Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов

Совместный приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 835 и Министра энергетики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 721. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2015 года № 12779

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
      2) Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
      2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года № 431 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 474 «Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11792, опубликованный в Информационно-правовой системе «Әділет» 6 августа 2015 года).
      3. Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему «Әділет»;
      3) направление копии настоящего совместного приказа в течение десяти календарных дней со дня его получения в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан;
      4) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.
      4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
      5. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января
2016 года и подлежит официальному опубликованию.

И.о. Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
_____________ М. Кусаинов

Министр энергетики
Республики Казахстан
____________ В. Школьник

      «СОГЛАСОВАН»
      Председатель Комитета
      по правовой статистике
      и специальным учетам
      Генеральной прокуратуры
      Республики Казахстан
      ________________С. Айтпаева
      29 декабря 2015 год

Приложение 1          
к совместному приказу      
И.о.Министра национальной экономики
Республики Казахстан      
от 30 декабря 2015 года № 835   
и Министра энергетики      
Республики Казахстан      
от 15 декабря 2015 года № 721   

Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей
среды, воспроизводства и использования природных ресурсов

1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов (далее – Критерии) сформированы в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года и Методикой формирования государственными органами (за исключением Национального Банка Республики Казахстан) системы оценки риска, утвержденной приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25.11.2015 года № 722 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12389) (далее - Методика), для отнесения субъектов (объектов) проверки в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов к степеням риска.
      2. В Критериях используются следующие понятия:
      1) риск в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов – вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;
      2) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта);
      3) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта);
      4) система оценки риска – комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью назначения проверок;
      5) грубые нарушения – нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства (запрещается, не допускается, не разрешается); а также, нарушения, связанные с невыполнением требований законодательства при вводе объектов в эксплуатацию; отсутствием обязательного экологического страхования; а также не представление установленной отчетности; наличие по результатам аудита фактов, ведущих к приостановлению деятельности аудируемого субъекта; наличие трех и более подтвержденных жалоб и обращений по подконтрольному субъекту;
      6) значительные нарушения – нарушения, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде; а также, нарушения, связанные с ведением учета в области охраны окружающей среды; предоставлением недостоверной отчетности; наличием двух подтвержденных жалоб и обращений по подконтрольному субъекту; наличием по результатам аудита фактов, позволяющих внесение изменений в условия разрешения на эмиссий;
      7) незначительные нарушения – нарушения требований, установленные нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, но выполнение которых является обязательным для природопользователей при осуществлении своей деятельности; а также, нарушения, связанные с представлением в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчета с нарушением установленных сроков; наличием одной подтвержденной жалобы либо обращения; наличием по результатам аудита фактов, позволяющих уполномоченному органу в области охраны окружающей среды рекомендовать аудируемому субъекту внести изменения в программу производственного экологического контроля.
      3. Кратность проведения выборочной проверки не чаще одного раза в год.
      4. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на полугодие по результатам проводимого анализа и оценки, утвержденных первым руководителем регулирующего государственного органа. Списки выборочных проверок направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за пятнадцать календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
      5. Списки выборочных проверок составляются с учетом:
      1) приоритетности проверяемых субъектов (объектов) с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям;
      2) нагрузки на должностных лиц государственного органа, осуществляющих проверки.

2. Способы для проведения выборочных проверок

      6. Критерии оценки степени риска для выборочных проверок в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Объективные критерии

      7. Первичное отнесение природопользователей к проверяемым субъектам (объектам) по степеням риска осуществляется на основе объективных критериев оценки степени риска. После определения риска проверяемые субъекты (объекты) распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
      К объективным критериям высокой степени оценки риска относятся:
      1) субъекты (объекты) 1, 2 категории хозяйственной деятельности согласно статье 40 Экологического кодекса Республики Казахстан;
      2) субъекты (объекты) 3, 4 категории хозяйственной деятельности согласно статье 40 Экологического кодекса Республики Казахстан,
по характеру и степени влияния на окружающую среду:
      химические производства;
      металлургические, машиностроительные объекты;
      объекты по разведке и добыче полезных ископаемых;
      строительная промышленность (производство цемента, а также местных цементов, производство асбеста и изделий из него, производство магнезита, доломита и шамота с обжигом в шахтных, вращающихся и других печах, производство асфальтобетона, железобетонных изделий на стационарных заводах, а также прием, хранение и реализация строительных материалов), деятельность в строительной сфере с объемом выбросов свыше 50 тонн/в год;
      микробиологическая промышленность;
      производство электрической и тепловой энергии при сжигании топлива (использующие в качестве топлива уголь, мазут, природный газ);
      субъекты квотирования парниковых газов, включенные
в Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов;
      субъекты, осуществляющие деятельность в пределах границ охранных зон особо охраняемых природных территорий, на землях оздоровительного и рекреационного назначения;
      субъекты, осуществляющие прием, утилизацию, переработку, размещение отходов производства и потребления;
      субъекты коммунального хозяйства (в том числе, объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, по сбору, хранению и переработке коммунальных отходов), а также субъекты стратегического значения, влияющие на окружающую среду (гидроэлектростанции, накопители, водохранилища и другие);
      субъекты, осуществляющие прием, хранение и реализацию нефтепродуктов;
      субъекты, осуществляющие выпуск транспортных средств и деятельность в сфере перевозки (грузовыми, легковыми, железнодорожными, воздушными, водными) транспортными средствами.
      Субъекты (объекты), не вошедшие в подпункты 1), 2) настоящего пункта, после проведения анализа согласно объективных критериев подлежат к отнесению к субъектам, не отнесенным к высокой степени риска согласно объективных критериев.
      В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска проводятся выборочные проверки.

Субъективные критерии

      8. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
      1) сбор информации и формирование базы данных;
      2) анализ информации и оценка риска.
      9. Сбор информации проводится для выявления проверяемых субъектов (объектов), нарушающих законодательство, с целью формирования базы данных и будет осуществляться из следующих источников информации:
      1) результаты мониторинга обязательной отчетности, предоставляемой проверяемым субъектом (объектом);
      2) результаты предыдущих проверок. По данному источнику информации все правонарушения делятся на грубые и значительные. При этом, степень тяжести нарушений (грубое, значительное) устанавливается в случае несоблюдения требований законодательства, отраженных в проверочных листах;
      3) наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений
от физических и юридических лиц;
      4) результаты проведенного обязательного экологического аудита.
      10. На основании имеющихся источников субъективные критерии оценки степени риска подразделяются на три степени нарушения: грубые, значительные, незначительные.
      Для отнесения проверяемого субъекта к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
      При выявлении одного грубого нарушения, проверяемому субъекту приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится выборочная проверка.
      В случае если грубых нарушений не выявлено, то для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
      
      где:
       – показатель значительных нарушений;
       – общее количество значительных нарушений;
       - количество выявленных значительных нарушений;
      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
      
      где:
       – показатель незначительных нарушений;
       – общее количество незначительных нарушений;
       - количество выявленных незначительных нарушений;
      Общий показатель степени риска () рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
      
      где:
       - общий показатель степени риска;
       - показатель значительных нарушений;
       - показатель незначительных нарушений.
      Субъективные критерии оценки степени риска приведены в Приложении к настоящим Критериям.
      По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 60 до 100 включительно и в отношении него проводится выборочная проверка;
      2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
      11. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
      Анализ получаемых сведений и оценка по показателям осуществляется один раз в полугодие до первого числа последнего месяца полугодия.

Приложение        
к Критериям оценки степени риска
в области охраны окружающей 
среды, воспроизводства и   
использования природных ресурсов

            Субъективные критерии оценки степени риска

Источник информации

Критерии

Степень нарушений

результаты мониторинга обязательной отчетности

Природопользователю необходимо своевременно представить установленную отчетность уполномоченному органу в области охраны окружающей среды

Грубое

Природопользователь обязан представить уполномоченному органу в области охраны окружающей среды достоверную отчетность

Значительное

Природопользователь обязан представить в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчет в установленные сроки

Незначительное

результаты предыдущих проверок (степень тяжести устанавливается при несоблюдении следующих требований)

Учет в области охраны окружающей среды

Для подготовки государственного кадастра потребления озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ ведут учет ввезенного, вывезенного и реализованного количества озоноразрушающих веществ с указанием наименований и места нахождения организаций-покупателей и предполагаемых областей применения

Значительное

Собственник отходов обязан вести их учет (вид, количество и происхождение), а также собирать и хранить информацию об опасных для окружающей среды и (или) здоровья человека свойствах отходов. Ведение в журналах строгой отчетности учета отходов, содержащих стойкие органические загрязнители. Собственники отходов должны хранить документацию по учету отходов в течение пяти лет

Значительное

Природопользователи в целях обеспечения государственного учета подземных вод, контроля их использования и охраны окружающей среды ведут первичный учет забираемых из подземных водных объектов и сбрасываемых в них вод в порядке и сроки, устанавливаемые уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр по согласованию с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда

Значительное

Общие экологические требования

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится без выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по акту приемочной комиссии, создаваемой с участием уполномоченного органа в области охраны окружающей среды

Грубое

При выполнении строительных работ должны приниматься меры по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды

Значительное

Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и зон санитарной охраны, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии, обеспечивающие экологическую безопасность.

Значительное

Не допускается эксплуатация предприятий, сооружений и иных объектов без установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и утилизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также без завершения работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектом

Грубое

На каждом объекте природопользователь должен создать специальное подразделение либо назначить работника, ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами

Незначительное

При проведении производственного экологического контроля природопользователь обязан:
1) разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять в орган, выдающий разрешение на эмиссии в окружающую среду, в рамках получения разрешения на эмиссии в окружающую среду;
2) реализовывать условия программы производственного экологического контроля и документировать результаты

Значительное

При проведении производственного экологического контроля природопользователь обязан безотлагательно сообщать в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о фактах нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, установленных в процессе производственного экологического контроля

Значительное

Осуществление производственного мониторинга окружающей среды производственными или независимыми лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании

Значительное

Наличие обязательного экологического страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном экологическом страховании

Значительное

Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов, принимать меры по снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду

Значительное

Природопользователь должен вести журналы проверки состояния технической и экологической безопасности, в которых ответственные должностные лица природопользователя должны записывать обнаруженные недостатки с указанием сроков их устранения

Значительное

Природопользователь должен иметь план действий по устранению или локализации аварийной ситуации, возникшей в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, стихийных бедствий и природных катаклизмов

Значительное

Природопользователь обязан информировать уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с выбросом и сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду в течение двух часов с момента их обнаружения

Значительное

Экологические требования при использовании земель

Не допущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его другим лицам (в части возмещения ущерба от загрязнения окружающей среды)

Значительное

Экологические требования при проведении операций по недропользованию

Конструкции скважин и горных выработок в части надежности, технологичности и экологической безопасности должны обеспечивать условия охраны недр и окружающей среды

Значительное

При бурении и других операциях по недропользованию с применением установок с дизель-генераторным и дизельным приводом выпуск неочищенных выхлопных газов в атмосферу с таких установок должен соответствовать их техническим характеристикам и экологическим требованиям

Значительное

Для исключения миграции токсичных веществ в природные объекты должна предусматриваться инженерная система организованного сбора и хранения отходов недропользования с гидроизоляцией технологических площадок

Значительное

В случаях строительства скважин на особо охраняемых природных территориях необходимо применять только безамбарную технологию

Значительное

При операциях по недропользованию должны проводиться работы по утилизации шламов и нейтрализации отработанного бурового раствора, буровых, карьерных и шахтных сточных вод для повторного использования в процессе бурения, возврата в окружающую среду в соответствии с установленными требованиями

Значительное

При применении буровых растворов на углеводородной основе (известково-битумных, инвертно-эмульсионных и других) должны быть приняты меры по предупреждению загазованности воздушной среды

Значительное

Захоронение пирофорных отложений, шлама и керна в целях исключения возможности загорания или отравления людей производится согласно проекту и по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и местными исполнительными органами

Значительное

Соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений

Значительное

Физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение и истощение водных объектов

Значительное

Недропользователь обязан соблюдать технологические схемы и проекты на проведение работ, обеспечивающие рациональное использование недр, безопасность работников, населения и окружающей среды

Значительное

На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, кладбищ, скотомогильников (биотермических ям) и других объектов, влияющих на состояние подземных вод

Грубое

Бурение поглощающих скважин допускается при наличии положительных заключений уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, выдаваемых после проведения специальных обследований в районе бурения этих скважин

Грубое

В районе, где производится закачка отработанных вод в поглощающие скважины, силами водопользователя должны быть организованы систематические лабораторные наблюдения за качеством воды в ближайших скважинах, родниках, колодцах по плану, согласованному с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды

Незначительное

Передача уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда и органам санитарно-эпидемиологической службы экстренную информацию об аварийных сбросах загрязняющих веществ, а также о нарушениях установленного режима забора подземных вод и объекта сброса (закачки) в них вод

Значительное

Экологические требования при разведке и (или) добыче подземных вод

Природопользователи при разведке и (или) добыче обязаны проводить за свой счет научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по изысканию новых и совершенствованию существующих способов и технологических схем разработки месторождений подземных вод, совершенствовать технологическое оборудование, средства непрерывного и периодического контроля, обеспечивать рациональное использование и охрану подземных вод от истощения и загрязнения, охрану недр и окружающей среды

Значительное

Разведка и разработка месторождений подземных вод должна осуществляться в соответствии с условиями контракта и разрешения на специальное водопользование, а также при соблюдении норм и требований, предусмотренных экологическим законодательством Республики Казахстан

Значительное

Природопользователи, проводящие разведку и (или) добычу подземных вод, должны обеспечить рациональную разведку и разработку месторождений подземных вод, при которых достигаются полное комплексное изучение и предотвращение безвозвратных потерь воды и ее качественных свойств за счет недостатков в эксплуатации скважин

Значительное

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить исключение возможности загрязнения водоносных горизонтов

Значительное

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить исключение возможности смешения вод различных горизонтов и перетока из одних горизонтов в другие, если это не предусмотрено проектом

Значительное

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить недопущение бесконтрольного нерегулируемого выпуска подземных вод, а в аварийных случаях срочное принятие мер по ликвидации потерь воды

Значительное

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить комплексное использование подземных вод, содержащих полезные компоненты

Незначительное

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить охрану атмосферного воздуха, земной поверхности, лесов, вод и других природных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием

Значительное

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить проведение комплекса восстановительных работ на земельных участках, приведенных в негодность в процессе разведки и (или) добычи

Незначительное

Если при использовании недр для разведки и добычи других полезных ископаемых вскрыты водоносные горизонты, природопользователю необходимо принять меры по охране подземных водных объектов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и сообщить об этом в уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, по изучению и использованию недр и государственный орган санитарно-эпидемиологической службы

Значительное

Вскрытые подземные водоносные горизонты должны быть обеспечены надежной изоляцией, предотвращающей их загрязнение

Значительное

При вскрытии водоносных горизонтов, которые могут быть использованы как источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, химические реагенты, применяемые для приготовления (обработки) бурового и цементного растворов, должны иметь токсикологические характеристики, согласованные с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом санитарно-эпидемиологической службы

Значительное

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборов, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую среду (подтопление территорий, опустынивание, заболачивание земель, оползней и просадки грунта)

Значительное

Природопользователи в целях обеспечения государственного учета подземных вод, контроля их использования и охраны окружающей среды оборудуют водозаборные и водосбросные сооружения средствами измерения расходов вод, а также устанавливают на самоизливающихся скважинах регулирующие устройства

Незначительное

Природопользователи в целях обеспечения государственного учета подземных вод, контроля их использования и охраны окружающей среды ведут контроль за текущей разработкой месторождений подземных вод, оперативный контроль за работой скважин и контроль за выполнением технологического режима в соответствии с утвержденным проектом разработки месторождения или технологической схемы

Незначительное

Экологические требования при использовании водных объектов

Размещение предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, производится с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, охраны недр, санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, воспроизводства и рационального использования водных ресурсов, а также с учетом экологических последствий деятельности указанных объектов

Значительное

Экологические требования при сбросе сточных вод

Природопользователи, имеющие накопители сточных вод, обязаны принимать необходимые меры по предотвращению их воздействия на окружающую среду, а также осуществлять рекультивацию земель, занятых этими накопителями после прекращения их эксплуатации

Значительное

Не допускается сброс в недра сточных вод, не очищенных до нормативных показателей, за исключением закачки сточных вод в подземные водоносные горизонты, подземные воды которых высокоминерализованы, не используются или не могут быть использованы для хозяйственно-питьевых, бальнеологических, технических нужд, в целях ирригации и животноводства, а также за исключением сброса попутнодобываемых карьерных вод в специальные накопители, для которых не требуется установление нормативов веществ и нормируются только объемы воды в кубических метрах

Грубое

В сбрасываемой воде не должны находиться вещества, агрессивно действующие на бетон и металл

Значительное

Не допускается сброс сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водоемы в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания

Грубое

Природопользователи, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющие замкнутый цикл водоотведения, должны использовать приборы учета объемов воды и вести журналы учета водопотребления и водоотведения

Значительное

Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря

Строительство, монтаж и демонтаж сооружений могут осуществляться только при использовании технологий, обеспечивающих сбор всех видов загрязняющих веществ

Значительное

При обнаружении в пределах контрактной территории ранее пробуренных скважин недропользователь принимает их на баланс и по ним проводит мониторинг

Незначительное

Не допускается сжигание флюидов на факелах при эксплуатации скважин, за исключением случаев угрозы аварийной ситуации

Грубое

Все операции по обезвреживанию и хранению отходов бурения (шламы и растворы), не вовлекаемых в оборот и не закачиваемых в недра, должны осуществляться на специальном полигоне вне государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря. Указанные операции должны обеспечивать завершение строительства полигона к моменту начала буровых работ и осуществляться по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды

Незначительное

Буровая платформа (баржа) и обслуживающие ее суда оборудуются установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства. Для сбора или обработки мусора (измельчения или прессования) предусматриваются соответствующие устройства. На буровых платформах (баржах) не осуществляется сжигание мусора

Значительное

При проведении любых видов строительных и иных работ не допускается использование взрывных работ в толще воды и на морском дне. Взрывные работы под морским дном могут осуществляться по разрешению уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда и по изучению и использованию недр

Грубое

Забор воды из моря допускается только при условии оснащения водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами. На водозаборных сооружениях должны быть установлены технические устройства для непрерывного контроля эффективности работы рыбозащитных устройств

Грубое

Перед началом работ по добыче нефти за счет финансовых средств недропользователя должны предусматриваться комплексные программы по охране окружающей среды, включая мероприятия по охране нерестилищ и воспроизводству ценных промысловых рыб, а также среды обитания тюленей в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря

Незначительное

В составе буровых и тампонажных жидкостей не должны применяться вещества, не согласованные в составе технического проекта. В случае использования иных веществ недропользователь согласовывает их применение с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и по изучению и использованию недр

Незначительное

Буровые установки необходимо комплектовать двигателями внутреннего сгорания, отвечающими требованиям Международной морской организации по предельным значениям выхлопов угарных газов

Значительное

Энергоустановки должны комплектоваться двигателями внутреннего сгорания или турбинами двойного топлива (дизельное топливо — газ)

Незначительное

Размещение абсорбентов и материалов, необходимых для ограждения и сбора последствий разливов при проведении нефтяных операций на море, на каждом морском сооружении и на каждом судне, на которых осуществляется перевозка нефти и нефтесодержащих грузов

Значительное

Экологические требования при разведке и добыче на море

Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, должно осуществляться при постоянном присутствии корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива углеводородов. Требование, указанное в настоящем пункте, не распространяется на бурение, ведущееся с искусственных островов

Значительное

При проведении нефтяных операций недропользователь должен обеспечить мероприятия по предупреждению, ограничению и ликвидации аварийных разливов

Значительное

Экологические требования для береговых баз снабжения и объектов береговой инфраструктуры

Строительство береговых баз, в том числе складов горюче-смазочных материалов, станции технического обслуживания транспортных средств, кроме портов и причалов, должно осуществляться вне водоохранной зоны берега Каспийского моря с использованием существующей инфраструктуры

Незначительное

По завершении функционирования объектов береговой инфраструктуры и их демонтажа должна быть проведена рекультивация земель в соответствии с проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды

Незначительное

Экологические требования для судоходства

Не допускается использование оборудования и аппаратуры, а также судов, ранее работавшие в иных водных бассейнах, без проведения экологического обследования во избежание случайной интродукции в Каспийское море объектов растительного и животного мира

Грубое

Все виды перемещений водным транспортом должны быть представлены в составе предпроектной и проектной документации. На стадии детального проектирования и при организации работ должно быть определено расписание по сезонам и указаны маршруты следования судов на картографических материалах. При выборе маршрутов перемещения должны быть учтены гидрометеорологические условия, включая ледовые, а также периоды и места нереста и миграции ценных видов рыб, лежбищ тюленей, гнездования птиц

Незначительное

Все суда должны быть оборудованы системами закрытой бункеровки топливом, емкостями по сбору загрязненных вод и бытового мусора, снабженными устройствами, не позволяющими сброс и выброс в открытые водоемы

Значительное

Перевозка сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов осуществляется в закрытых контейнерах и специальных емкостях, исключающих их попадание в окружающую среду, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании

Значительное

Заправка судов в море должна производиться с помощью систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов

Значительное

Суда должны быть снабжены оборудованием, не допускающим загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы

Значительное

Мониторинг окружающей среды государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря

Недропользователь, осуществляющий хозяйственную деятельность в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря, начиная со стадии планирования и дальнейшего осуществления производственной деятельности, обязан вести ежегодный (по четырем климатическим сезонам) производственный мониторинг окружающей среды по всей контрактной территории

Незначительное

При проведении производственного мониторинга недропользователь должен учитывать результаты наблюдений предыдущих лет и использовать показания уже существующих станций, расположенных на площади работ (в пределах контрактной территории и в ее окружении), в целях продолжения долгосрочного ряда наблюдений

Незначительное

В случае возникновения аварийных ситуаций безотлагательно организовывается мониторинг последствий аварийного загрязнения окружающей среды

Незначительное

Недропользователь обеспечивает передачу результатов производственного мониторинга в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды

Незначительное

Экологические требования при использовании радиоактивных материалов

Физические и юридические лица обеспечивают соблюдение установленных правил производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации и удаления радиоактивных материалов, недопущение нарушений нормативов предельно допустимого уровня радиационного воздействия, принятие мер по предупреждению и ликвидации радиационного загрязнения окружающей среды

Значительное

Захоронение радиоактивных отходов, образующихся на территории Республики Казахстан, осуществляется при условии обеспечения радиационной защиты населения и окружающей среды на период времени, в течение которого они могут представлять потенциальную опасность

Значительное

Общие экологические требования при обращении с отходами производства и потребления

Физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, обезвреживанию и безопасному удалению

Значительное

Не допускается смешивание опасных отходов с неопасными отходами, а также различных видов опасных отходов между собой в процессе их производства, транспортировки и хранения, кроме случаев применения неопасных отходов для подсыпки, уплотнения при захоронении отходов

Грубое

Размещение и удаление отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и иными специально уполномоченными государственными органами

Значительное

Наличие мест временного хранения отходов, предназначенных для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения

Значительное

Наличие согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды программы управления отходами:
у физических и юридических лиц, имеющих объекты I и II категории;
у лиц, осуществляющих утилизацию и переработку отходов или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления

Незначительное

Паспорт опасных отходов составляется и утверждается физическими и юридическими лицами, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются опасные отходы

Незначительное

Физические и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами:
1) разрабатывают проекты нормативов размещения отходов, предусматривающие меры по их сокращению путем переработки, утилизации, обезвреживания и безопасного удаления либо передачи физическим и юридическим лицам, осуществляющим эти мероприятия;
2) внедряют малоотходные технологии и организационные меры по снижению образования отходов на основе новейших научно-технических достижений;
3) проводят инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
4) проводят мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
5) предоставляют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, информацию, связанную с обращением с отходами;
6) соблюдают требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимают неотложные меры по их ликвидации

Значительное

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов проводят контроль их состояния и воздействия на окружающую среду и работы по рекультивации нарушенных земель

Значительное

Физические и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, должны осуществлять мероприятия, направленные на прекращение или сокращение их образования и (или) снижение уровня опасности

Значительное

Собственник опасных отходов должен обеспечить маркировку упаковок с опасными отходами с указанием опасных свойств. При передаче таких отходов другим лицам на определенный срок собственник отходов информирует их в письменной форме об опасных свойствах этих отходов и о мерах предосторожности при обращении с ними

Значительное

Размещение опасных отходов разрешается в специально оборудованных местах и осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными экологическими разрешениями

Значительное

Владелец полигона обязан постоянно обеспечивать письменное подтверждение получения каждой партии отходов, принятой на участке, и обеспечивать хранение данной документации в течение пяти лет

Незначительное

Место размещения опасных отходов должно быть обозначено на местности хорошо видимыми опознавательными знаками с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения

Значительное

Предприятия, которые осуществляют сбор, утилизацию, транспортировку и размещение опасных отходов, разрабатывают планы действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях

Значительное

Оборудование средствами защиты, обеспечивающими предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения пунктов хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители

Значительное

Хранение отходов производится в специально оборудованных местах (площадках, складах, хранилищах) на период, установленный для каждого вида отходов в целях последующей утилизации, переработки или окончательного захоронения

Значительное

Захоронение отходов производится на специально оборудованных полигонах

Значительное

Опасные отходы должны подвергаться обезвреживанию, стабилизации и другим способам воздействия, снижающим опасные свойства отходов

Значительное

Каждый полигон оборудуется системой мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду

Значительное

Владелец полигона должен принять меры по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и внедрения систем контроля и утилизации свалочного газа

Значительное

Для предотвращения загрязнения окружающей среды владелец полигона должен внедрить унифицированную процедуру приема на основе классификации отходов

Значительное

Деятельность полигонов захоронения отходов осуществляется на основании плана по приведению участка в соответствие с экологическими требованиями в срок, согласованный с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды

Незначительное

Собственником полигона создается ликвидационный фонд для проведения мероприятий по рекультивации земли и мониторинга воздействия на окружающую среду после закрытия полигона. Не допускается эксплуатация полигона без ликвидационного фонда

Грубое

Процедура приема и классификация отходов, принимаемых для захоронения, устанавливаются владельцем полигона и согласовываются с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды

Незначительное

Владелец полигона должен уведомить уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о неблагоприятном воздействии на окружающую среду, выявленном в результате контроля и мониторинга, а также согласовывать с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды характер и сроки корректирующих мер, которые будут приниматься

Значительное

Контроль, мониторинг и (или) анализы отходов должны выполняться аккредитованными лабораториями

Значительное

Проба фильтрата и поверхностных вод должна отбираться в репрезентативных пунктах. Осуществление отбора и измерение объема и состава фильтрата должны быть выполнены отдельно в каждом пункте участка, в котором фильтрат образуется

Незначительное

Проведение газового мониторинга для каждой секции полигона твердых бытовых отходов в соответствии с методикой по проведению газового мониторинга для каждой секции полигона твердых бытовых отходов

Незначительное

Параметры, которые будут измерены, и вещества, которые будут проанализированы, корректируются в зависимости от состава размещаемых отходов

Незначительное

Параметры, которые будут анализироваться в пробах, взятых из подземных вод, должны быть обусловлены ожидаемым составом фильтрата и качеством подземных вод в данном месте. В процессе выбора параметров для аналитического учета должны быть определены скорость и направление потока подземных вод

Незначительное

После закрытия полигона (части полигона) владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса

Значительное

Владелец полигона прекращает ведение мониторинга окружающей среды после выполнения рекультивации полигона (части полигона) в соответствии с условиями проекта и выполненные работы приняты актом приемочной комиссии с участием уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и государственного органа в области санитарно-эпидемиологической службы

Значительное

Экологические требования к пунктам хранения и (или) захоронения радиоактивных отходов

Расчет распространения радиоактивного загрязнения поверхностных, грунтовых и подземных вод выполняется на основе проведения специальных гидрологических и гидрогеологических исследований, выполняемых для определения скорости фильтрации растворов и загрязнений, их миграционных способностей и сорбционных возможностей водовмещающих пород

Значительное

Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов

Не допускается осуществление деятельности без получения квот на выбросы парниковых газов природопользователями, осуществляющими деятельность в нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической отраслях экономики, в сельском хозяйстве и транспорте, выбросы парниковых газов которых превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год.
Не допускается превышение квоты, установленной сертификатом на выбросы парниковых газов в соответствующем периоде.

Грубое

наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений

Наличие трех и более подтвержденных жалоб либо обращений, не носящих одинаковый характер

Грубое

Наличие двух подтвержденных жалоб либо обращений, не носящих одинаковый характер

Значительное

Наличие одной подтвержденной жалобы либо обращения

Незначительное

результаты проведенного обязательного экологического аудита

По результатам рассмотрения отчета обязательного экологического аудита имеются факты, позволяющие уполномоченному органу в области охраны окружающей среды обратиться в суд с иском о приостановлении деятельности аудируемого субъекта

Грубое

По результатам рассмотрения отчета обязательного экологического аудита имеются факты, позволяющие уполномоченному органу в области охраны окружающей среды внести изменения в условия экологического разрешения или обратиться в специально уполномоченные государственные органы с предложением об изменении условий договоров (контрактов) на использование и изъятие природных ресурсов, разрешений на эмиссии в окружающую среду и иных разрешений на природопользование

Значительное

По результатам рассмотрения отчета обязательного экологического аудита имеются факты, позволяющие уполномоченному органу в области охраны окружающей среды рекомендовать аудируемому субъекту внести изменения в программу производственного экологического контроля

Незначительное

Приложение 2           
к Совместному приказу        
И.о.Министра национальной экономики
Республики Казахстан       
от 30 декабря 2015 года № 835 и 
Министра энергетики       
Республики Казахстан      
от 15 декабря 2015 года № 721  

                        Проверочный лист
      в области охраны окружающей среды, воспроизводства и
                 использования природных ресурсов

В отношении__________________________________________________________
      (наименование однородной группы проверяемых субъектов)
Государственный орган, назначивший проверку _________________________
_____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ___________________________________________
                                            (№, дата)
Наименование проверяемого субъекта (объекта) ________________________
_____________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер/ бизнес идентификационный
номер проверяемого субъекта (объекта) _______________________________
_____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
_____________________________________________________________________

Перечень требований

Требуется

Не требуется

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

5

6

Учет и отчетность в области охраны окружающей среды

1.

Наличие отчетов по результатам производственного экологического контроля





2.

Для подготовки государственного кадастра потребления озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ ежегодно не позднее первого квартала года, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды сведения о фактически ввезенном, вывезенном и реализованном количестве озоноразрушающих веществ по областям применения по форме, установленной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды





3.

Наличие ежегодного отчета в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о проведении мониторинга воздействия полигона опасных отходов на окружающую среду





4.

Наличие ежеквартальных отчетов о выполнении условий природопользования, включенных в экологическое разрешение, в орган, его выдавший





5.

Собственник отходов обязан вести их учет (вид, количество и происхождение), а также собирать и хранить информацию об опасных для окружающей среды и (или) здоровья человека свойствах отходов. Ведение в журналах строгой отчетности учета отходов, содержащих стойкие органические загрязнители. Собственники отходов должны хранить документацию по учету отходов в течение пяти лет





6.

Собственники отходов представляют уполномоченному органу в области охраны окружающей среды ежегодный отчет о своей деятельности в области обращения с отходами для внесения их в Государственный кадастр отходов





7.

Для подготовки государственного кадастра потребления озоноразрушающих веществ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ ведут учет ввезенного, вывезенного и реализованного количества озоноразрушающих веществ с указанием наименований и места нахождения организаций-покупателей и предполагаемых областей применения





8.

Природопользователи в целях обеспечения государственного учета подземных вод, контроля их использования и охраны окружающей среды ведут первичный учет забираемых из подземных водных объектов и сбрасываемых в них вод в порядке и сроки, устанавливаемые уполномоченным государственным органом по изучению и использованию недр по согласованию с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда





9.

Природопользователи до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, должны представить в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды отчет о фактическом объеме выбросов и поглощений парниковых газов за отчетный период, а также сведения о приобретенных и отчужденных единицах квот, полученных и переданных в результате реализации проектов углеродных единицах





Общие экологические требования

10.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по акту приемочной комиссии, создаваемой с участием уполномоченного органа в области охраны окружающей среды





11.

При выполнении строительных работ должны приниматься меры по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды





12.

Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и зон санитарной охраны, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии, обеспечивающие экологическую безопасность.





13.

Не допускается эксплуатация предприятий, сооружений и иных объектов без установок и оборудования по очистке, обезвреживанию и утилизации опасных отходов, выбросов, сбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды, а также без завершения работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных проектом





14.

На каждом объекте природопользователь должен создать специальное подразделение либо назначить работника, ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами





15.

При проведении производственного экологического контроля природопользователь обязан:
1) разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять в орган, выдающий разрешение на эмиссии в окружающую среду, в рамках получения разрешения на эмиссии в окружающую среду;
2) реализовывать условия программы производственного экологического контроля и документировать результаты.





16.

При проведении производственного экологического контроля природопользователь обязан безотлагательно сообщать в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о фактах нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, установленных в процессе производственного экологического контроля





17.

Осуществление производственного мониторинга окружающей среды производственными или независимыми лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании





18.

Наличие обязательного экологического страхования в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном экологическом страховании





19.

Наличие разрешения на эмиссии в окружающую среду





20.

Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов, принимать меры по снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду





21.

Выполнение условий природопользования, указанных в разрешении на эмиссии в окружающую среду





22.

Природопользователь должен вести журналы проверки состояния технической и экологической безопасности, в которых ответственные должностные лица природопользователя должны записывать обнаруженные недостатки с указанием сроков их устранения





23.

Природопользователь должен иметь план действий по устранению или локализации аварийной ситуации, возникшей в результате нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, стихийных бедствий и природных катаклизмов





24.

Природопользователь обязан информировать уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о происшедших авариях с выбросом и сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду в течение двух часов с момента их обнаружения





25.

Наличие лицензии на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды у физических и юридических лиц по природоохранному проектированию, нормированию и экологическому аудиту для І категории хозяйственной и иной деятельности





Объекты государственной экологической экспертизы

26.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на предпроектную и проектную документацию намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду в соответствии со стадиями





27.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативов эмиссий в окружающую среду





28.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических, документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду





29.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории





30.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на биологические обоснования на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира





31.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности





32.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации





33.

Наличие заключения государственной экологической экспертизы на проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан





Экологические требования при использовании земель

34.

Не допущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его другим лицам (в части возмещения ущерба от загрязнения окружающей среды)





Экологические требования при проведении операций по недропользованию

35.

Конструкции скважин и горных выработок в части надежности, технологичности и экологической безопасности должны обеспечивать условия охраны недр и окружающей среды





36.

При бурении и других операциях по недропользованию с применением установок с дизель-генераторным и дизельным приводом выпуск неочищенных выхлопных газов в атмосферу с таких установок должен соответствовать их техническим характеристикам и экологическим требованиям





37.

Для исключения миграции токсичных веществ в природные объекты должна предусматриваться инженерная система организованного сбора и хранения отходов недропользования с гидроизоляцией технологических площадок





38.

В случаях строительства скважин на особо охраняемых природных территориях необходимо применять только безамбарную технологию





39.

При операциях по недропользованию должны проводиться работы по утилизации шламов и нейтрализации отработанного бурового раствора, буровых, карьерных и шахтных сточных вод для повторного использования в процессе бурения, возврата в окружающую среду в соответствии с установленными требованиями





40.

При применении буровых растворов на углеводородной основе (известково-битумных, инвертно-эмульсионных и других) должны быть приняты меры по предупреждению загазованности воздушной среды





41.

Захоронение пирофорных отложений, шлама и керна в целях исключения возможности загорания или отравления людей производится согласно проекту и по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и местными исполнительными органами





42.

Соблюдение установленного порядка приостановления, прекращения операций по недропользованию, консервации и ликвидации объектов разработки месторождений





43.

Физические и юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказывать вредное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение и истощение водных объектов





44.

Недропользователь обязан соблюдать технологические схемы и проекты на проведение работ, обеспечивающие рациональное использование недр, безопасность работников, населения и окружающей среды





45.

На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, кладбищ, скотомогильников (биотермических ям) и других объектов, влияющих на состояние подземных вод





46.

Бурение поглощающих скважин допускается при наличии положительных заключений уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, выдаваемых после проведения специальных обследований в районе бурения этих скважин





47.

В районе, где производится закачка отработанных вод в поглощающие скважины, силами водопользователя должны быть организованы систематические лабораторные наблюдения за качеством воды в ближайших скважинах, родниках, колодцах по плану, согласованному с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды





48.

Передача уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда и органам санитарно-эпидемиологической службы экстренную информацию об аварийных сбросах загрязняющих веществ, а также о нарушениях установленного режима забора подземных вод и объекта сброса (закачки) в них вод





Экологические требования при разведке и (или) добыче подземных вод

49.

Природопользователи при разведке и (или) добыче обязаны проводить за свой счет научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы по изысканию новых и совершенствованию существующих способов и технологических схем разработки месторождений подземных вод, совершенствовать технологическое оборудование, средства непрерывного и периодического контроля, обеспечивать рациональное использование и охрану подземных вод от истощения и загрязнения, охрану недр и окружающей среды





50.

Разведка и разработка месторождений подземных вод должна осуществляться в соответствии с условиями контракта и разрешения на специальное водопользование, а также при соблюдении норм и требований, предусмотренных экологическим законодательством Республики Казахстан





51.

Природопользователи, проводящие разведку и (или) добычу подземных вод, должны обеспечить рациональную разведку и разработку месторождений подземных вод, при которых достигаются полное комплексное изучение и предотвращение безвозвратных потерь воды и ее качественных свойств за счет недостатков в эксплуатации скважин





52.

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить исключение возможности загрязнения водоносных горизонтов





53.

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить исключение возможности смешения вод различных горизонтов и перетока из одних горизонтов в другие, если это не предусмотрено проектом





54.

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить недопущение бесконтрольного нерегулируемого выпуска подземных вод, а в аварийных случаях срочное принятие мер по ликвидации потерь воды





55.

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить комплексное использование подземных вод, содержащих полезные компоненты





56.

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить охрану атмосферного воздуха, земной поверхности, лесов, вод и других природных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием





57.

При проведении разведки и (или) добычи подземных вод природопользователи должны обеспечить проведение комплекса восстановительных работ на земельных участках, приведенных в негодность в процессе разведки и (или) добычи





58.

Если при использовании недр для разведки и добычи других полезных ископаемых вскрыты водоносные горизонты, природопользователю необходимо принять меры по охране подземных водных объектов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, и сообщить об этом в уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, по изучению и использованию недр и государственный орган санитарно-эпидемиологической службы





59.

Вскрытые подземные водоносные горизонты должны быть обеспечены надежной изоляцией, предотвращающей их загрязнение





60.

При вскрытии водоносных горизонтов, которые могут быть использованы как источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, химические реагенты, применяемые для приготовления (обработки) бурового и цементного растворов, должны иметь токсикологические характеристики, согласованные с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом санитарно-эпидемиологической службы





61.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водозаборов, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры, предотвращающие их вредное влияние на поверхностные водные объекты и окружающую среду (подтопление территорий, опустынивание, заболачивание земель, оползней и просадки грунта)





62.

Природопользователи в целях обеспечения государственного учета подземных вод, контроля их использования и охраны окружающей среды оборудуют водозаборные и водосбросные сооружения средствами измерения расходов вод, а также устанавливают на самоизливающихся скважинах регулирующие устройства





63.

Природопользователи в целях обеспечения государственного учета подземных вод, контроля их использования и охраны окружающей среды ведут контроль за текущей разработкой месторождений подземных вод, оперативный контроль за работой скважин и контроль за выполнением технологического режима в соответствии с утвержденным проектом разработки месторождения или технологической схемы





Экологические требования при использовании водных объектов

64.

Размещение предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, производится с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, охраны недр, санитарно-эпидемиологической, промышленной безопасности, воспроизводства и рационального использования водных ресурсов, а также с учетом экологических последствий деятельности указанных объектов





Экологические требования при сбросе сточных вод

65.

Природопользователи, имеющие накопители сточных вод, обязаны принимать необходимые меры по предотвращению их воздействия на окружающую среду, а также осуществлять рекультивацию земель, занятых этими накопителями после прекращения их эксплуатации





66.

Не допускается сброс в недра сточных вод, не очищенных до нормативных показателей, за исключением закачки сточных вод в подземные водоносные горизонты, подземные воды которых высокоминерализованы, не используются или не могут быть использованы для хозяйственно-питьевых, бальнеологических, технических нужд, в целях ирригации и животноводства, а также за исключением сброса попутнодобываемых карьерных вод в специальные накопители, для которых не требуется установление нормативов веществ и нормируются только объемы воды в кубических метрах





67.

В сбрасываемой воде не должны находиться вещества, агрессивно действующие на бетон и металл





68

Не допускается сброс сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водоемы в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания





69

Природопользователи, осуществляющие сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющие замкнутый цикл водоотведения, должны использовать приборы учета объемов воды и вести журналы учета водопотребления и водоотведения





Экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря

70.

Строительство, монтаж и демонтаж сооружений могут осуществляться только при использовании технологий, обеспечивающих сбор всех видов загрязняющих веществ





71

При обнаружении в пределах контрактной территории ранее пробуренных скважин недропользователь принимает их на баланс и по ним проводит мониторинг





72.

Не допускается сжигание флюидов на факелах при эксплуатации скважин, за исключением случаев угрозы аварийной ситуации





73.

Все операции по обезвреживанию и хранению отходов бурения (шламы и растворы), не вовлекаемых в оборот и не закачиваемых в недра, должны осуществляться на специальном полигоне вне государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря. Указанные операции должны обеспечивать завершение строительства полигона к моменту начала буровых работ и осуществляться по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды





74.

Буровая платформа (баржа) и обслуживающие ее суда оборудуются установкой для очистки и обеззараживания сточных вод или для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда или береговые приемные устройства. Для сбора или обработки мусора (измельчения или прессования) предусматриваются соответствующие устройства. На буровых платформах (баржах) не осуществляется сжигание мусора.





75.

При проведении любых видов строительных и иных работ не допускается использование взрывных работ в толще воды и на морском дне. Взрывные работы под морским дном могут осуществляться по разрешению уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда и по изучению и использованию недр





76.

Забор воды из моря допускается только при условии оснащения водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами. На водозаборных сооружениях должны быть установлены технические устройства для непрерывного контроля эффективности работы рыбозащитных устройств





77.

Перед началом работ по добыче нефти за счет финансовых средств недропользователя должны предусматриваться комплексные программы по охране окружающей среды, включая мероприятия по охране нерестилищ и воспроизводству ценных промысловых рыб, а также среды обитания тюленей в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря





78.

В составе буровых и тампонажных жидкостей не должны применяться вещества, не согласованные в составе технического проекта. В случае использования иных веществ недропользователь согласовывает их применение с уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и по изучению и использованию недр





79.

Буровые установки необходимо комплектовать двигателями внутреннего сгорания, отвечающими требованиям Международной морской организации по предельным значениям выхлопов угарных газов





80.

Энергоустановки должны комплектоваться двигателями внутреннего сгорания или турбинами двойного топлива (дизельное топливо — газ)





81.

Размещение абсорбентов и материалов, необходимых для ограждения и сбора последствий разливов при проведении нефтяных операций на море, на каждом морском сооружении и на каждом судне, на которых осуществляется перевозка нефти и нефтесодержащих грузов





Экологические требования при разведке и добыче на море

82.

Проведение буровых работ с буровой баржи или платформы при наличии ледового покрова на акватории, доступной для судоходства, должно осуществляться при постоянном присутствии корабля ледокольного типа с оборудованием, необходимым для локализации возможного разлива углеводородов. Требование, указанное в настоящем пункте, не распространяется на бурение, ведущееся с искусственных островов





83.

При проведении нефтяных операций недропользователь должен обеспечить мероприятия по предупреждению, ограничению и ликвидации аварийных разливов





Экологические требования для береговых баз снабжения и объектов береговой инфраструктуры

84.

Строительство береговых баз, в том числе складов горюче-смазочных материалов, станции технического обслуживания транспортных средств, кроме портов и причалов, должно осуществляться вне водоохранной зоны берега Каспийского моря с использованием существующей инфраструктуры





85.

По завершении функционирования объектов береговой инфраструктуры и их демонтажа должна быть проведена рекультивация земель в соответствии с проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды





Экологические требования для судоходства

86.

Не допускается использование оборудования и аппаратуры, а также судов, ранее работавшие в иных водных бассейнах, без проведения экологического обследования во избежание случайной интродукции в Каспийское море объектов растительного и животного мира





87.

Все виды перемещений водным транспортом должны быть представлены в составе предпроектной и проектной документации. На стадии детального проектирования и при организации работ должно быть определено расписание по сезонам и указаны маршруты следования судов на картографических материалах. При выборе маршрутов перемещения должны быть учтены гидрометеорологические условия, включая ледовые, а также периоды и места нереста и миграции ценных видов рыб, лежбищ тюленей, гнездования птиц





88.

Все суда должны быть оборудованы системами закрытой бункеровки топливом, емкостями по сбору загрязненных вод и бытового мусора, снабженными устройствами, не позволяющими сброс и выброс в открытые водоемы





89.

Перевозка сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов осуществляется в закрытых контейнерах и специальных емкостях, исключающих их попадание в окружающую среду, в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о торговом мореплавании





90.

Заправка судов в море должна производиться с помощью систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов





91.

Суда должны быть снабжены оборудованием, не допускающим загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы





Мониторинг окружающей среды государственной заповедной зоны в северной части Каспийского моря

92.

Недропользователь, осуществляющий хозяйственную деятельность в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря, начиная со стадии планирования и дальнейшего осуществления производственной деятельности, обязан вести ежегодный (по четырем климатическим сезонам) производственный мониторинг окружающей среды по всей контрактной территории





93.

При проведении производственного мониторинга недропользователь должен учитывать результаты наблюдений предыдущих лет и использовать показания уже существующих станций, расположенных на площади работ (в пределах контрактной территории и в ее окружении), в целях продолжения долгосрочного ряда наблюдений





94.

В случае возникновения аварийных ситуаций безотлагательно организовывается мониторинг последствий аварийного загрязнения окружающей среды





95.

Недропользователь обеспечивает передачу результатов производственного мониторинга в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.





Экологические требования при использовании радиоактивных материалов

96.

Физические и юридические лица обеспечивают соблюдение установленных правил производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации и удаления радиоактивных материалов, недопущение нарушений нормативов предельно допустимого уровня радиационного воздействия, принятие мер по предупреждению и ликвидации радиационного загрязнения окружающей среды





97.

Захоронение радиоактивных отходов, образующихся на территории Республики Казахстан, осуществляется при условии обеспечения радиационной защиты населения и окружающей среды на период времени, в течение которого они могут представлять потенциальную опасность





Общие экологические требования при обращении с отходами производства и потребления

98.

Физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, обезвреживанию и безопасному удалению





99.

Не допускается смешивание опасных отходов с неопасными отходами, а также различных видов опасных отходов между собой в процессе их производства, транспортировки и хранения, кроме случаев применения неопасных отходов для подсыпки, уплотнения при захоронении отходов





100.

Размещение и удаление отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственным органом санитарно-эпидемиологической службы и иными специально уполномоченными государственными органами





101.

Наличие мест временного хранения отходов, предназначенных для безопасного хранения отходов в срок не более трех лет до их восстановления или переработки или не более одного года до их захоронения





102.

Наличие согласованной с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды программы управления отходами:
у физических и юридических лиц, имеющих объекты I и II категории;
у лиц, осуществляющих утилизацию и переработку отходов или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления





103.

Паспорт опасных отходов составляется и утверждается физическими и юридическими лицами, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются опасные отходы





104.

Физические и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами:
1) разрабатывают проекты нормативов размещения отходов, предусматривающие меры по их сокращению путем переработки, утилизации, обезвреживания и безопасного удаления либо передачи физическим и юридическим лицам, осуществляющим эти мероприятия;
2) внедряют малоотходные технологии и организационные меры по снижению образования отходов на основе новейших научно-технических достижений;
3) проводят инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
4) проводят мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
5) предоставляют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, информацию, связанную с обращением с отходами;
6) соблюдают требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимают неотложные меры по их ликвидации





105.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов проводят контроль их состояния и воздействия на окружающую среду и работы по рекультивации нарушенных земель





106.

Физические и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, должны осуществлять мероприятия, направленные на прекращение или сокращение их образования и (или) снижение уровня опасности





107.

Собственник опасных отходов должен обеспечить маркировку упаковок с опасными отходами с указанием опасных свойств. При передаче таких отходов другим лицам на определенный срок собственник отходов информирует их в письменной форме об опасных свойствах этих отходов и о мерах предосторожности при обращении с ними





108.

Размещение опасных отходов разрешается в специально оборудованных местах и осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными экологическими разрешениями.





109.

Владелец полигона обязан постоянно обеспечивать письменное подтверждение получения каждой партии отходов, принятой на участке, и обеспечивать хранение данной документации в течение пяти лет.





110.

Место размещения опасных отходов должно быть обозначено на местности хорошо видимыми опознавательными знаками с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения





111.

Предприятия, которые осуществляют сбор, утилизацию, транспортировку и размещение опасных отходов, разрабатывают планы действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях





112.

Оборудование средствами защиты, обеспечивающими предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения пунктов хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители





113.

Хранение отходов производится в специально оборудованных местах (площадках, складах, хранилищах) на период, установленный для каждого вида отходов в целях последующей утилизации, переработки или окончательного захоронения





114.

Захоронение отходов производится на специально оборудованных полигонах





115.

Опасные отходы должны подвергаться обезвреживанию, стабилизации и другим способам воздействия, снижающим опасные свойства отходов





116.

Каждый полигон оборудуется системой мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду





117.

Владелец полигона должен принять меры по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и внедрения систем контроля и утилизации свалочного газа





118.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды владелец полигона должен внедрить унифицированную процедуру приема на основе классификации отходов





119.

Деятельность полигонов захоронения отходов осуществляется на основании плана по приведению участка в соответствие с экологическими требованиями в срок, согласованный с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды





120.

Собственником полигона создается ликвидационный фонд для проведения мероприятий по рекультивации земли и мониторинга воздействия на окружающую среду после закрытия полигона. Не допускается эксплуатация полигона без ликвидационного фонда





121.

Процедура приема и классификация отходов, принимаемых для захоронения, устанавливаются владельцем полигона и согласовываются с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды





122.

Владелец полигона должен уведомить уполномоченный орган в области охраны окружающей среды о неблагоприятном воздействии на окружающую среду, выявленном в результате контроля и мониторинга, а также согласовывать с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды характер и сроки корректирующих мер, которые будут приниматься





123.

Контроль, мониторинг и (или) анализы должны выполняться аккредитованными лабораториями





124.

Проба фильтрата и поверхностных вод должна отбираться в репрезентативных пунктах. Осуществление отбора и измерение объема и состава фильтрата должны быть выполнены отдельно в каждом пункте участка, в котором фильтрат образуется





125.

Проведение газового мониторинга для каждой секции полигона твердых бытовых отходов в соответствии с методикой по проведению газового мониторинга для каждой секции полигона твердых бытовых отходов





126.

Параметры, которые будут измерены, и вещества, которые будут проанализированы, корректируются в зависимости от состава размещаемых отходов





127.

Параметры, которые будут анализироваться в пробах, взятых из подземных вод, должны быть обусловлены ожидаемым составом фильтрата и качеством подземных вод в данном месте. В процессе выбора параметров для аналитического учета должны быть определены скорость и направление потока подземных вод.





128.

Закрытие полигона (части полигона) по захоронению отходов допускается только после получения экологического разрешения





129.

После закрытия полигона (части полигона) владелец полигона осуществляет рекультивацию территории и проводит мониторинг выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса





130.

Владелец полигона прекращает ведение мониторинга окружающей среды после выполнения рекультивации полигона (части полигона) в соответствии с условиями проекта и выполненные работы приняты актом приемочной комиссии с участием уполномоченного органа в области охраны окружающей среды и государственного органа в области санитарно-эпидемиологической службы





Экологические требования к пунктам хранения и (или) захоронения радиоактивных отходов

131.

Расчет распространения радиоактивного загрязнения поверхностных, грунтовых и подземных вод выполняется на основе проведения специальных гидрологических и гидрогеологических исследований, выполняемых для определения скорости фильтрации растворов и загрязнений, их миграционных способностей и сорбционных возможностей водовмещающих пород





Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, допускающей выбросы парниковых газов и озоноразрушающих веществ

132.

Производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, осуществляются на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды





Государственное регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов

133.

Не допускается осуществление деятельности без получения квот на выбросы парниковых газов природопользователями, осуществляющими деятельность в нефтегазовой, энергетической, горно-металлургической, химической отраслях экономики, в сельском хозяйстве и транспорте, выбросы парниковых газов которых превышают эквивалент двадцати тысяч тонн двуокиси углерода в год.
Не допускается превышение квоты, установленной сертификатом на выбросы парниковых газов в соответствующем периоде, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.





Должностное (ые) лицо (а)________ _____________ _____________________
                       (должность)(подпись) (Ф.И.О. (При его наличии)
                  _______________ _____________ _____________________
                      (должность) (подпись) (Ф.И.О. (При его наличии)

Руководитель
проверяемого субъекта ___________ _____________ _____________________
                      (должность) (подпись) (Ф.И.О. (При его наличии)