефти, согласовывается с территориальным подразделением уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в соответствии с Правилом 4 приложения 1 МАРПОЛ 73/78.
Параграф 4. Контролируемое сжигание нефтяного пятна
20. Контролируемое сжигание нефтяного пятна осуществляется:
1) на воде, исключая камышовую зону;
2) на снегу или в ледовых условиях.
21. Контролируемое сжигание нефтяного пятна осуществляется при толщине нефтяного пятна не менее 3 миллиметров и отдаленности от населенного пункта не менее 5 километров, от камышовой зоны не менее 2 километров.
22. Безопасное расстояние устанавливается в целях обеспечения охраны и здоровья и безопасности населения при проведении работ по контролируемому сжиганию нефтяного пятна вследствие образования дымового шлейфа.
23. Перед началом проведения контролируемого сжигания нефтяного пятна собираются и разрабатываются:
1) план обеспечения безопасности на месте проведения контролируемого сжигания нефтяного пятна с подробным описанием принимаемых мер по оценке и управлению рисками, персоналом по реагированию, включая обеспечение средствами индивидуальной защиты и ресурсами для немедленного прекращения горения при малейшей угрозе выхода процесса сжигания нефтяного пятна из-под контроля;
2) предложения о безопасном расстоянии проведения работ по контролируемому сжиганию нефтяного пятна в целях обеспечения охраны здоровья и безопасности населения;
3) подробная информация о разливе нефти, в том числе местоположение планируемого контролируемого сжигания нефтяного пятна, тип нефти (указывается предполагаемая степень эмульгирования) и оценочные данные по объемам нефти: разлитого количества, ликвидированного при помощи контролируемого сжигания нефтяного пятна;
4) прогноз погодных условий при планируемом контролируемом сжигании нефтяного пятна, включая осадки, скорость ветра, температуру воздуха, состояние моря и внутренних водоемов;
5) процент ледяного покрова, состояние моря и внутренних водоемов;
6) предлагаемая система поджога;
7) предлагаемое к использованию специализированное оборудование;
8) предлагаемые дополнительные материалы и средства для обеспечения контролируемого сжигания нефтяного пятна, включая суда и транспортные средства;
9) информация о наличии населенных пунктов в радиусе 16 километров или аэропортов в радиусе 32 километров;
10) предлагаемый способ сбора, хранения и утилизации несгоревшего остатка;
11) информация о наличии мест обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных в радиусе 5 километров;
12) варианты проведения пробного сжигания для проверки и подтверждения направления движения дымового шлейфа в воздухе и его рассеивания до проведения контролируемого сжигания нефтяного пятна, если возможно провести пробное сжигание.
24. Соответствующее оборудование подбирается в зависимости от способа локализации и поджога нефтяного пятна.
Параграф 5. Применение химических средств
25. В настоящих Правилах рассматриваются химические средства – диспергенты, сорбенты.
26. Диспергенты применяются с целью ускорения естественных процессов биодеградации нефти в толще воды и снижения концентрации нефтепродуктов в районе разлива, восстановления массо- и энергообмена морской среды с атмосферой, снижения пожароопасности разлива, предотвращения возможности замазучивания береговой полосы, перьевого покрова морских птиц и кожного покрова животных.
27. При проведении АСЭП учитывается потенциальный риск применения диспергентов, связанный с повышенным уровнем токсикологического воздействия диспергированной нефти в толще воды по сравнению с уровнем, образуемым при естественном диспергировании. Степень вредного воздействия диспергированной нефти на морские организмы зависит от условий воздействия (глубина воды, концентрация диспергированной нефти, длительность воздействия, процент диспергирования и растворения), а также свойственной для некоторых организмов чувствительности к диспергированной нефти.
28. К применению допускаются диспергенты, предусмотренные в перечне диспергентов для ликвидации аварийных разливов нефти в море и внутренних водоемах Республики Казахстан, утверждаемым уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с подпунктом 24-2) статьи 17 Кодекса.
29. При применении диспергентов необходимо руководствоваться паспортом безопасности химической продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О безопасности химической продукции".
30. При применении диспергентов не используется открытый огонь.
31. При обработке тонких пленок разлитой нефти (0,01-0,001 миллиметров) применяются растворы диспергентов в воде, которые пожаробезопасны.
32. Применение диспергентов осуществляется на воде и под водой.
33. Применение диспергентов допускается при:
1) глубине воды более 10 метров;
2) расстоянии от берега более 1 километра;
3) отсутствии участков чувствительных экосистем, включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, и социально-экономических объектов на расстоянии 1 километра.
34. Обработка диспергентом прекращается при исчезновении на поверхности воды черной пленки нефти и/или когда инструментальный мониторинг показывает, что обработка не оказывает влияния на концентрацию нефти в воде.
35. Соответствующее оборудование подбирается в зависимости от способа распыления диспергентов.
36. Сорбенты (опилки, торф, цеолит и другие вещества натурального происхождения) применяются на глубине менее 10 метров и участках чувствительных экосистем, включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, используются с целью поглощения нефти, ее связывания и аккумуляции.
37. После использования сорбентов в течении суток осуществляется дальнейший их сбор механическими средствами и утилизация на берегу.
Параграф 6. Защита и очистка предохранительной зоны
38. Способы защиты и очистки предохранительной зоны определяются на основании оценки нефтяного загрязнения предохранительной зоны.
39. К способам защиты и очистки предохранительной зоны относятся: уборка мусора, сорбенты, локализация и сбор боновыми загряждениями, рытье траншей, ручной сбор осевшей нефти, мойка, промывка, применение химических средств очистки, просеивание, боронование, вспашка и иные способы.
40. При оседании нефти на береговой линии, характер взаимодействия нефти и береговой линии зависит от характеристик нефти и от типа береговой линии – галька, камень, песчаные пляжи, камыши, болотистая местность.
Приложение к Правилам определения оптимальных методов ликвидации аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан |
Возможности и ограничения методов ликвидации аварийных разливов нефти
№ | Метод | Возможности | Ограничения |
1 | Наблюдение и оценка |
не применяются методы интрузивного удаления или очистки, которые могут нанести дополнительный ущерб окружающей среде; |
не всегда нефть возможно удалить; |
2 | Механическое сдерживание и сбор нефти с поверхности воды (включая отклонение нефтяного пятна от чувствительных ресурсов) |
данный метод является предпочтительным; |
данный процесс очень медленный и не продуктивный; |
3 | Контролируемое сжигание нефтяного пятна |
нет необходимости в организации хранения и утилизации собранной нефти; |
образуется черный дым; |
4.1. | Применение химических средств диспергенты |
требует меньше персонала и оборудования по сравнению с другими методами ЛАРН; |
может быть неэффективен при нефти с высокой вязкостью; |
4.2. | Применение химических средств сорбенты |
присутствуют в избытке в природе или широко доступны, как побочные продукты промышленных процессов; |
данный процесс очень медленный и не продуктивный; |
5 | Защита и очистка предохранительной зоны |
удаляет нефть; |
возможно нанесение дополнительного ущерба |