О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 октября 2015 года № 994 "Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата типа"

Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 31 июля 2019 года № 600. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 августа 2019 года № 19166

Действующий

      Примечание ИЗПИ!
Настоящий приказ вводится в действие с 1 августа 2019 года.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 16 октября 2015 года № 994 "Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата типа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12812, опубликован 18 января 2016 года в информационно-правовой системе "Әділет") следующие изменение:

      Правила сертификации и выдачи сертификата типа, утвержденные указанным приказом изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 августа 2019 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
Р. Скляр

      СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности
Республики Казахстан

  Приложение
к приказу Министра индустрии и
инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 31 июля 2019 года № 600

Правила сертификации и выдачи сертификата типа

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила сертификации и выдачи сертификата типа (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-20) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее - Закон) и определяют порядок сертификации и выдачи сертификата типа.

      2. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) исполнитель (изготовитель) - организация, осуществляющая проектирование, постройку опытных образцов авиационной техники и выпуск серийных воздушных судов (далее - ВС), двигателей и оборудования;

      2) разработчик - физическое или юридическое лицо, осуществляющее разработку гражданского воздушного судна;

      3) заводские испытания - доведение образца воздушного судна, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия требованиям сертификационного базиса;

      4) государственные испытания – демонстрация соответствия образца гражданского воздушного судна нормам летной годности;

      5) заявка - письменное обращение заявителя в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации для получения Сертификата типа на образец гражданского воздушного судна;

      6) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией гражданских воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;

      7) эксплуатационная документация - документация, регламентирующая летную и техническую эксплуатацию воздушного судна и компонента, включая техническое обслуживание, и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации;

      8) эксплуатационные испытания - испытания образца воздушного судна в процессе его эксплуатации на земле и в воздухе в различных климатических (физических) условиях;

      9) держатель Сертификата типа - разработчик, получивший от уполномоченной организации в сфере гражданской авиации Сертификат типа на образец воздушного судна;

      10) сертификат типа - документ, подтверждающий соответствие нормам летной годности конструкции типа гражданского воздушного судна.

      3. За сертификацию типа гражданского воздушного судна взимается сбор в порядке и размере, определяемом Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Сертификация типа гражданского воздушного судна осуществляется после уплаты в государственный бюджет указанного сбора.

      4. В процессе серийного производства держатель Сертификата типа организовывает хранение комплектов рабочей конструкторской документации и обеспечивает авторский контроль серийного производства, сохранения стабильности свойств материалов, технологических процессов, постоянства характеристик деталей и узлов для серийно изготавливаемых экземпляров сертифицированного образца.

      5. До начала проведения заводских испытаний образца гражданского воздушного судна разработчик и изготовитель оформляют формуляр, паспорт на соответствие данного экземпляра рабочей конструкторской документации. Государственные испытания гражданского воздушного судна начинаются только при наличии указанных документов.

      6. Заводские испытания образца гражданского воздушного судна проводятся по готовности экземпляра воздушного судна, его компонентов и систем к проведению испытаний.

      7. Разработчик направляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации информацию, отчеты о метрологическом обеспечении и техническую документацию о готовности образца воздушного судна к проведению заводских испытаний.

      8. Заводские испытания проводятся в целях:

      1) доведения конструкции образца гражданского воздушного судна, его характеристик и эксплуатационной документации до соответствия нормам летной годности в ожидаемых условиях эксплуатации;

      2) установления типовой конструкции особо ответственных функциональных систем гражданского воздушного судна (планер, шасси, система управления, аэродинамические характеристики, тормозная, гидравлическая, электрическая и другие системы), влияющих на летную годность;

      3) установления возможности предъявления гражданского воздушного судна для проведения государственных испытаний.

      9. Программа заводских испытаний, включая лабораторные, стендовые, наземные, летные и специальные испытания, разрабатываются и утверждаются разработчиком в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента ее регистрации.

      10. Если установлено, что при выявленных несоответствиях и недостатках образца гражданского воздушного судна дальнейшее проведение заводских испытаний связано с риском, уполномоченная организация в сфере гражданской авиации принимает решение о приостановке испытаний. Заводские испытания возобновляются после устранения разработчиком выявленных несоответствий и представления подтверждающих документов.

      11. Государственные испытания образца гражданского воздушного судна проводятся в соответствии с планом, утвержденным разработчиком с участием уполномоченной организации в сфере гражданской авиации. О сроках проведения государственных испытаний разработчик оповещает уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации за 5 (пять) календарных дней до начала испытаний. По результатам государственных испытаний уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации и разработчиком готовится в произвольной форме совместное заключение.

      Эксплуатационные испытания образца гражданского воздушного судна проводятся разработчиком в различных климатических (физических) условиях в соответствии с графиком, разработанным и утвержденным разработчиком.

      12. По завершению заводских, государственных и эксплуатационных испытаний разработчик направляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации следующие документы:

      1) таблицу соответствия образца гражданского воздушного судна нормам летной годности, скорректированную по результатам заводских и эксплуатационных испытаний, утвержденных разработчиком;

      2) комплект эксплуатационной документации, уточненный по результатам заводских, государственных и эксплуатационных испытаний;

      3) уведомление о том, что контрольный и текущие комплекты рабочей конструкторской документации образца воздушного судна (указываются номера комплектов) откорректированы по результатам заводских и эксплуатационных испытаний, отражают типовую конструкцию образца гражданского воздушного судна, пригодны для серийного производства образца гражданского воздушного судна данного типа, утверждены и хранятся у разработчика и изготовителя.

      13. Эксплуатант вводит какие-либо изменения в конструкцию и эксплуатационную документацию только по согласованию этих изменений с держателем Сертификата типа.

      14. На гражданские воздушные суда распространяются требования к охране окружающей среды, установленные Приложением 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 года) (далее - Конвенция).

      15. Требования к охране окружающей среды включаются в сертификационные нормы гражданского воздушного судна в качестве самостоятельных разделов.

      16. Соответствие образца гражданского воздушного судна требованиям к охране окружающей среды удостоверяется Сертификатом типа воздушного судна по шуму на местности. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации признает сертификаты по эмиссии двигателей, выданные государством разработчика, а также сертификаты по эмиссии, выданные уполномоченной сертифицирующей организацией другого государства при условии, что требования, в соответствии с которыми производилась сертификация, являются не менее строгими, чем положения, содержащиеся в томе 2 Приложения 16 к Конвенции.

Глава 2. Порядок сертификации и выдачи сертификата типа

Параграф 1. Проведение сертификации

      17. Гражданское воздушное судно новой конструкции (нового типа), предназначенное для серийного производства, подлежит сертификации уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации на соответствие его действующим в Республике Казахстан нормам летной годности и должно иметь выданный уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации сертификат типа после прохождения им заводских, государственных и эксплуатационных испытаний.

      18. Для проведения сертификационных работ и выдачи сертификата типа проводится в соответствии с требованиями документа ИКАО "Руководство по летной годности" (Doc. 9760) разработчик подает в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации через веб-портал "электронного правительства" www.egov.kz, www.elicensе.kz заявку в произвольной форме с представлением следующих документов:

      1) руководство по летной эксплуатации;

      2) формуляры;

      3) чертежи (эскизы) основных силовых узлов, в том числе узлов крепления крыла, оперения, двигателя, шасси, с указанием основных размеров и марки материала;

      4) схемы топливной и тормозной систем, электрооборудования, системы управления;

      5) фотографии образца (спереди, сбоку, сзади); сверху;

      6) техническую документацию с кратким описанием схем, систем, основных характеристик, ожидаемых условий эксплуатации и ограничений, в диапазоне которых будет сертифицирован образец, а также перечень глав, разделов и пунктов норм летной годности, распространяемых на данный образец, специальных технических условий, касающихся его летной годности и требований к охране окружающей среды;

      7) копию документа, подтверждающего уплату сбора за сертификацию типа гражданского воздушного судна.

      Сведения о документах, удостоверяющих личность, о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства". Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации проводит сертификацию образца воздушного судна.

Параграф 2. Признание сертификата типа, выданных иностранным государством

      19. Сертификат типа, выданный иностранным государством, международной организацией в сфере гражданской авиации, осуществляющей сертификацию воздушных судов, признается уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации при условии, что требования в соответствии с которыми выдан сертификат типа, соответствует стандартам Международной организации гражданской авиации (далее – ИКАО) и нормам летной годности, установленным в Республике Казахстан.

Параграф 3. Сертификационное обследование

      20. Сертификационное обследование осуществляется с использованием инструктивного материала, разработанного уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации для авиационных инспекторов.

      21. При проведении сертификационного обследования проверяются:

      1) типовая конструкция ВС;

      2) оборудование, установочные узлы и т.д.;

      3) летно-техническая характеристика;

      4) документацию летных испытании;

      5) эксплуатационные ограничения;

      6) чертежи и спецификации конфигурации изделия и оборудования.

      22. Обследование производится с целью определения соответствия конструкции требованиям Нормы летной годности гражданских воздушных судов Республики Казахстан, утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 367 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12038, опубликован 8 октября 2015 года в информационно-правовой системе "Әділет").

      23. По результатам проведенных работ уполномоченная организация в сфере гражданской авиации составляет акт (далее - Акт) о соответствии (несоответствии) образца воздушного судна нормам летной годности по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам в двух экземплярах с указанием фактического состояния образца воздушного судна, выводов, рекомендаций и заключения о возможности (невозможности) выдачи Сертификата типа, один экземпляр акта передается разработчику.

      24. В случае выявления несоответствий при проведении сертификационного обследования образца воздушного судна нормам летной годности, разработчик в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня подписания акта представляет по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам корректирующих действий по их устранению для утверждения уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации.

      После устранения несоответствий, разработчик представляет в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации о выполнении корректирующих действий в установленные планом сроки с приложением подтверждающей документации.

      25. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации принимает решение о выдаче Сертификата типа при условии, что воздушное судно соответствует нормам летной годности.

Параграф 4. Выдача (отказ в выдаче) сертификата типа

      26. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации на основании положительных результатов заводских, государственных и эксплуатационных испытаний, устанавливающих соответствие типовой конструкции образца воздушного судна нормам летной годности, в течение 22 (двадцати двух) рабочих дней с момента получения акта выдает Сертификат типа.

      27. Сертификат типа выдается по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам. К Сертификату типа прилагается карта данных по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам, которая содержит информацию о типовой конструкции образца, эксплуатационных ограничениях и других условиях, касающихся летной годности образца. Сертификат типа выдается на неограниченный срок.

      28. В случае снятия с эксплуатации образца воздушного судна решением уполномоченной организации в сфере гражданской авиации Сертификат типа на данный образец аннулируется.

      29. В случае изменения утвержденной конструкции типа (типовой конструкции) гражданского воздушного судна или его эксплуатационно-технической документации, влияющего на летную годность, этот тип воздушного судна подлежит дополнительной сертификации уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации для получения дополнения к сертификату типа.

      30. Для выдачи дополнительного сертификата типа (ДСТ) на главные изменения в типовой конструкции воздушного судна для разработчиков модификаций ВС, не являющихся первоначальным его разработчиком, необходимым условием выдачи (или признания) ДСТ является наличие соглашения между разработчиком воздушного судна и разработчиком на ДСТ о разделении ответственности за авторское сопровождение.

      31. Отказ в выдаче Сертификата типа производится в случаях, если:

      1) представленный разработчиком пакет документов не соответствует пункта 20 настоящих Правил;

      2) не соответствует результат заводских, государственных и эксплуатационных испытаний, устанавливающих соответствие типовой конструкции образца воздушного судна нормам летной годности.

      32. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения документов разработчика на выдачу Сертификата типа проверяет полноту представленных документов.

      В случае представления разработчиком неполного пакета документов в уполномоченную организацию в сфере гражданской авиации в указанные сроки дает мотивированный ответ об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления.

Параграф 5. Приостановление действия сертификата типа

      33. Уполномоченная организация в сфере гражданской авиации приостанавливает действие Сертификата типа в случае выявления недостатков, угрожающих безопасности полетов до устранения таких недостатков.

      34. В случае приостановления действия Сертификата типа уполномоченная организация в сфере гражданской авиации незамедлительно информирует о принятом решении разработчика и эксплуатантов, эксплуатирующих данный тип воздушного судна, а также службу аэронавигационной информации.

      35. Возобновление действия Сертификата типа осуществляется уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации только после устранения разработчиком выявленных недостатков и проведения заводских, государственных и эксплуатационных испытаний, подтверждающих соответствие образца воздушного судна требованиям норм летной годности.

  Приложение 1
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата типа
  Форма

      Акт о соответствии (несоответствии) образца воздушного судна нормам
                              летной годности

      В соответствии с приказом ___________________________________________
(наименование уполномоченной организации в сфере гражданской авиации)
"___" ________ 20 __ года № ____ комиссией в составе:
Председатель: ____________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
Члены комиссии: __________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
_________________________________________________________________________
            (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
По результатам экспертизы эксплуатационной документации и
оценки летной годности образца воздушного судна _____________________________
Текст заключения:
_________________________________________________________________________
Председатель: ____________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
Члены комиссии: __________________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
_________________________________________________________________________
С актом ознакомлен:
Руководитель организации __________________________________________________
                        (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)

  Приложение 2
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата типа
  Форма

                                    Символ
                  Наименование уполномоченной организации
                        Адрес уполномоченной организации
            __________________________________________________________
      (наименование уполномоченной организации в сфере гражданской авиации)

                              Сертификат типа
                                    № _______

      Настоящий сертификат выдан __________________________________________
                        (наименование организации/юридического лица)
Удостоверяется, что типовая конструкция _____________________________________
                        (наименование образца авиационной техники)
соответствует нормам летной годности гражданских воздушных судов.
Основные эксплуатационные ограничения и характеристики типа
содержатся в карте данных, которая является неотъемлемой частью настоящего
сертификата.

      место печати                   Должностное лицо уполномоченной организации
                              в сфере гражданской авиации
                  ________________________________________________________
                  (подпись) (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность)
Дата выдачи: "___" _________ 20__ г.

  Приложение 3
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата типа
  Форма

                        Карта данных Общие сведения

      1. Тип воздушного судна ___________________________________________

      2. Модель воздушного судна ________________________________________

      3. Изготовитель ___________________________________________________

      4. Место изготовления _____________________________________________

      5. Особенности изготовления ________________________________________

      6. Минимальный состав экипажа _____________________________________

      7. Максимальное число пассажиров __________________________________

      8. Максимальное количество багажа __________________________________

      9. Максимальное количество груза ___________________________________

                        Геометрические данные

      1. Размах крыла, м _________________________________________________

      2. Площадь крыла, кв. м ____________________________________________

      3. САХ, м ________________________________________________________

      4. Сужение крыла __________________________________________________

      5. Угол установки крыла, град. ______________________________________

      6. Угол поперечного V крыла, град. __________________________________

      7. Тип профиля крыла и относительная толщина, % _____________________

      8. Площадь элеронов, кв. м ______ размах элеронов, м __________________

      9. Площадь закрылков, кв. м _______ размах закрылков, м _______________

      10. Размах горизонтального оперения, м ______________________________

      11. Площадь горизонтального оперения, кв. м _________________________

      12. Плечо горизонтального оперения, м _______________________________

      13. Угол установки стабилизатора, град. ______________________________

      14. Площадь руля высоты, кв. м ______________________________________

      15. Угол отклонения руля высоты, град.: вверх _______ вниз _____________

      16. Площадь вертикального оперения, кв. м ___________________________

      17. Плечо вертикального оперения, м _________________________________

      18. Площадь руля направления, кв. м _________________________________

      19. Углы отклонения руля направления, град.: влево ______ вправо _______

      20. Длина фюзеляжа, м _____________________________________________

      21. Ширина / высота фюзеляжа по кабине пилота, м ____________________

      22. Колея / база шасси, м ___________________________________________

      23. Размер колес, мм: основного ______ носового (хвостового) ___________

                              Весовые данные

      1. Вес пустого воздушного судна, кг __________________________________

      2. Центровка пустого, % САХ _______________________________________

      3. Максимальный взлетный вес, кг ___________________________________

      4. Посадочный вес, кг ______________________________________________

      5. Диапазон полетных центровок, % САХ _____________________________

      6. Заправка топлива, кг _____________________________________________

      7. Заправка масла __________________________________________________

      8. Полезная нагрузка, кг ____________________________________________

                        Силовая установка

      1. Тип и модель двигателя __________________________________________

      2. Максимальная мощность, л.с. _____________________________________

      3. Обороты двигателя, об/мин _______________________________________

      4. Диаметр воздушного винта, м _____________________________________

      5. Угол установки лопастей, град. ____________________________________

      6. Статическая тяга винта, кг ________________________________________

      7. Особенности силовой установки (наличие редуктора, доработки двигателя и т.д.)

      ___________________________________________________

                        Летные характеристики

      1. Длина разбега в штиль, м _________________________________________

      2. Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч _______________

      3. Крейсерская скорость, км/ч _______________________________________

      4. Скороподъемность у земли, м/с ____________________________________

      5. Скорость сваливания, км/ч ________________________________________

      6. Скорость отрыва при взлете, км/час _______________________________

      7. Скорость посадочная, км/час ______________________________________

  Приложение 4
к Правилам сертификации и
выдачи сертификата типа
  Форма

План корректирующих действий

Пункт

Требование Нормативного-правового акта

Несоответствия

Срок устранения

Корректирующее действие

Документы

Дата закрытия








Примечание: колонка серого цвета составлена для комментариев и ответа проверяемого организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.

Графа для должностного лица уполномоченного органа в сфере гражданской авиации либо лица им уполномоченного:
Принятие решения по закрытию несоответствий


Комментарии


Подпись:


Дата:


Фамилия имя отчество (при наличии):