В соответствии с подпунктом 41–20) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах", ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).1. Утвердить прилагаемые Правила сертификации и выдачи сертификата типа.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и информационно-правовую систему "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности | |
Министра по инвестициям и | |
развитию Республики Казахстан | А. Рау |
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Досаев Е.А. _______________
3 декабря 2015 года
Утверждены приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 октября 2015 года № 994 |
Правила сертификации и выдачи сертификата типа
Сноска. Правила в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 31.07.2019 № 600 (вводится в действие с 01.08.2019).
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила сертификации и выдачи сертификата типа (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-20) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон) и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" (далее – Закон о государственных услугах) и определяют порядок сертификации и выдачи сертификата типа и оказания государственной услуги "Выдача сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта".
Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).2. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
1) разработчик – физическое или юридическое лицо, ответственное за конструкцию типа;
2) заводские испытания – доведение образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса;
3) государственные испытания – демонстрация соответствия образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта нормам летной годности;
4) модификация – изменение типовой конструкции воздушного судна, двигателя и воздушного винта;
5) исполнитель (изготовитель) – организация, ответственная за окончательную сборку воздушного судна, двигателя и воздушного винта;
6) заявка – обращение заявителя в уполномоченную организацию для получения сертификата типа на образец гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта;
7) эксплуатант – физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
8) эксплуатационная документация – документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию воздушного судна, двигателя и воздушного винта, включая техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации;
9) эксплуатационные испытания – испытания образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта в процессе его эксплуатации на земле и в воздухе в различных климатических (физических) условиях;
10) уполномоченная организация – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, осуществляющее деятельность, направленную на обеспечение устойчивого развития отрасли гражданской авиации Республики Казахстан, безопасности полетов и авиационной безопасности;
11) мелкий ремонт – любой ремонт, не являющийся крупным;
12) мелкая модификация – любая модификация, не являющаяся крупной;
13) конструкция типа – это набор данных и информации, необходимых для определения типа воздушного судна, двигателя и воздушного винта в целях установления летной годности;
14) сертификат типа – документ, выданный уполномоченной организацией, международной организацией в сфере гражданской авиации, осуществляющей сертификацию воздушных судов, двигателей и воздушного винта или иностранным государством для определения конструкции типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта и подтверждающий соответствие конструкции нормам летной годности;
15) держатель сертификата типа – разработчик, получивший от уполномоченной организации сертификат типа на образец воздушного судна, двигателя и воздушного винта;
16) крупный ремонт – ремонт воздушного судна, двигателя и воздушного винта, который может существенно повлиять на прочность конструкции, летные характеристики, работу двигателя, эксплуатационные характеристики и другие качества, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой;
17) крупная модификация – применительно к воздушному судну, двигателю и воздушному винту, на которое выдан сертификат типа, это изменение типовой конструкции, которое может оказать существенное или иное, отличное от незначительного, влияние на ограничения массы и центровки, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики, надежность, эксплуатационные характеристики или на другие качества изделия, влияющие на летную годность или характеристики, связанные с окружающей средой.
Сноска. Пункт 2 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).3. За сертификацию типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта взимается плата в порядке, определенным приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 24 марта 2023 года № 177 "Об утверждении Правил взимания платежей в сфере гражданской авиации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 32120) (далее – Правила взимания платежей в сфере гражданской авиации).
Размер платы определен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 17 марта 2023 года № 167 "Об утверждении перечня платных услуг уполномоченной организации в сфере гражданской авиации и ставок платежей в сфере гражданской авиации (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 32089) (далее – Перечень платных услуг уполномоченной организации в сфере гражданской авиации и ставок платежей в сфере гражданской авиации).";
Сертификация типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта осуществляется после поступления платы в бюджет уполномоченной организации.
Сноска. Пункт 3 - в редакции приказа Министра транспорта РК от 17.01.2024 № 30 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. В процессе серийного производства держатель Сертификата типа организовывает хранение комплектов рабочей конструкторской документации и обеспечивает авторский контроль серийного производства, сохранения стабильности свойств материалов, технологических процессов, постоянства характеристик деталей и узлов для серийно изготавливаемых экземпляров сертифицированного образца.
5. До начала проведения заводских испытаний образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта разработчик и изготовитель оформляют формуляр, паспорт на соответствие данного экземпляра рабочей конструкторской документации. Государственные испытания гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта начинаются только при наличии указанных документов.
Сноска. Пункт 5 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).6. Заводские испытания образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта проводятся по готовности экземпляра воздушного судна, двигателя и воздушного винта его компонентов и систем к проведению испытаний.
Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).7. Разработчик направляет в уполномоченную организацию информацию, отчеты о метрологическом обеспечении и техническую документацию о готовности образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта к проведению заводских испытаний.
Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).8. Заводские испытания проводятся в целях:
1) доведения конструкции образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия нормам летной годности в ожидаемых условиях эксплуатации;
2) установления типовой конструкции особо ответственных функциональных систем гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта (планер, шасси, система управления, аэродинамические характеристики, тормозная, гидравлическая, электрическая и другие системы), влияющих на летную годность;
3) установления возможности предъявления гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта для проведения государственных испытаний.
Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).9. Программа заводских испытаний, включая лабораторные, стендовые, наземные, летные и специальные испытания, разрабатываются и утверждаются разработчиком в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента ее регистрации.
10. Если установлено, что при выявленных несоответствиях и недостатках образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта дальнейшее проведение заводских испытаний связано с риском, уполномоченная организация принимает решение о приостановке испытаний. Заводские испытания возобновляются после устранения разработчиком выявленных несоответствий и представления подтверждающих документов.
Сноска. Пункт 10 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).11. Государственные испытания образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта проводятся в соответствии с планом, утвержденным разработчиком с участием уполномоченной организации. О сроках проведения государственных испытаний разработчик оповещает уполномоченную организацию за 5 (пять) календарных дней до начала испытаний. По результатам государственных испытаний уполномоченной организацией и разработчиком готовится в произвольной форме совместное заключение.
Эксплуатационные испытания образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта проводятся разработчиком в различных климатических (физических) условиях в соответствии с графиком, разработанным и утвержденным разработчиком.
Сноска. Пункт 11 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).12. По завершению заводских, государственных и эксплуатационных испытаний разработчик направляет в уполномоченную организацию следующие документы:
1) таблицу соответствия образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта нормам летной годности, скорректированную по результатам заводских и эксплуатационных испытаний, утвержденных разработчиком;
2) комплект эксплуатационной документации, уточненный по результатам заводских, государственных и эксплуатационных испытаний;
3) уведомление о том, что контрольный и текущие комплекты рабочей конструкторской документации образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта (указываются номера комплектов) откорректированы по результатам заводских и эксплуатационных испытаний, отражают типовую конструкцию образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта, пригодны для серийного производства образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта данного типа, утверждены и хранятся у разработчика и изготовителя.
Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).13. Эксплуатант вводит какие-либо изменения в конструкцию и эксплуатационную документацию только по согласованию этих изменений с держателем Сертификата типа.
14. На гражданские воздушные суда, двигатели и воздушные винты распространяются требования к охране окружающей среды, установленные Приложением 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 года) (далее – Конвенция).
Сноска. Пункт 14 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).15. Требования к охране окружающей среды включаются в сертификационные нормы гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта в качестве самостоятельных разделов.
Сноска. Пункт 15 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).16. Соответствие образца гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта требованиям к охране окружающей среды удостоверяется Сертификатом типа воздушного судна по шуму на местности. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации признает сертификаты по эмиссии двигателей, выданные государством разработчика, а также сертификаты по эмиссии, выданные уполномоченной сертифицирующей организацией другого государства при условии, что требования, в соответствии с которыми производилась сертификация, являются не менее строгими, чем положения, содержащиеся в томе 2 Приложения 16 к Конвенции.
Сноска. Пункт 16 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Порядок сертификации и выдачи сертификата типа
Параграф 1. Проведение сертификации
17. Гражданское воздушное судно, двигатель и воздушный винт новой конструкции (нового типа), предназначенные для серийного производства, подлежат сертификации уполномоченной организацией на соответствие их действующим в Республике Казахстан нормам летной годности и имеют выданные уполномоченной организацией сертификат типа после прохождения ими заводских, государственных и эксплуатационных испытаний.
Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18. Сертификационные работы и выдача сертификата типа проводятся в соответствии с требованиями документа ИКАО "Руководство по летной годности" (Doc. 9760).
Для получения сертификата типа разработчик направляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации (далее – уполномоченная организация) через веб-портал "электронного правительства" www.egov.kz (далее – портал) заявление согласно приложению 1 к настоящим Правилам и пакет документов по перечню, предусмотренному пунктом 8 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги "Выдача сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта" (далее – Перечень основных требований к оказанию государственной услуги по выдаче сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта) согласно приложению 1-1 к настоящим Правилам.
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, форму, содержание и результат оказания, а также иные сведения с учетом особенностей предоставления государственной услуги приведен в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги по выдаче сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта.
При обращении через портал, разработчику в "личный кабинет" направляется статус о принятии запроса для оказания государственной услуги с указанием даты получения результата оказания государственной услуги.
При обращении разработчика после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, регистрация заявления по оказанию государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем.
Сведения о документах, удостоверяющих личность, о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о государственной регистрации гражданского воздушного судна, сертификата эксплуатанта, свидетельства на право выполнения авиационных работ, свидетельства на право выполнения полетов уполномоченная организация получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".
Истребование от разработчика документов, получаемых из информационных систем, не допускается.
Сноска. Пункт 18 - в редакции приказа Министра транспорта РК от 17.01.2024 № 30 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-1. Уполномоченная организация в день поступления документов осуществляет их прием и регистрацию.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-1 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-2. Срок рассмотрения документов и выдача результата оказания государственной услуги составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-2 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-3. В случаях представления разработчиком на портал неполного пакета документов, предусмотренных в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги по выдаче сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта и (или) документов с истекшим сроком действия уполномоченная организация отказывает в приеме заявления.
При предоставлении разработчиком полного пакета документов, предусмотренных в Перечне основных требований к оказанию государственной услуги по выдаче сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта, уполномоченная организация проверяет соответствие разработчика и представленных материалов, данных и сведения, необходимых для оказания государственной услуги и осуществляет сертификационное обследование в соответствии с параграфом 3 главы 2 настоящих Правил.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-3 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 2. Признание сертификата типа, выданных иностранным государством
19. Сертификат типа, выданный иностранным государством, международной организацией в сфере гражданской авиации, осуществляющей сертификацию воздушных судов, двигателей и воздушного винта признается уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации при условии, что требования в соответствии с которыми выдан сертификат типа, соответствует стандартам Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО) и нормам летной годности, установленным в Республике Казахстан.
Сноска. Пункт 19 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Параграф 3. Сертификационное обследование и выдача (отказ в выдаче) сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта
Сноска. Заголовок параграфа 3 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
20. Сертификационное обследование осуществляется с использованием инструктивного материала, разработанного уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации для авиационных инспекторов.
21. При проведении сертификационного обследования проверяются:
1) типовая конструкция воздушного судна, двигателя и воздушного винта
2) оборудование, установочные узлы и т.д.;
3) летно-техническая характеристика;
4) документацию летных испытании;
5) эксплуатационные ограничения;
6) чертежи и спецификации конфигурации изделия и оборудования.
Сноска. Пункт 21 с изменениями, внесенными приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).22. Обследование производится с целью определения соответствия конструкции требованиям Нормы летной годности гражданских воздушных судов Республики Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 367 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12038, опубликован 8 октября 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").
23. В срок не менее чем за 2 (два) рабочих дня до начала проведения сертификационного обследования, разработчику направляется уведомление в произвольной форме, содержащее информацию о дате начала, возможных изменениях и дополнениях к процедуре сертификации, а также перечне нормативных правовых актов Республики Казахстан и документов международных организаций, в соответствии с которыми будет осуществляться сертификационное обследование, через портал в "личный кабинет" разработчика.
Сноска. Пункт 23 - в редакции приказа и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.08.2021 № 446 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня их первого официального опубликования).24. По результатам сертификационного обследования подписывается акт о соответствии (несоответствии) образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта нормам летной годности (далее – акт) по форме, согласно приложению 1-2 к настоящим Правилам в двух экземплярах с указанием фактического состояния образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта, выводов, рекомендаций и заключения о возможности (невозможности) выдачи сертификата типа, один экземпляр акта направляется разработчику через канцелярию уполномоченной организации или портал в "личный кабинет" разработчика.
Уполномоченная организация на основании положительных результатов заводских, государственных и эксплуатационных испытаний, устанавливающих соответствие типовой конструкции образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта нормам летной годности и заключения о возможности выдачи сертификата типа, оформляет сертификат типа согласно приложению 2 к настоящим Правилам с приложением карты данных по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам либо на основании заключения о невозможности выдачи сертификата типа оформляет мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги по основаниям, указанным в пункте 8 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги по выдаче сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта.
Сертификат типа выдается на неограниченный срок.
При выявлении оснований для отказа в оказании государственной услуги уполномоченная организация уведомляет заявителя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги, а также времени, дате и месте (способе) проведения заслушивания для возможности выразить заявителю позицию по предварительному решению.
Уведомление о заслушивании направляется не менее чем за 3 (три) рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги согласно статьи 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК). Заслушивание проводится не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня уведомления.
По итогам заслушивания формируется результат оказания государственной услуги, либо мотивированный отказ в оказании государственной услуги.
Результат государственной услуги направляется через канцелярию уполномоченной организации либо на портал в "личный кабинет" разработчика в форме электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного лица уполномоченной организации.
Сноска. Пункт 24 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).25. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Заголовок параграфа 4 исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
26. В случае выявления несоответствие сертификационным требованиям, не препятствующее осуществлению деятельности при условии его устранения, разработчик в срок 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня подписания акта представляет план корректирующих действий по их устранению по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
На основе мер, предложенных разработчиком по устранению выявленных несоответствий, в течение 2 (двух) рабочих дней утверждается план корректирующих действий либо возвращается на доработку с обоснованием ее причин.
Срок, указанный в плане корректирующих действий, продлевается уполномоченной организацией при условии предоставления разработчиком обоснования о необходимости его изменения.
Сноска. Пункт 26 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).27. Уполномоченная организация контролирует представление разработчиком плана корректирующих действий и (или) выполнение корректирующих действий в установленные планом сроки.
Если разработчик не представляет приемлемый план корректирующих действий в сроки, указанные в пункте 26 настоящих Правил или не выполняет корректирующие действия в установленные планом сроки уполномоченная организация отказывает в выдаче сертификата типа.
После устранения выявленных несоответствий, разработчик представляет для проверки уполномоченной организации справку в произвольной форме о выполнении корректирующих действий в установленные планом сроки с приложением подтверждающей документации.
По результатам положительного либо отрицательного заключения проверки оформляется результат оказании государственной услуги в соответствии с частью второй пункта 24 настоящих Правил и направляется разработчику способом указанным в части четвертой пункта 24 настоящих Правил.
Сноска. Пункт 27 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).28. При снятии с эксплуатации образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта решением уполномоченной организации в сфере гражданской авиации Сертификат типа на данный образец аннулируется.
Сноска. Пункт 28 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).29. При изменении утвержденной конструкции типа (типовой конструкции) гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта или их эксплуатационно-технической документации, влияющего на летную годность, этот тип воздушного судна, двигателя и воздушного винта подлежат дополнительной сертификации уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации для получения дополнения к сертификату типа.
Сноска. Пункт 29 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30. Для выдачи дополнительного сертификата типа (ДСТ) на главные изменения в типовой конструкции воздушного судна, двигателя и воздушного винта для разработчиков модификаций ВС, не являющихся первоначальным его разработчиком, необходимым условием выдачи (или признания) ДСТ является наличие соглашения между разработчиком воздушного судна и разработчиком на ДСТ о разделении ответственности за авторское сопровождение.
Сноска. Пункт 30 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30–1. Изменения конструкции типа, охватываемые выпуском сервисного бюллетеня или эквивалентного документа, выпущенного держателем сертификата типа, считаются признанными уполномоченной организацией при условии, что:
1) изменение конструкции типа утверждается государством-разработчика в соответствии с применимыми стандартами сертификации типа, указанными в решении о признании сертификата типа для воздушного судна, двигателя и воздушного винта;
2) имеются технические доказательства совместимости с существующей конструкцией типа и ремонтным состоянием воздушного судна, двигателя и воздушного винта;
3) инструкция по поддержанию летной годности для изменений конструкции типа и ремонта доступна и включена в соответствующую программу технического обслуживания.
Сноска. Правила дополнены пунктом 30-1 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30–2. При внесении воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан, все ранее выполненные изменения конструкции типа воздушного судна, двигателя и воздушного винта считаются признанными путем выдачи сертификата летной годности, согласно требованиям приказа исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 198 "Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна Республики Казахстан" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12073) для данного воздушного судна при условии, что:
1) изменение конструкции типа регистрируется в системе учета по поддержанию летной годности воздушного судна на момент первоначальной выдачи сертификата летной годности;
2) имеются подтверждение того, что изменение конструкции типа соответствует применимым нормам летной годности;
3) экспортный сертификат летной годности охватывает все такие изменения конструкции типа, установленные на воздушном судне, двигателе и воздушном винте.
Сноска. Правила дополнены пунктом 30-2 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).30–3. Уполномоченная организация признает крупную модификацию или крупный ремонт, произведенный иностранной организацией в сфере гражданской авиации при условии, что модификация или ремонт:
1) утвержден(а) государством-разработчика, который выдал сертификат типа и указан в решении о признании сертификата типа, на основании которого был выдан сертификат летной годности воздушного судна;
2) утвержден(а) государством-разработчика, которое не является государством выдачи Сертификата типа, указанного в решении о признании сертификата типа, на основании которого был выдан сертификат летной годности воздушного судна, и было объявлено, что оно соответствует применимым стандартам сертификации типа, указанным в решении о признании сертификата типа воздушного судна, двигателя и воздушного винта, соответствующим образом сертифицировано организацией или физическим лицом;
3) утвержден(а) государством-разработчиком в соответствии с двусторонним соглашением, которым выдан сертификат типа, указанный в решении о признании сертификата типа, на основании которого был выдан сертификат летной годности воздушного судна.
Сноска. Правила дополнены пунктом 30-3 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).31. Уполномоченная организация обеспечивает внесение данных в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг о стадии оказания государственной услуги "Выдача сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта" в соответствии с приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 452 "Об утверждении Правил внесения данных в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг о стадии оказания государственной услуги" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8555).
Уполномоченный орган в течение трех календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа, направляет информацию о внесенных изменениях и (или) дополнениях в настоящие Правила, определяющие порядок оказания государственной услуги, оператору информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", услугодателю и в Единый контакт-центр.
Сноска. Пункт 31 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).31-1. Рассмотрение жалобы на административное действие (бездействие) сотрудников уполномоченной организации, связанное с принятием административного акта в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг.
Жалоба разработчика в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о государственных услугах подлежит рассмотрению:
уполномоченной организацией – в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня ее регистрации;
уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг – в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня ее регистрации.
Жалоба подается в уполномоченную организацию и (или) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации и (или) должностному лицу, чье решение, действие (бездействие) обжалуются.
Уполномоченная организация, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.
При этом уполномоченная организация, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, должностное лицо, чье решение, действие (бездействие) обжалуются, не направляют жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если в течение 3 (трех) рабочих дней принято решение либо иное административное действие, полностью удовлетворяющие требованиям, указанным в жалобе.
Сноска. Правила дополнены пунктом 31-1 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 01.04.2022 № 175 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).31-2. Срок рассмотрения жалобы уполномоченной организацией, уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, уполномоченным органом по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона о государственных услугах продлевается не более чем на 10 (десять) рабочих дней в случаях необходимости:
1) проведения дополнительного изучения или проверки по жалобе либо проверки с выездом на место;
2) получения дополнительной информации.
В случае продления срока рассмотрения жалобы должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента продления срока рассмотрения жалобы сообщает в письменном виде (при подаче жалобы на бумажном носителе) или электронной форме (при подаче жалобы в электронном форме) разработчику, подавшему жалобу, о продлении срока рассмотрения жалобы с указанием причин продления.
Если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке согласно пункту 5 статьи 91 АППК РК.
Сноска. Правила дополнены пунктом 31-2 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 01.04.2022 № 175 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).32. Исключен приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 01.04.2022 № 175 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Параграф 5. Приостановление действия сертификата типа
33. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации приостанавливает действие Сертификата типа в случае выявления недостатков, угрожающих безопасности полетов до устранения таких недостатков.
34. В случае приостановления действия Сертификата типа уполномоченная организация в сфере гражданской авиации незамедлительно информирует о принятом решении разработчика и эксплуатантов, эксплуатирующих данный тип воздушного судна, двигателя и воздушного винта, а также службу аэронавигационной информации.
Сноска. Пункт 34 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).35. Возобновление действия Сертификата типа осуществляется уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации только после устранения разработчиком выявленных недостатков и проведения заводских, государственных и эксплуатационных испытаний, подтверждающих соответствие образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта требованиям норм летной годности.
Сноска. Пункт 35 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Приложение 1 к Правилам сертификации и выдачи сертификата типа |
|
Форма |
Заявление
Сноска. Приложение 1 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Прошу провести сертификацию и выдать сертификат типа
Тип ________________________________________________________________
Назначение __________________________________________________________
Дата изготовления ____________________________________________________
Наименование изготовителя____________________________________________
2. Сведения о заявителе (юридическое лицо/ физическое лицо):
БИН/ИИН___________________________________________________________
Адрес _______________________________________________________________
Телефон: __________________________ Факс: ____________________________
Адрес электронной почты (при ее наличии) _______________________________
Если разработчик воздушного судна, двигателя и воздушного винта - физическое лицо:
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) ________________________________
Если разработчик воздушного судна, двигателя и воздушного винта - юридическое лицо:
Полное наименование организации ______________________________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя ____________________
Фамилия, имя, отчество (при его наличии), телефон сотрудника, ответственного
за обеспечение взаимодействия _________________________________________
3. Место базирования образца ВС, двигателя и воздушного винта ____________
4. Масса, кг ___________________. Центровка, % CAX_____________________
Приложение 1-1 к Правилам сертификации и выдачи сертификата типа |
Перечень основных требований к оказанию государственной услуги
"Выдача сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта"
Сноска. Правила дополнены приложением 1-1 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными приказами Министра транспорта РК от 17.01.2024 № 30 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1 | Наименование услугодателя | Акционерное общество "Авиационная администрация Казахстана" |
2 | Способы предоставления государственной услуги | Веб-портал "электронного правительства" |
3 | Срок оказания государственной услуги | 15 (пятнадцать) рабочих дней. |
4. | Форма оказания государственной услуги | Электронная (частично автоматизированная). |
5 | Результат оказания государственной услуги |
Выдача сертификата типа либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги. |
6. | Размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан | Выдача сертификата типа гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта – платно, в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", Перечнем платных услуг уполномоченной организации в сфере гражданской авиации и ставок платежей в сфере гражданской авиации и Правил взимания платежей в сфере гражданской авиации. |
7 | График работы услугодателя, и объектов информации |
1) портал – круглосуточно, за исключением технических перерывов в связи с проведением ремонтных работ (при обращении услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется следующим рабочим днем); |
8. | Перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги |
заявление и электронные копии документов в соответствии с перечнем документов, указанных ниже: |
9 | Основания для отказа в оказании государственной услуги, установленные законами Республики Казахстан |
1) установление недостоверности документов, представленных услугополучателем для получения государственной услуги, и (или) данных (сведений), содержащихся в них; |
10. | Иные требования с учетом особенностей оказания государственной услуги, в том числе оказываемой в электронной форме |
Адреса мест оказания государственной услуги размещены на интернет-ресурсах: |
Приложение 1-2 к Правилам сертификации и выдачи сертификата типа |
|
Форма |
Акт о соответствии (несоответствии) образца
воздушного судна, двигателя, воздушного винта нормам летной годности
Сноска. Правила дополнены приложением 1-2 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 15.04.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с приказом ____________________________________________
(наименование уполномоченной организации)
"___" ________ 20 __ года № ____ комиссией в составе:
Председатель: _______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
Члены комиссии:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
По результатам экспертизы эксплуатационной документации и оценки летной
годности образца воздушного судна, двигателя и воздушного винта
____________________________________________________________________
Текст заключения: ____________________________________________________
Председатель: _______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
Члены комиссии:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
____________________________________________________________________
С актом ознакомлен:
Руководитель организации
___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность)
Приложение 2 к Правилам сертификации и выдачи сертификата типа |
|
Форма |
Символ
Наименование уполномоченной организации
Адрес уполномоченной организации
__________________________________________________________
(наименование уполномоченной организации в сфере гражданской авиации)
Сертификат типа
№ _______
Настоящий сертификат выдан __________________________________________
(наименование организации/юридического лица)
Удостоверяется, что типовая конструкция _____________________________________
(наименование образца авиационной техники)
соответствует нормам летной годности гражданских воздушных судов.
Основные эксплуатационные ограничения и характеристики типа
содержатся в карте данных, которая является неотъемлемой частью настоящего
сертификата.
место печати Должностное лицо уполномоченной организации
в сфере гражданской авиации
________________________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
Дата выдачи: "___" _________ 20__ г.
Приложение 3 к Правилам сертификации и выдачи сертификата типа |
|
Форма |
Карта данных Общие сведения
Сноска. Приложение 3 - в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 17.03.2023 № 169 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Тип воздушного судна, двигателя и воздушного винта ____________________
2. Модель воздушного судна, двигателя и воздушного винта _________________
3. Изготовитель _______________________________________________________
4. Место изготовления _________________________________________________
5. Особенности изготовления ___________________________________________
6. Минимальный состав экипажа ________________________________________
7. Максимальное число пассажиров ______________________________________
8. Максимальное количество багажа _____________________________________
9. Максимальное количество груза ______________________________________
Геометрические данные
1. Размах крыла, м ____________________________________________________
2. Площадь крыла, кв. м _______________________________________________
3. САХ, м ___________________________________________________________
4. Сужение крыла ____________________________________________________
5. Угол установки крыла, град. _________________________________________
6. Угол поперечного V крыла, град. _____________________________________
7. Тип профиля крыла и относительная толщина, % _______________________
8. Площадь элеронов, кв. м ______ размах элеронов, м ____________________
9. Площадь закрылков, кв. м _______ размах закрылков, м _________________
10. Размах горизонтального оперения, м ________________________________
11. Площадь горизонтального оперения, кв. м ___________________________
12. Плечо горизонтального оперения, м _________________________________
13. Угол установки стабилизатора, град. ________________________________
14. Площадь руля высоты, кв. м _______________________________________
15. Угол отклонения руля высоты, град.: вверх _______ вниз _______________
16. Площадь вертикального оперения, кв. м _____________________________
17. Плечо вертикального оперения, м ___________________________________
18. Площадь руля направления, кв. м ___________________________________
19. Углы отклонения руля направления, град.: влево ______ вправо _________
20. Длина фюзеляжа, м _______________________________________________
21. Ширина / высота фюзеляжа по кабине пилота, м ______________________
22. Колея / база шасси, м _____________________________________________
23. Размер колес, мм: основного ______ носового (хвостового) _____________
Весовые данные
1. Вес пустого воздушного судна, кг ____________________________________
2. Центровка пустого, % САХ _________________________________________
3. Максимальный взлетный вес, кг _____________________________________
4. Посадочный вес, кг ________________________________________________
5. Диапазон полетных центровок, % САХ _______________________________
6. Заправка топлива, кг _______________________________________________
7. Заправка масла ____________________________________________________
8. Полезная нагрузка, кг ______________________________________________
Силовая установка
1. Тип и модель двигателя ____________________________________________
2. Максимальная мощность, л.с. _______________________________________
3. Обороты двигателя, об/мин _________________________________________
4. Диаметр воздушного винта, м _______________________________________
5. Угол установки лопастей, град. ______________________________________
6. Статическая тяга винта, кг __________________________________________
7. Особенности силовой установки (наличие редуктора, доработки двигателя и т.д.)
____________________________________________________________________
Летные характеристики
1. Длина разбега в штиль, м ____________________________________________
2. Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч ___________________
3. Крейсерская скорость, км/ч __________________________________________
4. Скороподъемность у земли, м/с ______________________________________
5. Скорость сваливания, км/ч __________________________________________
6. Скорость отрыва при взлете, км/час __________________________________
7. Скорость посадочная, км/час ________________________________________
Приложение 4 к Правилам сертификации и выдачи сертификата типа |
|
Форма |